Методическая разработка Сердечно-легочная реанимация вне ЛПУ - файл n1.docx

приобрести
Методическая разработка Сердечно-легочная реанимация вне ЛПУ
скачать (93.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx94kb.16.09.2012 04:24скачать

n1.docx

Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга

ГОУ СПО «Санкт- Петербургский медицинский колледж им. В.М. Бехтерева».

Методическая разработка

доклинического практического занятия

для преподавателей


Тема : « Сердечно-легочная реанимация вне ЛПУ»
Дисциплина: «Основы сестринского дела»
Специальность: 060109 «Сестринское дело».


Санкт- Петербург

2011 год.
Методическая разработка утверждена на заседании ПМК «ОСД» и рекомендована к использованию в учебном процессе.

Протокол № от _____________________ 2011 года.

Подпись председателя ЦМК __________

Составитель:

Рецензент:


п/н

Название этапа

страницы

1

Тема, время, место проведения, цели занятия, виды контроля

5

2

Обоснование темы занятия

8

3

Карты методического и материально-технического оснащения

9

4

Схемы интегративных связей

10

5

Граф логической структуры темы

12

6

Словарь новых терминов

15

7

Хронокарта

16

8

Этапы планирования занятия

17

9

Карта самоподготовки студентов к данной теме

19

10

Карта самостоятельной работы студентов на занятии.

20

11

Карта самоподготовки студентов к теме «СЛР вне ЛПУ»

21

12

Список литературы

22

13

Приложение № 1

23

14

Приложение № 2

24

15

Приложение № 2.1

25

16

Приложение № 3

28

17

Приложение № 3.1

31

18

Приложение № 4

41

19

Приложение № 4.1

43

20

Приложение № 5

48

21

Приложение № 6

50

22

Приложение № 7

52

23

Приложение №8

53

24

Приложение № 9

54

25

Приложение № 10

56

26

Приложение № 11

57


Пояснительная записка.


Данная методическая разработка практического занятия создана начинающим педагогом с целью приобретения опыта оптимизации учебного процесса. Методическая разработка составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 060109 «Сестринское дело».

Учитывая тот факт, что материал по выбранной теме часто воспринимается студентами с затруднением, при проведении занятий рекомендуется использовать различные активные методы обучения, такие как опережающее домашнее задание, графический диктант, «снежный ком», ситуационные задачи, задания в тестовой форме, а также выполнение манипуляции по оказанию неотложной помощи в виде ИВЛ на фантоме .

Всё это позволяет имитировать профессиональную деятельность и формировать необходимые профессиональные качества у студентов, а также сделать практическое занятие более ярким и эмоциональным.

Для повышения эффективности практического занятия, в разработке предложены ситуации, с которыми медицинские работники сталкиваются в своей практике ежедневно. Данные ситуационные задачи способствуют логическому осмыслению студентами изложенной преподавателем информации, формированию умений правильного определения состояния пациента, оказания ему первой помощи, планирования ухода для удовлетворения потребностей пациента.

Применение данной методики проведения практических занятий может быть рекомендовано к использованию на занятиях по данной теме другими преподавателями с целью повышения интереса к изучаемой дисциплине, мотивации студентов к самостоятельному углубленному изучению учебного материала и интенсификации учебного процесса.

Тема: «Сердечно-легочнпая реанимация вне ЛПУ .

Признаки клинической и биологической смерти . Частичная и полная обструкция дыхательных путей. Причины обструкции дыхательных путей .Признаки удушья .Оказание первой помощи при обструкции ДП инородным телом у пострадавших в сознании и без сознания , с избыточным весом , беременным (прием Геймлиха) . Самопомощь при обструкции ДП .Этапы СЛР . Восстановление проходимости ДП . Проведение ИВЛ методом «рот в рот» , «рот в нос»

Особенности проведения ИВЛ у пациентов с трахеостомой , зубными протезами , повреждениями головы или позвоночника ».


Вид занятия: доклиническое практическое занятие.

Тип занятия : комбинированный урок
Время проведения занятия: 180 мин.
Место проведения занятия: кабинет доклинической практики МК им. В.М. Бехтерева.
Оптимизация: опережающее домашнее задание, графический диктант, метод «снежный ком», ситуационные задачи, видеофильм, задания в тестовой форме, использование межпредметных и внутрипредметных связей.
Цель занятия: формирование теоретических знаний и практических умений по теме.
Задачи:

Дидактические:

Развивающие:

мышления.


Воспитательные : формирование профессиональных качеств .

Обучение работе в группе

Профессиональные качества


Возможности их формирования на занятии


Организованность , собранность


При подготовке к занятию

Культура общения , тактичность , ответственность , коммуникабельность


При общении с преподавателем , друг с другом

Чуткость , доброжелательность ,


При общении с пострадавшим в процессе ролевой игры

Внимательность , ответственность , терпение , собранность и точность


При выполнении манипуляции

Эмоциональная устойчивость


При оказании помощи пострадавшему в процессе ролевой игры

Четкость , быстрота реакции


Выполнение манипуляций при искусственной вентиляции лекгих

Уровень подготовки.
После изучения темы студенты должны представлять:
Важность своевременно и качественно оказанной первой помощи пациенту при остановке дыхания .

После изучения темы студенты должны знать:

  1. Признаки клинической и биологической смерти .

  2. Причины обструкции дыхательных путей .

  3. Признаки обструкции ( полной , частичной )

  4. Критерии эффективности проводимых реанимационных мероприятий .

  5. Приемы самопомощи при обструкции дыхательных путей .

  6. Технику оказания первой медицинской помощи при обструкции дыхательных путей инородным телом пострадавшему в сознании , без сознания , с избыточной массой тела .


После изучения темы студенты должны уметь:

На фантоме :

1.- провести прием ≪запрокидывание головы — поднятие подбородка≫;

2.- оказать помощь пострадавшему при частичной обструкции дыхательных

путей;

3.- оказать помощь пострадавшему, находящемуся в сознании при полной

обструкции дыхательных путей ;

4.- оказать помощь пострадавшему, находящемуся без сознания при

5.полной обструкции дыхательных путей

6.- оказать самопомощь при полной закупорке дыхательных путей;

7.- определить признаки остановки сердца;
Предварительный контроль знаний студентов: графический диктант.

Текущий контроль знаний студентов: в процессе самостоятельной работы студентов при решении ситуационных задач, обсуждении видеофильма.

Итоговый контроль знаний студентов: задание в тестовой форме.


Обоснование темы занятия .


Цель :

Создание мотивации , активизация познавательной деятельности студентов .
Это занятие чрезвычайно важно для Вас , т.к. в его задачу входит приобретение знаний и умений первой (доврачебной) помощи . Вне стационара , когда у Вас под рукой ничего нет, только Вы , Ваше умение и пострадавший , это может быть единственным способом спасения жизни человека .

Вы возвращаетесь домой , или сидите в кафе , или находитесь в лесу , на даче , на пляже – где угодно и при любых обстоятельствах на Ваших глазах может произойти несчастный случай . Ваше непосредственное участие имеет огромное значение т.к. Вы можете оказаться единственным человеком , способным оказать помощь и спасти человеку жизнь .

Оказание первой помощи действительно может стать принципиальным в вопросе жизни и смерти пострадавшего . Зачастую своевременно оказанная первая помощь определяет выздоровеет ли пострадавший полностью или останется на всю жизнь инвалидом .
Ваша роль включает следующие основные моменты :


  1. Определить наличие неотложной ситуации .

  2. Принять решение действовать .

  3. Вызвать Скорую помощь .

  4. Оказать первую помощь до прибытия 03


Наличие у Вас знаний и умений , решительность и готовность к действию поможет Вам преодолеть такие псевдопрепятствия как

Присутствие посторонних ( толпа зевак )

Неуверенность в себе , боязнь инфицироваться

Обширный характер травмы ( много крови)

Боязнь сделать что-то не так .

Карта методического оснащения занятия по теме: «Сердечно-легочная реанимация вне ЛПУ».


№ п/п

Наименование

Необходимое количество

Имеется

1.

Методические указания для самостоятельной работы студентов

5

5

2.

Графический диктант

1

1

3.

Эталон ответов на графический диктант

1

1

4.

Карта самоподготовки студентов к занятию по теме

5

5

5.

Учебная карта самостоятельной работы студентов на занятии

5


5

6.

Ситуационные задачи


10

10

7.

Эталон ответов на ситуационные задачи

1

1

8.

Карта самоподготовки студентов к следующему занятию

5

5

9.

Задание в тестовой форме


5

5

10.

Эталон ответов на задание в тестовой форме

1

1



Карта материально-технического оснащения по теме: «Сердечно-легочная реанимация вне ЛПУ».


№ п/п

Наименование

Необходимое количество

Имеется

1.

Мультимедийная установка

1

1

2.

Видеофильм

1

1

Хронокарта



Организационный момент

2 мин.

Формулировка темы и ее обоснование

2 мин.

Определение целей и плана занятия

2 мин.

Предварительный контроль знаний студентов

10 мин.

Вводный инструктаж

15 мин.

Самостоятельная работа студентов:

  • Снежный ком

  • Решение ситуационных задач.

  • Просмотр видеофильма с обсуждением.

90 мин.

Отработка манипуляций на фантоме .

40 мин.

Подведение итогов занятия , заключительный контроль

15 мин.

Оформление учебной документации

2 мин.

Домашнее задание

2 мин.



Задание для самоподготовки студентов к занятию на тему «Сердечно-легочная реанимация вне ЛПУ»


Раздел темы

Литература

Установочные инструкции

Вопросы для самоконтроля

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы

Уч. «Анатомия и физиология» Гаврилов ЛФ , Татаринов ВГ

С.66-70

Повторите анатомическое строение грудной клетки , функции межреберных мышц и диафрагмы .

Какие ребра прикрепляются к грудине ?

Чем заканчивается грудина?

Что такое диафрагма ?

Какова ее функция ?

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы

-«-

С.115-120

Вспомните механизм дыхания и газообмен в легких

Норма ЧДД у взрослого

Как происходит газообмен в легких ?

Какие типы дыхания вы знаете?

Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы

-«-

С.232-245

Повторите анатомическое строение , расположение сердца и его функции

Что такое систола ?

Что такое диастола ?

От чего зависит изменение пульса ?

Какие величины пульса вы знаете ?

Места определения пульса .

Сердечно-легочная реанимация

Основы сестринского дела» Т.П. Обуховец

С.474-482

Прочитайте методику оказания помощи при отсутствии дыхания и пульса .

Что такое удушье ?

Сколько может мозг жить без дыхания?

В каких случаях необходимо начинать СЛР до приезда 03 ?

Дезинфекция и стерилизация предметов ухода

Методичка по СЭР ,приказ 408

Вспомните методику обработки предметов после контакта со слизистой .

Каково назначение приказа 408 ?

Как обработать фантом?

Какие дезинфектанты можно использовать?





Схема интегративных связей
«Истоки» «Выход»



Латинский язык


СД в терапии:

«Неотложная помощь»
Тема : «терминология»




СД в акушерстве :

«Неотложная помощь»


СД в хирургии :

«Неотложная помощь»



Сердечно- легочная реанимация вне лечебного учреждения

Психология :

«Межличностное общение»


СД в педиатрии:

«Неотложная помощь»








СД при инфекционных заболеваниях
Здоровый образ жизни :

«Гигиена питания»



Медицина катастроф :

«СЛР»




Основы реанимации и анестезиологии : «СЛР в ЛПУ»
Анатомия и физиология :

«Строение ССС и дыхательной системы»

УПП







Зачеты




КПП , ПДП
Здоровый человек и его окружение :

«Детский возраст»


Госэкзамены



Работа в ЛПУ






Сертификация и аттестация

Внутрипредметные связи
«Истоки» «Выход»

Потеря , горе , смерть

Дезинфицирующие средства




Сердечно – легочная реанимация вне лечебного учреждения



Зачеты




Личная гигиена



Итоговое занятие




Этико- деонтологические правила



УПП

Профилактика ВБИ


Экзамен

Сестринский процесс :

Оценка показателей жизнедеятельности


Этапы планирования занятия




Название этапа

Краткое описание деятельности преподавателя

Краткое описание деятельности студентов

Цель

Время,

мин.

Оснащенность

1.

Организационный

Приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид студентов, отмечает отсутствующих в журнале.

Готовят рабочие места

Мобилизовать внимание студентов на работу.



2

Журнал

Оценочный лист.

Дневники.

2.

Формулирование темы и ее обоснование

Сообщает тему практического занятия, отмечает значимость темы для изучения на других дисциплинах и в будущей профессии

Слушают, записывают в рабочие тетради (дневники) дату, тему и план занятия.

Осмысливают тему и план занятия.

Раскрыть практическую значимость темы, создать мотивацию для активизации познавательной деятельности студентов.



2

Дневники.


3.

Определение целей и плана занятия.

Определяет цели занятия, что будут знать и уметь студенты, какими навыками должны овладеть к концу занятия.

Осмысливают и записывают цели и задачи занятия в рабочие тетради. Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении.

Сформировать конечные результаты работы на занятии; активизировать познавательную деятельность.


2

Дневники. Мульти-медийная установка

4.

Предварительный контроль знаний


Проводит графический диктант.

Разбирает ошибки, организует обсуждение, оценивает подготовку студентов к занятию.

Слушают и графически отвечают на заданные вопросы. Проводят взаимоконтроль и разбор ошибок, оценивают работу коллеги.

Выяснить исходные теоретические знания и откорректировать их. Сформировать единый исходный уровень знаний.



10

Приложение №1,2

Мульти-медийная установка

5.

Задание на самостоятельную работу студентов: вводный инструктаж и демонстрация действий


Раздает методические указания для самостоятельной работы студентов. Определяет цель каждого этапа. Объясняет суть метода «Снежный ком».

Знакомятся с методическими указаниями для самостоятельной работы.

Дать ориентиры к самостоятельной работе. Дать подробную установку к самостоятельной работе.



15

Учебные карты самостоятельной работы студентов.


6.

Самостоятельная работа студентов:

1. Метод «Снежный ком»: .

Организует работу, наблюдает, организует обсуждение.

Работают индивидуально и малыми группами.

Повысить уровень усвоения за счет активных методов обучения.

90

Дневники.




2. Решение ситуационных задач


Раздает ситуационные задачи, осуществляет текущий контроль выполнения заданий. Разбирает ошибки.

Индивидуально или малыми группами решают ситуационные задачи.


Закрепить теоретические знания, используя СП, развивать мышление.




Ситуационные задачи, эталоны ответов, карты экспертной оценки.

3. Демонстрация видеофильма

Оказывает помощь студентам при формулировке выводов.

Смотрят, анализируют, обращают внимание на ошибки, обсуждают, делают выводы.

Закрепление знаний и умений, полученных на занятиях.

Мультимедий-ная установка

7.

Отработка практических навыков на фантоме

Демонстрация методов определения сознания , дыхания , пульса , проведение ИВЛ ,Организует разбор и обсуждение ошибок.

Отрабатывают практические навыки на фантомах . Проводят взаимоконтроль и разбор ошибок.


Выявить итоговый уровень знаний и умений .

40

Муляжи , фантомы , приспособления для проведения ИВЛ .


8.

Обобщение,

подведение итогов занятия. Заключительный контроль.

Оценка знаний и работы студентов.

Обобщает пройденный материал, выделяет ключевые моменты.

Мотивирует оценку деятельности группы, выделяет активных студентов. Делает замечания по недостаткам в работе. Выставляет оценки в оценочный лист и журнал.

Слушают, смотрят и участвуют в оценке работы.

Подвести итоги работы группы на занятии, стимулировать познавательную активность студентов.

15

Тесты для заключительного контроля знаний .

9.

Оформление дневников и тетрадей, тетрадей для манипуляций.

Проверяет дневники.

Оформляют дневники.

Научить работать с документами аккуратно.

3

Оценочный лист

Дневник

Журнал.

10.

Задание на дом.

Дает задание к следующему занятию.

Записывают домашнее задание.

Подготовка к следующему занятию.

2

Дневники


Карта самостоятельной работы студентов на занятии по теме:
«Сердечно-легочная реанимация вне ЛПУ»


Этапы работы

Способы выполнения

Вопросы контроля


1. Метод «Снежный ком»

Какие несчастные случаи и состояния могут привести к остановке дыхания ?

Работают индивидуально - описывают различные ситуации , затем зачитывают вслух по-очереди , дополняют друг друга , обсуждают и комментируют . Предлагают меры предосторожности в тех или иных ситуациях .


Признаки клинической смерти

Признаки биологической смерти

Причины ,вызывающие непроходимость дыхательных путей

Симптомы удушения – пациент в сознании

Симптомы удушения – пациент без сознания .

Причины , вызывающие остановку сердца .Прзнаки остановки сердца

В каких случаях вызывается 03

Как правильно вызвать 03 .

2. Решение ситуационных задач.

Решают ситуационные задачи индивидуально или малыми группами.


3. Просмотр видеофильма.

Смотрят, анализируют, обращают внимание на ошибки.


Ситуационные задачи .
Задача № 1
Вы идете по улице, впереди идет мужчина средних лет, нормального телосложения . Внезапно он вскрикивает и падает на асфальт, лежит неподвижно, без признаков жизни.

Задания

  1. Ваши действия по диагностике состояния развившегося у пациента.

  2. Алгоритм оказания неотложной помощи.


Задача № 2
Сезон ранней осени. Вы идете по улице и видите встревоженного мужчину, который зовет на помощь прохожих. На вопрос: « Что случилось?» прохожий указывает на лежащего человека . При осмотре: сознание отсутствует, видимых признаков дыхания нет, пульс на сонных артериях не определяется. Кожные покровы землисто-серые, холодные на ощупь. Определяется скованность в конечностях. Зрачки широкие с неровным контуром, на свет не реагируют.

Задания

  1. Определить в каком состоянии находится пациент.

  2. Ваши действия по уточнению состояния и объем неотложной помощи.

Задача № 3.

Вас позвала соседка к ребенку 5 лет. Во время игры с мелкими деталями конструктора ребенок внезапно начал судорожно кашлять, задыхаться, плакать.

Объективно: состояние тяжелое, кожа лица с багровым оттенком, слизистые цианотичные, на глазах слезы, поверхностные вены шеи выбухают, наблюдается раздувание крыльев носа и втяжение межреберных промежутков при вдохе.

Задания


1. Сформулируйте и обоснуйте Ваш предположительный диагноз.

2. Составьте и аргументируйте алгоритм оказания неотложной помощи.




Задача № 4

Подростки приехали на дачу. Мылись в самодельной бане, в печке были угли, заслонка трубы была закрыта. Вскоре у всех троих появились: головная боль, головокружение, рвота. Один из молодых людей потерял сознание. При осмотре у остальных было затруднено дыхание, наблюдалась осиплость голоса, кашель с мокротой, при выслушивании сердца тахикардия, А/Д 80/40. У потерявшего сознание А/Д 40/10 мм рт.ст.

Задания


1. Определите?неотложное состояние, развившееся у пациентов.

2. Составьте?алгоритм оказания неотложной помощи.



Задача № 5

К Вам обратилась соседка: мать 4-го ребенка . Со слов мамы, мальчик играл один в комнате, пока она стирала, взял «бабушкины таблетки» и сколько-то съел. С момента отравления прошло, по ее мнению, не более 20 минут, сколько таблеток было и сколько «съел» ребенок, она не знает. «Бабушкиными таблетками» оказался диазолин.

Объективно: состояние средней тяжести, отмечается возбуждение, двигательное беспокойство. Была однократная рвота.

Задания


1. Определите?неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте?алгоритм оказания неотложной помощи.

Задача № 6

Вы оказались свидетелем поражения электрическим током мужчины средних лет, ремонтирующего электрощиток в Вашей парадной. Объективно: состояние тяжелое, сознание отсутствует. Дыхание отсутствует . Кожные покровы бледные, зрачки узкие, веки опущены, пульс 60 в минуту, слабого наполнения.

Задания


  1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

  2. Составьте и алгоритм оказания неотложной помощи.



Ситуационные задачи
Эталон ответа Задача № 1

1. Уточнить наличие:


2. Вызвать реанимационную бригаду СМП. 3. Начать СЛР:

Эталон ответа Задача № 2

1.Организовать вызов реанимационную бригаду СМП.

2. С учетом данных клинического осмотра (отсутствие признаков жизни) , можно предположить , что данный гражданин мертв, а признаки (землисто-серые и холодные на ощупь кожные покровы, скованность в конечностях, широкие с неровным контуром не реагирующие на свет зрачки) указывают на то, что это биологическая смерть.

3. Необходимо проверить наличие других признаков подтверждающих, что это биологическая смерть:

4. Оказание медицинской помощи бессмысленно при явных признаках биологической смерти. Биологическая смерть - процесс необратимый.

Эталон ответа Задача № 3

1. Диагноз: Инородное тело дыхательных путей.

Ставится на основании данных:

а) анамнеза: внезапный приступ судорожного кашля во время игры с мелкими деталями конструктора, удушье и беспокойство свидетельствуют об аспирации инородного тела;

б) объективного исследования: состояние тяжелое, явления острой дыхательной недостаточности.

2. Организовать вызов бригады СМП.

3. Алгоритм оказания неотложной помощи.

Инородное тело в дыхательных путях представляет опасность: развитие асфиксии и клинической смерти, поэтому помощь должна оказываться немедленно!

а) Восстановить проходимость дыхательных путей, взяв ребенка за ноги и перевернув вниз головой произвести постукивание в межлопаточную область или применив прием Геймлиха: Делать абдоминальные толчки:

- охватить талию ребенка своими руками;

- сжать одну руку в кулак;

- поместить выступ, образовавшийся при сгибании в суставе I пястная кость —фаланга большого пальца, в центр эпигастральной области чуть ниже грудины;

- охватить кулак другой рукой;

- сделать быстрый толчок в эпигастральную область по направлению вверх.

• Повторять абдоминальные толчки до тех пор, пока во время кашля не удалится инородное тело, и ребенок не начнет дышать

При отсутствии эффекта пострадавшего укладывают на стол, голову максимально отгибают назад и через открытый рот осматривают область гортани. При обнаружении инородного тела его захватывают пинцетом, пальцами, корнцангом и удаляют.

б) После восстановления проходимости дыхательных путей проводят оксигенотерапию (с целью купировать гипоксию) бригадой СМП.

в) Ребенка в положении полусидя транспортируют в отделение неотложной детской хирургии или отоларингологии, продолжая оксигенотерапию.

Эталоны ответов Задача № 4


1. Отравление?углекислым газом.

2. Вызвать реанимационную бригаду СМП. 3. Алгоритм?неотложной помощи:

а) Вынести из загазованного помещения

б) Вызвать СМП

в) Оценка и контроль витальных функций.

г) по показаниям обеспечить проходимость дыхательных путей (очистить?полость рта и глотки от рвотных масс и слизи, прием Сафара), комплекс сердечно-легочной реанимации.

Эталоны ответов Задача № 5


1. Острое?отравление лекарственным препаратом (диазолином).

2. Вызвать реанимационную бригаду СМП.

3. Алгоритм?неотложной помощи:

а) промыть?желудок до получения чистых вод;

б) госпитализировать?в детское специализированное отделение бригадой СМП

Эталон ответа Задача № 6


1. Диагноз: Поражение электрическим током . Апноэ .
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

1.Определить наличие :

-сознания

- дыхания

- сердечной деятельности

2. Организовать вызов бригады СМП.

3.Приступить к оказанию первой помощи :

Положить пострадавшего на спину

- запрокинуть голову и поднять подбородок;

- зажать нос пострадавшего и плотно охватить своими губами его рот через салфетку или носовой платок- сделать 2 медленных дыхания, каждое продолжительностью 1,5 с. , следить за движением грудной клетки , продолжать ИВЛ совершая 12-14 вдуваний в минуту до восстановления самостоятельного дыхания или до приезда СПМ .При появлениидыхания положить пострадавшего в восстановительное положение .

Метод « Снежный ком»

Цель :Закрепить знания , касающиеся причин остановки дыхания и профилактики данных неотложных состояний у пациентов .

Студенты должны перечислить как можно больше причин , вызывающих остановку дыхания и способы предотвращения или профилактики данных ситуаций . Работают индивидуально , затем по парам , далее по очереди зачитывают свои результаты , дополняют друг друга , обсуждают каждую ситуацию .

Причины остановки дыхания :


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.



Эталон ответов к методу « Снежный ком»
Причинами остановки дыхания могут быть :
- Острое отравление

- Травматический шок

-Черепно-мозговая травма

- Удушение

- Асфиксия инородным телом

- Утопление

- Электротравма

-Острая сердечная недостаточность

-Острая дыхательная недостаточность

-Анафилактический шок

.

Предварительный контроль знаний


  1. Что при осмотре пострадавшего проверяют в первую очередь ?

  2. Что необходимо прежде всего проверить у человека без сознания ?

  3. Если у пострадавшего нарушено сознание и отсутствует дыхание – что надо проверить ?

  4. Какие признаки проходимости дыхательных путей у пациента в сознании ?

  5. Если дыхательные пути свободны , что надо проверить в далее ?

  6. Симптомы частичной закупорки дыхательных путей ?

  7. Симптомы полной закупорки дыхательных путей ?

  8. Как называется остановка дыхания ?

  9. Как называется низкое содержание О2 в крови и тканях организма?

  10. Как называется мышца разделяющая грудную и брюшную полости?

  11. Как называется прекращение поступления О2 в организм?

  12. Необратимые изменения физиологических процессов в тканях и клетках называются - ?

  13. Какое положение для пострадавшего является восстановительным?

  14. Как называется состояние организма в течении 3-6 минут после остановки дыхания и сердца ?

  15. Признаком чего является симптом «Кошачий глаз» ?

  16. Сколько вдуваний делают в минуту при ИВЛ взрослого ?

Эталон ответов на вопросы предварительного

контроля :

  1. Наличие сознания

  2. Пульс

  3. Проходимость дыхательных путей

  4. Видимое и слышимое дыхание

  5. Двигательную активность

  6. Сильный кашель , может дышать и говорить

  7. Не может дышать и говорить , рука на горле

  8. Апноэ

  9. Гипоксия

  10. Диафрагма

  11. Асфиксия

  12. Биологическая смерть

  13. На боку

  14. Клиническая смерть

  15. Биологической смерти

  16. 12


Критерии оценки :

    1. ошибки – «5»

2 ошибки - «4»

3-4 ошибки -«3»

Более 4 - «2»

Эталон ответов для заполнения немой схемы


  1. Сонные артерии

  2. Сердце

  3. Легкие

  4. Диафрагма



Критерии оценки :

Верно – «2»

Частично верно – «1»

Неверно – «0»

Учебная карта практической самостоятельной работы студента


Этапы работы

Способ выполнения

Контроль

Инструктаж преподавателя

Студенты на фантомах отрабатывают алгоритмы действий , затем делятся для ролевой игры : пострадавший , спасатель , наблюдатель




Организация рабочего места

Подготовка муляжей , обработать салфеткой с дез. р-ром рот фантома , сотрите свою помаду с губ.

Какие используются дез. ср-ва , как обработать использованную салфетку

Вызов 03 , осмотр места происшествия


По алгоритму

Правила вызова 03

Определение сознания


По алгоритму

Как определить сознание , если пострадавший не отвечает на оклик ?

Определение наличия дыхания , при проходимости ДП - ИВЛ

По алгоритму

Как определить наличие дыхания у пострадавшего в бессознательном состоянии

Определение частичной или полной закупорки ДП ( в сознании)

По алгоритму

Различия симптомов

Определение полной закупорки ДП (без сознания)

По алгоритму

Какие симптомы ?



Выполнение контрольных заданий

Работа в группе по ролям :

Пострадавший

Спасатель

Наблюдатель

Техника выполнения манипуляций .


Словарь новых терминов
Апноэ – остановка дыхания
Асфиксия – прекращение поступления О2 в организм
Биологическая смерть – необратимые изменения физиологических процессов в органах и тканях
Гипоксия – низкое содержание О2 в органах и тканях .
Диафрагма – основная дыхательная мышца , разделяющая грудную и брюшную полости
Клиническая смерть – состояние организма в течении 3-6 минут после остановки дыханиия и сердца .
Аспирация - Вдыхание в дыхательные пути инородного тела
Искусственная вентиляция легких - (ИВЛ) - Вдыхание воздуха в дыхательные пути искусственным путем
Обструкция - Закупоривание
Сердечно-легочная реанимация (СЛР) - Сочетание непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких (ИВЛ)
Геймлиха прием - Абдоминальный толчок, используемый для оказания помощи при полной закупорке дыхательных путей

Литература :
Для судентов

Основная:

  1. Воробьева Е.П. « Анатомия и физиология»

  2. Георгиева Е.А. « Физиология»

  3. Мухина С.А. , Тарновская И.И. « Теоретические основы сестринского дела» , «Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода»

  4. С.И. Двойников «Основы сестринского дела»

  5. Т.П. Обуховец « Основы сестринского дела . Практикум»


Дополнительная


  1. Зильберг А. П. Дыхательная недостаточность

7. Искусственная вентиляция легких , Дин Р. Гесс, Роберт М. 7.


  1. Для преподавателей :




  1. Искусственная вентиляция легких (принципы, методы, аппаратура). Бурлаков Р.И., Гальперин Ю.Ш., Юревич В.М. 1986




  1. Искусственная вентиляция легких в интенсивной терапии Кассиль В.Л. 1987 г


3. Мухина С.А. , Тарновская И.И. « Теоретические основы сестринского дела» , «Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода»

4. С.И. Двойников «Основы сестринского дела»

  1. Т.П. Обуховец « Основы сестринского дела . Практикум»



Эталон ответов к вопросам заключительного контроля знаний :


  1. – б

  2. – в

  3. – а

  4. – б

  5. – а ,б

  6. – а,б,г

  7. – в,г,д

  8. – в

  9. – б

  10. – а

  11. - а

  12. - в

  13. - в

  14. - в

  15. - г

  16. - б

  17. – а,б,в

  18. - д,в,а,г,е,б

  19. - г,б,а,в

  20. - д,в,г,а,б

  21. - г,б,а,в

  22. - б,а,в

  23. - а,г,в,б,д

  24. - 1в ;2б


Критерии оценки:

2 ошибки – «5»

3-4 ошибки – «4»

4-5 ошибок – «3»

Более 5 ошибок – «2»
Задания в тестовой форме для заключительного контроля знаний

Выберите букву (ы) соответствующую правильному ответу .

1.ПРИ ОСМОТРЕ ПОСТРАДАВШЕГО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРОВЕРЯЮТ

А. дыхание

Б. сознание

В . пульс

Г. проходимость дыхательных путей .
2.ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК БЕЗ СОЗНАНИЯ , ПРЕЖДЕ ВСЕГО НАДО ПРОВЕРИТЬ
А. проходимость дыхательных путей

Б. пульс

В. наличие дыхания

Г. реакцию зрачков на свет
3.ЕСЛИ ПОСТРАДАВШИЙ БЕЗ СОЗНАНИЯ , И У НЕГО ОТСУТСТВУЕТ ДЫХАНИЕ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НАДО ПРОВЕРИТЬ
А. проходимость дыхательных путей

Б. пульс

В. цвет кожных покровов
4.ЕСЛИ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ ПРОХОДИМЫ , ДАЛЕЕ ПРОВЕРЯЮТ
А. сознание

Б. пульс

В. дыхание

Г. двигательную активность
5.ПРИЗНАКИ ПРОХОДИМОСТИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ У ПОТЕРПЕВШЕГО В СОЗНАНИИ :
А. наличие речи и кашля

Б. видимое , слышимое и ощущаемое дыхание

В. кашель и отсутствие речи

Г. синюшность лица

Первая помощь при дыхательных расстройствах

пострадавшему вне лечебного учреждения

Распознавание признаков дыхательных расстройств и оказание своевременной помощи часто становится предупреждением других грозных осложнений, например, анафилактического шока. Дыхательные расстройства требуют немедленной помощи, иначе могут привести к смерти.

Признаки дыхательных расстройств — поверхностное, частое дыхание. Несмотря на попытку дышать, пострадавший не может вдохнуть достаточно воздуха или начинает задыхаться, появляются признаки удушья, сопровождаемые чувством страха и растерянности. У пострадавшего может быть головокружение, иногда он хватается рукой за шею.

В любом случае оказывая помощь, нужно быть уверенным в собственной безопасности, так как пострадавший может выдыхать токсичные вещества.

Если пострадавший дышит, хотя и с трудом, значит сердце бьется.

Нужно помочь ему удобно сесть, открыть окно, расстегнуть ворот рубашки, ослабить галстук и ремень. Попросить кого-нибудь вызвать ≪скорую помощь≫ (если не можете сделать сами) и убедиться, что она вызвана.

Если есть свидетели происшествия, нужно опросить их о случившемся. Пострадавший может подтвердить их рассказ кивком головы или сказать ≪да≫, ≪нет≫.

Нужно попытаться уменьшить тревогу пострадавшего, которая тоже затрудняет дыхание, узнать, какие лекарственные средства помогают ему в этом состоянии (бронхолитические средства и др.), продолжая наблюдать за признаками, свидетельствующими о расстройствах дыхания. Следует укрыть пострадавшего, если на улице холодно, перенести (помочь уйти) в тень, если на улице жарко.

Если видно, что частое дыхание вызвано эмоциональным возбуждением, нужно предложить пострадавшему расслабиться и дышать медленно. Часто этого бывает достаточно. Когда пострадавший перестанет дышать, ему требуется искусственная вентиляция легких (ИВЛ) ≪рот в рот≫, или ≪рот в нос≫.

И с к у с с т в е н н а я в е н т и л я ц и я л е г к и х

З а п о м н и т е ! Без дыхания (т. е. без поступления кислорода) мозг может жить 4—6 мин При проведении искусственной вентиляции

легких (ИВЛ) в выдыхаемом воздухе содержится 16 % кислорода,

которого достаточно для поддержания жизни мозга.

Если вы не видите, не слышите, не чувствуете никаких признаков дыхания, немедленно сделайте два медленных выдоха в дыхательные пути пострадавшего через салфетку (носовой платок). Затем нужно проверить наличие пульса.

Если пострадавший не дышит, но пульс на сонной артерии у него есть, следует начать ИВЛ: делать выдохи, держать дыхательные пути открытыми при запрокинутой голове и поднятом подбородке . Запрокинутая голова и приподнятый подбородок не только открывают дыхательные пути, исключая западение языка, но сдвигают надгортанник, открывая вход в трахею. Нужно бережно сжать ноздри пострадавшего большим и указательным пальцами, надавливая ладонью на его лоб.

Затем, охватить своим ртом рот пострадавшего и медленно выдыхать в него, пока не будет видно, что его грудная клетка поднимается . Каждое дыхание

должно длиться около 1,5 с с паузами между вашими вдохами. Нужно наблюдать за грудной клеткой при каждом дыхании, чтобы быть уверенным, что ИВЛ действительно проводится. Если подъема грудной клетки не видно, возможно, недостаточно запрокинута назад голова пострадавшего. Нужно запрокинуть голову и попробовать вдохнуть еще раз. Если грудная клетка не поднимается, значит дыхательные

пути перекрыты инородным телом, которое необходимо удалить.

Нужно проверить пульс после первых двух дыханий: при наличии пульса можно продолжать ИВЛ с частотой 1 дыхание каждые 5 с. При счете ≪раз и≫, ≪два и≫, ≪три и≫, ≪четыре и≫, ≪пять и≫ пройдет 5 с. После этого спасатель должен вдохнуть сам и затем выдохнуть в пострадавшего. Далее продолжать дыхание с частотой 1 дыхание каждые 5 с. Каждое дыхание длится 1,5 с. После одной минуты ИВЛ (около 12 дыханий) нужно проверить пульс и убедиться, что сердце бьется. Если дыхание

не появилось — продолжать ИВЛ. Проверять пульс каждую минуту.

З а п о м н и т е ! Прекратите ИВЛ, если:

• пострадавший начал дышать самостоятельно;

•у пострадавшего исчез пульс (нужно начинать сердечно-легочную

реанимацию);

• другие спасатели пришли вам на помощь;

• приехала ≪скорая помощь≫ и продолжает ИВЛ;

• вы исчерпали свои силы.

И с к у с с т в е н н а я в е н т и л я ц и я л е г к и х (ИВЛ) в з р о с л о м у п о с т р а д а в ш е м у

П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь д е й с т в и й

При обнаружении на земле неподвижного человека:

1. Проверить, в сознании человек или нет:

- слегка потрясти его за плечо;

- спросить: ≪Вам нужна помощь?≫

• Если ответит — обследовать его.

Е с л и не о т в е ч а е т :

2. Попросить какого-нибудь вызвать ≪скорую помощь≫.

3. Повернуть человека на спину (если это возможно): поворачивать его медленно спиной на себя.

4. Открыть его дыхательные пути, используя прием ≪запрокидывание головы — подъем подбородка≫.

5. Определить наличие дыхания: посмотреть, послушать, почувствовать щекой дыхание около 5 с.

- Е с л и д ы х а н и е о п р е д е л я е т с я :

- поддерживать дыхательные пути открытыми;

- наблюдать за дыханием;

- проверить, нет ли кровотечения;

- ждать приезда ≪скорой помощи≫.

- Е с л и в о з д у х не п р о х о д и т :

6. Сделать два медленных дыхания:

- держать его голову запрокинутой;

- сжать крылья носа;

- охватить плотно своими губами рот пострадавшего (через салфетку или носовой платок);

- сделать 2 медленных дыхания, каждый продолжительностью около 1,5 с;

- наблюдать за грудной клеткой пострадавшего во время выдохов.

7. Определить наличие пульса:

- найти щитовидный хрящ (≪адамово яблоко≫);

- положить 2 и 3 пальцы сбоку от этого хряща на шею (с вашей стороны);

- пальпировать пульс 5—10 с.

Е с л и п у л ь с е с т ь :

- еще раз проверить, нет ли признаков кровотечения;

- еще раз проверить наличие дыхания;

- если дыхания нет, сделать ИВЛ.

Е с л и у ч е л о в е к а нет п у л ь с а :

проверить, нет ли признаков кровотечения;

- начать сердечно-легочную реанимацию (СЛР).

8. Начать ИВЛ:

- обязательно открыть дыхательные пути приемом ≪запрокидывание головы — подъем подбородка≫;

- сжать крылья носа пострадавшего;

- делать каждые 5 с одно медленное дыхание;

- наблюдать за грудной клеткой во время ИВЛ;

- продолжать ИВЛ в течение 1 мин — около 12 дыханий.

9. Проверяйте пульс каждую минуту:

- пальпировать пульс в течение 5—10 с.

- Если есть пульс и дыхание восстановилось :

-держать дыхательные пути открытыми;

- наблюдать за дыханием;

- ожидать приезда ≪скорой помощи≫.

Если у человека е с т ь пульс, но дыхание все еще не восстановилось :

- продолжать ИВЛ до приезда ≪скорой помощи≫;

Е с л и у человека нет ни п у л ь с а , ни д ы х а н и я :

- начать сердечно-легочную реанимацию (СЛР).

В связи с высоким риском инфицирования спасателя при проведении ИВЛ методом ≪рот в рот≫ в настоящее время используют специальное устройство (УДР-Р- 01) в виде трубки с загубником, который вставляется и фиксируется во рту пострадавшего. ИВЛ проводят через это устройство (в настоящее время оно обязательно

входит в состав автомобильной аптечки первой помощи). При отсутствии

этого устройства на рот пострадавшего следует положить салфетку (платок) и проводить ИВЛ через нее.

О с о б ы е с о с т о я н и я п р и ИВЛ

В о з д у х в ж е л у д к е . Обычно при проведении ИВЛ воздух попадает в легкие.

Иногда он попадает в желудок. Это происходит вследствие того, что:

• во-первых, причиной этому может быть дыхание, которое длится дольше, чем 1,5 с. Если при ИВЛ поднимается область эпигастрия нужно прекратить ИВЛ;

• во-вторых, голова пострадавшего недостаточно запрокинута назад и дыхательные пути открыты неполностью, и грудная клетка поднимается незначительно;

•в-третьих, когда дыхание делают очень быстро (форсированно), трудно преодолеть сопротивление воздуха в дыхательных путях, и он попадает в желудок.

Воздух в желудке может привести к его растяжению, что станет причиной рвоты.

Рвота у пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, — причина аспирации инородного тела, закупорки (обструкции) дыхательных путей и смерти.

Запомните! 1. Для предупреждения попадания воздуха в желудок правильно запрокиньте голову пострадавшего назад и приподнимите подбородок.

2. Медленный выдох в пострадавшего обеспечит подъем грудной

клетки.

3. Дыхание не должно быть быстрым.

4. Каждое дыхание длится 1,5 с.

5. Паузы между дыханиями достаточно длинные, чтобы легкие пострадавшего опустели (воздух выходит через его рот).

Рвота. Если во время проведения ИВЛ у пострадавшего началась рвота вследствие

растяжения желудка или других причин, нужно повернуть его голову или все тело набок . Это поможет предупредить аспирацию рвотных масс. Затем необходимо быстро очистить и вытереть рот, перевернуть его вновь на спину и продолжать ИВЛ.

ИВЛ м е т о д о м рот в нос. Иногда невозможно проводить ИВЛ методом ≪рот в рот≫. Например, когда челюсть и рот пострадавшего повреждены, или невозможно открыть рот, или рот спасателя меньше рта пострадавшего. В этом случае:

• переместить пострадавшего на спину, одной рукой запрокинуть его голову, а другой приподнять подбородок. Этой же рукой закрыть рот пострадавшего,тнажимая на его подбородок;

• широко открыть свой рот, глубоко вдохнуть, плотно охватить им нос (через салфетку) пострадавшего и выдохнуть в него . Открывать рот пострадавшего (если это возможно) между дыханиями, чтобы воздух мог выйти из легких.

М е т о д ИВЛ: рот — стома. При некоторых заболеваниях, нарушающих проходимость верхних дыхательных путей, на передней поверхности шеи делают специальное

отверстие — трахеостому, через которую человек может дышать .

Иногда стому сразу заметить трудно, но при запрокидывании головы и проверке дыхания она видна.

В этом случае ИВЛ проводят через стому, а не через рот или нос. Последовательность действий такая же, как при методе ≪рот в рот≫:

• смотреть, слушать и чувствовать дыхание, расположив свое ухо над стомой

•делать вдыхания в стому в том же темпе, как при ИВЛ методом ≪рот в рот≫

П о с т р а д а в ш и й с з у б н ы м и п р о т е з а м и . Если известно или заметно, что пострадавший носит зубные протезы, не нужно пытаться автоматически их извлечь.

Протезы помогут проведению ИВЛ, поддерживая рот пострадавшего и обеспечивая возможность ИВЛ методом ≪рот в рот≫. Если протезы выпали, то запрокидывание головы и поднятие подбородка помогут поставить их на место. Убирать протезы нужно только в том случае, если они выпали и их не удается поставить на место,

или они перекрывают дыхательные пути и создают трудности для проведения ИВЛ.

П о д о з р е н и е н а п о в р е ж д е н и е г о л о в ы , ш е и , п о з в о н о ч н и к а . Такие повреждения возможны у пострадавших в автомобильных катастрофах, при падениях с высоты и т. п. Если есть подозрения на эти (это) повреждения, следует максимально уменьшить

перемещение пострадавшего, в т. ч. запрокидывание головы и поднятие подбородка.

В этих случаях техника ≪запрокидывание головы — поднятие подбородка

≫ изменяется.

Можно попытаться открыть дыхательные пути, поднимая подбородок без запрокидывания

головы . Иногда этого достаточно, чтобы воздух мог проходить

в легкие. Если попытка ИВЛ оказалась неэффективной, нужно попробовать

слегка запрокинуть голову назад, чтобы воздух проходил в легкие. Намного запрокидывать голову назад нежелательно, поскольку это увеличивает тяжесть травмы.

Человек, который не дышит, нуждается в кислороде, но без открытия дыхательных путей ИВЛ невозможна.

М л а д е н ц ы и д е т и . ИВЛ для них та же, что и у взрослых. Основная разница связана с особенностями частоты сердцебиения и дыхания в юном возрасте. При ИВЛ младенцам и детям нужно вдувать меньше воздуха, чем взрослому, но делать вдувания несколько чаще. Младенцам не требуется запрокидывать голову и поднимать подбородок, как взрослым

О б с т р у к ц и я д ы х а т е л ь н ы х п у т е й

Причиной обструкции у пострадавших в бессознательном состоянии может быть западение языка. Он закрывает вход в трахею и таким образом блокирует дыхательные пути. Причем ≪запрокидывание головы — поднятие подбородка≫ не только открывает их, смещая язык, но и сдвигает надгортанник, освобождая вход в трахею.

Обструкцию дыхательных путей вызывают и механические инородные тела (кусочки пищи, маленькие игрушки, рвотные массы, слюна, мокрота).

Н а и б о л е е ч а с т ы е п р и ч и н ы о б с т р у к ц и и :

• попытка проглотить большой, или недостаточно прожеванный, кусок пищи;

• употребление алкоголя до или во время еды: алкоголь притупляет чувствительность

нервных окончаний, ≪ответственных≫ за глотание;

•зубные протезы создают трудности при ощущении массы пищи, находящейся во рту и требующей тщательного пережевывания;

•разговоры и смех во время еды, или слишком быстрая еда;

•хождение, игра или беготня с полным ртом пищи.

Человек, у которого наступила обструкция дыхательных путей может быстро потерять сознание и умереть. Нужно уметь быстро распознать признаки обструкции и немедленно начать оказание помощи. Вот почему именно с проверки проходимости дыхательных путей начинается помощь пострадавшему, обнаруженному без признаков жизни.

Обструкция может быть полной или частичной. При полной обструкции пострадавший не дышит вообще. При частичной — затруднение дыхания зависит от степени обструкции.

Ч а с т и ч н а я о б с т р у к ц и я д ы х а т е л ь н ы х п у т е й

Пострадавший с частичной обструкцией дыхательных путей может дышать. Но у него появляется сильный кашель, с помощью которого пострадавший пытается удалить инородное тело. Человек с трудом, но может говорить. Сужение дыхательных путей приводит к появлению свистящих звуков при вдохе и выдохе. Как правило, пострадавший хватает себя за шею одной или двумя руками, по этому жесту распознают удушье (рис. 15.11). Если пострадавший сильно кашляет, не нужно пытаться в это время удалить инородное тело. У человека, который может кашлять и говорить, в легкие поступает достаточно воздуха. Спасатель должен оставаться с

пострадавшим и побуждать его продолжать кашлять до исчезновения обструкции.

Если кашель упорно сохраняется, нужно вызвать ≪скорую помощь≫.

Полная о б с т р у к ц и я д ы х а т е л ь н ы х п у т е й

Частичная обструкция дыхательных путей может быстро привести к полной обструкции.

Человек в таком положении не может говорить, дышать, кашлять. Иногда

может слабо и неэффективно кашлянуть или издать высокий звук. Все эти признаки свидетельствуют о том, что он не получает необходимого количества воздуха.

Нужно действовать немедленно: отправить кого-нибудь вызвать ≪скорую помощь≫ и приступать к спасению пострадавшего.

Первая п о м о щ ь п р и у д у ш ь е . Цель оказания первой помощи — скорейшее восстановление проходимости дыхательных путей с помощью абдоминальных толчков, которые называются приемом Хеймлиха (Heimlich). Толчки в эпигастральную область повышают давление в легких и бронхах. Толчки выполняют функцию кашля:

воздух выталкивается из легких, увлекая за собой инородное тело.

Помощь п о с т р а д а в ш е м у , находящемуся в с о з н а н и и , при о б с т р у к ц и и д ы хательных п у т е й . Абдоминальные толчки делают, встав позади пострадавшего и обхватив его за талию (пострадавший может сидеть или стоять) Одну кисть нужно сжать в кулак и выступ, образующийся при сгибании в суставе (фаланга большого пальца — I пястная кость), расположить в центре эпигастраль-

ной области под грудиной. Затем обхватить свой кулак другой рукой и сделать толчок вверх в эпигастральной области: повторять эти толчки до тех пор, пока инородное тело не выскочит или пострадавший не потеряет сознание, что свидетельствует о полной обструкции дыхательных путей.

Первая п о м о щ ь п р и п о л н о й о б с т р у к ц и и д ы х а т е л ь н ы х п у т е й п о с т р а д а в ш е м у , н а х о д я щ е м у с я в с о з н а н и и

1. Убедиться, что у пострадавшего удушье от инородного тела:

- спросить: ≪Вы подавились?≫

• Если у пациента нет сильного удушья:

- побуждать человека продолжать кашлять;

- продолжать наблюдать за ситуацией.

• Если у пострадавшего началось выраженное удушье:

2. Попросить позвонить в ≪Скорую помощь≫:

- отправить кого-нибудь позвонить;

- сказать ему, чтобы он передал диспетчеру о состоянии пострадавшего.

3. Сделать абдоминальные толчки:

- охватить пострадавшего за талию;

- сжать одну руку в кулак;

- выступ, образовавшийся при сгибании в суставе I пястная кость —фаланга

большого пальца, поместить в центр эпигастральной области чуть ниже грудины;

- охватить кулак другой рукой;

- надавить кулаком на эпигастральную область пострадавшего быстрым толчком вверх;

- каждый толчок должен быть отрывистым и четким, чтобы попытаться удалить

инородное тело.

•Повторять брюшные толчки до тех пор, пока:

- инородное тело не будет удалено с кашлем;

- человек не начнет глубоко дышать или кашлять;

- человек не потеряет сознание;

- ≪скорая помощь≫ или другие спасатели не придут на помощь.

Самопомощь при удушье. Если у вас случилась обструкция дыхательных путей и вам некому помочь, сделайте себе абдоминальные толки самостоятельно. Существует два варианта.

1. Сожмите одну руку в кулак и выступ, образовавшийся при сгибании между фалангой большого пальца и I пястной костью, поместите в эпигастральную область под грудиной. Обхватите свою руку другой рукой и сделайте несколько быстрых движений по направлению вверх.

2. Вы можете наклониться вперед и облокотиться животом на какой-либо жесткий предмет (стул, раковина, стол) Не облокачивайтесь на угол, так

как вы можете нанести себе травму.

__

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации