Щелоков Я.М., Данилов Н.И. Энергетическое обследование: Том 1. Теплоэнергетика - файл n1.doc

приобрести
Щелоков Я.М., Данилов Н.И. Энергетическое обследование: Том 1. Теплоэнергетика
скачать (10157.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc15788kb.13.07.2011 17:55скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


Я.М. Щелоков, Н.И. Данилов

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ



Том 1


Теплоэнергетика


Справочное издание
Екатеринбург 2011
Я.М. Щелоков, Н.И. Данилов

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ



Том 1


Теплоэнергетика


Справочное издание
Екатеринбург 2011

УДК 536

ББК 31.32

Щ 46

Рецензент

В.Г. Лисиенко, заведующий кафедрой «Автоматика и управление в технических системах» УрФУ, заслуженный деятель науки и техники РФ, лауреат премии Правительства РФ, доктор технических наук, профессор

Я.М. Щелоков, Н.И. Данилов

Энергетическое обследование: справочное издание: В 2-х томах. Том 1. Теплоэнергетика. Екатеринбург: , 2011. 264 с.

Федеральный закон от 23.11.1009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввел обязательность проведения энергетических обследований для большинства юридических лиц. В данном справочном руководстве изложены некоторые технологии и методики проведения энергетических обследований предприятий и отдельных объектов (агрегатов) с целью получения объективных данных об используемых энергоресурсах для определения показателей энергетической эффективности при разработке мероприятий по энергосбережению.

Для специалистов в области деятельности по проведению энергетических обследований, для слушателей курсов дополнительного профессионального образования, энергетиков предприятий, специалистов регулируемых организаций, а также для студентов технических вузов.


Библиогр.: 147 назв. Табл. 80. Рис. 49.

© Щелоков Я.М., 2011

© Данилов Н.И., 2011
СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие…………………...…………………………………………..

5

Введение…………………………………………………………………...

6

Глава 1. Энергетическое обследование: общие положения………..

9

1.1. Виды и цели энергетических обследований………………………..

9

1.1.1. Историческая справка……………………………………………...

9

1.1.2. Энергетические обследования: версия ФЗ № 261………………..

12

1.2. Саморегулируемые организации в области энергетического обследования…………………………………………………………………

15

1.3. Энергетический паспорт……………………………………………..

18

1.4. Список литературы к главе 1..............................................................

23

Глава 2. Энергетическое обследование как вид деятельности…….

25

2.1. Модели энергообследования (энергоаудита)……………………….

25

2.2. Методическое обеспечение энергоаудита (энергетический анализ)………………………………………………….

27

2.3. Экономика энергосбережения………………………………….........

33

2.4. Список литературы к главе 2..............................................................

40

Глава 3. Практика энергетических обследований…………………..

43

3.1. Организационные особенности энергетических обследований…...

43

3.2. Трудоемкость и стоимость работ……………………………………

48

3.3. Приборное обеспечение………………………………………………

51

3.4. Методы определения эффективности использования ТЭР. Производственная энергоемкость………………………………….……………

59

3.5. Список литературы к главе 3..............................................................

67

Глава 4. Топливоиспользующие объекты энергоаудита…………...

70

Список литературы к главе 4……………………………………………..

72

Глава 5. О методиках расчетов эффективности использования энергетических ресурсов………………………………………………..

73

5.1. Общие данные………………………………………………………...

73

5.2. Методики расчета энергоемкости изготовления продукции………

77

5.3. Методика расчета фактической эффективности использования топлива в котлах..........................................................................................

117

5.4. Методика расчета фактической эффективности использования топлива в термических и нагревательных печах………………………..

122

5.5. Список литературы к главе 5..............................................................

141

Глава 6. Оценка эффективности конкретных мероприятий по экономии ТЭР……………………………………………………………...

143

6.1. Основные схемы технико-экономических расчетов……………….

143

6.2. Мероприятия по экономии ТЭР……………………………………..

146

6.3. Номограммы для оценки потерь энергии…………………………...

163

6.4. Список литературы к главе 6………………………………………...

185

Глава 7. Потенциал энергосбережения………………………………..

186

7.1. Общие положения…………………………………………………….

186

7.2. Особенности определения потенциала энергосбережения при энергетических обследованиях ………………………………………….

188

7.3. Список литературы к главе 7..............................................................

194

Глава 8. Показатели энергетической эффективности………………

195

8.1. Общие положения…………………………………………………….

195

8.2. Показатели и потенциальные возможности отраслевого энергосбережения………………………………………………………………...

198

8.3. Вторичные энергоресурсы…………………………………………...

224

8.3.1. Краткая характеристика ВЭР………………………………………

224

8.3.2. Определение объемов выхода и использования ВЭР……………

228

8.3.3. Определение экономии топлива за счет использования ВЭР…...

233

8.4. Роль новых технологий в снижении энергоемкости промышленности ……………………………………………………………………….

236

8.5. Список литературы к главе 8………………………………………... Приложения…..……………………………………………………………

242

245

Приложение 1. Целевые индикаторы и показатели реализации государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»………………………………………………………………….

245

Приложение 2. Перечень типовых общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности….

254

Приложение 3. Порядок пересчета энергоресурсов в условное топливо…………………………………………………………………….

260

Сведения об авторах………………………………………………………

263









ПРЕДИСЛОВИЕ


Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввел понятие «саморегулируемые организации в области энергетического обследования». Организационно-правовая форма саморегулируемой организации (СРО) в области энергетического обследования – это некоммерческая организация, объединяющая в своем составе субъектов профессиональной деятельности, осуществляющих работы в области энергетического обследования в обязательной или добровольной форме.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, в компетенцию данных СРО входят разработки стандартов и правил. В том числе стандарты и правила оформления энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования, стандарты и правила определения перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, стандарты и правила расчета потенциала энергосбережения. Указанные стандарты и правила определяют, как правило, порядок выполнения перечисленных выше работ, с указанием на обязательность выполнения необходимых балансовых расчетов экспертных оценок.

Данное справочное издание разработано с целью оказания методической помощи специалистам, персоналу предприятий при выполнении энергетических обследований в соответствии с ФЗ № 261, с Требованиями к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, а также в соответствии со стандартами и правилами, введенными соответствующей саморегулируемой организацией в области энергетического обследования.

Авторы данного издания понимают, что представить полностью исчерпывающую информацию по такой важной и многогранной проблеме практически невозможно. Но, тем не менее, будем благодарны за все предложения и замечания, которые специалисты сочтут нужным высказать в адрес настоящего издания. Просим их направлять по e-mail: energo-ugtu@bk.ru.


ВВЕДЕНИЕ


Одним из рычагов любого процесса управления (менеджмента) является система мер по наблюдению за состоянием предприятия (объекта).

Наблюдение (мониторинг) за предприятиями должно вестись в режиме их развития, а результаты мониторинга обеспечивать оперативное выявление последствий воздействия различных внешних и внутренних факторов. Из них определяющими являются – рыночные условия функционирования экономики. Один из современных регуляторов рынка – это Всемирная торговая организация (ВТО). Что характерно, в ВТО существует соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ). Это является очевидным подтверждением того, что одних экономических показателей недостаточно для принятия управленческих решений. В связи с этим существенно возрастает число исходных параметров, которые необходимо рассматривать при мониторинге. Какие же из технико-экономических показателей следует относить к определяющим при подготовке управленческих решений?

Основу понятия мониторинг составляет термин – монитор (лат.). Он имеет три основных значения – напоминающий, предостерегающий и надзирающий. К настоящему времени целевой задачей любого вида наблюдения (аудит, обследование и т. п.) становится надзирающая функция. Попытаемся это показать на примере энергетических обследований организаций, введенных Федеральным законом от 03.04.1996 № 28-ФЗ «Об энергосбережении».

Законом было введено следующее. Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителем на топливо- и энергообеспечение. Обязательным энергетическим обследованиям подлежали организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива. Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляло менее шести тысяч тонн условного топлива, должны были проводиться по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов.

В соответствии с ФЗ № 28 порядок и сроки проведения энергетических обследований определялись Правительством Российской Федерации. Однако правила проведения энергетических обследований организаций были приняты на уровне Минэнерго РФ, а затем Минпромэнерго РФ в виде «Рекомендаций». При этом указанные Рекомендации были предназначены для юридических лиц, независимо от форм собственности, которые используют топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) для производства продукции, оказания услуг, на собственные нужды, и которые представляют на утверждение в Минпромэнерго России нормативы, устанавливаемые на период регулирования тарифов. То есть, по сути дела, организация работ по реализации государственной политики по эффективному использованию ТЭР во многом, сводились к тарифному регулированию через нормирование удельного расхода топлив, технологических потерь энергоресурсов и др.

При этом очередные энергетические обследования потребителей ТЭР должны были проводиться не реже одного раза в пять лет и не чаще чем один раз в два года в плановом порядке. Цель – сравнение текущих показателей энергоэффективности с показателями, определенными предыдущим обследованием, сертификация потребителя ТЭР в системе добровольной сертификации в области рационального использования и сбережения энергоресурсов (РИЭР), внесение изменений в энергетический паспорт и т. д. То есть, надзирающие функции энергоаудитов должны были реализованы в рамках системы добровольной сертификации РИЭР.

Одно из положений соглашения ВТО по ТБТ устанавливает проведение сертификации энергопотребляющей продукции и процессов производства. Цель сертификации по ВТО – рациональное использование энергетических и других ресурсов, как обязательное условие обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Как показывает мировая практика, для достижения этой цели необходимо создание на каждом предприятии системы энергетического менеджмента. Энергоаудит в этой системе является одной из составляющих, которая позволяет определить количественные значения потребления энергоресурсов на предприятии. Результаты отечественных исследований показывают, что отсутствие комплексного подхода к управлению энергетическими затратами на промышленных предприятиях является одним из важнейших факторов, существенным образом сдерживающим повышение конкурентоспособности отечественных производителей.

Считаем, что это обстоятельство и было одной из причин, которые способствовали появлению ФЗ № 261 от 23.11.2009, где уже была существенно усилена роль энергетических обследований, в первую очередь, для государственных, бюджетных, муниципальных, регулируемых и других организаций.

В новом законе введено множество дополнительных инструментов и организационных мер для повышения результативности работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Один из таких инструментов – это организация и проведение членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования обязательных и добровольных энергетических обследований практически всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и др. Данные обследования должны заканчиваться разработкой «перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению».

Причем данный «инструмент» один из многих, предложенных в ФЗ № 261, с целью повышения энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований. Основным организационным мероприятием для достижения этой цели является разработка региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Их основное отличие – это наличие целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующих программ или перечней типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению.

В этой связи остается открытым вопрос – какие же из целевых показателей следует относить к определяющим при подготовке управленческих решений? То есть при подготовке управленческих решений с учетом требований ФЗ № 261 требуется внесение определенных изменений, как в существующую методическую базу энергетических обследований, так и в перечень существующих универсальных измерителей (целевых показателей), используемых для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти и руководителей предприятий и организаций.

Настоящее издание разрабатывалось таким образом, чтобы попытаться развить существующую методическую базу при проведении энергетических обследований, дать рекомендации по выбору определяющих целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, по расчету потенциала энергосбережения и др.


Глава 1. ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. Виды и цели энергетических обследований



1.1.1. Историческая справка
Энергетические обследования (энергоаудиты) организаций введены бывшим Федеральным законом «Об энергосбережении» [1.1], а также постановлением Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по энергосбережению» № 1087 от 02.11.95 г. Цель этих обследований – оценка эффективности использования организациями энергетических ресурсов (твердого топлива, нефти, природного и попутного газа, продуктов их переработки, электро- и теплоэнергии), а также снижения затрат потребителей на топливо и энергообеспечение.

В развитие вышеуказанных законодательных актов, Минтопэнерго РФ выпустило в сентябре 1996 года «Временное положение о проведении энергетических обследований организаций». В течение 1997-98 гг. был накоплен определенный опыт в организации и проведении энергетических обследований организаций и предприятий. Этот опыт был частично учтен при издании в 1998 г. новой редакции данного межотраслевого нормативного документа, который был назван «Правила проведения энергетических обследований организаций» [1.2].

В этих «Правилах» использовались следующие термины и определения:

энергосбережение – реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов;

топливно-энергетический ресурс (ТЭР) – носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть использован в перспективе;

эффективное использование энергетических ресурсов – достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды;

показатель энергоэффективности – абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами;

вторичный энергетический ресурс – энергетический потенциал основного, промежуточного, побочного продукта и отходов производства, не используемый в основном процессе, но достаточный для использования в иных;

непроизвoдительный расход энергетических ресурсов – потери энергоресурсов, вызванные нарушением стандартов, норм, регламентов и бесхозяйственностью;

потребитель ТЭР – юридическое лицо (организация), независимо от форм собственности, использующее топливно-энергетические ресурсы для производства продукции и услуг, а также на собственные нужды;

энергетическое обследование потребителей ТЭР с целью установления показателей эффективности использования ТЭР и выработки экономически обоснованных мер по их повышению;

энергоаудuтор – юридическое лицо (организация, кроме государственных надзорных органов), осуществляющее энергетические обследования потребителей ТЭР и имеющее лицензию на производство этих работ.

Данные Правила [1.2] в то время были практически единственным подзаконным нормативным документом на федеральном уровне, определяющим порядок проведения энергетических обследований организаций. Согласно этим правилам, инстанциями, определяющими порядок организации и проведения энергетических обследований, были территориальные управления Госэнергонадзора. Но ежегодно появляется немало приказов, положений Минэнерго РФ, РАО «ЕЭС России», других структур и организаций, регламентирующих энергетические обследования предприятий.

Согласно [1.3], указанные нормативные акты находились вне российской системы стандартизации и сертификации, не соответствовали принципам и требованиям основополагающих стандартов серии гост Р 51000, таких, например, как ГОСТ Р 51000.6-96 «Система аккредитации Российской Федерации. Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг». Вероятно, в силу этого в упомянутых документах много неопределенности, нечеткости.

Лучшего средства упорядочения деятельности, чем стандартизация, ни отечественной, ни зарубежной практикой не предложено. Поэтому в [1.3] предлагалось начинать активную деятельность по упорядочению энергетических обследований с разработки системной нормативной базы – стандартов. Начало таким работам в области энергосбережения было положено: приняты весьма полезные и необходимые стандарты «ГОСТ Р 51387-99. Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения», «ГОСТ Р 51541. Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей. Общие положения» и другие.

По сложившейся практике в стандартах устанавливаются принципы, положения, показатели и т.п. двух типов: обязательные для исполнения и рекомендательные. В соответствии с мировой практикой, обязательные требования должны быть закреплены законодательно.

Региональным управлением «Востокэнергонадзор» (г. Кемерово), Региональным центром управления энергосбережения (г. Томск) и «Томскэнергонадзором» в плане реализации Программы был разработан проект государственного стандарта «Обследование предприятия энергетическое. Общие требования к организациям, осуществляющим обследование и порядок их аккредитации». По мнению авторов, их стандарт соответствовал российской системе стандартизации.

Согласно проекту стандарта энергетические обследования проводятся организациями, аккредитованными по открытым правилам, осуществляющими свою деятельность по заранее известным положениям (нормам), пользующимися доверием обеих сторон – организующей обследование и подвергающейся ему.

В проекте стандарта предложено «бархатным путем» ограничить монополию Главгосэнергонадзора и его региональных организаций в проведении энергетических обследований, освободить их от миссии единственного органа, осуществляющего обследование.

Это сделано для того, чтобы реализовать провозглашенный законом «Об энергосбережении» [1.1] один из основных принципов энергосберегающей политики государства: «сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов».

В соответствии с проектом стандарта обследуемая организация может выбрать себе энергоаудитора, так как она заинтересована в получении объективной картины использования энергетических ресурсов и разумных рекомендаций по повышению его эффективности.
В дополнение к упомянутому проекту стандарта предполагалось представить на обсуждение дополнительный пакет стандартов, регламентирующих энергетическое обследование в целом [1.3]:

  1. Энергосбережение. Обследование предприятий энергетическое. Общие положения.

  2. Энергосбережение. Обследование предприятий энергетическое. Общие требования к содержанию и оформлению отчетных документов.

  3. Энергосбережение. Обследование предприятий энергетическое. Метрологическое обеспечение обследования.

Упомянутые выше проекты стандартов не были единственными. Проект подобного документа был опубликован (см. [1.4]), организации-разработчики при этом не указаны.

По нашему мнению, эти документы (точнее, проекты) практически сохранили положение, сложившееся в тот период при проведении организациями энергетических обследований.

Однако дело до национального стандарта по обследованию предприятий и организаций так и не дошло. Но большинство из тех неопределенностей при энергетических обследованиях, которые накопились к 2009 г., должны были быть разрешены после вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1.5].
1.1.2. Энергетические обследования: версия ФЗ № 261
В статье 2 ФЗ № 261 приведены основные понятия, используемые в данном федеральном законе, которые коренным образом отличаются от ранее принятых [1.1] и приведенных в п. 1.1.1 настоящего издания. Поэтом приведем их здесь полностью:

  1. энергетический ресурс – носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергии или другой вид энергии);

  2. вторичный энергетический ресурс – энергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса;

  3. энергосбережение – реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);

  4. энергетическая эффективность – характеристики продукции, технологического процесса, юридического лица, индивидуального предпринимателя, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта;

  5. класс энергетической эффективности – характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность;

  6. бытовое энергопотребляющее устройство – продукция, функциональное назначение которой предполагает использование энергетических ресурсов, потребляемая мощность которой не превышает для электрической энергии двадцать один киловатт и для тепловой энергии сто киловатт и использование которой может предназначаться для личных, семейных, домашних и подобных нужд;

  7. энергетическое обследование – сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте;

  8. энергосервисный договор (контракт) – договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком;

  9. организации с участием государства или муниципального образования – юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, а также государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых или более пятидесяти процентов акций или долей, в уставном капитале которых принадлежат государственной корпорации;

  10. регулируемые виды деятельности – виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов);

  11. лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, – лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом;

  12. застройщик – лицо, признаваемое застройщиком в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Принципиальное отличие нового определения «энергетического обследования» – это «отражение полученных результатов в энергетическом паспорте». Второе отличие, что нет в [1.5] понятий «энергоаудит» и «энергоаудитор». Однако в нашем издании эти термины сохранены с внесением соответствующих изменений в их определение.

Энергоаудит – это термин, аналогичный термину «энергетическое обследование». Хотя, согласно [1.6], в этих терминах есть отличия, где «под энергоаудитом понимается не вид деятельности, а в первую очередь форма проведения инспектирования. Если необходимость проверки регламентирована законом, т.е. проверка является обязательной, то она именуется энергетическим обследованием и проводится в соответствии с утвержденными правилами. Энергоаудитом же именуется добровольная проверка в порядке, который может быть согласован самостоятельно проверяющей и проверяемой организациями. Таким образом, энергоаудит как бы противопоставляется энергетическому обследованию».

По-видимому, идея противопоставления этих терминов исчерпала себя, так как в ФЗ № 261, статья 17, часть 5 энергетические обследования могут быть как обязательные, так и добровольные. Поэтому эти термины можно признать синонимами, т.е. близкими по значению.

Естественно, производные слова «энергообследователь» и «энергоаудитор» оказываются совпадающими по своему значению. При этом их можно определить как субъектов предпринимательской и/или профессиональной деятельности в области энергетического обследования, отвечающие требованиям ФЗ № 261, статья 18, части 6, 7. В их числе – членство в саморегулируемой организации в области энергетического обследования, наличие у физического лица знаний в указанной области и т.п.

Непосредственно энергетическим обследованиям посвящена глава 4 ФЗ № 261 в составе статей 15-18.

Виды энергетических обследований во многом определяются тем, в отношении чего/ кого они проводятся: продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Основными целями энергетического обследования являются:

  1. получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;

  2. определение показателей энергетической эффективности;

  3. определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

  4. разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

Еще одним видом энергетического обследования может быть целевое обследование. Это когда по соглашению между лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, и лицом, проводящим энергетическое обследование, может предусматриваться разработка по результатам энергетического обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с ФЗ № 261 оно должно быть проведено в обязательном порядке.

Обязательное энергетическое обследование. Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:

  1. органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;

  2. организации с участием государства или муниципального образования;

  3. организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;

  4. организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

  5. организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, мазута, печного топлива, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;

  6. организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Лица, указанные выше, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования – не реже чем один раз каждые пять лет.

По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования.

Общие требования к энергетическому паспорту приведены в разделе 1.3.

Энергетические паспорта на здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, могут составляться на основании проектной документации.

Следует отметить, что ФЗ № 261 [1.5] существенно отличается от практики, сложившейся в некоторых странах СНГ [1.11].


    1. Саморегулируемые организации в области

энергетического обследования
Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями ФЗ № 261 [1.5] и Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»).

Требования к саморегулируемым организациям приведены в [1.5], статья 18. Приведем ее здесь практически полностью, кроме части 9, госконтроль за их деятельностью.

  1. Статус саморегулируемой организации в области энергетического обследования может приобрести некоммерческая организация, основанная на членстве, при условии ее соответствия требованиям, установленным частью 3 18 статьи, см. ниже.

  2. Для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций в области энергетического обследования сведений о некоммерческой организации ею представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, предусмотренные Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», а также документы, подтверждающие соблюдение установленных частью 3 настоящей статьи требований.

  3. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации в области энергетического обследования при условии ее соответствия следующим требованиям:

    1. объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не

    2. менее чем двадцать пять субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц) или не менее чем сорок субъектов профессиональной деятельности, (физических лиц, осуществляющих деятельность в области энергетического обследования самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора, заключенного с работодателем – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) либо объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем пятнадцать субъектов предпринимательской деятельности и не менее чем десять субъектов профессиональной деятельности;

    3. наличие указанных в части 4 статьи 18 документов, в том числе стандартов и правил, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования;

    4. наличие компенсационного фонда, сформированного за счет взносов членов саморегулируемой организации в области энергетического обследования, как способа обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации в области энергетического обследования перед потребителями услуг, которая может возникнуть в результате причинения им вреда вследствие недостатков оказанных услуг по энергетическому обследованию.

4. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана разработать и утвердить следующие документы:

  1. порядок приема в члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования и прекращения членства в такой саморегулируемой организации;

  2. стандарты и правила, регламентирующие порядок проведения энергетических обследований членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования, в том числе стандарты и правила оформления энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования, стандарты и правила определения перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, стандарты и правила расчета потенциала энергосбережения (далее – стандарты и правила);

  3. перечень мер дисциплинарного воздействия, которые могут быть применены в отношении членов саморегулируемой организации в области энергетического обследования за нарушение требований стандартов и правил;

  4. стандарты раскрытия информации о деятельности саморегулируемой организации в области энергетического обследования и о деятельности ее членов.

5. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования вправе утверждать иные стандарты и правила по вопросам, относящимся к деятельности ее членов по проведению энергетического обследования.

6. В члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, соответствующие требованиям, установленным Федеральным законом [1.5], дополнительным требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом [1.5] саморегулируемой организацией в области энергетического обследования. Квалификационным требованием для приема в члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования является требование к индивидуальному предпринимателю и (или) к лицу, заключившему с ним трудовой или гражданско-правовой договор, к работникам юридического лица, а, равно и к физическому лицу – субъекту профессиональной деятельности, о наличии знаний в области деятельности по проведению энергетических обследований в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, или программами профессиональной переподготовки специалистов в области деятельности по проведению энергетических обследований. Членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования могут стать:

1) юридическое лицо при условии наличия не менее чем четырех работников, заключивших с ним трудовой договор и получивших знания в указанной области;

2) индивидуальный предприниматель при условии наличия у него знаний в указанной области и (или) наличия знаний в указанной области не менее чем у одного физического лица, заключившего с таким индивидуальным предпринимателем трудовой или гражданско-правовой договор;

3) физическое лицо при условии наличия у него знаний в указанной области.

7. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования вправе установить дополнительные связанные с осуществлением деятельности по проведению энергетических обследований требования к членству в такой саморегулируемой организации, которые не должны противоречить Федеральному закону [1.5] и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

8. Члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования наряду с осуществлением деятельности по проведению энергетических обследований вправе осуществлять иную предпринимательскую и профессиональную деятельность. Члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования – юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе проводить энергетические обследования в отношении самих себя и принадлежащих им объектов.

Члены саморегулируемой организаций области энергетического обследования – физические лица, осуществляющие деятельность в области энергетического обследования на основании трудового договора, заключенного с работодателем, вправе проводить энергетические обследования в отношении работодателя и принадлежащих ему объектов. Конфиденциальная информация, полученная членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования в ходе проведения энергетического обследования, не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями Федерального закона [1.5], статья 18, часть 9 за деятельностью саморегулируемых организаций установлен достаточно жесткий государственный контроль, который осуществляется Министерством энергетики РФ – уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
1.3. Энергетический паспорт
Требования к энергетическому паспорту промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) стандартизированы ГОСТ Р 51379-99 [1.7, 1.8].

Именно этим документом руководствовались специалисты, проводившие энергетические обследования в соответствии с [1.1]. Форма энергетического паспорта жилых и общественных зданий установлена в СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» [1.9]. В ФЗ № 261 [1.5] принято, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минэнерго РФ) устанавливаются требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, а также к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации [1.10] и т.д., см. статью 15, часть 8 ФЗ № 261.

Закон здесь регламентирует требования к форме энергетического паспорта только для обязательного энергетического обследования. Но так как в ФЗ № 261 определен и объем информации, которую должен содержать энергетический паспорт, то именно энергетические паспорта, формы которых предложены в [1.10] очевидно и будут оформляться теперь при всех возможных вариантах энергетических обследований, на что и обращается внимание в статье 17, часть 3 ФЗ № 261.

Приведем здесь текст частей 6-9 статьи 15 ФЗ № 261, а также Требования к энергетическим паспортам и Правила направления копии энергетического паспорта, утвержденные Приказом Минэнерго России от 19.04.2010 № 182.

«6. По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома.

7. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:

  1. об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

  2. об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;

  3. о показателях энергетической эффективности;

  4. о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);

  5. о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;

  6. о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

8. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, а также к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, в том числе требования к его форме и содержанию, правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в этот федеральный орган исполнительной власти. Указанные требования могут различаться в зависимости от типов организаций, объектов (зданий, строений, сооружений производственного или непроизводственного назначения, энергетического оборудования, технологических процессов и иных критериев).

9. Энергетические паспорта на здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, могут составляться на основании проектной документации».


требования

к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту,

составленному на основании проектной документации


  1. Требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования (далее – энергетический паспорт), распространяются на саморегулируемые организации в области энергетического обследования при разработке и утверждении стандартов и правил оформления энергетического паспорта, а также лиц, проводящих обязательные энергетические обследования.

  2. В энергетический паспорт должны быть включены следующие разделы:

а) титульный лист по форме согласно приложению № 1 к настоящим Требованиям;

б) общие сведения об объекте энергетического обследования по форме согласно приложению № 2 к настоящим Требованиям;

в) сведения об оснащенности приборами учета по форме согласно приложению № 3 к настоящим Требованиям;

г) сведения об объеме используемых энергетических ресурсов по формам согласно приложениям №№ 4-12 к настоящим Требованиям;

д) сведения о показателях энергетической эффективности по форме согласно приложению № 13 к настоящим Требованиям;

е) сведения о величине потерь переданных энергетических ресурсов и рекомендации по их сокращению (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов) по формам согласно приложениям №№ 14-19 к настоящим Требованиям;

ж) потенциал энергосбережения и оценка возможной экономии энергетических ресурсов по форме согласно приложению № 20 к настоящим Требованиям;

з) перечень типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности по форме согласно приложению № 21 к настоящим Требованиям;

и) сведения о кадровом обеспечении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности по формам согласно приложениям № 22-23 к настоящим Требованиям.

  1. При наличии обособленных подразделений обследуемого юридического лица (филиалов, представительств, объектов) в других муниципальных образованиях к энергетическому паспорту прилагаются формы в соответствии с приложениями №№ 2-23 к настоящим Требованиям, заполненные по каждому обособленному подразделению.

  2. Энергетический паспорт, составленный на основании проектной документации, содержит сведения по форме согласно приложению № 24 к настоящим Требованиям.



ПРАВИЛА

направления копии энергетического паспорта, составленного

по результатам обязательного энергетического обследования,

в Министерство энергетики Российской Федерации


  1. Настоящие Правила определяют порядок направления саморегулируемыми организациями в области энергетического обследования (далее – саморегулируемые организации) копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в Министерство энергетики Российской Федерации (далее – Министерство).

  2. Саморегулируемая организация один раз в три месяца направляет в Министерство заверенные ею копии энергетических паспортов, составленных членами такой организации по результатам проведенных ими за указанный период обязательных энергетических обследований.

Первый трехмесячный период для каждой саморегулируемой организации в области энергетического обследования начинает исчисляться с момента приобретения статуса такой саморегулируемой организации соответствующей некоммерческой организацией.

Копии энергетических паспортов должны быть направлены саморегулируемой организацией в Министерство в течение одного месяца с момента окончания соответствующего трехмесячного периода.

  1. Энергетические паспорта, копии которых направляются саморегулируемыми организациями в Министерство, должны соответствовать требованиям к энергетическому паспорту, установленным законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

Копия энергетического паспорта направляется в форме электронного документа в формате Роrtablе Document Format (РDF).

Электронный документ должен быть подписан электронной цифровой подписью уполномоченного должностного лица соответствующей саморегулируемой организации в области энергетического обследования.

  1. Вместе с копией энергетического паспорта саморегулируемой организацией в области энергетического обследования направляется в Министерство сопроводительное письмо в форме электронного документа с информацией, включающей в себя адрес электронной почты и почтовый адрес саморегулируемой организации.

  2. Копия каждого энергетического паспорта направляется саморегулируемой организацией в области энергетического обследования в Министерство в виде отдельного электронного сообщения на адрес электронной почты Министерства.

Копии энергетических паспортов, сохраненные на материальном носителе в электронном виде, могут быть направлены саморегулируемой организацией на почтовый адрес Министерства в случае отсутствия технической возможности предоставления копий энергетических паспортов путем их направления в виде электронных сообщений.

Адрес электронной почты Министерства: minenergo@minenergo.gоv.rи.

Почтовый адрес Министерства: г. Москва, ГСП-6, 107996, ул. Щепкина, 42, стр. 1, 2.

  1. Министерство рассматривает копию энергетического паспорта в течение 10 дней с даты ее получения.

  2. В случае направления копии энергетического паспорта с нарушением требований настоящих Правил либо несоответствия энергетического паспорта требованиям законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, Министерство возвращает копию энергетического паспорта соответствующей саморегулируемой организации.

  3. В случае принятия решения о приеме копии энергетического паспорта Министерство направляет саморегулируемой организации извещение о приеме копии энергетического паспорта.

  4. Извещение о приеме копии энергетического паспорта направляется в форме электронного документа, который должен быть подписан электронной цифровой подписью уполномоченного должностного лица Министерства, на адрес электронной почты саморегулируемой организации в виде электронного сообщения.

Извещение о приеме копии энергетического паспорта, сохраненное на материальном носителе в электронном виде, может быть направлено на почтовый адрес саморегулируемой организации в области энергетического обследования в случае отсутствия технической возможности направления извещения о приеме копии энергетического паспорта в виде электронного сообщения.

  1. Возвращение копии энергетического паспорта не препятствует повторному обращению саморегулируемой организации в области энергетического обследования в Министерство после устранения обстоятельств, которые не позволили осуществить прием копии энергетического паспорта.


В 2011 г. Правительство РФ ввело «Положение о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов…» [1.12].

При обработке копий энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, и данных энергетических паспортов, составленных по результатам добровольных энергетических обследований, Минэнерго РФ проверяется соответствие наименования показателей и единиц измерения требованиям, предъявляемым к энергетическому паспорту.

Данные энергетических паспортов систематизируются и анализируются по следующим показателям:

а) оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов;

б) объем используемого энергетического ресурса и его изменение;

в) энергетическая эффективность;

г) величина потерь переданных энергетических ресурсов;

д) потенциал энергосбережения и оценка возможной экономии энергетических ресурсов;

е) перечень типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

ж) использование вторичных энергетических ресурсов, альтернативных (местных) видов топлива и возобновляемых источников энергии;

з) потребление энергетических ресурсов основными технологическими комплексами;

и) использование электрической энергии на цели освещения;

к) тепловая характеристика зданий, строений, сооружений.

Данные энергетических паспортов систематизируются и анализируются по каждому из показателей, указанных выше, по следующим позициям:

а) органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;

б) организации с участием государства или муниципальных образований;

в) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;

г) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн. рублей за календарный год;

д) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды;

е) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

ж) организации, осуществляющие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов;

з) организации и индивидуальные предприниматели, многоквартирные дома, обследованные в добровольном порядке;

и) виды экономической деятельности организаций, выполняемые работы, оказываемые услуги, производимая продукция и технологические процессы.

При анализе данных энергетических паспортов и сопоставлении показателей энергосбережения и повышения энергоэффективности учитывается динамика потребления энергетических ресурсов по годам, объем продукции, производимой за год, выполняемые работы, оказываемые услуги, технологические процессы, территориально-климатические условия.

Полученная по результатам анализа данных энергетических паспортов информация размещается в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.


1.4. Список литературы к главе 1


  1. Федеральный закон от 03.04.1996 г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении» // М.: Российская газета № 68 от 10.04.96, Российская газета № 67. 09.04.2003.

  2. Правила проведения энергетических обследований организаций. М.: Минтопэнерго РФ, 1998. 22 с.

  3. Яворский М. Стандартизация энергетических обследований / М. Яворский, М. Гольдшмит // Энергетическая эффективность (ЦЭНЭФ). Июль-сентябрь 2000. № 28. С. 8-9.

  4. Обсуждается документ. Проект. ГОСТ. Энергосбережение. Энергетические обследования (энергоаудиты) предприятий и организаций//Нижний Новгород: Энергоэффективность: опыт, проблемы, решения. Вып. 3, 2000. С. 81-86.

  5. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2009. № 226. С. 19-22.

  6. Троицкий-Марков Т.Е. Научно-методические принципы энергосбережения и энергоаудита: научное и учебно-методическое пособие. / Т.Е. Троицкий-Марков, О.Н. Будадин, С.А. Михайлов, А.И. Потапов. В 3-х томах. Том 1. Научно-методические принципы энергоаудита и энергоменеджмента. М.: Наука, 2005. 537 с.

  7. ГОСТ Р 51379-99 Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов. Основные положения. Типовые формы.– М.: ИПК Изд-во стандартов, 2000.18 с.

  8. СП 23-101-2000. Проектирование тепловой защиты здания. М.: ГУП ЦПП, 2001. 121 с.

  9. СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий. М.: Госстрой России, ФГУП ЦПП,. 2004. 36 с.

  10. Требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации. Утверждены Приказом Минэнерго России от 19.04.2010 г. № 182.

  11. Прокопенко В.В. Энергетичный аудит: Навчальний посiбник / В.В. Прокопенко, О.М. Закладний, П.В. Кульбачний. К.: Освiта Украiни, 2009. 438 с.

  12. Положение о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011г. № 19.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации