Медведева Г. Этические аспекты в социальной работе - файл n1.doc

приобрести
Медведева Г. Этические аспекты в социальной работе
скачать (1179.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1180kb.15.09.2012 17:31скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5

ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Методическое пособие в помощь руководителю благотворительной организации
(по материалам монографий)


Дайджест "Этические проблемы в социальной работе" посвящен вопросам, с которыми приходится сталкиваться сотруд­никам еврейских благотворительных учреждений в их повседневной деятельности. К числу таких вопросов относится психологическая тактика общения с подопечным, реакции на его выс­казывания, пределы откровенности в беседе и др.

В дайджесте представлены материалы из различных современных изданий, вышедших в свет в России в последние годы. В "Профессионально-этическом кодексе социального работника России" (документ принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 г.) содержатся описание основных требований, предъявляемых к социальному работнику.

В материале "Этические принципы в социальной работе" приводятся сведения о таких проблемах, как соблюдение разумных интересов клиента социальной службы, личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его деятельности, уважение прав клиента на принятие самостоятельных решений, конфиденциальность во взаимоотношениях с клиентом и др.

В статье "Психологическая культура делового разговора" рассматриваются основные приемы и методы ведения беседы. Большой интерес представляют здесь сведения о способах со­здания благоприятного психологического климата во время раз­говора, методике поведения с собеседниками различных психо­логических типов, технике выслушивания и целый ряд других.

Дайджест завершается подборкой тестов, при помощи ко­торых социальный работник сможет оценить свои коммуника­тивные способности и поразмышлять о своих ведущих психо­логических характеристиках и качествах.
Наш адрес: 191028, Россия, Санкт-Петербург, ул. Моховая д. 20, кв. 2. Благотворительный Фонд "Санкт-Петербургский Институт Общинных и Социальных Работников" Тел. (812) 275-07-32 , Tel/Fax (812) 279-62-16 E-mail: inst cww@infopro.spb.su
"Этические аспекты в социальной работе" Методическое пособие в помощь руководителю благотворительной организации (по материалам монографий). Составитель: М. Кузьмина, СПб., 2000. - 84 с.


© Благотворительный Фонд "Санкт-Петербургский Институт Общинных и Социальных Работников", 2000
The William American

Rosenvald Institute Благотворительный Jewish Joint

for Communal and Фонд "ИСОР" Distribution "ДЖОЙНТ"

Welfare Workers Committee

СОДЕРЖАНИЕ
Из книги: Медведева Г. "Этика социальной работы" (М.: Владос, 1999)

Профессионально-этический кодекс социального работника России ............... 5

1. Поведение и облик социального работника………………........................................ 5

2. Этические обязательства социального работника по отношению к клиентам ....... 6

3. Этические нормы социального работника по отношению

к своим коллегам.........................................................................……………………... 7

4. Этические обязательства социального работника по отношению к

руководителю или руководящей организации ....….....................................................8

5. Этические обязательства социального работника

перед своей профессией ...…………………….............................................................. 8

6. Этические обязательства социального работника перед

обществом.....……………………….............................................................................. 9

Этические принципы в социальной работе ....…………………............................................. 11

Из книги: Кузин Ф. "Культура делового общения" (М.: Ось-89, 1997)

Психологическая культура делового разговора .......……………………................................. 23

Создание благоприятного психологического климата ................………………........... 23

Создание хорошего впечатления о себе ........................................…………………....... 28

Выслушивание собеседника как психологический прием ..............………………....... 35

Постановка вопросов и техника ответов на них ..........................…………………....... 37

Тактика и техника нейтрализации замечаний собеседников .………….……............... 41

Защита от некорректных собеседников.....................................………….……….......... 47

Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения ..........………………..... 50

Поведение с собеседниками различных психологических типов ......……………....... 52

Ведение делового телефонного разговора....……………………............................................. 57

Правила ведения делового телефонною разговора, когда звонят вам …………......... 57

Правила ведения делового телефонного разговора, когда звоните вы ....…………… 61

Прием посетителей и общение с ними .......………………………............................................. 65

Прием посетителей.........................................................……………………................... 65

Общение с посетителями .....……………………............................................................. 68

Из книги: Панкратов В. "Искусство управлять людьми" (М.: Ин-т психотерапии, 1999)

Тесты ..……………………………................................................................................................ 73





ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА РОССИИ 1

1. ПОВЕДЕНИЕ И ОБЛИК СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА 1.1. Стиль

Сотрудник социальной службы должен поддерживать высокие нравственные стан­дарты своего поведения, исключая какие-либо уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия, четко различая заявления и действия, сделанные им как частным ли­цом и как представителем профессии.
1.2. Компетентность и профессиональное совершенствование

Социальный работник должен приложить все усилия к тому, чтобы стать и оставать­ся специалистом-экспертом в своей профессиональной практике и в выполнении своих профессиональных обязанностей. Он имеет право вести работу только в рамках своей компетентности и в том случае, если он намерен приобрести ее. Сотрудник социальной службы должен нести персональную ответственность за качество работы, которую он инди­видуально ведет, назначает или исполняет.

Социальный работник должен действовать так, чтобы предупредить возможности негу­манного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей.
1.3. Честность

Социальный работник должен соизмерять свои поступки с высшими стандарта­ми профессиональной честности:

а) социальный работник должен не поддаваться влияниям и нажимам, встречаю­щимся на пути его профессиональной деятельности, беспристрастно выполняя свои профессиональные обязанности;

б) социальный работник не имеет права использовать свои профессиональные отношения в личных целях.
1.4. Учеба и исследовательская работа

Специалист в области социальной работы должен стремиться к постоянному по­вышению профессиональных знаний, мастерства, включаться в систему обучения и иссле­довательскую работу:

а) социальный работник, вовлеченный в исследовательскую работу, должен четко сознавать, какие последствия может иметь эта работа для человека, личности;

б) социальный работник, вовлеченный в исследовательскую работу, должен удос­товериться в том, что все участники объединены на основе добровольности и информированности, с полным соблюдением личной свободы и достоинства участвующих;

в) социальный работник, вовлеченный в эксперимент, должен защищать участни­ков от незаконного физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения;
_________

1 Принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 г.
г) социальный работник, приглашенный для оценки тех или иных служб (или процессов), должен обсуждать их только с профессиональной целью и только с теми, кто непосредственно или профессионально имеет к ним отношение;

д) информация, полученная об участниках исследования за время его проведения, должна рассматриваться как конфиденциальная;

е) социальный работник должен принимать плату только за реально выполнен­ную работу, касающуюся научных или исследовательских изысканий, и только добровольно предлагаемую и на законных основаниях.
2. ЭТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К КЛИЕНТАМ

2.1. Права и прерогативы, первостепенность интересов клиентов

Социальный работник должен приложить максимум усилий, чтобы воспитать и развить самостоятельность со стороны клиента. Основными обязанностями социально­го работника являются его обязанности по отношению к клиенту:

а) социальный работник не должен использовать отношения с клиентами в соб­ственных интересах;

б) социальный работник не должен практиковать, способствовать или принимать участие в любых формах дискриминации, основанной на национальности, сексуальных отношениях, возрасте, вероисповедании, семейном статусе, полити­ческой ориентации, умственных или физических недостатках, привилегиях, пер­сональных характеристиках; напротив, его цель — всеми доступными ему средствами бороться с такой дискриминацией;

в) социальный работник должен избегать связей и отношений, которые идут во вред его клиентам;

г) социальный работник не должен вступать в сексуальные отношения с клиента­ми ни при каких обстоятельствах;

д) социальный работник должен осведомлять клиентов о риске, правах, возможно­стях, обязанностях, связанных для них с социальной службой;

е) социальный работник должен следовать советам и консультациям коллег и наставников, если они, по его мнению, служат интересам дела;

ж) социальный работник должен завершить работу с клиентом и профессиональ­ные отношения с ним, когда такая работа и отношения не являются необхо­димыми и более не служат нуждам и интересам этого человека или семьи;

з) в случае, когда какое-либо другое лицо официально назначено выступать в защиту клиента, социальный работник должен иметь дело с этим лицом исключи­тельно в интересах клиента;

и) социальный работник не должен позволять вовлекать себя в любые действия, которые оскверняют или уменьшают гражданские или юридические права клиента, даже если это делается по просьбе клиента;

к) социальный работник должен обеспечивать активную субъективную позицию самого клиента, не допускать унижения достоинства личности клиента форма­ми оказываемой ему благотворительной помощи.
2.2. Конфиденциальность и сохранение тайны

Сотрудник социальной службы обязан уважать тайны клиентов и не распростра­нять информацию, прошедшую в ходе профессиональной социальной помощи:

а) социальный работник может поделиться конфиденциальной информацией, уз­нанной им от клиентов без их на то согласия, только в случаях, необходимых по

профессиональным обстоятельствам;

б) социальный работник должен полностью информировать клиентов о пределах конфиденциальности в данной ситуации, а также о целях, для которых данная информация может быть использована;

в) социальный работник должен в случае необходимости обеспечить клиентов любыми официальными записями, касающимися их;

г) обеспечивая клиентов необходимыми записями, сотрудник социальной службы дол­жен соблюдать конфиденциальность остальной хранящейся в записях информации;

д) социальный работник должен получить согласие клиентов, прежде чем печа­тать, делать магнитофонные записи или разрешить какой-либо третьей инстан­ции наблюдать за его работой.
2.3. Гонорары

Сотрудник социальной службы должен убедиться, что установленные гонорары за различные виды социальной помощи справедливы, разумны, тактичны и соразмерны с видами оказанной социальной помощи и со способностью клиента платить. Социальный работник не должен принимать ценных подарков за выполненную работу.
3. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОИМ КОЛЛЕГАМ
3.1. Уважение, честность, вежливость

Социальный работник должен обращаться с коллегами с уважением, вежливостью, справедливо, с доверием, соблюдая деликатность и справедливость:

а) социальному работнику следует обращаться с коллегами на основе професси­ональных интересов и убеждений;

б) социальный работник должен уважать доверие коллег в ходе профессиональ­ных взаимоотношений;

в) социальный работник должен создавать и поддерживать ситуации, облегчаю­щие коллегам этические, профессионально компетентные действия;

г) при работе с клиентом социальному работнику необходимо детально и честно представить данные о квалификации, точке зрения, творческих находках коллег;

использовать подходящие каналы для оценки методов работы коллег;

д) социальный работник, замещающий коллегу, должен действовать в интересах репутации того, кого замещает;

е) социальный работник не должен использовать конфликт между коллегой и руководителем в своих интересах и для укрепления своей позиции;

ж) социальному работнику следует искать арбитраж (арбитраж: 1) разрешение спорных вопросов арбитрами, третейским судом; 2) государственный орган, занимающийся таким разрешением) (арбитр: 1) посредник в спорах, третейс­кий судья; 2) то же, что и судья) или объективное посредничество, когда профес­сиональные конфликты с коллегами требуют немедленного разрешения;

з) социальному работнику необходимо распространять свое уважение и к колле­гам, не связанным непосредственно со сферой его работы;

и) социальный работник, выполняющий функции эксперта, руководителя, инспектора, наставника по отношению к коллегам, должен доброжелательно, спокойно и подробно доводить до их сведения условия совместной работы и взаимоотношений;

к) сотрудник социальной службы, ответственный за прием на работу и оценку деятельности других социальных работников, должен выполнять эту обязан­ность в спокойной, деликатной, беспристрастной манере на основе четко сфор­мулированных критериев;

л) социальный работник, ответственный за оценку других социальных работников, должен знакомить их с этой оценкой.
3.2. Отношения с клиентами коллег

Сотрудник социальной службы должен обращаться с клиентами своих коллег внимательно, вести их дела с полной профессиональной отдачей:

а) социальный работник не должен брать на себя профессиональную ответственность за клиента другого коллеги без соответствующих согласовании с этим коллегой;

б) социальный работник, обслуживающий клиентов коллег в период временного отсутствия последних или непредвиденного обстоятельства, должен обслужи­вать их с таким же вниманием, как и своих "собственных" клиентов.

4. ЭТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К РУКОВОДИТЕЛЮ ИЛИ РУКОВОДЯЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
4.1. Обязательства по отношению к руководящей организации

Сотрудник социальной службы должен твердо придерживаться своих обязательств, данных руководящей организации:

а) социальный работник должен работать над совершенствованием, корректировкой по­литики своей организации, повышением эффективности и действенности ее служб;

б) социальному работнику следует действовать таким образом, чтобы предупре­дить и исключить ошибки, недостатки в политике и практике приема на рабо­ту в его организации;

в) социальный работник должен использовать ресурсы руководящей организации очень скрупулезно и только на те нужды, на которые эти ресурсы предназначены.

5. ЭТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПЕРЕД СВОЕЙ ПРОФЕССИЕЙ
5.1. Защита чистоты, неприкосновенности профессии

Социальный работник должен поддерживать и повышать значимость, этику, зна­ния и цели своей профессии:

а) социальный работник должен защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии и должен быть ответственным и активным в дискуссиях по совершенствованию профессии;

б) социальный работник должен предпринимать действия по соответствующим каналам против неэтичного поведения любых своих коллег;

в) социальный работник должен предотвращать неквалифицированную и запре­щенную практику социальной работы;

г) социальный работник не должен допускать искажений при рекламе своей ком­петентности, квалификации, услуг, результатов, которые могут быть достигнуты.
5.2. Работа в микрорайоне (социуме)

Социальный работник должен всемерно помогать людям, информируя и делая социальные службы доступными населению микрорайона (социума).

Социальный работник должен вкладывать свое время, профессиональный опыт и знания в деятельность, способствующую уважительному отношению к полезности, чисто­те и компетентности своей профессии.
5.3. Развитие знаний

Социальный работник должен нести ответственность за развитие и полное ис­пользование профессиональных знаний:

а) социальный работник должен основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях;

б) социальный работник должен критически анализировать, оценивать и быть в курсе новых знаний, относящихся к его профессии;

в) социальный работник должен вносить свой вклад в развитие знаний в области системы служб социальной помощи населению, делиться с коллегами практи­ческим опытом, знаниями.
6. ЭТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ
6.1. Поддержка всеобщего благосостояния

Сотрудник социальной службы должен содействовать развитию благосостоя­ния общества:

а) социальный работник должен действовать таким образом, чтобы исключить не­справедливость против любого человека или группы на основании национально­го происхождения, политических или религиозных убеждений, сексуальных ори­ентации, возраста, брачного статуса, психических или физических недостатков, а также исключить предпочтение, привилегии отдельным категориям населения;

б) социальный работник должен действовать таким образом, чтобы расширить личностные возможности всех людей, различных семей, с особым внимани­ем относясь к ущербным группам и лицам;

в) социальный работник должен создавать условия для поддержки уважения к различным культурам;

г) социальный работник должен способствовать созданию соответствующих служб по мере возникновения необходимости в обществе;

д) социальный работник должен настаивать на изменениях в политике и зако­нодательстве с целью улучшения социальных условий жизни и поддержа­ния социальной справедливости;

е) социальный работник должен поддерживать участие общественности в фор­мировании социальной политики и развития активной деятельности всех социальных институтов.

Социальный работник — представитель особой, деликатной и гуманной про­фессии. Посредник - связующее звено во взаимосвязи личности, семьи и общества, он призван работать в системе служб социальной помощи населению, обеспечивая медико-психолого-педагогическую и правовую целесообразность этой системы, ре­шая в органическом единстве задачи воспитания взрослых и детей, укрепления нравственности, физического и психического здоровья, правовой и экономической защи­ты, организации труда и досуга, оказания своевременной социальной помощи семь­ям и лицам, особо в ней нуждающимся.



ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Соблюдение разумных интересов клиента. Социальный работник, приступая к работе, вне зависимости от уровня его деятельности, должен заботиться о том, чтобы принести благо своему клиенту (клиентуре) и обществу. Выполняя свой профессио­нальный долг, он выступает от имени общества, возложившего на него обязанности по решению определенных задач — в общем случае эта задача может быть выражена формулировкой "стабилизация и гармонизация отношений в обществе". Стабильность же в обществе, в свою очередь, наступает при отсутствии в нем очагов социальной напряженности, каковыми являются ущемленные в своих законных интересах слои, группы населения и отдельные индивиды. Делегируя от своего имени социального работника для оказания помощи в решении проблем социально уязвимых слоев и групп населения и наделяя его соответствующими необходимыми и достаточными полномочиями, общество добивается таким образом гармонизации и гуманизации от­ношений как между социальными группами, так и внутри них, что дает определенную гарантию поступательного развития.

В то же время для конкретного клиента на первый план выходят, конечно, не проблемы общества в целом и не общественные отношения, а его собственные пробле­мы и необходимость их решения, и главную задачу социального работника он видит именно в оказании им от имени государства и общества помощи в решении своих проблем, причем значимость решения этих проблем является объективно-субъектив­ной.

Социальный работник, как специалист, должен в первую очередь помочь клиенту определить приоритеты решаемых проблем, помочь ему разобраться в разумной обо­снованности возникающих потребностей и оказать помощь в удовлетворении по­требностей именно такого характера, а также принять меры для вовлечения клиента в деятельность для оказания самопомощи. Система социальной защиты от лица государ­ства определяет приоритеты и гарантирует клиенту удовлетворение основных жиз­ненно важных потребностей.

Личная ответственность социального работника за нежелательные для клиен­та и общества последствия его действий. Разрабатывая вместе с клиентом план со­вместных действий, социальный работник, вооруженный знанием не только сущности проблемы клиента и его потребностей, но и возможностей системы социальной защи­ты для ее решения, количества и качества средств, потребных для решения проблемы, несет ответственность за последствия принимаемого решения.

Его ответственность носит более серьезный характер, нежели ответственность клиента: клиент, как правило, озабочен лишь достижением своего блага, социальный работник же должен учитывать последствия принятого решения не только для клиен­та, но и для всего общества и по возможности, сглаживать противоречия их интересов, если таковые возникают. Он — профессионал, и поэтому он выступает с позиций возможного, целесообразного, должного и желаемого результата, в то время как клиент может позволить себе выступать с позиций желаемого, поскольку не обладает такими знаниями, которые есть у специалиста и не всегда хорошо представляет себе, каковы возможности института социальной работы. Кроме того, человеку свойственно желать большего, нежели это может быть целесообразно. Именно это обстоятельство делает социального работника ответственным за результаты совместных с клиентом решений и действий в гораздо большей степени, в том числе и за отдаленные последствия.

Однако нельзя делать социального работника "ответственным за все". Так напри­мер, трудно требовать от социального работника полной личной ответственности за отдаленные результаты совместных с клиентом действий и их последствия. Когда задача решена, связь с клиентом может быть утрачена;

клиент вправе воспользоваться результатами совместной с социальным работни­ком деятельности для решения своих актуальных проблем. В зависимости от характе­ра этих проблем, морального облика клиента, результат может быть любым ~ в этом случае ответственность социального работника становится весьма относительной.

Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий. Уважение этого права клиента есть проявление уважения прав человека. Клиент социальной службы как личность обладает всеми правами человека, в том числе и правом самостоятельно определять свою судьбу, образ и стиль жизни, иметь собственные убеждения, суждения, взгляды, собственные понятия о добре и зле. Приступая к работе, социальный работник выясняет не только проблемы и потребности своего клиента, но и его видение решения проблемы, в том числе и ко­нечного результата совместных действий. Социальный работник, предлагая клиенту план действий, по его мнению наиболее полно отвечающий нуждам клиента, аргументи­рует свое мнение, но тем не менее, клиент имеет право отказаться от предложенного варианта. Он имеет право отказаться от продолжения уже начатой работы, если его мнение в силу каких-либо причин изменилось. Если новая точка зрения клиента явля­ется объективно иррациональной и поставленная им новая цель является недостижи­мой или ведет к нежелательным для клиента последствиям, то социальный работник может постараться переубедить клиента, аргументируя свои доводы нормами действу­ющего законодательства и возможностями системы социальной защиты населения, своего профессионального опыта и т. п. Однако в любом случае последнее слово оста­ется за клиентом, поскольку он имеет право самостоятельно решать свою судьбу на основе собственного жизненного опыта, потребностей и мнения.

Принятие клиента таким, каков он есть. В социальной помощи нуждаются люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, причем причины этого обстоятельства могут быть разными — как объективными, так и субъективными, не зависящими от самого клиента и кроющимися в его личности и избранном им стиле жизни. Клиент может быть застенчивым или наоборот, грубым, но то и другое мешает ему установить нор­мальные взаимоотношения с людьми; он может страдать от недостатка силы воли или упорства в достижении поставленной цели; наконец, он может быть человеком не вполне здоровым физически или психически или поведение его может быть охарак­теризовано как девиантное — он таков, каков он есть, и с ним надо работать, даже если клиентом социальной службы его сделали его же недостатки. Однако принятие клиен­та таким, каков он есть, вовсе не означает одобрения всех его поступков.

Социальный работник не имеет права предъявлять ко всем клиентам одинаковые требования и давать одинаковые рецепты на все случаи жизни без учета личностного фактора и обстоятельств — этим он снизит эффективность своей работы и оскорбит своего клиента равнодушием и нежеланием понять. И наоборот, учитывая особенности личностных качеств клиента, принимая его таким, каким он является (а не таким, каким его хотелось бы видеть), объективно оценивая его возможности и способности (в том числе и потенциальные), социальный работник может строить свою тактику и помимо решения основной проблемы, воздействуя психолого-педагогическими методами до­биваться положительной коррекции личностных качеств клиента, реализации его по­тенциала.

Конфиденциальность — один из ведущих принципов сотрудничества социаль­ного работника и клиента. Все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, является конфиденциальной информацией, и клиент должен быть поставлен об этом в известность. Сведения о клиенте социальный работник может сообщить третьему лицу только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению проблем клиента. Например, практически всегда соци­альный работник ставит в известность свое руководство обо всех значимых обстоя­тельствах дела клиента - это является необходимым для оказания наиболее адекватной обстоятельствам и эффективной помощи и основанием для привлечения к решению проблемы других подразделений социальной службы и даже сторонних организаций. Но социальный работник обязан при этом поставить в известность клиента о том, что информация будет передана работникам социальной службы. В некоторых случаях необходимым для решения проблем клиента является привлечение к совместной рабо­те близких клиента, его соседей, представителей общественных организаций и юриди­ческих лиц. Однако волевые решения неприменимы — социальный работник может действовать только методами разъяснения и убеждения, аргументируя необходимость привлечения к совместной деятельности указанных лиц и организаций. В этом случае необходимо заручиться согласием клиента на передачу в необходимом и достаточном объеме информации указанным лицам и действовать в соответствии с его решением. Кроме этого, следует предупредить указанных лиц и учреждения о необходимости соблюдать конфиденциальность в отношении нуждающегося в их помощи клиента.

Доброжелательность — основа нравственной культуры социального работника, принцип профессиональной этики и одно из непременных условий его успешного взаимодействия с клиентом. Само содержание социальной работы как профессиональ­ной деятельности основано на желании людям добра и творении добра. Доброжела­тельность присутствует на всех этапах взаимодействия специалиста с клиентом. Добро­желательность помогает ему найти верный тон при первом разговоре с клиентом, вызывает клиента на откровенный рассказ о своих проблемах и трудностях. Желая добра клиенту, социальный работник осуществляет необходимое руководство его дей­ствиями, тактично указывает на его ошибки и недостатки, помогает в решении труд­ных проблем или берет на себя заботу о клиенте полностью.

Доброжелательность всегда ощущается клиентом — благодаря ей он чувствует в социальном работнике не равнодушного чиновника, который выполняет за заработную плату определенный перечень надоевших обязанностей "от" и "до" и забывает о них по истечении рабочего времени, а живого человека, готового понять и помочь не в силу служебного положения, а потому что этого требуют его нравственные принципы и убеждения. Доброжелательность социального работника является отражением и проявлением его любви к людям.

Бескорыстие — необходимый принцип этики социальной работы. Он не входит в противоречие с тем обстоятельством, что социальный работник, являясь трудящимся, работающим по найму, получает за свою работу соответствующую заработную плату. Бескорыстие проявляется в отношениях социального работника и его клиента, по­скольку клиент не оплачивает услуг специалиста. Если клиенту оказываются платные услуги, то делает это учреждение социальной защиты, а не отдельный социальный работник, хотя выполняет работу именно он, а учреждение эту работу оплачивает. Такие опосредованные финансовые отношения между социальным работником и кли­ентом дают право считать основой их отношений отсутствие материальной заинтересо­ванности друг в друге, бескорыстие со стороны социального работника.

Бескорыстие социального работника проявляется также и в том, что зачастую он делает для своего клиента существенно больше, нежели это предписывается должнос­тной инструкцией. Специалист делает для своего клиента все, что по его мнению необ­ходимо сделать для разрешения проблемы, не ожидая дополнительного вознагражде­ния.

Хорошо выполненная специалистом работа, своевременно и качественно оказан­ная помощь всегда ценится клиентом, однако профессиональная этика требует, чтобы социальный работник деликатно, но твердо отказывался от всех материальных выражений благодарности своего клиента. Помимо слов благодарности, высказанных кли­ентом в его адрес, социальный работник имеет право принять лишь букет цветов в знак уважения и признательности.

Честность и открытость во взаимоотношениях социального работника и его клиента являются основой их взаимного доверия и уважения, а значит, и плодотворно­го сотрудничества. Социальному работнику следует знать, что доверие со стороны клиента к нему — не обязанность, а следствие его деятельности. Доверие не выдается, а заслуживается. Поэтому отношения социального работника и клиента могут строить­ся только на основах открытости и честности. Социальный работник не вправе скры­вать от клиента правдивую информацию, важную для его жизнедеятельности; он дол­жен видеть в клиенте своего полноправного союзника и партнера, а от партнера скры­вать ничего нельзя.

Любая полуправда, неискренность социального работника могут привести к ут­рате доверия клиента: почувствовав ложь или недосказанность, клиент замкнется в себе, будет скрывать от социального работника информацию, боясь довериться ему. Такое взаимное недоверие и недосказанность могут привести только к снижению эф­фективности взаимодействия.

Ни в коем случае не следует скрывать от клиента негативного результата совме­стных действий или приукрашивать его. Напротив, следует в деликатной форме ознако­мить клиента с результатами действий, объяснить причины неудачи и что планирует­ся предпринять для того, чтобы исправить ошибку и достичь намеченной цели.

Полнота информирования клиента о предпринимаемых действиях необходима не только для того, чтобы клиент знал, что социальный работник предполагает пред­принять для решения его проблем. Одной из задач социальной работы является акти­визация личностного потенциала клиента, а выполнение этой задачи невозможно без полного информирования клиента. Даже если клиент в силу различных объективных или субъективных причин не может активно подключиться к выполнению намеченно­го плана действий, то на стадии принятия решения он имеет полное право на участие в обсуждении и на решающее слово. Недостаток информации отрицательно скажется и на качестве принимаемого клиентом решения — не зная всех обстоятельств и фак­тов, он может принять ошибочное решение, которое приведет к результату, прямо проти­воположному желаемому.

Недостаток информации в том случае, если клиент под руководством социаль­ного работника предпринимает определенные действия для разрешения своей пробле­мы, может привести к опрометчивым шагам, ошибочным действиям или бездействию и в конечном итоге может сделать поставленную цель субъективно недостижимой.

И, наконец, самое главное, поскольку, речь идет о судьбе человека и его благопо­лучии (материальном, физическом или духовном), — клиент имеет полное право знать обо всех действиях, которые предполагается предпринять с его участием или без его участия; достоинство клиента требует, чтобы он был полноправным субъектом процес­са социальной работы, а не пассивным объектом воздействия, лишенным права на ини­циативу.

Отсутствие предрассудков и предубеждений в отношении клиента — непре­менное условие установления отношений сотрудничества с клиентом. Социальный ра­ботник, приступая к работе с конкретным клиентом, должен помнить, что каждый чело­век имеет право на собственные убеждения, взгляды, идеи, мнения и т. п., и его воззре­ния не обязательно должны совпадать с воззрениями социального работника. Миро­воззрение человека в определенной мере формируется под влиянием условий социаль­ной действительности, в которой протекает его жизнедеятельность, а поскольку набор таких условий может быть любым, социальному работнику, как и каждому специа­листу, работающему с людьми, приходится иметь дело с широким спектром взглядов и убеждений.

Даже если взгляды и убеждения клиента полностью противоречат взглядам и убеждениям социального работника и являются иррациональными объективно или с точки зрения специалиста, это не значит, что клиента следует третировать, ущемлять в правах или считать неполноценным. Социальный работник может тактично изложить свою точку зрения, если этого требуют интересы дела или просит сам клиент, но он обязан уважать и точку зрения своего оппонента. Необходимо помнить, что для соци­ального работника главное — оказание помощи людям, нуждающимся в этом, а не поиск единомышленников и единоверцев среди клиентов.

Социальная работа как профессиональная деятельность сопровождается столк­новением типичных интересов и возникновением характерных для нее противоречий. Эти противоречия обусловлены целями, содержанием, методами и организацией сис­темы социальной защиты, ее местом в системе общественных отношений, всей совокуп­ностью и характером общественных отношений, определяющих нравственную атмос­феру в обществе. Сам процесс социальной работы всегда представляет собой совокуп­ность объективно обусловленных интересов его участников. Основные виды интересов, представленных в социальной работе, могут быть объединены в пять групп.

1. Личные интересы социального работника. Они проявляются в стремлении при меньших затратах добиться лучших результатов, в стремлении к улучшению ус­ловий труда, его должной регламентации и справедливой оплаты, избавлению от лиш­них, не свойственных социальному работнику обязанностей, в выборе такого количе­ства и качества труда, которое давало бы человеку максимальное удовлетворение и возможность полного самовыражения и само-реализации в профессиональной дея­тельности и обеспечивало бы условия для его профессионального и квалификацион­ного роста, а следовательно, повышения социального статуса.

2. Интересы клиента социальной службы. Клиент стремится максимально, с по­мощью социальной службы и конкретного социального работника, реализовать свои интересы, которые могут быть в общем виде сформулированы как улучшение условий жизнедеятельности, повышение качества жизни, достижение уважения со стороны ок­ружающих и самоуважения, достоинства. При этом он старается, иногда неосознанно, приложить минимум усилий к реализации собственных же интересов, переложив свои заботы на плечи социального работника, и получить желаемые блага в полном объеме.

3. Интересы, социального окружения клиента могут быть выделены в отдельную группу интересов, поскольку они не всегда совпадают с интересами клиента социаль­ной службы. Так например, родственники клиента могут представлять себе конечный результат деятельности социального работника иначе, чем видят это и социальный работник, и его клиент. Причину такого несовпадения интересов следует искать в том, что социальное окружение клиента социальной службы может усматривать в действи­ях социального работника возможность реализации собственных, не имеющих отно­шения к благополучию клиента, интересов (например, избавиться от надоевших хлопот по уходу за престарелым или больным, получить на основании дарственной его иму­щество и т. п.).

4. Интересы профессиональной группы социальных работников. Эти интересы проявляются в действиях, направленных на повышение престижа профессии, создание благоприятных условий для функционирования и развития социальной работы, — развитии сети социальных служб, системы подготовки, переподготовки кадров и по­вышения их квалификации, стабильности трудовых коллективов и отношений в них, создании обстановки взаимопонимания и сотрудничества как внутри профессиональ­ной группы, так и с внешними организациями, разработке и внедрении новых форм и методов работы, приращении и обмене накопленным опытом.

5. Интересы общества. Интересы общества заключаются в достижении стабиль­ной обстановки в государстве на основе гармонизации интересов различных групп и слоев общества, в оказании профессиональной высокоэффективной помощи гражданам, ограниченным в силу различных причин в своих возможностях, в выравнивании возможностей граждан в реализации их основных нрав, в активизации личностного потенциала каждого индивида. Эти интересы общество стремится реализовать с наи­меньшими затратами всех видов ресурсов.

При реализации этих пяти групп интересов задача социальной работы заклю­чается в том, чтобы не допустить антагонизма между ними равно как и использования интересов одной группы в качестве инструмента реализации интересов других групп. Так например, забота социальных работников о повышении престижа профессии, вы­ражаемая через развитие системы социальной защиты, не только не противоречит ин­тересам отдельных социальных работников, клиентов и общества, а напротив, дополня­ет их: имея возможность выбрать профильную социальную службу, клиент увеличива­ет вероятность получения квалифицированных услуг; государство и общество с помо­щью развитой сети социальных служб могут обеспечить более широкий охват различ­ных категорий населения социальными услугами; социальный работник может внут­ри системы реализовать свои сущностные интересы и передать решение вопросов, несвойственных ему и представляемой им службе, своим коллегам.

Работая непосредственно с клиентом, социальный работник относительно свобо­ден в своих действиях, однако это не означает, что обществу безразлично, как он пользу­ется своей свободой, какой интерес он выбирает в качестве определяющего. Суть соци­альной работы заключается не только в том, чтобы разрешить возникающее противо­речие, но и в том, чтобы решая противоречие, осуществить акт социальной справедли­вости и целесообразности. Именно такая постановка вопроса делает этические нормы социальной работы и специфическими, и целесообразными.

Однако наиболее сложным для разрешения является вопрос соотношения инте­ресов клиента социальной службы и общества.

В теории и практике социальной работы постоянно обсуждается вопрос, что в профессиональной деятельности может являться приоритетом — интересы клиента, которые социальный работник представляет от его имени перед обществом, или инте­ресы общества, от чьего имени выступает социальный работник в качестве государ­ственного чиновника?

Ответа на этот вопрос может быть три.

1. Интересы государства и общества превыше интересов отдельного человека, в данном случае — клиента социальной службы. При подобном положении вещей повторяется ситуация, сложившаяся в нашем государстве на протяжении тысячелетий. Религия говорила человеку, что он — раб Божий, что любая власть — от Бога, следова­тельно, оставалось только одно: принимать социальную действительность как данность, страдать и терпеть, надеясь на воздаяние в загробной жизни, поскольку в жизни зем­ной человек был не в состоянии и, более того, не вправе что-либо менять.

В дореволюционный период и период советской власти мало что менялось в этом отношении к человеку. Интересы личности были полностью подчинены ин­тересам общества и государства, отдельный человек, несмотря на лозунги, ничего не значил, его интересами постоянно жертвовали во имя великой цели, которую ставило перед собой общество, — построение светлого будущего. По сути дела, советская концепция построения нового общества в этом отношении мало чем отли­чалась от религиозной христианской: человек мог рассчитывать, что за его труды воздается в далеком будущем — правда, не лично ему и не в загробном мире, а его потомкам на земле.

Находясь в подобных условиях, человек как бы растворяется в общей массе, становится незначительным "винтиком" в большой государственной машине; он усва­ивает образ мысли, в соответствии с которым от него ничего не зависит и ему не следует ожидать блага для себя лично, так как человек — ничто, государство — все. Несмотря на все гуманистические лозунги, была забыта истина, которую "открыли" еще гуманисты XIV века — человек имеет право быть счастливым здесь и сейчас, а не в необозримо далеком будущем. Такое мировоззрение, навязанное сверху и усвоенное индивидом, порождает психологию социальной пассивности, отстраненности и отчуж­дения от общества. Несмотря на формальную подчиненность интересов индивида инте­ресам государства, на деле и государственные интересы терпят ущерб — пассивность граждан сильно тормозит общественное развитие.

В этой связи можно вспомнить апологию Т. Гоббса государства-левиафана, инте­ресы которого превыше интересов личности и которое ради сохранения гражданско­го мира должно обладать всей полнотой неконтролируемой власти, свободной от ка­ких-либо обязательств по отношению к закону, этике или морали. Ж. Ж. Руссо развил концепцию Т. Гоббса, объявив народ абсолютным сувереном, а решения, принимаемые от его имени выборными представителями, — правильными всегда и во всех случаях.

Однако историческая практика показывает, что даже если в условиях представи­тельной демократии решения принимаются от имени народа, это вовсе не означает, что они принимаются в интересах народа, т.е. большинства.

Применительно к социальной работе в нашей стране в современных социально-экономических условиях приоритет государственных и общественных интересов оз­начает, что интересы клиента социальной службы могут в значительной степени игно­рироваться, хотя граждан, нуждающихся в социальной помощи и поддержке, боль­шинство. В этом случае система социальной защиты из института, необходимость которого для большинства населения подтверждается самой жизнью, превращается в пустую формальность, существующую лишь в качестве ширмы, за которой укрывается един­ственная реальная цель государства — построение рыночной экономики любой ценой. Вновь населению предлагается ждать и терпеть до того времени, когда социально ори­ентированный рынок станет реальностью и сделает возможным получение благ для всех граждан. Социальная цена реформ, интересы и судьбы подавляющего большин­ства населения при этом не учитываются, поскольку, с точки зрения государства, граж­дане обладают равными правами, а воспользоваться возможностями — частное дело каждого.

2. Интересы, отдельного клиента социальной службы, превыше интересов обще­ства. С одной стороны, такой подход дает социальному работнику наивысшие полно­мочия для защиты интересов клиента, для достижения его блага, да и клиент начинает в этом случае практически ощущать свою высокую социальную значимость, свою цен­ность для общества.

Но с другой стороны, возникает закономерный вопрос: над чьими конкретно интересами возвышаются интересы клиента социальной службы? От кого должен социальный работник защищать клиента?

Общество — это не абстрактность, это люди. Именно от них социальный работ­ник, руководствуясь данным подходом, должен защищать своего клиента, выше интере­сов других людей ставить интересы одного человека. Общество, т. е. всех людей, можно в этом случае рассматривать как силу, антагонистичную и враждебную клиенту, чем, собственно, и вызвана ситуативная необходимость его защиты.

Такую точку зрения можно было бы поддержать, если бы людей, нуждающихся в социальной защите, было меньшинство. Можно было бы утверждать, что общество как монолит стоит на защите собственных интересов, т. е. интересов людей сильных, умею­щих постоять за себя. Люди слабые, неудачники, не умеющие или не имеющие возмож­ности хотя бы в средних для такого общества условиях отстаивать свои интересы, оказываются в невыгодных по сравнению со средним гражданином условиях — обще­ственные стандарты, может быть, объективно и не чрезмерно высокие, для них оказы­ваются непреодолимыми. Тем самым общество как бы противостоит своим слабейшим членам и отторгает их, чем и вызвана необходимость защиты их интересов, защита их самих от общества, так как у общества, т. е. у подавляющего большинства, необходимости в защите со стороны социальных служб нет, оно в состоянии решить свои пробле­мы самостоятельно.

Однако в Российской Федерации ситуация складывается не столь благопо­лучно, как в приведенном абстрактном примере. По подсчетам специалистов, подав­ляющее большинство населения (около 80%) нуждается в той или иной степени в социальной помощи и поддержке, хотя далеко не все за нею обращаются и в силу личных причин, и в силу того, что возможности системы социальной защиты в кризисный период невелики из-за недостаточного финансирования; круг клиентов резко ограничен по объективным причинам. В такой ситуации вопрос о приорите­те интересов клиента социальной службы над интересами общества становится чисто риторическим: мы приходим к парадоксу, заключающемуся в том, что инте­ресы одного обездоленного индивида необходимо поставить выше интересов мил­лионов других точно таких же обездоленных индивидов, т. е. людей, находящихся примерно в одинаковых жизненных обстоятельствах, следует, в соответствии с вышеуказанной концепцией, противопоставить друг другу, столкнуть их интересы. В более знакомой интерпретации эта формула звучит так: "человек человеку — волк", причем социальный работник в этой системе отношений выступает как ак­тивный пособник формирования подобных "волчьих" взаимоотношений в обще­стве и своими действиями разрушает стабильность социума.

Занимая подобную позицию, т. е. ставя интересы клиента над интересами обще­ства без учета сегодняшних российских реалий, социальный работник невольно спо­собствует дальнейшему разобщению людей, расколу общества. Более того, он стано­вится инструментом, разрушающим остатки социальной справедливости в обществе: в данных социально-экономических условиях, поставив интересы своего действительно­го клиента выше интересов клиентов потенциальных, "скрытых", социальный работ­ник должен отдавать себе отчет в том, что проблемы клиента можно решить только за счет ущемления интересов остальных индивидов и социальных групп.

Таким образом, социальный работник не только практически не может достичь одной из важнейших целей социальной политики и социальной работы, заключаю­щейся в гармонизации общественных отношений и понижении уровня эмоциональной напряженности в обществе, но уже на теоретическом уровне отказывается от этого, считая приоритетными интересы сравнительно небольшой группы людей — своих клиен­тов, а не интересы "скрытых" клиентов.

3. Гармонизация, сочетание интересов клиента социальной службы и общества. Такой подход представляется оптимальным, ибо он полностью соответствует одной из важнейших закономерностей социальной работы - решению социальных проблем че­рез личностные, личностных — через единичные. Подключаясь к решению проблем клиента, социальный работник не противопоставляет его обществу. Напротив, в этом случае он видит в обществе надежного союзника, партнера, заинтересованного в реше­нии общей проблемы, так как проблемы члена общества - это проблемы общества.

"Отношение личности к общественному благу есть критерий ее моральности", — как считает Н. Н. Куликова1, но безусловно, верно и обратное: отношение общества к благу отдельной личности есть не менее важный показатель моральности этого общества.

Общество — это сложный социальный организм, явление качественно иного по­рядка, нежели сумма отдельных индивидов.

При рассмотрении клиента как члена общества, т. е. части целого, антагонизм между ним и обществом исчезает, причем связующим звеном между клиентом и обще­ством в данном конкретном случае является социальный работник. Руководствуясь в своей деятельности интересами как клиента, так и общества, социальный работник

____________________

1 Куликова Н. П. Содержание и критерий нравственного прогресса (Опыт филосовско-этического иссле­дования проблемы). — М., 1967. — С. 32, 50.
должен будет решать сложнейшую задачу — оказывать помощь клиенту не за счет других членов общества, а с их помощью, не за счет ущемления интересов клиента или общества, а максимально удовлетворяя интересы и тех, и других. В истинно демокра­тическом государстве решения должны приниматься в интересах большинства при условии, что рациональные интересы меньшинства также могут быть реализованы.

Подход, направленный на гармонизацию интересов социума и индивида, позволя­ет социальному работнику в своей практической деятельности осуществлять страте-гию сотрудничества с клиентом, исключающую возможность диктата одной из сторон, и наиболее полно реализующую права человека в отношении обоих участников процесса.

Эта задача, безусловно, сложна, однако в нынешней социально-экономической обстановке она представляется единственно верной, поскольку другие подходы ведут к еще большему разобщению людей, распаду общества на отдельные, враждебные друг другу группы, чьи интересы не представляется возможным согласовать, привести к единству и консенсусу. Именно в связи с существующей опасностью раскола общества на враждующие группы. Этический кодекс, принятый Международной федерацией со­циальных работников, в основных своих принципах и положениях требует от социаль­ного работника умения сочетать интересы клиента и общества, гармонизировать их, а не противопоставлять друг другу.

Одной из важнейших функций морали является укрепление общественных от­ношений, что особенно актуально для России на современном этапе ее развития. Осу­ществление этой функции стало бы невозможным при противопоставлении соци­альными работниками интересов клиентов и общества. Действия социального работ­ника и института социальной работы в целом, направленные на развал общества и ведущие к ослаблению государства, не только глубоко безнравственны - они опасны для государства и поэтому должны быть полностью исключены из практики социальной работы.

Решение проблемы этической оценки сопоставления интересов общества и кли­ента социальной службы может быть переведено в чисто практическую плоскость. С этой точки зрения можно рассматривать вопрос об уровнях взаимоотношений и обще­ния социального работника и его клиента.

С каких позиций может выступать социальный работник по отношению к клиен­ту? Здесь возможны три подхода.

1. Являясь представителем общества и государства, социальный работник на­ходится как бы "над клиентом", занимает главенствующее положение.

В этом случае диапазон отношений социального работника к клиенту размещает­ся между отношениями покровительства клиенту до диктата над ним. Социальный работник полагает в этом случае, что он вправе принимать решения о судьбе клиента, не заручившись его согласием, определять виды и формы помощи, предоставляемые клиенту, их количество и качество и т. п. Отношения социального работника и его клиента в этом варианте имеют строго субъектно-объектный характер, причем субъек­том является социальный работник, а объектом — его клиент. От клиента требуется только одно — пассивность и готовность принять то, что социальному работнику от имени государства и общества будет угодно предоставить.

Безусловно, в этом случае социальный работник не только нарушает право чело­века на свободу выбора — в первую очередь выбора своей судьбы, — но и невольно способствует ухудшению психологического самочувствия своего клиента, лишая его возможности проявлять инициативу, возможности дальнейшего роста и развития. Действующее законодательство запрещает отнимать у человека право выбора линии поведения своего стиля жизни, убеждений, привычек, если они не наносят вреда об­ществу и самому клиенту. Такие действия социального работника приводят к тому, что клиент утрачивает самоуважение и уважение к нему окружающих, у него развивается чувство полной зависимости от социального работника, он теряет достоинство.

2. Клиент, исходя из приоритетности его интересов, главенствует над соци­альным работником. При таком построении взаимоотношений в системе "социальный работник — клиент" мы приходим к лозунгу "клиент всегда прав", который не только не отражает действительной сущности этих отношений, но и является вредным как для системы социальной защиты и конкретного социального работника, ее представ­ляющего, так и для самого клиента, и для общества в целом. Если клиент всегда прав, он может требовать от социального работника и системы социальной защиты всего, что ему хочется, в любых количествах и любого качества, не заботясь о правомернос­ти и выполнимости своих требований. Если быть последовательными, то следует признать, что клиент всегда безусловно прав.

Такие взаимоотношения социального работника и его клиента ведут в тупик. Это положение недопустимо теоретически и невозможно практически, поскольку система социальной защиты даже при самой благоприятной социально-экономической ситу­ации обладает ограниченными ресурсами, которые могут быть предоставлены клиен­там с учетом их рациональных потребностей, возможностей общества и в соответствии с принципом социальной справедливости.

Одной из задач системы социальной защиты является поддержание достоинства клиента, но не в коем случае не за счет унижения других членов общества, что неизбеж­но произойдет, если клиент будет наделен правом диктовать обществу свои условия и требования, исходя из презумпции "клиент всегда прав". Даже если система социаль­ной защиты сумеет в этой ситуации оградить каким-то образом общество от непо­мерных запросов клиента, пользующегося неограниченными правами, то сама система остается перед клиентом беззащитной, и первый, кто будет страдать от его "правоты", — социальный работник, превращенный в прислугу, вынужденную все безропотно тер­петь и беспрекословно выполнять. В таком случае социальный работник перестает уже быть субъектом отношений и взаимодействия — скорее это инструмент или сред­ство, при помощи которого клиент достигает своей цели. Кроме того, не следует забы­вать, что у клиента, помимо прав, оговоренных действующим законодательством, име­ются еще и обязанности — как клиента социальной службы, так и чисто человеческие.

3. Партнерские отношения. Такая форма взаимоотношений наилучшим образом отвечает интересам как клиента, так и социального работника, и общества в целом. В этом случае социальный работник и клиент не только совместно обсуждают проблему и возможные пути ее решения, приходя к консенсусу, но и совместно принимают участие в решении поставленных задач; конечно, клиент делает это в меру своих возможностей. Такой подход исключает вероятность формирования отношений по типу "господин — прислуга", не дает возможности клиенту или социальному работнику превратиться в маленького диктатора, что почти неизбежно случается при системе отношений, "личность над личностью".

Социальный работник при этом не просто помогает индивиду справиться с про­блемой — он способствует активизации и реализации потенциала личности, ее соци­альному и духовному росту, выполняя при этом одну из важнейших задач социальной работы. Отношения сотрудничества повышают веру клиента в свои силы, заинтересо­ванность не только в конечном результате, но и в самих действиях, развивают его инициативу и творческие способности, повышают его достоинство и самоуважение, уважение со стороны окружающих.

Общество также выигрывает при подобном подходе — снижается уровень соци­альной напряженности в обществе за счет того, что большее количество людей чув­ствует себя в нем комфортно; больше становится личностей, живущих богатой со­циальной и духовной жизнью, социальная и экономическая иждивенческая нагрузка снижается, в обществе становится больше людей социально активных. Конечно, по ряду обстоятельств они не всегда имеют возможность полностью самостоятельно решать свои проблемы (например, люди старших возрастных групп, инвалиды и т. п., с объективно ограниченными физическими или психическими возможностями), но в меру своих сил они активно стремятся к деятельности, что позволяет минимизировать сте­пень вмешательства социальных служб.

Социальный работник не может быть выше или ниже клиента, так как он явля­ется носителем возложенной на него государством и обществом ответственности за выполнение определенных функций; он — представитель общества и государства, и это наделяет его определенным официальным статусом, но в то же время он лишь способствует решению проблем личности — своего клиента, который является само­стоятельной ценностью.

Партнерские отношения социального работника и клиента представляются един­ственно правильными еще и потому, что как тот, так и другой — люди, обладающие достоинством, которое должно обоюдно поддерживаться ими при помощи установ­ленной системы отношений и в ее рамках. Практика показывает, что далеко не все люди, оказавшись "над" кем-то, зависящим от них, обладают чувством такта, меры и душевной тонкостью и могут построить свои взаимоотношения столь грамотно, чтобы не дать почувствовать окружающим собственного превосходства, а порой и высокоме­рия. Довольно часто можно наблюдать обратное — почувствовав свою "власть", инди­вид, не обладающий культурой чувств и высокой нравственностью, мгновенно дает понять окружающим, "кто здесь хозяин", пытаясь возвыситься отнюдь не за счет нрав­ственного, социального или профессионального роста ценой собственных усилий, а наиболее простым и доступным способом — за счет унижения окружающих, находя­щихся у него в зависимости, попрания их достоинства.

Партнерские отношения наилучшим образом отвечают поставленной задаче — они почти полностью исключают возможность ущемления достоинства партнеров. Как только один из элементов данной системы отношений поднимается "над" другим, будь то социальный работник или клиент, второй неизбежно попадает в подчиненное поло­жение и теряет свою субъектную сущность, становясь пассивным исполнителем чужой воли.

Таким образом, профессиональная этика социального работника строится на ос­нове уважения прав личности, специфики социальной работы как профессиональной деятельности и социального института и предполагает не только знание норм и прин­ципов взаимодействия и взаимоотношений, но и наличие определенных личностных качеств у специалиста, поскольку профессиональные моральные требования не могут охватить всего многообразия ситуаций, возникающих в процессе деятельности, и мно­гие этические проблемы социальный работник решает, руководствуясь своими соб­ственными понятиями о долге, о добре и зле, т. е. своими собственными нравственны­ми принципами. Высокий уровень нравственности формируется у специалиста при наличии определенных черт, развиваемых им в процессе самовоспитания и обучения профессиональной деятельности.


  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации