Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет - файл n1.doc

приобрести
Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет
скачать (234.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc235kb.15.09.2012 19:56скачать

n1.doc

  1   2   3
Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2006. — 96 с.(Развитие и воспитание)

Оглавление


Введение

Общие особенности развития детей от трех до пяти лет

Психическое развитие детей от трех до пяти лет.

Развитие памяти

Игры для развития памяти

Развитие речи

Игры для развития речи

Мышление

Игры для развития мышления

Восприятие

Воображение

Игры для развития воображения

Социальные навыки

Игры, способствующие формированию социальных навыков

Самообслуживание

Советы и игры по освоению навыков самообслуживания

Особенности физического развития. Нормы развития и двигательной активности для детей от трех до пяти лет

Двигательная активность ребенка

В пособии подробно изложены проблемы психического и физического развития детей от трех до пяти лет, приведены нормы их физического развития. В каждом разделе дано подробное описание игр для развития мышления, речи, внимания, памяти, воображения. В конце пособия — примерный перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования, рекомендуемый для детей этого возраста. Специальная глава посвящена проблеме физической безопасности детей и мерам по ее обеспечению.

Введение


Уважаемые педагоги и родители!

Проблему развития ребенка дошкольного возраста трудно переоценить. Очень важно так построить жизнь ребенка, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Именно поэтому в развитии ребенка так велика роль близких ему людей, которые должны помочь ребенку гармонично развиваться, создать психологический и физический комфорт для его успешного роста. Однако, чтобы помочь ребенку в развитии, необходимо знать, в чем его проблемы, где и как нужно оказать помощь и т.п.

Для обеспечения родителей и педагогов необходимым диагностическим и коррекционным материалом и написана эта книга. Краткая и конкретная форма изложения материала позволит взрослым оперативно решать все возникающие проблемы.

В I части мы описали особенности развития психических процессов, снабдив описание таблицами, в которых в обобщенном виде представлены реакции детей определенного возраста. За критерий отбора мы приняли легко фиксируемые показатели, а именно — поведение детей.

После описания каждого психического процесса приведены игры по развитию детей. Это позволит строить индивидуальную программу занятий с ребенком в зависимости от его особенностей. Следует учитывать, что игры должны быть приятны ребенку, вызывать радость от общения с родителями и другими взрослыми, а не усталость.

Во II части приведены основные показатели физического развития детей. Со временем показатели физического развития перестают играть столь важную роль в формировании здоровой психики ребенка, но в возрасте до 5-ти лет они так же важны, как и показатели психического развития детей. Своевременно выявленные отклонения можно скорректировать специальными упражнениями, приведенными в этой части книги.

Специальная глава посвящена организации физической безопасности ребенка. Окружающая среда может оказывать как травмирующие, так и развивающие воздействия на детей. Правильно организованная, физически безопасная среда сохранит здоровье вашего ребенка. А перечень рекомендуемых игрушек и пособий поможет взрослым лучше сориентироваться в современных игрушках и подобрать только полезные и соответствующие возрасту игры.

Мы надеемся, что наша книга поможет вам вырастить ваших детей умными и здоровыми.

Общие особенности развития детей от трех до пяти лет


3-4 года — очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки нравственно-физического и умственного развития малыша.

Центральной функцией, которая определяет все остальные процессы, становится память. До 3-х лет ребенок развивался за счет восприятия внешнего мира, т.е. он был всецело во власти среды, был ею управляем. На четвертом году жизни, благодаря памяти, жизненному опыту, ребенок начинает приобретать свое «Я», становится достаточно независимым от окружения. Вместе с психическим созреванием происходит стремительное физическое развитие личности. Ребенок не только осознает себя, но и способен физически обеспечить себе независимость в передвижении, в обслуживании самого себя.

Все это выражается в «кризисе 3-х лет», который характеризуется следующими симптомами.

1. Негативизм — это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. Ребенок может не сделать что-то только потому, что его об этом попросили. Часто такое стремление наносит ущерб и собственным интересам ребенка. При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Как только взрослый соглашается с ним, он тут же меняет свое «мнение» на противоположное. Ребенок как бы опробует в общении слово «нет», осваивает более богатый спектр человеческих отношений.

2. Упрямство — ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого очень хочется в данный момент, а потому, что он это потребовал. Ребенок как бы проверяет, может ли он что-то потребовать и выполнят ли это требование.

Упрямство следует отличать от настойчивости. Раньше ребенок был под властью аффектов, сиюминутных желаний и настойчиво этого добивался, он был как бы очарован предметом и его к нему «тянуло», а степень настойчивости выражалась в силе, с которой ребенок стремился к предмету, в концентрации внимания на этом предмете. Мотивом же упрямства является то, что ребенок связан только своим первоначальным решением и ни за что не хочет от него отступать.

3. Строптивость — это центральный симптом для «кризиса 3-х лет». От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который в данный момент побуждает ребенка к тому или иному действию, а строптивость направлена против норм поведения, установленных для ребенка. Здесь сказывается «строптивая установка» по отношению ко всему образу жизни, который сложился до 3-х лет, к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам.

От обычной недостаточной податливости ребенка строптивость отличается тенденциозностью. Ребенок бунтует, его недовольное, вызывающее «Да ну!» выражает тенденцию в том смысле, что оно действительно проникнуто скрытым бунтом против того, с чем ребенок имел дело раньше.

4. Своеволие — ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где ему еще не хватает умений.

Три последующих симптома имеют второстепенное значение.

5. Протест-бунт — все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями становятся обычным явлением.

6. Обесценивание ребенком личности близких. Малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которые раньше никог-" да не употреблял. Он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. В его лексиконе появляются слова и термины, обозначающие только негативное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никаких неприятностей не доставляют.

7. Деспотизм или ревность. Этот двойственный симптом проявляется в различных семьях по-разному. В семье с единственным ребенком встречается стремление малыша к деспотизму. У ребенка появляется желание проявить деспотическую власть по отношению к окружающим. Так, мать не должна уходить из дому, она должна сидеть в комнате, как он этого требует. Ему должны достать все, что он требует. Ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания.

В семье же с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности: по отношению к младшим или старшим детям. В этом случае проявляется та же тенденция к господству, деспотизму, к власти — как следствие ревнивого отношения к другим детям.

Кризис проявляется как бунт против авторитарного воспитания: это как бы протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Ребенок очень мал, и ему кажется, что говорить «нет» и быть личностью — это одно и то же. Осваивая именно такие формы поведения, ребенок пытается проявить себя как личность.

Мы хотим еще раз подчеркнуть, что «кризис 3-х лет» является сложным, но нормальным периодом в жизни любого ребенка. Ребенок овладевает новыми, более взрослыми формами поведения, и мы должны с пониманием и заботой относиться к маленькому человеку, который познает самого себя.

Ребенок должен быть уверен в том, что, как бы он себя ни вел, его всегда будут любить и никогда не бросят. Уважайте то мужество, которое требуется ребенку, переживающему первый кризис самопознания. Нужно постараться относиться к этому с определенной долей юмора и благоразумием, тогда ребенок вскоре поймет, что самостоятельность требует большего, чем просто чистое отрицание.

Так, Ле Шан предлагает сделать слово «нет» для всех развлечением и игрой. Оно потеряет свою опасность, если мама скажет «нет» до того, как его произнесет малыш. Например, мама спрашивает: «Как насчет того, чтобы съесть немного рыбы на завтрак, Петя?», — а затем, гримасничая, отвечает себе за сына: «Нет! Нет! Нет!». Или когда родители говорят «нет» в ответ на все, что им говорит ребенок. Тем самым они обращают внимание ребенка на то, что для его развития будет лучше, если он выберет другую линию поведения, а не эту глупую позицию отрицания.

Можно дать ребенку «обратную инструкцию»: «Тебе абсолютно запрещается при любых обстоятельствах чистить зубы, и тебе нельзя ложиться спать до полуночи!» Если это говорится с доброй усмешкой, такой прием воспитания только укрепляет родительский авторитет и приводит к положительным результатам. Параллельно ребенок овладевает пониманием условности запретов, того, что к запретам надо подходить осознанно.

Кроме этих мер, необходимо осознать, что пришло время для более самостоятельного выбора ребенка, для предоставления ему больших возможностей, чтобы определить, кто есть этот маленький человек и что ему нужно. Необходимо показать ребенку, что вы понимаете: он обретает собственную личность, у которой расширяются права и привилегии. Малыш, конечно, понимает, что переход от беспомощного ребенка к отвечающему за свои поступки взрослому требует долгого времени, но взрослые могут помочь ему прийти к этому пониманию быстрее.

Например, можно использовать следующие фразы:

«Ты еще не настолько взрослый, чтобы переходить через дорогу самостоятельно, но ты уже достаточно взрослый, чтобы самому выбирать, что будешь есть на завтрак: овсяные хлопья или яичницу с колбасой».

«Ты еще не настолько взрослый, чтобы решать, когда тебе ложиться спать, но ты уже достаточно взрослый, чтобы выбирать, где ты будешь играть днем: во дворе или дома» и т.д.

При внимательном, мудром и заботливом отношении к ребенку он может не проявлять столь острые формы негативного поведения или быстро их преодолевает.

Осваивая негативные формы поведения, ребенок не только в будущем сможет сказать «нет» торговцу наркотиками, «нет» — участию в драке.

При благоприятном выходе из «кризиса 3-х лет» ребенок вступает в качественно новые отношения с родителями. У него появляется гордость за свои достижения. Это выражается в определенном комплексе поведения:

1) стремлении к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют с предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного — дети не меняют своих намерений и конечной цели;

2) достигнув желаемого, дети стремятся тут же продемонстрировать свои усилия взрослому, без одобрения которого эти усилия в значительной степени теряют свою ценность (отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату может обидеть и даже ранить психику ребенка);

3) в обостренном чувстве собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию своих достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, в баловстве и преувеличении собственных успехов.

Однако следует учитывать, что индивидуальные отклонения могут достигать 5-6-ти месяцев в ту или иную сторону, и это нормально.

Успешно преодолев «кризис 3-х лет», ребенок к 4-м годам способен владеть не только телом, но и голосом: речь становится четкой, ясной. Он уже умеет общаться, хорошо излагает свои мысли.

Он обожает играть «во взрослых» или работать «понарошку», как взрослые. Он играет и со сверстниками, но игра со взрослыми — для него по-прежнему наивысшая радость. Это позволяет родителям и воспитателям эффективно руководить деятельностью ребенка и направлять ее в необходимое русло.

Ребенок в этом возрасте, благодаря уникальной возможности буквально впитывать огромное количество информации о внешнем мире, нуждается в мудром учителе. Для полноценного формирования ребенка необходимо постоянное умелое руководство со стороны взрослых, которые знают особенности развития психических и физических процессов детей и способны формировать их грамотно и заботливо.
  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации