Журналистика: Сборник пособий, учебников, материалов - файл n4.doc

приобрести
Журналистика: Сборник пособий, учебников, материалов
скачать (26505 kb.)
Доступные файлы (56):
n1.pdf644kb.12.10.2008 22:45скачать
n2.pdf357kb.02.03.2011 03:17скачать
n3.pdf1274kb.28.02.2011 17:10скачать
n4.doc220kb.03.03.2011 13:03скачать
n5.doc2299kb.26.01.2008 17:54скачать
n6.rtf10kb.25.01.2011 21:09скачать
n7.doc2277kb.23.02.2011 20:19скачать
n8.rtf567kb.28.02.2011 06:42скачать
n9.doc112kb.06.08.2006 16:03скачать
n10.pdf677kb.30.10.2010 15:13скачать
n11.pdf1133kb.17.03.2009 21:36скачать
n12.doc2331kb.03.03.2011 13:35скачать
n13.doc1742kb.09.02.2011 10:51скачать
n14.doc2164kb.02.03.2011 23:51скачать
n15.pdf1437kb.06.09.2004 14:42скачать
n16.doc3038kb.03.03.2011 13:37скачать
n17.doc957kb.02.03.2011 16:35скачать
n18.rtf93kb.02.03.2011 11:30скачать
n19.docx3962kb.15.11.2010 20:30скачать
n20.pdf3132kb.13.06.2007 19:04скачать
n21.doc422kb.02.03.2011 05:43скачать
n22.pdf679kb.24.10.2010 08:56скачать
n23.doc346kb.15.11.2010 21:13скачать
n24.doc357kb.15.12.2004 03:12скачать
n25.pdf1920kb.02.03.2011 11:32скачать
n26.doc1983kb.27.09.2010 16:21скачать
n27.pdf4510kb.18.02.2011 19:34скачать
n28.doc1669kb.17.12.2008 16:04скачать
n29.rtf970kb.10.09.2003 18:27скачать
n30.rtf915kb.15.02.2011 02:40скачать
n31.doc1835kb.03.03.2011 13:40скачать
n32.doc1352kb.02.03.2011 22:28скачать
n33.doc422kb.06.02.2011 17:25скачать
n34.doc81kb.03.03.2011 12:58скачать
n35.doc1559kb.24.01.2008 01:26скачать
n36.doc1486kb.03.02.2011 00:27скачать
n37.doc355kb.19.02.2006 15:41скачать
n38.doc2056kb.26.01.2008 17:22скачать
n39.doc519kb.26.01.2008 17:23скачать
n40.doc837kb.03.03.2011 00:16скачать
n41.djvu1408kb.16.10.2010 01:33скачать
n42.docx535kb.01.03.2011 11:34скачать
n43.doc1407kb.06.02.2006 18:25скачать
n44.doc2584kb.29.04.2006 01:03скачать
n45.pdf922kb.27.02.2011 16:40скачать
n46.doc2036kb.03.03.2011 13:48скачать
n47.doc2731kb.03.03.2011 13:49скачать
n48.doc1278kb.10.07.2004 20:43скачать
n49.pdf614kb.20.10.2010 06:02скачать
n50.pdf760kb.27.01.2011 22:27скачать
n51.rtf842kb.29.12.2010 20:03скачать
n52.doc2764kb.03.03.2011 13:30скачать
n53.doc406kb.02.03.2011 22:20скачать
n54.doc235kb.04.02.2005 04:27скачать
n77.css
sheremetev_eksl.gif10kb.31.01.2006 21:01скачать

n4.doc

  1   2
Гражданская журналистика

Использование приемов гражданской журналистики в профессиональной журналистской

деятельности

Глава 1.

История, теоретическое обоснование и примеры гражданской журналистики.

Гражданская журналистика, безусловно, стара как мир.

Поскольку журналистика возникла в тот момент, когда люди начали рассказывать друг другу, очевидцами чего они стали, можно смело сказать, что предшественницей профессиональной журналистики в ее современном виде была гражданская коммуникация, то есть обмен информацией между обычными людьми.

Первые журналисты были именно гражданскими журналистами.

Оперируя современными терминами, их можно было бы назвать первыми «военными репортерами», но они были простыми солдатами, которые, помимо своих прямых обязанностей, должны были выполнять дополнительное задание – сообщать оставшимся в тылу – в основном, матерям и женам – о том, что происходит на поле брани, о (неизменно успешных) военных действиях. Эти люди принимали непосредственное участие в освещаемых ими событиях. Более того, с оружием в руках, они сами творили историю, всеми силами пытаясь повлиять на исход войны.

Спустя много лет, такая позиция стала неприемлемой для профессионального журналиста. Согласно современным представлениям, журналист должен быть беспристрастным наблюдателем событий, объективно освещающим обе стороны конфликта.

Постепенно, шаг за шагом, любительская журналистика или, другими словами, гражданская коммуникация, эволюционировала в профессиональную журналистику. С одной стороны, эта эволюция повлекла за собой возникновение этических норм и обязанностей (*), которые должны соблюдаться и выполняться журналистами. С другой стороны, новоявленные профессионалы стали обращаться в поисках информации преимущественно к официальным источникам. Таким

образом, власти стали естественным и чуть ли не единственным

источником информации для журналистов. Обычные граждане

практически не были представлены в средствах массовой

информации, журналисты вспоминали о них лишь тогда, когда было

необходимо проиллюстрировать ту или иную мысль.

Но казавшиеся такими естественными узы, связывавшие

журналистов и представителей власти, стали подвергаться сомнению

после Второй Мировой Войны. Журналисты все чаще становились

свидетелями того, к чему может привести злоупотребление

неограниченной властью. Многие из них стали относиться к поведению

и профессиональной деятельности своих коллег с недоверием и

отвращением. На тот момент журналистика и власть сошлись слишком

близко. Зачастую журналистика использовалась властьимущими как

инструмент для достижения собственных целей. И тогда пришло время

4

заново взглянуть на гражданское население. Теперь, вместо того,

чтобы слепо следовать всем указаниям представителей власти и

неизменно отвечать «Да, премьер-министр; нет, премьер-министр», к

ним стали относится лишь как к власти, как таковой. Пропасть между

выстроенной башней из слоновой кости и простыми людьми

становилась все больше. Гражданское население перестало быть лишь

толпой, единственной задачей которой было проголосовать за тех,

кого нужно, но стало рассматриваться и как источник знаний и опыта,

противопоставленный властям, которые, как казалось раньше, всегда

знали все обо всем.

*) Международная декларация принципов поведения журналистов, принятая

на Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в

Бордо 25-28 апреля 1954 года (изменения внесены на XVIII Всемирном

Конгрессе МФЖ в Хельсинки 2—6 июня 1986 года), включает 9 пунктов:

«Международная декларация провозглашается в качестве стандарта

профессионального поведения журналистов в области приобретения,

передачи, распространения и комментирования информации и описания

событий.

1. Уважение правды и права общества знать правду — первоочередной долг

журналиста.

2. Осуществляя профессиональную деятельность, журналист обязан

отстаивать принцип свободы при честном сборе и публикации информации и

права на честный комментарий и критику.

3. Журналист обязан оперировать только той информацией, источник

которой ему известен. Журналист не должен пренебрегать важной

информацией или фальсифицировать документы.

4. Получая информацию, фотографии и документы, журналист должен

использовать только честные методы.

5. Журналист должен сделать все возможное для исправления или

опровержения информации, которая может нанести серьезный ущерб.

6. Журналист обязан соблюдать профессиональную тайну и не разглашать

источник информации.

7. Журналист должен отдавать себе отчет в той опасности, которую таит в

себе призыв к дискриминации, распространенный через СМИ, и должен

сделать все возможное для того, чтобы избежать даже невольного

стимулирования дискриминации на основе расы, пола, сексуальной

ориентации, языка, религии, политических или иных взглядов,

национального и социального происхождения.

8. Журналист должен считать серьезными профессиональными

нарушениями: плагиат; умышленное искажение фактов; клевету,

оскорбление, необоснованное обвинение; получение взятки в любой форме

5

за публикацию (или не публикацию) того или иного материала.

9. Журналист, достойный этого высокого звания, считает своим долгом

добросовестно выполнять вышеизложенные принципы. Действуя в рамках

законодательства своей страны, журналист при решении профессиональных

вопросов признает только юрисдикцию коллег, в том числе и в случае

вмешательства в такого рода вопросы правительства или других

ответственных лиц».

С середины девяностых годов некоторые американцы стали

выражать крайнее недовольство по поводу уровня существовашей

журналистики. Вот что говорили пионеры гражданской журналистики,

основатели авторитетного американского социологического центра The

PewResearchCentreforthePeople & thePress: «Журналистика имеет

обязанности перед общественной жизнью – обязанности гораздо

большие, чем просто сообщать новости или публиковать множество

фактов».

Один из ключевых аспектов журналистики – информировать

читателей, зрителей и слушателей. Но одно дело – обеспечивать

людей информацией, чтобы они знали, что происходит, и совсем

другое – попытаться объяснить им, что происходит, причем так, чтобы

они действительно поняли это.

Определение:

Гражданская журналистика (также известная как общественная

журналистика) – это попытка отказаться от идеи о том, что

журналисты и их аудитория являются лишь наблюдателями за

процессами, происходящими в политике и в общественной жизни.

Соответственно, гражданская журналистика добивается того, чтобы

обращаться со своими читателями, зрителями и слушателями, а также

со всеми без исключения членами общества, как с участниками

происходящих событий.

Это определение сопровождается набором обязательных правил.

Вот некоторые из них, сформулированные одним из пионеров

гражданской журналистики Дэвидом Пэрри в его книге «Корни

гражданской журналистики»:

«Пытаться сделать журналистов и средства массовой информации активными

участниками общественной жизни вместо того, чтобы воспринимать их как

обособленных наблюдателей».

«Сделать средства массовой информации простанством для свободного

обсуждения общественных проблем».

«В освещении событий отдавать предпочтение делам, событиям и

проблемам, которые играют важную роль в жизни обычных людей».

«Приходить к выводу о том, что представляет собой общественное мнение,

только после дискуссий и дебатов между членами общества».

«Попыаться использовать журналистику для увеличения общественного

капитала».

Эти великие слова могут привести Вас к мысли о том, что

гражданская журналистика является абсолютно новой концепцией в

журналистике, прямо противоположной тому, что Вы знали о професси

раньше. В государствах с хорошо развитой структурой СМИ, таких,

6

например, как США, гражданская журналистика действительно

стремится к отдельному существованию. Но гораздо эффективнее

рассматривать гражданскую журналистику как один из способов

модернизировать панель доступных Вам журналистских инструментов.

Именно с этой точки зрения гражданская журналистика будет

рассматриваться в рамках этого курса. Это не значит, что теперь Вы не

имеете права брать интервью у представителей власти. Это значит,

что теперь Вы понимаете, что, помимо представителей власти,

существуют и другие источники информации. Ваши соседи зачастую

являются равноценными, и иногда и более достоверными,

источниками информации, особенно тогда, когда дело касается вещей,

имеющих прямое отношение к их жизни. Пренебрегать ими в данном

случае – стыд и позор.

Приведем несколько примеров, наглядно демонстрирующих, как

приемы гражданской журналистики могут помочь Вам в создании

более совершенных и завершенных журналистских материалов. К

примеру, правительством Вашей страны принят закон, запрещающий

выбрасывать мусор в ночное время. Вы не только можете, но и

обязаны узнать у чиновников о причинах, подвигнувших их принять

этот закон. Но Вы также можете и также обязаны узнать мнение Ваших

сограждан по поводу этого закона. Столкнулись ли они с какими-то

проблемами в связи с этим законом? Удалось ли Вам выяснить мнение

большинства? Соглашались ли люди высказывать то, что думают,

после того, как узнавали о том, что их имя может попасть на страницы

газет? Мнение обычных людей может стать ключевой частью

материала, и это будет именно то, что мы называем гражданской

журналистикой.

Расследовательская журналистика под прикрытием – тоже прием

гражданской журналистики. Гюнтер Вальраф, первопроходец в этом

виде журналистики, работал как нелегальный эмигрант на стройке в

Западной Германии, после чего, в 1985 году, написал книгу «На самом

дне». Еще раньше он работал в редакции «желтой» газеты «Бильд» в

Германии, что позволило ему разоблачить методы искажения фактов,

которые активно использовались сотрудниками этой газеты. Используя

фальшивые удостоверения личности, он нарушал закон, но это была

единственная возможность проникнуть за кулисы происходящих

событий, чтобы узнать правду. Примечательно, что, несмотря на

множество судебных исков против журналиста, Гюнтер Вальраф ни

разу не был признан виновным.

В этом курсе Вам предлагается познакомиться с различными

приемами гражданской журналистики и создать новые журналистские

произведения с использованием этих приемов, чтобы оценить их

значимость и возможности. Повторимся: использование описываемых

техник не означает, что Вы больше никогда не должны брать интервью

у представителей власти и любых других официальных лиц. Вы

обязаельно будете делать это, но с осознанием того, что в Вашем

распоряжении есть и другие источники.

7

Глава 2.

Две теории о средствах массовой информации

Теория коммуникативного воздействия и манипуляции

Эту теорию также сравнивают со шприцом для внутривенных

инъекций и с эффектом волшебной пули. Суть этой теории, или как ее

еще называют – медиа-ориентированного подхода, в том, что человек

немедленно получает и полностью принимает предназначенное для

него информационное сообщение. Человек подчиняется действию

средств массовой информации, которые воздействуют на него как

наркотик, которому невозможно сопротивляться. Теория была

разработана в 1930-х годах интеллигенцией Марксистской школы во

Франкфурте, которая с ее помощью пыталась объяснить рост нацизма

в Германии. Наиболее известный пример того, что считается

последствиями воздействия СМИ на аудиторию, - радиопостановка

произведения Герберта Уэллса «Война миров» в 1938 году и

незамедлительная реакция на нее миллионов американцев.

Выражение «шприц для внутривенных инъекций» используется

для того, чтобы создать визуальный образ последовательного

стратегически спланированного внушения или «внедрения»

информации в человеческое сознание. Такой подход неизбежно ведет

к губительной ошибке, которую могут совершить журналисты,

пренебрегая такими вещами, как свободная интерпретация и

различное толкование. А ведь именно эти аспекты являются

ключевыми в процессе коммуникации.

Теория удовлетворения информационных нужд и потребностей

аудитории

Средства массовой коммуникации являются необыкновенным

явлением, настоящим феноменом. Через множество различных

каналов, печатных или вещательных, они имеют возможность

достигать миллионов людей, что недоступно ни одной другой силе на

Земле. В отсутствие СМИяркие речи политиков не оказывали бы

такого влияния на людей; события, происходящие где-то на

периферии так и оставались бы событиями местного масштаба; а

театральные представления с участием выдающихся актеров не были

бы увидены никем, кроме зрителей, сидящих в зале. СМИ

преодолевает пространста и выстраивает отношения с аудиторией

напрямую. Многие социологи предпринимали попытки исследовать,

какой эффект СМИ оказывают на общество и какую роль играют в

нашей социальной жизни. Используя многочисленные методы

социологических исследований, включая работу с фокус-группами,

опросы, анкетирование, клинические исследования, а также

8

обыкновенные гипотезы и предположения, быловыстроено несколько

моделей, описывающих отношения между СМИ и аудиторией.

Первоначальноосновным критерием изучения было то, каковы

возможности СМИ манипулировать аудиторией, насильственно

«внедряя» информацию в сознание читателей, зрителей или

слушателей. Но после более скрупулезного исследования, теория

коммуникативного воздействия и манипуляции – как она была названа

позже – была признана непригодной. Теория удовлетворения

информационных нужд и потребностей или, как ее еще называют,

человеко-ориентированный подход, продемонстрировала изменения в

мышлении людей, что было установлено, когда исследователи начали

анализировать влияние СМИ с позиции аудитории. Эта теория

описывает мотивы, побуждающие людей обращаться к тем или иным

СМИ, а также объясняет, почему мы смотрим те или иные

телепрограммы, почему нам надоедает читать газеты, почему мы не

можем оторваться от наших любимых сериалов. Лежащая в основе

этой теории идея такова: главная мотивация людей– удовлетворить

определенные нужды и потребности. То есть вместо того, чтобы

выяснять, как медиа использует нас, было решено исследовать то, как

мы используем медиа.

Модель отдельно рассматривает четыре типа нужд.

Потребность в наблюдении

Потребность в наблюденииобъясняется тем, что люди чувствуют

себя гораздо спокойнее, когда у них есть ощущение, что они в курсе

того, что происходит в мире и непосредственно вокруг них. В качестве

примера при этом обычно приводят такой журналистский жанр, как

новости. Читая или смотря новости, мы узнаем о том, что происходит в

мире, а поскольку новости обычно представляют собой плохие

новости, полученные нами знания и предствления о мире позволяют

нам чувствовать себя более уверенно относительно того, что касается

нашей личной безопасности. Это соображение может показаться

многим немного странным, мол, как это так, - чем больше мы знаем о

различных несчастьях и трагических событиях, тем спокойнее и

безопаснее мы себя чувствуем, но социологи доказывают, что

неведение люди воспринимают как больший источник опасности, и

чем больше мы знаем, тем лучше себя чувствуем. Когда мы смотрим

новости, наше вниманием автоматически привлекают те из них, в

которых рассказывается о чем-то, особенно важном для нас.

Например, если бы мы не обращали внимания на новости, мы бы

погрязли в тоннах бесполезнойинформации, или стали бы легкой

добычей нового компьютерного вируса, или могли бы попасть в

больницу, известную халатным отношением к пациентам.

9

Новости – не единственный журналистский жанр, о котором

можно вспомнить, говоря о потребности в наблюдении. Можно также

упомянуть многие потребительские и криминальные программы.

Привлекательность этих программ для зрителей в том, что они делают

общедоступной именно ту информацию, которая необходима людям.

Подобные программы обращаются к зрителю напрямую и часто

пытаются привлечь его к участию в программе. Поскольку обычно

речь в таких программах идет, в основном, о внутригосударственных

или о местных проблемах, без отвлечения на мировые новости,

потенциальное влияние на зрителя становится внушительным.Из

таких программ мы узнаем, вкакие страховые компании не стоит

обращаться, каковы современные методы кражи мобильных

телефонов, и какие приемы используют слесари, чтобы «накрутить»

цену в несколько раз. Знание о потенциальных ловушках, которые

могут подстерегать нас в жизни, дает нам ощущение большей

защищенности, потому что мы знаем, как избежать их (другое дело –

сможем ли противостоять проблемам, когда столкнемся с ними).

Таким образом, потребность в наблюдении включает в себя все,

что касается осведомленности. Мы используем СМИ для того, чтобы

больше знать о мире, удовлетворяя потребность в знаниях и

безопасности.

Потребность в персональной идентификации

Потребность в персональной идентификации объясняется тем,

что, будучи субъектом СМИ, у нас появляется возможность

самоутверждаться как личности, а также это помогает нам

позиционировать себя в обществе определенным образом. Особенно

отчетливо это можно проследить на примере «мыльных опер»,

создатели которых пытаются показать обществов миниатюре.

Сериальные персонажи обычно наделяются такими чертами характера,

которые позволяют им сильно отличаться друг от друга. Это позволяет

каждому зрителю выбрать героя, который был бы похож на него

самого, героя, на которого хочется быть похожим, а также героя, к

которому можно относиться с презрением. Например, Вы можете

узнать себя в герое, который вечно оказывается виноватым у других,

и этодушевное родство может помочь Вам лучше понять и выразить

себя. Вам также может очень симпатизировать персонаж, который

кажется «крутым» и ведет такой образ жизни, который Вам тоже

хотелось бы вести. Такаявзаимосвязь может помочь Вам прийти к

гармонии с самим собой и помочь поставить перед собой цели, к

которым хотелось бы стремиться. В конце концов, в сериале может

быть такой персонаж, которого Вы просто терпеть не можете. Обращая

внимание на дурные стороны его характера и неправильные с Вашей

точки зрения решения («Ох, она не должна была этого делать!»), Вы

помогаете себе определиться с собственной идентификацией,

осознавая, что конкретно Вам не нравится в себе и в окружающих...

10

Использование СМИ для формирования собственной личности

можно проследить и вне связи с мыльными операми. Спортсмены и

поп-звезды часто становятся настоящимиобразцами для подражания,

вдохновляющими детей и подростков по всему миру (именно поэтому

каждый раз поднимается такой шум, когда какой-нибудь из «идолов»

делает что-нибудь не так). Даже такой серьезный жанр как новости

может быть приспособлен к удовлетворению потребностив

самоидентификации. Это происходит тогда, когда ведущие новостей

воспринимаются не просто как «говорящие головы», а как личности:

«Смотреть новости с моей бабушкой -это просто кошмар! Она

постоянно комментирует то, как одета ведущая, какая у нее преческа,

как она себя ведет...»

Потребность в формировании личных взаимоотношений

Этоттип нужд делится на две части. С одной стороны, у нас

могут формироваться отношения со СМИ как таковыми, с другой, - мы

можем использовать СМИ для формирования личных взаимоотношений

с другими людьми.

Отношения со СМИ

Многие люди рассматривают телевидение как способ дружеского

общения. Как бы трагично это ни звучало, задумайтесь, сколько раз

Вы смотрели телевизор в одиночестве или вместе с кем-то, но в

полном молчании. Просмотр телевизора очень часто является глубоко

личным переживанием, а, наблюдая за одними и теми же героями в

течение продолжительного времени, мы можем почувствовать, что они

стали нам очень близки, как будто мы знаем их лично.Если давно

знакомый персонаж по сценарию умирает, те, кто следили за ним в

течение долгого времени, часто так расстраиваются, будто потеряли

друга. Мы также довольно много разговариваем с телевизором.

Немногие футбольные фанаты могут усидеть на месте во время

футбольного матча, не выкрикивая что-нибудь в адрес игроков или

судьи. Многие зрители также часто подсказывают персонажам, что те

должны делать (или не делать):

«Не спускайся вниз в ночной рубашке! Нет, не открывай дверь! Н-е-е-

е-т!!!»

Чем дольше мы наблюдаем за теми или иными знаменитостями

или персонажами, тем больше нам кажется, что мы знаем их.

Особенно реалити-шоу могут дать нам ощущение такогочувства

близости с участниками, что они действительно становятся частью

нашей жизни. И хотя такие отношения являются односторонними и

11

неравноценными, легко заметить, как мыможем влюбиться в

телевизионных героев.

Использование СМИ для построения личных взаимоотношений

Другой вид этого типа потребностей объясняет то, как мы иногда

используем СМИ, чтобы завязать и построитьотношенияс реальными

людьми. Подзаголовок популярного английского сериала «Истэндеры»

(“EastEnders”) о повседневной жизни жителей одной из площадей в

лондонской Ист-Энде звучит так: «Все говорят об этом».Являясь

хорошим маркетинговым ходом, он поддерживает положение о том,

что очень часто медиа используется для людских социальных нужд.

Когда двоим людям нравится одна и та же программа, они могут

начать разговор именно с ее обсуждения, более того, по этой же

причине бывает гораздо легче заговорить с незнакомцем. Были также

проведены исследования, которые выдвигают такое предположение:

некоторым семьям совместный просмотр телевизора необходим для

того, чтобы было что обсуждать в семейном кругу, чтобы был стимул

общаться, отпускать шутки на интересующую всех тему. Такой вид

использования СМИ (в числе других разновидностей отношения с

медиа)яростно высмеивается в ситкоме производства BBC

«Королевская семья».

Потребность в приятном времяпрепровождении

Потребность в приятном времяпрепровождении описывает то, что

обычно определяется, как бегство от реальности (эскапизм): мы

смотрим телевизор для того, чтобы на некоторое время забыть о том,

что происходит в нашей жизни и подумать о чем-то другом. Эта

потребность может удовлетворяться как при просмотре позитивных

передач, таких, как программы о путешествиях или фильмы с

неизменно хорошим концом, которые помогают нам развеселиться и

забыть о собственных проблемах; так и при просмотре негативных

передач, таких, как программы о суровой реальности или трагические

фильмы, которые помогают увидеть свои проблемы в перспективе

(«По крайней мере, в моей жизни не все так плохо!»).

К этому же виду потребностей относится и наше желание

использовать СМИ для того, чтобы элементарно развлечься, например,

посмотрев хороший детектив, или расслабиться, включив телевизор

фоном и не особо заботясь о том, что идет по нему в данный момент.

СМИ также может помочь нам снять напряжение, в том числе,

сексуальное, благодаря эротическим сценам в фильмах, а также

порнографии.

В целом, теория удовлетворения информационных нужд и

потребностей аудитории раскрывает множество причин, побуждающих

нас обращаться к СМИ, а также описывает некоторые функции,

которые СМИ могут выполнять в нашей жизни.Какое отношение эта

12

теория имеет к курсу гражданской журналистики? Она еще раз

доказывает, что наша аудитория – это не «полые вены», в которых

содержится лишь то, что мы в них«впрыскиваем». Наши читатели,

зрители и слушатели–такие же граждане, как и мы с Вами (включая

политиков), люди с собственным мнением и собственными желаниями.

Если мы хотим наладить процесс коммуникации с ними, мы должны

считаться с их нуждами. Если мы будем воспринимать нашу аудиторию

серьезно, она может оказать нам неоценимую помощь. Подумайте о

том, как Вы можете удовлетворить нужды и потребности Вашей

аудитории.

ЗАДАНИЕ 1: Просмотрите свои уже написанные материалы и

отберите те из них, в которых, по Вашему мнению,

использованы методы гражданской журналстики. Принесите их

в класс. Обсудите в группе некоторые из них.

13

Глава 3

Теория коммуникации: адресант и адресат

Старания журналистов обеспечить свою аудиторию информацией

являются одним из способов распространения информации. Мы

посылаем информационное сообщение нашим читателям, зрителям и

слушателям, мы пытаемся установить с ними контакт для того, чтобы

рассказать им о том, что, по нашему мнению, представляет для них

интерес. Не думайте, что это неприемлемый подход, в конце концов,

люди отдают предпочтение тому или иному изданию, то или иной

программе, потому что им интересно наше мнение. Но если мы

перестанем смотреть на аудиторию, как на полые сосуды, которые

только и ждут очередной информационной инъекции, то сможем

понять, что общение с аудиторией является намного более

эффективным путем определиться с тем, о чем нам стоит писать и

рассказывать. Если мы прислушаемся к нашим читателям и узнаем,

какова сфера их интересов, то сможем сделать издания и программы

гораздо привлекательнее для них, а также, вполне возможно, и для

многих других людей, которые пока не входят в состав нашей

постоянной аудитории.

Такой подход применим не только к выбору тем, но и к способу

их освещения. Интервьюируячиновника на тему принятия нового

закона, мы пытаемся объяснить людям причины происходящего. Без

этого не обойтись, если мы хотим понять, что стоит за тем или иным

решением, действием или событием, но все же это – односторонняя

связь. Мы можем разъяснить цель принятия закона, но это совершенно

не будет значить, что именно так обстоят дела на самом деле. Для

того, чтобы выяснить реальное положение дел, нам нужно узнать

мнение населения – нашего адресата.

Для того, чтобы всегда обладать максимально разносторонней

информацией, мы не должны пренебрегать мнением адресатов в

двустороннем процессе коммуникации. Это позволит нам не только

создавать объективные журналистские материалы, но и избежать того,

чтобы стать орудием пропаганды по отношению к нашей аудитории.

Или, что еще хуже, мы можем грезить, будто мнение официальных лиц

и наше собственное мнение разделяет весь народ, а это, скорее всего,

далеко не так. Это очень опасная западня для каждого журналиста.

Существует огромное количество примеров во всем мире, когда

журналисты и политики теряют связь с реальностью и с простыми

людьми, причем в большинстве случаев, - расплачиваясь за этой

высокой ценой.

14

Глава 4

VoxPop.

Уличные опросы общественного мнения или Voxpop (Vox populi

переводится с латыни как «глас народа»), как мы называем этот

прием,– очень простой и доступный метод получить представление о

взглядах Ваших читателей, зрителей и слушателей по поводу

различных актуальных вопросов. Именно поэтому этот прием широко

используется присоздании журналистских материалов.Казалось бы,

это так просто: стоит лишь выйти на улицу или зайти в большой

торговый центр, задать нескольким прохожим пару вопросов,

«склеить» цитаты вместе, и очередная статья готова! К сожалению,

многие репортерытак и делают, создавая, тем самым, сомнительную

репутацию уличным опросам.

Тем не менее, если использовать этот метод правильно и

относиться к нему ответственно, он способен придать Вашему

материалу такую достоверность, на которую не способен ни один

другой метод. Но, используя эту технику, журналист долженбыть

честным– как перед своей аудиторией, так и перед собой. В

большинстве случаев практически невозможно проверить, насколько

правдивы данные уличного опроса. Отвечать за это может лишь

журналист, проводивший опрос. Даже респондент, имя которого часто

не упоминается, не в силах определить, были ли искажены его слова,

или эта цитата принадлежит другому человеку.

По этой причине, первое, что Вы должны сделать,

познакомившись с эти методом, - это преднамеренно совершить

ошибку. Отправляйтесь на улицу с четкой целью собрать комментарии,

которые поддерживали быопределенную точку зрения. Одного раза

будет достаточно для того, чтобы Вы поняли: получить «нужные»

комментарии очень легко. Для этого даже не обязательно выходить из

дома, можно просто придумать подходящий комментарий, приписать

его вымышленному лицу, скажем, гражданину А.А., которому,

предположим, 37 лет. При этом шанс, что кто-то поймает Вас на лжи,

будет минимальным, ведь никто не сможет доказать, что Вы на самом

деле не говорили с гражданином А.А.

Так что «чистота» написания материалов с использованием

техники Voxpop– полностью в руках журналиста. (Кстати, не

забывайте об этом, когда сами окажетесь в роли респондента).

Справляться с такой ответственностью нелегко. Мы должны очень

ответственно подходить к выбору кандидатов для уличных опросов.

Кто, по нашему мнению, способен представлять народ? Если мы будем

интервьюировать людей лишь своего возраста с одним и тем же

уровнем образования, мы введем нашего читателя в заблуждение.

Если мы (возможно, на подсознательном уровне)отберем только те

комментарии, которые совпадают с нашим собственным мнением, мы

предадим нашего читателя. Если мы обратимся с определенным

15

вопросом всего-навсего к двум семейным парам, которые, скорее

всего, разделяют мнения друг друга и, основываясь на этих данных,

напишем, что все опрошенные нами люди высказались одинаково, мы

заставим нашего читателя поверить в то, что общество в целом

разделяет одну точку зрения.

Ложь, предательсто, манипуляция – все это очень сильные

слова. Но они вступают в свою законную силу, если журналист

относится к опросам общественного мнения безответственно.Вы, по

крайней мере, должны быть чисты перед самими собой: Вы должны

быть абсолютно уверены в том, что сделали все возможное для того,

чтобы на самом деле попытаться выяснить общественное мнение. И

даже если Вам не удалось добиться желаемого результата, Ваша

совесть будет чиста: Вы сделали все, что в Ваших силах.

Как выбрать подходящих респондентов? Основная идея такова:

относитесь к Voxpop как к небольшому научному исследованию. Вам

нужно опросить как минимум 10 человек. Вы должны получить

широкий спектр мнений, поэтому не ищите всех респондентов в одном

и том же месте, ведь в этом случае велики шансы, что Вы не узнаетео

настроениях большой группы, представленной в обществе. Задавайте

вопросы и мужчинам, и женщинам. Не стоит интервьюировать пары,

поскольку, скорее всего, они будут разделять одно мнение, что может

направить Ваше мини-исследование по ложному пути.

Используя ту или иную цитату, будьте уверены в том, что она

отражает настроения большинства. Если же это не так, компенсируйте

ее цитатой, представляющей противоположную точку зрения. Не

поддавайтесь искушению публиковать лишь красивые цитаты

образованных людей, помните, что Voxpop не делает исключений ни

для банкиров, ни для водителей общественного транспорта, ни для

слесарей,ни длянищих.

Как правильно задавать вопросы, используя технику Voxpop?

Помните, Ваше собственное мнение может сильно повлиять на то, как

Вы формулируете вопрос.Будьте осторожны с этим, Вы ведь не

хотите, чтобы Ваше мнение доминировало? Если бы Вы хотели этого,

то не утруждалибы себя расспросами. Так что Ваша задача –

придумать нейтральные вопросы. Сначала определитесь с

собственным мнением. Запишите его. Теперь попытайтесь

сформулировать вопрос. Если Вам кажется, что вопрос получился

нейтральным, замените ключевые слова на антонимы. Например,

вопрос «Согласны ли Вы с тем, что наш любимый президент Алиев

распределяет годовой доход от продажи нефти справедливо?»

замените на «Согласны ли Вы с тем, что диктатор Алиев распределяет

годовой доход от продажи нефти среди своих друзей?». Этот прием

поможет Вам выяснить, насколько субъективен сформулированный

Вами вопрос.

Давайте респондентам возможность развить свою мысль до

конца. Раз Вы просите их высказать свое мнение на всю страну, то

обязаны выслушать все, что они хотят сказать,даже если Вы

категорически не согласны с тем, что они говорят. Конечно, все имеет

16

свои границы, и Вы не обязаны слушать одного человека целый день

напролет, но опрашиваемые Вами люди имеют право объяснить свою

запутанную точку зрения или же наоборот –причину ее отсутствия.

ЗАДАНИЕ 2. Напишите текст объемом 500-600 слов, используя

лишь технику Voxpop. Для выполнения этого задания

опросите 10 человек на одну и ту же тему. Подготовьте свои

вопросы, помня о том, что в них не должно быть ни грамма

субъективности. Возможная тема: повышение цен на продукты.

ЗАДАНИЕ 3. А теперь, используяВаш опрос,напишите статью

на ту же тему: повышение цен на продукты. Помимо того,

чтобы у Вас уже есть, используйте и другие источники.

Согласны ли Вы, что получившийся материал имеет большее

отношение к теории удовлетворения информационных нужд и

потребностей аудитории?

17

Глава 5

Статистика и методология

Знающие люди говорят: «Существует ложь, еще большая ложь, а

также статистика». Основная причина такого отношения к статистике

заключается в том, что многие читатели не в состоянии проверить

достоверность статистических данных, ведь они не знают, как

проводятся исследования и, кроме того, как Вы используете их

результаты. Как насчет такого примера:

«На сегодняшний день большинство азербайджанцев поддерживают

новое руководство».Недавно проведенное исследование

демонстрирует смену настроений жителей Азербайджана. Месяц назад

48% граждан высказались в поддержкунаследника Гейдара Алиева,

на сегодняшний день нового главу нашего государства поддерживает

51% граждан.

Похожие примеры встречаются в СМИ каждый день. Как

читатели, мы воспринимаем факты как они есть. Мы доверяем

средствам массовой информации, мы уверены, что они не лгут нам, и

что подобное исследование действительно проводилось. Вполне

возможно, что так оно и есть. Но как журналисты, мы имеем дело с

очень мощным орудием. Более того, будучи журналистами, мы не так

часто проводим исследования самостоятельно. Обычно мы получаем

данные от других людей или компаний, проводивших исследование, и,

основываясь на них, пишем свои собственные материалы, часто – не

задавая никаких вопросов. Но мы всегда должны задавать вопросы, а,

не получая правильных ответов на них, не имеем права публиковать

результаты сомнительных исследований.

Какие вопросы следует задавать? Смотрите наш пример.

1. Кем проводилось исследование?

Имеет ли значение, если представленное выше исследование

проводилось партией Алиева? Думается, да. Стоит ли доверятьего

красноречивым результатам?

2. Сколько человек принимало участие в опросе?

Если исследователи проинтервьюировали четверых человек напротив

здания, в котором располагается их офис, можно ли считать эти

данные достоверно представляющими общественно мнение всех

жителей Азербайджана?

3. Кто конкретно принимал участие в опросе?

18

Может ли быть так, что, проинтервьюировав сто человек в большом

магазине в туристическом центре Баку, можно получить такие же

результаты, как после опроса ста сельских жителей?

4. Какие вопросы задавали исследователи?

Многие вопросы заранее содержат в себе ответы. Например,

«Согласны ли Вы, что преемник Гейдара Алиева отлично справляется

со своими обязанностями?» или «Как бы Вы оценили поведение нового

руководства в эти экономически суровые времена? Лучше, хуже или

точно так же, как и раньше?» Два этих вопроса ведут к абсолютно

разным ответам, но при этом могут быть опубликованы под

одинаковыми заголовками.

5. Как выглядят точные результаты?

Что бы Вы сделали с результатами исследования, если бы 40%

респондентов ответили «Я не знаю»? С журналистской точки зрения

эти данные не представляют интереса, а вот со статистической – еще

как.

6. Когда изменение можно считать переменой?

Зачастую мы сталкиваемся с изменениями такого рода: 51,2%

переросли в 51,6%. Такое изменение можно считать значимым только

для огромного и безукоризненно выполненного исследования.

Статистика и методология –слишком сложные науки для того,

чтобы подробно рассказать о них в этом пособии. Для тех из Вас, кто

захочет подробнее ознакомиться с ними, рекомендуется зайти на этот

сайт (на английском языке):

http://www.jerrydallal.com/LHSP/LHSP.HTM

Вот несколько основополагающих правил, которые Вы должны знать:

1. Чтобы выяснить общественное мнение целого народа, достаточно

опросить 1000 человек.При этом респонденты должны представлять

всевозможные слои населения (мужчины/женщины, богатые/бедные,

городские жители/сельские жители и т.д.)

2. Вопросы должны быть настолько беспристрастными и

нейтральными, насколько только возможно. Наводящие вопросы

обесценят Ваше исследование и послужат лишь орудием пропаганды.

Вы должны быть уверены в том, что интервьюеры не приукрашивают и

не искажают ответы. А если Вы хотите выяснить, произошли ли какие-

то изменения в обществе, то должны задавать те же вопросы, которые

задавали в предыдущих исследованиях на эту тему.

3. Если Вы сделаете точные результаты исследования доступными

широкому кругу читателей (например, разместите их на интернет-

19

сайте издания), Вы не только окажете услугу Вашим читателям, но и

добавите правдоподобия Вашей статье.

4. Изменения в статистических данных должны быть довольно

весомыми, чтобы считаться значимыми. Обычно изменения меньше 5%

расцениваются как незначительные.

5. Публикуя результаты исследования, Вы должны отдавать себе отчет

в том, что Вы делаете. Будте честны перед самим собой и перед

читателями по поводу количества опрошенных респондентов,

проанализируйте результаты беспристрастно. И не бойтесь называть

свое исследование «ненаучным». Вашим читателям оно будет

интересно в любом случае.

После того, как Вы прочитали эту главу, у Вас может возникнуть

желание вообще не касаться этого журналистского жанра. Это было

бы большой ошибкой. Хорошее исследование всегда способствует

появлению новостей и интересных публикаций. Особенно в тех

областях, где политики и прочие «слуги народа» рассчитывают на

поддержку общества, статистически исследования могут изменить ход

событий очень неожиданным образом.

ЗАДАНИЕ 4. Проведите свое собственное статистическое

исследование внутри класса. Удостоверьтесь, что Вы

проинтервьюируете по крайней мере 100 человек,

репрезентующих ту или иную тему. Перед тем, как начать

опрашивать респондентов, обсудите сформулированные

вопросы на занятии. Распределите функции, чтобы точно знать

кто будет опрашивать какую категорию респондентов.

20

Глава 6

Parsprototo. Часть вместо целого

Журналисты всегда смотрят на мир как будто через тоненькую

трубочку. И это объяснимо: мы такие же люди, как и все остальные,

мы не можем взлететь над землей, мы не можем заглянуть в будущее.

Именно поэтому мы выбираем те или иные примеры, надеясь, что они

могут наглядно проиллюстрировать ситуацию в целом. Такие примеры

мы называем parsprototo, что переводится с латыни, как «часть

вместо целого». При использовании этого приема, общество

становится инструментом журналистики, поэтому в рамках данного

курса parsprototo будет рассматриваться как один из методов

гражданской журналистики.

Материал о том, что при росте инфляции пенсионные выплаты не

повышаются, может получиться весьма скучным и пресным, если будет

состоять сплошь из цифр и графиков. Мы можем «оживить» его,

превратив в очерк о пожилом человеке, который едва сводит концы с

концами. Особенно если наш герой всю свою жизнь помогал другим, а

сейчас вынужден просить милостыню, чтобы не умереть с голоду.

Журналистские материалы, проиллюстрированные примерами, в

которых Ваши читатели и зрители узнают себя или своих близких,

будут иметь прямое отношение к Вашей аудитории и покажутся ей

более достоверными.

Иногда parsprototo может быть не только иллюстрацией к

материалу, но и новостью в себе. Ведь зачастую наиболее

увлекательные истории можно услышать во время различных

мероприятий, на праздновании дней рождений и т.д., в условиях,

когда людям легче делиться своими эмоциями и изливать душу.

Сложность использования этого метода заключается в том, что

Вы должны отыскать такой пример, который бы действительно

отражал ситуацию, в которой оказалось достаточно большое

количество людей. Вы должны быть полностью уверены в том, что

описываемый Вами случай не является исключением из правил.

Иногда, для того, чтобы убедиться в этом, Вам придется задавать

своим героям очень личные вопросы. Например, тот пожилой человек,

который живет на грани бедности, - уверены ли Вы в том, что в его

случае нет каких-либо других факторов, влияющих на его финансовое

состояние, таких, скажем, как алкоголизм или игровая зависимость?

Также стоит поговорить и с другими людьми, оказавшимися в

похожей ситуации: справляются ли они с проблемой недостатка денег?

И не забывайте проверять информацию, которую Вы намерены

использовать в своем материале, ведь мнение свободно, а факты

священны. Если пенсионер говорит Вам, что получает от государства

определенную сумму денег, попросите его предоставить Вам

докозательства. Конечно, при этом Вы можете чувствовать себя

ужасно неловко, но только представьте, как Вы почувствуете себя,

21

если на следующий день после опубликования непроверенной

информации, кто-то сможет доказать Вам, что Вы написали неправду,

и Вам будет совершенно нечего на это ответить.

Parsprototo– прием, используемый журналистами повсеместно.

Он может сослужить хорошую службу, когда Вам понадобится сделать

материал максимально доступным и понятным для читателей или

зрителей. Не забывайте, что выбранное Вами «частное» должно

давать очень хорошее представление о «целом».

Существует огромное количество журналистских произведений, в

который использован прием parsprototo, их можно найти в любом из

средств массовой информации. Возможно, Вы и сами когда-то

использовали его при написании статьи или подготовке сюжета.

Почему бы не принести эти материалы на занятие и не обсудить их в

классе?

ЗАДАНИЕ 5.Поверьте, Вам будет не так-то просто убедить своих

коллег в том, что Ваша история является типичным примером,

отражающим состояние реальности. В конце концов, Вы

должны доказать окружающим, что так оно и есть. Если Вам не

удалось этого сделать, значит в следующий раз будьте

внимательнее при выборе случая или персонажа.

Как бы там ни было, для того, чтобы добиться желаемого эффекта,

используя метод parsprototo, нужно обладать горячим сердцем и

живым умом. Если Вы потеряли связь с простыми людьми, то Вас вряд

ли можно назвать хорошим журналистом. Для того, чтобы этого не

случилось, необходима практика.

ЗАДАНИЕ 6.Создайте журналистский материал, используя

метод parsprototo. Самостоятельно выберите тему и героя.

Сумейте доказать, что Ваш пример является актуальным при

освещении выбранной Вами темы.

22

  1   2


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации