Г.Панина, А.Пономаренко Развитие межполушарных взаимодействий (игры и упражнения) - файл n1.doc

приобрести
Г.Панина, А.Пономаренко Развитие межполушарных взаимодействий (игры и упражнения)
скачать (327 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc327kb.15.09.2012 17:54скачать

n1.doc

Развитие межполушарных взаимодействий

Автор: Галина Панина

Вы наверняка сталкивались с детьми, которых даже близкие им люди называют невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную работу. В школе такие дети плохо читают, медленно и коряво пишут, делая большое число ошибок, которые взрослые называют "нелепыми". Встречаются и ребята, испытывающие трудности в счете, а также при решении математических задач. В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга (наличием правого и левого полушария) и его функционированием.

В рамках нашей статьи мы не будем касаться научных аспектов темы межполушарного взаимодействия. Об этом вы можете прочитать в целом ряде известных педагогам книг, в частности в книге "Неуспевающие дети", написанной Н.К. Корсаковой, Ю.В. Микадзе и Е.Ю. Балашовой. Но для того чтобы была понятна логика подбора игр и упражнений программы коррекции и развития, необходимо сказать следующее.

При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация.

Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела.

Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией и аккалькулией (нарушением процесса формирования навыков письма, чтения, счета).

Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.

Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног. Если же период ползания оказывается сокращен, то недостаточно развиваются координация движений, координация деятельности полушарий между собой и координация мозга и тела в целом. Развивая координацию движений, моторику ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.

Первым блоком программы развития межполушарного взаимодействия является блок "Движение" – через комплексы специальных игр и упражнений мы как бы проходим сначала двигательное развитие ребенка от младенчества до раннего возраста.

Комплекс упражнений для дошкольников и младших школьников

Проводится как индивидуально, так и малой группой. Желательно использование специального зала или просторной, хорошо проветриваемой комнаты с ковровым покрытием. Рекомендуется спортивная одежда, не сковывающая движений ребенка.

1. Упражнение на дыхание

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки вдоль тела. На счет от 1 до 6 идет медленный вдох носом, руки при этом поднимаются вверх вдоль тела, скользя по полу. На счет от 1 до 6 идет медленный выдох через рот, руки опускаются в исходное положение, но поверху. Повторяем 3 раза.

2. "Потягушки"

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой (на полу). На счет от 1 до 6 медленно потянуться, осторожно растягивая позвоночник в разные стороны: пятка правой ноги "ползет" по полу вперед, а левая вытянутая рука одновременно тянется в противоположную сторону; затем то же самое делает левая пятка ребенка и правая рука. Повторяем 5–7 раз.

3. "Бревнышко"

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки плотно прижаты к телу, ноги соединены. Мы предлагаем ребенку закрыть глаза и почувствовать себя частью могучего ствола красивого дерева. На счет от 1 до 6 тело ребенка начинает перекатываться по полу, например справа налево. На счет от 6 до 1, перекатываясь в противоположном направлении, ребенок возвращается на исходную позицию. Повтор 5–7 раз. 

В этом упражнении можно варьировать темп – убыстрять, замедлять. Можно не использовать счет вообще, предоставив ребенку возможность спонтанного движения.

4. "Лодочка" (лежа на спине лицом вверх)

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой. На счет от 1 до 4 он медленно поднимает одновременно руки, ноги (мысочки при этом оттянуты), голову, делая "лодочку". Держит эту позицию на счет от 1 до 4, медленно возвращается в исходное положение тоже на счет от 1 до 4. Далее следует релаксационное расслабление. Затем повторение упражнения. Делается 3–5 раз.

5. "Лодочка" (лежа на животе лицом вниз)

Выполняется ребенком точно так же.

Далее следуют два упражнения на активное ползание.

6. "Поспешим к Айболиту"

Можно рассказать детям историю о сказочном лесе, в котором появился злой охотник и ранил зверят: зайчика в передние лапки, а медвежонка в задние. Зверята ползут к доброму Айболиту, который их обязательно вылечит.

а) "Раненый зайчик"

Ребенок лежит на животе, голова приподнята над полом, руки плотно прижаты к телу. Попеременно сгибая в коленях то правую, то левую ногу, ребенок начинает ползти до указанного ведущим препятствия.

б) "Раненый медвежонок"

Исходное положение то же, но ноги соединены. Ребенок попеременно сгибает в локтях то правую, то левую руку и, опираясь на локти, ползет до указанного места.

Рекомендуется упражнения а и б проводить на счет, то есть задавая определенный ритм и темп попеременной работы правой и левой частей тела.

7. "Четвереньки"

Ребенок становится на четвереньки, опираясь о пол коленями и ладонями рук. Ведущий четко задает ритм и темп ползания на четвереньках. При ползании необходимо переставлять вперед противоположные руки и ноги одновременно. Можно использовать веселое музыкальное сопровождение. Можно ввести игровой и соревновательный моменты, предложив детям, например, ползать с закрытыми глазами.

8. "Канатоходец"

Исходное положение – стоя, руки опущены, перед ребенком кладется длинная веревка. Это канат под куполом цирка, по которому надо пройти как настоящему канатоходцу (в руки ребенку можно дать флажки или ленточки).

Шаг правой ноги – поднимаем левую руку, шаг левой ноги – поднимаем правую руку, а левая при этом опускается. Мысочки ног при таком движении должны быть оттянуты.

9. Упражнение на дыхание

Мы заканчиваем комплекс упражнением на дыхание (см. упражнение 1).

Второй блок – "Моторика" – развитие моторики ребенка по нескольким кинесиологическим программам, позволяющим активизировать межполушарное взаимодействие, достигая при регулярности занятий синхронизации работы полушарий.

Приведем пример одного из комплексов упражнений. Подробнее с кинесиологическими программами можно познакомиться в книге А. Л. Сиротюк "Обучение детей с учетом психофизиологии".

Комплекс упражнений для дошкольников и младших школьников (в сокращении)

1. Зеркальное рисование

На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.

2. Колечко

Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его.

Можно использовать при этом текст стихотворения.

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Пальцев дружная семья –
Друг без друга им нельзя.

3. "Кулак – ребро – ладонь"

Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:

а) ладонью правой руки;
б) ладонью левой руки;
в) обеими ладонями одновременно.

При этом меняем темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение сам. Если у ребенка все получается, то при этом можно одновременно произносить веселые стихи.

Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.

Особое внимание в коррекционно-развивающей работе следует уделять леворуким детям или детям с элементами левшества.

В этом случае в комплекс упражнений рекомендуется включать, например, следующие упражнения, пришедшие в образовательную практику из нейропсихологии.

4. "Пальчики шалят"

Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца поднимаем по одному пальцу:

а) на правой руке;
б) на левой руке;
в) на обеих одновременно.

Меняем темп выполнения упражнения, то убыстряя его, то замедляя. В усложненном варианте добавляем игру "Путаница":

а) просим: "Делаем то, что слышат наши ушки, а не то, что я показываю", – при этом мы сидим рядом с ребенком и работаем вместе с ним;

б) даем установку: "Делаем то, что видят глазки, а не то, что слышат ушки". В этом случае мы активизируем слуховое и зрительное внимание ребенка, работаем над формированием самоконтроля в деятельности.

5. "Моторчик"

Пальцы сжимаем в кулак. Начинаем вращение кулаком и кистью:

а) правой руки;
б) левой руки;
в) обеими руками одновременно.

Сначала вправо, затем влево, при этом ведущий меняет темп выполнения. Для дошкольников рекомендуется при этом одновременное чтение веселых стихов. Например:

Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.

6. "Веселые карандаши"

На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак:

а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими одновременно.

Затем по одному выкладываем карандаши на стол:

а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими руками одновременно.

При выполнении упражнения группой детей можно провести соревнование на самого быстрого и ловкого или на самого аккуратного – и другие упражнения.

Третий блок представлен кинесиологическими упражнениями из программы "Гимнастика мозга", дополненными игровыми и соревновательными моментами, специально подобранной музыкой, ритмическими стихами и текстами. Поскольку он очень обширен, приведу примеры лишь нескольких упражнений.

1. "Перекрестные шаги"

Координируем движения ребенка так, чтобы в такт движения руки одновременно двигалась противоположная нога.

Ладонь правой руки при ходьбе касается левого колена, ладонь левой руки – правого.
Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки – правого.
Завожу правую ногу при ходьбе влево, а правая и левая рука поворачиваются вправо, левую ногу при движении заводим вправо, а обе руки поворачиваются налево – и другие модификации перекрестного шага.

2. "Перекрестные прыжки"

Выполняются так же, но ребенок не ходит, а подскакивает.

3. "Перекрестный шаг сидя"

Ребенок представляет себя мотоциклистом.
Заводим мотоцикл и "едем": локти рук касаются противоположных колен.

4. "Вращение шеи"

Дышим глубоко, расслабляем плечи, опускаем голову вниз. Медленно вращаем головой из стороны в сторону, снимая напряжение на выдохах.

И многие другие упражнения, часть из которых описана в книге Ирины Друбачевской "Избавимся от двоек".

Конечно, проблема разностороннего индивидуального развития ребенка, а также проблема преодоления возникшей школьной неуспеваемости слишком серьезна, чтобы решить ее, используя только несколько упражнений. Занятия с ребенком должны носить комплексный характер, то есть каждый урок составляется из игр и упражнений, взятых из ритмокоррекции, развития памяти, произвольного внимания, межполушарной синхронизации. Занятия должны быть насыщены веселыми музыкальными ритмами, речевками и стихами.

Нам с вами, уважаемые взрослые, надо понять, что проблемы в развитии и плохая успеваемость – это не вина, а беда ребенка. И без заинтересованной помощи взрослых ему с ней очень трудно справиться. Я очень надеюсь, что предложенная вашему вниманию, пусть даже в кратком изложении, программа поможет вам в работе с детьми как в школе, так и дома.

Как письмо на спине решает проблемы

Письмо на спине было рекомендовано Питером Янгом и Колином Тайр в книге "Научи своего ребенка читать" (Peter Young, Colin Tyre, Teach Your Child To Read) для детей, у которых возникают сложности с распознаванием различий между некоторыми буквами. Повесьте на стене на высоте плеча ребенка большой лист бумаги. Дайте ребенку толстый мелок или фломастер, чтобы он мог писать на бумаге, расположенной от него на расстоянии вытянутой руки. Потом поставьте ребенка перед листом, напишите на его спине указательным пальцем первую строчную печатную букву. Убедитесь, что ребенок почувствовал, что вы написали, объясните ему, что это за буква и попросите его написать ее на бумаге. Каждый раз пишите только по одной букве. Данная система работает благодаря "мускульной памяти": способности запоминать информацию через действия тела.

По словам Янга и Тайр, "за многие годы этот метод не потерпел ни одной неудачи".

Примечания:

1. Рисовать буквы лучше на голой спине, в этом случае чувствительность выше.
2. Рисуйте буквы большого размера, используя всю поверхность спины.
3. Рисуйте буквы медленно и правильно - так, как они пишутся.

Различать "похожие, но повернутые в разные стороны" буквы детям также помогает упражнение по системе Монтессори, в котором они водят пальцами по буквам, вырезанным из наждачной бумаги. Сейчас для этой цели уже выпускаются наборы шершавых пластиковых букв.
Автор: Анна Пономаренко

О пользе игр на пространственную ориентацию

Однажды, желая продемонстрировать родителям будущих первоклассников реальные трудности, с которыми скоро столкнутся их дети, я устроила им маленькую игровую экзекуцию: положила на столы карандаши, листочки в клеточку и предложила выполнить упражнение - ставить точки под диктовку. Не подозревавшие о моем коварстве родители пожали плечами, взяли карандаши и с некоторой снисходительностью (даже вялостью) нарисовали первый значок "в крайней клеточке левого верхнего угла". Затем им было предложено отступить три клеточки вниз и две клеточки вправо и там поставить точку. Еще одну рядом и т. д. Количество точек росло, темп диктанта увеличивался. Родители встрепенулись, сосредоточились. У некоторых даже глаза от азарта заблестели. Но в какой-то момент даже самые выносливые не выдержали - побросали карандаши: не угнаться за инструкцией, несмотря на требовательность учительской интонации.

"А теперь, - подвела я итог, - представьте себе своего будущего первоклассника, которому с первого школьного дня придется сражаться с легионом этих точек, этих маленьких непослушных врагов, отнимающих силы и желание учиться. К этому сражению надо приготовиться заранее..."

Расстановка точек, заголовки, названия упражнений, правильное оформление работы практически для всех маленьких детей представляют сложный момент школьной жизни. Особенно для детей домашних, не прошедших через систему детского сада. Эти малыши обычно отличаются развитой речью, богатым воображением, даже читать уже умеют. Но работа в тетради становится для них пыткой, потому что требует жесткой дисциплинированности. Сама ее расчерченная плоскость "загоняет" ребенка в графу, в клетку.
К противостоянию таким сложностям и надо подготовить малыша.
Здесь помогут игры на пространственную ориентацию - в том числе и на листе бумаги.

Этап первый

Первый этап связан с упражнениями на усвоение и автоматизацию понятий вперед - назад, справа - слева. Начинать их можно с того момента, когда ребенок запомнит, где у него находится правая рука.

Игра "Правый глаз"

Вы просите ребенка показать правую ручку, ножку, правое плечо, правую коленку, правый локоть и т. д.

Можно чередовать просьбы показать что-нибудь "правое" и что-нибудь "левое". Если ребенок легко справляется с этими заданиями, можно перейти к просьбам что-нибудь сделать правой или левой рукой (сжать кулачок, поднять руку вверх), подмигнуть правым (левым) глазом, пожать правым (левым) плечом, согнуть правую (левую) коленку и т. д.

Далее можно просить правой рукой коснуться левого плеча, левого уха, левой ноги, а левой рукой, наоборот, дотронуться до правого уха, правой ноги и т. д.

С увеличением темпа словесных инструкций повышается сложность игры.

Игра "Обезьянки"

В игре "Обезьянки" появляется водящий. Играющие становятся напротив водящего. Он показывает движение, сопровождая его словесным указанием. Например, вытягивает вперед руку и говорит: "Правая". "Обезьянки" должны повторить движение той рукой, которую назвал водящий.

В усложненном варианте игры водящий показывает движение неверной рукой (ногой, плечом), а игроки должны не сбиваться, следуя словесной инструкции.

Кого загадали?

Для игры вместе с малышом отберите несколько игрушек - они должны быть достаточно крупными и отличаться друг от друга. Можно взять куклу, мишку, зайчика и т. д. Посадите ребенка на стульчик, а игрушки расположите вокруг него. Скажите, что загадали одну из них и ему нужно угадать, какую именно. Вы говорите: "Эта игрушка сидит за тобой (или перед тобой, справа от тебя и т. д.)". Потом поменяйтесь с малышом ролями. Он будет загадывать и сообщать вам "адрес" игрушки, а вы попробуете отгадать. Можете время от времени и ошибаться - ребенок будет вас поправлять.

Развивающий коврик

Возьмите квадратный или прямоугольный коврик, прикрепите к нему неширокую тесьму так, чтобы она разделила коврик на четыре квадрата. Попросите ребенка принести его любимую игрушку, потом сядьте вместе с ним по одну сторону коврика и покажите, где правая часть, а где левая.

Попросите малыша посадить игрушку на правую часть коврика, а потом на левую. Потом покажите, где находится правый верхний угол коврика, а где левый верхний. Пусть попробует сам догадаться, где правый нижний угол, и поместит игрушку туда. Если видите, что пока ребенку трудно освоиться с новыми понятиями, помогите ему. Попросите его показать по очереди сначала правую руку, потом правую часть коврика, потом правый верхний угол. Задание можно разнообразить: малыш может не только перемещать игрушки, следуя вашим указаниям, но и помещать их по своему усмотрению в любой из квадратов. Но тогда просите его рассказать, где находятся его игрушки.

Что под ладошкой?

Малыш без труда находит предметы, размещенные справа и слева от него (см. предыдущую игру "Развивающий коврик"). Теперь можно от коврика с настоящими игрушками перейти к картонной табличке из четырех квадратов с яркой картинкой в каждом из них. Попросите ребенка, чтобы он положил правую ладошку на правую часть таблички и рассказал, что нарисовано на правой стороне таблички. То же с левой ладошкой. Теперь пусть попробует сказать, что он видит, допустим, в правом верхнем углу таблички. Если ребенок уверенно справляется с заданиями, попробуйте "ошибиться": "Я вижу, что в левом нижнем углу нарисовано яблоко. А ты как думаешь?"

Игра "На параде"

Для этой игры вам пригодится коллекция пластмассовых игрушек из шоколадных яиц или любой другой набор маленьких игрушечных существ. Их надо будет строить в соответствии с указаниями водящего - генерала. Роль генерала поначалу выполняет взрослый.

Играют на столе или на полу. В центре плоскости, отведенной для игры, кладут картонный кружочек - начальную точку отсчета.

Генерал командует: "Зайчик, встань передо мной! Лисенок, встань справа от зайчика. Гномик, встань перед лисенком! Индеец, займи место за зайчиком". И так далее.

После того как все игрушки выстроятся перед генералом, можно дать салют: прохлопать и протопать столько раз, сколько участников парада выстроилось на столе.

Эту игру можно усложнять, меняя положение персонажей по отношению к ребенку. Ребенок может смотреть на игрушки со стороны генерала. Тогда они окажутся лицом к нему. А может смотреть на них с другой стороны - со спины. И в том, и в другом случае он должен уметь ориентироваться.

Если этот вариант игры освоен, можно попробовать проводить построение на шахматной доске (или на листе бумаге, расчерченном на крупные клетки). За начало отсчета выбирается любая клетка, которую укажет водящий.

Кстати, в качестве войска можно использовать шахматные фигуры и заодно выучить их названия.

Справа и слева

Подберите картинки или открытки, на которых изображены несколько детей или зверюшек. Попросите ребенка ответить на вопрос: "Кто сидит справа от мишки? Назови всех, кто сидит левее зайчика" и т. д. То же упражнение можно сделать с помощью игрушек, любых предметов, расположив их на столе.

Внутри и снаружи

Попробуйте объяснить ребенку разницу между понятиями "внутри" и "снаружи". Можно сделать это с помощью обыкновенной коробки. Пусть ребенок заберется в нее и попробует сделать в ней какие-нибудь движения. Потом предложите малышу выбраться из коробки и проделать те же движения, стоя рядом с ней. Потом опять подвигаться внутри коробки - и опять выбраться наружу. А теперь отвернитесь и попробуйте угадать, где - внутри или снаружи - находится ребенок. Скажите: "Раз, два, три! Ты где, говори!" Пусть малыш ответит: "Здесь!" - "Ты внутри, правильно?" Заметит ли ребенок, если вы не угадаете?

Я робот!

Попросите малыша представить, что он умный робот, который умеет точно выполнять команды своего конструктора. Взрослый подает команды:

"Робот, сделай два шага вперед, поворот налево.
Руки за спину, один шаг назад.
Поворот налево, три шага вперед.
Руки вперед".


Молодец! А теперь ты, робот, попал в очень темную пещеру, в которой ничего не видно. Закрой глаза и продолжай работать с закрытыми глазами.

"Поворот направо, руки вниз.
2 шага назад, 2 поворота направо, 3 шага вперед.
Вот ты и оказался в нужном месте. Открой глаза".


Можно заранее приготовить приз для вашего робота за правильное выполнение указаний. Если роль робота не слишком привлекает ребенка, игру можно модифицировал, превратив ее в поиск "клада". В этом варианте малыш отправляется на поиски спрятанного в комнате "клада" - игрушки или угощения.

Примечание: меняйтесь с ребенком ролями. Пусть он, становясь ведущим в игре, учится отдавать пространственные команды и оценивать правильность их исполнения.

Фигурное лото

Для этой игры вам необходимо будет изготовить специальные карточки. Для этого необходимо:

1. Распечатать в двойном экземпляре Бланки №1,2,3 и 4 (т.е. каждый бланк нужно распечатать 2 раза). Причем первый вариант должен быть распечатан на цветной бумаге одного цвета, второй вариант - на цветной бумаге другого цвета.

Бланк №1 


Бланк №2 



Бланк №3 



Бланк №4 



2. Наклеить листы на картон, после чего, когда клей подсохнет, вырезать карточки. Таким образом у вас получится два одинаковых набора карточек, различающихся только цветом. В каждом наборе по 16 карточек, всего - 32 карточки.

Играть в эту игру хорошо в группе. Один человек выбирается ведущим. Ему отдают один набор карточек. Карточки второго набора делятся поровну между оставшимися участниками. В том случае, если вам не удается поделить карточки поровну между игроками, часть карточек уберите из каждого набора.

Правила у игры очень простые: ведущий по очереди описывает карточки из своего набора. Приводим примерный алгоритм описания: "На моей карточке вверху справа - кружок, внизу справа - квадрат, вверху слева - прямоугольник, внизу слева - кружок, посередине - треугольник". Задача игроков - по описанию найти у себя аналогичную карточку. Как только карточки совпадут, они откладываются в сторону, а ведущий переходит к следующей. Выигрывает тот, у кого быстрее закончатся карточки.

Примечание: ребенок обязательно должен попробовать себя и в роли ведущего, и в качестве игрока. Описание каждой карточки может проводиться в любом порядке: начиная с нижнего ряда, с середины, с верхнего ряда.

Этап второй

Когда малыш освоит подобные игры, можно перейти к простейшим графическим диктантам.

Для начала покажите ему, как проводить горизонтальные и вертикальные линии на листе бумаги. Лучше делать это без линейки. Получается кривовато, но зато полезно для развития глазомера и руки. Для работы давайте лист квадратной формы. Постепенно малыш научится самостоятельно расчерчивать листок бумаги на шестнадцать ячеек, напоминающих клеточки, уже знакомые ребенку по предыдущим играм.

Предположим, что ваш малыш уже знает названия некоторых плоскостных геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, ромб и т. п.) Если нет, покажите их ему, предложите начертить, вырезать.

После этого можно поиграть в парад фигур. Скажите, что квадраты и треугольники будут строиться на листе бумаги так же, как это делали зайцы и индейцы перед генералом.

Вместе с ребенком уточните, где находятся верхние углы, а где - нижние, где располагается левый верхний угол, а где - правый нижний, и так далее.

Теперь можно диктовать: "В крайней клеточке левого верхнего угла нарисуй квадрат. Отступи две клеточки вниз и нарисуй треугольник. От треугольника отступи вправо четыре клетки и нарисуй окружность". Лучше сразу учить ребенка различать окружность и круг: окружность - граница круга.

Вы должны рисовать одновременно с ребенком на своем листе, чтобы потом была возможность сравнить результаты диктанта.

Когда станет ясно, что ребенок освоился с таким видом работы, передайте ему "учительские" функции. Известно, что в результате преподавания лучше всего обучается сам учитель. Как в старом анекдоте: "Я объяснял это столько раз, что наконец все сам понял". Не воспользоваться подобной возможностью просто грешно! Теперь ребенок будет вам диктовать.

Здесь возможны два варианта.

Вариант первый. Ребенок сначала заготавливает диктант: расчерчивает лист на квадратики, рисует красным карандашом фигуру, с которой надо начинать диктовку, заполняет некоторые клеточки по собственному усмотрению и потом "читает" вам написанное.

Читать графический диктант - тоже очень полезное дело.

Вариант второй. Ребенок работает параллельно с вами: чертит и одновременно диктует.

Что сложнее - первый или второй вариант, сказать трудно. Надо пробовать и так, и эдак.

Чтобы усилить значимость учительской роли, вы даже можете договориться с ребенком об оценках, которые он будет вам ставить. Здесь, правда, возможны сложности, поскольку сам учитель имеет еще мало опыта.
Надо оговорить условия: например, вы получаете пятерку (ее своей рукой выводит ребенок), если и ваш, и учительский диктант совпадают. Если имеются расхождения, все, к сожалению, придется переписывать.

С какого-то момента, когда вы уже уверены в ребенке или у вас есть возможность приобщить к игре третьего - взрослого - игрока (например бабушку), можно попробовать специально допускать ошибки, которые учителю необходимо обнаружить. Но это уже высший пилотаж.

"Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь"

Перед выполнением упражнения приготовьте лист бумаги, в середине которого нарисуйте круг.

Основная цель этого задания - научиться ориентироваться в пространстве, используя понятия "лево", "право", "верх", "низ", "между", "над", "под", "за" и т. д. Упражнение не требует предварительной подготовки. Вы можете самостоятельно разнообразить инструкции со словесным обозначением местоположения фигур на листе - мы дали только необходимые примеры.

Через 9-10 таких упражнений ребёнок начнёт уверенно ориентироваться на пространстве листа.

Ребенку дается следующая инструкция:

Слева, справа, ниже, выше - нарисую, как услышу - правило, по которому ты должен выполнять новое задание.

Перед тобой нарисован круг.

1. Слева от него нарисуй треугольник, а справа от круга квадрат.
2. Справа от квадрата на некотором расстоянии нарисуй круг, но так, чтобы он был больше уже нарисованного.
3. Между большим кругом и квадратом нарисуй прямоугольник.
4. Слева от треугольника нарисуй маленький квадрат. Он должен быть меньше треугольника.
5. Выше большого квадрата нарисуй овал. Под треугольником нарисуй круг. Между маленьким квадратом и треугольником нарисуй линию. Справа от большого круга нарисуй флажок.
6. Правее флажка, на некотом расстоянии от него нарисуй треугольник, который меньше уже имеющегося.
7. Слева от маленького треугольника, но справа от флажка нарисуй снежинку.

Вот какой, примерно, рисунок должен получиться у ребенка.



После этого попросите ребенка приготовить цветные карандаши. Следующие инструкции такие:

1. Раскрась фигуру, которая находится между прямоугольником и флажком синим цветом.
2. Раскрась фигуру, которая находится между большим треугольником и квадратом красным цветом.
3. Раскрась последнюю фигуру в ряду зелёным цветом.
4. Фигуру, стоящую слева от снежинки, но справа от синего круга, раскрась красным цветом.
5. Фигуру под большим треугольником раскрась жёлтым цветом.
6. Фигуру, находящуюся слева от большого круга, но справа от квадрата, раскрась зелёным цветом.
7. Фигуру над жёлтым кругом оставь незакрашенной.
8. Фигуру в начале всего ряда, слева от линии, раскрась синим цветом.
9. Фигуру под овалом закрась зелёным цветом.
10. Фигуру между двумя кругами, слева от прямоугольника, над квадратом, закрась жёлтым цветом.
11. Фигуру между флажком и маленьким треугольником оставь незакрашенной.

Вот что должно в результате получиться.



В гости к другу

Проставьте на листке в клеточку - в местах пересечения линеек - несколько точек. Нарисуйте проходящую через них несложную ломаную линию. Это дорожка, по которой должен пройти ежик, чтобы попасть в гости к своему другу медвежонку. (Малыш не видит вашего рисунка.) Чтобы помочь ежику, малыш, действуя по вашей словесной инструкции, должен нарисовать такую же линию. Сначала нужно поставить исходную точку (отметить "домик ежика"), а от нее двигаться дальше, например: 5 клеточек вниз, 3 клеточки вправо, 1 вверх, 2 вправо, 3 вниз и т. д. Когда ребенок обозначил весь путь, нужно сравнить его с тем, что нарисован у вас на листочке. Пусть малыш попробует определить сам, попал ли ежик в гости к своему другу.

Статья подготовлена по материалам книг:
1. С.Н. Костромина и Л.Г. Нагаева "Учиться на пятерки по чтению";
2. М.С. Аромштам "Дом, в котором живет малыш. Советы родителям";
3. Г.Е. Акимова "Расту, играю, развиваюсь!"





Развитие межполушарных взаимодействий
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации