n1.rtf | 7898kb. | 03.04.2009 10:47 | скачать |
Понятие, сущность и предмет административного права |
Понятие |
Административное право — одна из важнейших отраслей правовой системы Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти или в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности. |
Сущность |
Административное право является публичным правом, призванным обеспечивать публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами в разных сферах в рамках предмета его регулирования. Нормами административного права обеспечиваются интересы общества, государства, различных коллективных образований, права и интересы граждан, охрана общественного порядка и государственной безопасности, защита государственной границы. |
Административное право составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в сфере общественной и государственной жизни (например, оформление и получение паспорта гражданина Российской Федерации, государственная регистрация предприятий как юридических лиц, получение разрешений (лицензий) на определенные виды деятельности, назначение на государственные должности государственной службы). |
Предмет административного права |
Предмет административного права составляют:
|
Воздействие административного права на общественные отношения |
Административное право регулирует отношения во всех сферах общественных отношений — в экономике, в социально-культурной сфере и в сфере административно-политического строительства, определяя систему и структуру органов, задействованных в этих отношениях. Административное право устанавливает многие правила поведения граждан, должностных лиц, организаций (например, правила поведения в сфере дорожного движения, санитарно-эпидемиологического благополучия, торговли и т.д.). За нарушение указанных правил нормами административного права устанавливается ответственность, определяется порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, порядок обжалования принятых по этим делам решений и т.п. |
Функции и принципы административного права | |
Понятие | |
Функция — выполняемые субъектами действия, способы решения поставленных перед ними задач. | |
Функция административного права — категория, дающая возможность определить внешние проявления административного, права в российской правовой системе. | |
Виды | |
Регулятивная | Выражается в создании нормами административного права определенного правового режима организации и деятельности, прежде всего органов исполнительной власти, в том числе в установлении взаимных прав и обязанностей субъектов властных отношений, определении их правового статуса. |
Охранительная | Обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов участников управленческих отношений. |
Правоисполнительная | Основное назначение состоит в обеспечении нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти. |
Правотворческая | Выражается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм в сфере государственного управления. |
Организационная | Исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию всего процесса правоисполнения в сфере управления. |
Координационная | Выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе. |
Принципы | |
Принцип приоритета личности, ее прав, свобод и интересов | В процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита и интересы. Кроме того, нормами административного права формируется административно-правовой статус личности. |
Принцип разделения властей | Исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РФ. |
Принцип федерализма | Влияет на процесс и механизм административно-правового регулирования. Базируется на федеративном устройстве Российской Федерации, в соответствии с которым административное и административно-процессуальное законодательство Российской Федерации отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. |
Принцип законности | Предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, в том числе акты, являющиеся источниками административного права, должны соответствовать положениям Конституции РФ. |
Принцип гласности | Предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности. |
Принцип ответственности | Означает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих функций и за иные нарушения административно-правовых норм. |
Понятие и система субъектов административного права | |
Понятие | |
Субъекты административного права — это органы и лица, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут быть участниками регулируемых административным правом управленческих отношений. | |
Виды | |
Индивидуальные | |
| |
Коллективные | |
Государственные организации |
|
Негосударственные организации |
|
Административно-правовой статус | |
Административная правоспособность | Под административной правоспособностью следует понимать возможность данного субъекта вступать в правовые отношения, т.е. иметь права и обязанности административно-правового характера. |
Административная дееспособность | Административная дееспособность — это способность своими действиями реализовать административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений, нести ответственность за свои действия. |
Место административного права в российской правовой системе |
Взаимодействие с конституционным правом |
Конституционное право устанавливает исходные положения для всей отраслей права, в том числе административного. |
Конкретизируя нормы конституционного права, административное право своими нормами обеспечивает применение принципов в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует правовой механизм реализации прав и свобод граждан и др. |
Взаимодействие с финансовым правом |
Финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а административное право определяет организацию работы органов, осуществляющих эту деятельность, и их правовой статус. |
Взаимодействие с трудовым правом |
Многие трудовые отношения возникают на основе односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях будущей работы. Такой акт требуется и для прекращения трудовых отношений, и для юридического оформления субъективных прав, связанных с трудовой деятельностью (отпуск, выход на пенсию и т.п.). |
Взаимодействие с уголовным правом |
Чтобы верно решить вопрос о том, является данное правонарушение преступлением или проступком, нужно во многих случаях сопоставить соответствующие нормы уголовного и административного законодательства. |
Взаимодействие с гражданским правом |
Иногда регулируются сходные имущественные отношения, но разными методами правового регулирования. Гражданское право регулирует отношения, характеризующиеся равенством сторон (на началах договора), а административное — их неравенством (одностороннее предписание). |
Отграничение от других отраслей права |
От частного права административное право (в частности) и публичное право (в целом) отличает сам принцип правового регулирования, функции и метод регулирования. |
В бытовом и профессиональном юридическом правосознании гражданское право противостоит, прежде всего, административному и уголовному. |
Частное право (помимо гражданского, это еще и трудовое, торговое право) основано на принципе автономии и равенстве участвующих в регулируемых отношениях воль. Отрасли частного права призваны определять соотношение юридически автономных единиц в отношениях между ними, но не с государством. Там, где речь заходит о соотношении двух субъектов, один из которых наделен властными правомочиями, имеются в виду публично-правовые отношения. |
Административно-правовые отношения — это отношения, возникающими между субъектом, наделенным властными полномочиями по отношению к неограниченному кругу субъектов, не состоящих с ним в такого рода отношениях зависимости, и соответствующим субъектом права. Трудовое право регулирует отношения, возникающие между работником и работодателем, т.е. субъектами, находящимися в служебной (трудовой) зависимости один от другого. Договорность трудовых отношений исключена в административно-правовых отношениях именно вследствие отсутствия каких-либо точек соприкосновения между управляющим и управляемым. Диалог между ними невозможен. |
Многие отрасли права, в настоящее время признаваемые самостоятельными, ранее выделялись лишь в качестве подотраслей административного права, поскольку основывали свое правовое регулирование на сходных приемах и способах, совмещаемых в глобальном понятии «метод административного права». В настоящий момент предмет указанных отраслей оформился в достаточно обособленную область общественных отношений, совокупность принципов регулирования и способов воздействия на общественные отношения приобрела устойчивость и характерную специфику, что и привело к выделению подотраслей административного права в самостоятельные отрасли российской системы права: финансовое, земельное, экологическое, аграрное, предпринимательское, таможенное, банковское и т.п. |
Система административного права | ||
Понятие | ||
Система административного права — это внутреннее построение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях управления. | ||
Содержание | ||
Общая часть | В Общей части объединяются нормы, регулирующие общественные отношения, общие для всех отраслей и институтов государственного управления. В нее включаются нормы права, закрепляющие принципы и содержание государственного управления, исполнительной власти, механизм административно-правового регулирования, правовое положение субъектов (органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих, граждан, общественных объединений и др.). | |
Особенная часть | В Особенной части содержатся нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях и сферах хозяйства страны (в экономической, социально-культурной и административно-политической). | |
Институты | ||
Институты административного права отражают наиболее важные, общие проблемы административно-правового регулирования общественных отношений, позволяют комплексно подойти к решению многих вопросов, связанных с функционированием всей системы исполнительной власти. | ||
Виды |
|
Административное право как наука: понятие, предмет, задачи и методология | |
Понятие | |
Наука административного права — это составная часть российской правовой науки, система правовых взглядов, представлений, теоретических положений о данной отрасли права, различных концепций и позиций по вопросам развития административного права как отрасли права и составляющих ее предмет общественных отношений. | |
Предмет | |
Предметом изучения науки административного права являются общие закономерности развития и функционирования государственного управления, а также анализ состояния и перспектив развития административно-правового законодательства. | |
Задачи | |
| |
Методы изучения предмета | |
Общенаучные методы | |
Диалектика | Метод познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии. |
Анализ | Расчленение объекта на составляющие его элементы. |
Синтез | Соединение элементов в единое целое. |
Аналогия | Правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках. |
Собственные, научные методы | |
Системный | Рассмотрение объекта как системы, выявление его связей как внутри, так и вне системы. |
Сравнительного правоведения | Изучение системы административного права путем его соотношения с аналогичными системами зарубежных стран. |
Формально-юридический | Метод исследования, при котором административное право изучается в «чистом» виде, в изоляции от других социально-правовых явлений, таких, как экономика, политика, экология и др. |
Административное право как учебная дисциплина |
Понятие |
Административное право как учебная дисциплина — это обязательный предмет для всех высших и средних юридических учебных заведений, содержащий систематизированную, отвечающую требованиям методики преподавания систему необходимых для получения юридического образования знаний о государственной администрации. |
Отличие науки административного права от учебной дисциплины |
Учебная дисциплина базируется на соответствующей науке. Содержание курса во многом зависит от того, каковы достижения науки, насколько полно административно-правовые нормы и отношения исследованы учеными. Научные исследования могут быть несистематизированными, в науке возможны пробелы, неисследованность определенных правовых явлений. А курс должен быть полным, беспробельным. Поэтому в последние годы, когда не все административно-правовые новеллы привлекли внимание ученых, авторам учебников приходится пополнять «копилку знаний» об административно-правовых феноменах или просто комментировать новые нормы, акты. Результаты научных исследований содержатся в диссертациях, монографиях, статьях, докладах, а содержание курса административного права раскрывается в учебниках, учебных пособиях, программах, лекциях. Не все результаты научных исследований востребуются учебной дисциплиной. В ней должны содержаться только наиболее значимые для студентов, учащихся положения. Так, огромное количество научных работ посвящено деятельности органов внутренних дел, а в учебниках о них рассказывается лишь на небольшом числе страниц. Написано много содержательных монографий, статей по вопросам государственной службы, но лишь малая толика их содержания может быть востребована в учебной литературе. |
Цели науки и учебной дисциплины различны. Цель науки — систематизация, приращение знаний, критический анализ системы правовых норм, реальных общественных отношений с использованием разнообразных методов исследований. Учебная дисциплина призвана довести до студентов, учащихся, слушателей при помощи методик преподавания, как правило, уже добытые наукой, проверенные на практике сведения, выводы, рекомендации. |
Содержание учебной дисциплины в гражданских учебных заведениях зависит от режима секретности. Так, до 90-х годов XX в. нормы о государственной тайне, оперативно-розыскной деятельности, как правило, были секретными. Поэтому соответствующие вопросы в курсах административного права на юридических факультетах университетов, в юридических институтах, техникумах не рассматривались. Учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Содержание научных исследований детерминировано существующими административно-правовыми актами, нормами, отношениями. А содержание курса во многом зависит от пристрастий, опыта, системы научных взглядов составителей учебных планов и учебных программ, преподавателей, ведущих учебные занятия, от авторов учебников. |