Шпоры по муниципальному праву - файл 1-5.doc

приобрести
Шпоры по муниципальному праву
скачать (206.8 kb.)
Доступные файлы (9):
1-5.doc117kb.27.11.2010 19:53скачать
10-13.doc122kb.29.11.2010 04:36скачать
14-17.doc97kb.29.11.2010 12:27скачать
19-23.doc108kb.29.11.2010 14:18скачать
24-27.doc91kb.29.11.2010 15:49скачать
28-31.doc91kb.29.11.2010 15:49скачать
32-36.doc108kb.29.11.2010 17:17скачать
38-40.doc101kb.29.11.2010 22:59скачать
n9.doc81kb.29.11.2010 01:28скачать

1-5.doc


1.Понятие и предмет муниципального права как отрасли права.

Прежде чем раскрыть понятие муниц права, необходимо дать определение местному самоуправлению: МСУ представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах уста­новленных Кон-цией РФ, фед закона­ми, а в случаях, установленных фед законами -законами субъ­ектов Федерации, самостоятельное и под свою ответств-ть решение населением и (или) через органы МСУ вопросов мест­ного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В соответствии со ст. 3 К РФ народ осуществляет свою власть через гос органы (гос власть), а также через органы МСУ (муниципальная власть). Кроме того, народ осуществляет свою власть (как государственную, так и муниципальную) непосредственно: через референдумы, выборы и др формы прямого волеизъявления. Своеобразие МСУ как формы осуществления власти народа (публичной власти) обусловлено также тем, что органы МСУ согласно ст. 12 К РФ не входят в систему органов гос власти. Однако они могут согласно сх 132 К РФ наделяться законом отдельными государствен­ными полномочиями.Таким образом, МСУ (муницип власть) и го­с власть -формы единой публичной власти (власти народа) в гос-ве.

Муниципальное право - отрасль права, для к-рой характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных от-

раслей. Оно рождалось на стыке нескольких отраслей: конституционного, административного, хозяйственного, финнансового, земельного , экологического права Многие нормы муниципального права, регулирующие на местном уровне имущественные, финансовые, земельные и другие отношения, являются одновременно нормами гражданского, финансового, земель­ного и других отраслей права.

Отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом правового регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений. Одна правовая отрасль отличается от другой предметом, методом и законодательством. муниципальное право обладает собственным кругом источников права, главным из которых является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; имеется собственное законодательство, к-рое в своей совокупности образует правовые основы местного самоуправления, хотя основой формирования отрасли является местное самоуправление как неприкосновенный демократический институт, основа конституционного строя, форма организации власти.

МП закрепляет и регулирует обще­ственные отношения, возникающие в процессе организации и осуществле­ния МСУ.

Можно выделить следующие отличительные признаки отношений, со­ставляющих предмет муниципальпо-прававого регулирования.

- данные отношения имеют локально-террито-риальный хар р. Они возникают в основном на местном (муниц-ном) тер-риальном уровне.

- имеют комплексный хар-р, так как связаны с реализацией задач и функций МСУво всех сфе­рах местной жизни: экономической, бюджетно-финансовой, социаль­но-культурной, охраны общественного порядка и др. предмет муниципального права охватывает различные по содержанию и характеру общественные отношения: организационные, управленческие, имущественные, финансовые и т. д.

- обязательным субъектом муниципалъно-правовых отно­шений выступает либо население муниц образования, к-рое непосредственно, т. е. путем референдума, др форм прямого воле­изъявления, решает вопросы местного значения, либо орган или долж­ностное лицо МСУ, наделенные полномочиями по решению данных вопросов.

Таким образом, муниципальное право РФ-это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность право­вых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возни­кающие в процессе организации МСУ и решения насе­лением муниципальных образований непосредствепно} через выборные и другие органы МСУ вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочии, к-рыми могут наделяться органы МСУ.
представительный орган МСУ, другие выборные органы, а также выборных должностных лиц МСУ, определяет структуру органов МСУ. С учетом мнения населения соответствующей тер-рии (а в случаях, предусмотренных законом, - с согласия населения) ре­шаются вопросы о преобразовании муницип образования, уста­новлении или изменении его тер-рии. По инициативе населения проводятся публичные слушания для обсуждения проектов муници­пальных правовых актов с участием жителей муниципального образова­ния. В целях выявления мнения населения и его учета при принятии ре­шений органами и должностными лицами местного самоуправления могут проводиться опросы граждан на всей тер-рии муницип образования или на части его тер-рии.В соответствии с законодательством и уставом муниципального об­разования население может выступать субъектом и иных муницип отношений. Вопросы местного значения могут решаться, сходом, собранием (кон­ференцией) граждан. Как субъекты МПО граждане реали­зуют свое право на местное самоуправление путем участия в местных референдумах, выборах, посредством др форм прямого волеизъяв­ления, а также через выборные и другие органы МСУ.

Субъектами МПО, наделенными полномочии-ями на решение вопросов местного значения, являются орга­ны и должностные лица МСУ.

К ним относятся: а) представительный орган МСУ, обладающий правом представлять интересы населенней прини­мать от его имени решения; б) глава муницип образования -высшее должностное лицо, наделенное уставом муницип обра­зования в соответствии с законодательством собственными полномо чиями; в) местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муницип образования, наделенный полномочиями по ре­шению вопросов местного значения и по осуществлению отдельных го­с полномочий, переданных органам МСУ законом. Местной администрацией в соответствии с уставом му­ниципального образования руководит на при-нципах единоначалия либо глава муницип образования, либо лицо, назначенное на должность главы местной администрации по контракту. В соответствии с уставом муницип образования может быть образован контрольный орган (контрольно-счетная палата, реви­зионная комиссия и др.) в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка управления и распоря­жения муниципальным имуществом.

К третьему виду относятся субъекты, к-рые в той или иной форме содействуют осуществле-нию местного самоуправления (орга­ны территориального общественного самоуправления; объединения муниципальных образований; гос органы; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации).



о местных налогах к др,); БК РФ (содержит положения о бюджетном процессе в муницип образованиях и др.); ЗК РФ (определяет полномочия органов МСУ в области земельных отношений и др.), а также феде­ральные законы от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации го­с и муниципимущества», «О гос и муницип унитарных предпри­ятиях» и др.

Источниками муниципального права являются указы Президен­та РФ и постановления Правительства РФ, содержащие муниципальио-правовые нормы

Нормы муницип права могут содержаться в НПА других федер органов исполнительной власти.

Особым видом источников муницип права являются реше­ния Констит Суда РФ

Вторую группу источников составляют НПА, принимаемые органами гос власти субъектов Федерации; конституции республик, уставы др субъектов Федерации, законы субъектов Федерации о МСУ, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме и др. Кроме того, в эту группу входят акты высших должностных лиц субъектов (пре­зидентов, губернаторов и др.), постановления законодательных (пред­ставительных) органов гос власти субъектов, акты прави­тельств, других органов исголнительной власти субъектов Федерации, в к-рых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы муни­цип права.

В третью группу источников входят НПА, принятые путем прямого волеизъявления населения муницип образований, органами МСУ и должностными ли­цами МСУ: уставы муницип образований; общеобязательные правила по предметам ведения муницип об­разования; решения представительных органов МСУ, устанавливающие порядок управления и распоряжения муници­п собственностью, и др НПА муни­цип образований.

Особое место среди источников муницип права занимают договоры, к-рые могут заключать между собой муницип обра­зования, а также муницип образования и другие субъекты права. ФЗ 2003 г. «Об общих принципах организации МСУ в РФ» расширил практику договорных отношений в системе МСУ. Так, дого­воры и соглашения могут заключаться органами МСУ в целях развития межмунидипальиого сотрудничества, а также меж­дународных и внешнеэкономических связей. Органы МСУ отдельных поселений, входящих в состав муницип района, могут заключать соглашения с органами МСУ муницип района о передаче им осуществления части своих полномочий. Муницип право в качестве своего источника признает также обычай. Это обусловлено прежде всего тем, что организация и деятель­ность МСУ осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций, представляющих собой разновидность обычаев. Признание обычая как традиционно сложившегося и широко при­меняемого правила поведения содержит Федеральный закон от 30 апре­ля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», к-рый предусматривает, что общины и иные формы общестаенного самоуправления создаются в целях защиты искон­ной среды обитания, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры и что органы МСУ обеспечивают права малочисленных народов на защиту исконной среды их обитания, традиционного образа жизни и хозяйствования.


4.Источники муниципального права как отрасли права и научной дисциплины.

источники муницип права -это исходящие от гос-ва или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муницип права, придания им общеобязательного хар-ра.

Источникам муницип права присуще те же признаки, что и источникам права вообще (нормативный хар-р содер­жащихся в них предписаний и обязательность для исполне­ния, к-рая обеспечивается средствами гос воздействия) Своеобразие источников муницип права проявляется прежде всего в том, что они связаны с организацией и функционированием МСУ как формы осуществления народом своей власти на местном уровне, посредством к-рой население самостоятельно и под свою ответств-ть решает вопросы местного значения с учетом исторических и иных местных традиций. Источники .-муницип права устанавливают гос и международ­ные гарантии осуществления МСУ, а также отвстств-ть органов и должностных лиц МСУ перед на­селением и гос-вом. Ими определяется правотворческая деятель­ность органов и должностных лиц МСУ, а также населения, от к-рых исходят муницип правовые акты.Источники муницип права характеризуются множественно­стью, к-рой присуща определенная иерархия. Это обусловлено, в ча­стности, тем, что нормы муницип права содержатся в правовых актах, принимаемых на различных уровнях публичной власти в гос-ве, обладающих разной юридич силой.

три группы источников муницип права с уче­том различных уровней правового регулирования муницип отно­шений.

К первой группе относятся НПА, принимае­мые на федеральном уровне. Это прежде всего Констит РФ -глав­ный источник муницип права. В ней содержатся нормы, закреп­ляющие исходные начала и принципы организации МСУ, гарантии прав МСУ.

К источникам муниципального права относятся федер зако­ны. Важнейший из них- ФЗ 2003 г. «Об общих принци­пах организации МСУ в РФ». Закон содержит нормы, рас­крывающие смысл основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений. Его нормами закрепляются не только полномочия органов гос власти РФ и ее субъектов в области МСУ и перечень вопросов местного значения, к-рые находятся в ведении муницип образований, но и основы деятель­ности МСУ, формы прямого волеизъявления граж­дан и другие формы осуществления МСУ, гос гарантии МСУ и ответств-ть органов МСУ и должностных лиц МСУ.

К источникам муницип права относится Европейская хартия МСУ, к-рая действует в рамках Совета Европы, членом к-рого Россия является с 1996 г. Хартия устанавливает важ­нейшие принципы организации МСУ, а также га­рантии прав МСУ. Хартия была ратифицирована Россией в 1998 г. м в соответствии с ч. 4 ст. 15 Кон РФ стала составной частью правовой системы РФ.

Нормы муниципального права содержатся в ФЗ «"О муниципальной службе в РФ" и"Об обеспечении конституционных. прав граждан РФ. избирать и быть избранными в органы. МСУ" и др.

Кроме того, к источникам муницип права относятся и дру­гие федеральные акты, затрагивающие вопросы МСУ, К ним относятся: ГК РФ (содержит положения о муницип собственности и др.); НК РФ (содержит положения

5.Муниципально-правовые отношения и их субъекты.

Мупиципально-правовые отношения (МПО) - это регулируемые нормами муницип права общественные отношения, возникающие в про­цессе организации и деятельности МСУв город­ских, сельских поселениях и на др тер-риях с учетом историче­ских и иных местных традиций.

МПО с учетом их содержания мож­но подразделить на отношения:

а) связанные с организацией МСУ;

б) характеризующие муницип деятельность по непосредст­венному жизнеобеспечению населения муниципальных образований;

в) в к-рых находит свое воплощение деятельность органов МСУ по осуществлению отдельных гос полномочий.

В первую группу входят отношения, связанные с образованием, преоб­разованием муницип образований, установлением и изменением их границ и наименований, утверждением символики муницип образований, а также с определением структуры органов МСУ, их наименованием и формированием, контролем за деятель­ностью органов МСУ,их ответств-ти. Ко второй группе относятся отношения, возникающие в процессе ре­шения жителями муницип образования непосредственно, через выборные и др органы МСУ вопросов обеспе­чения социально-экономического развития муницип образо­вания, жизнедеятельности его населения. Это, например, отношения, связанные с управлением муницип собственнос-тью, формирова­нием, утверждением и исполнением местного бюджета, регулированием планировки и застройки территорий муницип образований, со­держанием дорог местного значения, организацией и развитием муни­цип учревдсний здравоохранения, образования, культуры. Третью группу составляют отношения, возникающие в процессе реализации переданных органам МСУ отдельных гос полномочий. Гос-во, наделяя органы МСУотдельными гос полномочиями с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, ус­танавливает условия и порядок контроля за их осуществлением.

Субъектами МПО являются: муници­пальные образования; население муниципальных образований; сход граждан; собрание или конференция граждан; органы МСУ; граждане; депутаты представительных органов МСУ; члены других выборных органов МСУ; должностные лица МСУ; органы террито­риального общественного самоуправления; объединения муниципаль­ных образований; гос органы; общественные объедине­ния; предприятия, учреждения, организации.

Субъекты МПО можно условно подраз­делить на три вида.

К первому виду относится особый субъект -муниципальное образова­ние,представляющее собой населенную тер-рию (ее границы уста­навливаются субъектами Федерации в соответствии с федеральным за­конодательством) в пределах к-рой осуществляется местное само­управление в целях решения вопросов местного значения и имеются находящееся в муницип собственности имущество, средства местного бюджета, выборные и иные органы местного самоуправле­ния. Муниципальное образование принимает также свой устав, к­рый подлежит гос регистрации в порядке, установленном фед законом. Виды муницип образований: а) муницип район; б) входящие в состав муницип района городские и сельские поселения; в) городской округ; г) внутригородские муни­цип образования, создаваемые в городах федерального значения (Москва и Питер)

Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом прини­мать решения (участвовать в принятии решений) по вопросам местного значения. Это прежде всего население муницип образования. Население избирает


3.Муниципально-правовые нормы и институты.

Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отно­шения, возникающие в процессе организации и деятельности местного са­моуправления, называются муниципалъно-правовыми нормами. В сово­купности они образуют муниципальное право как отрасль российского права. Нормам муниципального права присущи те общие черты, кото­рые характерны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципала но-правовые нормы имеют и свои особенности.

Правовые нормы, как правило, появляются в результате правотвор­ческой деятельности государства, его органов. Значительную часть норм муницип права составляют обще­обязательные правила поведения, содержащиеся в нормативных актах органов МСУ, к-рые не входят в систему органов гос власти.

Федеральный закон 2003 г. об общих принципах организации МСУ устанавливает, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно (т. е. на ре­ферендуме и т. п.), а также органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Своеобразие норм, составляющих в совокупности муницип право, определяется также и тем, что муницип право - это ком­плексная отрасль. многие нормы муницип права выступают одновременна и нормами основных отраслей права, таких как конституционное право, гражданское право, финансовое право и др.

классифиция норм муницип права

По объекту правового регулирования муниципально-правовые нормы делятся на закрепляющие:

-МСУ в системе народовластия (понятие, прин­ципы, функции МСУ);

- основы деятельности МСУ (тер-риальная, организационная, экономическая основы);

- предметы ведения и полномочия МСУ (муни­ципальных образований);

- гарантии МСУ;

-ответств-ть органов МСУ и должностных лиц МСУ.

По характеру предписаний они делятся на:

- управомочивающие, обязывающие, запрещающие

По степени определенности предписаний делятся на императивные и диснозитивные. Импе­ративная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу НПА органов МСУ и их должностных лиц, затрагивающих права, свободы и обязанности чело­века и гражданина (требуется их официальное опубликование- обнародование), Примером диспозитивиых могут служить нормы, преду­сматривающие возможность расширения перечня вопросов, отнесен­ных законодательством к вопросам местного значения, по инициативе самих муницип образований.

По тер-рии действия федеральными (действуют на всей тер-рии России), такими, дейст­вие к-рых ограничивается тер-рией конкретного субъекта Феде­рации, а также местными, действующими в пределах отдельного муни­цип образования.

По источникам, т. е. по характеру актов, в к-рых содержатся нор­мы муницип права, выделяют нормы» устанавливаемые на Феде­ральном уровне, на уровне субъектов Федерации и на уровне муници­пальных образований.

Кроме того, различают материально-правовые и процессуальные нор­мы. Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов МСУ и должностных лиц МСУ, права и обязанности граждан, др субъектов муницип права. Процессуальные нормы определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов МСУ, порядок принятия решений непосредственно населением муницип образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициати­ву в вопросах местного значения и т. д.

Правовой институт в муницип праве представляет собой сово­купность муниципально-право-вых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, к-рые образуют в рамках предмета муницип права самостоятельную, обособленную группу, К числу муниципально-правовых институтов относятся: территориальные основы МСУ; муницип органы и должнос­тные лица; вопросы местного значения и полномочия муници­п власти; муницип выборы и местные референ­думы; муниципальная служба и т. д.










































































































Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации