Курсовые работы - Предметно-ориентированные информационные системы на MS Access - файл n2.doc

приобрести
Курсовые работы - Предметно-ориентированные информационные системы на MS Access
скачать (12323.8 kb.)
Доступные файлы (40):
n1.mdb
n2.doc828kb.04.07.2011 12:55скачать
n3.mdb
n4.doc590kb.16.06.2011 10:28скачать
n5.mdb
n6.doc1020kb.21.06.2011 12:46скачать
n7.mdb
n8.doc982kb.04.07.2011 12:55скачать
n9.inf
n10.mdb
n11.ico
n12.txt2kb.23.05.2011 18:22скачать
n13.docx1003kb.23.05.2011 18:24скачать
n14.mdb
n15.doc44kb.12.05.2011 10:15скачать
n16.doc695kb.28.05.2011 16:09скачать
n17.dot
n18.dot
n19.mdb
n20.doc1002kb.07.06.2011 15:31скачать
n21.dll
n22.mdb
n23.vsd
n24.docx536kb.20.05.2011 14:57скачать
n25.mdb
n26.doc854kb.20.06.2011 08:56скачать
n27.mdb
n28.doc654kb.18.05.2011 10:03скачать
n29.mdb
n30.doc728kb.04.07.2011 12:52скачать
n31.mdb
n32.doc614kb.17.05.2011 11:49скачать
n33.inf
n34.mdb
n35.png2kb.21.05.2011 15:53скачать
n36.jpg34kb.21.05.2011 15:43скачать
n37.doc781kb.22.05.2011 02:58скачать
n38.mdb
n39.olb
n40.doc1014kb.09.06.2011 19:36скачать

n2.doc



ГОУ ВПО

Уфимский государственный авиационный технический университет

Кафедра Информатики


100

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

90





































80





































70





































60





































50





































40





































30





































20





































10




















































































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовой работе

по «Информатика»

наименование дисциплины


1308.301XXX.000ПЗ

(обозначение документа)



Группа







Фамилия, И., О.

Подпись

Дата

Оценка













Студент












Консультант












Принял














Уфа 2010 г.

Содержание

Введение 2

1 Краткая характеристика СУБД 3

2 Microsoft Access 5

3 Постановка задачи 10

4 Анализ предметной области и построение концептуальной модели в виде ER-диаграммы 12

5 Приведение реляционной модели БД к нормальной форме 15

6 Структура базовых таблиц БД “ Операции с ценными бумагами ” 18

7 Разработка запросов 22

8 Экранные формы 24

8.1 Формы изменения данных 25

8.2 Справочники 26

8.3 Отчеты 27

Заключение 30

Список литературы 31


Введение


Данная курсовая работа выполняется в приложении Microsoft Access, которое входит в прикладной пакет MS Office 2003, на примере операций с ценными бумагами.

Созданная программа “Операции с ценными бумагами” обладает рядом достоинств и особенностей. Вот лишь часть из них:

1. Полная автоматизация всех расчётов

2. Простой и быстрый способ ввода или удаления оборудования или сумм амортизации

3. Удобный дизайн программы с понятным интерфейсом и оригинальными кнопочными формами

4. Возможность просмотра или вывода на печать отчётов, наглядно демонстрирующих информацию по основным категориям

5. Наличие подробного описания предназначения и работы программы

Цель работы.

Закрепление и углубление знаний по информатике, практических навыков работы на персональном компьютере и разработки пользовательских приложений с использованием программных средств интегрированного пакета MS Office и современных компьютерных технологий обработки информации, а также навыков в составлении текстовой документации.

1Краткая характеристика СУБД


База данных - это реализованная с помощью компьютера информационная структура (модель), отражающая состояние объектов и их отношения.

База данных предполагает наличие комплекса программных средств, обслуживающих эту базу данных и позволяющих использовать содержащуюся в ней информацию. Такой комплекс программ называют СУДБ. Это программная система, поддерживающая наполнение и манипулирование данными, представляющими интерес для пользователей при решении прикладных задач. Иными словами, СУБД является интерфейсом между базой данных и прикладными задачами.

Перечислим основные функции СУБД.

1. Определение данных - определить, какая именно информация будет храниться в БД, задать свойства данных, их тип (например, число цифр или символов), а также указать, как эти данные связаны между собой.

2. Обработка данных - данные могут обрабатываться самыми различными способами. Можно выбирать любые поля, фильтровать и собирать данные. Можно объединять данные с другой, связанной с ними, информацией и вычислять итоговые значения.

3. Управление данными - можно указать, кому разрешено знакомиться с данными, корректировать их или добавлять новую информацию.

Входящие в состав современных СУБД средства совместно выполняют следующие функции:

Архитектурно СУБД состоит из двух основных компонентов: ЯОД, позволяющего создать схему описания данных в базе, и ЯМД, выполняющего операции с базой данных (наполнение, обновление, удаление, выборку информации). Данные языки могут быть реализованы в виде тренажеров и интерпретаторов. Помимо ЯОД и ЯМД к СУБД следует отнести средства (или языки) подготовки отчетов (СПО), позволяющие подготовить сводки (отчеты) на основе информации, найденной в базе данных, по заданным формам.

СУБД предназначены для автоматизации процедур создания, хранения и извлечения электронных данных. Многие существующие экономические, информационно-справочные, банковские, программные комплексы реализованы с использованием инструментальных средств СУБД.

Для различных классов компьютеров и операционных средств разработано множество СУБД, отличающихся по способу организации данных, формату данных, языку формирования запросов. Наиболее распространенными пакетами для ПЭВМ являются Microsoft Access, dBase, Paradox, Visual Fox Pro, Oracle и др.

2Microsoft Access


MS Access (от англ. access-доступ) - это функционально полная реляционная СУБД. Кроме того, MS Access - одна из самых мощных, гибких и простых в использовании СУБД. В ней можно создавать большинство приложений, не написав ни единой строки программы, но если нужно создать нечто более сложное, то на этот случай MS Access предоставляет мощный язык программирования - Visual Basic Aplication.[2]

Популярность СУБД MS Access обусловлена следующими причинами:

Access является одной из самых легкодоступных и понятных систем как для профессионалов, так и для начинающих пользователей, позволяющая быстро освоить основные принципы работы с базами данных;

В Access используются реляционные базы данных, в которые входят несколько таблиц и между ними устанавливаются связи. Эти связи позволяют ввести данные в одну таблицу и связать их с записью в другой таблице через идентификатор. Хранение данных в связанных таблицах имеет ряд преимуществ: отпадает необходимость многократного ввода одних и тех же данных в большое число записей, объем базы данных становится меньше, уменьшается количество ошибок при вводе, упрощается процедура обновления данных. Для просмотра связей между таблицами конкретного приложения в Access используется команда - Схема данных из меню Сервис.

Работа с базой данных подразделяется на две фазы: фазу конструирования базы данных и фазу управления данными. В большинстве случаев фаза конструирования выполняется в режиме конструктора; при этом возможно применение, как режима конструктора таблицы, так и режима конструктора формы. После завершения фазы конструирования появляется возможность использовать различные объекты базы данных для управления реальными данными, также становится возможным ввод данных, их редактирования, формирования запросов в базе данных с целью извлечения части данных, создание отчетов MS Access. При работе с различными объектами базы данных в процессе конструирования и использования этих объектов пользователь переходит из одного режима в другой, при этом меню панели инструментов также изменяются в соответствии с выполняемыми задачами.

Помимо работы с данными в режиме таблицы эффективным инструментом для ввода, просмотра и редактирования данных в полях базы являются формы. Как правило, форма отображает на экране одновременно только одну запись. Большим преимуществом формы является ее способность одновременно отображать данные из нескольких таблиц.

До непосредственного создания новой базы данных в компьютере необходимо выполнить несколько предварительных операций:

Ключевое поле состоит из одного или нескольких полей, которые однозначно идентифицируют каждую запись в таблице.

При проектировании структуры базы следует иметь в виду, что Access позволяет использовать вычисляемые поля, значения которых являются результатами вычислений над хранящимися в базе данными.

При запуске Access на экран выводится диалоговое окно, предлагающее либо открыть имеющуюся базу данных, либо создать новую. При этом значительную помощь при создании новой базы данных может оказать Мастер базы данных.

Access имеет в своем составе также набор Мастеров, ориентированных на оказание помощи при создании конкретных типов объектов базы данных. Так, мастер таблиц предлагает последовательность шагов по созданию таблицы. Он предоставляет широкий выбор специализированных таблиц (например, Контакты, Товары и др.), каждая из которых имеет набор часто используемых полей.

Форма представляет собой окно с набором элементов управления, имеющихся визуальными объектами и служащими для ввода и изменения данных выполнения других определенных действий.

В Access есть инструмент - страница доступа к данным похожая на форму. Она также отображает ряд элементов управления и дает доступ к полям одной или нескольких таблиц или запросов к базе данных. Однако, в отличие от формы, она хранится не в нутрии базы данных, а в отдельном файле формы HTML, что позволяет открывать файл как непосредственно в Access, так и в браузере. При этом браузер позволяет перемещаться по записям в источнике данных таблицы или запроса и добавлять, модифицировать и удалять данные так же, как это делается в Access. При размещении такого файла на Web-узле с базой данных могут работать другие пользователи, имеющие выход в сеть Интернет.

Помимо создания простых запросов (запросов на выборку) Access позволяет организовать ряд более сложных видов запросов. Для формирования простых запросов целесообразно воспользоваться услугами Мастера простых запросов. Несколько более сложным является запрос, позволяющий получить некоторые обобщающие итоги.

В ряде случаев необходимо использование запросов, вносящих при этом выполнении изменения в данные, находящиеся в базе данных. Access позволяет выполнить четыре типа запросов на изменения данных. Наиболее опасным из них по своим последствиям является запрос на удаление, который применяется для удаления всех записей таблице, отвечающих заданным критериям. Целесообразно перед его использованием сначала выполнить запрос на выборку, в котором условие используется только для отбора записей. Это позволяет предварительно просмотреть список удаляемых записей.

Запрос на создание таблицы полезен для создания резервных копий определенной части базы данных.

Запросы на добавление копирует записи из одной или нескольких таблиц в другое место, но при этом не создает новых таблиц, а использует существующую таблицу.

Запросы на обновления позволяют изменить значение любого поля базы данных для записей, удовлетворяющих указанным критериям.

Если запросы на выборку и перекрестные запросы служат для просмотра и анализа данных, то использование последних четырех типов запросов предоставляет иные средства для изменения данных.

3Постановка задачи


Создать БД, содержащую следующую информацию: Операции с ценными бумагами – Название клиента, уполномоченное лицо, адрес клиента, телефон клиента, тип операции (покупка/продажа), дата операции, наименование эмитента, номинал ценной бумаги, количество ценных бумаг, курс ценной бумаги.

А. Создать формы для ввода информации в каждую из созданных таблиц.

Б. Создать три запроса:

  1. Сортировка:

  1. Группировка:

  1. (Параметр:

В. Создать отчеты на основании имеющихся запросов.

Г. Создать основную кнопочную форму.

БД должна быть приведена к третьей нормальной форме.

В курсовом проекте будет разработана база данных ведения журнала операций с ценными бумагами. База данных будет предназначена для хранения сведений и по ценным бумагами привязкой к дате операции. Использование базы данных позволит уменьшить число бумажных документов и значительно упростит работу.

4Анализ предметной области и построение концептуальной модели в виде ER-диаграммы


Предметной областью для курсового проектирования является разработка базы ведения реестров операций ценных бумаг. Для этапа концептуального проектирования была выбрана одна из распространенных моделей “сущность - связь” (entity - relationship). В литературе наряду с этим используется термин «ER-модель». Базовыми структурами в ER-модели являются «типы сущностей» и «типы связей». Различают также три типа связей: «один к одному» (1:1), «один ко многим» (1:М), «многие ко многим» (М:N).

  1. Журнал (представляет собой список операций с ценными бумагами с указанием количества, номинальной стоимости, категории принадлежащих им именных ЦБ, даты операции, курса ценной бумаги, эмитента и клиента);

  2. Эмитент (юридическое лицо или орган исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими);

  3. Операции (операции признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Операции могут быть двух- или многосторонними (в данной работе не рассматривается) и односторонними);

  4. Отчеты (предоставление информации из реестра)

  5. Клиент (юридическое или физическое лицо, количество ЦБ данного вида, принадлежащих акционеру, дата их приобретения и т.п.);

  6. Тип операции (операция покупки или продажи ЦБ);

В результате построения концептуальной модели для выделенных сущностей получили ER-диаграмму.



Рисунок 1


Рисунок 2


Рисунок 3


Рисунок 4


Рисунок 5

5Приведение реляционной модели БД к нормальной форме


Нормальная форма — свойство отношения в реляционной модели данных, характеризующее его с точки зрения избыточности, которая потенциально может привести к логически ошибочным результатам выборки или изменения данных. Нормальная форма определяется как совокупность требований, которым должно удовлетворять отношение.

Процесс преобразования отношений базы данных к виду, отвечающему нормальным формам, называется нормализацией. Нормализация предназначена для приведения структуры базы данных к виду, обеспечивающему минимальную логическую избыточность, и не имеет целью уменьшение или увеличение производительности работы или же уменьшение или увеличение физического объёма БД. Конечной целью нормализации является уменьшение потенциальной противоречивости хранимой в БД информации. Как отмечает К. Дейт, общее назначение процесса нормализации заключается в следующем:

Устранение избыточности производится, как правило, за счёт декомпозиции отношений та-ким образом, чтобы в каждом отношении хранились только первичные факты (то есть факты, не выводимые из других хранимых фактов).

При том, что идеи нормализации весьма полезны для проектирования баз данных, они отнюдь не являются универсальным или исчерпывающим средством повышения качества БД. Это связано с тем, что существует слишком большое разнообразие возможных ошибок и недостатков в структуре БД, которые нормализацией не устраняются. Несмотря на эти рассуждения, теория нормализации является очень ценным достижением реляционной теории и практики, поскольку она даёт научно строгие и обоснованные критерии качества проекта БД и формальные методы для усовершенстования этого качества. Этим теория нормализации резко выделяется на фоне чисто эмпирических подходов к проектированию, которые предлагаются в других моделях данных. Более того, можно утверждать, что во всей сфере информационных технологий практически отсутствуют методы оценки и улучшения проектных решений, сопоставимые с теорией нормализации реляционных баз данных по уровню формальной строгости.

Первая нормальная форма (1NF)

Отношение находится в первой нормальной форме (1НФ) тогда и только тогда, когда в любом допустимом значении отношения каждый его кортеж содержит только одно значение для каждого из атрибутов.

В реляционной модели отношение всегда находится в первой нормальной форме по определению понятия отношение. Что же касается различных таблиц, то они могут не быть правильными представлениями отношений и, соответственно, могут не находиться в 1НФ.

Вторая нормальная форма (2NF)

Отношение находится во второй нормальной форме, если оно находится в первой нормальной форме, и при этом любой его атрибут, не входящий в состав потенциального ключа, функционально полно зависит от каждого потенциального ключа. Функционально полная зависимость означает, что атрибут функционально зависит от всего составного потенциального ключа, но при этом не находится в функциональной зависимости от какой-либо из входящих в него частей. Или другими словами: в 2NF нет неключевых атрибутов, зависящих от части составного потенциального ключа.

Второе важное значение второй нормальной формы состоит в том, что она по определению запрещает наличие неключевых атрибутов, которые вообще не зависят от потенциального ключа. Таким образом, 2NF запрещает создавать отношения как несвязанные (хаотические, случайные) наборы атрибутов.

Третья нормальная форма (3NF)

Отношение находится в 3NF тогда и только тогда, когда выполняются следующие условия:

Отношение находится во второй нормальной форме;

Каждый неключевой атрибут отношения находится в нетранзитивной (то есть прямой) зависимости от потенциального ключа.

Таким образом, отношение находится в 3NF тогда и только тогда, когда оно находится во 2NF и отсутствуют транзитивные зависимости неключевых атрибутов от ключевых. Транзитивной зависимостью неключевых атрибутов от ключевых называется следующая: {A} ? {B} и {B} ? {C}, где {A} — потенциальный ключ, {B} и {С} — различные множества неключевых атрибутов.

Открыв окно «Схема данных», можно просмотреть взаимосвязь всех таблиц базы данных «Финансовая отчетность» и отношения между ними. Для этого нужно выбрать команду Схема данных в меню Сервис. Схема данных данной БД изображена на Рисунок 6 Схема данных:



Рисунок 6 Схема данных

6Структура базовых таблиц БД “ Операции с ценными бумагами ”


В каждой таблице базы данных «Операции с ценными бумагами» хранятся сведения конкретной категории; например, в таблице «Transaction» хранится журнал транзакций. Сведения разбиты на отдельные факты. Каждый такой факт хранится в отдельном поле; например, в поле «ClientID» хранятся наименование клиента. Набор всех фактов об одном транзакции составляет одну запись; например, факты из полей «TransID», «CBID», «Count», «Course», «Date», «TypeID», «ClientID».

Для каждого поля задан тип данных, определяющий тип сведений, которые могут храниться в этом поле. Поле «Course» имеет тип данных «Денежный», поскольку в этом поле хранятся курс. Для того чтобы узнать тип данных поля, нужно открыть таблицу в режиме конструктора.

В каждой таблице базы данных должно существовать поле или набор полей, которые однозначно идентифицируют каждую запись, хранящуюся в таблице. Например поле «TransID» имеющее типа данных «Счетчик», является первичным ключем и предоставляет уникальный идентификатор для каждой записи.

В ходе создания базы данных были созданы такие таблицы, как: ЦБ (см. Рисунок 7 Структура таблицы “CB”); Клиенты (см. Рисунок 8 Структура таблицы “Client”); Эмитенты (см. Рисунок 9 Структура таблицы “Emitter”); Вид операции (см. Рисунок 10 Структура таблицы “TypeTrans”); Транзакции (см. Рисунок 11 Структура таблицы “Transaction”)

Опишем структуру таблиц: “ CB ”, “ Client ”, “ Emitter ”, “ TypeTrans ” и “Transaction ”.

Структура таблицы “CB”



Рисунок 7 Структура таблицы “CB”

Структура таблицы “Client”


Рисунок 8 Структура таблицы “Client”

Структура таблицы “Emitter”


Рисунок 9 Структура таблицы “Emitter”

Структура таблицы “TypeTrans”


Рисунок 10 Структура таблицы “TypeTrans”

Структура таблицы “ Transaction”


Рисунок 11 Структура таблицы “Transaction”


Рисунок 12 Таблица "ЦБ

Таблица в которой содержится полная информация о ЦБ.


Рисунок 13 Таблица "Клиенты"

Эта таблица необходима для того, чтобы получать информацию о клиентах.



Рисунок 14 Таблица "Эмитенты"

Эта таблица необходима для ведения списка эмитентов.



Рисунок 15 Таблица "Вид операции"

В этой таблице содержится информация о видах операций.



Рисунок 16 Таблица "Транзакции"

В этой таблице содержится информация о Транзакциях.
Благодаря тому, что база данных состоит из отдельных таблиц, с установленными между ними связями, обеспечивается безопасность и конфиденциальность информации, а также обеспечивается удобство поиска нужной информации из массива данных.

7Разработка запросов


  1. Запрос на сортировку.



Рисунок 17 Запрос на сортировку

SELECT CB.Nominal, Emitter.Emitter, Transaction.Course, Transaction.Date, TypeTrans.TypeTrans, Client.ClientDesc

FROM TypeTrans RIGHT JOIN (Emitter RIGHT JOIN (Client RIGHT JOIN (CB RIGHT JOIN [Transaction] ON CB.CBID = Transaction.CBID) ON Client.ClientID = Transaction.ClientID) ON Emitter.EmitterID = CB.EmitterID) ON TypeTrans.TypeID = Transaction.TypeID

ORDER BY Transaction.Date;

  1. Запрос на группировку.



Рисунок 18 Запрос на группировку

SELECT Emitter.Emitter, Transaction.Date, TypeTrans.TypeTrans, Sum([Count]*[Course]) AS Сумма

FROM TypeTrans RIGHT JOIN (Emitter RIGHT JOIN (CB RIGHT JOIN [Transaction] ON CB.CBID = Transaction.CBID) ON Emitter.EmitterID = CB.EmitterID) ON TypeTrans.TypeID = Transaction.TypeID

GROUP BY Emitter.Emitter, Transaction.Date, TypeTrans.TypeTrans;

  1. Запрос с параметром.



Рисунок 19 Запрос с параметром

SELECT CB.Nominal, Emitter.Emitter, Transaction.Date, Transaction.Count, Transaction.Course, TypeTrans.TypeTrans, Client.ClientDesc

FROM TypeTrans RIGHT JOIN (Emitter RIGHT JOIN (Client RIGHT JOIN (CB RIGHT JOIN [Transaction] ON CB.CBID = Transaction.CBID) ON Client.ClientID = Transaction.ClientID) ON Emitter.EmitterID = CB.EmitterID) ON TypeTrans.TypeID = Transaction.TypeID

WHERE (((CB.Nominal)=[txtNominal].[Value]));

8Экранные формы


При запуске программы пользователю необходимо открыть главную кнопочную форму. Это можно сделать, например, щёлкнув по ней два раза левой кнопкой мыши или нажав соответствующую кнопку в верхнем меню окна базы данных.



Рисунок 20 Форма

В главной кнопочной форме, которая показана на Рисунок 20 Форма, представлены кнопки, которые ссылаются на основные категории БД (Изменение данных, Справочники, отчеты). Кнопки предназначены для того, чтобы было легко открывать все таблицы, запросы, формы и отчеты. Кнопка "Выход" позволяет закрыть БД и сохраняет при изменении.

При нажатии кнопок, ссылающихся на категории, будут открываться подчинённые кнопочные формы. Рассмотрим все случаи.

8.1Формы изменения данных




Рисунок 21 Клиенты



Рисунок 22 Журнал

8.2Справочники




Рисунок 23 ЦБ



Рисунок 24 Эмитент



Рисунок 25 Тип операции

8.3Отчеты


  1. Отчет на базе запроса сортировки



Рисунок 26 Форма выбора поля сортировки



Рисунок 27 Отчет

  1. Отчет на базе запроса группировки



  2. Рисунок 28 Форма для группировки




Рисунок 29 Отчет

  1. Отчет на базе запроса по параметру



Рисунок 30 Форма выбора банка и даты



Рисунок 31 Отчет

Заключение


В проделанной работе были опробованы и использованы основные метода и объекты системы управления базами данных Microsoft Access. В курсовом проекте разработана удобная база данных учета оборудования банка, в которой содержатся таблицы и запросы. Стало намного удобнее работать.

Список литературы


  1. ГОСТ 19.701-90 Схемы алгоритмов программ, данных и систем. М., 1992. 22 с.

  2. ГОСТ 2.105-95. Общие требования к текстовым документам. М., 1996. 31 с.

  3. Microsoft Office Access 2007 / И.А. Харитонова, Л.В. Рудикова. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008. -1280.





ГОУ ВПО Уфимский государственный авиационный технический университет
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации