Асанов А.Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей - файл n1.doc

приобрести
Асанов А.Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей
скачать (65487 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc65487kb.30.05.2012 10:31скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8



Асанов А. Ю.


Основы генетики

и наследственные нарушения разви­тия у детей




Основы генетики и наследственные нарушения разви­тия у детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведе­ний /А. Ю. Асанов, Н.С. Демикова, С.А.Морозов; Под ред. А. Ю. Асанова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 224с.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

4

Глава I. Биологические основы наследственности человека

7

I.1. Клеточная теория

7

I.2. Строение животной клетки. Основные органеллы и их функции

8

I.3. Яйцеклетка и сперматозоид

10

I.4. Гаметогенез

11

I.5. Оплодотворение и ранние стадии эмбрионального развития человека

13

I.6. Процессы подготовки репродуктивной системы женского организма к оплодотворению и беременности

14

Глава II. Цитологические основы наследственности

16

II.1. Деление клеток — механизм преемственности наследственных свойств

16

II.2. Клеточный цикл и его периоды

16

II.3. Митоз — деление соматической клетки

17

II.4. Мейоз — деление созревания половых клеток

18

Глава III. Хромосомы: Строение и функции. Хромосомная теория наследственности

20

III.1. Видимое строение хромосом и их морфология

21

III.2. Классификация и тонкая структура хромосомы

22

III.3. Хромосомная теория наследственности

25

III.3.1. Сцепление генов

25

III.3.2. Хромосомные карты

26

Глава IV. Молекулярные основы наследственности

27

IV.1. Доказательства генетической роли нуклеиновой кислоты

28

IV.2. Химическое строение нуклеиновых кислот

29

IV.2.1. Строение ДНК

31

IV.2.2. Строение и функции РНК

32

IV.3. Сохранение информации от поколения к поколению

32

IV.4. Трансляция

34

IV.5. Генетический код

35

IV.6. Гены и их организация

36

IV.6.1. Классификация генов

36

IV.7. Гены и белки

37

IV.7.1. Белки

37

IV.7.2. Схема синтеза белка

37

IV.7.3. Химическая структура белков

38

Глава V. Менделевская генетика

39

V.1. Гибридологический метод Г. Менделя

40

V.2. Моногибридное скрещивание

40

V.3. Типы межаллельных взаимодействий

42

V.4. Наследование групп крови системы АВ0

43

V.5. Полигибридные скрещивания

44

V.6. Взаимодействие генов

46

Глава VI. Наследственность и изменчивость

47

VI. 1. Типы изменчивости

47

VI.1.1. Ненаследственная изменчивость

47

VI.1.2. Наследственная изменчивость

48

VI.2. Мутагены

49

VI.3. Типы мутаций

50

VI.3.1. Генные мутации

51

VI.3.2. Геномные и хромосомные мутации

52

VI.3.3. Наследственная патология как результат наследственной изменчивости

53

Глава VII. Наследственная патология

55

VII.1. Соотношение генетических факторов и условий внешней среды в развитии патологии

55

VII.2. Классификация наследственной патологии

56

VII.3. Особенности патогенеза наследственной патологии

58

VII.3.1. Особенности патогенеза моногенных болезней

58

VII.3.2. Особенности патогенеза хромосомных болезней

59

Глава VI11. Общая характеристика наследственных болезней

59

VIII.1. Особенности клинических проявлений наследственных болезней

59

VIII.1.1. Сроки манифестации наследственных болезней

59

VIII.1.2. Прогредиентность и хронический характер наследственных болезней

60

VIII.1.3. Вовлеченность многих органов и систем в патологический процесс при наследственных заболеваниях

61

VIII.1.4. Семейный характер наследственных заболеваний

61

VIII.1.5. Специфические симптомы наследственных болезней

61

VIII.1.6. «Резистентность» наследственных болезней к наиболее распространенным методам терапии

61

VIII.2. Клинический полиморфизм наследственных заболеваний

62

VIII.3. Генетическая гетерогенность

62

Глава IX. Клинико- генеалогический анализ как метод изучения наследственности человека

63

IХ.1. Задачи метода

63

IХ.2. Составление родословной

64

IХ.3. Генетический анализ родословной

67

IХ.4. Критерии наследования моногенных заболеваний

67

IХ.4.1. Аутосомно-доминантный тип наследования заболевания

67

IХ.4.2. Аутосомно-рецессивный тип наследования заболевания

69

IХ.4.3. Х-сцепленное наследование

70

IХ.4.4. Y-сцепленное, или голандрическое, наследование

72

IХ.4.5. Митохондриальная, или цитоплазматическая, наследственность

72

Глава Х. Наследственные болезни

73

Х.1. Генные болезни

73

Х.1.1. Аутосомно-доминантные заболевания

73

Х.1.2. Аутосомно-рецессивные заболевания

74

Х.1.3. Х-сцепленные рецессивные заболевания

75

Х.2. Хромосомные болезни

76

Х.2.1. Количественные нарушения аутосом

76

Х.2.2. Количественные нарушения половых хромосом

79

Х.2.3. Структурные нарушения аутосом

81

Х.3. Болезни с наследственным предрасположением

82

Х.3.1. Моногенно обусловленная предрасположенность

82

Х.3.2. Полигенно обусловленная предрасположенность

82

Х.4. Наследственные болезни с нетрадиционным типом наследования

84

Х.5. Врожденные пороки развития

85

Глава XI. Наследственно обусловленные формы нарушений умственного и физического развития

88

XI.1. Умственная отсталость

88

XI.1.1. Умственная отсталость при хромосомных болезнях

89

ХI.1.2. Умственная отсталость при моногенных болезнях

92

XI.1.3. Умственная отсталость при дизморфических синдромах

97

XI.1.4. Мультифакториально обусловленная умственная отсталость

100

ХI.2. Задержка психического развития

100

XI.3. Ранний детский аутизм

100

XI.4. Стойкие нарушения слуха

102

XI.5. Стойкие нарушения зрения

105

Терминологический словарь

107



ВВЕДЕНИЕ

Генетика человека и такие фундаментальные дисциплины, как анатомия, физиология, биохимия, составляют основу современ­ной медицины.

Наследственность и изменчивость у человека являются предме­том изучения генетики человека на всех уровнях его организации: молекулярном, клеточном, организменном, популяционном. Ге­нетика человека своими успехами в значительной мере обязана медицинской генетике — науке, изучающей роль наследственно­сти в патологии человека. Прикладной раздел медицинской гене­тики — это клиническая генетика, которая использует достиже­ния медицинской генетики, генетики человека и общей генетики в решении клинических проблем, возникающих у конкретных па­циентов или в их семьях. Благодаря взаимопроникновению идей, концепций и методов общая генетика, генетика человека и меди­цинская генетика в значительной степени обогатили друг друга, что в конечном счете способствовало тому, чтобы достижения науки реализовались в практической деятельности не только врача, но и педагога, психолога и дефектолога.

Основателем генетики как науки по праву считается великий чешский исследователь Грегор Мендель. Величайшей заслугой Мен­деля является разработанный им гибридологический метод анали­за явлений наследования, позволивший ему открыть в 1866 г. кор­пускулярную природу наследственности.

Хронология важнейших открытий в области генетики человека и медицинской генетики приведена ниже.

Важнейшие открытия в области генетики человека

Год

Научное открытие

Исследователи

1866

Корпускулярная наследственность. Законы наследования

Г. Мендель

1876

Близнецовый метод

Ф. Гальтон

1900

Открытие менделирующих полиморфных признаков человека (групп крови системы АВ0)

К. Ландштейнер

1902

Биохимическая изменчивость человека. врождённые ошибки метаболизма

А. Гаррод

1903

Хромосома как носительница генов

В. Саттон и Т. Бовери

1910

Локализация генов человека на хромосоме

Е. Вильсон

1911

Хромосомная теория наследственности

Т.Г. Морган и др.

1927

Установление мутагенного действия рентгеновских лучей

Г. Меллер

1940

Концепция полиморфизма

Э. Форд

1947

Мобильные генетические элементы

Б. МакКлинток

1949

Открытие полового хроматина

М. Барр и Л. Бертрам

1953

Структура ДНК

Дж. Уотсон и Ф. Крик

1954

Роль инфекционных болезней в формировании генофонда человека

А. Эллисон

1955

Ферментный синтез РНК и ДНК

О. Очоа и А. Корнберг

1956

Установление числа хромосом у человека

Ж. Тио и А. Леван

1957

Установление роли гена в определении последовательности аминокислот в белковой молекуле

В. Ингрем

1959

Хромосомная аберрация как причина врождённой аномалии у человека (синдром Дауна)

Ж. Лежен и др.

1959

Установление роли Y-хромосомы в определении пола у человека

Ч. Форд и П. Джекобс

1960

Приготовление хромосомных препаратов из лейкоцитов периферической крови

П. Мурхед

1961

Биохимический скрининг

Р. Гатри

1961

Открытие генетического кода

М. Ниренберг

1962

Неизбирательная инактивизация одной из Х-хромосом у особей женского пола

Е. Бейтлер

1966

Дородовая диагностика хромосомных болезней

М. Стил и В. Брег

1970

Дифференциальное окрашивание хромосом

Т. Касперсон, А.Ф. Захаров

1970

Искусственное синтезированный ген

Х.Б. Корана

1978

Молекулярно-генетическая диагностика

Я. Канн

1983

Метод полимеразной цепной реакции

К. Муллисон

1985

Метод ДНК-дактилоскопии

А. Джеффрис

1988

Однородительская дисомия у человека

Дж. Спенс и др.

1988

Патологическая анатомия генома человека как новая парадигма медицины

В. МакКьюсик

1989

Первые успешные попытки генотерапии наследственных и ненаследственных (опухоли и инфекции) заболеваний

А. Андерсон

1990

Геномный импринтинг и болезни инмпринтинга

Дж. Холл

1991

Болезни экспансии тандемных повторов

А. Веркерк и др.

1992

Классификация митохондриальных болезней

Д. Уоллес

1989-1999

Расшифровка геномов многих организмов




2002

Секвенирование генома человека

Результат международного сотрудничества


В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что орга­низм является результатом сложного взаимодействия генетической программы, унаследованной от родителей, и разнообразных, по­стоянно меняющихся условий внешней среды.

Генетическая программа, с одной стороны, передаваясь из по­коления в поколение, обеспечивает воспроизведение типологи­ческих характеристик человека как представителя биологического вида и унаследование некоторых, в том числе и патологических, признаков родителей. С другой — создает каждый раз (на основе генетических явлений и закономерностей) уникальную в своей генотипической индивидуальности особь.

Многовековой опыт медицины убедительно свидетельствует об индивидуальном характере течения патологии. Именно в силу это­го выдающийся русский терапевт М. Я. Мудров учил молодых вра­чей исходить из принципа «лечить не болезнь, а больного». Инди­видуальный характер заболевания, проявляющийся в темпах раз­вития болезни, интенсивности патологического процесса, специ­фичности его протекания, исходе заболевания и т.д., во многом обусловлен генетической уникальностью каждого человека, непов­торимыми путями реализации генетической программы.

Каждое заболевание характеризуется наличием типических па­тологических процессов. Исследование генетического контроля некоторых типических патологических процессов выявило значи­мую роль генетической конституции в их развитии и реализации. Начало патологического процесса не всегда приводит к выражен­ному заболеванию, а лишь при определенных условиях переходит в развернутую форму. Возможность такого перехода обусловлена и неблагоприятными внешними (средовыми) условиями (переохлаж­дением, недоеданием, эмоциональным или психическим стрес­сом и др.), и генетической конституцией организма.

Наследственная информация, реализующаяся в процессе ин­дивидуального развития организма, обеспечивает формирование всех признаков и свойств, но не как стабильных, неизменных по отношению к среде, а способных к определенной изменчивости. Размах возможной вариабельности ответов на любые воздействия генетически детерминирован. В генетической конституции организма заложена способность сохранять постоянство внутренней среды при колеблющихся внешних условиях. Значение наследственных фак­торов в поддержании гомеостаза организма заключается в том, что они определяют норму реакции на внешние воздействия. Под нормой реакции понимают границы возможных ответов при раз­ных условиях среды. Эти границы определяются работой наслед­ственного аппарата.

Значение генетики для медицины проявляется в возможности, а на современном этапе развития медицины и необходимости бо­лее полного понимания природы различных заболеваний и пато­логии в целом. Успехи в области генетики человека и медицинской генетики оказали большое влияние на многие разделы медицины. Для многих групп патологий кардинально меняются либо допол­няются и уточняются представления и знания о роли генетических факторов в этиологии и патогенезе заболеваний.

Благодаря успехам медицинской науки и научно-техническим достижениям последних лет возрастает процент распознавания генетически обусловленной патологии в структуре заболеваемо­сти, смертности и инвалидизации населения. Так, в странах с раз­витой системой здравоохранения генетические факторы обуслов­ливают:

80 % умственной отсталости;

70 % врожденной слепоты;

50 % врожденной глухоты;

40-50 % спонтанных абортов и выкидышей;

20-30 % младенческой смертности.

Среди причин госпитализации детей в неспециализированные больницы наследственные болезни составляют от 20 до 40 % всех случаев. Другими словами, в среднем каждый четвертый ребенок, поступивший в больницу общего профиля, — это ребенок с наследственной патологией. Естественно, что среди детей с умствен­ной отсталостью, тугоухостью, глухотой и потерей зрения боль­ных с наследственными заболеваниями гораздо больше.

Роль медицинской генетики в системе медицинских наук ста­новится тем более существенной в условиях значительных антропотехногенных изменений среды обитания человека и изменений популяционно-демографических характеристик населения.

Человечество сталкивается с новыми факторами среды, никог­да не встречавшимися на протяжении всей его эволюции, испы­тывает все возрастающие нагрузки социального и экологического характера, в связи с чем становится более очевидной ранее скры­тая генетическая изменчивость людей, проявляющаяся в виде но­вых форм патологии и широко распространенной патологии не­инфекционной этиологии. Развитие радио- и телекоммуникаций, улучшение инфраструктуры мест обитания человека (например, развитие сети дорог), связанные с научно-техническим прогрес­сом, приводят к изменению брачной практики, распадам ранее изолированных популяций, существенным изменениям миграци­онных тенденций населения, что обусловливает значительное пе­рераспределение генов (в том числе и патологических) и, следо­вательно, приводит к существенному изменению частоты наслед­ственных и ненаследственных заболеваний в популяциях человека.

Развитие генетики, которая достигла в последние годы небыва­лых успехов, предопределяет рождение нового подхода к осмыс­лению не только медицинских, но и психологических, педагоги­ческих и других проблем, связанных с человеческим фактором. Предварительные результаты близнецовых и семейных исследова­ний, направленных на изучение вклада генетических факторов в формирование свойств темперамента и некоторых личностных осо­бенностей, сегодня подтверждаются результатами молекулярно-генетических исследований. Исследования генетического контро­ля некоторых иейромедиаторных систем мозга позволили обнару­жить и идентифицировать генетические системы, формирующие основы и механизмы памяти, способствующие развитию аддиктивного или агрессивного поведения. Очевидно, что формирова­ние у ребенка (как нормального, так и аномального) адекватного поведения, выработка определенных навыков, адаптация и про­цессы обучения должны проводиться на основе понимания при­чин, структуры дефектов и характера их взаимодействия с други­ми системами организма. Понимание проблем возникновения и становления аномалии у ребенка является предпосылкой успеш­ного и квалифицированного педагогического воздействия.
ГЛАВА I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
1.1. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ

Все живые организмы, за исключением вирусов, состоят из клеток. Клетки, чаще всего представленные микроскопическими образованиями, обладают всеми важнейшими жизненными свой­ствами: саморегуляцией, самовоспроизведением, единством струк­туры и функции, историческим развитием и т. д. В клетках постоянно происходят процессы обмена веществ и превращения энергии.

Наука, изучающая строение и функционирование клеток, на­зывается цитологией (от греч. kytos - клетка + logos - наука). Раз­витие и становление цитологии во многом определялось совершенствованием микроскопической техники, поскольку клетки трудно изучать невооруженным глазом.

В 1665 г. английский естествоиспытатель Р. Гук впервые сооб­щил о существовании клеток. Он рассматривал под усовершен­ствованным им микроскопом тонкие срезы пробки и обнаружил мелкие пустые поры и ячейки, которые назвал клетками. Строго говоря, в срезе пробки Р. Гук наблюдал мертвые клеточные стен­ки, лишенные наполнявшего их живого содержимого. Исследуя под микроскопом различные части других растений, в частности моркови, лопуха, папоротника, он обнаружил все тот же план строения, что и у пробки.

В 1677 г. М. Мальпиги сообщил о клеточном строении всех изу­ченных им растений. Видный ученый XVII в. А. ван Левенгук, исследуя каплю воды под микроскопом, обнаружил простейшие од­ноклеточные организмы. Долгое время основным структурным ком­понентом клетки признавалась ее оболочка.

После того как в начале XIX в. произошло техническое улучше­ние качества линз, быстро возросло внимание к исследованиям с применением микроскопа. В 1825 г. чешский ученый Я.Пуркинье показал, что внутри клетки находится студенистое вещество, по­зднее названное цитоплазмой. Английский ботаник Р.Браун опи­сал ядро клетки. Немецкий ботаник М. Шлейден в 1837 г. пришел к заключению, что все растительные клетки содержат ядра.

В 1839 г. немецкий зоолог Т. Шванн, обобщив собственные экс­периментальные данные и результаты других ученых, сформули­ровал концепцию, известную в настоящее время как клеточная теория. Согласно клеточной теории: 1) клетка является основным элементом жизни; 2) любые организмы состоят из одной или мно­гих клеток. Действительно, несмотря на колоссальное разнообра­зие живых существ, различающихся размером (см. табл.), формой, средой обитания, способом передвижения, энергообес­печения и т. д., основу их морфофункциональной организации со­ставляют клетки. Р. Вирхов в 1855 г. добавил к этим двум постула­там фундаментальное положение: «Omnis cellula e cellulae» — «Вся­кая клетка от клетки». Иными словами, третье положение клеточ­ной теории гласит, что все клетки образуются только в результате деления других клеток. Современное содержание клеточной тео­рии может быть кратко сформулировано следующим образом: ос­новной структурной и функциональной единицей живых организмов является клетка.

Наименование объекта

Размеры

Дерево (секвойя)

100м

Кашалот

20м

Человек



Взрослая мышь

100мм

Типичный гриб

50мкм

Амёба

100мкм

Бактерия (Escherichia coli)

2мкм

Самая маленькая бактерия

100нм

Самый большой вирус

300нм

Нервная клетка

До 2м в длину

Большинство клеток эукариот (средние размеры)

10-20мкм в диаметре

Диаметр ядра

5-10мкм

Митохондрия

1мкм

Конденсированная хромосома

200нм

Рибосома

20нм (диаметр)

Молекула ДНК

2нм (толщина)

Аминокислота

05нм (диаметр)

Атом водорода

0,1нм (диаметр)

Примечание: 1 метр = 100 сантиметров (см); 1 см = 10-2 м = 10 миллиметров (мм); I мм = 10-3 м = 103 микрометров (мкм); 1мкм = 10-6 м - 103 нанометров (нм); 1 нм = 10-9 м = 10-6 мм.
Клеточная теория является важнейшим достижением естество­знания. Она сыграла выдающуюся роль в развитии не только био­логии и медицины, но и многих других разделов науки о человеке.

Последующие успехи цитологии и цитогенетики были связаны с развитием и совершенствованием методов исследований. Цент­ральная роль ядра в клеточном делении была доказана после изобретения метода окрашивания цитологических препаратов В.Флемингом в 1879 г. Совершенствование световых микроскопов позволило получать новые сведения о строении клетки и некото­рых ее структур. Однако разрешающая способность светового микро­скопа ограничена возможностью человеческого глаза, который мо­жет воспринимать раздельно две точки на расстоянии не менее чем 0,1 мм. При таком разрешении некоторые клеточные структу­ры не видны, а исследование других существенно затруднено.

Крупным шагом вперед оказалось изобретение в 30-х гг. элект­ронного микроскопа В.Зворыкиным и фазовоконтрастного мик­роскопа Ф. Зернике. Увеличение в 100 тыс. раз, которое обеспечи­вает электронный микроскоп, позволяет изучать самые мелкие детали клеточных органелл. Современные достижения цитологии и цитогенетики связаны с развитием химических, физических методов и технологий (от рентгеноструктурного анализа до ком­пьютерных баз данных).

В многоклеточных организмах каждая клетка специализирована для выполнения, как правило, одной из функций, необходимых для обеспечения жизнедеятельности организма в целом.

В зависимости от выполняемой функции клетки могут значи­тельно различаться как по размеру, форме, расположению в раз­личных тканях и органах организма, так и по другим внешним и внутренним характеристикам.

Укажем основные виды специализации клеток многоклеточно­го организма. Это:


1.2. СТРОЕНИЕ ЖИВОТНОЙ КЛЕТКИ. ОСНОВНЫЕ ОРГАНЕЛЛЫ И ИХ ФУНКЦИИ

Все живые организмы в зависимости от типа составляющих их клеток разделяют на эукариоты (клетки, имеющие ядро) и прока­риоты (клетки, у которых оформленное ядро отсутствует). Из эука-риотических клеток состоят самые разнообразные организмы; выс­шие растения, грибы, одноклеточные амебы и многоклеточные животные. Отдельные клетки из разных частей какого-либо выс­шего организма могут существенно различаться по форме, разме­рам и функциям. Однако, несмотря на различия, клетки как мно­гоклеточных, так и одноклеточных организмов в принципе сход­ны по своему строению, а различия в деталях строения обусловле­ны их функциональной специализацией. Основными элементами всех клеток являются цитоплазма и ядро.



Любая клетка (рис. 1.1) содержит множество структурных еди­ниц меньшего размера, называемых органеллами. Органеллы вы­полняют специфические функции, например вырабатывают энер­гию или участвуют в делении клетки. Органеллы окружены со всех сторон жидкой цитоплазмой, а сама клетка отграничена от окружающей среды липидно-белковой оболочкой, называемой клеточной мембраной. Через клеточную мембрану осуществляется активный и пассивный перенос различных веществ внутрь и на­ружу.

Цитоплазма животной клетки — сложно организованная систе­ма, представляющая собой основную массу клетки. Она состоит из коллоидного раствора белков и других органических веществ: 85 % этого раствора — вода, 10 % — белки и 5 % — другие соеди-


ения. По своей структуре цитоплазма неоднородна. В ней расположены пластинчатые структуры, или мембраны, которые образуют слож­ную систему разветвленных каналов. Это так называемая эндо-плазматическая сеть, или ретикулум. Различают гладкий эндоплазматический ретикулум (ГЭР) и шероховатый эндоплазматический ретикулум (ШЭР). ГЭР представляет собой систему гладких внут­риклеточных мембран: в этой органелле находятся ферменты, обез­вреживающие ядовитые вещества (в частности, оксидазы). На мем­бранах ГЭР происходят синтез липидов и гидролитическое рас­щепление гликогена. ШЭР представляет собой систему внутрикле­точных мембран с прикрепленными к ним многочисленными ри­босомами, которые и придают вид шероховатости. Часть ШЭР находится в прямом контакте с ядерной мембраной. На мембранах ШЭР синтезируются различные виды белков.

Дисковидные мембраны и связанные с ними многочисленные пузырьки представляют собой так называемый комплекс Гольджи. В нем происходит концентрация веществ, которые затем либо ис­пользуются в клетке, либо секретируются во внеклеточную среду.

В рибосоме, представляющей собой сложную органеллу, осуще­ствляется синтез белка. Рибосомы, расположенные на мембранах эндоплазматической сети (ШЭР) или свободно в цитоплазме. В их состав входят белки и рибонуклеиновые кислоты (РНК) примерно в равном количестве.

Палочковидные органеллы диаметром около 1 мкм и длиной около 7 мкм, носящие название митохондрии, имеют двойную мембрану. Пространство, ограниченное внутренней мембраной, называют митохондриальным матриксом. Он содержит рибосомы и митохондриальную кольцевую ДНК, специфические РНК, соли кальция и магния. В митохондриях за счет окислительно-восстано­вительных процессов вырабатывается энергия, которая накапли­вается в виде молекул аденозинтрифосфата (АТФ). Количество митохондрий в одной клетке может достигать нескольких тысяч. Митохондрии способны к самовоспроизведению.

Органеллы в виде пузырьков, покрытые мембраной, лизосомы, содержат ферменты, расщепляющие белки, нуклеиновые кисло­ты, полисахариды. Лизосомы являются «пищеварительной систе­мой» клетки. В случае разрушения мембраны лизосомы могут пере­варивать и содержимое цитоплазмы клетки, происходит автоли­зис (самопереваривание).

Овальные тельца, ограниченные мембраной, пероксисомы, со­держат ферменты окисления аминокислот и фермент каталазу, разрушающий перекись водорода (Н2О2). При метаболизме амино­кислот образуется Н2О2, которая является высокотоксичным со­единением. Каталаза, таким образом, выполняет защитную функ­цию.

В центре клетки или рядом с ядром обычно располагается «кле­точный центр» — центросома. Центросома состоит из двух центриолей и центросферы — особым образом организованного участка цитоплазмы. Центросома участвует в процессе деления клетки, со­здавая веретено деления.

Ядро клетки является носителем генетического материала и местом, где осуществляется его воспроизведение и функциониро­вание. Оно имеет сложное строение, изменяющееся в процессе клеточного деления. Ядро состоит из кариоплазмы, нескольких ядрышек и ядерной оболочки. В кариоплазме содержатся обязатель­ные элементы ядра — хромосомы. ДНК хромосом в ядре обычно находятся в комплексе с белками. Такие ДНК-белковые комплек­сы называются хроматином (от греч. chromatos — цвет, краска) по их способности хорошо окрашиваться красителями. В интерфазных клетках хроматин распределен по всему ядру или располагается в виде отдельных глыбок. Это обусловлено тем, что во время интер­фазы хромосомы деконденсированы (раскручены) и представле­ны очень длинными нитями, которые служат матрицами для пос­ледующего синтеза белков. Они и составляют нити хроматина, мак­симальная конденсация которых происходит во время митотического деления клеток с образованием хромосом.

Ядро отграничено от цитоплазмы ядерной оболочкой. Ядерная оболочка состоит из двух слоев, разделенных перинуклеарным пространством. По всей поверхности ядерной оболочки равномер­но распределены ядерные поры, через которые происходит пере­нос веществ как из ядра, так и в обратном направлении.

Ядрышко представляет собой область внутри ядра, являющуюся производной некоторых хромосом. В ней локализованы гены, кодирующие молекулы рибосомных РНК. Плотная центральная зона ядрышка содержит ДНК-белковые комплексы, и здесь происходит транскрипция генов рибосомных РНК. Ядро может содержать от одного до нескольких ядрышек.

Рассмотренные органеллы являются обязательными элемента­ми клетки. В некоторых случаях в цитоплазме клетки выявляются различные включения. Они не являются обязательным компонен­том, поскольку представляют различные продукты метаболизма (белки, жиры, пигментные зерна, кристаллы солей мочевой кис­лоты и т.п.). В случае необходимости эти вещества могут быть ис­пользованы самой клеткой или организмом либо выведены из орга­низма.

1.3. ЯЙЦЕКЛЕТКА И СПЕРМАТОЗОИД

Яйцеклетка и сперматозоид являются высоко специализирован­ными клетками организма, обеспечивающими передачу свойств и характеристик родительских организмов своему потомству. Таким образом, все, что человек наследует от своих родителей, заключено в яйцеклетке и сперматозоиде. Яйцеклетки и сперматозоиды разви­ваются из первичных половых клеток герменативной ткани, которая обособляется на самых ранних этапах эмбриогенеза. Процесс обра­зования яйцеклеток (женских гамет) и сперматозоидов (мужских гамет) носит общее название — гаметогенез. В мужском организме сперматогенез происходит в мужских половых железах — семенни­ках, или яичках (testis); в женском организме яйцеклетки образу­ются (овогенез) в женских половых железах — яичниках (ovarium).



Яйцеклетка. Яйцеклетки человека представляют собой сфери­ческие клетки размером около 130—140 микрон. Яйцеклетки раз­виваются в двух яичниках - специализированных железах женско­го организма, расположенных в складках брюшины. В яичниках к моменту рождения содержится примерно 106 незрелых яйцеклеток. Однако до наступления менопаузы (окончание репродуктивного периода) только 350—400 из них созревают и выходят из яични­ков (овуляция). Каждая яйцеклетка окружена клетками фоллику­лярного эпителия, которые по мере созревания яйцеклетки раз­множаются и выделяют фолликулярную жидкость, накапливающу­юся в полости первичных, или примордиалъных, фолликулов (рис. 1.2). Функции клеток фолликулярного эпителия состоят главным обра­зом в обеспечении притока в яйцеклетку питательных веществ - белков, жиров, аминокислот и продукции женских половых гар-монов. Зрелый фолликул, называемый граафовым пузырьком, до­стигает в диаметре 2см и выступает под поверхностью яичника в виде бугорка (рис. 1.3). В момент овуляции стенка граафова пузырь­ка разрывается, яйцеклетка, способная к оплодотворению, выхо­дит в брюшную полость и по-


падает в фаллопиеву трубу, по кото­рой движется в полость матки. Обычно каждый месяц освобожда­ется только одна яйцеклетка в одном из яичников. Таким образом, образование половых клеток в женском организме является циклическим процессом, повторяющимся примерно каждые 28 дней. Он связан с изменениями в функционировании и строении всей репродуктивной системы женского организма.




Сперматозоид. Сперматозоиды, или спермин, — это мелкие подвижные клетки, которые образуются в извитых канальцах муж­ских гонад (семенниках) после достижения полового созревания. Их количество исчисляется миллионами. Стенки канальцев состоят из ряда соединительно-тканных клеток и фолликулярных кле­ток (клетки Сертолли), образующих углубления. В этих углубле­ниях располагаются мужские половые клетки па различных ста­диях сперматогенеза. Зрелый сперматозоид состоит из четырех глав­ных частей - головки, шейки, средней части и хвоста, или жгу­тика (рис. 1.4). В головке сперматозоида находится ядро, которое окружено тонким слоем цитоплазмы. Над ядром расположена осо­бая структура - акросома, содержащая гидролитические фермен­ты, способствующие проникновению сперматозоида в яйцеклетку. В шейке расположены две центриоли: более близко расположен­ная к ядру центриоль участвует в образовании веретена деления, другая - в образовании осевой нити хвоста. Средняя часть сперматозоида занята митохондриями, собранными в спираль вокруг жгу­тика. Они обеспечивают энергией двигательную активность спер­матозоидов. Хвост (жгутик) служит органом движения.



1.4. ГАМЕТОГЕНЕЗ

В зависимости от того, какие развиваются гаметы, различают сперматогенез (формирование мужских гамет — сперматозоидов) или овогенез (формирование женских гамет — яйцеклеток). Ос­новные этапы гаметогенеза у человека представлены на рис. 1.5.




Сперматогенез складывается из четырех последовательных пе­риодов: размножения, роста, созревания и преобразования, кото­рые происходят в соответствующих зонах семенников (рис. 1.6). По периферии семенного канальца расположена зона размножения, где исходные диплоидные клетки (2n2с), сперматогонии, интен­сивно размножаются путем митоза. Таким образом, период раз­множения соответствует ряду следующих друг за другом митозов.

Некоторые сперматогонии, перемещаясь ближе к просвету ка­нальца, попадают в зону роста. Сперматогонии растут и превращаются в сперматоциты первого порядка. В период роста, который соответствует интерфазе клеточного цикла, происходит удвоение количества ДНК (2n4с).




Еще ближе к просвету канальца лежит зона созревания. Имен­но здесь происходит мейоз. После первого мейотического деления образуются две гаплоидные клетки — сперматоциты второго по­рядка (1n2с); второе мейотическое деление заканчивается образо­ванием четырех гаплоидных сперматид (1n1с).

Период формирования отмечается только при сперматогенезе и отсутствует в овогенезе. Количество клеток и число хромосом в сперматидах не меняется. Из четырех сперматид уже без каких-либо делений образуются четыре зрелых сперматозоида. Сперматиды пре­терпевают лишь морфологическую реорганизацию (формируется хвост, происходит элиминация цитоплазмы, других органелл и т.д.).

Продолжительность цикла сперматогенеза, т.е. времени от де­ления сперматогония до формирования зрелого сперматозоида, способного к оплодотворению, у человека составляет 2-3 месяца. В сутки у взрослого здорового мужчины в семенниках образуется примерно 2х108, а за время половой жизни несколько сотен миллиардов сперматозоидов.

В овогенезе различают три периода: размножение, рост и созре­вание. Путь развития женских половых клеток сходен с циклом раз­вития сперматозоидов, однако имеются существенные различия. В яичниках исходными диплоидными клетками являются овогонии (2n2с), которые интенсивно митотически размножаются в эмбриональном периоде развития женского организма. К моменту рождения деления овогоний прекращаются.

Овогонии, вступившие в период роста, превращаются в овоци-ры первого порядка. Период роста овоцитов первого порядка существенно более продолжителен, чем у сперматоцитов первого порядка. Овоцит, окруженный фолликулярными клетками (фол-Еликулами), накапливает белки,



На рисунке изображены семенная железа (тестис), придаток семенной железы и семявыносящий проток: 1 - основная мембрана; 2 - клетки Сертоли; 3 - сперматогонии; 4 - сперматоцит первого порядка (46, ХY); 5 - сперматоцит второго порядка (23, X или 23, Y); 6 - сперматиды; 7 - сперматозоиды; 8 - просвет семявыносящего канала


жиры, углеводы, другие вещества, «происходит удвоение количества ДНК (2п4с). Овоцит постепенно растет, превращаясь в первичный, вторичный и, наконец, зрелый фолликул, или граафов пузырек. Накопление питательных веществ необходимо яйцеклетке для осуществления первых этапов развития организма. После периода роста овоцит первого порядка всту­пает в период созревания.

Так же как и в периоде созревания сперматозоидов, овоцит первого порядка проходит первое мейотическое деление, в результате которого образуется овоцит второго порядка (1n2с) и одно полярное тельце (1n2с). При этом цитоплазма распределяется между дочерними клетками неравномерно. В результате образуется крупный овоцит второго порядка и маленькое, бедное цитоплазмой первое полярное тельце, которое впоследствии также делится. При втором мейотическом делении, эквационном, из овоцита второго порядка образуется созревшая яйцеклетка (1n1с), сохранившая в своей цитоплазме все накопленные вещества и второе полярное тельце (1n1с). В это же время первое полярное тельце также эква-ционно делится на два вторых полярных тельца. В результате овоге­неза овоцит первого порядка дает полноценную гаплоидную яй­цеклетку со всеми необходимыми цитоплазматическими запасами и три полярных тельца, которые редуцируются.

Таким образом, при образовании мужских и женских половых клеток из каждой исходной диплоидной клетки в результате двух мейотических делений образуются четыре гаплоидные клетки. В муж­ском организме это четыре способные к нормальному функциони­рованию клетки — зрелые сперматозоиды. В женском организме также образуются четыре клетки, из которых только одна становится со­зревшей яйцеклеткой; остальные три (полярные тельца) погибают.


1.5. ОПЛОДОТВОРЕНИЕ И РАННИЕ СТАДИИ ЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Сперматозоиды совершают самостоятельные движения со ско­ростью 2-3 мм в мин. Через 30-60 минут они достигают полости матки, а через 90-120 мин благодаря интенсивным сокрашениям мышц матки, попадают в маточные трубы, где встречаются с яй­цеклетками. Сперматозоиды сохраняют оплодотворяюигую способ­ность в половых путях женского организма в течение 24-48 часов. Примерно столько же времени яйцеклетка сохраняет способность к оплодотворению после овуляции. Яйцеклетка оплодотворяется в норме только одним сперматозоидом, однако, чтобы оплодотво­рение произошло, семенная жидкость мужчины должна содержать миллионы сперматозоидов. Избыток сперматозоидов необходим для преодоления окружающих яйцеклетку барьеров. Когда спермий приближается к яйцеклетке, его мембрана, покрывающая акросому, разрывается и находящиеся в ней ферменты — гиалуронидаза и протеаза — переваривают окружающие фолликулярные клет­ки, и спермий проникает в яйцеклетку. Как только первый (и единственный) сперматозоид проникает в яйцеклетку, ее оболоч­ка претерпевает значительные структурно-функциональные изме­нения, препятствующие проникновению других сперматозоидов. После этого ни один сперматозоид не может проникнуть в яйцек­летку.

Ядро сперматозоида, двигаясь к ядру яйцеклетки, преобразует­ся в мужской пронуклеус: хроматин, ранее плотный, разрыхляет­ся, ядерная оболочка растворяется. Проникновение спермия в яй­цеклетку служит стимулом завершения второго деления мейоза, и овоцит второго порядка становится зрелым яйцом. Постепенно муж­ской и женский пронуклеусы сближаются, их мембраны растворяются, а отцовские и материнские хромосомы прикрепляются к нитям образовавшегося веретена деления. На этой стадии восста­навливается диплоидное число хромосом, и оплодотворенная яй­цеклетка получает название зигота (от греч. zygotos — соединение, пара). Зигота проходит стадии анафазы и телофазы.





Рис. 1.7. Схема доимплантационного развития зародыша человека:

1 — овоцит после овуляции; 2 — оплодотворение; 3 -~ стадия мужского и женско­го пронуклеусов; 4 — метафаза первого деления зиготы; 5 — двуклеточная стадия развития зародыша; б и 7 — различные стадии морулы; 8 — стадии бластоциты; 9 — начало имплантации



Последующее деление цитоплазмы приводит к образованию двух диплоидных дочерних клеток. Проходя по фаллопиевой трубе в матку, зигота претерпевает ряд клеточных делений (рис. 1.7), в результате чего образуется комочек из клеток, называемый морулой (от лат. morus — шелковица), из-за схожести с ягодой тутового дерева. Получа­ющиеся в результате деления клетки называют бластомерами (от греч. blastos — незрелый предшественник + meros — часть). В моруле внутренняя масса бластомеров отличается от поверхностно ле­жащих бластомеров цитоплазматическими особенностями и своей дальнейшей судьбой. Внутренняя группа, эмбриобласт, становится источником развития зародыша, а наружный слой образует так называемый питающий зачаток. Постепенно бластомеры располагаются по периферии и образуют стенку вокруг центральной полости, наполненной жидкостью. Эта стадия развития получила на­звание бластоцисты, или зародышевого пузырька. К четвертому дню после оплодотворения у одного из участков наружного слоя бластомеров, называемого трофобластом (от греч. trophe — кормить + blastos — незрелый предшественник), образуется скопление клеток эмбриобласта — зародышевый узелок. Начинаются процессы гаструляции, в ходе которых зародышевый узелок превращается в зародышевой щиток, где и формируется тело зародыша. В полости матки клетки трофобласта размножаются и к 6—9-му дню после оплодотворения погружаются в стенку матки, получая питатель­ные вещества из клеток эндометрия (внутренний, слизистый слой матки). Этот процесс называется имплантацией (от лат. im — в + plantatio — внедрять). Из клеток наружного слоя трофобласта обра­зуются ворсины трофобласта, которые врастают в эндометрий и обеспечивают бластоцисту питательными веществами и кислоро­дом. На более поздних стадиях развития эту функцию выполняет плацента, или детское место. Из наружных клеток бластоцисты об­разуется наружная оболочка, или хорион. Во внутренней клеточной массе появляются две полости. Клетки, выстилающие эти полос­ти, формируют амнион и желточный мешок. Клетки, составляю­щие внутреннюю клеточную массу и желточный мешок, образуют зародышевый диск, из которого в последующем развивается эмбри­он. На ранней стадии, когда диаметр зародышевого диска не дос­тигает 2 мм, его клетки дифференцируются на два слоя — наруж­ный слой, или эктодерма, и внутренний слой, или энтодерма. Позднее образуется третий зародышевой листок — мезодерма (от греч. mesos — средний). Эти три зародышевых листка дают начало всем тканям развивающегося эмбриона.

Большая часть клеток, составляющих эктодерму, принимает участие в развитии покровов тела и сопряженных структур. Из них формируются: наружный эпителий, кожные железы, поверхност­ный слой зубов, роговица и др. — производные эктодермы, кото­рые дают начало нервной системе и органам чувств.

Клетки внутреннего зародышевого листка, изменяясь сопря­женно с другими частями зародыша, дают начало эпителию сред­ней кишки, пищеварительным железам и части эпителия дыха­тельной системы — производные энтодермы.

Производными мезодермами являются все мышечные ткани, где бы они ни находились; все виды соединительной, хрящевой, кос­тной тканей, каналы выделительных органов, кровеносная систе­ма, часть тканей яичников и семенников и др.

Начало процессов органогенеза (развития органов) связано с возникновением зачатка (закладкой) органа, что бывает вызвано локальными изменениями определенного участка того или иного зародышевого листка.

Вместе с тем в большинстве случаев органы позвоночных, в том числе человека, являются производными двух или всех трех зароды­шевых листков. При этом развитие органа происходит не только в условиях взаимодействия составляющих зачаток клеток, но и в тес­нейшем взаимодействии различных зародышевых листков.

Примерно к концу 3-й недели у эмбриона начинают формиро­ваться системы организма: нервная, кровеносная, пищеварительная и другие. На 5-й неделе обозначаются зачатки конечностей. К 8—9-й неделе завершается закладка всех органов.

Первые стадии развития зародышей всех позвоночных сохраня­ют общие черты и очень сходны, что отражает общность их эволю­ционной истории. Примерно через 9-11 недель после зачатия эмбрион человека приобретает собственно человеческие признаки. С этого времени и до рождения его называют плодом. После родов плод называют новорожденным, или младенцем.

Время развития организма с 9-11-й недели до момента родов носит название антенатального периода (от лат. аntе — до + natalius — рождение), после которого начинается постнатальный пери­од (лат. роst — после) жизни. Постнатальный период заканчивает­ся смертью организма.

Выделяют также перинатальный (греч. реri — вокруг) период, который начинается с 28-й недели беременности, включает роды (натальный период) и первые 7 дней постнатального периода.

1.6. ПРОЦЕССЫ ПОДГОТОВКИ РЕПРОДУКТИВНОЙ

СИСТЕМЫ ЖЕНСКОГО ОРГАНИЗМА К ОПЛОДОТВОРЕНИЮ И БЕРЕМЕННОСТИ

Процессу оплодотворения и имплантации зигот в слизистую оболочку матки предшествуют сложные, ритмически повторя­ющиеся изменения, подготавливающие организм женщины к бе­ременности. Эти циклические изменения происходят в срок от первого дня последней менструации до первого дня последующей (менструальный цикл), который имеет продолжительность от 21 до 35 дней и в среднем составляет 28 дней.

Особо важная роль в регуляции менструального цикла принад­лежит вегетативным центрам гипоталамуса, в которых образуются рслизинг-гормоны (либерины), активизирующие синтез и выде­ление гонадотропных гормонов гипофиза: фолликулостимулирующего (ФСГ), лютеинизирующего (ЛГ) и лютеотропного (ЛТГ), или пролактина. Повышение секреции ФСГ наблюдается в начале и особенно ближе к середине цикла, а увеличение продукции ЛГ — непосредственно перед овуляцией и в период развития желтого тела (рис. 1.8).




Рис. 1.8. Схема изменений слизистой оболочки матки (эндометрия) в со­ответствии с нейрогуморапьной регуляцией менструального цикла


Под влиянием гонадотропных гормонов гипофиза в яичнике совершаются ритмически повторяющиеся изменения: I) развитие фолликула и разрыв созревшего фолликула (фолликулярная фаза); 2) развитие желтого тела (лютеиновая фаза).

Процесс созревания фолликула занимает первую половину мен­струального цикла. Яйцеклетка за это время увеличивается в раз­мере в 5-6 раз, на ее поверхности образуется прозрачная оболоч­ка (zona pellucida). Окончательно яйцеклетка созревает после дву-кратного деления (мейоз), приводящего к уменьшению числа хро­мосом вдвое.

Фолликулярный эпителий в процессе созревания претерпевает пролиферацию, из однослойного становится многослойным, пре­вращаясь в так называемую зернистую оболочку фолликула, кото­рая изначально заполняет все пространство между яйцеклеткой и соединительно-тканной оболочкой фолликула. Затем в центре скоп­ления клеток образуется полость, заполненная прозрачной фол­ликулярной жидкостью, содержащей фолли-

кулярные гормоны (эстрогены). Эстрогены (от греч. estrus - течка) оказывают разносто­роннее влияние на половые органы и весь организм женщины. Под их влиянием происходит гиперплазия (от греч. hyper - сверх + plasis - образование) мышечных элементов матки в период поло­вого созревания, пролиферация функционального слоя слизистой матки в первой фазе менструального цикла, пролиферация эпителия выводных протоков молочных желез, размножение клеток (эпителиального покрова слизистой оболочки влагалища.

Овуляция — разрыв зрелого фолликула и выход из его полости созревшей яйцеклетки происходит под влиянием нейрогуморальных факторов на 14-й день менструального цикла (при 28-дневном шиклс). Разрыву зрелого фолликула способствует накопление фол-шикулярной жидкости и истончение оболочки яичника над выпятившимся полюсом фолликула.

На месте разорвавшегося фолликула образуется новая времен­ная, очень важная железа внутренней секреции — желтое тело (corpus luteum), вырабатывающая гормон прогестерон. Желтое тело функционирует во вторую фазу менструального цикла, т.е. от мо­мента овуляции до следующей менструации.

Гормон желтого тела (прогестерон) вызывает изменения в жен­ском организме, способствующие возникновению и развитию бе­ременности. Под влиянием прогестерона в слизистой оболочке матки происходят секреторные превращения, необходимые для имплантации и развития плодного яйца, понижаются возбудимость и чувствительность матки к сокращающим стимулам (веществам), появляется физиологическая релаксация миометрия (мышечного слоя матки), что создает благоприятные условия для гипертрофии и гиперплазии мышечных волокон беременной матки (рис. 1.9).

К концу менструального цикла желтое тело регрессирует, пре­вращаясь в рубец (белое тело). Под влиянием гормонов яичников, образующихся в фолликуле и желтом теле, происходят цикличес­кие изменения тонуса, возбудимости и кровенаполнения матки. Однако наиболее выраженные изменения наблюдаются в эндо­метрии — внутреннем эпителиальном слое матки. Сущность их сво­дится к правильно повторяющемуся процессу пролиферации, от­торжению и восстановлению функционального слоя слизистой оболочки матки. Маточный цикл, так же как и яичниковый, про­должается в среднем 28 дней и подразделяется на следующие фазы: десквамация, регенерация, пролиферация и секреция.

Фаза десквамации проявляется менструальными выделениями, продолжающимися от 3 до 5 дней. При этом функциональный слой эндометрия распадается, отторгается и выделяется наружу вместе с содержимым маточных желез и кровью из вскрывшихся сосудов. Фаза десквамации совпадает с началом обратного развития желто­го тела в яичнике.

Фаза регенерации эндометрия начинается еще в период деск­вамации и заканчивается к 5-6-му дню от начала менструации. Восстановление функционального слоя слизистой оболочки мат­ки происходит за счет разрастания эпителия желез базального слоя эндометрия и пролиферации стромальных, сосудистых и не­рвных элементов этого слоя.

Фаза пролиферации слизистой матки происходит под влияни­ем эстрогенов, совпадая с созреванием фолликула, и продолжает­ся до середины цикла. В этот период активно идет пролиферация стромы и рост желез эндометрия, железы вытягиваются в длину, штопорообразно изливаются, но секрета не содержат.

Фаза секреции совпадает с развитием и


Рис. 1.9. Схема изменений слизистой матки (эндометрия) в соответствии с изменениями, происходящими в яичнике при оплодотворении


расцветом желтого тела в яичнике и продолжается с 14—15-го до 28-го дня, т.е. до конца цикла. Под влиянием прогестерона железы эндометрия вырабаты­вают секрет, полость их расширяется, клетки стромы увеличива­ются, округляются, напоминая клетки, образующиеся при бере­менности. В слизистой оболочке усиливаются синтез и метаболизм гликогена, мукополисахаридов, липидов, накапливаются фосфор, кальций, железо и другие микроэлементы, повышающие актив­ность ферментов.

В результате указанных изменений в слизистой оболочке матки создаются условия, благоприятные для имплантации плодного яйца и развития зародыша, если произойдет оплодотворение (рис. 1.9).

Если беременность не наступает, желтое тело погибает, функ­циональный слой эндометрия, достигший фазы секреции, отторга­ется, появляется менструация. После этого возникает новая волна циклических изменений во всем организме, повторяются созрева­ние фолликула, овуляция, развитие желтого тела в яичнике и со­ответствующие превращения в слизистой оболочке матки (рис. 1.8).


  1   2   3   4   5   6   7   8


Асанов А. Ю
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации