Горшенков Г.Н. Средства массовой коммуникации: криминологический аспект - файл n1.doc

приобрести
Горшенков Г.Н. Средства массовой коммуникации: криминологический аспект
скачать (332 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc332kb.15.09.2012 23:32скачать

n1.doc

  1   2   3
Горшенков Г.Н.


СРЕДСТВА

МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ:

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Горшенков Г.Н.

Средства массовой коммуникации: криминологический аспект: Учеб. пособие. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2003. – 56 с.

Пособие посвящено общим вопросам криминологического изучения института массовой коммуникации в его воздействии на правовую реальность. Дается характеристика массовой коммуникации как многоаспектной научной проблемы и в особенности массово-правовой коммуникации, имеющей важное значение в функционировании правовой системы общества. Раскрываются основные направления (цели) использования средств массовой коммуникации в правоохранительной сфере в современных условиях.

Адресовано, прежде всего, студентам, изучающим дисциплины криминального цикла, государственного управления, а также всем, кого интересуют вопросы маркетинговых коммуникаций и менеджмента.
1

СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ
Современное общество представляет собой сложнейшую систему, содержащую определенным образом упорядоченное множество элементов: личность, семью, группу, государство, право и др., которые взаимодействуют друг с другом в процессе производства, обмена и потребления жизненных благ.

Поступательное развитие производства постоянно усложняет социальную жизнь, формы жизнедеятельности, социальные механизмы регулирования общественных отношений. В современных условиях глобализации эти процессы выходят за национальные границы. Ученые и политики определяют суть глобализации в небывалом расширении и усложнении взаимоотношений народов, государств1.

Сегодня человечество живет в мире технической цивилизации, который продолжает совершенствоваться усилиями многочисленных мыслителей, ученых, изобретателей, захваченных процессами, ускоряющими общественное развитие, в частности приближающими нас к информационному обществу2. Все более важную роль играют опосредованные, «индустриальные» формы социального общения, при помощи которых в обществе осуществляется информационный обмен.

Термины общение, информационный обмен указывают на то, что социальная жизнь невозможна без соответствующей системы ее обеспечения – социальной коммуникации.

Коммуникация (лат. communicatio) – «сообщение», «связь», «путь сообщения»»3, т.е. «сообщение» как: а) уведомление о чем-то, передача каких-либо известий, сведений, знаний; б) сами эти известия, сведения, связи. Под «сообщением» понимается односторонняя направленность вербального воздействия, в то время как понятием «связь» охватываются отношения взаимной зависимости, обусловленности общности – общение между кем- чем-нибудь. Наконец, «путь сообщения» –

– 3 –
место, линия, направление передвижения, сообщения. Communicatio является производным словом от communico, обозначающим «делаю общим», «сообщаю», «связываю», «общаюсь»4.

Таким образом, термин «коммуникация» имеет полисемантический характер (см. рис. 1). Составители «Нового энциклопедического словаря» отнесли к содержанию этого понятия, во-первых, путь сообщения, т.е. связь одного места с другим; во-вторых, общение, передачу информации от человека к человеку, т.е. специфическую форму взаимодействия людей, осуществляемую, главным образом, с помощью языка; в-третьих, сигнальные способы связи между животными5.







Коммуникация

























Общественная




Естественная






















Транспортная




Социальная



















Межличностная




Групповая




Массовая

























Публичная




Рис. 1. Структура коммуникации

Коммуникация как имманентное обществу явление, судя по ее значению, представляет собой чрезвычайно сложную систему деятельности людей, которые выполняют самые разные социальные роли. Поэтому в определенном контексте в понятие «коммуникация» вкладывается более конкретный смысл – в зависимости от специфики общественной деятельности, научного подхода в ее изучении. Например, в философии «коммуникация» (от лат. communicare – совещаться с кем-либо) понимается как категория идеальной философии, обозначающая такое общение, при помощи которого один индивид обнаруживает себя в другом индивиде6.

В психологической трактовке коммуникации внимание акцентиру-

– 4 –
ется на смысловом аспекте социального взаимодействия (наряду с физическим), который подвергается сложному научному анализу. При этом различаются процесс коммуникации и его акты, классифицируемые по различным основаниям. Например, по типу отношений между участниками выделяется межличностная, публичная, массовая коммуникация; по средствам – коммуникация речевая (письменная, устная), паралингвистическая (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковая (продукты изобразительного искусства и т.д.)7.

С криминологических позиций представляется перспективным изучение транспортных и информационных коммуникаций в их взаимосвязях с преступностью. Немецкий криминолог Г.Й. Шнайдер обратил внимание на криминогенность жилых районов, разделенных крупными магистралями, где насильственные преступления вдвое превышают аналогичные правонарушения в тех частях города, где движение транспорта не столь интенсивно. Ученый приводит данные эмпирического исследования, которые показывают, что большинство краж совершено в тех домах, которые расположены на самых людных и проезжих улицах8.

«Автостоянки, вокзалы, подземки, морские вокзалы и аэропорты, - пишет Г.Й. Шнайдер, – строятся с таким размахом, имеют такие огромные территории, что их необозримость благоприятствует возникновению массовой преступности и затрудняет неформальный контроль из-за того, что эти территории не разбиваются на поддающиеся контролю участки»9.

Криминологическое изучение транспортных коммуникаций применительно к конкретному региону представляется перспективным, хотя сегодня оно осуществляется не в полной мере. Наиболее активно изучаются неосторожные преступления, связанные с автомототранспортом, что обусловлено прежде всего массовостью дорожно-транспортных происшествий, с которыми зачастую связаны гибель людей, травматизм, особенно детский. Между тем сфера транспортных коммуникаций привлекает криминальный элемент, особенно лиц, занимающихся кражами, мошенничеством, иными преступлениями, связанными с захватом заложников, террористическими актами,

И я вижу необходимость в более глубоких комплексных исследованиях этой важной сферы социального общения с постоянно развивающейся системой технических средств, в которых мобильность и комфортабельность выступают в качестве далеко не однозначного (позитивного) фактора. Транспортная коммуникация (с ее инфраструктурой) – сфера

– 5 –
повышенной криминогенности, где возможности совершения преступлений не только остаются чрезвычайно большими, но и заметно прибавляются. Разработка целевых программ криминологических исследований в такой сложной области человеческого общения, какой является транспортная коммуникация, представляется весьма перспективной.

В задачи концептуального моделирования «криминологии массовых коммуникаций» я, естественно, не включаю рассмотрение проблемы транспортных коммуникаций и преступности, хотя она, конечно же, тесно взаимосвязана с проблемой «социальная коммуникация и преступность».

Исходя из информационной сущности коммуникации, А.А. Брудный определяет ее наиболее общим образом как направленную связь, т.е. связь, осуществляемую посредством передачи сигналов (любых материальных носителей информации)10. Он разделяет коммуникативный процесс на два вида: а) аксиальный (от лат. axis – стрела) – передача сообщения строго определенным единичным приемникам (личная коммуникация); б) ретиальный (от лат. rete – сеть, невод) – передача сообщений множеству адресатов11.

Ученый также выделяет две разновидности информационной коммуникации: предметную и социальную. Предметная коммуникация обозначает процесс рецепции (принятия, приема, восприятия, познания) мира предметов, практическое или мысленное общение с предметами и явлениями материальной действительности. Предметная коммуникация имеет социальный характер, т.е. предметы являются носителями общественной информации, содержат опыт человечества.

Социальная коммуникация рассматривается специалистами в двух ее подвидах: как межличностная и массовая. Межличностная коммуникация определяется как обмен информацией между отдельными людьми, группами, который осуществляется преимущественно посредством языковых знаков. Массовая коммуникация, в отличие от межличностной, реализуется с помощью технических средств – средств массовой информации12.

Социальная коммуникация, считает Т.М. Дридзе, – единый сложный процесс, «обмен действиями порождения и интерпретации текстов, т.е. как текстовая деятельность, в ходе которой выясняется, способны или не способны люди понимать друг друга»13.

– 6 –
Б.М. Фирсов, а за ним В.А. Лосенков определяют массовую коммуникацию как «процесс распространения знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм с помощью технических средств на численно большие рассредоточенные аудитории»14,

Настоящее понятие конкретизируется, например, целями «утверждения духовных ценностей данного общества и активного воздействия на оценки, мнения и поведение людей»15.

Могут быть выделены специфические цели, исходя из которых массовую коммуникацию становится возможным понимать, например, как категорию психологической науки, т. е. обозначающую распространение с помощью технических средств тиражирования специально подготовленных сообщений с целью оказания влияния на установки, а также оценки, мнения и поведение людей. При этом акцент делается на «установки» и «поведение»16.

Здесь я не ставлю цель более полного анализа понятия «коммуникация». Данные выше определения и характеристики этого явления, отдельных его признаков приведены исключительно в той мере, в какой они необходимы для анализа феномена массовой коммуникации в настоящем пособии.
* * *

В литературе встречаются разные определения массовой коммуникации. И это закономерно, поскольку каждый из исследователей подходит к анализу, описанию и объяснению изучаемого явления с позиции собственных научных интересов, собственного видения проблемы.

Если обратимся к приведенному выше понятию массовой коммуникации, определенному В. Фридрихом как обмен информацией между людьми с помощью технических средств, то отметим тот факт, что ученый указывает на опосредованный характер массовой коммуникации. Аналогичную позицию занимает В.Н. Куницына, которая определяет межличностную коммуникацию как связь между психологическими состояниями людей, устанавливающуюся в процессе их непосредственного взаимодействия и общения, и массовую коммуникацию как опосредованное общение, т.е. такую форму общения, «при которой отсутствует личный контакт, непосредственное взаимодействие людей, постоянная и активная обратная связь»17.

– 7 –
На особую роль канала в массовой коммуникации указывает Н.Н. Богомолова, которая подчеркивает, «именно опосредованность общения техническими средствами задает, предопределяет основные специфические особенности массовой коммуникации как разновидности человеческого общения»18. Эти, уже вторичные, особенности, по мнению Н.Н. Богомоловой, заключаются в том, что именно технические средства передачи информации превращают человеческое общение в массовое, когда в этот процесс (общения) одновременно включаются большие массы людей или большие группы. Общение малых групп (межгрупповое общение) Н.Н. Богомолова, наряду с некоторыми другими исследователями (B.C. Агеевым, Г.М. Андреевой, АА Леонтьевым, Е.Е. Прониной и др.), рассматривает как промежуточный вид – между межличностной и массовой коммуникацией – социальной коммуникации, проблема которого практически не разработана в социальной психологии.

С ускорением научно-технического прогресса развиваются и новые формы межличностного общения, обусловленные, наряду с такими традиционными видами связи, как почта, телеграф, телефон, современными средствами – космическими спутниками, компьютерной и телекоммуникационной техникой, лазерными установками и др.

Высокая технологичность и глобальность современного информационного пространства (в котором распространяется информация) обусловливает все более заметное сближение различных способов передачи-приема информации19, что приводит к своеобразной диффузии, или взаимопроникновению, специфических признаков межличностной и массовой коммуникации. Например, за два последних десятилетия скорость передачи информации только по обычным телефонным линиям выросла в 22 раза. Интенсивно растет число пользователей системы Интернет. Если сегодня в мире их насчитывается около 300 000 000, то к 2005 г. эта цифра возрастет более чем в три раза20.

В настоящее время в России функционируют 33 500 СМИ, в том числе более 20 000 газет и около 11 000 журналов. К этому следует добавить 1 574 зарегистрированных в Министерстве по делам печати действующих лицензий, в числе которых: 1 276 – на эфирное телевещание; 1 002 – на эфирное радиовещание; 258 – кабельное телевещание; 18 – спутниковое телевещание и 20 – телевещание эфирно-кабельное21. Передачи «Голоса России» ведутся на 32 языках и принимаются в 160 странах. Оперативная информация из Москвы за рубеж распространя-

– 8 –
ется в 400 радиопрограммах и 350 разделах на web-сайте в Интернете22.

При использовании технических средств в социальной коммуникации возникают обстоятельства, которые непременно следует учитывать в опосредованной межличностной коммуникации. Одно из них заключается в том, что в определенных случаях важно обеспечить такие условия, которые бы в свою очередь обеспечивали индивидуальный характер каналов социальной коммуникация, исключали прохождение сообщения через открытое информационное поле. Это, во-первых, необходимо, чтобы исключить помехи иным процессам как межличностной, так и массовой коммуникации. Известно, например, насколько интенсивно насыщается сегодня социальная коммуникация средствами мобильной, в том числе радиотелефонной связи, которые наряду с их бесспорным преимуществом обладают и негативными качествами. Особенно это относится к радиостанциям азиатского производства, применяемым в России. Они могут работать и на частотах, принадлежащих МВД, ФСБ и другим силовым структурам, могут активно мешать вести радиосвязь авиаторам, телевизионным передачам, поскольку обладатель радиотелефона может работать и на частотах, на которых ведется телевещание23.

Сегодня по обороту теневой бизнес радиопередающих устройств в России уступает по доходности лишь незаконной торговле оружием и наркотиками. Сложившаяся ситуация обусловила, в частности, введение в Кодекс РФ об административных правонарушениях ряда норм, предусматривающих ответственность за использование несертифицированных средств связи и иные правонарушения в области связи и информации (предусмотренные в главе 13 Кодекса). Во-вторых, необходимость обеспечения условий сугубо межличностной коммуникации, защиты ее канала в ряде случаев обусловлена действующим в России законодательством, охраняющим права и свободы граждан. Например, преследуется уголовным законом нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК РФ).

Считая, что опосредованность техническими средствами в равной мере присуща как межличностной, так и массовой коммуникации, вместе с тем полагаю, что массовая коммуникация может иметь и непосредственный характер. Например, театральные постановки, спортивные состязания, иные зрелищные мероприятия, различные выступления перед аудиториями без использования микрофона. Впрочем, и использование микрофона в подобных случаях не исключает непосредственного характера общения.

По самой природе (социогенезису) массовая коммуникация изначально носила сложный характер. Так, уже в условиях первобытного

– 9 –
общества, первобытной общины, коллектив людей, будучи полифункциональным, выполнял, в частности, и массово-коммуникативные функции. Род был по отношению к каждому из своих членов и воспитателем, и учителем, и судьей, подключал каждого к общественно значимой информации, к инфофонду. При этом различные идеологические представления реализовывались как в устных массово-коммуникативных (урок, плач, проповедь, молитва, застольное слово, заклинание и т.д.), так и в изобразительных (наскальные изображения, татуировки и т.д.) текстах24.

Сравнительный анализ межличностной, межгрупповой и массовой коммуникации позволяет исследователям выделить еще одну отличительную особенность массовой коммуникации – социальную направленность. Если межличностное общение может в соответствующей ситуации иметь не только индивидуально-личностную, но и социальную направленность, то в массовой коммуникации общение всегда ориентировано социально, т.е. на большие социальные группы, на массы людей25. В отличие от индивидуально-личностной направленности социальной коммуникации, отношений, возникших между отдельными представителями человеческой общности или отдельным индивидом и источником информации, социальная направленность коммуникации обусловливается совокупностью свойств и особенностей общественных отношений, которая интегрирована индивидами или общностями в процессе взаимодействия26. Данное свойство социальной коммуникации и отражено в ее определении – «массовая».

В социологическом смысле «масса» обозначает группу людей, внутри которой ее члены до известной степени теряют свою индивидуальность и в ходе взаимного влияния приобретают схожие качества – чувства, побуждения и др.27

Качественный признак социальной направленности массовой коммуникации представляется мне важнейшим в определении ее статуса, поскольку именно эта специфическая особенность массовой коммуникации, но не опосредованность техническими средствами, как полагает Н.Н. Богомолова, предопределяет прочие ее особенности.

Социальная направленность массовой коммуникации обусловливает и дополнительные требования (в отличие от предъявляемых межличностной коммуникацией) к техническим средствам, с помощью которых осуществляется ее опосредованная реализация. Сущность этих требований: посредством технических средств или каналов социальной

– 10 –
коммуникации передавать сообщения для широких масс людей – в тех пределах, в которых они попадают под влияние массово-коммуникативного воздействия, конкретного его акта. Например, почта, телефон обеспечивают практически только межличностное общение; телефон, радио, компьютерную технику можно в определенной мере использовать в том и другом виде социальной коммуникации; печатную, электронную прессу – в абсолютном большинстве для массовой коммуникации. Хотя любые средства для массовой коммуникации могут быть доступны и для межличностного общения, но чаше это делается тогда, когда межличностное общение приобретает социальную значимость (например, в телепередаче «Жди меня»).

Одна из особенностей технических средств массовой коммуникации заключается в том, что эти средства обеспечивают передачу колоссальных объемов информации, вызывают у коммуникатора потребность в организации и управлении этими информационными потоками. Данные задачи решаются путем создания определенных институтов, осуществляющих производство и выпуск информационной продукции – тираж (часть тиража) отдельного номера печатного издания, отдельный выпуск радио, теле- и кинохроникальной программы, тираж (часть тиража) аудио- или видеозаписи программы28.

Однако данное обстоятельство не должно восприниматься как исключающее остальные, в которых массовая коммуникация реализуется через иные, маломощные технические средства вплоть до их примитивных форм, например рупора или трубы с расширяющимся концом, с помощью которого усиливается речь (чаще команда) говорящего. Модифицированным рупором является электроакустический мегафон. Кроме того, могут быть использованы различные предметы, далекие по своему назначению от массовой коммуникации, например стена. Именно с оставления «меток» на стенах здания получило развитие своего рода «настенное» творчество. Как свидетельствуют специалисты, для многих подростков увлечение этим необычным видом искусства (граффити) оказалось своего рода путевкой в жизнь и помогло им завязать знакомства, завоевать уважение у сверстников25.

Сегодня, например, в американской глубинке даже строят специальные стены для того, чтобы на них упражнялись будущие мастера граффити. Кстати, печально известная Берлинская стена, протяженностью 162 км и высотой 4,5 м, привлекала идеальной белизной и гладкостью не один десяток создателей граффити.

В Москве поклонники Виктора Цоя увековечили его память, по-

– 11 –
крыв надписями стену на Арбате. Теперь «стена Цоя» («стена плача») благодаря граффити стала памятником, куда приводят туристов. Таким же образом увековечена память об Игоре Талькове на стене Ваганьковского колумбария, рядом с которым находится могила музыканта30.

Разумеется, было бы абсурдным сводить граффити до уровня надписей на стенах туалета или аудиторных столах, агитационных предвыборных призывов (точнее, выражений) на стенах домов и т. п., что выражает собой противоправную направленность и не может быть названо ничем другим, как вандализмом и хулиганством.

Образчиком такой «коммуникации» могут служить предвыборные акции в Нижнем Новгороде в 2001 г., когда стены домов, ограждений были расписаны непристойными надписями в адрес кандидата на пост губернатора, призывными надписями «Месть» и «Смерть»31.

Сегодня плакат как средство массовой коммуникации используется в криминальных актах экстремистского характера. Даже термин соответствующий появился: «плакатный терроризм»32.

В качестве средств массовой коммуникации активно используются этикетки, сигаретные пачки и т.п. Так, спичечные этикетки используются в целях розыска без вести пропавших. Например, в отличие от России, где на краешке сигаретной пачки печатается скромный текст с корректным предупреждением Минздрава, воспринимаемого скорее как приветствие курильщику, в Канаде пачки сигарет превращаются в средство «антиагитации» курильщиков. На пачки сигарет наклеиваются страшные картинки, на которых изображены последствия отравления никотином: испорченные легкие, поврежденный мозг, кровоточащие десны и даже сигарета в согнутом виде, недвусмысленно напоминающая об угрозе импотенции. Эти картинки занимают половину площади пачки и, судя по данным мониторинга, имеют неплохой эффект33.

Многоаспектность массовой коммуникации представляет исследователю, в том числе и криминологу, богатый выбор проблем для научного изучения.

К сказанному следует добавить, что в области, например, языковой массовой коммуникации ввиду ее чрезвычайной сложности возникает необходимость организации и управления во многих процессах, связанных с производством, распространением продукции массовой коммуникации, иными управленческими операциями. В этих целях созда-

– 12 –
ются специальные институты, например учреждения массовой коммуникации – редакции, агентства, компании, бюро и пр., что позволяет говорить об институциональном характере массовой коммуникации34.

В работах исследователей массовой коммуникации встречаются утверждения о том, что одна из важных ее особенностей – отсутствие непосредственной обратной связи – от коммуниканта к коммуникатору. Так, в соответствии с известной теорией пули Гарольда Ласуэлла, основанной на информационной теории Шеннона и ставшей официальной основой пропаганды, коммуникация уподоблялась магической пуле, перед которой адресат беззащитен, как мишень. Эта «пуля», летящая от мозга одного человека к мозгу другого, «зажигала» его, «как электрическую лампочку», и трансформировала его идеи, чувства, знания, мотивацию. В схеме Ласуэлла «полет пули» воплощал пять этапов коммуникативного процесса (см. рис. 2). Ни «рикошет», ни «ответный выстрел» не предусматривались. Адресат предполагался полностью пассивным35.


Кто, что




По какому каналу




Кому




С каким результатом

Рис. 2. Формула безответного сообщения
Кстати, сегодня такому принципу активно следуют учредители СМИ и соответственно журналисты, благо закон «О средствах массовой информации», предоставив свободу слова органам массовой информации, в то же время освободил их от обязанности отвечать на письма граждан.

Французский теоретик постмодерна («некоторое качественное изменение современности»36) Ж. Бодрияр эту особенность современных СМИ определил как «нетранзитивность». Под этим понимается то, что масс-медиа делают невозможным процесс обмена информацией, разрывают этот процесс в свою пользу: «нечто оказывается произнесенным, и все делается таким образом, чтобы на эти слова не было получено никакого ответа»37.

Указывая на эту же особенность СМИ, Н.Н. Богомолова однако корректирует свое утверждение: «Нельзя сказать, что в массовой ком-

– 13 –
муникации вообще отсутствует какая-либо связь»38. Допуская все-таки наличие в определенной мере обратной связи в массовой коммуникации, Н.Н. Богомолова определяет ее преимущественно как «отсроченную обратную связь», «которая имеет место не в процессе общения коммуникатора с аудиторией, а лишь после окончания передачи или прочтения сообщения»35.

Безусловно, такая связь, хотя и «отсроченная», существует. Примером тому может служить хотя бы «Российская газета», в которой целая полоса отведена переписке с читателями. И вся подборка материалов публикуется под рубрикой «Переписка». Нельзя не согласиться с В.Н. Куницыной, которая в ходе исследования настоящей проблемы пришла к выводу о том, что «в той или иной форме в массовых коммуникациях несомненно имеется обратная связь»40.

Представляется, что сегодня данное утверждение следует признать аксиоматичным, и оно если и нуждается, то не в доказательстве, а в иллюстрации. Таковым могут служить примеры из повседневной «массово-коммуникативной» жизни, в частности связанной с зимней Олимпиадой в Солт-Лейк-Сити. В Австрии в связи с засильем на телеэкранах олимпийской тематики количество недовольных этим зрителей выросло настолько, что руководство крупнейшей австрийской телекомпании ORF было вынуждено открыть «горячую линию ненависти», по которой любой недовольный аспектами трансляции мог звонить в телекомпанию. Кстати, в данном примере можно отразить и «вторичную обратную связь»: обещание создателей «линии ненависти» опубликовать наиболее впечатляющие высказывания телезрителей в специальном (печатном) издании41.

Оценивая предложенные Н.Н. Богомоловой основные различия между массовой коммуникацией и межличностным общением (их выделено одиннадцать), я прихожу к следующим выводам. Во-первых, Н.Н. Богомолова под «массовой коммуникацией» понимает, главным образом, ту ее разновидность, которую можно определить как печатную и электронную прессу. Во-вторых, почти все названные критерии различия носят не столько качественный характер (опосредованность–непосредственность, однонаправленность–поперемен-ность информации и др.), сколько количественный, т.е. выражающий степень проявления того или иного признака в массово-коммуникативном или межличностном акте общения, что, собственно, не отрицает и сама Н.Н. Богомолова, допуская, что «вышеназванные особенности никогда не выступают в чистом виде»42. Читатель, должно быть, уже заметил, что наряду с термином «массо-

– 14 –
вая коммуникация» в тексте употребляется термин «общение». Н.Н. Бо-гомолова и ряд других авторов рассматривают массовую коммуникацию «как разновидность человеческого общения»43. В науке общепринято отождествлять понятия «общение» и «коммуникация», отождествлять их как синонимы («коммуникабельный» – значит «общительный»), хотя некоторые специалисты в области социальной психологии полагают такое отождествление нежелательным. При этом утверждается, что общение – это способ взаимных отношений, взаимодействие и обмен информацией, в то время как коммуникация может быть без взаимодействия, т.е. «односторонней» (однонаправленной) и опосредованной44.

Однако приведенные аргументы трудно принять как убедительные. Взаимодействие как особая форма общения представляет собой довольно сложное явление. Например, с позиций управленческих концепций к основным формам взаимодействия органов внутренних дел с населением, в частности, относится и оказание внешних управляющих воздействий на население. При этом обмен информацией между коммуникатором-органом внутренних дел и коммуникантом-населением не обязателен, ибо «общение... не сводится... к обмену информацией и социально-психологическим контактам, но включают всю осознаваемую и не осознаваемую глубину взаимной сопричастности людей...»49







СМИ






















Субъект коммуникации










Объект коммуникации






















СМИ







Рис. 3. Массовая коммуникация как сложная форма общения
Я нахожу очевидным, что массовую коммуникацию можно рассматривать как особо сложную форму общения, через которую находят себе конкретное осуществление общественные отношения, в том числе и регулируемые правом – правоотношения (см. рис. 3). И вооруженность общения массово-коммуникативными средствами далеко не однозначно влияет на правоотношения, нередко, например, осложняя криминологическую (в особенности криминогенную) ситуацию в регионе.

– 15 –
2
  1   2   3


Горшенков Г.Н
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации