Отчет по учебной практике в детском саду и семье ребенка - файл n1.doc

приобрести
Отчет по учебной практике в детском саду и семье ребенка
скачать (19270 kb.)
Доступные файлы (2):
n1.doc19728kb.22.05.2009 10:41скачать
n2.doc29kb.22.05.2009 10:43скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
Министерство образования Украины
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. ВЕРНАДСКОГО
Учебная практика в детском саду и семье ребенка



Выполнил: студент 3-го курса

заочной формы обучения

----------

---------------------------------




УКЦ г. Феодосия


2007 г.
Содержание практики:
В детском саду: (90 ч.)

Провести 3 занятия с группой детей на развитие памяти, внимания, речи, мышления, воображения и т.д. (15 ч.)
1. Занятие с группой детей на развитие внимания:

Не только память нужно упражнять заранее. Очень важно приучить ребенка быть внимательным, потому что в противном случае, если он не сможет сосредоточиться на объяснении учи­теля, на решении задачи, которая ему предложена, есть риск, что он быстро окажется в рядах неуспевающих.

Внимание — вещь коварная. До сих пор психологи не могут между собой договориться о том, существует ли оно в действи­тельности, и если да, то что же это такое. В самом деле, память нужна для того, чтобы запоминать и раскрывается в воспомина­ниях, мышление служит для решения задач, речь проявляется в словах и предложениях. А внимание не существует само по себе и не приносит никакого отдельного результата, однако его отсутствие резко ухудшает результаты той деятельности, которой занят ребенок.

По своим проявлениям внимание близко и к памяти, и к про­извольности. Внимать — значит вбирать в себя действитель­ность. Но сложность состоит в том, что это вбирание ограниче­но по объему (одновременно объектом внимания может быть, как и в памяти, 7 плюс-минус 2 объекта). Поэтому оно избира­тельно, то есть, сосредоточиваясь на одном, ребенок должен одновременно отвлекаться, выпускать из поля внимания другое. Следовательно, тренировка заключается прежде всего в стре­млении следовать инструкциям, придерживаться установленных связей.

Внимание характеризует и личность ребенка в целом, его способность планировать, предвидеть результаты, избегать оши­бок, оно отражает характер и темперамент ребенка и в этом смысле, конечно, с трудом поддается воспитанию. Однако мож­но и следует тренировать внимание в отдельных видах деятель­ности. Игры, упражнения и задания для развития внимания мы предлагаем ниже. При подборе мы отдавали предпочтение тем, которые не требуют специального оборудования или поме­щения и могут быть проведены как в помещении, так и на улице.

Три движения


Игра для развития концентрации внимания

Играть лучше всего группой по 5—6 или больше человек-Взрослый-Ведущий обращается к детям: «Пожалуйста, запомни­те три движения. Первое — руки согнуть в локтях, кисти т ' уровне плеч; второе — руки вытянуть перед собой на уровне груди, третье — поднять руки вверх». Нужно показать все дви­жения детям, попросить их повторить и убедиться, что они запомнили не только сами движения, но и их порядковые номе­ра — первое, второе, третье.

Затем начинается игра. Ведущий показывает одно движение, называя при этом номер другого. А дети должны показывать только те, которые соответствуют названному номеру. Дети обязательно сбиваются, глядя на ведущего, который намеренно путает движения. В игре тренируются наблюдательность и вни­мание.

Что изменилось?

Игра для тренировки наблюдательности

И

грать лучше всего группой из 7, 8 или 9 человек. Дети становятся в одну шеренгу по росту. Водящий — судья вызывает двух детей, ставит их лицом к шеренге и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1—2 минуты.

После этого участники соревнования удаляются в другую комнату. По указанию взрослого дети, стоящие в шеренге, вносят мелкие изменения в костюм и прическу: можно прико­лоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застег­нуть пуговицу, поменяться друг с другом обувью или головными уборами, поменять прическу и т. д. Затем по очереди вызывают участников соревнования. Каждый должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить. Побе­ждает тот, кто обнаружил больше различий.

Если у Вас нет возможности собрать большую компанию, можно видоизменить эту полезную и увлекательную игру: раз­ложите на столе перед ребенком примерно 10 предметов, попро­сите его отвернуться и в этот момент поменяйте расположение предметов. Затем попросите ребенка ответить, что же измени­лось?

Хамелеон


Игра для развития концентрации внимания

В этой игре может участовать как группа детей, так и один ребенок. Взрослый рассказывает о том, что хамелеон — это ящерица, умеющая менять свою окраску в зависимости от того места, на котором она находится. Таким образом она маскирует­ся, прячется, чтобы ее не нашли враги. Например, если хамеле­он сидит на серой скале, он становится серым, если на зеленом листке, то зеленым и т. д.

Затем взрослый-ведущий начинает задавать вопросы: какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть на красно-кирпич­ной крыше, на желтой соломе, на черном камне, на шахматной доске, на спине жирафа?

Дети должны отвечать быстро, после чего обсуждаются вер­ные и неверные ответы. Можно изменять условия: побеждает тот, кто быстрее ответит, или тот, кто допустит меньше ошибок.
На витрине магазина...

Игра для развития способности концентрировать и распределять внимание

Н

ачинаем с упражнений на сужение поля внимания (концен­трацию). Взрослый обращается к детям: «Представьте себе витрину магазина. Например, того, где продаются игрушки. Представили? А теперь попробуем увидеть сначала почти все, а затем постепенно сосредоточиться на чем-то очень маленьком, но важном. Давайте сначала попробуем увидеть все-все-все, что там находится. Что там самое крупное? Правильно, сама витри­на. А что поменьше? Да, игрушечный автомобиль. А кто в нем едет? Правильно, мишка. А что на нем одето? Клетчатые штанишки! А какая там пуговица? Блестящая! А какой ниткой она пришита? Голубой!

Молодцы! А теперь попробуем рассказать без вопросов, что видит каждый из нас!»

Убедившись, что дети поняли инструкцию, ведущий дает возможность каждому из них «увидеть» и назвать предмет, увиденный на витрине. Затем ведущий объясняет инструкцию для игры на расширение поля внимания: «увидев» вначале что-то маленькое, часть предмета, дети затем начинают «видеть» весь предмет, его окружение и, наконец, всю витрину магазина.


2. Занятие с группой детей на развитие памяти:

Даже не очень внимательные родители замечают, что их дети-дошкольники обладают удивительной памятью: они спо­собны без заучивания запоминать целые стихотворения и отрыв­ки и часто поражают литературные и художественные вкусы своих родителей, цитируя модный телесериал или текст реклам­ного ролика. Хорошо бы, чтобы эта удивительная способность не пропадала впустую — ведь ее расцвет ограничен во времени! И хотя почти все дети имеют лучшую память, чем взрослые, внутри группы детей все-таки существуют и различия: кто-то лучше запоминает материал, а кто-то хуже.

Поэтому необходимо представлять себе, как работает память, каковы ее особенности в дошкольном возрасте и каким образом ее можно упражнять — ведь, как известно, эта способность никогда не бывает чрезмерной. Память — это свойство психики воспринимать, сохранять и воспроизводить некоторую информацию, которая может иметь самую различную форму и содержание. Можно помнить ощущения и образы, которые мы получа­ем благодаря нашим органам чувств: зрению, слуху, обонянию, вкусу, осязанию. Можно помнить лучше других стихи и прозу, лица людей, даты, фамилии, номера телефонов, дорогу.

Можно помнить долго, всю жизнь — в этом случае говорят о долговременной памяти, которая имеет очень большой объем и организована по смысловым связям. Можно помнить несколь­ко секунд — время, необходимое для прочтения Вами одного предложения; здесь мы имеем дело с кратковременной памятью, которая построена часто на механических связях (ассоциациях), невелика по объему и включает 7 плюс-минус 2 элемента. Для того чтобы информация из кратковременной памяти перешла в долговременную, ее нужно повторять до заучивания.

Можно говорить также о непосредственной памяти — когда материал запоминается как бы сам собой, без специальных действий (их называют мнемотехническими приемами), и об опосредствованной, когда человек придумывает нечто вроде «Узелков» на память, чтобы затем вспомнить трудный мате­риал. Например, наши бабушки запоминали последовательность падежей русского языка при помощи забавного стихотворения, первые буквы каждого слова которого напоминают названия падежей:

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку!

Вот как много видов памяти существует — и это еще далеко не все из того, что известно психологам и педагогам!

Но самое главное для нас — это то, что память ребенка можно упражнять и развивать. Актеры, заучивающие наизусть многие страницы, не имеют этот навык от рождения, а приобре­тают его благодаря упражнению. Для ребенка память — это основной способ познания и привыкания к миру. Он запоминает язык, и уже потом, встречая повторяющиеся звукосочетания, учится соотносить их с ситуацией и таким образом постигать значения слов.

Он запоминает правила, предложения, таблицу умножения, чтобы затем понять их смысл, а пока не понял — пользоваться механически, доверяя своей памяти. Характерно, что у детей лучше сформирована память на эмоции и образы, чем на слова и символы. Поэтому прекрасно, если в обучении Вы будете использовать иллюстрации, рисунки самого ребенка. Важно так­же знать, что у разных детей может главенствовать либо зри тельная, либо слуховая, либо моторная память. В зависимости от этого будет более эффективным то показывать детям картинки, то объяснять и диктовать, то просить ребенка самого обвести букву или воспроизвести изображение. Однако 80% всей информации человек получает все-таки благодаря зрению и слуху, и мы сосредоточимся в дальнейшем на развитии именно этих видов памяти.

Память может скрывать, компенсировать недостаток других способностей у ребенка, но может и стимулировать их, помогая расширять кругозор, создавая стереоскопическую картину мира и обогащая поведение новыми образцами. В этом разделе мы помещаем игры и упражнения по развитию памяти, необходимые для успешного обучения в школе.


Бабушка укладывает в свой чемодан...

Игра для развития механической памяти

Играть можно и вдвоем с ребенком, но лучше — компанией из 3—4—5 человек. Взрослый начинает рассказ: «Бабушка укла­дывает в свой чемодан... расческу». Следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: «Бабуш­ка укладывает в свой чемодан расческу и... тапочки» и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести. У детей это может быть 18—20 предметов.
Озорной котенок

Игра для тренировки зрительной памяти

Обратите внимание ребенка на картинку. Как Вы видите, на ней изображен стол, покрытый скатертью, на которой находят­ся книга, очки, часы, чашка, ложка, букет, пачка сигарет, пуговица, сахарница, лампа. Попросите ребенка внимательно посмотреть на нее в течение 10—20 секунд и переверните затем страницу.

Здесь, как Вы видите, изображена бытовая неприятность озорной котенок Васька стащил со стола скатерть со всеми стоящими на ней предметами. Попросите ребенка вспомнить что было на столе, и воспроизвести последовательность, в кото­рой эти вещи падали.

Нарисуйте падающие предметы, сравните ответ ребенка с ис­ходными условиями: если он вспомнил 6 или меньше предметов, нужно упражнять память и внимание; если вспомнит 7 и больше — прекрасный результат!




Пуговицы

Игра для развития памяти и внимания

В этой игре принимают участие двое. Перед игроками лежат два одинаковых набора пуговиц, внутри которых ни одна пуговица не повторяется. Для начала бывает достаточно взять всего 3 пуговицы, но при этом перед играющими лежит весь набор, из которого они выбираются.

У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток должно содержать поле:

для начала достаточно 4 или 6. Пуговицы кладутся на клетки поля. Водящий располагает их по собственному желанию, дает партнеру некоторое время на то, чтобы запомнить их располо­жение (20—30 сек) и накрывает поле листом бумаги. Второе игрок должен выбрать из своего набора такие же пуговицы и воспроизвести на своем поле их взаиморасположение. Затем первый игрок открывает свое поле и оба проверяют правильность выполнения.

Обычно на первом этапе дети не могут играть правильно, следует обучить их помогать себе, описывая вслух взаиморасположение пуговиц. При этом рекомендуется особо следить за тем, чтобы ребенок правильно ориентировался и не путался в направлении «вверх», «вниз», «вправо», «влево».
3. Занятие с группой детей на развитие речи:

Этот раздел посвящен развитию речи ребенка. Способность выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие собы­тия, вести дискуссию — важные условия и показатели обще­культурного развития ребенка. Как уже говорилось, в россий­ских школах преобладает обучение, построенное на общении через слово (в отличие, например, от программированного, где обучаются по схемам и можно просто выбрать нужный ответ из нескольких предъявленных, или школ западного образца, где

педагог и ученик взаимодействуют посредством письменных за­дании).

Развернутость ответа, способность аргументировать свое мне­ние являются важными критериями усвоения знаний. Чтобы ученик хорошо понимал учителя и умел быстро и отчетливо отвечать ему, необходимо развивать речевые навыки ребенка, расширять его словарный запас. Добавим, что умение говорить публично, весьма полезный для людей различных профессий навык, требующий отдельной тренировки во взрослом возрасте, возникает у школьника легко и естественно.

Детская речь отличается от взрослой. К моменту поступления в школу ребенок уже легко объясняется предложениями, а не отдельными словами, и полностью усвоил грамматический строй языка — умеет ставить правильные падежи, число существи­тельных, адекватно выбирать время глагола и пр. Он, понимает значение многих частей слова, особенно уменьшительно-ласка­тельных суффиксов «енок», «ица», охотно придумывая новые слова. Высказывания и неологизмы (новые слова), придуманные детьми, во все времена давали материал для рубрик «Говорят дети». Невозможно забыть, например, «Ко мне, бизон!» (комби незон) или «чепупаху», придуманных нашими талантливыми детьми. При этом в детской речи преобладают существитель­ные и глаголы — указания на то, кто действует и что проис­ходит, а обстоятельства, условия происходящего чаще опу­скаются.

Первой возрастной особенностью речи дошкольника является ситуативность — стремление описывать только наличные собы­тия без обобщения сказанного. Мышление ребенка конкретно. это выражается и в его речи. Попробуйте спросить его, как прошел день,— ребенок будет в затруднении, но он легко расскажет Вам о частных событиях — о том, каких детей

встретил, перескажет Вам беседы с ними, расскажет, что ел на завтрак, обед, ужин и т. д. Поэтому для уточнения его состояния необходимо задавать очень частные, конкретные вопросы и лишь затем делать выводы. Впрочем, ребенок может перехо­дить и к более обстоятельной — контекстной речи, если перед ним ставится специальная задача.

Общаясь с другими людьми, ребенок дошкольного возраста обычно полагает, что партнер также видит и знает, о чем идет речь,— эта особенность развития дошкольника называется дет­ским эгоцентризмом (в переводе — обращенность к себе). По­добно тому как совсем маленький ребенок может показывать Вам картинку, обращая ее изображением к себе, дошкольни­ки не вводят Вас в ситуацию, а рассказывают о ней так, как видят ее сами, полагая очень многое само собой разумеющим­ся. Более того, достаточно часто, особенно в затруднительных ситуациях, они просто разговаривают сами с собой («А теперь эту синенькую детальку прикрепим, а теперь это колесико и т. д.»),

Третья отличительная черта речи дошкольника — ее непос­редственность: ребенок высказывается непроизвольно, импульс­ивно, не отдавая себе отчета в том, к кому и в каких условиях он обращается. Как правило, речь состоит из отдельных высказы­ваний, обращенных к кому-то близкому, который уже знает, что имеется в виду, и необходимость в развернутом повествовании отпадает. Однако при подготовке к школе полезно учить ребен­ка объясняться последовательно и распространенно.

Занятия по развитию устной речи ребенка проходят весело и увлекательно, тем более что период дошкольного детства характеризуется особой чувствительностью (сензитивностью) к языковой стороне общения и бурным словесным творчеством. Желаем Вам убедиться в многоодаренности Вашего ребенка во время работы над игровыми заданиями, которые мы Вам пред­лагаем!

Волшебная картинка

Игра для воспитания находчивости и обогащения словарного запаса

Н

а этой картинке спрятаны ответы на загадки, которые приведены ниже. Внимательно рассмотрите картинку, найдите ответы. Подумайте, может быть, здесь изображены ответы на какие-нибудь еще загадки, о которых мы забыли?

1. Взглянешь — заплачешь, а краше его на свете нет.

2. Стоит Антошка на одной ножке.

3. Зимой и летом — одним цветом.

4. Двое ходят, а один водит и приказывает.

5. Снизу клин, сверху блин.

6. Стоит столбом, горит огнем, ни жару, ни пару, ни угольев.

7. Рогат, да не бык, пищу берет, а не сыт, людям подает, а сам в угол идет.

8. Зимой все ест, а летом спит; тело тепло, а крови нет.

9. Утка в море, хвост на заборе.

10. Зубы имею, а зубной щетки не знаю. Ответы: 1. Солнце 2. Гриб 3. Ель 4. Человек 5. Зонт и Свеча 7. Ухват 8. Печь 9. Ковш 10. Пила. А теперь придумайте по картинке рассказ таким образом, чтобы в нем говорилось обо всех перечисленных предметах.


Слово за слово...

Игра для развития воображения и речевой реакции

Эта игра, во взрослом варианте Носящая название «Бег ассо­циаций», заключается в том, чтобы связать высказыванием любые названные предметы. Играть можно и группой, и вдво­ем. Водящий произносит вслух два случайных слова, например, «крыса» и «табуретка». Следующий участник произносит: «Папа бросил табуреткой в крысу» и называет следующее слово: «Мо­локо». Следующий участник связывает предложением второе и третье слова: «На табуретке было разлито молоко» и т. д. Игра бесконечна, проигравшим считается тот, кто не смог быстро составить предложение. Однако если Ваш ребенок име­ет замедленный темп деятельности, лучше обойтись без прои­гравших!
Запоминание предметов

Игра для развития речевой памяти

Сядьте за стол или расположитесь поудобнее на ковре и при­готовьтесь к игре. Можно играть и группой, и вдвоем. Сейчас первый участник произнесет слово, например, «кошка», а сле­дующий участник прибавит к нему какое-нибудь другое первое пришедшее ему в голову слово, например, «мышка». Следую­щий участник прибавляет свое слово к этим двум, следующий — воспроизводит весь ряд, прибавив, в свою очередь, еще одно слово, и так далее, пока ряд станет настолько длинным, что воспроизвести его будет уже нельзя. Имейте в виду, что средний объем кратковременной памяти равен 7 плюс — минус 2, поэто­му не огорчайтесь, если ребенок не запомнил длинные цепочки слов.
Пересказ наоборот

Упражнение для развития речевой памяти и способности анализировать причинно-следственные связи

Прочитайте или расскажите ребенку интересную историю, предложите пересказать ее. Убедившись, что он понял сюжет, попросите его пересказать сказку наоборот (начиная с конца). История должна быть интересной, чтобы ребенок не отвлекал­ся, содержать несколько запоминающихся событий и поменьше описаний. Предлагаем Вам сказку Дональда Биссета

Крякающий почтовый ящик

Жил-был на свете почтовый ящик. Он был очень красивый и очень аккуратный почтовый ящик — все письма, какие опу­скали в него, он бережно хранил и отдавал только почтальону.

А сосед почтового ящика был уличный фонарь, верный его

ДРУГ.

К

огда темнело, фонарь освещал улицу, чтобы прохожие не заблудились, а еще чтобы они увидели почтовый ящик и не забыли опустить в него письма.

Но однажды фонарь сказал почтовому ящику.

— Кажется, я простудился, апчхи!

И он так расчихался, что погас.

Почтовый ящик остался в темноте, и теперь прохожие не видели его и не знали, куда бросать письма.

В это время мимо проходила утка Миранда. «Что случилось?» — подумала она.— Ай-ай-ай, погас фонарь!

И никто теперь не увидит, где почтовый ящик, и не будет знать,

куда бросать письма».

Она вскочила на почтовый ящик и громко закрякала:

— Кря-кря, кря-кря!..

Тут все, кто вышел на улицу, чтобы опустить письмо, но не смог отыскать почтовый ящик, услышали, как крякает утка.

«Интересно, почему она крякает?» — удивлялись они и спе­шили туда, где крякала Миранда.

И каждый, кто подходил, видел почтовый ящик, бросал в него письмо и спокойно шел домой.
Отгадай, что задумали?

Игра для развития воображения и речевой активности

Популярная игра для двоих, которая может быть использо­вана и как обучающая программа. Водящий задумывает какой-либо предмет и на уточняющие вопросы партнера может отве­чать только словами «да» и «нет». Игра продолжается до тех пор, пока предмет не будет отгадан. Например:

— Это живое?

— Дэ-

— Оно живет в поле?

— Нет.

— Оно живет в лесах?

— Да.

— Это хищник?

И так далее, пока не будет отгадано задуманное слово «лев».


Царевна Несмеяна

Игра для воспитания чувства юмора и логического мышления

Играть лучше всего втроем. Водящий — взрослый рассказы­вает смешную историю или анекдот, а третий участник не смеется, говоря скептически что-либо вроде: «Не смешно! Не понимаю, что же здесь удивительного! Почему бы и нет?» Задача ребенка — объяснить историю и обратить внимание Несмеяны на несогласованности. Примером могут быть забав­ные истории из детского журнала, например, «Миши».

Орел и Чебурашка.

Сидят Орел и Чебурашка на крыше. Орел:

— Ну что, полетели?

— Подожди, пускай уши отдохнут.

Колобок.

Выходит Колобок из бани:

— Ну вот, опять голову забыл помыть!

Лживый пес.

У ветеринара:

— Доктор, мой пес все время лжет!

— Ну что Вы, почему же Вы так думаете?

— Рекс, как говорит кошка?

— Гав-гав-гав!

— Вот видите, опять лжет!

4. Занятие с группой детей на развитие мышления:

В предыдущих разделах мы говорили о разных психологиче­ских качествах, необходимых для полноценного развития ребен­ка и хорошего обучения в школе. Но самое главное, то, ради чего мы и стараемся его учить,— это, безусловно, развитие мышления. Очень многие люди привычно жалуются на слабую память, плохое внимание, но никто не согласится признать, что у него плохое мышление.

В чем же состоят особенности мышления по сравнению с остальными психологическими качествами и явлениями? Мышление вступает в действие в том случае, если человек встает перед нерешенной задачей, проблемой и должен непре­менно решить ее. Мышление приносит нечто новое, то, чего до сих пор не существовало (по крайней мере в сознании ребен­ка) — новые связи, отношения между предметами. И эти новые результаты не могут быть получены только благодаря воспоми­наниям или высокой сосредоточенности на предмете. Они требу­ют способности к обобщению, абстрагированию и конкретиза­ции, то есть побуждают ребенка выделять самое главное, самое существенное в условиях задач и отбрасывать ненужное, второ­степенное.

В чем же заключаются возрастные особенности мышления дошкольника?

Во-первых, оно конкретно. Ребенку легче сосчитать, сколько птичек в двух стаях, чем просто сложить два и три.

Во-вторых, мышление ребенка ситуативно: он рассуждает здесь и сейчас, но не всегда может обобщить или сформулиро­вать правило.

В-третьих, мыслительные действия еще необратимы: ребенок может уметь складывать, но не уметь вычитать, понимает, что количество растет, но не знает, как его уменьшить или сохра­нить.

В-четвертых, ребенок умеет принимать пока только свою позицию — думает, что все видят то же, что и он, что и время, и пространство отсчитываются от его положения (эту особен­ность называют детским эгоцентризмом). Так, для решения задачки-лабиринта ему необходимо мысленно «встать» на место персонажа, чтобы представить путь, ему трудно сказать, кто раньше родился, и т. д.

Поэтому основные упражнения и задания этого раздела посвя­щены формированию способности к анализу и синтезу, умению устанавливать причинно-следственные связи, развитию про­странственного воображения и находчивости.
Нитка и клубок

Игра для развития пространственного воображения и обратимости умственных действий

Этот класс упражнений по имени известного швейцарского психолога носит название «задачи Пиаже».

Возьмите две нитки одинаковой длины, предложите ребенку убедиться в том, что они действительно одинаковы. Пусть он сам измерит их, подержит в руках. Затем на его глазах смотайте одну из ниток в клубок. Задайте ребенку вопрос: какая из ниток длиннее?

Обычно дошкольники указывают на ту, что размотана. В этом случае спросите ребенка: почему он так думает, что произошло с длиной нитки в клубке? Попросите ребенка размо­тать клубок и сравнить длину ниток. Убедился ли он в том, что, несмотря на форму, длина остается неизменной?

Предложите ему другую подобную задачку. Покажите две полоски бумаги одинаковой длины и на его глазах сложите одну из них в гармошку. Спросите ребенка: какая из полосок длин­на?

"Следующий — воздушный шарик одинакового размера. Сож­мите шарик в руках, изменив его форму. Задайте ребенку вопрос: больше в нем стало газа или меньше? Попросите объяс­нить ребенка свой ответ, каким бы он ни был.

Сочини историю

Игра-упражнение для развития причинно-следственных связей Покажите ребенку три картинки польского художника Лен-грена, повествующие о жизни профессора Филютека и его любимого песика. Вы-то, конечно, поняли, что там изображено:

встретив важного прохожего с собачкой на поводке, Филютек захотел поддержать достоинство собственного семейства, для чего — по рассеянности или из чувства юмора? — зашел в спор­тивный магазин, купил скакалку и дал ее конец в зубы песику. Теперь тоже можно гулять с важным видом!

П

опросите ребенка расставить карточки по порядку и сочи­нить рассказ о том, что происходит.

Если задание будет выпол­нено неправильно, обратите внимание ребенка на несуразицы.

Придумай предложение!


Игра для упражнения способности к синтезу и свободы речи

Играть можно как вдвоем с ребенком, так и большой груп­пой. Ведущий-взрослый называет слово и просит следующего игрока придумать предложение, в котором бы было это слово. Как приглашение к игре ему передается камешек. Хорошо, если ребенок может вспомнить строчку из сказки или стихотворения, но можно ограничиться и собственным творчеством.

Например, ведущий называет слово «луна» и передает каме­шек ребенку. Тот отвечает: «Взошла луна на небосклон»,— и называет свое слово: «ночь», одновременно передавая каме­шек по кругу. Следующий игрок продолжает: «Ночь холодная настала» и т. д. Не обязательно следить за тем, чтобы предло­жения последовательно сочетались друг с другом, но можно ввести новое условие и составить всем вместе связный рассказ или сказку.
Сколько знаем разных слов, сколько одинаковых?

Игра для развития навыков свободной речи, установления понятийных связей

Играть лучше большой группой. Ведущий — взрослый или ребенок более старшего возраста — называет слово, а все остальные вспоминают слова, обозначающие почти то же са­мое, но слегка отличающиеся — синоним (поскольку совершен­но одно и то же не может быть названо разными словами). Например, ведущий называет слово: «Большой». Дети подби­рают слова: «Огромный, громадный, колоссальный, крупный, гигантский».

Затем задание меняется. Ведущий просит называть не сино­ним, а другие слова, описывающие тот предмет, который он называет. Например: «Лес». Дети добавляют: «Густой, дикий, темный, шелестящий, мелколиственный и т. д.).

Победителем считается ребенок, назвавший больше слов, чем другие.
Лягушата

И

гра для
развития пространственного воображения и способности к анализу
Взрослый обращается к ребенку: «Посмотри-ка на картинку! Здесь изображены 7 лягушат в луже, которые все время ссорят­ся (наверно, это братья и сестры). Проведи три прямых черточ­ки таким образом, чтобы разделить лягушат. Вот теперь они уже не смогут друг друга обидеть!»

Провести 5-6- индивидуальных занятий с ребенком (20 ч.)
1. Занятие на развитие эмоций и навыков общения

Как больно родителям, наблюдал за играми детей, видеть, что их ребенок часто стоит в стороне, робеет, не решается подойти к детям, пугается взрослых, недоверчив и застенчив. Ничуть не легче выслушивать жалобы детей и взрослых, что ваше дитя все время дерется, обижает, спорит, мешает играть.

Нарушения в общении, конфликтность и обособленность — признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причины серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем.

В этой главе описываются игры и упражнения, которые научат детей жить дружно, сплотят их, помогут чувствовать других, поддерживать и сопереживать.

Общение требует и широкого круга участников. Некоторые упражнения родители могут выполнять сами со своим ребенком, но большая их часть требует приглашения в дом сверстников и друзей. Устраи­вайте почаще детские праздники и развлечения и больше общайтесь!
На что похоже настроение? (для детей с 5 лет)

Участники упражнения по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по очереди. Взрослый обобщает, какое же сегодня у ребенка настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответ, следует учесть, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

Гуляем по парку (для детей с 6 лет)

Участники упражнения делятся на «скульпторов» и «глину». Глина мягкая, податливая, послушная. Скульптор делает из глины свою статую: зверушку, цветок, рыбку, птичку, игрушку и т. д. Скульптура замирает, и все скульпторы дают ей название. Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривал творения рук своих друзей, хвалят скульптуры, отгадывают их названия. Участники меняются ролями.

замечание:

1. Скульптуры не меняют свои позы и не умеют разговаривать.

2. Взрослый — главный эксперт, ему нравятся все скульптуры, и он их сильно нахваливает.
Запрещенное движение

Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывает «запрещенное». Если ребенок повторил, то ему записывается штрафное очко. А взрослый прибавляет еще одно «запрещенное» движение.

замечание: Запрещенных движений может быть около 7.
2. Упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе

Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Надо отметить, что по своей сути страх, как и другие неприятные переживания (гнев, аффект, стра­дание и пр.), не является однозначно опасным и «вред­ным» для ребенка. Очень часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит поведение. Детский страх — это обычное яв­ление для психического развития ребенка. Не боящийся ничего, слишком открытый ребенок беззащитен перед лицом жизненных ситуаций. «Тепличные» же, гипер­опекаемые дети, выходя из привычной семейной среды, испытывают часто трудности в общении и поведении. Обычно страхов много у тех детей, чьи родители сами многого боятся, не уверены в жизни. Очень наглядным примером тому служит образ гиперопекаемого, сверхлюбимого ребенка.

Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку возможность действовать самому — это лучший способ шиться от страхов. Ребенок должен понять, что родители не собираются перекладывать на его плечи заботу о его безопасности, они всегда будут о нем заботится и защищать. Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам. Ваша задача — подшучивать над детскими страхами, не углублять их, загоняя в глубину детской души. Накопление достаточного опыта и знаний, овладение методами саморегуляции позволят ребенку справиться со своими страхами, быть уверенным в себе.

Когда вы чувствуете, что ребенок труслив, по­дозрителен, робок, то поиграйте вместе с ним в приведенные в этой главе игры, лучше, если помогать вам при этом будут его сверстники и близкие ребенку люди. Упражнения помогут в том случае, если причина страхов ребенка не очень серьезна; с глубинными страхами родителям не справиться, здесь вам помогут только специалисты.

А главное, поймите, что ваши личные страхи и опасения могут стать причиной страхов вашего ре­бенка. Так не бойтесь!
Нарисуй свой страх, победи его (для детей с 5 лет)

До упражнения желательно поговорить с ребенком: «Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно, было ли такое, когда ты сильно испугался». Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие — еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор — он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.

замечание: Повторите упражнение через 1—2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до того момента, пока не увидите недоуменное выра­жение лица ребенка в ответ на просьбу: «Нарисуй свой страх ».

Художники-натуралисты (для детей с 5 лет)

Для выполнения этого задания родители (воспитатели) тоже должны поработать над своими страхами и пред­убеждениями.

Возьмите большой лист белой бумаги, либо кусок старых обоев, и положите на клеенку или газеты. Перед играющими поставьте блюдца с жидкими красками. Разрешите себе и ребенку рисовать не кисточками, а пальцами, кулачками, ладошками, локтями, ногами, щечками, носиком. Сюжет рисунка можно выбрать любой: «Падают листья», «Следы невидимых зверей», «Фантастическая планета», «Раз­ноцветная мозаика» и т. д.

замечание: После упражнения желательно хорошо помыться, вспоминая то раскрепощение и ощущение свободы и радости, которое все почувствовали.

Хорошо проводить это упражнение на природе перед купанием и отмывать всем вместе друг друга.
3. Упражнения на снижение агрес­сии и ослабление негативных эмоций

Детская агрессивность — признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватныx способов психологической защиты.

Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать других. Их поведение чисто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокаиваются до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Например, такой ребенок будет сознательно одеваться медленнее, от­казываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит ее крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешения и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли, очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребенка единственный механизм «выхода» психоэмоциональ­ного напряжения, скопившейся внутренней тревож­ности.

Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным.

Только поняв и приняв это, взрослые «догадаются», что ребенок ни в чем не виноват, и если его не будут обижать, то он будет доброжелателен и приятен в общении.

Так не обижайте!

Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в описанные в данном разделе игры, полезными будут и игры из разделов
Тигр на охоте (для детей с 5 лет)

Взрюслый — тигр. За ним встают тигрята. Тигр обучает детей охотиться. Тигрята должны подрожать движениям и не выскакивать вперед тигра, иначе получат шлепок. Тигр очень медленно выставляет вперед одну ногу с пятки на носок, вытягивает одну когтистую лапу, потом выставляет вторую ногу, вторую лапу, подгибает голову, выгибает спину и медленно и осторожно крадется к добыче. Сделав 5—6 таких скачков, он группируется, поджимает к груди лапу, голову, приседает, готовясь к решающему прыжку, и резко прыгает, издавая громкий клич: «Xa!» Тигрята делают все это с ним одновременно.
Переезд (для детей с 5 лет)

Осмотрите помещение, где вы занимаетесь. А те­перь представьте, что здесь можно изменить. Пере­двиньте стулья, столы — все, что под силу, поменяйте местами книги, игрушки, посуду, измените все, что можно изменить. Сделайте так, чтобы комнату было не узнать. Посидите, посмотрите, как вам больше нравится. Если было лучше, потрудитесь и верните все на свои места.
4. Методы саморегуляции и снятия психо­эмоционального напряжения у детей

Н

ередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психо-эмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное — научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок смо­жет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь родители или взрослые. Автор научила этим методам огромное количество детей, и они успешно ими пользуются. Ребенок много может сам, а родители, способны понять и успокоить его. Вот и УСПОКОЙТЕ!
«Возьмите себя в руки»

(для детей с 5 лет, авторское)

Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочет­ся кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень про­стой способ доказать себе свою силу: обхвати ладо­нями локти и сильно при­жми руки к груди — это поза выдержанного чело­века».
Врасти в землю

(для детей с 5 лет)

«Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты — могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».
Ты — лев!

(для детей с 5 лет)

«Закрой глаза, представь льва — царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев — это ты!»


«Просыпайся, третий глаз!»

(для детей с 5 лет)

«Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палеи;, напряги его и положи на лоб между бровей нал носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. По­массируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз...» 6—10 раз.

«Сбрось усталость» (для детей с 5 лет, авторское)

«Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни го­ловой, руками, ногами, те­лом. Ты стряхнул всю ус­талость, чуть-чуть осталось, повтори еще».
5. Развитие эмоциональной сферы ребенка. Специальные методы.

Сказка о дочери Грома и Тучи

В некотором царстве-государстве жил да был дя­дюшки Гром. Он жил в большой и очень неуютной пещере. Зимой он спал так крепко, что даже забывал ворчать, хотя то было для него самое любимое занятие.

Но вот наступила Весна, дядюшка Гром проснулся и очень-очень заскучал. Яркое веселое Солнце, которое все и всегда видит с высоты, заметило его грусть и сказало: «Ты грустишь потому, что живешь один. Тебе надо подыскать невесту и жениться. Тогда некогда будет грустить».

Дядюшка Гром обрадовался такому совету: «По­слушай, Солнце, ты бываешь везде, заглядываешь во все уголки матушки Земли. Найди мне, пожа­луйста, невесту!» Солнце с удовольствием согласилось и сразу отправилось на поиски: оно очень внимательно разглядывало матушку Землю, смотрело в озера и реки, желая найти там невесту для дядюшки Грома. От такого пристального взгляда в реках и озерах стала нагреваться вода и подниматься паром вверх, превращаясь в густой туман. Туман поднимался в высокое голубое Небо и, подсвеченный солнечными лучами, превратился в розовые, белые, голубые Об­лака. Откуда ни возьмись, появился забияка Ветер. Он-то и согнал эти разноцветные облака в большую фиолетовую Тучу. Туча была величава и красива. «Чем не невеста для дядюшки Грома?» — подумало Солнце и попросило: «Послушай, Ветер, проводи, пожалуйста эту красавицу к дядюшке Грому!» Резвый Ветер согласился и немедленно доставил Тучу к пещере. Гром выглянул из своего жилища и замер... Он увидел великолепную, освещенную Солнцем, за­кутанную в розовое кружево Тучу. Он даже не смог по своему обыкновению поворчать. «Ра-тара-та! — проворковал Гром. — Какая Вы очаровательная и прелестная! У Вас, похоже, очень серьезный характер, мне это тоже нравится. Не хотели бы Вы выйти за меня замуж?» Туче очень понравились слова дядюшки Грома, его вежливость и восхищение. Она, конечно же, согласилась, только если он всегда будет таким влюбленным и внимательным.

«Милый Гром, мне надоело жить в этой сырой пещере, пойдем, прогуляемся по голубому Небу, на других посмотрим, себя покажем!» — сказала однажды Туча Грому. «С удовольствием, — проророкотал Гром, — пр-ройдемся, пр-ро-гуляемся». Они были прекрасны: Величавая Туча и добро­душный Гром на голубом Небе. Все любовались ими и говорили: «Смотрите, смотрите, какая Туча идет! Сейчас будет Гром!» А задира Ветер завер­телся, закружился и прокричал: «Что это вы разгулялись без дела, пора и вам поработать!» — и что есть силы дунул на Тучу. Туча размахнула своими крыльями, пролилась теплым дождем. А Гром, испугавшись за свою красавицу, грозно одернул озорника: «Ра-ра-ра-ра-ра, не пр-ри-ставай!» Но Туча сказала: «Это моя работа — поливать поля, умывать цветы». «Пр-ре-красная у тебя р-ра-бота!» — пророкотал Гром!.

В это время Солнце спросило у них: «Почему Вы живете до сих пор одни? Вам нужно иметь дитя! Маленького сына или дочку». «И пр-равда, давно пор-р-ра, — обрадовался Гром. — Я хочу, чтобы у нас была красная-оранжевая-желтая дочка!» «Нет, — запротестовала Туча, — только, как и, зелено-сине-фиолетовая!» Они бы очень сильно по ссорились, но тут на выручку пришло доброе Солнце, Оно сказало: «Не ссорьтесь, я подарю вам дочку такую, какой хочешь видеть ее ты, Гром, и ты, Тучка!»

И произошло Чудо! Солнце коснулось своим сияющим лучом до краешка Тучи и кудрявого локона Грома, и в тот же миг родилась разно­цветная Радуга. В ней было семь цветов: красный) оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый!

Все живое на матушке Земле замерло от удивления, восхищения и восторга! Все любовались дочерью Грома и Тучи - великолепной и веселой Радугой.

С тех пор люди знают, что в радуге 7 цветов и называют их спектром.
Вот от какая сказка! Понравилась она тебе? Тогда нарисуй дочь Грома и Тучи!


Отобрать из методической психологической литературы минимальный набор диагностических методик для работы с дошкольниками и апробировать за период практики 2-3 методики – 20 ч.

(См. также приложения)

1. Исследование внимания. Тест используется как для оценки внимания у дошкольников, детей школьного возраста и взрослых.

"Корректурная проба"

(тест Бурдона)

Цель; Исследование степени концентрации и устойчивости внимания. ;

Описание: Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв фигур. Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Инструкция №1: "На бланке с буквами мысленно отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать те буквы, которые стоят первыми в ряду. Старайтесь работать быстро и точно. Время работы — 5 минут".

Возможны и другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например "ВО") или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

Обработка результатов и интерпретация:

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. При выполнении Инструкции №1 важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения, что выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60 -секундный интервал работы.

Концентрация внимания (К) оценивается по формуле:

К = С х С/П или К = С2 где

С — число строк таблицы, просмотренных испытуемым; П — количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков). Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра ни протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 секуннд по формуле:

А = S /t, где

А — темп выполнения, S — количество букв в просмотренной части корректурной таблицы, t — время выполнения.
"Норма" объема внимания.— 850 знаков и выше, концентрация — 5 ошибок и менее.

Для детей, не знакомых с алфавитом , используют графический вариант теста. (текст №1) . В этом случае инструкция следующая: «Тебе необходимо вычеркивать на листке кружочки. Кружочки нужно вычеркивать подряд, не пропуская ни одного строчка за строчкой. Задание следует выполнять быстро. Понятно?». При необходимости, первый ряд показать как обучающий. Норма – не ниже 48 знаков в 1 мин.

Текст № 1

 ▲            ▲      

      ▲          ▲   

  ▲              ▲   

▲    ▲          ▲     ▲

                  ▲  

▲     ▲           ▲   

                ▲    

    ▲     ▲          

                    

▲              ▲      ▲
  1   2   3   4   5   6   7   8


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации