Острога В.А. История таможенного дела и таможенного права Беларуси - файл n1.doc
приобрестиОстрога В.А. История таможенного дела и таможенного права Беларусискачать (1328 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
В.А. ОСТРОГА ИСТОРИЯ
ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОГО ПРАВА
БЕЛАРУСИ
Учебное пособие ОТ АВТОРА Одним из первых шагов независимой Беларуси в 1991 г. было создание самостоятельной таможенной службы, развитие и обеспечение в целом таможенного дела на территории молодой республики, направленного на защиту ее экономического суверенитета и экономической безопасности. Однако, не смотря на кажущуюся молодость, сегодняшняя белорусская «мытня» имеет более чем тысячелетнюю историю. Ее традиции восходят еще к мытницам Полоцкого княжества, находившихся на просторах Великого торгового пути из варяг в греки. Но таможенная история Беларуси в начале 1990-х и еще долгие годы являласьпрактически terra incognita, неизвестным «белым пятном» истории нашей Родины. Лишь со второй половины 1990-х гг. историки и другие специалисты начали изучение истории «мытарей». Настоящее учебное пособие является по существу первым в Беларуси опытом создания развернутой системной характеристики истории таможенного дела и таможенного права на белорусских землях за более чем тысячелетний период. Автор, осознавая, что освещение исторического прошлого таможенного дела и законодательства о нем требует значительно большего объема, попытался дать основу, создать историческую канву белорусской таможенной истории, изучение которой, несомненно, будет далее продолжаться в более узких тематических исследованиях. Поэтому читатель, интересующийся данной сферой, может дополнительно расширить свои знания чтением работ из списка рекомендованной для обязательного либо факультативного изучения литературы. Автор надеется, что учебное пособие позволит изучающим таможенное дело и таможенное право составить о нем более яркое, полное и реальное представление. ВВЕДЕНИЕ
Предмет, цель и задачи курса. Периодизация истории таможенного дела Беларуси. Источниковедение и историография курса. Предмет, цель и задачи курса. Таможенное дело в Республике Беларусь - это важнейшая и неотъемлемая часть всего народохозяйственного комплекса нашей страны, а таможенная служба - один из основопологающих институтов государственного управления экономикой. Государство доверило таможенникам выполнение ответственных задач по регулированию внешней торговли и защите экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности страны.
История развития таможенного дела и таможенного права на территории Беларуси насчитывает более тысячи лет. На протяжении почти тысячи лет на наших землях неоднократно трансформировалась таможенная политика, создавались и ликвидировались таможенные учреждения, менялась и совершенствовалась нормативная база таможенного дела. Изучение всех этих процессов – является предметом учебного курса. Основная его цель - дать научные знания по истории становления, развития и осуществления таможенного дела и таможенного права в Беларуси в период с древнейших времен до нашего времени, содействовать формированию исторического сознания, воспитания чувства патриотической гордости за богатые и славные традиции национальной таможенной службы.
Важнейшими задачами курса «История таможенного дела и таможенного права Беларуси» являются:
ознакомление с процессом создания, становления и развития таможенного дела и права на белорусских землях в различные исторические периоды;
освоение исторического терминологическо-понятийного аппарата;
содействие выработке позитивно-критического осмысления исторического опыта деятельности таможенной системы и таможенно-нормативной базы на белорусских землях, навыков его творческого применения на практике;
формирование осознанной потребности самостоятельного изучения исторического наследия в области таможенного дела на белорусских землях.
повышение уровня общеобразовательных и специальных знаний студентов и слушателей.
Периодизация курса. Курс «История таможенного дела и таможенного права Беларуси» охватывает временные рамки с VI века до современности и делиться на десять условных временных периодов.
VI –VIII вв. – период зарождения начал таможенного дела на древнебелорусских землях.
IX– нач. XIII вв. – период становления и развития таможенного дела и его правовой базы в древнебелорусских княжествах в условиях феодальной раздробленности.
Сер. XIII – 1569 г. – период становления и развития таможенного дела, его правового регулирования в Великом Княжестве Литовском с момента его образования и до заключения политико-экономической Люблинской унии с Королевством Польским.
1569 – 1772-95 гг. - период развития таможенного дела и права в Великом Княжестве Литовском в рамках Речи Посполитой и до начала разделов этого государства.
1772-95 – 1850 гг. – период развития таможенного дела, трансформации нормативной базы на присоединенных к Российской империи белорусских землях и до момента ликвидации таможенной границы на западных рубежах белорусских губерний.
1851 – 1918 гг. фактически “бестаможенный“ период истории Беларуси, существовавший до заключения Брестского мира.
1918 – 1944 гг. – период развития таможенного дела на территории БССР, с момента образования таможен на советско-германской демаркационной линии в 1918 г. и до восстановления таможенной деятельности на освобожденной от немецко-фашистских захватчиков территории Беларуси.
1944 – 1991 гг. – период развития таможенного дела на территории БССР и до времени получения Беларусью государственной независимости.
1991 – 1995 гг. – период создания самостоятельной таможенной службы Республики Беларусь, проведения независимой таможенной политики, создание основ национального таможенного законодательства и до заключения Таможенного союза с Россией.
1995 г. – наше время – период развития таможенного дела в Республике Беларусь в условиях Белорусско-Российского союзного государства и таможенного союза, дальнейшей модернизации таможенной службы и таможенного права.
Необходимо отметить, что каждый из означенных периодов, в свою очередь, может быть разделен на целый ряд подпериодов.
Источниковедение и историография курса. Источниковедение – наука, изучающая исторические источники – материальные объекты, которые отражают историческое прошлое общества, они вовлечены в сферу исторических исследований и служат средством исторического познания. Источники делятся на материальные (орудия труда, монеты и т.д.), устные (легенды, топонимика и т.д.), письменные (хроники, летописи и др.), кинофотофонодокументы. В свою очередь, письменные источники делятся на опубликованные и неопубликованные (архивные). Источниковедение разделяется на общее, единое для познание исторического прошлого и специальное. Специальное источниковедение является составной частью общего.
Специальных сборников публикаций источников по истории таможенного дела в Беларуси на сегодняшний день нет. Существуют только общего характера хрестоматии, где приводятся наряду с документами из других областей знаний. Большое их количество содержится в 4-х тт. сборнике документов «Белоруссия в эпоху феодализма» (Мн.1959-1979), «Белоруссия в эпоху капитализма»: в 2-х тт. (Мн.,1983-1990); в сборнике “Сведкі беларускай мінуўшчыны” пол редакцией проф. Г.В. Штыхова (Мн.,1996), в работе А.Ф. Вишневского и Я.А. Юхо «Гісторыя дзяржавы і права Беларусі ў дакументах і матэрыялах» (Мн.,1998.) и некоторых других
Однако публикации документов по истории таможенного дела все же существуют. В Российской Федерации, в основном в 1990-х гг. были изданы сборники документов, касающиеся непосредственно истории таможенного дела и права. Наиболее значимые из них: «Таможенное дело России. Т.1-8. (М.,1986-2002), «Таможенное дело в России. Х – начало ХХ в.: Исторический очерк. Документы. Материалы (СПб., 1995), «Таможенное дело в России: Сборник документов и материалов. ТТ. 1-3., 907-1917 гг.» (М. 1997-2000) и «История таможенного дела и таможенной политики России (1917-1985 гг.). Хрестоматия (М.1999).
Среди опубликованных источников по истории таможенного дела и права Беларуси, важнейшими являются следующие:
Древнейший период VI-XIII вв. - памятники международного права, договоры Древней Руси с Византией 907, 911, 944, 971 гг. В них отмечены условия купеческой торговли между сторонами. Важен и опубликованный правовой свод «
Русская Правда» – памятник права эпохи Киевской Руси и феодальной раздробленности, которая оказала значительное влияние на развитие средневекового белорусского права. Также ценны как источник - договорные грамоты XIII - XIV вв., отражающие состояние торговых отношений между Смоленском, Полоцком, Витебском и Ригой, Ливонским Орденом, немецкими ганзейскими городами. К примеру, «
Смоленская торговая Правда» 1229 г. Эти и другие договоры закрепляли правовые нормы, обеспечивавшие мирные отношения в торговле, политике.
Период Великого княжества Литовского. XIII - XVIII вв. Важными и богатыми источниками по таможенной истории этого периода являются документы
Литовской Метрики – фонда книг государственной канцелярии ВКЛ с XV по XVIII вв., единственного в своем роде в Европе. Она содержит большое количество документов, написанных в основном на старобелорусском языке, посвященных различным таможенным вопросам (документы по аренде, инструкции, привилеи и т.д.). Чрезвычайно интересны и своды законов ВКЛ: Статуты 1529, 1566 и особенно 1588 гг. Ценными историческими источниками являются нормативные акты, регламентирующие таможенное дело в ВКЛ и Речи Посполитой в XIV-XVIII вв., опубликованные в сборниках «Volumina Legum». Особую ценность сборникам придает их изначальная практическая направленность для помощи юристам, судьям, политическим деятелям.
Ценным источником для изучения таможенной истории ВКЛ, в частности таможенных процедур, являются и «Мытные книги», реестры записей взимания таможенных пошлин (мыта). На сегодняшний день в польских и литовских архивах сохранились мытные книги следующих таможенных учреждений ВКЛ: Борисовской мытной каморы (за 1708 г.) Брестской (за 1583 и 1605 гг.), Вержбаловской (за 1706 и 1709 гг.), Витебской (1605 г.), Гродненской (за 1600, 1605 и 1764 гг.), Каменецкой ((за 1708 г.), Минской (1709 г.), Могилевской (за 1612 и 1708 гг.), Полоцкой (1676 и 1708 гг.), Речицкой (за 1708 и 1709 гг.), Столовичской (за 1708 г.).
Период нахождения белорусских земель в составе Российской империи. XVIII в. – 1917 г. Ценными историческими источниками являются в первую очередь, всевозможные законодательные акты в области организации и функционирования таможенной службы. Практически все из них были опубликовано до 1917 г. в многочисленных томах «
Полного собрания законов Российской империи» (1649 –1916 гг.)
Период БССР.
1918 – 1991 гг.
Исторические источники довоенного периода белорусской таможенной истории довольно хорошо отражены в сохранившихся разнообразных периодических изданиях и нормативных сборниках. Большое количество ценных документов и материалов содержат журналы того времени: «
Таможенный вестник», «
Вестник НКВТ», «
Вестник таможенных тарифов, законодательства и товароведения», «
Внешняя торговля», «
Советская торговля», «
Савецкая краіна». Важнейшими источниками таможенного права также являются Таможенный устав СССР (1924 г.) и Таможенный кодекс СССР (1928 гг.), Таможенные тарифы и иные регламентирующие таможенное дело документы.
По послевоенному периоду, в качестве исторических источников можно отметить крупнейшие нормативные акты: Таможенный Кодекс (1964, 1991гг.), специальные постановления Совета Министров СССР (1987, 1989 гг.), «Закон СССР о таможенном тарифе» (1991) и др.
Период Республики Беларусь. 1991 г. – наше время. Современный период развития национальной таможенной истории отражен в первую очередь в следующих важнейших нормативных актах: Постановление Верховного Совета Республики Беларусь «О таможенной службе» (1991), Закон «Об основах организации таможенной службы Республики Беларусь» (1992), Соглашение о Таможенном союзе Республики Беларусь и Российской Федерациии, (1995), Таможенных кодексах 1993 и 1997 гг., “Комплексной программе развития приграничной инфрструктуры РБ” (1999), “Целевой программа развития таможенной службы РБ на 2002-2005 г.” (2001), документы международного сотрудничества Республики Беларусь и белорусской таможенной службы. Большая часть этих материалов публикуются с 1996 г. на страницах печатного органа Государственного таможенного комитета Республики Беларусь - «Таможенный вестник» и «Таможня и ВЭД».
Историография – специальная отрасль исторической науки, изучающая закономерности процесса накопления исторических знаний. Имеет три значения: 1) историческая наука; 2) История исторической науки; 3) совокупность исторических исследований на определенную тему, объединенных общими чертами: национальными (белорусская, российская, польская); теоретическими (демократическая, марксистская), тематическими (таможенного дела, экономическая); хронологическая (периода ВКЛ, советская) и др.
На сегодняшний день историография истории таможенного дела и права в Беларуси практически не разработана. Среди наиболее известных публикаций в этой сфере: серия статей В. П. Шостака «Из истории таможни» в журнале «Таможенный вестник» (1996-2001 гг.), сборник «Полоцкий рубеж» (Витебск, 1998), монография В.Ю. Саяпина «Пять веков Гродненской таможенной службе» (2003), научно-популярная публикация В.А. Иванова «Очерки по истории таможенного дела и внешней торговли Беларуси 10-20 веков» (Витебск, 2003), курс истории таможенной службы Беларуси, подготовленный В.А. Острога и опубликованный в журнале «Таможня и ВЭД» (2003-2004 гг.), а также ряда научных и научно-популярных статей других авторов.
В определенной мере, этот пробел могут заменить работы советских и российских историков, в первую очередь: Меерзон А.Ц. «Таможенные книги XVII века» (М., 1957), Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы (Иркутск, 1987); Рабочая книга таможенника.Вып.1. СПб.1994; Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. 907-1995. (М.,1995); Блинов Н.М. Таможенная политика России Х-ХХ вв. (М., 1997); На страже границ Отечества. (М., 1998), Куликов В. И фрак и кивер и папаха. // Пограничник, № 5, 1998, Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. (М.,2001), Кисловский Ю.Г. История таможенного дела России (М. 2004).
Благодаря этим и другим исследованиям можно получить относительно полное общее представление об истории таможенного дела и в нашей стране. Однако, если углубляться в историю отдельных временных периодов или таможенных учреждений, располагавшихся на территории Беларуси, то мы сможем представить лишь фрагменты прошлого.
Вместе с тем, если говорить конкретно по периодам, то
о зарождении таможенного дела в древнебелорусских княжествах можно узнать в работах Алексеева Л.В. Полоцкая земля в 9-13 вв. (М.,1966), Галубовіча В.І. Эканамічны стан, побыт і гандаль Старажытнай Беларусі.(9-13 стст.).(Мн. 1997); Древнерусские княжества 9-13 вв. (М. 1975); Штыхова Г.Ф. Города Полоцкой земли. (Мн.,1978).
Об особенностях развитии таможенного дела и права в период существования Великого княжества Литовского писали Грицкевич А.П. Частновладельческие города Белоруссии в 16-18 вв. (Мн., 1975); Довнар-Запольский М.В. Государственное хозяйство Великого княжества Литовского при Ягеллонах. (Киев, 1901); Доўнар-Запольскі М.В. Гісторыя Беларусі, (Мн., 1994), Жучкевич В.А. Дороги и водные пути Белоруссии. (Мн., 1977); Копысский З.Ю. Экономическое развитие городов Белоруссии в 16- первой половине 17 вв.(Мн.,1966); Левко О.Н. Торговые связи Витебска в 10-18 вв. (Мн., 1989); Мелешко В.И. Могилев в 16-сер.17 вв. (Мн.,1988); Он же. Таможенные книги как исторический иситочник // Весці АН БССР, Сер. Грам. Навук. 1959, №4; Пичета В.И. Белоруссия и Литва 15-16 вв. (М.,1961); Шпилевская И.Н. Из истории таможенной службы Минска // Археаграфічны штогоднік, вып.2, (Мн.,2002) и др.
Историю таможенного дела периода нахождения Беларуси в составе Росийской империи анализировали или затрагивали: Анішчанка Я.К. Беларусь у часы Кацярыны ІІ. (Мн. 1998); Швед В.В. Торговля в Беларуси в период кризиса феодализма.(1830-50-е гг.). (Гродно, 1995); Загорнов А.А. Брестская таможня в первой половине 19 в.// Веснік БДУ, Сер.3,№1, 1997; Минцлов С. В таможенном мире // Пограничник, №6,1996; Радищев А.Н. О таможенных обрядах // Полное собрание сочинений, Т.3, (М-Л. 1952) и др.
Становление и развитие таможенной службы в БССР освещено в публикациях Копайтича В. «Отчет о деятельности таможенного ведомства за год Советской власти с 25 сентября 1917 года по октябрь 1918 года» // Таможенный вестник, №18-19, 1918; Куркова И. «Контрабанда» // Труд, 19.9. 2002; Бакуменко М. «Начало борьбы с контрабандой в Беларуси» // Таможенный вестник,№7, 1999 и др.
Развитие таможенного дела в Республике Беларусь рассматривается в работах Филькевича И.А. «Внешнеэкономическая политика государства» (Гомель., 2002); Давыденко Е.Л. «Основные проблемы таможенной политики РБ» // Белорусский журнал МП и МО. №2, 2000; «Таможня дает добро» // Советская Белоруссия, 17 октября 2002, - С. 2; «Из истории таможенной службы Беларуси» // Таможенный вестник, 2001, № 9; Комаренко И. Из глубины веков в день грядущий // Таможенный вестник, 1998,- №5,; Осінцаў В.Г. Мытня “Заходні Буг” // Памяць. Брэст. (Мн.,2001). Форма одежды сотрудников таможенных органов РБ // Таможенный вестник, №8, 1998 и др.
Глава 1. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ДРЕВНЕЙ БЕЛАРУСИ (IX – XIII вв.)Зарождение внешнеторговых связей и таможенного обложения в древнебелорусских княжествах. Мыто: понятие и содержание. Торговые договоры. Зарождение внешнеторговых связей и таможенного обложения в древнебелорусских княжествах. Точных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения и особой организации сбора торговых пошлин на территории нашей страны нет. Первые сведения о различного рода налогах и сборах уходят в раннее средневековье.
В VI-VIII вв. на территории древней Беларуси проходил процесс разложения первобытнообщинного строя. Отделяется от сельского хозяйства ремесло, возникают первые поселения-протогорода (древнейшие, первичные). В результате, наблюдается быстрое развитие внутренней и внешней торговли. Создаются социально - экономические условия для перехода к новому, феодальному способу производства с господствующей формой эксплуатации в виде взимания дани продуктами сельского хозяйства, промыслов, деньгами. Эти процессы проходили на фоне подчинения соседних племен и формирования протогосударства. В итоге в нашем регионе появляются многочисленные племенные объединения и начинает формироваться достаточно сложный аппарат по их управлению. Появляются так называемые “княжения”, содействующие централизации управления племенами и власть оказывается в руках одного или нескольких князей, выходцами из племенной знати, чаще всего из бывших временных военных вождей, избиравшихся на период ведения войн. Считается, что первые княжества появились на нашей территории у полоцких кривичей и дреговичей.
Постепенно из числа старших и заслуженных воинов княжеской дружины (бояр) появляются “княжие мужи”, приближенные к князю, которым поручается, в частности, управление на местах и сбор различных видов дани. Первоначально взыскивание дани проводилось в форме «
полюдья» – поездок дружинников в подвластные земли, где они «кормились» за счет местного населения, пока не собирали всего, что по их мнению полагалось получить от данников. Дань раскладывалась по отдельным крестьянским хозяйствам и общинам, что привело в конечном итоге к разделению княжеств на административно-фискальные округа. Увеличение дружин со временем позволило князьям вершить суд на подчиненных ему землях и контролировать специальными отрядами в виде передовых постов (
застав ) проходившие тут торговые пути и взимать дань с проезжавших купцов.
В этот период стали проявляться уникальные геоэкономические особенности расположения белорусских земель. Как известно, через Беларусь почти до VIII века н.э. не проходили какие-либо значительные на то время торговые пути, Однако внешние торгово-хозяйственные контакты все же были. Еще в конце 1-го тысячетия до н. э. с расширением гегемонии Рима в Средиземноморье наиболее важным стал вывоз редкого прибалтийского янтаря по Висле – «
Янтарный путь”, имевший ответвление на Западный Буг. Этот торговый путь связывал Прибалтику (Пруссию и современную юго-западную Литву) через древнебелорусские территории с римскими провинциями Норик и Пановия, с эгейскими (греческими) городами, другими районами восточного Средиземноморья и восточными странами. Одни из первых археологических находок в этом регионе датируются IX-VII вв. до н.э.. В основном это бронзовые топорики, попавшие на Беларусь через торговый путь, связывавший по Двине, Швецию и Прибалтику с Поволжьем.
В VII-III вв. до н.э. в южной Беларуси, стали появляться предметы скифского происхождения. В I-V вв. н.э. интенсивность внешних связей наших предков увеличилась, что связано в первую очередь с расширением римской торговли. В Беларуси значительная часть римских находок, в основном 2000 античных монет, приходится на западный и северо-западный районы, вдоль Немана, который являлся ответвлением упомянутого Янтарного торгового пути. Так, например, китайская «История северных народов» (VII в.) сообщает, что в среднеазиатском Хорезме можно приобрести янтарь, который вероятнее всего попадал туда через древнебелорусские земли.
Таким образом, к III-V вв. функционируют два основные направления торгово-хозяйственных контактов населения древней Беларуси – западный и юго-восточный.
Нужно отметить, что общаясь с населением Причерноморья, где уже в V-IV вв. до н.э., бытовали греческие и римские таможенные обычаи, участвуя в товарообмене с соседями, наши предки узнавали о существовавших правилах торговли и таможенных порядках, активно заимствовали торговые правила и лексику.
По мнению российского исследователя Л. Маркова, «… поскольку в человеческом обществе торговле всегда сопутствовали торговые и проезжие пошлины,…задолго до образования Киевского государства древние восточные славяне не могли быть в стороне от этих порядков и взимание таможенных пошлин служило в какой-то степени средством укрепления мощи союзов племен и княжеств». К примеру, слово
«мыт» или
«мыто» (таможенная пошлина) употреблялось уже в договоре древнерусского князя Олега с Византией, подписанного в 911 г. Вот как описывалось это в
«Повести временных лет»: В год 6415 (907) пошел Олег на греков, … пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать… Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов Олегу: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь». … И приказал Олег дать воинам своим на две тысячи кораблей по двенадцати гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и других городов…»
1.
Наиболее вероятно, что понятие и система взимания таможенных пошлин была занесена на наши земли восточными купцами и порождена торговыми связями с Византией. Так, в 905 г., князь Олег осадив ее столицу Царьград и прибив на его врата свой боевой щит, послал к византийскому правителю послов. Условиями Олега была уплата ему дани – на две тысячи кораблей по 12 гривен на уключину (на кораблях было в среднем по 40 гребцов) и уплата содержания «гостям», торговцам, прибывавшим в Царьград из Киева, Чернигова, Переславля, Полоцка и других славянских городов. Причем если в город будут прибывать из этих мест купцы, то им в течении шести месяцев необходимо выдавать продукты питания, устраивать баню и не брать торговых пошлин - «да творят куплю, якоже им надобе, не платяча мыта ни в чем же» и даже снабжать их необходимым на обратный путь. Текст договора свидетельствовал о знании славянами - мыта как сбора за провоз товаров через заставы.
С другой стороны, славянские купцы должны были сами соблюдать некоторые формальности. Так, когда полоцкие, туровские или другие купцы добирались до Царьграда, то первым делом, как и купцы из других стран, должны были предоставить местным властям грамоты с княжескими или боярскими печатями, чтобы под видом торговцев в город не могли проникнуть разбойники. Затем купцы переписывались и по списку пропускались в город, группами не более 50 человнк и без оружия, в сопровождении представителей власти. Купленные в городе товары осматривались «царевыми мужами» и на них ставились специальные клейма. На вывоз некоторых товаров, например знаменитых византийских тканей-«поволок», накладывались ограничения, чтобы не подрывать монополию империи.
Естественно, по приезде купцов домой подобные рассказы о заморских обычаях быстро распространялись и вскоре алчные сребролюбивые местные князья начинали вводить нечто подобное. Однако нельзя преувеличивать распространенность таможенных порядков в тот период в наших глухих лесных краях. По всей вероятности о первой реальной древнебелорусской таможне (
прототаможне) возможно говорить лишь
не ранее конца ІХ века, времени появления первого княжества в Полоцке в
862 г., т.е. начала появления городов в наиболее экономически активных регионах, обычно по берегам рек, служивших в то время главными торговыми путями. Тогда появляется и сбор дани с торговых людей, из которых лишь к XI в.. стали выделяться купцы-профессионалы. Как считал крупнейший русский дореволюционный теоретик таможенного дела К. Лодыженский – «мыто это еще и сбор за покровительство, оказываемое купцам со стороны властей, своего рода гарантия соблюдения порядка в торговле», т.е. появление таможенных сборов напрямую связано с появлением государства.
Существуют и другие мнения относительно времени и причин появления таможенных обрядностей на наших территориях в древности. Так, некоторые историки считают, что первые таможенные процедуры на восточнославянских землях стали появляться позднее, вскоре после принятия христианства в 988 г., по совету духовенства.
В связи с этим, вероятно первые таможни возникают одновременно с появлением торговых центров: в Витебске в 974 г., Бресте не ранее 1019 г., Минске к 1067 г., Гродно к 1128 г., Гомеле к 1142 г., Могилеве к 1267 г, хотя в некоторых случаях возможно и позднее, по решению князя. Относительно точную, пусть и зачастую значительно позднюю дату основания местных таможенных учреждений, могут несомненно дать первые упоминания в письменных исторических источниках. Так, первое упоминание о минском мыте и таможне появляется в документах Литовской метрики лишь в 1494 г. То есть, современной наследнице минской таможни – Минской региональной таможне ни как не 60 лет или 83 года, как минимум 510 лет.
Таким образом,
предположительно в середине ІХ в. на территории древней Беларуси появляются предпосылки для зарождения таможенного дела. Позднее, в период феодальной раздробленности, этот процесс даже активизировался. С XII в. на границах Полоцкого, Турово-Пинского, Минского, Витебского, Гродненского, Слуцкого, Новогрудского, Смоленского и других княжеств и земель, при въезде-выезде, и даже внутри их, на важнейших участках торговых путей (возле мостов, речных переправ, на волоках, в городах и селах, лежащих у торговых путей) стали создаваться многочисленные таможенные учреждения -
мытницы для сбора «мыта» в казну местного князя.
Постепенно в древнебелорусских княжествах возникает следующая принципиальная
организация сбора мытных пошлин. От имени князя, после согласования с его ближайшим окружением – Радой, местами сбора пошлин и их старшими сборщиками (
мытниками) руководил специальный княжеский управляющий, обычно, тиун (от старошведского ”thiunn” (крестьянское собрание)), имевший специальных помощников, непосредственно осуществлявших сбор пошлин –
служебников). На волоках, с речных судов собирал мыто особый
волочский тиун, который при необходимости должен был предоставить купцам защиту от разбойников. Нужно отметить, что мытники считались уважаемыми людьми. Согласно дренейшему своду законов “Русская правда” голос мытника при свидетельствах в суде равнялся голосам двух свободных мужей.
Особенностью системы организации сбора мыта, определения его размера, сроков и мест взимания, заключения международных договоров и т.п. было активное участие Вече – собрания свободных мужчин. Особенно была велика роль Вече в период феодальной раздробленности в XI-XII вв. в Полоцком, Друцком, Минском, Витебском и некоторых других княжествах.
Среди древних мытников существовали и специализаци. Так, для взятия “
вагового мыта” (пошлины за вес товара) имелся специальный “
весчий”. Смоленская грамота 1229 г. отмечает и особых сборщиков налогов «
бирчих». Этот термин был заимствовано от варяжских купцов и первоначально означало бирку (birkja) – палочку, на которой надрезами велся учет чего-либо (коп в поле, ячменя в гумне, товара на возу и т.д.). Интересно, что от скандинавских купцов, из старошведского города Бирка, наши предки взяли и систему весов, основой которой стал “
бирковискъ” (“берковец”) – мера веса примепрно в 10 пудов (160 кг). Первое свидетельство о берковце находим в грамоте 1135 г полоцкого князя Всеслава Чародея. Позднее эта система весов продолжала широко использоваться при торговых отношениях Полоцка, Витебска и Смоленска с Ригой и шведским Годландом. Затем берковец плавно перешел в “великолитовскую” систему весов.
Иногда право сбора мыта имели и влиятельные церковные иерархи. Так, согласно Уставной грамоты смоленского князя Ростислава (1136 г.), владевшего в тот период различными восточнобелорусскими городами (Мстислав, Кречут, Прупой, Копысь, Орша), епискому смоленскому Мануилу было разрешено для себя брать часть торговых сборов - у Копыси “перевоза и торгового” мыта 4 гривны, на Прупои - 10 гривень, в Кречюта 10 гривен.
В период феодальной раздробленности вся древняя Беларусь оказалась разделенной многочисленными таможенными рубежами и заставами, что чрезвычайно негативно сказывалось на развитии внутренней и тем более внешней торговли. Кроме произвола местных князей, ситуацию усугубляли и разбои на торговых путях. Все это вынуждало иноземных купцов продвигатся по рекам и дорогам с вооруженной охраной и в сопровождении местных купцов-посредников, хорошо знавших здешние особенности взимания торговых пошлин и места расположения мытниц, местные денежные и весовые единицы. Особенно они были ценны если купеческий караван появлялся во время очередной вооруженной междуусобицы. К примеру, только в Полоцком княжестве практически каждые 7,5 лет мирная жизнь прерывалась какой-либо внешней агрессией. Подобные трудности и препятствия делали торговых людей внешне более похожими на воинов.
На зарождение таможенного дела и появление таможенных структур на древнебелорусских землях, как уже отмечалось, оказал огромное влияние географический фактор, т.е. транзитное расположение между крупнейшими торговыми регионами древнего и средневекового мира – Западной Европой и Востоком. Несомненно способствовало и наличие у Беларуси четырех основных водных систем Восточной Европы: Волжской, Днепровской, Западнодвинской и Волхово-Ильменской. Через множество крупных и малых судоходных рек (Двина, Днепр, Припять, Свислочь, Березина, Сож, Щара, Неман) она была связана с Каспийским, Черным («Русским») и Балтийским («Варяжским») морями. Значительно облегчала переход из одной водной магистрали в другую еще одна географическая особенность – равнинная местность.
С IX по XIII вв. через древнебелорусские земли, пролегал знаменитый
«Великий торговый путь из варяг в греки», протяженностью 2700 км, связывавший Балтийское и Черное моря. Точных данных о времени его возникновения нет, считается, что примерно с
800 г.
В IX-XI вв., направление Север – Юг, было одним из самых приоритетных маршрутов в международной торговле и этот торговый путь широко использовался в транзитной торговле западноевропейскими, византийскими, скандинавскими и славянскими купцами.
От Царьграда (современный Стамбул) по Черному морю купеческие караваны плыли до устья Днепра. Далее по Днепру, преодолевая по суше опасные пороги, двигались до его верховьев. Между Днепром и Западной Двиной, а также Днепром и Ловатью были
волоки (места наибольшего сближения двух судоходных рек). В этих местах водная дорога прерывалась и лишь после трудоемкого перетаскивания судов по суше, купцы вновь продолжали своё путешествие по рекам балтийской водной системы из Западной Двины в Балтийское море.
Чтобы пройти весь путь нашим предкам приходилось тратить 115-120 суток, из которых 14 уходило на преодоление волоков. Там речные суда на бревнах-катках и жердях перетягивали по суше к другой реке, товары при этом переносились отдельно. Протяженность волока обычна была не более 20-30 км. На территории Беларуси в раннем средневековье насчитывалось около 20 волоков, которые связывали водоразделы Днепра и Западной Двины, Днепра и Немана, Днепра и Буга. Например, «
княжие люди» из городища Маскавичи на восточном берегу озера Дзябро, осуществляли контроль над волоками на Браславских озерах, через которые можно было выйти к реке Друйка, а затем к Двине. Возле волоков часто возникали поселения, основным занятием жителей которых было обслуживание купеческих караванов.
Особенностью древнебелорусского или «полоцкого» участка «Великого пути», в отличии от жестко конкурирующего с ним «новгородского», было не только его значительно меньшая протяженность, но и то, что на полоцкой земле он становился двухколейным, а не одноколейным как на других землях, раздваиваясь на две ветви. Одна шла дальше на север, другая поворачивала на северо-восток.
Нужно отметить, что Полоцкое княжество, наряду с Туровским, Смоленским, было жизненно заинтересовано в обеспечении контроля и защиты этих товаропотоков. Полоцкие князья в ХІ в. на протяжении всего “полоцкого” участка основали ряд небольших укрепленных городищ. В западном направоении это были - Герцике и Кукенойс, в восточном - Усвяты, Сураж, Друцк, Орша, Могилев, Быхов, Рогачев, Жлобин, Стрешин, Борисов, Речица. Полоцк и другие древнебелорусские города. Они стали важными административно-фискальными центрами. Там собирались и перераспределялись налоговые поступления, в том числе от международной торговли.
Взимая торговые пошлины Полоцк стал самым богатым в древней Беларуси городом и границы его княжества к концу ХІ в. достигали даже Рижского залива. Именно торговля приносила полочанам большие доходы. Предметами вывоза тогдашних полоцких купцов были преимущественно: воск, мед, шкуры пушных зверей, хмель, овчины и некоторые другие товары. В Полоцк с Востока привозились шелковые и другие ткани, предметы украшений, бусы, пряжки, светильники; из Скандинавии ввозили мечи, пряжки, фибулы, топоры и другие изделия из бронзы, серебра, железа и стали; с берегов Балтийского моря – янтарь; из Германии – вина, сукна, имбирь, миндаль, соль и много другое. В более поздний период в городе был построен даже специальный немецкий купеческмй двор с церковью. В древнем Полоцке вместе с немцами торговали новгородцы и москвичи, однако согласно указанияю князя покупать иноземный товар они могли лищь при посредничестве полочан.
С XII в., после захвата монголо-татарами Восточной Руси и падения Царьграда, путь “Из варяг в греки” стремительно теряет свое прежнее значение, одновременно слабело и само Полоцкое княжество, торговавшее в более поздний период уже только при посредничестве Риги.
Торговый путь «Из варяг в греки» был не единственным купеческим маршрутом. К Х в. международное значение приобрел
Припятьско-Западнобугский водный путь, через который шла торговля с Польшей и Центральной Европой. Через него можно было попасть в Вислу и приплыть в Краков и Прагу - крупнейшие торговые центры средневековой Европы.
Меньшее, но все же достаточно большое значение имел
Неманский водный путь, важный для торговли с Литвой и Пруссией. Варяги, к примеру, по нему плыли к Днепру, чтобы попасть в Черное море.
В XII-XIII вв. направление внешней торговли, как уже отмечалось, сменилось на Восток – Запад, активизировались торговые контакты с Западной Европой. В конце XII в. в немецком городе Штирия действовал таможенный устав, где определялись размеры пошлин с приезжих славянских купцов. В этот период одним из самых популярных торговых маршрутов через древнюю Беларусь был следующий: Рига-Полоцк-Витебск-Смоленск-Дорогобуж-Можайск-Москва-Рязань-Муром-Булгария.
С XIII в. более значительную роль приобрел в международной торговле
Западнодвинский путь, по которому Витебск, Полоцк, Смоленск торговали с Ригой, островом Готланд, немецкими городами Любек, Данциг, Мюнмтер, Слостам, Бремен, Дортмунд, Грегойц, Брауншвейг, Кассель.
Нужно отметить, что реки, как практически единственные торговые пути, активно использовались в Беларуси вплоть до XV в., а во времена Великого княжества Литовского крупнейшие из них часто называли «королевcкими». Зимой по льду рек прокладывали санные дороги - «
зимники». Менее удобные сухопутные торговые пути в основном проходили вдоль рек, через их водоразделы и соединяли города и села. Их обычно специально не прокладывали, а использовали уже наезженные пути между селениями. К примеру, в IX-XIII вв. через территорию Полоцкого княжества проходило 7 основных сухопутных дорог: на Витебск, Минск, Новгород, Псков, Смоленск, Ригу и Ливонию. Обычно дороги имели название: Ольгердова, Витовтова и др. Современного типа
«дороги прямоезжие», через леса и болота, появились значительно позднее, в эпоху колесной артиллерии. В те времена слово «дорога» означало путь, только что проложенный войском. Нужно отметить, что водные пути были в то время исключительно грузовыми трассами, с мизерным пасссажиропотоком. Создание централизованного государства способствовало расширению дорожной сети, столь необходимой не только для продвижения войска или доставки почтовых сообщений, но и для развития внутренней и внешней торговли, что в конечном итоге непосредственно содействовало совершенствованию таможенного контроля над территорией и в целом таможенного дела.
Все эти моменты учитывались князьями при выборе места нахождения пункта сбора торговых пошлин
. Поэтому
мытницы часто ставились в крупных селениях, проехать мимо которых, купеческим караванам из 10-40 возов было практически невозможно. Однако использовать гужевой транспорт можно было лишь в сухое время года, но не в период осенней или весенней распутицы. Мытников можно было встретить у волоков, крупных мостов, гатей, на перекрестках крупных дорог, пристанях и т.д.
С расширением торговли с Ригой, построенной в устье Западной Двины, Полоцк стал заключать многочисленные договоры с немецким купцами -
«гостями». Самые основательные договоры с немцами – это договоры смоленских князей. Первоначальный текст был разработан при князе Мстиславе Давыдовиче в 1229 г., а затем постоянно обновлялся его приемниками на протяжении целого столетия. Эти договоры или как их называли «
Смоленская торговая Правда», состоят из двух частей: уголовного раздела и постановлений, определяющих торговые обычаи. Обе стороны устанавливали право беспошлинного ввоза своих товаров, способы определения провозных и весовых пошлин.
Так, согласно ей, немецкий купец имел преимущество, если со своими товарами подплывал на судах к волоку между притоками Двины и Днепра. Управляющий там волочский тиун должен был доставить необходимое количество подвод «гостям». Это свидетельствовало, в частности о масштабах и уровне торговых отношений между Смоленском и Полоцком. Их купцы ввозили иноземные товары на Русь и сами вывозили на зарубежные рынки продукты местного производства. Дальность торговых поездок и контактов наших предков поражает. Так, в Гродно, Полоцке и Витебске археологами были найдены раковины каури с берегов Индийского океана, а в Волковыске в культурном слое XII в. были обнаружены остатки костей павлина, родиной которого является острова Цейлон и Суматра.
В приоритетах древнебелорусских княжеств была и региональная торговля с княжествами и землями Киевской Руси. Эти отношения были достаточно интенсивными. Полоцкие, витебские, минские и купцы из других древнебеларусских городов активно торговали с Новгородом, Псковом, Москвой, Тверью, Владимиром, Киевом, Черниговом, Овручем.
Мыто: понятие и содержание. Как уже отмечалось, процесс сбора пошлин с купцов за право торговли, издавно был известен нашим предкам. В современном белорусском языке сохранилось эти древние слова:
«мыта», «мытня», «мытніца», «мытнік». С этим понятием связаны, к примеру и название притока р. Припяти – Мытва, сел в Лидском и Полоцком районе – Мыта и др. В белорусский и другие славянские языки слово “
мыта” (mota) привнесено примерно в V в. восточногерманскими племенами готов, населявших некоторое время территорию от правобережья Западного Буга до р. Горынь. Специалисты считают, что первоначально мытом называлось место, где останавливались возы и лодки купцов. Так произошло название российского города в Московской области – Мытищи
. В средневековье на его месте находился пункт сбора с людей и грузов проезжих пошлин 7-ми километровый волок от р. Яуза до р. Клязьма, заброшенный в XIV в. С течением времени мытом стали называть любую торговую пошлину, позднее трансформировавшуюся в исключительно пограничную с экспортного или импортного товара.
В древности у наших предков существовал и свой синоним “мыта” – “
накло”, поздне вытесненное и забытое. На то время мыто было собирательным понятием, в которое входили торговая и проезжая (пограничная) пошлины. Только примерно в ХІІ в. торговое мыто стало отделятся от проезжего и становиться именно таможенной импортно-экспортной пошлиной.
В русском же языке, слово
“мыт”, как и многие другие славянизмы, с середины ХІІІ века, в условиях установления татаро-монгольского ига, было вытеснено тюркским
“тамга” (знак, клеймо, тавро). Выдача ханских ярлыков с печатью-тамгой, подтверждающих привилегии феодалов и духовенства, сопровождалось сбором, под названием – тамга. Вскоре тамгой стала называться и пошлина, взимавшеяся при торговле на рынках и ярмарках, а сам процесс ее взимания стали именовать -
тамжить, а место где ее взыскивали –
таможней. Соответственно сборщик пошлин, бывший мытник, стал -
таможником.
У наших западных соседей, в Польском государстве, также приблизительно в это время, вместо прежнего термина “мыто”, появилось славянизированное заимствование из немецкого языка –
“цло”. Таким образом, исконное слово “мыто” с этого времени осталось на белорусских и некоторых других славянских землях (Украина, Болгария), позднее переняли его у нас современные литовцы и латыши.
Как уже отмечалось, первоначально торговые пошлины брались лишь в торговых центрах, позже они стали взиматься в небольших городах и селах. Местом сбора мыта была базарная площадь -
“торг”. Торг обычно распологался недалеко от городских ворот и к нему со всех сторон тянулись улицы. Другим распространенным местом сбора различных налогов был и
“погост” – церковная площадь, т.к. в целях безопасности купцы часто складировали свои товары в надежных каменых церковных подвалах.
В рассматриваемый период феодальной раздробленности, каждый удельный князь в пределах своих владений изобретал и развивал собственную систему таможенных пошлин, подчиненную исключительно целям своего личного обогащения. Поэтому виды и размеры мыта были самыми различными. Так, по сведениям Устава смоленского князя Ростислава Мстиславовича 1136 г., в Копысе, стоящем против 60-километровой сухопутной дороги на Друцк – Полоцк, за
“перевоз” - переезд через реку людей и грузов брали 4 гривны, за проезд в город собирали
“торговое мыто” - 4 гривны, а в Прупошеске на Соже (Славгороде), при въезде в Смоленское княжество - 10 гривен. Князь брал и
“гостинную дань” или
“гость”– за провоз купеческих товаров.
В этот период в основном существовало два типа мыта –
водяное (пошлина с лодок) и
сухое (пошлина с возов). В “
Пространной Русской Правде” была регламентирована целая система торговых и таможенных “мыт”:
1)
обычное (звычайное) – за право провести товар на территорию ;
2)
перевоз – плата за переправу товара через реку;
3)
мостовое – за проезд через мост ;
4)
камерное – плата за хранение товара на церковных складах;
5)
гостинное – за право вести тороговлю;
6
) вагое – за пользование “вагами” (весами).
Существовали и иные разновидности мыта:
посаженное – в зависимости от величыны воза в саженях,
головщина - личный налог с каждого человека на возу или судне;
замыт – с цены товара, а не с воза,
пятно – за клеймение лошадей при покупке-продаже;
свальное – за снятие товара с воза при взвешивании на мытнице;
подъемное - за поднимание товара на весы;
побережное – за причаливание к берегу;
подужное – за количество телег в обозе;
узольцовое – сбор за обвязку товара с приложением таможенных печатей (гарантии, что товар не будет продоваться там, где нет мытных знаков). Если купец попытается уклониться от уплаты мыта, то при его задержании взимался двойной штраф с каждого воза –
промыт, а лично с купца –
заповедь.
Самой характерной чертой древних таможенных обрядностей был их традиционализм, подчинение праву обычая, существование так называемых старых, давно введенных и неизменных
“первых мыт”. Одновременно с ними постоянно вводились и новые пошлины –
“мыта незвычайные”, о согласовании которых со старыми, никто в это время удельного эгоизма не заботился.
Часто феодалы в своем стремлении собрать побольше мыта доходили до полного самодурства. Например, специально не следили за своими дорогами, т.к. запрещали купцам поднимать упавший на их землю товар. Именно с тех пор бытует пословица “
Что с воза упало, то пропало”. В результате, эгоистический, корыстный интерес феодала тормозил торговлю, экономическое развитие всего края, замедлял развитие таможенного дела, превращая его порой в примитивный сбор денег с проезжих. Однако в период феодальной раздробленности, наблюдался и некоторый всплеск торговли, когда у самостоятельных княжеств, ведущих натуральное хозяйство, возникал интерес к внешней торговле, к товарам, которых не было в местном производстве.
В ХІІ-ХІІІ вв. на территории древней Беларуси существовал так называемый «
безмонетный период», во время которого в качестве расчетных единиц при осуществлении торговых и иных платежных операций, в качестве «монет», применялись небольшие слитки из серебра -
гривны (на нашей территории – «литовские») палочкообразные с одной или несколькими насечками, длинной 10-17 см и массой 100-105 гр., а также шкурки небольшого пушного зверя, заверенные свинцовыми пломбами. К примеру, в Дрогичине на Буге археологами были найдены тысячи товарных пломб ХІ-ХІІІ вв. со знаками многих древнерусских земель, что говорит о его значительной роли как одного из крупных торговых и таможенных центров в тогдашней внешнеторговой системе региона.
В торговых договорах того времени часто отмечаются и таможенные льготы. Так, Полоцк, Витебск и Смоленск, хоть и имели взаимные торговые связи, боролись между собой за торговые пути на Западной Двине, предлагая различные выгоды для купцов. К примеру, в Полоцке право торговли для купцов русских княжеств, не было обложено ни какими мытами, хоть и существовали косвенные налоги. В Витебске, наоборот, право торговли было обложено мытом. Главным из мыт, которое платили в городах, все местные и приезжие купцы, было вагое. Но его размер везде был разным. Так, в Новгороде купцы из беларусских земель платили “весчее” в размере 2 гривны серебра за берковец соли, что было в несколько раз меньше, чем в Полоцке и Риге. В Москве белорусские купцы платили мыто как за право торговли, так и весчее.. Кроме того, налог брался и за посредничество в торговле.
В этот период, как отмечалось выше, постепенно складывается определенная законодательная база для развития торговли и таможенного дела. В основном она было воплощена в нормах “Русской Правды” и различных международных договорах. Так, в “Пространной Русской правде” были защищены интересы купцов по охране их имущества, а также подчеркнута роль мытника. Там же, в ст.48 выделялось два вида торговых операций
“купля”: внутренняя торговля, отсюда торговец -
“купец” и
“гостьба” – торговля иноземная и торговец -
“гость”. Отметим, что термин “госць” пришло в старобелорусский язык из готского “gasts” и имел первоначально два значения: купец и чужеземец. От этого слова в дальнейшем произошел и целый ряд торговых терминов:
гасцінны люд (чужеземцы),
гасцінная справа (дело за границей),
гасцінны тавар (иностранный товар),
гасцінец (торговый путь),
гасцініца (помещение для приезжих купцов),
гасціннасць (радушная встреча приезжих).
XIII в. вошел в белорусскую историю таможенного дела как период зарождения международного торгового права. После основания немцами в 1201 г, в устье Двины, с разрешения полоцкого князя, стратегического в военном и торговом отношении города Риги, он быстро стал ключевым звеном торговли восточнославянских государств с Западной Европой. Это привело к заключению большого количества торговых договоров Риги со славянскими князьями: договор с Полоцком в 1210 г.; договор смоленского князя Мстислава вместе с князьями полоцким и витебским с Ригой и Готским берегом в 1229 г.; грамота литовского князя Герденя с Ливонским орденом в 1264 г. и др.
Договор 1229 г., скрепленный печатями городов Висби, Любека, Данцига, Мюнхена, Грэнингема, Дортмунда, Бремена, Смоленска, Полоцка и Витебска. Его положения регламентировали самые разные аспекты торговых связей. В документе определялись правила пользования общественными весами, волоками, уплаты мыта. В нем подчеркивалось, что торговый путь должен был быть «чист», «без рубеже», отмечалось, что купцы-гости могли пользоваться опекой властей - «
Аже Латинскии гость придеть к городу, свободно емоу продавати, а противоу того не молвити никому же. Тако делати Роуси оу Ризе и на Гочком березе» (Ст. 25); «
Аже Латинескии оусхочеть ехати и (со) Смольнеска (со) своимь товаром в иноу стороноу, про то его князю не держати, ни иному некомоу же. Тако Роусиноу ехати из Гочкого берега д(о) Травны» (Ст.26); «
Всякому Латиненскому человекоу свободен путе из Гочкого берега до Смольнеска без мыта. Тая правда есть Роуси из Смольнеска до Гоцкого берега». (Ст.34) и др
2.
В Договорной грамоте князя Герденя с инфляннтским магистром и городами Ригой, Полоцком и Витебском в 1263 г. также закреплялась свободная торговля –
«… немечькому гостю в Полочьскую волно ехат(и) трговат(и), купити и продат(и). Тако ж полочаном и видиблянину во лно гостити в Ригу и на готьскы берег."
3 Наряду с официальными договоренностями существовали и неофициальные торговые обычаи. Так, волочному тиуну обычно не платили мыта немецкие, смоленские, витебские и полоцкие купцы, однако ему надо было обязательно сделать подарок, а по приезде в город княгине подарить отрез тонкого сукна.
Договоренности не всегда действовали, особенно во время многочисленных войн, когда насилие над иноземными «гостями» было практически неизбежным. Товары задерживали и конфисковывали, самих торговых людей изгоняли или даже заставляли участвовать в военных походах. Но постепенно, вместе с развитеем торговли, рос авторитет купцов, а с ним и мытников. Уже к XII-XIII вв. торговля на древнебелоруских землях была достаточно хорошо организована. Развитие внутренних и внешних торгово-хозяйственных связей влияло на преодоление феодальной раздробленности, отмену многочисленных внутренних таможен, способствовало объединению земель в единое белорусско-литовское государство.
Со второй половины XIII в. торговля в древней Беларуси стала вестись уже от имени Великого княжества Литовского. В 1253 г. Великий князь литовский Миндовг подтвердил рижским и всем другим иностранным купцам право свободного проезда по рекам и сухопутным дорогам и освободил их от пошлин. В условиях централизации государства система взимания различного вида мыта получила новый импульс к своему развитию. Период феодальных междуусобиц и произвольного вмешательства удельных князьков в развитие внешней и внутренней торговли стал уходить в прошлое. Теперь усилия зарождавшейся таможенной службы были направлены на пополнение единой великокняжеской государственной казны.
Вопросы для самоконтроля:
Назовите периоды таможенной истории Беларуси и дайте их краткую характеристику.
В чем вы видите причины появления таможенных сборов в древней Беларуси ?
Дайте характеристику основным торговым путям на территории древней Беларуси в IX-XIII вв.
Какова была принципиальная схема организации таможенного дела в Полоцком княжестве ?
Назовите и дайте краткую характеристику основным международным торговым договоренностям древнебелорусских княжеств.
Дайте определение «мыта» и назовите его виды.
ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОГО ПРАВА