Методическая разработка - Общая психопатология. Симптоматология психических болезней - файл n1.doc

приобрести
Методическая разработка - Общая психопатология. Симптоматология психических болезней
скачать (265 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc265kb.16.09.2012 06:27скачать

n1.doc

  1   2   3   4




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: «Общая психопатология. Симптоматология психических болезней».
ПРЕДМЕТ: «Неврология и психиатрия с основами сестринского дела»

Исполнитель: преподаватель

психиатрии Желдак И. М

Заслушана и обсуждена на заседании

ПЦК узких дисциплин.

Протокол №_____ от «____» ____ 2007 года

Председатель ЦМК _______________Микулич С.В.

Тема: «Общая психопатология. Симптоматология психических болезней».

Предмет : «Неврология и психиатрия с основами сестринского дела»

Тип занятия : Лекция.

Продолжительность занятия: 90 мин.

Место проведения : БГМК.

Научно-методическое обоснование темы.
Общая психопатология — это учение об общих закономерностях психических болезнейю Если частная психиатрия изучает отдельные болезни, то общая психопатология или, вернее, общая психиатрия, изучает общие закономерности психического расстройства, типовые психопатологические процессы, природу этих типовых психопатологических процессов (делирий, аменция, галлюцинаторно-параноидное состояние и т.д.. Психопатологические типичные состояния могут возникнуть при разных болезнях, следовательно, они имеют общее значение. Общая психиатрия изучает такого рода типовые психопатологические процессы, их природу, их происхождение (патогенез) и общие становления. Общая психиатрия неотрывна от частной, ибо типовые психопатологические процессы не существуют вне отдельных болезней, они являются результатом обобщения изменений, которые возникают при отдельных болезнях. Следовательно, общая психиатрия строится на обобщении всех тех изменений, которые возникают в течении отдельных психических болезней. Вместе с тем установление общих закономерностей психического расстройства позволяет углубить изучение индивидуального, свойственного отдельным болезням. Вооруженные знанием общих закономерностей, мы глубже проникаем в сущность, в особенности отдельных болезней. Вместе с тем общая психопатология является составной частью общего учения о болезнях человека. Она является разделом общей патологии.


Учебные цели:


  1. Определить предмет «психиатрия».

  2. Определить связь психиатрии с другими медицинскими дисциплинами.

  3. Ознакомить учащихся с организацией психиатрической помощи в Республике Беларусь.

  4. Дать краткий исторический очерк развития психиатрии.

  5. Ознакомить учащихся с физиологией нервной системы.

  6. Дать понятие об общей психопатологии и симптоматологии психических болезней.

  7. Ознакомить учащихся с основными клиническими психопатологическими симптомами.


Воспитательные цели :


  1. Развивать чувство ответственности за порученное дело

  2. Прививать чувство милосердия в работе с пациентами.

  3. Развивать клиническое мышление, способствовать развитию интереса к избранной профессии.

Развивающие цели:

Урок направлен на развитие у учащихся способностей использовать свои базовые теоретические знания для полного понимания вопросов по данной теме.

Межпредметные связи :
Обеспечивающие:
Анатомия и физиология : анатомо-физиологические особенности нервной системы.

Фармакология : транквилизаторы, антидепрессанты различных групп.

Сестринское дело: наблюдение и уход за пациентами с психическими расстройствами.

Медицинская этика и деонтология: особенности личности больных разными психическими расстройствами, правила общения с пациентом.

Обеспечиваемые:
Медицинская психология: теории личности, психологические защиты


Метод изучения материала:

Лекция.

Наглядные пособия и ТСО:


  1. Рекламные проспекты лекарственных препаратов, таблицы.

  2. Раздаточный материал: тесты.


Литература для преподавателя:


  1. Тёлле Р. «Психиатрия с элементами психотерапии» «Интерпрессервис» Минск 2002г.

  2. Руководство по психиатрии /Под ред. Г. В. Морозова. – В 2-х т – М., Медицина, 1988 г.

  3. Рустанович А. В., Шамрей В. К. «Клиническая психиатрия в схемах и рисунках». Санкт-Петербург 2006г.

  4. Золотухина О..Н. «Художественная психопатология», Ижевск 2000г.

  5. Сорокина Т. Т. и др. «Практическое пособие по психиатрии», « Вышейшая школа», Минск 1991г.

  6. Свядощ А. М. « Неврозы» «Медицина», Москва 1982 г.

  7. Кербиков О. В. «Психиатрия» «Медицина» Москва 1968 г.

Литература для учащихся:


  1. Кирпиченко А.А., Гурленя А.М., Пашков А.А. Нервные и психические болезни (с основами ухода за больными): Учебное пособие. Издание 2-е, стереотипное. Минск: «Вышэйшая школа», 1998. – 256 с.

  2. Справочник медицинской сестры по уходу. Под редакцией Палеева Н.Р. – М.,1999. – 544 с.

  3. Бортникова С.М., Зубахина Т.В. Нервные и психические болезни. Под общей редакцией Б.В.Карабухина. Серия «Медицина для Вас». Ростов н/Д: «Феникс», 2000, 2004. – 480 с.



Организационная структура и содержание занятия.





Основные этапы и учебно-целевые вопросы

Методы контроля и обучения

Наглядные

средства,

материалы контроля..

Время, мин.

1

Организация занятия







1

2

Постановка учебных целей и их мотивация







2

4

Основной этап занятия. Изложение нового материала по теме: «Общая психопатология. Симптоматология психических болезней».

Вопросы:

1.Предмет и задачи психиатрии.

2.Краткий очерк развития психиатрии.

3.Межпредмет. связи.

4. Организация психиатрич. помощи населению Республики Беларусь.

5. Расстройства восприятия, мышления, эмоций, памяти, воли, сознания.

6. Основные психопатологические синдромы.

7. Основные принципы лечения в психиатрии.


Лекция-беседа с применением наглядных средств.



Рекламные проспекты лекарственных препаратов..



60

5

Заключительный этап занятия. Закрепление и контроль усвоения новой темы.

Фронтальный опрос, тестовый контроль, решение типовых задач.

Вопросы, карты тестовых заданий, карты клинических задач.

25

6

Подведение общего итога занятия, выставление оценок.




Учебный журнал.

2

7

Домашнее задание.

Кирпиченко А.А., Гурленя А.М., Пашков А.А. Нервные и психические болезни Минск: «Вышэйшая школа», 1998 стр. Стр. 210-223




1



Вопросы заключительного этапа по теме: : «Общая психопатология. Симптоматология психических болезней».


  1. Дайте определение термина «общая психопатология».




  1. Перечислите условия принудительной госпитализации.




  1. Перечислите расстройства ощущений.




  1. Перечислите расстройства восприятия.




  1. Перечислите простые расстройства мышления.




  1. Перечислите сложные расстройства мышления.




  1. Перечислите расстройства памяти.




  1. Перечислите расстройства эмоций.




  1. Перечислите расстройства воли.




  1. Основные методы лечения в психиатрии.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Терапевтический диктант по теме: : : «Общая психопатология. Симптоматология психических болезней».
1. Общая психопатология это -
2. Иллюзии это -
3. Галлюцинации это -


  1. Бред это -


5. Конфабуляции это-
6. В отличии от навязчивых идей при бреде отсутствует… -
7. Кататонический синдром чаще всего встречается при … –
8. Депрессивная триада включает в себя-…………………………………
9.Транквилизаторы применяют преимущественно при лечении…
10. Нейролептики применяют преимущественно при лечении…


Ответы на диктант:

1. Общая психопатология это – часть психиатрии изучающие симптомы и синдромы психических расстройств.
2. Иллюзии это – искаженное восприятие реально существующего объекта.
3. Галлюцинации это – восприятие без объекта


  1. Бред это – это ложное суждение или умозаключение возникающее на болезненной основе и не поддающееся переубеждению


5. Конфабуляции это- заполнение пробелов памяти событиями бывшими ранее и вымышленными.
6. В отличии от навязчивых идей при бреде отсутствует… - критика
7. Кататонический синдром чаще всего встречается при … – кататонической шизофрении
8. Депрессивная триада включает в себя - а) снижение настроения, б) психомоторное торможение, в) ангедонию.…………………………………
9.Транквилизаторы применяют преимущественно при лечении — неврозов…
10. Нейролептики применяют преимущественно при лечении — психозов…

Лекция

Общая психопатология

. Психиатрия (от греч. psyche - душа, iatreia - лечение) - наука, изучающая весь спектр психических расстройств от самых легких до выраженных и их лечение. Психиатрия — клиника, этиология, патогенез, лечение, профилактика, реабилитация.

Относится к наукам, предметом которых является психика человека. Имеет непосредственную связь с психологией - наукой, изучающей психику здоровых людей, социологией, устанавливающей значение тех или иных общественных отношений в социуме. Согласно ВОЗ, здоровье - это не только отсутствие болезней и физических недостатков, но и состояние полного физического, психического, социального и материального благополучия. Психическое здоровье состоит в гармонии с окружающей средой, другими людьми и самим собой.

Вся психическая деятельность имеет своей материальной основой кору головного мозга человека, состоящую из более 14 млрд. нейронов, соединенных бесчисленным числом связей. Это сложнейшая саморегулирующаяся система позволяет человеку решать многочисленные мыслительные задачи.

Психические болезни представляют собой болезни целостного организма, т. е. не только психики, но и регулируемой ею гормональной и нервной систем. Поэтому расстройства психических процессов можно определить не только по психопатологическим симптомам, но и по симптомам нарушения вегетативной нервной системы (работа сердца, кишечника, дыхание и т. д.), а также поведению.

Отрасли психиатрии — детская, военная, суд.-псих, геронтолог. и др.

  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации