Сиротский А.Н., Гошин В.А. (ред.) Основы таможенного дела - файл n1.doc

приобрести
Сиротский А.Н., Гошин В.А. (ред.) Основы таможенного дела
скачать (2994 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2994kb.16.09.2012 04:09скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Содержание




РАЗДЕЛ I. Организация таможенного дела в Республике Беларусь 9

Глава 1. Понятийный аппарат таможенного дела 9

1.1. Таможенное дело и таможенная политика 9

1.2. Таможенная территория и таможенная граница 13

1.3. Таможенные органы и таможенная служба. Управление таможенным делом 14

2.1. Национальное таможенное законодательство 15

2.2. Текущие нормативно-правовые (подзаконные) акты 16

2.3. Международное таможенное право 18

Глава 3. Из истории белорусской таможни 19

3.1. Зарождение таможенного дела 19

3.2. Организация таможенного дела в Великом княжестве Литовском 20

3.3. Белорусские земли в составе Российской империи: таможенное дело и таможенная служба 23

3.4. Советский период 25

3.5. Развитие отечественного таможенного дела в условиях государственной независимости 26

Глава 4. Организация таможенного дела на современном этапе 30

4.1. Единая система таможенных органов 30

4.2. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь 32

4.3. Базовое звено системы таможенных органов 34

4.4.Роль таможенной инфраструктуры в организации и осуществлении таможенного дела 38

РАЗДЕЛ II. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь 42

Глава 1. Принципы перемещения товаров и транспортных средств 42

1.2. Порядок, места и время пересечения таможенной границы 45

1.3.Условный выпуск товаров и транспортных средств в связи со льготами 48

Глава 2. Таможенные режимы и условия их применения 49

2.1. Таможенные режимы: определение, сущность, значение, классификация. 49

2.2. Порядок помещения товаров под таможенные режимы выпуска 51

РАЗДЕЛ III. Принципы и порядок производства таможенного оформления товаров и транспортных средств 73

Глава 1. Понятие таможенного оформления и его принципы 73

Глава 2. Основное назначение и порядок применения предварительных операций 76

Глава 3. Временное хранение 79

Глава 4. Участники основного таможенного оформления 82

Глава 5. Деятельность таможенного агента 88

РАЗДЕЛ IV. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь 92

Глава 1. Назначение и сущность таможенного контроля 92

Глава 2. Особенности организации таможенного контроля товаров государств — участников Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества 94

Глава 3. Типовая схема организации таможенного контроля 96

Глава 4. Формы и принципы организации таможенного контроля 98

Глава 5. Таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу физическими лицами 103

Глава 6. Таможенный контроль товаров, перемещаемых иностранными должностными лицами и в адрес иностранных представительств 106

Глава 7. Особенности таможенного контроля при перевозках, осуществляемых транспортом 109

7.1. Таможенный контроль на водном транспорте 109

7.2. Таможенный контроль при железнодорожных перевозках 110

7.3. Таможенный контроль при международных авиаперевозках 112

7.4. Таможенный контроль за автомобильными перевозками 112

Глава 8. Технические средства таможенного контроля 113

8.1. Таможенная техника 114

8.2. Понятие технических средств таможенного контроля, объекты таможенного контроля 116

8.3. Оперативные задачи таможенного контроля, требующие применения технических средств 121

8.4. Технические средства решения диагностических и классификационных задач 134

8.5. Классификация ТСТК 135

Глава 9. Проверка финансово-хозяйственной деятельности как форма таможенного контроля 138

9.1. Цели, виды и методы проведения проверок 138

9.2. Порядок организации и проведения проверок 143

9.3. Реализация материалов проверки 154

Глава 10. Валютный контроль 156

10.1. Валютный контроль и его организация. Полномочия таможенных органов 156

10.2. Валютный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 157

10.3. Валютный контроль, осуществляемый в отношении физических лиц 160

РАЗДЕЛ V. Классификация товаров для таможенных целей в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности СНГ 163

Глава 1. Товарная номенклатура и ее связь с классификацией товаров 163

Глава 2. Основные товарные номенклатуры и классификационные системы, используемые в практике международной торговли 165

2.1. Основные товарные номенклатуры 165

2.2. Единая товарная номенклатура внешней торговли 167

2.3. Стандартная международная торговая классификация ООН 169

2.4. Номенклатура Совета таможенного сотрудничества 169

Глава 3. Гармонизированная система описания и кодирования товаров 170

3.1. История создания 170

3.2. Характеристика Гармонизированной системы описания и кодирования товаров 172

3.3. ГС как основа Комбинированной номенклатуры ЕС (КН ЕС) 174

Глава 4. Роль ТН ВЭД СНГ в деятельности таможенных органов 175

РАЗДЕЛ VI. Тарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 180

Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД 180

1.1 Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в 180

1.2. Таможенная пошлина 185

1.3. Учет требований ГАТТ / ВТО в тарифном регулировании ВЭД Республики Беларусь 194

Глава 2. Таможенная стоимость товаров 198

2.1. Международная основа системы таможенной оценки Республики Беларусь 198

2.2. Система определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь 201

Глава 3. Страна происхождения товара 215

3.1. Цели и критерии определения страны происхождения товара 215

3.2. Сертификат о происхождении товара 218

3.3.Предоставление льгот по таможенному тарифу в зависимости от страны происхождения товара 222

3.4. Подтверждение страны происхождения товаров таможенными органами 225

Глава 4. Таможенные платежи в Республике Беларусь 230

4.1. Виды таможенных платежей 230

4.2. Таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акцизы 239

4.3. Таможенные сборы 245

4.4. Льготы по таможенным платежам 249

4.5. Обеспечение уплаты таможенных платежей при перевозке товаров под таможенным контролем 251

4.6. Особенности уплаты таможенных пошлин и налогов физическими лицами 254

РАЗДЕЛ VII. Нетарифные меры регулированиявнешнеэкономической деятельности и перемещения товаров через таможенную границу 258

Глава 1. Понятие и классификация мер нетарифного регулирования 258

Глава 2. Основные виды нетарифных ограничений 262

2.1. Количественные ограничения 262

2.2. Налоговые технические и иные ограничительные нормы и требования 267

Глава 3. Мировая практика применения нетарифных мер регулирования 271

3.1. Масштабы и характер применения 271

3.2. Методы количественной оценки нетарифных ограничений 274

3.3. Регламентация мер нетарифного регулирования ГАТТ/ВТО 275

Глава 4. Нетарифное регулирование в Республике Беларусь 280

4.1. Классификация нетарифных мер 280

4.2. Меры экономической политики 284

4.3. Меры неэкономического характера 287

РАЗДЕЛ VIII. Таможенная статистика и информационные технологии 295

Глава 1. Роль и место таможенной статистики в управлении внешнеэкономической деятельностью страны 295

Глава 2. Предмет и методы таможенной статистики 297

Глава 3. Организация и ведение статистики внешней торговли в Республике Беларусь 299

Глава 4. Методология таможенной статистики внешней торговли 301

Глава 5. Технология сбора, учета и обработки данных 306

Глава 6. Специальная таможенная статистика 310

Глава 7. Информационные технологии в деятельности таможенных органов 313

7.1. Информационные технологии, таможенное оформление и таможенный контроль 313

7.2. Модель информационной системы таможенных органов 316

7.3. Основные функциональные требования к автоматизации деятельности таможенных органов 321

7.4. Электронный документооборот 325

РАЗДЕЛ IХ. Правоохранительная деятельность таможенных органов 328

Глава 1. Правоохранительная деятельность таможенных органов: общая характеристика 328

1.1. Понятие и содержание правоохранительной деятельности 328

1.2. Формы правоохранительной деятельности таможенных органов 331

Глава 2. Административно-правовые формы правоохранительной деятельности таможенных органов 332

Глава 3. Производство по делам об административных таможенных правонарушениях 335

Глава 4. Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные вопросы борьбы с таможенными преступлениями 341

4.1. Таможенные органы как органы дознания по делам о преступлениях в сфере таможенного дела 341

4.2. Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела 343

Глава 5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов 357

5.1. Таможенные органы Республики Беларусь как субъекты оперативно-розыскной деятельности 357

5.2. Понятие оперативно-розыскной деятельности, ее цели, задачи и принципы 358

5.3. Силы и средства оперативно-розыскной деятельности 361

5.4. Оперативно-розыскные мероприятия и особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами 362

РАЗДЕЛ X. Международное сотрудничество в таможенном деле 365

Глава 1. Направления международного таможенного сотрудничества 365

Глава 2. Международное таможенное право Республики Беларусь 367

Глава 3. Договорно-правовая база международного таможенного сотрудничества 377

Глава 4. Деятельность международных организаций в области таможенного сотрудничества 385

Глава 5. Вопросы таможенного сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического сообщества, СНГ 398

Глава 6. Опыт Европейского союза в организации и осуществлении таможенного дела 401

Глава 7. Реализация международных программ технического со­действия в таможенном деле 410

Приложение 1 412

Приложение 2 412

Литература 414

ПРЕДИСЛОВИЕ
В арсенале средств, используемых во всем мире в целях государственного регулирования экономики, существенная роль отводится таможенному механизму, посредством которого создаются наиболее оптимальные условия конкуренции отечественных с иностранными товарами, что, в свою очередь, способно оказывать значительное влияние на развитие внутреннего производства, стимулировать расширение экспортных возможностей, непосредственно защищать экономические интересы государства.

В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью таможенной службе отводится особая роль как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей участников внешнеэкономической деятельности.

Таможенное дело в любой стране представляет собой явление, органично связанное с объективными потребностями политического и социально-экономического развития.

Основные усилия таможенной службы направлены на создание благоприятных условий осуществления торгово-экономических операций для участников внешнеэкономической деятельности, на совершенствование механизмов и технологий таможенного оформления и контроля, на полное и своевременное взимание установленных платежей и перечисление их в республиканский бюджет, пресечение попыток нарушения таможенного законодательства, борьбу с контрабандой, защиту потребительского рынка.

Таможенная служба Республики Беларусь с каждым днем играет все более значимую роль в формировании новых рыночных отношений, защите экономического суверенитета и экономической безопасности Республики Беларусь, активизации связей белорусской экономики с мировым хозяйством, обеспечении защиты прав граждан, субъектов хозяйствования и соблюдения ими обязанностей в области таможенного дела.

Значимость деятельности таможенной системы обусловлена и тем обстоятельством, что в связи с расширением масштабов внешнеэкономической деятельности самым стабильным и возрастающим источником государственных доходов становятся таможенные платежи. Так, если в 1998 году они составили около 25% доходной части государственного бюджета Республики Беларусь, то в 2001 году – почти 29 процентов.

Являясь составным элементом системы правоохранительных органов страны, таможенная служба Республики Беларусь вносит значительный вклад в решение задач по борьбе с контрабандой, другими преступлениями, отнесенными к ее компетенции, и с нарушениями таможенных правил.

Вместе с тем качество и эффективность решения этих задач продолжают отставать от современных требований, что во многом объясняется острой нехваткой высококвалифицированных специалистов с глубоким знанием экономических и правовых основ таможенного дела, иностранных языков, психологии и этики взаимоотношений.

Наличие специальной учебной литературы по таможенной тематике является, в свою очередь, необходимым условием подготовки таких специалистов.

В последнее время в ряде учебных заведений республики изучаются проблемы организации и осуществления таможенного дела, а в Белорусском государственном университете открыто специальное отделение по подготовке кадров таможенной службы. Овладение специальностью «Таможенное дело» предполагает наличие немалого запаса знаний по истории таможенного дела и таможенной политике, теории отечественного и зарубежного права, экономике, валютному законодательству, организационно-управленческой деятельности.

Таможенное дело по своему составу и структуре – явление сложное, многоплановое, оно имеет комплексный характер. Поэтому и общественные отношения в сфере таможенного дела подразделяются на группы, отличающиеся спецификой и регулируемые нормами разных отраслей права: конституционного (государственного), в доминирующей части – административного, гражданского, уголовного, трудового и других отраслей права, а в определенной части – и международного права.

На нынешнем этапе таможенное дело находится на стадии становления и развития и пока только ищет свое место в системе учебных дисциплин высших учебных заведений, в экономической и правовой науках.

Предлагаемый вниманию читателей учебник «Основы таможенного дела» - первое в стране издание, где на профессиональном уровне рассматриваются правовая основа таможенного дела, вопросы организации таможенного оформления и таможенного контроля, раскрывается механизм экономической и правоохранительной деятельности таможенных органов, функционирования информационных таможенных технологий, анализируются и другие стороны таможенного дела.

Учебник подготовлен творческим коллективом должностных лиц Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и преподавателей кафедры таможенного дела Белорусского государственного университета на основе обобщения нормативных правовых актов, методических указаний, другой ведомственной документации, а также практики работы таможенных органов. Цель его написания – содействовать улучшению профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь, повышению уровня преподавания дисциплин таможенного профиля в высших учебных заведениях и на факультетах повышения квалификации.

Конечно, в учебнике, написанном, в первую очередь, для тех, кто приступает к изучению таможенного дела, невозможно охватить все многообразие этой деятельности, все варианты движения товаров и денежных средств, всю динамику информации по таможенным вопросам. Он является своего рода фундаментом для последующего накопления и совершенствования знаний и навыков в области таможенного дела.

Учебник, несомненно, окажет существенную помощь не только студентам профилирующих специальностей высших учебных заведений, но и всем, кто по роду своей деятельности, а также в силу научных или иных интересов связан или хотя бы соприкасается с таможенной тематикой.

Таможенное дело – динамично развивающаяся отрасль знаний и практической деятельности, в связи с чем в учебнике представлено концептуальное обоснование сущности таможенного дела, в котором отдельные правовые нормы и иные аспекты таможенного дела раскрываются в общетеоретическом плане.
ЗаместительПредседателя В.А.Гошин

Государственного таможенного

комитета Республики Беларусь
РАЗДЕЛ I. Организация таможенного дела в Республике Беларусь
Глава 1. Понятийный аппарат таможенного дела
1.1. Таможенное дело и таможенная политика
Для уяснения сущности и принципов организации таможенного дела важно иметь четкое представление о содержании основополагающих категорий, характеризующих этот процесс. Выяснение значения того или иного понятия имеет не только теоретико-познавательное, но и практически-прикладное значение. В понятийном аппарате таможенного дела за каждым термином закреплено строго определенное значение, выход за рамки которого нередко меняет содержание норм таможенного права и может стать причиной принятия неверных решений при регулировании таможенных отношений.

Прежде всего о самом понятии таможенного дела. Его смысл раскрыт в ст. 1 Таможенного кодекса Беларуси: «Таможенное дело в Республике Беларусь составляет таможенная политика Республики Беларусь, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь».

Таким образом, таможенное дело включает в себя комплекс мер, в основе которых лежит таможенная политика. Следует отметить, что таможенная политика всегда была тесно связана с государственной политикой в целом. Появление государственных образований уже в древние времена потребовало организации институтов, регулирующих общественные отношения, в том числе и в области трансграничного перемещения товаров, -- почти вся история развития торговли и таможенного дела связана с историей государства.

Сама же политика как выражение интересов слоев и групп общества и мер по защите этих интересов возникла с появлением частной собственности: сначала – индивидуальной, затем – родовой, местной или княжеской и, наконец, общественной -- в виде государственной собственности. Государство во все времена уделяло внимание вопросам безопасности своих границ. С этой целью создавалась и совершенствовалась система органов, осуществляющих охрану границ, контроль и сбор налогов (податей) при ввозе в страну или вывозе за ее пределы товаров, а также при торговле внутри страны. Со временем государственный экономический интерес проявился во взимании различных налогов, сборов как с населения, так и с торговцев товарами из других стран. Постепенно отлаживалась система управления этими процессами.

По мере развития государств, с изменением целей и задач по регулированию торговых отношений, совершенствовались функции государственных органов, регулирующих эти отношения. Содержание таможенной политики обычно менялось со сменой царствующих особ или государственной правящей элиты и отражало их подходы к регулированию внешней торговли. История знает немало примеров перехода от умеренного или жесткого протекционизма1 к политике фритредерства2 и наоборот. В СССР с 30-х до 80-х годов проводилась линия жесточайшего протекционизма и государственной монополии на внешнюю торговлю. Поэтому таможенная политика рассматривалась лишь как часть торговой политики государства, а не как самостоятельная область внутренней и внешней политики.

С появлением на постсоветском пространстве новых независимых государств и с переходом к формированию рыночных отношений, предполагающих свободу экономической деятельности, возобладала тенденция к либерализации внешнеэкономических связей.

Проводимая государством политика в области внешней торговли напрямую определяет характер таможенных отношений. В свою очередь, характер и принципы осуществления таможенного дела в данной стране оказывают решающее влияние на направление развития внешнеэкономических связей, прежде всего торговых, с другими странами. Таможня по самой своей сути является связующим звеном между отечественной экономикой и мировым хозяйством, а таможенная политика как основа таможенного дела как раз и представляет собой систему мер, определяющих ценности и приоритеты в отношениях с другими странами.

В Республике Беларусь осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики государства. В таможенной политике сфокусированы важнейшие задачи государственной политики в целом. Таможенный механизм, включающий таможенный контроль, применение мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, борьбу с контрабандой и т. п., призван защищать белорусский рынок от внутренних и внешних угроз, экономических и прямых материальных ущербов, ограждать отечественных товаропроизводителей от дестабилизирующего влияния извне и одновременно стимулировать развитие национальной экономики.

Целями таможенной политики являются:

Могут устанавливаться и иные цели таможенной политики в соответствии с общей экономической политикой государства.

Таким образом, именно таможенная политика определяет основные цели, задачи и функции таможенного дела в Республике Беларусь. Вполне естественно, что таможенная политика направлена на обеспечение соблюдения собственных интересов государства. В то же время, вступая в международные экономические отношения, государство должно стремиться к балансу интересов, когда каждая сторона этих отношений получала бы максимум выгод, не задевая при этом национальные интересы других сторон. Именно поэтому одним из основных средств реализации таможенной политики Республики Беларусь является ее участие в таможенных союзах и иных формах интеграции внешних экономических связей. Интернационализация таможенных отношений, выраженная в заключении союзов и многосторонних соглашений, выработке общих тарифов, согласованных систем описания и кодирования товаров, упрощения и гармонизации таможенных процедур, в создании общей системы безопасности и международных торгово-таможенных организаций, устанавливающих правила и стандарты регулирования внешнеэкономической деятельности, -- важное свидетельство того, что таможенная политика является отражением внешнеполитических интересов государства.

В научной литературе пока не выработан единый подход к определению понятия «таможенная политика». Преобладают определения типа «система мер, правил», но иногда ее сводят к «комплексу направлений, стратегической линии» или «механизму регулирования». Различные интерпретации этого понятия не случайны, так как таможенная политика, составляющая основу таможенного дела, является весьма сложной и многогранной деятельностью. Представляется Наиболее лаконичным и емким представляется следующее определение: « Таможенная политика – это система мер, определяющая приоритеты, способы и средства достижения государственных целей в сфере регулирования трансграничного перемещения товаров».

Таможенное дело представляет собой довольно сложное переплетение экономической, правовой, организационной и нравственно-психологической деятельности. Соответственно этому и таможенная политика характеризуется правовыми, экономическими, организационными и психологическими составляющими.

Правовая составляющая таможенной политики включает меры, направленные на создание и развитие нормативной правовой базы регулирования таможенных отношений.

Организационная составляющая означает то, что таможенная политика формируется через государственные организации и институты, в которых она разрабатывается, определяется и реализуется. Это прежде всего законодательные и исполнительные органы власти, соответствующие министерства и ведомства, разрабатывающие разрешительные или ограничительно-запретительные системы по перемещению товаров через таможенную границу и организующие их контроль. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Таможенного кодекса Республики Беларусь таможенное дело относится к ведению Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь.

Экономические аспекты таможенной политики связаны с проведением в жизнь внутренней и внешней политики страны, основанной на протекционизме, свободной торговле или на сочетании этих двух направлений. Современная таможенная политика Беларуси направлена на защиту экономических интересов государства и участников внешнеэкономической деятельности, развитие форм интеграции экономических связей с другими государствами. Не секрет, что в настоящее время в Беларуси существует приоритет экономических мер государственного регулирования ВЭД. Это связано с переходным состоянием экономики, формированием рыночных отношений, предполагающих свободу экономической деятельности, в том числе и во внешнеэкономической сфере. Отечественное законодательство, обеспечивая эту свободу, вместе с тем регламентирует деятельность хозяйствующих субъектов и граждан-предпринимателей с помощью таможенно-тарифного регулирования ВЭД и мер экономической политики.

Современная таможенная политика в психологическом отношении – область продуманных конфликтно-соглашательских шагов, компромиссов, барьеров, нажимов и уступок. Кроме этого, таможенная политика провозглашает требование высокой культуры управленческой деятельности в системе таможенных органов, что находит свое выражение в нормах служебной этики. Высоконравственное выполнение своего служебного долга, гуманное отношение к потребителям таможенных услуг – важнейшая характеристика отношений, возникающих в таможенной деятельности.

Все названные составляющие таможенной политики взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому все они важны и должны иметь равноценную силу.

Таким образом таможенная политика является мощным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности и поддержания баланса интересов стран мирового сообщества.

1.2. Таможенная территория и таможенная граница
Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на различия по характеру и месту в системе таможенных отношений, все составные части таможенного дела в совокупности составляют органическое единство, поскольку служат реализации целей таможенной политики государства. Наряду с теми элементами, которые названы в приведенном определении, с полным основанием в него можно включить в качестве самостоятельных ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ, борьбу с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, производство по делам об административных таможенных правонарушениях. Содержание категорий, характеризующих эти процессы, будет раскрыто в последующих разделах и главах учебника. Кроме того, краткое содержание 29 основных понятий таможенного дела дано в ст. 18 Таможенного кодекса Республики Беларусь. Во вводной же части дадим толкование терминов, имеющих «сквозной», концептуальный и основополагающий характер. К их числу относятся прежде всего «таможенная территория» и «таможенная граница», «таможня», «таможенные органы», «таможенная служба».

Согласно Таможенному кодексу, таможенную территорию Республики Беларусь составляют сухопутная территория, внутренние воды и воздушное пространство над ними. На территории республики могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады, территории которых рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь по таможенному делу. В Беларуси таможенная территория совпадает с сухопутной территорией государства, если из нее исключить территории свободных таможенных зон и свободных складов.

В Российской Федерации (и ряде других стран) к таможенной территории относятся также территориальные воды и находящиеся в морской исключительной экономической зоне России искусственные острова, установки и сооружения, над которыми она обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Понятие таможенная граница означает пределы таможенной территории Республики Беларусь, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Таможенную границу можно определить как и границу территории, на которой действует единое таможенное законодательство и ведется единый статистический учет внешней торговли.

Продуктом интеграционного сотрудничества различных государств явились понятия единая таможенная территория и единая таможенная граница. Единые таможенные территории и границы предполагают единое организационное, экономическое и правовое их наполнение во времени и пространстве. Создание единой таможенной территории определено важнейшей целью ряда достигнутых межгосударственных соглашений и означает, в частности, применение на ней единого таможенного законодательства, единых мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, единой таможенной политики договаривающихся сторон по отношению к третьим странам.
1.3. Таможенные органы и таможенная служба. Управление таможенным делом
Таможенные органы – это правоохранительные органы государственной исполнительной власти, которые непосредственно осуществляют таможенное дело. Они составляют единую систему, в которую входят Государственный таможенный комитет (ГТК) и таможни. Эта система представляет собой совокупность таможенных органов, их взаимосвязь и взаимодействие в осуществлении таможенного дела. ГТК является специально уполномоченным республиканским органом государственного управления, который осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в Республике Беларусь.

Таможня – правоохранительный орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий таможенное дело на подведомственной территории.

Под термином таможенная служба понимается организация, порядок и условия прохождения государственной службы в таможенных органах, а также правовой статус их должностных лиц.

Успехи в осуществлении таможенного дела определяются многими факторами, среди которых особая роль отводиться эффективному управлению. Управление таможенным делом означает организацию и осуществление управленческой деятельности, направленной на достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов в интересах реализации таможенной политики. Общее управление таможенным делом в Беларуси осуществляет Президент. В силу своего конституционного положения он имеет особые полномочия в системе управления таможенным делом. Под его руководством разрабатываются концепции организации и осуществления таможенного дела, через институты исполнительной власти, Государственный секретариат Совета безопасности осуществляется контроль за соответствием деятельности таможенных органов таможенной политике государства. Кроме того, Президент издает декреты и указы по насущным проблемам таможенного дела.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


Содержание
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации