Лысак И.В. Отечественная история - файл n1.doc

приобрести
Лысак И.В. Отечественная история
скачать (323.3 kb.)
Доступные файлы (2):
n1.doc1499kb.02.09.2009 16:49скачать
n2.doc101kb.04.09.2009 11:49скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
ТЕМА 1. НАРОДЫ И ДРЕВНЕЙШИЕ

ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
Человек современного вида (Homo sapiens) появился на территории нашей страны в Причерноморье и на юге Средней Азии примерно 30 тыс. лет назад.

В то время центральные и северные области европейской части России были покрыты ледником. Первобытные люди занимались охотой, собирательством, рыболовством. По мере потепления климата и таяния ледников первобытные люди стали расселяться из юго-западных и южных областей на север и восток. К V тыс. до н.э. люди проникли до верховьев Волги и на территорию современных Прибалтики и Карелии, а в III–II тыс. до н.э. – до Баренцева моря и в южные области Сибири (до Байкала), после чего стали постепенно продвигаться и к северу азиатской части страны.

Примерно в VI–III тыс. до н.э. на территории Евразии начинается период неолита (нового каменного века). В неолите на смену присваивающему приходит производящее хозяйство, возникают земледелие и скотоводство, производство керамики и ткачество. Заметно усложняется общинно-родовая организация. Как правило, родом руководили старейшина и (или) военный вождь. Старейшина, обязанности которого ограничивались мирными делами, избирался на общем собрании всех членов рода из числа наиболее авторитетных и опытных членов рода. Военного вождя выбирали на время войны. Родственные роды объединялись в племена.

Южные области Евразии, в силу благоприятных природных условий, значительно опережали в своем развитии другие ее части.

На рубеже III и II тыс. до н.э. возникли рабовладельческие государства в Закавказье, Средней Азии и Причерноморье (Урарту, Согдиана, Бактрия, Хорезм). Все они появились на юге, долгое время развивались независимо друг от друга. У этих государств не было контактов с западными и центральными областями европейской части России, где тысячелетием позже стали формироваться основы древнерусской государственности.

В I тыс. до н.э. берега Черного моря стали осваивать древние греки. Наибольший размах греческая колонизация достигла VI–V вв. до н.э. В это время в Северном и Восточном Причерноморье и Приазовье греки создают такие крупные города – колонии, как Тирас (устье Днестра), Ольвия (район Очакова), Херсонес (район Севастополя), Феодосия, Пантикапей (район Керчи), Танаис (устье Дона), Фанагория (Таманский полуостров) и др.

В V в. до н.э. Пантикапей стал центром Боспорского царства (V в. до н.э. – IV в. н.э.), включавшего значительную часть Приазовья. Здесь активно развивались торговля, земледелие, скотоводство, рыболовство, ремесленное производство.

Греческие города-государства копировали устройство и образ жизни греческого мира. Почти все они были рабовладельческими республиками. Рабы приобретались в результате войн, и владеть ими могли все свободные граждане. Здесь сложились крупные земельные владения, в которых производилось зерно, вино, масло. На высоком уровне находилось ремесло, чему в немалой степени способствовала широкая торговля.

На рубеже нашей эры греческие колонии подвергались неоднократным нападениям кочевников, и в III в., когда началось великое переселение народов, все они прекратили свое существование.

К северу от греческих крымских поселений жили многочисленные кочевые племена скифов, видимо, относившиеся к иранской языковой группе. Древнегреческий историк Геродот выделяет у скифов три основные группы: царских скифов, живших в низовьях Днепра и Дона, считавшихся верхушкой союза племен, скифов-пахарей, живших в причерноморских степях, и, возможно, в лесостепной зоне на территории нынешней Украины, скифов-кочевников, обитавших на правобережье Дона.

На рубеже V–IV вв. до н.э. у скифов начинает формироваться государство во главе с царями. У скифов развиваются ремесла (в том числе металлургия), торговля, архитектура. В огромных, достигающих высоты семиэтажного дома курганах (так называемых «царских») захоронена верхушка скифской знати вместе с женами, слугами, лошадьми. В курганах найдены выдающиеся произведения скифского и античного искусства.

С III в. до н.э. Скифское царство испытывает натиски сарматов, родственных скифам кочевых племен, живших в степях бассейнов Волги и Дона и в Южном Приуралье. Сарматы во II–I вв. до н.э. завоевали значительную часть территории Скифии. В руках скифов остается Крым, где создается новое царство со столицей в Неаполе Скифском на берегу Салгира.

В начале III в. н.э. в район Северного Причерноморья пришли готы – племена древних восточных германцев. Они разрушили скифские города. Окончательный разгром скифского государства произвели кочевые племена гуннов, появившиеся на Крымском полуострове в 70-е гг. IV в. н.э.

В III–IV вв. н.э. началось время борьбы сотен варварских племен с соседними государствами. Этот период называют также великим переселением народов.

Переселение народов шло в двух направлениях. С северо-запада Европы на юг и юго-запад двигались племена кельтов, германцев, позднее – славян. С востока из Азии на запад перемещались орды кочевников. В IV в. н.э. гунны прошли путь от Великой Китайской стены до Франции, аланы – предки современных осетин – от Северного Кавказа до Испании. Этот процесс способствовал крушению Римской империи и Византии. В то же время он оказал большое влияние на складывание народностей индоевропейской языковой семьи (романских, германских, славянских).
ТЕМА 2. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА И ИХ СОСЕДИ
Многие ученые полагают, что на большей части территории Восточной Европы славяне появились в VII–VIII вв. н.э.

Археолог И.И. Ляпушкин высказал предположение, что продвигались они двумя путями:

  1. Приднепровье заселялось выходцами с Карпат,

  2. Север – с побережья Балтийского моря.

Вне зависимости от того, являются ли восточные славяне автохтонами (то есть исконным населением) Восточной Европы или пришельцами, в VII–VIII вв. они уже составляют значительную часть населения этой территории. Проникновение славянских племен на эту территорию не было завоеванием. Плотность населения здесь была очень низкой, и славянам не приходилось вступать в конфликты с местными жителями – угро-финнами и балтами.

Отношения славян с другими соседями были более сложными. В IV–VII вв. из степей Центральной Азии в Европу вторгаются орды кочевников. Вслед за гуннами (IV–V вв.) в середине VI в. возникает Аварский союз кочевых племен. Сами авары были тюрками, но в их состав входили также монгольские и угро-финские племена. Образовав свою державу – каганат, авары вступили в борьбу с Византией, однако в 626 г. потерпели сокрушительное поражение. Аварский каганат распался.

Аварский каганат подчинил себе и славянский племенной союз дулебов, живших в Прикарпатье. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» сохранила предание о насилии аваров над дулебами во времена «Ираклия царя» (византийского императора, царствовавшего в 610–641 гг.).

В середине VII в. в южных степях складывается Болгарское государство – объединение разных племен, где основным источником богатства знати была военная добыча. Внутренние усобицы быстро привели к распаду государства. Часть болгар во главе с ханом Аспарухом откочевала на Дунай, где заняла Добруджу, подчинив себе местные славянские племена. Другая часть болгар во главе с ханом Батбаем двинулась на северо-восток и осела в среднем течении Волги и на нижней Каме, создав крупное государство – Волжско-Камскую Болгарию (или Булгарию).

В VII в. на юге появился другой тюркский народ – хазары. Они создали свой каганат, расположенный на Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье, Северном Причерноморье и частично в Крыму. Хазарам удалось установить свое господство и над восточнославянскими племенами. Многие из них платили им дань вплоть до конца IХ в.

В VII–VIII вв. у славян уже идет интенсивный процесс разложения родоплеменного строя. Так, из древнейшей летописи «Повести временных лет» мы знаем о крупных восточнославянских племенных группах – полянах, живших в среднем Поднепровье (среди полей), их соседях древлянах, находившихся южнее Припяти (среди лесов), волынянах (или бужанах) – до Западного Буга, хорватах – в верховьях Днестра, тиверцах – ниже по Днестру, уличах, живших в южном Поднепровье, северянах – северных соседях полян, радимичах, живших в бассейне р. Сож, дреговичах, селившихся между Припятью и Двиной (от «дрягва» – болото), кривичах, главным городом которых был Смоленск, словенах, живших у озера Ильмень, и других.

Основу экономики восточных славян составляло земледелие. Носило оно первоначально экстенсивный характер. В лесостепях преобладала залежная, или переложная, система земледелия, при которой траву выжигали, золой удобряли землю, потом использовали ее до истощения и переходили («перекладывались») на новые участки. В лесах же применялась подсечно-огневая система: на первый год деревья подрубали, они сохли на корню, на второй год – выкорчевывали и сжигали вместе с выкорчеванными пнями, полученный участок также использовали до истощения. Пахоты не велось, землю лишь рыхлили. С VIII в. в лесостепи и степи появляется пашенное земледелие. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, ячмень, просо. Было распространено и скотоводство. Славяне разводили коров, свиней, в качестве тяглового скота на юге использовались волы, на севере – лошади.

У славян были распространены также лесные и речные промыслы. Охота давала в большей степени пушнину, чем продовольствие. Мед получали при помощи бортничества. Это был не простой сбор меда диких пчел, но и уход за дуплами («бортями») и даже их создание. Из ремесел наиболее распространенными были кузнечное, гончарное, ювелирное. О развитии торговли говорит упоминание в «Повести временных лет» торгового пути, которым пользовались еще древние греки – пути «из варяг в греки». Экспортировали славяне преимущественно меха, мед, импортировали ткани, ювелирные изделия, вино, пряности.

Большую роль в экономике восточных славян играла военная добыча: племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши. Постепенно вокруг князей складывается дружина – группа постоянных боевых соратников, друзей (слово «дружина» происходит от слова «друг») князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя. Выделение дружины было важным этапом формирования у славян государственности. Однако в VI–VIII вв. важнейшими элементами политической организации славянских племен оставались совет старейшин и вече – общее собрание свободного мужского населения племени. Основной общественной организацией славян была вначале родовая, а затем соседская община, называвшаяся мир или вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю).

Селились славяне преимущественно по берегам рек. В небольших поселках жило от нескольких до нескольких десятков семей. Поселки объединялись в «гнезда» из 3–4 поселков. Жилище славян представляло собой полуземлянку, площадью 10–20 м2. Пол в таком жилище был на 1–1,5 м ниже уровня земли, стены были деревянными, крыша обмазана глиной. Внутри дома находилась глинобитная или каменная печь, которая топилась по-черному.

Славяне были язычниками. В их верованиях различают два направления: поклонение явлениям природы и культ предков. Языческая мифология славян является предметом научных дискуссий. Славяне не имели храмов, только языческие святилища, где стояли изображения наиболее почитаемых богов. Не было и особого сословия жрецов, хотя волхвы и кудесники, по-видимому, выполняли определенные функции служителей этих богов и толкователей их воли. Наиболее почитаемыми богами славянского пантеона были: Даждьбог – Бог Солнца, Перун – Бог грома и молний, Стрибог – Бог ветра, Волос (Велес) – покровитель скотоводства. Культ предков выражался в поклонении различным духам. Ими выступали умершие предки, которые в представлении славян покровительствовали роду и впоследствии отдельным семьям.
ТЕМА 3. РУСЬ В IX – НАЧАЛЕ XII вв.
Проблема образования государства у восточных славян является дискуссионной. При ее освещении следует учитывать, что возникновение государства – закономерный этап в развитии любого общества. На него влияют социально-психологические, политические, экономические факторы, находящиеся в сложном взаимодействии друг с другом. Возникновение государства всегда является результатом внутреннего развития. Оно не может быть навязано обществу внешней силой. Это следует учитывать при анализе теорий образования государства у славян.

Еще в XVIII в. складываются две основные концепции, объясняющие процесс формирования государственности у восточных славян.

  1. Норманнская (Байер, Миллер). Суть ее сводится к тому, что славяне в IX–Х вв. «жили звериньским образом» (выражение из «Повести временных лет»), и поэтому основателями славянского государства могли быть только дружины варягов.

  2. Антинорманнская. Ее сторонники доказывают абсолютную самобытность славянской государственности.

Сегодня значительная часть исследователей склонна соединять доводы «норманистов» и «антинорманистов», отмечая, что возникшие у славян в VIII–IХ вв. предпосылки образования государства были реализованы с участием норманнского князя Рюрика и его дружины.

В VII–IХ вв. происходит объединение славянских племен в союзы и сверхсоюзы – протогосударственные объединения:

В 882 г. новгородский князь Олег (родственник Рюрика) завоевал Киев, который стал центром Древнерусского государства Киевской Руси.

Внутренняя политика киевских князей – Олега (879–912), Игоря (912–945), Ольги (945–957), Святослава (957–972,) Владимира (980–1015) Ярослава Мудрого (1019–1054) Владимира Мономаха (1113–1125) имела две составляющие:

  1. расширение территории за счет присоединения славянских племен;

  2. сбор дани с этих территорий.

Система управления в Киевской Руси

Во главе государства стоял наследственный князь. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани.

Традиционно на Руси существовал «очередной порядок» правления: русская земля считалась общим достоянием княжеского рода. Князья получали во временное управление какую-либо часть этого общего владения – тем лучшую, чем старше считался тот или иной князь. Такой порядок престолонаследия вызывал постоянные распри между братьями князей и их детьми, междоусобицы.

Князя окружала дружина, делившаяся на «младшую» и «старшую». Дружинники жили на княжеском дворе, пировали вместе с князем. Участвовали в походах, делили дань и военную добычу. Князь советовался с дружиной по всем вопросам. Дружинники могли спорить с князем, требовать от него большей щедрости.

Наиболее уважаемые, старшие дружинники составляли совет – «думу» – князя. Они стали именоваться боярами.

Бояре занимали высшие должности, к которым относились следующие:

Низшие государственные должности занимали «молодшие» дружинники: подъездной – судебный чиновник, мечник – судебный исполнитель, данник – сборщик поземельных податей, вирник – сборщик штрафов (вира – штраф), мытник – сборщик торговых пошлин (мыт – пошлина с торговли).

Княжеская власть была ограничена элементами народного самоуправления. Народное собрание – вече – действовало активно в IX–XI вв. и позднее. Народные старейшины – «старцы градские» – участвовали в княжеской думе, и без их согласия трудно было принять какое-либо решение.

Внешняя политика первых киевских князей была тесно увязана с торговлей. Это определяло и основные направления внешнеполитической деятельности Руси:

Время правления Ярослава Мудрого (1019–1054) – расцвет Киевской Руси. Ему была подвластна огромная территория от Черного до Балтийского морей.

В правление Ярослава начинается составление «Русской правды» – свода законов Древнерусского государства.

В XI в. складывается так называемая краткая редакция «Русской Правды». Она состояла из двух частей:

  1. «Древнейшая Правда» («Правда Ярослава») – в ней использовались уже существовавшие правовые нормы.

  2. «Правда Ярославичей» – появилась в 70-х гг. XI в. В ней отражается факт складывания княжеского домениального землевладения (домен – лат. «владение») – большинство статей посвящено правовой защите княжеской собственности, должностных лиц и зависимых людей вотчины.

Владимир Мономах переработал и дополнил Краткую редакцию «Русской правды». В результате сложилась Пространная редакция «Русской правды».

После смерти Ярослава Мудрого усилилась тенденция к раздроблению русских земель.

В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха князья собрались на съезд в Любече, на котором было принято решение: «Кождо да держит отчину свою». Таким образом, Русь распалась на «отчины» – наследственные владения различных ветвей княжеского рода. Киев по-прежнему считался главным среди русских городов, и правил там старший, великий князь. От окончательного распада Киевскую Русь сдерживал внешний фактор – появление к середине XI в. в южнорусских степях новых кочевников – половцев. Но и после Любечского съезда прекратить усобицы не удалось.
ТЕМА 4. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
Важнейшим мероприятием, проведенным князем Владимиром (980–1015), явилась религиозная реформа.

Проводя религиозную реформу, князь Владимир стремился укрепить государство, сплотить разрушавшийся межплеменной союз и сохранить в нем господствующие позиции киевской знати.

Было предпринято 2 попытки религиозной реформы:

  1. языческая реформа 980 г., которая не решила поставленных перед ней задач. Суть ее заключалась в том, чтобы собрать всех богов, которым поклонялись различные племена, и составить в Киеве пантеон, обязательный для всего государства;

  2. введение христианства (988).

Историки называют различные причины обращения Владимира именно к христианству. По мнению ряда ученых, при крещении Руси Владимир руководствовался не только соображениями государственной пользы. Он обратился к христианству искренне. Возможно, в результате раскаяния в совершенных злодеяниях (убийство брата Ярополка, княжившего в Киеве, и захват киевского престола), усталости от разгульной жизни (Владимир проводил много времени в шумных попойках за пиршественным столом и в покоях своих многочисленных жен и рабынь-наложниц), ощущения духовной пустоты. Став христианином сам, Владимир начал крестить Русь. На это решение повлияло и стремление киевского князя упрочить внешнеполитическое положение Руси. В любых сношениях с христианскими государствами языческая держава неизбежно оказывалась неравноправным партнером, с чем Владимир не хотел мириться.

Киевляне, среди которых было немало христиан, восприняли переход в «греческую веру» без явного сопротивления. Спокойно отнеслись к крещению жители южных и западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.

Гораздо большее сопротивление религиозные новшества встретили на севере и востоке. Так, новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991), высмеивавшего языческие верования. Для их покорения военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Жители Мурома отказались впустить в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земли.

Причины сопротивления христианизации в северных городах:

Однако далеко не сразу христианство утвердилось в сознании людей, особенно в деревнях. На протяжении веков сохранялось двоеверие Руси: христианская вера сочеталась с верой в прежних языческих богов. Стремясь облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники. Так, языческим по происхождению является праздник масленицы. Праздник Ивана Купала, знаменовавший приход лета, слился с днем святого Иоанна Крестителя. Поклонение громовержцу Перуну сменилось почитанием Ильи Пророка, покровителем скота вместо Велеса стал святой Власий. Эти верования прочно вошли в русское христианство.

Значение принятия христианства



ТЕМА 5. КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
Для Киевской Руси был характерен высокий по средневековым меркам уровень культуры. Не позднее чем в конце IХ–начале Х вв. на Руси распространяются славянские азбуки – кириллица и глаголица, созданные во второй половине IХ в. братьями Кириллом и Мефодием. Первоначально они распространяются в западнославянском государстве – Великой Моравии, затем – в Болгарии и на Руси. Так русско-византийский договор 911 г. был написан на двух языках – греческом и славянском.

«Почитание книжное» в Киевской Руси считалось престижным. Недаром летописец отмечает любовь к чтению как положительную черту Ярослава. О широком распространении грамотности свидетельствуют владельческие записи на шиферных пряслицах, кувшинчиках и других ремесленных изделиях ХI в., надписи на стенах церквей, новгородские берестяные грамоты.

К ХI в. относятся первые дошедшие до нас русские книги. Книги в то время были очень дорогими. Исключительно дорог был материал для них. Таким материалом служил пергамент – специально выделанная кожа, обычно телячья. Дороговизна материала побуждала писцов к особо тщательной, медленной работе. В древнерусских рукописях каждая буква не столько выписана, сколько даже нарисована, по строгим правилам – уставу. Среди древнейших дошедших до нас рукописей – «Изборники» 1073 и 1076 гг., сделанные для сына Ярослава Мудрого князя Святослава.

К ХI в. относится и зарождение русской литературы. В первой половине ХI в. возникает летописание. Древнейшая дошедшая до нас летопись, основанная на предшествующих текстах, – «Повесть временных лет» была создана около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Нестор был одним из крупнейших древнерусских писателей. Ему принадлежит «Житие» основателя Киево-Печерского монастыря Феодосия, житие князей Бориса и Глеба – «Чтение о житии и о погублении».

Подъем национального чувства ярко проявился в деятельности летописца Иллариона, первого киевского митрополита русского, а не византийца по происхождению. В своем «Слове о Законе и Благодати» (ок. 1049) он восхваляет не только князя Владимира, крестившего Русскую землю, но и всю Русскую землю, которая «ведома и слышима есть всеми четырьми конци земли».

Новый жанр представляло собой «Хождение» игумена Даниила – описание его путешествия в «святую землю» Палестину, совершенного в 1106–1108 гг.

Самобытность русской литературы проявилась в знаменитом «Поучении» Владимира Мономаха, состоящем из двух частей:

  1. «Поучение детям»,

  2. перечень «Путей» – походов и поездок, которые Мономах совершал в течение жизни.

Зодчество в Киевской Руси достигло достаточно высокого уровня развития. К сожалению, памятники древнерусского зодчества не сохранились, так как до конца Х в. постройки были преимущественно деревянными. Кроме того, многие сооружения были разрушены во время Батыева нашествия. Древнейшей каменной церковью была Десятинная церковь, построенная в Киеве в 996 г. Она была разрушена в 1240 г.

Византийскими архитекторами при Ярославе Мудром, вероятно, ок. 1037 г. был построен сохранившийся до наших дней (впрочем, значительно перестроенный снаружи) Софийский собор в Киеве. Собор имел 13 куполов, был украшен фресками и мозаикой. Великолепные мозаики прекрасно сохранились во внутренних помещениях собора. Так, при выполнении мозаики Богоматери Оранты в Софии Киевской использовано до 130 оттенков.

На территории Руси известно около 15 каменных храмов ХI–начала ХII вв., близких по стилю к Софии Киевской. Тип храмов – крестово-купольный – был заимствован из Византии. Храмы строились из плоского кирпича, толщиной 2,5–4 см, размером 31х31 см – плинфы.

В храмах помещались иконы (греч. «изображение», «образ»). Первые иконы были написаны греческими мастерами. Наиболее известная из них «Владимирская богоматерь» (рубеж ХI–ХII вв., неизвестный греческий автор). Известны имена русских иконописцев ХI в. – Алимпий, Георгий.

По подсчетам академика Б. Рыбакова в русских городах, число которых приблизилось к 300, работали ремесленники около 60 специальностей. Широко было распространено гончарное ремесло. В Х в. появляется гончарный круг. Гончары изготавливали посуду, детские игрушки, облицовочную плитку. Большие успехи были достигнуты в кузнечном деле. Русские кузнецы изготавливали замки, состоящие из 40 деталей, славившиеся в Западной Европе; самозатачивающиеся ножи из трех пластин. Велики были достижения древнерусских ювелиров. Златокузнецы изготовляли разнообразные украшения – серьги, подвески-колты, кольца, ожерелья. Многие украшения выполнены в технике зерни, когда на изделие напаивался узор, состоящий из множества, порой тысяч, мельчайших шариков. Применяли также скань: орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую напаивали на металлическую поверхность. Скань сочеталась с эмалью: промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью: получалась так называемая перегородчатая эмаль.

Характерная черта культуры Киевской Руси –взаимопроникновение язычества и христианства. Христианство еще не смогло глубоко проникнуть в мировоззрение народа. Даже церковный брак не был строго обязательным, известны многочисленные случаи многоженства среди князей-христиан. Церковные имена также нелегко проникали в среду русского народа. Многие люди, получившие при крещении христианские имена, в быту именовались «мирскими», нехристианскими. Двоеверие, сочетание христианской веры и прежних языческих обычаев было характерно не только для рассматриваемого периода, но продолжалось вплоть до конца XVII в. и даже далее.
ТЕМА 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ
РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ (XII – XIII вв.)


Согласно общепринятой точке зрения, в середине XI– начале XII вв. Древнерусское государство вступает в новый этап своей истории – эпоху политической раздробленности. Начало этого процесса относят к моменту смерти Ярослава Мудрого (1054), когда Русь практически была поделена между его тремя сыновьями – Изяславом, Святославом и Всеволодом. Внуку Ярослава Владимиру Мономаху (1113–1125) удалось вновь объединить русские земли. Этому способствовали, в частности, его успехи в борьбе с половцами. После смерти Мономаха киевский стол перешел к его сыну Мстиславу (1125–1132). Он с большим трудом сохраняет единство русских земель, но с его смертью Киевская Русь окончательно распалась на самостоятельные княжества. В середине XII в. их насчитывалось 15, в начале XIII в. – около 50, а в XIV в. количество великих и удельных княжеств достигало 250.

Причины феодальной раздробленности


Наиболее значительными государственными образованиями, на которые распалась Киевская Русь, были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская земля.

Северо-Восточная Русь (Владимиро-Суздальское княжество) стало независимым во время правления сына Владимира Мономаха – Юрия Долгорукого (1132–1157) – прозвище он получил за стремление расширить территорию княжества. Ко времени его княжения относится первое упоминание о Москве (1147 г.)

Северо-Восточная Русь имела выгодное географическое положение:

Экономический и политический подъем Северо-Восточной Руси приходится на время княжения Андрея Боголюбского (1157–1174). Он застроил новую столицу княжества – Владимир с необычайной пышностью. Андрей известен на Руси как храбрый, удачливый воин и самовластный государственный деятель. Он вел успешную войну с Волжско-Камской Болгарией (1164), и в честь одержанной победы по его приказанию неподалеку от Боголюбова воздвигли церковь Покрова Богородицы на р. Нерли.

После смерти Андрея борьба за княжеский стол приняла междоусобный характер. Победителем стал младший брат Андрея Боголюбского Всеволод по прозвищу Большое гнездо (1177–1212). Он продолжал внешнюю политику брата: успешно воевал с Волжско-Камской Болгарией, совершил несколько удачных походов в Рязанское княжество и добился его подчинения своей воле. Всеволод был самым могущественным из князей Русской земли. Однако центробежные силы были непреодолимы. После его смерти (1212) единое княжество распалось на семь уделов: Владимирское, Переяславское, Ярославское, Ростовское, Углицкое, Юрьевское и Муромское.

Галицко-Волынская земля находилось на крайнем юго-западе Руси. Благодаря исключительно плодородной черноземной почве здесь успешно развивалось земледелие, развиты были и многочисленные лесные и рыболовецкие промыслы, солеварение, ремесло. Плодородие почв способствовало формированию здесь влиятельного боярства, противопоставляющего себя князьям. Сильное влияние на развитие Юго-Западной Руси оказывали польское и венгерское государства, правители которых активно вмешивались во внутренние дела княжества.

Новгородская земля обрела независимость от Киева в 30-е гг. XII в. Суровый климат и неплодородные почвы привели к тому, что земледелие здесь было слабо развито (Новгород не обеспечивал себя хлебом). Основным источником доходов были промысловые занятия: охота, рыбная ловля, солеварение. Подъему Новгорода способствовало выгодное географическое положение – здесь пересекались торговые пути, связывавшие Западную Европу с Русью, и удаленность от кочевников – Новгород никогда не подвергался их набегам.

В Новгороде формируется особое социально-политическое устройство – боярская республика – специфическая форма правления, при которой основные вопросы государственной жизни решались на собрании владельцев городских усадьб – вече. Именно вече принимало законы, утверждало договоры, рассматривало вопросы войны и мира, избирало городские власти: посадника – главу судебной и исполнительной власти, тысяцкиго, осуществлявшего контроль за налоговой системой, архиепископа – церковного иерарха. Князь в Новгороде исполнял функции военного предводителя. Его приглашало вече, он принимал присягу на верность новгородским традициям, после чего с ним заключали договор. За двести с небольшим лет на новгородском престоле побывало около 40 человек из трех княжеских ветвей – суздальской, смоленской, черниговской.

Новгородская республика носила сословный характер, ведущую роль в ней играло боярство. В отличие от боярства других земель Руси, оно было кастовым. Новгородским боярином нельзя было стать, им можно было только родиться.

Новгород был важнейшим торговым центром Руси и крупнейшим городом Европы.
Последствия феодальной раздробленности

Положительные:

Отрицательные:

Политическое дробление Киевской Руси не повлекло за собой культурной разобщенности. Единый язык, общее религиозное сознание и единство церковной организации замедляли процессы обособления и создавали предпосылки для будущего воссоединения русских княжеств.
ТЕМА 7. БОРЬБА СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ РУСИ ЗА СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ (конец XII – перв. пол. XIII вв.)
В конце XII – первой половине XIII вв. Северо-Западной Руси пришлось столкнуться с опасностью с запада – с наступлением немецких рыцарей-крестоносцев, а также шведских и датских феодалов.

Еще с конца XI в. начинаются крестовые походы на Восток по призыву Римского папы. Для их организации создаются рыцарские ордена (орден – организация рыцарей с определенными целями). В 1202 г. для завоевания земель эстов и латышей был создан Орден меченосцев, проводивший завоевательную политику под лозунгом христианизации. В 1219 г. датские рыцари захватили часть побережья Прибалтики, основав на месте эстонского поселения г. Ревель (Таллин). В 1226 г. для завоевания земель Литвы и Руси прибыли рыцари Тевтонского ордена, основанного в Иерусалиме. В 1237 г. меченосцы объединились с тевтонцами, образовав отделение Тевтонского ордена – Ливонский орден. Подчинив себе финские племена, шведы стремились подчинить и новгородские земли.

В конце 30-х гг. стало известно, что к походу на Русь готовятся шведские рыцари во главе с зятем короля Эрика Эриксона ярлом (дворянский титул) Биргером. Целью вторжения шведов был захват устья реки Невы и города Ладоги, что давало возможность овладеть важнейшим участком пути «из варяг в греки», находившимся под контролем Новгорода Великого.

В Новгороде тогда княжил Александр, сын Ярослава Всеволодовича. В 1240 году, когда началась агрессия шведских феодалов против Новгорода ему не было еще и 20 лет. Он участвовал в походах своего отца, был хорошо начитан и имел представление о войне и военном искусстве. Но большого собственного опыта у него еще не было.

В 1239 г. Александр начал подготовку к отражению шведской агрессии, укрепил границу, приказав «срубить» город на реке Шелони, установил союз с угро-финским населением Ижорской земли и ее старейшиной Пелгусием. Пелгусий в 1240 г. дал знать о начале шведского вторжения. Получив известие о появлении шведов, Александр Ярославич, не ожидая подхода всех своих сил, двинулся вниз по реке Волхов и раньше шведов вышел к Ладоге, где к нему присоединилась дружина ладожан; к этому времени шведы с союзниками (норвежцами и финнами) достигли устья реки Ижора. 15 июля 1240 г. произошла Невская битва. Воспользовавшись туманом, русские неожиданно напали на шведский лагерь. Русские воины по мосткам врывались на шведские корабли и уничтожали их. В бою Александр встретился с самим Биргером и нанес ему тяжелую рану. Битва закончилась полной победой русских. Сам Биргер едва спасся. После победы в этой битве Александр получил прозвище Невский.

Разгром шведов на Неве не устранил до конца нависшей над Русью опасности. Уже в начале осени 1240 года ливонские рыцари вторглись в пределы новгородских владений, заняли город Изборск. Вскоре его судьбу разделил и Псков. Немецким феодалам удалось захватить его благодаря предательству бояр. Той же осенью 1240 года ливонцы овладели южными подступами к Новгороду, вторглись в земли, прилегающие к Финскому заливу и создали здесь крепость Копорье, где оставили свой гарнизон. Это был важный плацдарм позволявший контролировать новгородские торговые пути по Неве, планировать дальнейшее продвижение на Восток. После этого ливонские агрессоры вторглись в самый центр новгородских владений, захватили новгородский пригород Тесово. В своих набегах они подходили к Новгороду на 30 километров. Александр в это время из-за разногласий с вече находился во Владимирской земле. Новгородцы снова пригласили его на княжеский престол.

В 1241 г. Александр Невский взял опорный пункт крестоносцев Копорье и разрушил там крепость. Зимой 1242 г. Александр выступил в поход к Пскову и внезапным ударом выбил из города крестоносцев, после чего отправился с войсками к Чудскому озеру.

5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера, уже подтаявшем, состоялась знаменитая битва, вошедшая в историю под названием Ледовое побоище. Немецкие полки построились традиционным клином, «свиньей», где на флангах располагалась конница, а в центре пехота. Александр расположил свои основные силы на флангах, а в центре поставил хуже вооруженную и обученную пехоту. Рыцари смяли центр русских войск, но в результате оказались окруженными. Было уничтожено 400 рыцарей и взято в плен 50. Часть ливонцев потонула в озере. Вырвавшихся из окружения преследовала русская конница, завершив их разгром.

Победа на Чудском озере привела к тому, что наступление крестоносцев было приостановлено. Ливонские рыцари вынуждены были отправить посольство в Новгород, отказавшись от всех своих захватов, и заключили в 1243 г. мирный договор. Западные рубежи Руси, установленные после Ледового побоища, продержались целые столетия. Ледовое побоище вошло в историю и как замечательный образец военной тактики и стратегии. Умелое построение боевого порядка, четкая организация взаимодействия отдельных его частей, особенно пехоты и конницы, постоянная разведка и учет слабых сторон противника при организации сражения, правильный выбор места и времени, хорошая организация тактического преследования, уничтожение большей части превосходящего противника – все это определило русское военное искусство как передовое в мире.
ТЕМА 8. МОНГОЛЬСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ. РУСЬ ПОД ИГОМ
В XII – начале XIII в. монгольские племена занимали территорию современной Монголии и Бурятии. Главным занятием монголо-татар было кочевое скотоводство. В XII в. у монголов происходил распад родового строя.

В начале XIII в. монгольские племена объединились под властью одного хана Темуч(ж)ина. В 1206 г. на курултае (съезде монгольской знати) он был провозглашен великим ханом. Ему было присвоено имя Чингисхан (1206–1227).

У монголо-татар было хорошо организованное войско. Оно делилось на десятки, сотни, тысячи. Десять тысяч монгольских воинов назывались «тьма» («тумен»). В войске действовал принцип коллективной ответственности за поведение в бою (если струсил один воин – казнили весь десяток). Основную ударную силу войска составляла конница, обладавшая высокой подвижностью: могла проходить в сутки до 80 км, а с обозами, стенобитными и огнеметными орудиями – до 10 км.

Свои походы монголы начали с завоевания земель соседей – бурят, якутов, киргизов (к 1211 г.). Затем они вторглись в Китай и в 1215 г. взяли Пекин. Спустя три года была завоевана Корея. Разгромив Китай, монголы значительно усилили свой военный потенциал. На вооружение были взяты огнеметные, стенобитные, камнеметные орудия. Затем монголы завоевывают Среднюю Азию, Кавказ и Черноморскую степь. В Черноморской степи монголы столкнулись с половцами, те обратились за помощью к Киевскому, Черниговскому и Галицкому князьям.

31 мая 1223 г. состоялась битва на реке Калке, в результате которой объединенные силы русских князей и половцев были разбиты.

Одержав победу, монголы вернулись в среднеазиатские степи, но русские не воспользовались этим, не подготовились к новому столкновению.

В 1235 г. на курултае принимается решение о вторжении в русские земли. Главнокомандующим был утвержден внук Чингисхана – Батый. Значительная роль в походе должна была принадлежать лучшему монгольскому полководцу Судебею. По материалам последних исследований, численность монгольской армии составляла 65 тыс. человек.

Наступление монголов на русские земли началось осенью 1236 г., к осени 1237 г. они разгромили половцев, аланов, завоевали Волжскую Болгарию. Поздней осенью 1237 г. монголы начали наступление на русские земли. Первому удару подверглась Рязань, которая после 6 дней осады была разрушена.

В январе 1238 г. по реке Оке монголы двинулись во Владимиро-Суздальскую землю. Сражение владимиро-суздальской рати с монголами произошло у Коломны, практически все владимирское войско погибло. Сильное сопротивление врагу в течение пяти дней оказывало население Москвы. После взятия монголами Москва была сожжена, а ее жители перебиты. 4 февраля 1238 г. Батый осадил Владимир, продержавшийся 3 дня. 4 марта 1238 г. на р. Сити состоялось сражение основных воинских сил Северо-Восточной Руси, возглавляемых князем Юрием Всеволодовичем с монголо-татарами. Русские потерпели сокрушительное поражение, князь Юрий был убит. После этого монголы вошли в Новгородскую землю, но, опасаясь весенней распутицы, не дойдя до Новгорода, повернули на юго-восток в половецкие степи. По дороге они взяли Курск и небольшой городок Козельск, оборонявшийся семь недель, за что монголы прозвали его «злым городом».

В 1238-1239 гг. Батый укрепляет свои позиции в северочерноморской степи. Осенью 1240 г. войска Батыя двинулись в Западную Европу через Южную Русь. Форсировав Днепр, они осадили Киев. После длительной обороны, которую возглавил воевода Дмитр, 6 декабря 1240 г. Киев пал. В декабре 1240 г – январе 1241 г. монголами были захвачены практически все города Южной Руси, за исключением Кременца. Затем монголы вторглись в Польшу, Венгрию и Чехию, где одержали ряд крупных побед, но понесли большие потери. Не получая подкрепления, в 1242 г. Батый вывел свои войска из европейских стран западнее Руси.

В 1242-1243 гг. в низовьях Волги Батый создал государство Золотая Орда со столицей в Сарай-Бату, а затем в более северной Сарай-Берке.

Причины относительно легкого завоевания Руси монголами

После Батыева нашествия Русь стала страной вассальной по отношению к Золотой Орде. Установилось монголо-татарское иго.

Иго – достаточно гибкая система властвования, которая изменялась в зависимости от политической ситуации (сначала – это кровавое завоевание и постоянные военные набеги, затем – экономическое угнетение). Иго включало целый ряд мер:

Система баскачества существовала до начала XIV в. После восстаний в Ростове, Владимире, Твери во второй половине XIII – начале XIV в. сбор дани был передан в руки русских князей. Ордынский хан выдавал им грамоту (ярлык) на великое княжение Владимирское. При этом ордынцы использовали соперничество князей, разжигали вражду между ними.

Иго оказало негативное воздействие на самые разные стороны жизни Руси:

  1. происходит массовое перемещение населения, а вместе с ним и земледельческой культуры, на запад и северо-запад на менее удобные территории с менее благоприятным климатом;

  2. снижается политическая и социальная роль городов;

  3. изменяется общественный строй русских княжеств;

  4. наблюдается длительный упадок культурной и хозяйственной жизни;

  5. уменьшается влияние Византии на Русь, ограничиваются связи с Западом.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


ТЕМА 1. НАРОДЫ И ДРЕВНЕЙШИЕ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации