Реферат - Последствия распада СССР для России - файл n1.doc

Реферат - Последствия распада СССР для России
скачать (84 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc84kb.10.06.2012 09:57скачать
Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

n1.doc



Московский Государственный Гуманитарный Университет

имени М.А.Шолохова

Факультет: юридический

Реферат по геополитике


На тему : последствия распада СССР для России


Выполнила:

Студентка III курса

Заочного отделения

Научный руководитель:

Тирасполь

2008


Оглавление


Оглавление 2

Введение. 3

1 Становление новой российской государственности 4

2Последствия распада СССР 4

3Советская Россия после распада СССР 5

Заключение. 9

Введение.


Одним из самых значительных событий последних десяти лет был распад Советского Союза и образование на его территории 15 независимых государств. Распад такой великой державы не мог пройти незаметно для населения.

В результате подписания Беловежских соглашений были разорваны все существовавшие связи между союзными республиками. Прежде всего разрыв этих связей сказался на жизни людей в постсоветском пространстве.

Резко обострились национальные отношения, что привело к межэтническим столкновеним почти во всех союзных республиках . Также идёт обострение социальных последствий политического и экономического кризиса, наблюдается резкий рост национализма, дискриминации русскоязычного населения и русского языка в республиках бывшего Советского Союза.

Все эти последствия распада СССР повергли в отчаяние миллионы людей и привели к резкой дифференциации общества на бедных и богатых, беспрецедентному росту потока беженцев.
Все это породило острейшую кризисную ситуацию, привело к резкому усилению социальной и политической напряженности в обществе и представляет собой своего рода “бомбу замедленного действия”.

Вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий. Причины распада СССР. В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказались за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось. СССР распался. Почему? Приведем наиболее распространенные объяснения, которые предлагают исследователи:

— СССР создавался в 1922 г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, по существу, унитарное, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет, трудности загонялись вглубь, не решались. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладыва- лось вплоть до 1990—1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным; — СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу.

В Конституциях 1924, 1936 и 1977гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов; — сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик.

Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий; — советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны; — единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями; — политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит. Значение распада СССР. Значение столь масштабных событий определяется временем.


1 Становление новой российской государственности


Распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств; коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах — наследниках СССР; возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом.

Становление новой российской государственности. Процесс становления новой российской государственности начался принятием Верховным Советом РСФСР Декларации о суверенитете России (1990) и выборами первого российского президента (12 июня 1991). С распадом СССР (декабрь 1991) статус Российской Федерации как независимого суверенного государства стал юридической и фактической реальностью. Период становления российской государственности завершился 12 декабря 1993 г., когда на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации и окончательно демонтирована советская политическая система. Рождение современного Российского государства было драматическим, крайне болезненным и сложным процессом.

____________________________________________________________________

Республиканские органы власти были заинтересованы в кардинальном перераспределении властных полномочий в свою пользу еще задолго до осени 1991 г. За ними стояли интересы местных политических элит как новых, поднявшихся на волне перестройки, так и старых, партийно-номенклатурных. использовали лозунг национальной независимости, одни - чтобы получить власть, другие - чтобы сохранить ее. В августовские дни был поставлен вопрос об ответственности коммунистов за происшедшее. В РСФСР начинаются большие кадровые перестановки. Чтобы не делить ответственность за происшедшее с союзным руководством, политические лидеры многих республик заявляют об отделении от СССР. В сентябре все союзные республики, которые еще не заявили о своем полном суверенитете и независимости, сделали эти заявления. Ни тех, ни других не интересовали объективные интересы народов своих республик, опасность резкого обострения экономического кризиса с распадом СССР, падение уровня жизни населения, неизбежность обострения национальных конфликтов вплоть до гражданской войны и региональных войн из-за взаимных территориальных претензий в связи с искусственно проведенными границами. В обществе не оказалось влиятельных сил, способных сохранить СССР.

2Последствия распада СССР


.

В сентябре по согласованию с Верховными Советами и президентами нескольких республик был создан Межреспубликанский экономический комитет (МЭК), который возглавил И.С. Силаев. Он подготовил экономическое соглашение, которое подписали девять республик: РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан. Армения участвовала в комитете в качестве наблюдателя, государства Прибалтики прислали своих представителей. Лишь Молдова и Грузия полностью проигнорировали это соглашение. Данное соглашение было реальным шагом, призванным приостановить развал единого хозяйственного организма. Однако экономический кризис продолжался, и, стремясь его смягчить, республики и даже отдельные районы вводили серьезные ограничения на вывоз из них различных продуктов и товаров.

Противоречия в отношении политического союза были значительно серьезнее. Государства Прибалтики, Украина, Молдова, Грузия и Армения отказались даже обсуждать эту проблему. Первые предварительные переговоры состоялись лишь во второй половине ноября, в них участвовали президенты семи республик. В результате переговоров президенты пришли к заключению о необходимости создать новое государство на конфедеративной основе (т.е. с максимально возможными правами республик) и дать этому государству название Союз Суверенных Государств (ССГ).

После провозглашения независимости обострились отношения между республиками по пограничным вопросам. Ряд народов Северного Кавказа, входящих в состав РСФСР, провозгласили независимость и суверенитет и выступили с политическими и территориальными претензиями как к РСФСР, так и к своим соседям. Наиболее ярко это проявилось в возникновении Чеченской республики, выделившейся из состава Чечено-Ингушской Автономной Республики РСФСР. События в Чечне и ряде других районов Северного Кавказа, не утихающая война в Южной Осетии - все это поставило Кавказ к концу 1991 г. на грань всеобъемлющей гражданской войны. Самопровозглашенные республики появились и на территории других союзных государств (Гагаузия в Молдавии, Абхазия в Грузии и др.)

Экономическое положение России и других государств бывшего СССР осенью - зимой 1991 г. стремительно ухудшалось. Резко возросли темпы инфляции, сокращалось промышленное и сельскохозяйственное производство. К концу 1991 г. на полках магазинов практически не осталось ни промышленных товаров, ни продуктов питания. Возникли проблемы в снабжении населения самым необходимым: хлебом, молоком, картофелем. Для многих категорий населения, особенно для пенсионеров, молодых людей, встала проблема выживания.

Во многом данная ситуация была вызвана действиями нового российского руководства, повторявшего ошибки бывшего союзного.

Здесь сыграло свою роль и заявление Б.Н. Ельцина 28 октября о том, что с января 1992 г. цены практически на все товары будут отпущены, будет отменен контроль за ростом заработной платы, что в 1992 г. планируется провести массовую приватизацию предприятий промышленности, транспорта, торговли, в сельском хозяйстве должен произойти переход к фермерскому хозяйству.

Это заявление вызвало скачок инфляции, резкое падение курса рубля к доллару США, к окончательному исчезновению товаров и продуктов из магазинов. Надежды на выход из кризиса возлагались на массированную помощь Запада. Получение западных кредитов приводило к тому, что быстро возрастал долг республик бывшего Советского Союза, который к концу 1991 г. превысил, по отдельным оценкам, 70 млрд долларов США и имел явную тенденцию к увеличению. Ухудшение экономического положения ускорило ликвидацию СССР. Республики устали от нерешительности центра и предпочитали выбираться из кризиса поодиночке.

3Советская Россия после распада СССР




После распада СССР Российская Федерация (РФ) объявляет себя его правопреемницей. Российское руководство заявило о сохранении курса на демократические преобразования и создание правового государства. В условиях нестабильной политической власти радикалы-реформаторы стремились создать в кратчайшие сроки слой собственников, который смог бы стать прочной опорой новой власти. Это отражает одну из главных задач экономических преобразований начала 1990-х гг.
В октябре 1991 г. V Съезд народных депутатов согласился с предложенным Президентом проектом радикальной экономической реформы, которая включала: либерализацию цен (освобождение их от государственного контроля),

ускоренную приватизацию (разгосударствление) промышленности,

введение частной собственности на землю,

реформирование банковской системы.
Чтобы смягчить положение населения, предусматривались некоторые меры социальной защиты. Предполагалось, что за счет этих мер экономическая ситуация в стране стабилизируется в течение года, а затем начнется улучшение жизни людей.

Идеология перестройки сформировала у населения негативное отношение к прежнему социально-экономическому строю, подготовила общество к отказу от него. Именно поэтому большинство советских людей спокойно и с надеждой встретили реформы, не представляя, как они отразятся на личной жизни каждого. Верилось, что, отказавшись от бесплатного медицинского обслуживания, образования, жилья, гарантированной трудовой занятости, низких цен на большинство товаров, каждый человек сможет реализовать свои возможности, станет реальным собственником, способным обеспечить себе достойную жизнь. Немногие понимали, что в одночасье могут стать безработными, не смогут оплатить необходимое лечение или дать хорошее образование своим детям.

- Экономическая реформа представлялась «светом в конце тоннеля». Уставшее от углубляющегося кризиса общество было неспособно критически осмыслить ситуацию. Сказывались также низкая политическая культура и излишняя «доверчивость» большинства населения к средствам массовой информации.
Поскольку реформа требовала твердого единого руководства, съезд предоставил на год президенту Б.Н. Ельцину дополнительные полномочия, позволяющие ему возглавить и определить численный состав правительства, изменять структуру высших органов исполнительной власти. Начало реформы планировалось на ноябрь 1992 г., но противодействие оппозиционных сил позволило приступить к ней с января 1992 г. Созданное президентом правительство под руководством вице-премьера Е.Т. Гайдара 2 января 1992 г. объявило об освобождении цен на все виды товаров и услуг из-под контроля государства.
Разработчики реформы надеялись, что эта мера сможет оздоровить экономику, поскольку сократит избыточную денежную массу у населения, наполнит товарами прилавки, приведет в соответствие цены с рыночным спросом. Однако на практике либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За 1992 г. цены на потребительские товары выросли более чем в 30 раз. Почти наполовину снизился жизненный уровень населения.

Отказ от государственного контроля над ценами в условиях монополизированной советской экономики позволил предприятиям-монополистам резко поднять цены на свою продукцию. Они увеличились более чем в 30 раз и сделались недосягаемыми для рядовых покупателей. Это привело к резкому падению производства.

К середине 1990-х гг. тяжелая промышленность России оказалась фактически разрушенной. У государства не было средств на проведение конверсии и оплату госзаказов. Падение производства (более 20% ежегодно) привело к оттоку высококлассных специалистов в торговлю, в «бизнес», за рубеж и т.п. Сокращение производства вызвало рост безработицы. К концу 1993 г. она составила 13% всего трудоспособного населения, а по отдельным районам дошла до 40%.
Либерализация цен усилила социальную дифференциацию населения. К концу 1993 г. по данным Российской Академии наук слой богатых граждан составлял в России 3 - 5%, около 80% жили ниже среднего уровня, при этом 40% населения жили за чертой бедности. Такая ситуация, естественно, накаляла социальную напряженность и делала ситуацию в стране взрывоопасной.
ходе этих преобразований были накоплены средства для второго этапа реформы (приватизации государственной собственности). Он проводился уже за пределами рассматриваемого нами периода - в 1994 г.

Все граждане России получали приватизационные чеки (ваучеры) с номинальной стоимостью в 10 тыс. руб., становясь при этом как бы совладельцами всего государственного имущества.

Каждый мог выбрать как поступить со своими ваучером: продать его, купить на него акцию своего предприятия или вложить в чековый инвестиционный фонд.

На практике же большая часть чеков оказалась у полукриминальных и криминальных элементов, администрации предприятий, чиновников. Приватизация, которую в народе назвали «прихватизацией», передала в руки частных предпринимателей 110 тыс. промышленных предприятий. Фактически бескровно в кратчайшие сроки (полгода) произошел передел собственности.

Государственный сектор утратил лидирующее положение в промышленности. Но изменение форм собственности не повысило эффективности производства, как предполагалось. 1994 г. стал годом наибольшего спада производства.

Был разрушен научно-промышленный потенциал страны и энергетическая инфраструктура. Россия все больше стала приобретать облик слаборазвитой страны. Ухудшилось материальное положение граждан, возросла социальная напряженность.
Но приватизация смогла сделать главное: теперь социально-экономические изменения в стране стали необратимыми, поскольку возникла их социальная опора.
Одновременно с экономическим страна переживала затянувшийся политический кризис. Он выражался в жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Государственный аппарат в России в начале 1990-х гг. состоял из двухступенчатой системы органов народных представителей власти - Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главою исполнительной власти являлся всенародно избранный Президент. Он же был Главнокомандующим Вооруженными силами.

Рост напряжения в обществе передавался народным избранникам. Большинство депутатов Верховного Совета выступали за восстановление СССР и возврат прежней системы. Постепенно вокруг Верховного Совета начали концентрироваться силы, недовольные ходом реформ.

Вместе с тем после подавления августовского путча 1991 г. значительно изменился кадровый состав исполнительных органов власти. На ключевые посты в них были расставлены сторонники реформ и президента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между исполнительной и законодательной властью, характерное для советской системы, вело к обострению конфликта между сторонниками и противниками реформ. Постепенно углубляющийся экономический кризис, снижение жизненного уровня россиян вызывали у них раздражение и недовольство. Депутаты Верховного Совета резко критиковали действия президента и правительства. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти правительство Е.Т. Гайдара ушло в отставку. Было сформировано новое правительство во главе с В.С. Черномырдиным.
В марте 1993 г. на VII Съезде народных депутатов консервативная часть депутатского корпуса попыталась ограничить полномочия президента и принять ряд поправок к Конституции. Ельцин назвал эти действия «ползучим переворотом» и подписал Указ «Об особом порядке управления», согласно которому на 25 апреля назначался референдум о доверии президенту. До этого времени деятельность Верховного Совета РФ приостанавливалась. Конституционный суд (председатель В.Д. Зорькин) признал эти действия Б.Н. Ельцина противоречащими сразу 9 статьям Основного Закона. Экстренно был созван IХ съезд народных депутатов, который классифицировал Указ Ельцина как попытку государственного переворота, за что по Конституции предусматривалось его отречение от власти.

Мартовский кризис завершился компромиссом: президент отказался от своего обращения, а Съезд согласился с проведением референдума 25 апреля 1993 г. Россиянам предлагалось ответить на следующие вопросы: доверяют ли они Президенту Российской Федерации Б. Ельцину, одобряют ли социальную политику, осуществляемую с 1992 г., и считают ли необходимым провести досрочные выборы народных депутатов и президента. За доверие Ельцину высказалось 58,7% граждан. Референдум не дал ни одной из сторон полной победы. Единственным средством прекратить конфронтацию ветвей власти могло стать принятие новой Конституции, разграничивающей полномочия ветвей государственной власти. Президент и его окружение приступили к разработке проекта Основного Закона, в основу которого была положена идея президентской республики.

Особой остроты противостояние между исполнительной и законодательной всластью достигло осенью 1993 г. 21 сентября Ельцин выступил по Центральному телевидению с обращением к народу и заявил, что Верховный Совет перестал быть органом народовластия, а стал оплотом оппозиции. Он подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», на основании которого распускались представительные органы власти - Верховный Совет и Съезд народных депутатов и на 11-12 декабря 1993 г. назначались выборы в Государственную Думу - нижнюю палату парламента. Значительная часть народных депутатов отказалась признать законность действий Президента и заявила об отстранении Ельцина от власти. К присяге в качестве нового Президента был приведен вице-президент А.В. Руцкой. Сторонники Верховного Совета стали проводить демонстрации протеста, на улицах возникли баррикады, а в Белом доме, где находился
Верховный Совет, из добровольцев формировались отряды самообороны.

Противниками властей была предпринята попытка штурма мэрии и телекомплекса в Останкино. 3 октября 1993 г.

Указом Ельцина в Москве было введено чрезвычайное положение. Для борьбы с оппозицией в столицу были введены танки. Начался обстрел Белого дома. К вечеру 4 октября сопротивление оппозиции было сломлено. В ходе этих событий погибло несколько сот человек. Руководители обороны Белого дома (А.В. Руцкой, Р.И. Хасбулатов и др.) были арестованы и отправлены в следственный изолятор в Лефортово.

После подавления сопротивления оппозиции и разгона Верховного Совета 26 октября 1993 г. Указом Президента РФ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» прекращалась деятельность местных советов, а их функции перешли к главам местной администрации. 12 декабря 1993 г. прошли выборы в Государственную Думу. Одновременно с ними был проведен референдум по принятию новой Конституции.

Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Советская власть, просуществовавшая в нашей стране 76 лет, была ликвидирована.

Заключение.


Распад СССР повлиял на ГП и ЭГП России довольно сильно, причем как

положительно, так и отрицательно. Положительным является то, что появилось

больше стран для торговли, больше инвестиций, новый скачок в экономике. Нои

отрицательные стороны присутствуют. Чтобы провезти товар через страны

бывшего СССР, надо платить пошлины на таможне,ограничен выход к морям.
Список использованной литературы:

1. Энциклопедия «Экономическая география».

2. «Краткий справочник школьника».

3. Учебник по географии за 11 класс.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации