Шпаргалка по кандидатскому экзамену философии и истории науки - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка по кандидатскому экзамену философии и истории науки
скачать (226 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc226kb.15.09.2012 19:09скачать

n1.doc

Конспект по философии и истории науки. Часть 1.

1. Предмет, проблемы и основные этапы становления философии науки.

Предметом философии науки (термин введен Е. Дюрингом) является изучение развития научного знания в исторически изменяю­щемся контексте. Она ориен­тирована на анализ структуры и динамики знания конкретных дисциплин и по­иск закономерностей между ними.

Философия науки начала развиваться в эпоху Нового времени (XVII–XIX вв.): оформление ее в самостоятельную отрасль знания произошло в сер. XIX в. в трудах позитивистов О. Конта, Дж. С. Милля, Г. Спенсера, которые объявили источником знания опыт и отождествили науку с философией, устранив из нее метафизику. В центре внимания т.н. первых позитивистов находилась проблема построения дисциплинарной структуры науки и разработка экспериментальных процедур, призванных обосновать научные утверждения на базе опытных (эм­пирических) фактов.

С оформлением в кон. 19 в. второго позитивизма или эмпириокритицизма была предпринята попытка дать критический анализ и общую теорию опыта, не при­бегая к гносеологическим предпосылкам. Его основоположники Р. Авенариус и Э. Мах обратили внимание на те области, где научная мысль наиболее подвер­жена ошибкам из-за нарушения “потока ощущений”, считавшегося источником научного знания.

На третьем, неопозитивистском этапе 1920-1930-х гг. представителями Вен­ского кружка и Берлинской группы (М. Шлик, Р.Карнап, О. Нейрат, Г.Рейхенбах, К. Гемпель и др.) была предпринята попытка анализа языка науки. Они стремились прояснить отношение между эмпирическим и теоретическим уровнями знания на базе логики и устранить из науки «псевдонаучные» мета­физические утверждения. Неопозитивистский принцип верификации предпола­гал, что любое научное утверждение можно свести к “протокольному предло­жению”, описывающему непосредственный опыт.

Постпозитивистский этап философии науки с середины 20 в. ознаменовался отказом от принципа верификации Венского кружка; его сменили представле­ния о фальсифицируемости и условности знания (фаллибилизм), которое раз­вивалось либо методом “проб и ошибок” (К. Поппер), либо путем “размноже­ния” теорий (П. Фейерабенд). Вместо гипотезы о накоплении знания (кумуля­тивизм) была предложена идея конкуренции различных теорий или парадигм (Т. Кун). В итоге центр тяжести переместился из логики в сферу истории науки, сложилось более лояльное отношение к метафизике, началось размы­вание гра­ниц ме­жду различными дисциплинами.

2. Генезис науки и основные типы научной рациональности Нового времени (XVIIXXI вв.): классическая, неклассическая, постнеклассическая.

Наука зародилась в Древней Греции и впервые была систематизирована Ари­стотелем, заложившим основы логического анализа эмпирических фактов. В XVII в. после того как Бэкон обосновал принцип индуктивного анализа, а Гали­лей разработал и применил метод точного эксперимента, использовав для его описания математический аппарат, были созданы предпосылки развития со­временной науки, в которых выделяют три типа научной рациональности, соот­ветствующие трем стадиям развития науки.

Классический тип научной рациональности, сложившийся в 17 в., сосредотачи­вая вни­мание на объ­екте, стремился при теоретическом объяснении и описании устранить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельно­сти. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования были де­терминированы доминирую­щими мировоззренче­скими установками, но клас­сическая наука не осмысливала этих установок.

Неклассический тип научной рациональности (позитивизм), распространив­шийся во 2-й пол. 19 в., учитывает связи между знаниями об объекте и характе­ром логич. операций. Объяснение этих связей рассматривалось в качестве усло­вий объективного описания и объясне­ния мира. Но связи между научными и социальными ценностями по-прежнему не являлись предметом научной реф­лексии.

Постнеклассический тип рациональности (постпозитивизм), получивший рас­пространение в 20 в., расширяет поле рефлексии над дея­тельностью ученого, учитывая соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенно­стью средств и операций деятельности, но и с ценностно-це­левыми установ­ками. Причем проявляется связь внутринаучных целей с внена­учными, соци­альными ценностями и целями.

3. Позитивистская традиция в философии науки. Классификация и типология наук.

Основоположник позитивизма О. Конт отказался от метафизической филосо­фии и разработал концепцию позитивного знания, критериями которого явля­лись реальность, достоверность, точность и полезность. Позитивисты при­дер­живались представления о независимости науки от других областей и стре­ми­лись к постижению законов ее функционирования и выработке принципов сис­тематизации знания.

Научное знание позитивизм трактовал как накопление фактов, их описание и предвидение. Объяснение фактов, раскрытие их сущности, не предусматрива­лось, поскольку было объявлено пережитком метафизич. философии – иными словами, наука должна была отвечать только на вопрос “как”, а не на вопрос “почему”.

Позитивное знание, согласно Конту, на определенном этапе должно было вы­теснить метафизику и религию. Г. Спенсер различал два уровня бытия – позна­ваемое или совокупность явлений, которая является сферой философии, и непо­знаваемое, которое является сферой религии.

Классификация Конта располагала дисциплины в следующем порядке: точ­ные науки (математика и механика), неорганические науки (физика, химия, ас­тро­номия), органические науки (биология, социология и т.д.). Классификация Спенсера подразделяла науки, соответственно методам их познания, на кон­кретные (логика и математика), абстрактные (механика, физика, химия), аб­страктно-конкретные (биология, психология, социология).

4. Философия науки логического позитивизма.

Логический позитивизм 1920–1930-х гг. сформировался на базе эмпириокрити­цизма и аналитической философии Б. Рассела и Л. Витгенштейна. В рамках логического атомизма Рассела атомы отождествлялись с “логически собствен­ными именами”, которые образуют атомарные и молекулярные предло­жения (логические фикции). В “Логико-философском трактате” Витгенштейна эле­менты языка соотносятся с реальными объектами, соединение которых дает элементарные факты. Все, что находится за пределами “мира фактов” рассмат­ривается Витгенштейном как мистическое. С нач. 1930-х гг. он отказался от выяв­ления универсальной структуры языка и признал, что слова приобретают значе­ние только в опреде­ленном контексте, в процессе своего использования в т.н. языковых играх. Ученые Венского кружка (М. Шлик, Р. Карнап, О. Ней­рат), исключив метафизический элемент из идей Витгенштейна, заменили в своих построениях атомарные факты протокольными предложениями, описы­вающими результат непосредственных наблюдений (чистый чувственный опыт) и являющимися базисом науки. На его основе они стремились создать независимый от теории язык научного описания эмпирических фактов на базе понятий феноменологии, а затем физики, однако объективность его была по­ставлена под сомнение, так как в противоречие с ним вступала тео­ретическая нагрузка эмпирических фактов. Ограниченный принцип верификации, по кото­рому факт должен быть осмысленным, наряду с невозможностью устранения из языка науки обобщений, привел к кризису Венского кружка.

5. Стандартная (неопозитивистская) модель организации научного знания Ги­потетико-дедуктивный метод построения теорий.

Неопозитивистская модель развития науки требует, чтобы ее составили только логико-математические верифицируемые опытом знания. Неопозитивизм пред­ставляет развитие науки как эволюцию: любые отличия представляются след­ствиями принятия новых определений исходных постулатов, в то время как не­изменяемые факты постоянно прибавляются друг к другу и фиксируются ней­тральным языком наблюдения. Связь научных теорий в одной и той же отрасли знания подчиняется принципу соответствия, который требует, чтобы суждения новых теорий переходили в суждения старых. Указывая на языковую форму научного знания, неопозитивизм подчеркивает ее эволюцию, ибо язык любой новой научной теории опирается на языки старых теорий и в той или иной мере включает их в себя.

Гипотетико-дедуктивный метод развертывания теорий заключается объеди­нении гипотез “сверху”, от какого-либо общего положения (дедукция), где ги­потезы нижнего ряда выступают как следствия гипотез верхнего ряда, подле­жащие эмпирическому обоснованию. Так как верификацию проходит вся сис­тема в целом, это затрудняет переформулирование отдельных положений и требует введения дополнительных гипотез в систему в случае ее несоответст­вия какому-либо эмпирическому явлению.

На ранних этапах развития науки гипотезы создавались путем схематизации непосредственного опыта. Впоследствии большинство гипотез конструируется за счет заимствования научных абстракций из других областей знания, которые определяет принятая субъектом картина мира. Конструктивное обоснование гипотезы способствует перестройке начальных вариантов схемы до тех пор, пока она не будет адаптирована к соответствующему эмпирическому мате­риалу.

6. Постпозитивизм: ориентация на проблемы развития знания, историю науки. Критика стандартной модели научного знания

Постпозитивизм сложился в сер. XX в. как реакция на неопозитивистское дви­жение в центре которого находятся проблематизация возможности познания и логическая реконструкция истории науки. Можно выделить два на­правления постпозитивизма: релятивистское (Т. Кун, П. Фейерабенд) и фалли­билистское (К. Поппер, И. Лакатос). Представители первого течения выступали за относи­тельность научного знания, уделяя значение факторам развития науки, пред­ставленной как конкуренция парадигм или исследовательских матриц – т.е со­вокупности фундаментальных мирооззренческих установок, разделяемых внутри отдельного науч. сообщества (Т. Кун). Пред­ставители второго исходили из тезиса о принципиальной оши­бочности (фальсифицируемости) теоретиче­ского знания, предлагая в качестве метода верификации теорий опровержение тех положений, которые расходятся с опытом (К. Поппер).

7. Основные идеи концепции научных революций Т. Куна. Тезис Т. Куна о не­со­измеримости научных парадигм.

В рамках концепции Т. Куна периодам “нормальной” стабильно развиваю­щийся науки были противопоставлены периоды “научных революций” или ра­дикальных изменений фундаментальных теоретических установок или пара­дигм, принятых в рамках того или иного научного сообщества. Парадигма формируется в процессе конкуренции нескольких теорий. После признания теории в качестве парадигмы начинается период нормальной науки, когда можно иметь дело лишь с теми проблемами, которые разрешаются парадигмой. Поскольку парадигмы несоизмеримы друг с другом, это заставляет исследова­телей в рамках одного сообщества описывать разные методы и образцы реше­ния поставленных задач. Когда парадигма перестает удовлетворять объяснению не вписывающихся в нее аномальных фактов или философским установкам, она в результате научной революции заменяется на новую.

8. Философия науки К. Поппера.

Философия К. Поппера (критический рационализм) сформировалась как проти­вовес логическому позитивизму Венского кружка. Поппер считал, что индук­тивного обобщения опыта недостаточно для построения теории и подвергал критике неопозитивистский принцип верификации на основе соответствия эмпи­рическим данным. Согласно концепции Поппера, сфера применения каждой теории огра­ничена определенными фактами, поэтому для подтверждения научности теорий необходимо выявить противоречащие им положения или потенциаль­ные фаль­сификаторы. Если такие фальсификаторы существуют – теория научна. Тезис об условности научного знания позволял Попперу представить развитие науки как выдвижение гипотез, построение тео­рий и их последующее опровержение под воздействием новых фактов.

9. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

И. Лакатос предположил, что несоответствие теории опытным данным не является достаточным основанием для ее опровержения, которое возможно лишь в том случае, если существует лучшая теория, способная не только объ­яснить имеющиеся несоответствия, но и предсказать новые факты. Таким обра­зом, движущей силой развития науки представлялась конкуренция различных точек зрения. Основной единицей анализа у Лакатоса являются логически и ге­нетически свя­занные теории (исследовательские программы), которые имеют “твердое ядро” или онтологический каркас метафизических постулатов и окру­жающий его “защитный пояс” вспомогательных теорий. “Положительную эв­ристику” ис­следовательской программы образуют правила, определяющие вы­бор проблем и пути их решения. “Отрицательную эвристику” образуют за­преты, указываю­щие, каких аспектов исследования следует избегать.

10. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда: идея «пролиферации тео­рий».

П. Фейерабенд отрицал преемственность научных теорий и существование объ­ективной истины и от­стаивал идеологический и методологический плюрализм. В рамках “эпистемологического анархизма” он сближал научные и ирра­циональные формы знания (магические представления, рели­гиозные воззрения и т.д.). Отрицание взаимосвязи между старыми и новыми теориями побудило Фейерабенда предложить идею пролиферации (размножения) теорий, которое обеспечивает процесс развития науки через конкуренцию индивидуальных точек зре­ния, которые не могут быть подвергнуты критике.

11. Методы эмпирического познания. Теоретическая нагруженность фактов. Классификации, типологии, эмпирические законы.

Эмпирическое исследование, ориентированное на изучение явлений и связей между ними, базируется на практическом взаимодействии исследователя с объ­ектом (наблюдении), предполагая осуществление наблюдений и экспериментов с применением приборов. В эмпирическом языке науки взаимодействуют как эмпирические, так и теоретические термины, смысл которых заключается в создании абстракций, описывающих признаки идеальных объектов. Переход к эмпирическим фактам предполагает устранение из наблюдений субъективных моментов: чтобы получить эмпирич. факт необходимо выявить в данных на­блюдения устойчивую основу и дать ее теоретическую интерпретацию; таким образом, эмпирич. факт должен быть включен в систему ранее полученных теоретич. знаний.

Классификация научных законов может производить­ся по самым различным признакам. Наиболее естест­венной кажется классификация по тем областям дейст­вительности, к которым относятся соответствующие законы. Классифика­ция по уровню абстрактности понятий основана на делении законов на теоре­тические и эмпири­ческие – т.е. которые подтверждаются наблюдениями или специально поставленными экс­пери­ментами.

12. Теоретическое знание и его структура. Типы научных объяснений.

В теоретической сфере познания можно выделить два уровня: уровень частных теоретических моделей с ограниченной областью применения и уровень фун­даментальных научных теорий, включающих в себя частные теоретические за­коны в качестве следствий (как, напр., ньютоновская механика, обобщившая законы Кеплера, Галилея и др.). Основой теоретической организации знаний являются двух­ступенчатая конструкция, включающая абстрактную (идеаль­ную) модель и формулируемый относительно нее закон. Демонстрация соот­ветствия определенному за­кону осуществляется с помощью объяснения, кото­рое может быть либо причинным или дедуктивно-номологическим; либо рацио­нальным, либо целевым или мотивационным.

13. Концепции ведущих факторов научного развития. Типы научных револю­ций. Роль философских идей в развитии науки.

В рамках интернализма наука рассматривается как автономная теоретич. об­ласть, независимая от реальности, поскольку она развивается лишь благодаря внутринаучным факторам, благодаря эволюции научных традиций. Поэтому в работах приверженцев этого направления наука предстает в виде интеллекту­альной истории – взаимного порождения идей.

С точки зрения экстернализма решающее воздействие на развитие науки ока­зывают социально-экономические, - т.е. вненаучные, факторы. Поэтому при изучении истории науки основной задачей является реконструкция социально-культурных условий ("социальных заказов"), в которых возникают и развива­ются те или иные идеи и теории. К 1970-м гг. большая часть историков науки склонилась к принятию позиции экстерналистов, так как наука существует в определенных социально-культурных условиях и не может не испытывать их влияния.

Научные революции подразделяются на локальные (не затрагивающие основу существующих норм и сохраняющие преемственность с предшествую­щими представлениями) и глобальные (радикально изменяющие нормы науки). К пер­вому случаю относится соотношение классической механики и электро­дина­мики; ко второму – соотношение электродинамики с теорией относитель­ности Эйнштейна. Научные революции могут быть обусловлены как внут­ри­дисцип­линарным, так и междисциплинарным развитием знаний.

На базе философии формируются понятия и категории научного исследования, которые затем используются в конкретном научном поиске. Они возникают в результате обобщения духовного и практического опыта, совер­шенст­вования логического аппарата науки, создавая предпо­сылки для формирования новых принципов и представлений.

14. Наука и псевдонаука. Типы псевдонаучного знания. Критерии демаркации.

Научное знание характеризуется соответствием нормативным процедурам (описание, объяснение, доказательность и т.д.) конкретной дисциплины с уче­том исследуемых ею объектов и принятой в данный момент научной кар­тине мира. Наука ориентирована на получение рационального или относительно ис­тинного знания о мире, выраженного в тех или иных теориях. Научные теории должны иметь познавательное значение, подтверждаться эмпирическими дан­ными (критерий верифицируемости в логическом по­зитивизме), быть потенци­ально опровержимыми (критерий фальсифицируемости К. Поп­пера). Если от­клонения исследовательских методов от научных стандартов не­значительны, речь идет о т.н. девиантной науке (напр. историч. концепция Л. Гумилёва).

Псевдонаука включает иррациональные (эзотерические или мистические) ин­теллектуальные течения, которые претендуют на научный статус, но в действи­тельности не являются научными. Это концепции, возникшие на основе обы­денного или религиозного опыта, некритического отношения к фактам, а также научные за­блуждения – т.е. факты, не доказанные опытным путем. К псевдо­наукам относятся астрология, френология, уфология, парапсихология.

15. Наука и псевдонаука. Идеологизация науки как один из источников форми­рования псевдонаук. Псевдонаучные учения в гуманитарных науках.

Идеологизация науки является одной из особенностей тоталитарного государ­ства, в котором наука служит инструментом господствующей партии, иллюст­рирующим ее идеологические установки. Например, КПСС декларировала, что марксизм и его философская основа – диалектический материализм – являются единственным научным учением, с позиций соответствия ему оценива­лась вся­кая научная деятельность. В итоге за пределами исследовательского внимания оказался ряд научных направлений, исследования были поставлены в жесткие рамки мар­ксистских схем, что привело к таким явлениям как искусственное уд­ревнение генезиса феодализма в России; создание но­вого учения о языке Н.Я. Марра; появление “марксистской политэкономии”, учение Лысенко в генетике.

16. Наука как социальный институт. Исторические формы институциональ­ной организации науки. Формирование науки как профессиональной деятельно­сти.

Наука как социальный институт сформировалась в XVII–XVIII вв., когда появ­ляются первые научные общества (Французская академия, австрийская Акаде­мия “Леопольдина”, Лондонское королевское общество и др.); происходит дифференциация научного знания, сопровождающаяся возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы. Этот процесс, начавшийся в конце XVIII в. и продолжавшийся до середины XIX в., привел к дисциплинарному построению научного знания. На­учно-техническая революция, начавшаяся в 50-е годы XX в., преобразила функцию науки в жизни общества: если раньше наука шла вслед за материаль­ным производством, давая теоретическое обоснование практическим достиже­ниям, то теперь научные открытия приводят к появлению новых отраслей про­изводства.

Наука как автономный социальный институт включает научные учреждения и организации. В XIX в. формируются научные школы, функционирую­щие как организованная и управляемая структура, объе­диненная исследова­тельской программой, единым стилем мыш­ления и возглавляемая, как правило, выдаю­щимся уче­ным. «Классические» научные школы возникли на базе уни­версите­тов. В начале XX в. в связи с превращением научно-исследовательских лабора­торий и институтов в ведущую форму организации научного труда им на смену пришли «дисциплинарные», научные школы. В отличие от «классической» на­учной школы они ослабили функции обучения и были ориенти­рованы на вы­полнение плановых программ; ко­гда научно-исследовательская дея­тельность направлялась лишь поставленной целью, «дисциплинарная» научная школа превращалась в науч­ный коллектив.

17. Этика науки. Автономия научного сообщества. Концепция «нормативного этоса» науки Р. Мертона и её критический анализ.

Этика науки включает такие положения как: бескорыстный поиск и отстаива­ние истины, стремление обогатить науку новыми результатами, добросовестное обоснование выдвигаемых научных положений, открытость для обсуждения вопросов и научной критики, свобода научного творчества, социальная ответ­ственность ученого. Нарушение этих положений приводит к моральным санк­циям, обычно, выражающимся в бойкотировании деятельности ученого.

Р. Мертон сформулировал концепцию набора ценностей, регулирующих науч­ную деятельность (универсализм, коллективизм, скептицизм и бескорыст­ность), которые стимулируют научный поиск и открытие нового знания. На базе этих ценностей научным сообществом вырабатываются нормы поощрения // запрещения, отклонение от которых порождает т.н. девиантное поведение (плагиат, деконструктивная критика). Исследования И. Митроффа и М. Малкея продемонстрировали, что выявленные Мертоном этич. ценности не реализу­ются на практике, поскольку коллективизм заменяется индивидуализмом, а скептицизм – субъективизмом.

18. Наука в контексте современной цивилизации. Становление и значение па­радигм самоорганизации и глобального эволюционизма в современной науке.

Современная наука ориентирована на формирование единой научной картины мира, включающей в себя неорганическую, органическую и социальную сферу бытия. Перспективы такого синтеза обеспечиваются сочетанием системного анализа с эволюционной теорией развития. В рамках теории самоорганизации (синергетики) внимание уделяется изучению согласования различных струк­турных систем. Одной из теорий самоорганизации является учение В.И. Вер­надского об эволюции биосферы как особого биогеологического тела космиче­ского характера, внутри которого существуют живые организмы. Под воздей­ствием человека биосфера эволюционирует в ноосферу. В современной ситуа­ции формируется новая картина взаимодействия человека с природой, рассмат­риваемой как целостный живой организм. Диалог с природой сопряжен с пред­ставлением о разнообразии подходов и коммуникаций разных культур.

Конспект по философии и истории науки. Часть 2.

Проблема соотношения знания и понимания в гуманитарных науках.

В науке ХХ в. сложилась специфическая культурная ситуация, в которой на по­вестку дня был поставлен вопрос о соотношении знания и понимания. Оказа­лось, что можно очень многое знать, не понимая основы знания. В результате разрабатывались новые пути поиска понимания или постижения смысла явле­ния. Проблема понимания в гуманитарных науках сформулирована В. Диль­теем. Понимание по Дильтею это смыслообразование или приобщение к уже имеющимся смыслам. Гадамер рассматривает понимание как способ бытия.

Что касается природы знания, то в настоящее время она изменяется: знание пе­рестает быть самоценным и приобретает ценность только после его перевода в количество информации. Принцип, по которому получение знания неотделимо от формирования разума и личности, выходит из употребления. Знание не дает понимания и понимание не увеличивается благодаря росту знания, а зависит от отношения знания к бытию. Знание накапливается в объективном социаль­ном процессе, лишь небольшая часть нашего знания о мире рождается в личном опыте, тогда как большая его часть имеет социальное происхождение.

Метафизические и социальные аспекты человеческого существова­ния.

С точки зрения философской антропологии, человек, прежде всего, метафи­зическое существо, которое становится человеком, когда открывает в себе ме­тафизическое (сверхъестественное) измерение. Он разрывается между миром повседневного существования и миром, в котором живет на пределе своих воз­можностей (в любви, в свободе, в красоте). Основное метафизическое занятие человека – познание, – которое, однако, неосуществимо до конца. По К. Ясперсу наша метафизическая сущность проявляется:



На формирование социальных аспектов человеческого существования ока­зывают влияние особенности психического склада, воспоминания о детстве, индивидуального опыта и совокупности противоречивых социальных ролей – все эти факторы в совокупности формируют человека как личность.

Основные отношения человека: к себе, Другому, к обществу.

Проблема Я, Ты, Оно и Мы.

Отношение к себе (Я) всегда существует в тесном переплетении с Ты и Другим. Само по себе, без этих отношений, Я не существует.

По М. Шелеру, в индивиде уже присутствует другое Я, которое составляет конститу­тивный элемент сознания: со-бытие других Я составляет внутреннюю структуру личности, которая является основанием индивидуального опыта. Суть самовосприя­тия индивидуума составляет направленность на Другого.

C точки зрения Х. Ортеги-и-Гассета, ребенок в детстве считает свое Я тожде­ствен­ным миру, но его дальнейшее развитие это постоянное ограничение Я в процессе со­циальных отношений и столкновений с Другими.

М. Бубер утверждал, что существуют два отношения: Я Ты и Я Оно. Чело­век мо­жет быть либо относиться к миру как к Ты – т.е. непосредственно, на уровне эмоцио­нально одухотворенном уровне, либо быть противопоставлен­ным миру и относиться к нему как к объекту (Оно).

Мы возникает в результате объединения Я и Ты как первичная категория обще­ственной жизни: Я человека всю жизнь развивается внутри Мы, единство ко­торого проявляется в различных общностях – от семьи до этноса. Согласно С.Л. Франку, человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек.

Фундаментальные характеристики человеческого существова­ния.

Характеристики человеческого существования следующие:


Идеальная типология М. Вебера.

Согласно М. Веберу, идеальный тип, это теоретическая конструкция, полу­чен­ная в результате логического связывания различных явлений, которая пред­ставляет собой продукт “научно-дисциплинированной фантазии”. Такая типи­зация позволяла упорядочивать эмпирический материал, поставляемый кон­кретными исследованиями, и использовалась Вебером для исследова­ния откло­нения реальных культурных типов от идеаль­ных. Несмотря на утопичность идеальных типов, Ве­бер считал, что они представляют собой важнейшие науч­ные абстракции, делающие возможным изучение множе­ства явлений культуры на количественной основе. При этом построение уни­версальных типических моделей возможно только с со­циологической точки зрения (напр., типы гос­подства), тогда как в истории идеальные типы должны были служить лишь об­разом конкретного со­четания причинных связей (в рамках таких категорий как феодализм, капитализм и т.д.).

Основные модели исторического процесса в философии истории XIX в. (Гегель, Маркс, Ницше, Марбургская школа).

Исторические взгляды Г.Ф.В. Гегеля базируются на понятиях, сформулиро­ван­ных в “Философии духа”, где он выделил т.н. субъективный дух (инди­видуаль­ная душа), объективный дух (свободная воля, выраженная в нормах и институ­тах общественной жизни); абсолютный дух (выраженный в искус­стве). Исто­рия ин­терпретируется Гегелем как раскрытие объективного (мирового или на­родного) духа во времени, как целенаправленный логический процесс, подчи­ненный законам ра­зума; его целью является расширение свободы об­щества. Объективной реали­зацией этой свободы является государство, по­нимаемая как “сверхиндивиду­альная дей­ствительность нравственной идеи”.

История по Гегелю начинается с момента, когда народ начинает созна­вать себя, т. е. сам пишет свою историю. В государствах Древнего Востока народ полно­стью подчинен деспотизму. В Греции и Риме он осознал свою свободу не вполне, так как свободны были лишь некоторые люди. Большей свободы «ми­ровой дух» достиг в Европе после Реформации. В нач. XIX в. он находился на высших ступенях своего развития и логическим завершением этого процесса должно было стать познание «мировым духом» собственной свободы.

Материалистическая философия К. Маркса исходила из того, что мир раз­вива­ется по объективным законам, которые познаются в ходе развития об­ществ. Основой общества Маркс считал материальное производство (“ба­зис”, над ко­торым формировалась политическая и идеологиче­ская “над­стройка”). Важней­шим фактором антропогенеза по Марксу стал переход от при­сваи­вающего хо­зяйства к производящему. Производство на­кладывает опре­де­лённый отпечаток на общество, появля­ется ряд экономических формаций, сменяющихся револю­ционным путем:

формация

первобытно-общинный строй

рабовладельческая форма­ция

феодальная фор­мация

капиталистическая формация

коммунистический строй




Все формации имеют в себе антагонистические проти­воречия, ибо в зависи­мо­сти от отношения к средствам производства члены обще­ства разделены на гос­подствующие и эксплуатируемые классы, борьба между ко­торыми явля­ется двигателем исторического процесса. Вершиной обществ. эво­люции должен был стать коммунизм – т.е. создание бесклассового общества, в ко­тором средства производства находятся в руках рабочих.

Ф. Ницше выделяет два антогонистических начала: аполлонистическое (ра­цио­нальное) и дионистическое (иррациональное), развитие которых просле­жи­вает через всю историю человечества. Науку и разум Ницше рассматри­вает как силу, подрывающую жизнь, единственным выражением которой является искус­ство, выраженное в дионистическом начале. В процессе куль­турного со­вершенствования человека должен был появиться сверхчеловек, превосходящий остальных людей по моральным и интеллектуаль­ным каче­ствам; это и достижи­мый в будущем универсальный идеал человечества и лирическая фан­тазия, про­тиво­поставленная культурному человеку XIX сто­летия. Воплоще­нием “сверхчеловека” в истории Ницше считал Александра Македонского, Юлия Цезаря, Августа, Чезаре Борджа и Наполеона. В сере­дине 1880-х гг. на смену просвещенному “сверхчеловеку” Ницше выдвигает авторитарную силь­ную личность, которая преодолевает влияние общества. Фило­соф приходит к мысли о том, что религия и мораль отрывают человека от самой жизни; дви­жущей силой бытия объявляется “воля к власти” и все процессы пред­ставля­ются как модификации этой идеи.

По мнению основоположников Марбургской школы неокантианства Г. Когена и П. Наторпа, исходивших из понимания идеи как прообраза эмпирически дан­ных предметов и рассматривавших бытие только как мыслимое или идеальное, эволюционное движение от природы к истории следовало рассматривать в рам­ках единого логически объяснимого процесса, мысленный образ которого соз­дан человеческим разумом. Конструирование образа мира превращается в со­уча­стие в вечно живом творении божества – тем самым идея Бога превращается в реальность Бога, а история становится лишь бесконечной погоней «за идеей». Таким образом, у П. Наторпа и Г. Когена мы находим, прежде всего, истолко­вание духовного содержания истории и почти полное игнорирование эмпири­ческой исторической науки. К собственно историческим работам они относи­лись как к художественным произведениям, созданным на основе об­работки документальных материалов.

Трактовки исторического метода в аналитической философии исто­рии.

В центре внимания представителей т.н. аналитической философии истории (Артур Данто, Хейден Уайт, Рудольф Анкерсмит и др.) оказалась проблема конструирования нарратива. А. Данто утверждал, что нарратив состоит из особых типов суждений – нарративных предложений на основе которых строится концепция исторического повествования. Специфика нарратива определяется положением отдельных предложений в составе целого. Объяснение того или иного события предполагает принятие определенного контекста, поэтому любой нарратив уже включает авторскую интерпретацию и содержит определенную философию истории, поэтому не может быть полностью объективным. Х. Уайт выделил различные концептуальные уровни, на базе которых конструируется исторический нарратив, а также


хроника

история

сюжет

аргумент

идеологический подтекст

предложил 4 типа построения нарративного сюжета, условно определяемых как

роман

трагедия

комедия

сатира

По Р. Анкерсмиту предметом исследования должна быть не структура отдель­ных нарративных высказываний, а текст в целом, который сам по себе воссоз­дает историческую реальность, отличную как от идеологической установки ис­торика, так и от того, что произошло в действительности. Таким образом, в рамках аналитически ориентированной историографии, испытавшей влияние франц. структурализма, происходит сближение истории с литературой.

История как текст. Проблема переживания, понимания, истолкова­ния (В. Дильтей, Х.Г. Гадамер).

В. Дильтей, следуя традициям баденской школы неокантианства, выделял науки о природе и науки о духе. Понимание, родственное интуитивному про­никновению в жизнь в “науках о духе”, он противопоставлял методу объясне­ния, применимому в “науках о природе”, где мы прибегаем к рассу­дочному до­казательству. Дильтей рассматривал «понимание» как непосред­ственное по­стижение духовной целостности другого, которое осуществля­ется путем «сопе­реживания». Основная проблема герменевтики по Дильтею состоит в раскры­тии того, как индивидуальность может стать предметом объективного позна­ния. Традиционную герменевтику – метод истолкования текстов, – Дильтей ис­пользовал как инструмент интерпретации сохранив­шихся в тексте остатков че­ловеческой жизни, который должен быть допол­нен реконструкцией условий возникновения текста.

Герменевтика Х.Г. Гадамера в отличие от герменевтики В. Дильтея – это не ме­тод познания, а исследование условий понимания, рассматриваемого не как ло­гический акт, а как способ человеческого бытия (по Хайдеггеру). В своих по­строениях Гадамер исходит из тезиса о «пред-понимании», которое конкрети­зируется как «пред-рассудок». К смыслу текста мы идем через по­нимание его отдельных частей; но чтобы понять смысл части, необходимо обладать «пред­пониманием» целого. Понять текст, по Гадамеру, – значит понять вопрос, кото­рый этот текст ставит. Понимание осуществляется в процессе «слияния гори­зонтов» интерпретатора и текста, причем смысловой горизонт интерпретатора претерпевает изменения: в итоге возникает т.н. герменевтический круг. В ходе взаимодействия всякой интерпретации текста с предшествующей традицией, которая и определяет ее, и обеспечивает ее продолжение, возникает т.н. «дейст­венная история» (Wirkungsgeschichte).

«Презентизм» и «архивизм» как методологии исторического позна­ния.

Под презентизмом понимается способ исследования и понимания исто­рико-на­учного явления с точки зрения современного состояния науки и куль­туры во­обще. "Презентизм", экстраполирует современный взгляд на прошлое, как бы подводит под настоящее; презентисты считают, что историю надо из­лагать языком современности.

Антикваризм – метод исследования, при котором воспроизводится его со­дер­жание во всех конкретно-исторических деталях; при этом обращение к со­вре­менности считается в принципе недопустимой: антикваристы счи­тают, что необходимо восстанавливать картины прошлого, не проводя аналогии с совре­менностью.

По мнению Н.И.Кузнецовой, проблема заключается в том, что для понима­ния явления нужны оба подхода, но, будучи во многом взаимоисключаю­щими, они не могут быть просто суммированы. Встав на точку зрения ан­тиквариста, исто­рик неминуемо делает ошибки из презентистской перспек­тивы, и наоборот; ра­зумнее отдавать себе в этом отчет, не претендуя на пол­ноту и правильность описания истории мысли.

Гуманитарное сообщество традиционно отдает предпочтение антикварист­скому подходу, однако он является, скорее, этическим идеалом научной добро­совестности, чем четким набором методологических оснований, так как кон­текст, в который помещается предмет исследования, как и задавае­мые к нему вопросы, приходится каждый раз изобретать заново. Кроме того, если следо­вать логике антикваризма до конца, вживаясь в систему представ­лений описы­ваемой эпохи и полностью отказавшись от анахронических тол­кований, невоз­можно показать связь времен, актуальность прошлого; по­добно тому, как не дает ощущения истории и взятый в отдельности презен­тистский подход, вти­скивающий прошлое в прокрустово ложе современно­сти. И тот, и другой принцип сам по себе лишает смысла работу историка, однако оба они в той или иной мере должны им учитываться.

Философская и культурная антропология 20 века о природе чело­века (М.Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен, Э. Ротхакер, М. Ландман, Х.-Э. Хенг­стен­берг).

Философская антропология рассматривает человека как главную цель фило­соф­ского познания. Эта отрасль науки была создана усилиями М.Шелера, А.Гелена, Х.Плеснера, которые исходили из посылки о возможности “еди­ной идеи” человека на базе эмпирически-научных данных. Эти общие по­сылки были реализованы посредством обращения к природе, которая поро­ждает чело­века, равно как и животное. Макс Шелер утверждал, что человек есть неполно­ценное животное и лишь дух делает человека деятельным су­ществом в отличие от животного.

Подобный те­зис выдвигал и Арнольд Гелен, который называл человека не­доста­точным суще­ством, так как он хуже, чем животное оснащен инстинк­тами и не­совершенен в своей животно-биологической организации: то, что делает чело­века человеком, лежит вне естественного процесса жизни и не­сводимо к есте­ственнонаучной эволюции жизни. Животное, по Гелену, “вписывается” в за­данный ему регион, оно по “распоряжению природы” осуществляется в жёстко предна­значенной ему среде. Человек же, оставаясь один на один с природой, сам вы­бирает для себя способы приспособления к ней и тем самым неизбежно “дост­раивает” окружающую среду, преобразуя ее в соответствии со своими за­мыс­лами. Что касается духа, отмечает Гелен, то существенна не его субъектив­ность, а сфера его социальности.

Хельмут Плеснер указал на такую характеристику человека, как эксцентрич­ность его существа. Жизнь животного центрична в том смысле, что оно все­цело привязано к природе и не выходит из нее; человек же, не имея возмож­ности ра­зорвать связь с природой, тем не менее выходит во вне ее. Там, где у животного в качестве основы имеется окру­жающий мир, у человека распо­лагается сфера культуры. В этом двуцентричном бытии состоит неустойчи­вое положение че­ловека, так как имеет место разрыв его на тело и душу, но реально он живет в психофизическом един­стве, объясняющем и то, и другое. Это не постоянное равнове­сие, а динамичный компромисс тела и души, яв­ляющийся в сущности их разрывом.

Эрих Ротхакер подверг критике дуалистическую концепцию Шелера и био­ло­гически ориентированную антропологию Гелена. По Ротхакеру, человека можно определить как творца и носителя культуры, но не «культуры во­обще», а исторически сложившейся индивидуальной культуры, определяе­мой конкрет­ными «ландшафтами», носителями которой являются социаль­ные общности разного уровня – группы, нации, расы.

Ханс Эдвард Хенгстенберг рассматривает человека как социальное суще­ство, способное к объективной деятельности и наделенное тремя моделями поведе­ния – объективным, необъективным и утилитарным – и хотя человек свободен в выборе модели поведения в результате этого выбора он как бы принуждается к свободе, а следовательно и к ответственности за сделанное. По мнению Хенг­стенберга, “человек должен прежде всего принять решение в пользу объектив­ности и лишь после этого он приобретает личную объек­тивную позицию”.

М.Шелер: пять концепций человека в истории.

Для основоположника философской антропологии М. Шелера человек яв­лялся центром, в котором пересека­ются его различные связи с миром. Анта­гонизм личности и общества, равно как и саморазорван­ность личности опре­де­ляют ше­леровское представление о человеке как суще­стве, в котором пе­ресека­ются две его сферы (атрибута). Этими двумя атрибу­тами являются по­рыв — жизненное ядро (все, что несет собой при­родное, органическое в жизни) и дух, как един­ство того, что именуют разумом и переживаниями, который сверхприроден и происходит от Бога. Все исторические концепции человека по мнению Шелера можно свести к пяти идеям.

Первая идея, господствующая в церковных кругах, основана на религиоз­ной вере и базируется на идее грехопадения человека и последующего искуп­ления грехов, представленной в библии. Этот миф более могуществен и куда более часто возникает в сознании, чем научные концепции.

Вторая идея сформулирована Платоном и Аристотелем и заключается в том, что человеку присуще специфическое, свойственное только ему начало – разум. Благодаря разуму человек познает сущее таким, каково оно само по себе; разум рассматривается как частичная функция Божественного, которое порож­дает мир и порядок в нем.

Третья идея, напротив, отрицает способность человека к разуму; человек лишь особый вид животных, использующих орудия труда, для которого слова также лишь утонченные психические орудия. Эта идея объединяет сенсуали­стов, позитивистов, прагматиков, ее разделяют и Ламарк, и Дарвин.

Четвертая идея об упадке человека (Лессинг, Гелен). Причина этого упадка заключается в сущности человека, который способен лишь к развитию таких суррогатов как язык и орудия и др. Он приспособился к окружающему миру много хуже его ближайших животных родственников, так как не мог бо­лее мощно развить свои органы, и компенсировал это развитием орудий. Из-за своей биологической слабости человек создал цивилизацию, государство, право, производство, поэтому человеческая история есть процесс вымирания заведомо обреченного вида.

Пятая идея, атеистическая антропология Ф.Ницше и Н.Гартмана. Ее смысл заключается в исключении Бога, так как свободная личность может существо­вать только в механическом мире, а всякая предопределенность будущего уничтожает человека как такового. Отрицание Бога означает предельное повы­шение ответственности человека за свои действия.

Основополагающие феномены человеческого бытия (любовь, твор­че­ство, счастье).

Любовь – универсалия культуры, фиксирующая индивидуальное интимное чув­ство. В антропологии М. Шелера лю­бовь рассматривается как акт восхожде­ния, который сопро­вождается мгновен­ным прозрением высшей ценности объ­екта. Специфика любви состоит в том, что она может быть направлена лишь на личность как носителя ценности, но не ценность как таковую. По С.Л. Франку, нельзя любить человечество или человека вообще, можно любить только дан­ного, отдельного, индивидуального человека во всей конкретности его образа. В психоанализе З. Фрейда любовь получила натуралистическую интер­прета­цию, на базе которой Э. Фромм выделил несколько форм псевдолюбви. В по­стмодернистской философии 2-й пол. 20 в., с одной стороны, отрица­ются такие проявления любви как, например, любовь к знанию, с другой – появля­ются принципиально новые трактовки (“философия новой телес­ности”), осно­ванные на символической природе желания (Ж. Лакан).

Творчество – это реализация нового видения (“созерцания”) мира. Творчество, считал Н.Бердяев, выдает гениальную природу человека – с его точки зрения, каждый человек гениален, но всегда есть, несоответствие между творческим актом, творческим замыслом и творческим продуктом.

Счастье в трактовке экзистенциализма, это пере­живание субъектом состояние единства сущности и существования личности. Как феномен состоявшийся са­мореализации счастье, с одной сто­роны, предпо­лагает реализацию внутреннего потенциала субъекта, а с дру­гой – признание этой объективизации другими субъектами, при сравнении с которыми субъект может увидеть себя счастли­вым.

Основополагающие феномены человеческого бытия (труд и игра, вера, смерть, творчество и т.д.).

В философии сформировались различные подходы к трактовке труда. С точки зрения марксизма труд это производство мате­риаль­ных благ или мено­вых цен­ностей. Для С.Н. Булгакова труд – основопо­лагающий феномен жизни, новая сила природы, мирообразующий фактор, принци­пиально отлич­ный от всех ос­тальных сил природы. По Хайдеггеру, всякий труд – это раскры­тие истины.

Игра – одно из ключевых понятий культурологии, введенное Й. Хейзингой, по мнению которого, во всех сферах деятельности человека проявлялись явные или скрытые формы игры. Игра трактуется как форма че­лове­ческой свободы (Ж.П. Сартр), действительность, вовлекающая индивида в свою орбиту (Г.Г. Гадамер). Э. Берн рассматривает игру как форму человеческих взаимоот­ноше­ний, регулируемую определенными психологическими “сцена­риями”.

Вера по С.Л. Франку, - это возможность сверхчувственного опыта, внутрен­нее состояние духа, которое определяется чувством неразрывной связи с божест­венной стихией. По Л. Шестову, вера это иррациональное измерение сознания, открывающее путь к Творцу путем высшего напряжения сил – мученичества.

Смерть – важнейший фактор человеческого существования, определяющий его границы. Шопенгауэр и Ницше рассматривали смерть как идею “вечного воз­вращения”, утверждающую бессмысленность челове­ческого существования. По Фрейду, это бессознательный импульс человече­ских ин­стинктов, по Хайдег­геру человеческая жизнь есть “бытие к смерти”.

Модели человека в психоанализе (З. Фрейд, К. Юнг, Ж. Лакан, Ф. Гват­тари, Ж. Делёз).

Психоанализ представляет комплекс методов, направленных на выявление бес­сознательных психических явлений через ассоциации. Разработан в 1890-х гг. Зигмундом Фрейдом и Йозефом Брейером. В рамках концепции Фрейда соз­на­тельные и предсозна­тельные процессы противопоставлены бессозна­тельным (выраженным через сновидения и символы), которые определяют пове­дение человека и лежат в основе психических заболеваний, источником которых яв­ляются подавленные (вытесненные) сексуальные желания (ли­бидо). Внутрен­ний мир человека по Фрейду представляет борьбу двух про­тивоположных сил – инстинкта жизни (эрос) и инстинкта смерти (танатос). В работе «Я и Оно» (1923) Фрейд выделяет в структуре психики три компо­нента — Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Суперэго). Оно представляет бессоз­натель­ные влечения, Я — принцип реальности. Сверх-Я формируется в про­цессе усвое­ния человеком со­циальных норм, господство которых над психи­кой также стано­вится бессозна­тельным, приводит к возникновению неосоз­нанного чув­ства вины.

В аналитической психоло­гии К.Г. Юнга один из ключевых кон­цептов теории Фрейда – личное бессознательное – рассматривался как часть коллек­тивного бессознательного, сформирован­ного из архетипов – архаических установок (Эго, Персона, Тень, Анима, Самость и др.), ко­торые нашли отра­жение в иде­альных образах разных мифологий и выражаются опосредованно с помощью символов. Юнг отка­зался от противо­пос­тавления соз­нательного бес­сознатель­ному, предложив концеп­цию диа­лога ме­жду авто­номными ком­плексами, со­су­ществующими в пси­хике чело­века и спо­собст­вующими его самореализа­ции как личности (инди­видуация). Юнг выделил два основных психологических типа личности – экстравертный, чья психиче­ская энергия ориентирована на внеш­ний объ­ект, и интровертный, - чье отно­шение к объекту определяется субъек­тив­ными установками сознания.

А.Адлер акцентировал внимание на социальной направленности человеческих влечений, формирующих основу характера, который реализует потребность в превосходстве и самоутверждении, выступающую в качестве компенсации чув­ства неполноценности. Общей целью каждого индивида Адлер считал стремле­ние к власти и превосходству, которое может принимать разные формы. По мнению Адлера, объяснение поведения человека возможно путем выявления бессознательной целевой установки, которая определяет «линию жизни» инди­вида, его жизненный план, который так или иначе реализуется во всех поступ­ках человека и определяет долговременную стратегическую направленность его поведения.

Ж. Лакан, синтезировавший идеи Фрейда и Соссюра, отождествил струк­туру бессознательного со структурой языка, выдвинув тезис о том, что язык – код бессознательного, так как в нем остаются следы психических состоя­ний, про­цессов и структур различных уровней. В рамках психоаналитиче­ской теории это означает, что бессознательное лишается "архаического", ин­стинктивного характера, будучи структурированным и структурирующим механизмом, а речь, выявляющая это бессознательное, превращается поле анализа, содержа­щее определенным образом упорядоченный материал, дос­тупный для рацио­нального осмысления.

Ф. Гваттари предложил расширенное понимание бессознательного как струк­туры внутреннего мира индивида и чего-то разбросанного вне его. Вместе с Ж. Делёзом разработал концепцию "машинного бессознательного". «Шизоанализ», разработанный Делезом и Гваттари, исходит из продуктивности бессознатель­ного. Именно в силу того, что сфера бессознательного (сфера Желания) носит продуктивный, творческий характер, от него не следует «освобождаться», а по­пытки поставить ее под контроль сознания репрессивны и непродуктивны. В отличие от классического психоанализа они акцентировали внимание не на фи­зиологиче­ских, а на психологических аспектах: для них важен не фи­зиологиче­ский пол, а психологический (т.е. принимаемый и переживаемый индивидом).

Проблемы методологии в отечественной исторической науке (В.О. Клю­чевский, Н.И. Кареев, А.С. Лаппо-Данилевский).

Предметом истории, по В.О. Ключевскому, является “изучение форм челове­че­ского общежития” или общественных союзов, развитие которых регули­руется природой и человеческим духом. Взаимодействие общественных союзов поро­ждает т.н. исторический процесс, изучаемый в рамках общей и местной исто­рий: общая история слагается из ряда хронологически парал­лельных местных историй. В.О. Ключевский выделяет два метода их изуче­ния: субъективный (в рамках культурной традиции, сформировавшей исто­рика) и объективный (изу­чение исторического движения явлений), которые реализуются посредством наблюдения, сравнения и обобщения. Смотря по частичному или общему совпа­дению, эти явления соотносятся либо со схе­мами, либо с законами, объясняю­щими причинный порядок явлений.

Н.И. Кареев выделяет три типа знания – феноменологию, номологию и де­онто­логию. Цель феноменологии – познание конкретных фактов и явлений, характе­ристикой которых является индивидуальность явления. Задача номо­логии – от­крытие общих законов социального развития. Целью деонтоло­гии является по­стижение смысла и ценности истории. Основная характери­стика такого позна­ния – универсальность. Соответственно этому, Н.И. Ка­реев выделяет три вида исторического знания: историографию, историосо­фию и историологию. Для историографии характерно описание и повество­вание, для историологии – объ­яснение и предсказание, методом историосо­фии является понимание. Описание фактов, по Карееву, может проводиться с помощью классификации, стати­стики, номологии. Этим трем методам со­ответствуют три типа операций: абст­ракция (отвлечение от непостоянных признаков), генерализация (отвлечение от исключительных признаков), изо­ляция (устранение влияния побочных усло­вий).

Методология по А.С. Лаппо-Данилевскому – это совокупность универ­саль­ных аксиом, выработанных в сознании исследователя, которые синтези­ру­ются с производными постулатами, обеспечивая единство знания. Он считал необхо­димым не только формулировать общие и производ­ные принципы познания, но и изучать обу­словленные ими методы научного мышления. Ре­конструкция объ­екта исследования на основании источников, рассматривае­мых как “остатки” культуры, – это имманентный процесс, происходящий в сознании историка, представление о котором он должен объективировать в своей работе. Хотя ученый отметил стремление научного исследования к изуче­нию общих черт в исторических фактах (номотетический или обоб­щяющий подход), он выступал и за то, что объектом исследования историка должно быть индивидуальное из­ме­нение (идеографический или индивидуа­лизирующий подход), чтобы иссле­довательское внимание было устремлено на ка­чественные изменения сознания.

Концепции исторического процесса в русской философии 19-20 вв. (Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин).

Н.Я. Данилевский, исходя из естественнонаучных представлений, выделил в истории 10 культурно-исто­ри­ческих типов (цивилизаций), каждый из ко­торых проходит ста­дии развития, аналогичные биологическому развитию человече­ства. В качестве исторического закона Данилевским утверждался принцип не­передаваемости культурных ценностей. Каждый культурный тип представлял самостоятельную единицу, тем самым была отвергнута идея единой линии раз­вития человечества. Его теория отвергала причинно-след­ственную связь между отдельными историческими этапами человечества, но она признавала наличие у истории цели, связывая ее достижение с ситуа­цией, когда поле истории будет пройдено "во всех направлениях" культур­ной деятельностью всех или одного исторического типа. Основное внимание он уделял романо-германскому и сла­вян­скому типам. Исходя из представле­ния о том, что романо-гер­манский тип прошел стадию расцвета и начал кло­ниться к упадку, Да­нилевский считал, что славянский тип, центральное ме­сто в котором занимала Россия, имел возмож­ность занять доминирующее положе­ние в Европе, создав всеславянскую феде­рацию с центром в Констан­тинополе.

Исходным началом философии В.С. Соловьева является диалектика абсо­люта: абсолют – это всеединство, которое есть, а мир – это становящееся всеединство, которое стремится к абсолюту. Объединение в абсолюте всех элементов бытия составляет Божественный первообраз, который романтиче­ски воплощался в идеал Софии – Божественный замысел о мире. Эволюция, по Соловьеву, имеет три этапа – космогонический, теогонический и истори­ческий. В истории дейст­вуют совместно три силы, олицетворяемые в трех типах культуры: мусульман­ской, западноевропейской и славянской. Первая из этих сил стремится подчи­нить человечество во всех сферах и на всех сту­пенях его жизни одному верхов­ному началу. Вместе с этой силой действует другая, прямо противоположная; которая стремится дать свободу частным формам жизни, свободу лицу и его деятельности. Под ее влиянием общее теряет значение реального существен­ного бытия – всеобщий эгоизм – вот крайнее выражение этой силы. Третья сила дает положительное содержание двум первым, примиряет единство высшего начала с множественностью ча­стных форм. Через органический синтез этих трех сил реализуется сокро­венный смысл истории. Сначала Соловьев полагал, что на роль третьей силы, через которую осуществится Промысел Божий, при­звано славянство, в первую очередь, русский народ, но впоследствии разочаро­вался в этой идее.

Н.А. Бердяев рассматривает философию как совокупность независимых идей­ных комплексов, каждый из которых вырастает из определенной первич­ной идеи – свободы, творчества, личности и т.д. Общей для этих идеологических комплексов служит дуалистическая реальность, в ко­торой противопоставля­ются два ряда начал – свобода и необходи­мость, дух и мир, субъект и объект. В качестве первоисточника Бытия Бердяев рассматривает свободу, которая тож­дественна Богу и проти­вопоставляется миру объектов, в котором господствует необходи­мость. Человек рассматривается Бердяе­вым как “вещь в себе”, кото­рый реа­лизует свободу посредством творчества, противостоящего миру “при­зрачного бытия”. По его мнению, есть два пути его реализации: объективиза­ция или “принятие общеобязательных форм жизни” и “жизнь в свободе” (трансцендирование). Объективизация рассмат­ривается Бердяевым как раб­ство. Смысл истории он видит в избав­лении от объективизации, которая про­воцирует распад времени деле­нием на прошлое, настоящее и будущее. История, по Бердяеву, это путь человека, по которому он должен идти в мире объективи­зации. История равнодушна к человеку, поскольку преследует не человеческие цели, а цели цивилизаций, госу­дарств, наций, классов, и при этом всегда вдох­новляется идеалами экспан­сии и силы, используя человека в качестве мате­риала для нечеловеческих целей. Смысл истории обретается лишь за пределами традиционного исто­рического времени в мистическом мире свободного духа (эон истории), отождествляемом с Царством Божиим. Поскольку история имеет лишь ме­таисторический смысл, то неизбежен конец истории и суд над ней, пред­ставленный в мифологеме апокалипсиса. Однако исходя из своих пер­сона­листических установок, Бердяев полагал, что это будет суд во имя челове­че­ской личности и конца бесчеловечной истории.

Историософия Л.П. Карсавина сформировалась под влиянием метафизики всеединства В.С. Соловьева. Отталкиваясь от идеи Соловьева об объедине­нии церквей, Карсавин отстаивает преимущества православия как смысло­образую­щего основания истории в качестве наиболее адекватного, по срав­нению с за­падным христианством, выражения идеи всеединства, которой соответствует догмат триединства Бога. "Высшей задачею исторического мышления – писал Карсавин – является познание всего космоса, всего твар­ного всеединства как единого развивающегося субъекта. В этом смысле весь мир в его целом - объ­ект исторического изучения", собственно предметом истории является "соци­ально-психическое развитие всеединого человече­ства". В становлении и разви­тии любой исторической индивидуальности Карсавин выделяет четыре перехо­дящие друг в друга стадии:

потенциальное всеединство исторической личности - "переход от не­бытия к бытию";

первоначальное дифференцированное единство, внутри которого эле­менты легко переходят один в другой и взаимозаменяются;

органическое единство, т.е. период функционального самоограниче­ния и оп­ределенной стабильности индивидуальности;

вырождение органического единства в систематическое, а затем и раз­руше­ние его через дезинтеграцию.

Исторический процесс имеет драматический характер: на пути к идеалу гиб­нут одни цивилизации, возникают другие, более совершенные. Но вместе с тем достижение идеала в форме полного всеединства означало бы конец земной ис­тории.

Методология структурализма в гуманитарных и социальных нау­ках 20 в.

Структурализм – философское течение, зародившееся в языкознании, в центре которых находится про­блема структуры языка и текста как замкну­тых самодос­таточных систем. В середине 20 века структурализм был синте­зи­рован с куль­турной антропологией (К. Леви-Стросс интерпретировал со­циальные отноше­ния в примитивных обществах с точки зрения символиче­ского “языка”) и пси­хоанализом (Ж. Лакан отождествил структуру бессозна­тельного со структурой языка). История с точки зрения структурализма – это система отношений к различным явлениям; целостное восприятие исто­рии как единого процесса здесь заменяется представлением о “разобщенно­сти” различных ее уровней – например, истории как действительности и ис­тории как рассказа (А.Ж. Грей­мас, Р. Барт). В результате утверждается представление об истории как о лите­ратурном жанре, в центре внимания оказывается структура построения сюжета (Х. Уайт). Концентрация иссле­довательского внимания на структурных объек­тах привела к отрицанию роли субъекта в культуре (Ж. Лакан, Р. Барт) и обще­стве (Р. Альтюссер). В нач. 1970-х гг. структуралистское литературоведение переклю­чаются на изучение внеструктурных элементов текстов и про­блемы их интерпретации (Ж. Деррида, Ю. Кристева, У. Эко).

Постструктурализм, влияние его идей на методологию социогума­ни­тар­ного знания. Критика платонизма. Нарратив и мета­нарратив. Зна­ние и власть. Смерть автора. Проблема симулякра.

Постструктурализм – интеллектуальное течение, сформированное в кон. 1960-х гг. исследователями различных направлений (Ж. Лакан, Ж. Деррида, Ж. Де­лёз, Ф. Гваттари, М. Фуко, Р. Барт, Ю. Кристева, У. Эко), часть кото­рых ранее примыкала к структурализму. Характерными чертами постструк­турализма яв­ляется отказ от поиска структур и изучение внеструктурных элементов, каждый из которых рассматривается как самодостаточный (Дер­рида, Делёз, Гваттари).

Нарратив – термин постмодернистской философии, фиксирующий сообще­ние о процессе как способ бытия текста, когда процесс “разворачивается ради са­мого рассказа, а не ради прямого воздействия на действительность” (Р. Барт). Сферой функционирования нарратива является история (А.Дж. Тойнби), кото­рая рассматривается структуралистами как нарратология – т.е. рассказ, органи­зованный извне по модели “завязка – кульминация – раз­вязка” (П. Рикёр, Х. Уайт, Х. Райт).

Метанарратив – термин постмодернистской философии, характеризующий универсальные концепции, доминирующие в науке и культуре и навязы­вающие определенную систему идей. Постмодернизм подвергает сомнению возмож­ность достижения объективного знания, поскольку всякое знание опосредовано языком, зависит от культуры и власти и выступает с концеп­цией “заката мета­нарраций” (Ф. Лиотар). Наука, по Лиотару, продолжает иг­рать важную роль, однако она не может претендовать на роль объединяю­щего начала в обществе. М. Фуко усиливает идею Ницше о неотделимости «воли к власти» от «воли к знанию». При таком подходе определяющим фактором познания является не знание и истина, а власть. Всякое знание есть конструкция или проекция чьих-то взглядов или интересов, а не отра­жение истинного порядка вещей: «Власть устанавливает знание, которое в свою очередь выступает гарантом власти».

Смерть автора – термин постмодернистской философии, трактующий текст как самодостаточное явление, обусловленное внутренним развитием языка и исключающее вмешательство его производителя. Введен Р. Бартом, выдви­нув­шим тезис о том, что в “Тексте нет записи об Отцовстве”. По Делёзу текст об­ладал внутренней самопричинностью. Поль де Ман заявил об “абсо­лютной не­зависимости интерпретации от текста и текста от интерпретации”.

Симулякр – термин постмодернистской философии. Введен Ж. Батаем для обо­значения “обратной стороны понятий”, свободных от какой-либо иден­тично­сти. По Ж. Бодрийяру являлся составной частью гиперреальности или симуля­ции действительности.





Конспект по философии и истории науки. Часть 1
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации