Попов С.Н. Физическая реабилитация - файл n1.doc
приобрестиПопов С.Н. Физическая реабилитацияскачать (1746.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Высшее образование
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ: Учебник для студентов высших учебных заведений Под общей редакцией профессора
С. Н. Попова Издание третье, переработанное и дополненное Рекомендовано учебно-методическим объединением
по образованию в области физической культуры в качестве
учебника для студентов, обучающихся по специальности
«Физическая культура»
РОСТОВ-НА-ДОНУ 2005
УДК 615.8(075.8) ББК 53.54я73
Ф54 КТК 345
Авторский коллектив:
проф.
БирюковА.А. — 1.2.3; проф. ВолеевЯ.М.—1.1.4, 1.2.2,2.2,3.5,
4.2, 4.3, 4.6, 5.1, 5.2, 5.3, 7.1, 7.2, 7.6, 7.7; доц. Гарасева Т.С. - 2.1,
2.7, 6.1, 6.2, 7.5, 10.3; Гершбург М.И. — 2.8; д.п.н. Губарева Т.И. —
2.6, 2.9.4, 10.1, 10.2, 10.3, 10.5.1; проф. Захарова Л.С. — 1.2.1, 3.6, 4.2,
4.4,4.5,5.4, 5.5; проф.Зайцев В. К. — 2.2.1; д.п.н. Козырева О.В. — 2.9.1,
2.9.4, 5.6, 7.8, 8.0, 9.0; к.л.н. Ларионова Н.Н. — 2.4, 2.9.2, 10.5.2; проф.
Попов С.Н. — 1.1, 2.3, 2.5, 2.8, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 7.3, 7.4; доц. Рубцова И.О.
— 10.4; к.п.н. ШвыгинаН.В. — 2.4; доц. Сулимцев Т.И. — 10.1, 10.2.
Рецензенты:
Заслуженный деятель наук РФ, президент Российской ассоциации по спортивной медицине, реабилитации больных и инвалидов, доктор медицинских наук, профессор
А.В. Чоговадзе; доктор медицинских наук, профессор
А.И. Журавлева. Ф54 ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по Государственному образовательному стандарту 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура) / Под общей ред. проф. С. Н. Попова. Изд. 3-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 608 с. (Высшее образование.)
Учебник написан коллективом авторов кафедры «ЛФК, массажа и реабилитации» Российского государственного университета физической культуры — ведущими специалистами в области физической реабилитации. Авторы стремились как можно полнее представить основные принципы и методы физической реабилитации при всех основных формах патологии: в травматологии и ортопедии, заболеваниях внутренних органов и нервной системы, операциях грудной клетки и брюшной полости, при заболеваниях детей. В учебнике представлена методика применения в реабилитации физических упражнений в сочетании с частными методиками массажа и физиотерапевтическими процедурами.
Учебник предназначен для студентов высших и средних учебных заведений, обучающихся по Государственному образовательному стандарту 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура). Книга будет также полезна для инструкторов и методистов ЛФК, а также всем интересующимся данными проблемами.
УДК 615.8(075.8) ББК53.54я73 КТК 345
ISBN 5-222-06966-4
О Коллектив авторов, 2005
О Оформление, изд-во «Феникс», 2005
ПРЕДИСЛОВИЕ Первое издание настоящего учебника вышло в свет в 1999 году и было предназначено для студентов, обучающихся по государственному образовательному стандарту 02250 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура). С тех пор эта специальность получила широкое распространение, так как стала вводиться во многих высших учебных заведениях как физкультурного, так и нефизкультурного профиля. В настоящее время Адаптивная физическая культура открыта в 35 вузах страны. Как правило, конкурс абитуриентов, стремящихся поступить учиться на эту специальность, очень высок.
В Государственном образовательном стандарте 022500 «Физическая реабилитация» представлена двояко: общепрофесси-нальная дисциплина и как один из видов специализации. Учебно-методическое объединение по физкультурному образованию в 2003 году утвердило программы, дисциплины и специализации.
Второе (настоящее) издание учебника «Физическая реабилитация» полностью соответствует утвержденным программам.
По сравнению с первым изданием в учебнике исключены некоторые разделы. Каждый раздел учебника заканчивается контрольными вопросами и заданиями для самостоятельной работы студентов.
Учебник завершается списком рекомендованной литературы, основной и дополнительной.
В учебнике изложены основные принципы медицинской и физической реабилитации при всех главных формах патологии: в травматологии и ортопедии, заболеваниях внутренних органов, обмена веществ, повреждениях и заболеваниях нервной системы, операциях на органах грудной клетки и брюшной полости, заболеваниях и повреждениях различных систем у инвалидов различного профиля и другие.
В отличие от учебников по лечебной физкультуре здесь представлены не только методики применения физических
3 упражнений при различных заболеваниях, травмах, пороках развития, но и, где это важно, частные методики лечебного массажа, средства физиотерапии в комплексе с физическими упражнениями.
Все разделы частной патологии начинаются с краткого изложения сущности заболевания, его этиопатогенеза, так как это необходимо для понимания клинико-физиологических механизмов лечебного и реабилитационного действия физических упражнений, массажа и физиотерапии.
Надеемся, что наша работа представляет интерес не только для студентов, но и для методистов и инструкторов по лечебной физической культуре, врачей, больных и инвалидов.
Авторский коллектив с благодарностью примет как доброжелательные отзывы, так и критические замечания, так как они пойдут на пользу делу и помогут устранить возможные недостатки.
1
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ 1.1. ПОНЯТИЕ О РЕАБИЛИТАЦИИ. ЕЕ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И СРЕДСТВА Реабилитация — это восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими, химическими и социальными факторами. Цель реабилитации — эффективное и раннее возвращение больных
и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество; восстановление личностных свойств человека. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает очень близкое к этому определение реабилитации: «Реабилитация представляет собой совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм и врожденных дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут». Термин реабилитация происходит от латинского слова habilis — «способность», rehabilis — «восстановление способности».
По мнению ВОЗ, реабилитация является процессом, направленным на всестороннюю помощь больным и инвалидам для достижения ими максимально возможной при данном заболевании физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности.
Таким образом, реабилитацию следует рассматривать как сложную социально-медицинскую проблему, которую можно подразделить на несколько видов, или аспектов: медицинская, физическая, психологическая, профессиональная (трудовая)
и социально-экономическая.
Первое и основное направление реабилитации (медицинской и физической) — восстановление здоровья больного посредством комплексного использования различных средств, на-
правленных на максимальное восстановление нарушенных физиологических функций организма, а в случае невозможности достижения этого — развитие компенсаторных и заместительных приспособлений (функций).
Психологический аспект реабилитации направлен на коррекцию психического состояния пациента, а также формирование его отношений к лечению, врачебным рекомендациям, выполнению реабилитационных мероприятий. Необходимо создать условия для психологической адаптации больного к изменившейся вследствие болезни жизненной ситуации.
Профессиональный аспект реабилитации затрагивает вопросы трудоустройства, профессионального обучения и переобучения, определения трудоспособности больных.
Социально-экономическая реабилитация состоит в том, чтобы вернуть пострадавшему экономическую независимость и социальную полноценность. Эти задачи решаются не только медицинскими учреждениями, но и органами соцобеспечения.
Из всего этого ясно, что реабилитация — многогранный процесс восстановления здоровья человека и реинтеграции его в трудовую и социальную жизнь. Естественно, что виды реабилитации следует рассматривать в единстве и взаимосвязи. Три вида реабилитации
(медицинская, трудовая, социальная) соответствуют трем классам последствий болезней: 1) медико-биологические последствия болезней, заключающиеся в отклонениях от нормального морфофункционального статуса; 2) снижение трудоспособности или работоспособности в широком смысле слова; 3) социальная дезадаптация, т. е. нарушение связей с семьей и обществом. Отсюда следует, что выздоровление больного после перенесенного заболевания и его реабилитация — совсем не одно и то же, так как помимо восстановления здоровья пациента необходимо восстановить еще и его работоспособность (трудоспособность), социальный статус, т. е. вернуть человека к полноценной жизни в семье, обществе, коллективе.
Импульсом для развития реабилитации больных в первой половине нашего столетия послужила первая мировая война, искалечившая здоровье и жизни тысяч людей. Начали быстро развиваться такие научно-практические дисциплины, как ортопедия, физиотерапия, трудотерапия и лечебная физическая культура. Вначале использовался термин «восстановительное лече-
ние», и в это понятие входило использование медицинских лечебных методов, но впоследствии, особенно после второй мировой войны, проблема социально-трудового восстановления инвалидов приобрела массовый характер. Помимо медицинских, ее решение включало целый ряд психологических, социальных и других вопросов, выходящих за рамки узколечебных, и тогда на смену термину «восстановительное лечение» пришел термин «реабилитация». Концепция реабилитации больных и инвалидов в современном понимании появилась в годы второй мировой войны в Англии и США. Со временем пришло понимание, что с ростом случаев хронических заболеваний, ведущих к нетрудоспособности, отдельные направления медицины не в состоянии ему противостоять и решение этой проблемы по плечу лишь всей системе здравоохранения в целом.
Еще 20—30 лет назад большинство медицинских работников различных специальностей рассматривало реабилитацию как побочную, выходящую за привычные рамки здравоохранения деятельность, более связанную с социальным обеспечением. В последующие годы все большее число лечебных учреждений, признав целесообразность службы реабилитации, стало выделять отдельные больничные койки для реабилитации, а затем специальные палаты и отделения. Сегодня служба реабилитации организационно сложилась в структуру реабилитационных центров, специализированных по профилю заболеваний (кардиологические, неврологические, ортопедические и др.). В зависимости от того, при каком учреждении они организованы, это могут быть стационарные, санаторные или поликлинические реабилитационные центры. Расширение сети таких учреждений обусловлено еще и экономическими соображениями. Экономисты пришли к выводу, что игнорировать проблему восстановления трудоспособности больных — в денежном выражении — значительно дороже, чем проводить активную реабилитацию на ранней стадии заболевания, когда еще можно восстановить здоровье больного до максимально возможного уровня его физической, психологической и социально-экономической полноценности.
Действительно, лишь очень богатая страна может позволить себе увеличивать число инвалидов и социально зависимых лиц, и поэтому реабилитация является не роскошью или излишеством, а важной практической задачей здравоохране-
ния. В «Докладе совещания ВОЗ» (Женева, 1973) подчеркивается, что целью лечения больного является не только сохранение его жизни, но и способности к независимому существованию. Отсюда следует целенаправленный характер всей системы реабилитации в интересах прежде всего самого больного, его близких и всего общества. В настоящее время реабилитация заняла прочное место среди ведущих медико-социальных направлений, разрабатываемых во всем мире. Научные исследования воздействия средств реабилитации отчетливо показали, что при правильно разработанной ее программе к активной жизни можно возвращать 50% тяжелобольных.
1.1.1. Задачи медицинской реабилитации Главной задачей медицинской реабилитации является полноценное восстановление функциональных возможностей различных систем организма и опорно-двигательного аппарата (ОДА), а также развитие компенсаторных приспособлений к условиям повседневной жизни и труду.
К частным задачам реабилитации относятся:
восстановление бытовых возможностей больного, т. е.
способности к передвижению, самообслуживанию и вы
полнению несложной домашней работы;
восстановление трудоспособности, т.е. утраченных ин
валидом профессиональных навыков путем использова
ния и развития функциональных возможностей двига
тельного аппарата;
предупреждение развития патологических процессов,
приводящих к временной или стойкой утрате трудоспо
собности, т.е. осуществление мер вторичной профилак
тики.
Цель реабилитации — наиболее полное восстановление утраченных возможностей организма, но если это недостижимо, ставится задача частичного восстановления либо компенсация нарушенной или утраченной функции и в любом случае — замедление прогрессирования заболевания. Для их достижения используется комплекс лечебно-восстановительных средств, среди которых наибольшим реабилитирующим эффектом обладают: физические упражнения, природные факторы (как естественные, так и преформированные), различные виды мас-
8 сажа, занятия на тренажерах, а также ортопедические приспособления, трудотерапия, психотерапия и аутотренинг. Даже из этого перечня видно, что ведущая роль в реабилитации принадлежит методам физического воздействия и чем дальше от этапа к этапу она продвигается, тем большее значение они имеют, со временем составив ветвь, или вид, под названием «физическая реабилитация».
Понятие о физической реабилитации Физическая реабилитация — составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов (В. Г. Дмитриев). Или короче: физическая реабилитация — это составная часть медицинской и социально-трудовой реабилитации, использующая средства и методы физической культуры, массаж и физические факторы.
Физическую реабилитацию следует рассматривать как лечебно-педагогический и воспитательный процесс или, правильнее сказать, образовательный процесс. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их — всегда педагогический, образовательный процесс. Качество его зависит от того, насколько методист овладел педагогическим мастерством и знаниями. Поэтому все законы и правила общей педагогики, а также теории и методики физической культуры чрезвычайно важны в деятельности реабилитатора (реабилитолога) — специалиста по физической реабилитации. Он должен быть прежде всего хорошим педагогом — специалистом по физическому образованию, физической культуре и в то же время обладать глубокими знаниями сущности патологических процессов и болезней, с которыми ему приходится встречаться у своих пациентов. Он обязан уметь определять, какие методы и средства окажут общее воздействие на организм, а какие — местное, локальное или, лучше сказать, специфическое, дифференциро-
вать нагрузку в зависимости от вида патологии и состояния больного. Это непросто даже для опытного специалиста, если не знать и не использовать методы оценки (контроля) воздействия нагрузок на организм пациентов и эффективности реабилитационных мероприятий.
Физические упражнения дают положительный эффект в реабилитации, когда они, во-первых, адекватны возможностям больного или инвалида, а во-вторых, оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности, при условии, что методист знает и учитывает ряд методических правил и принципов физической тренировки.
Суть тренировки в многократной, систематически повторяющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке, которая вызывает в организме человека положительные функциональные, а порой и структурные изменения. В результате тренировки механизмы регуляции нормализуются, совершенствуются, повышая адаптационные возможности организма больного к динамически изменяющимся условиям среды. С одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки, с другой — развиваются и совершенствуются различные физические качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, и др.), которые определяют физическую работоспособность организма. Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения. Только в результате их воздействия мы в состоянии восстановить и совершенствовать физическую работоспособность больного, которая, как правило, заметно снижается при патологических процессах.
В процессе лечебно-восстановительной тренировки важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педагогические принципы:
Индивидуальный подход к больному. При разработке реа
билитационной программы необходимо учитывать возраст,
пол и профессию пациента, его двигательный опыт, харак
тер и степень патологического процесса и функциональные
возможности больного.
Сознательность. Только сознательное и активное участие
самого больного в процессе реабилитации создает необхо
димый психоэмоциональный фон и психологический на-
строй реабилитируемого, что повышает эффективность применяемых реабилитационных мероприятий.
Принцип постепенности особенно важен при повышении
физической нагрузки по всем ее показателям: объему, ин
тенсивности, количеству упражнений, числу их повторе
ний, сложности упражнений как внутри одного занятия,
так и на протяжении всего процесса реабилитации.
Систематичность — основа лечебно-восстановительной тре
нировки на протяжении процесса реабилитации, протекаю
щей порою до нескольких месяцев и лет. Только система
тически применяя различные средства реабилитации, мы
можем обеспечить достаточное, оптимальное для каждого
больного воздействие, позволяющее повышать функцио
нальное состояние организма больного.
Цикличность. Чередование работы и отдыха с соблюдени
ем оптимального интервала (отдых либо между двумя уп
ражнениями, либо между двумя занятиями). Если следу
ющее занятие придется на фазу суперкомпенсации, то эф
фекты от тренировки суммируются и функциональные воз
можности повышаются на новом, более совершенном уров
не.
Системность воздействия (или поочередность), т.е. после
довательное чередование исходных положений и упражне
ний для различных мышечных групп.
Новизна и разнообразие в подборе и применении физичес
ких упражнений, т.е. 10—15% физических упражнений дол
жны обновляться, а 85—90% повторяться для закрепления
достигнутых успехов лечения.
Умеренность воздействия средствами физической реабили
тации означает, что физические нагрузки должны быть уме
ренными, возможно более продолжительными, либо на
грузки должны быть дробными, что позволит достичь адек
ватности нагрузок состоянию пациента.
Поскольку основное средство физической реабилитации — физические упражнения и их применение, т. е. тренировочный процесс, хотя и несколько специфичный, то для повышения функционального состояния систем организма необходимо последовательно и неуклонно увеличивать нагрузку по всем ее
10
И
основным параметрам. Однако состояние реабилитируемого пациента нередко не позволяет увеличивать ее в объеме, необходимом для существенного повышения работоспособности больного. Поэтому оптимизация нагрузок необходима в течение реабилитации и особенно в начальном периоде. Имеется в виду строгое дозирование физической нагрузки, рациональный подбор средств лечебно-восстановительной тренировки: предпочтительны дробные нагрузки и их волнообразный характер, правильное соотношение работы и отдыха и максимальное использование средств, снимающих напряжение и способствующих ускоренному восстановлению с учетом строгой индивидуализации.
Наконец, сочетание общего и специального воздействия в процессе реабилитации следует понимать следующим образом:
общая тренировка преследует цель общего оздоровле
ния организма, улучшение функций органов и систем, нару
шенных болезненным процессом, развитие и закрепление мо
торных навыков и волевых качеств. С общебиологической точ
ки зрения тренированность больного человека — важный фак
тор его функциональной приспособляемости, в которой очень
большую роль играет систематическая мышечная деятельность;
специальная тренировка призвана развить функции, на
рушенные в связи с заболеванием или травмой, восстановить
конкретные двигательные действия или умения, необходимые
пациенту в быту и трудовой деятельности.
1.1.2. Принципы медицинской и физической реабилитации К основным принципам реабилитации относятся:
раннее начало проведения реабилитационных мероприя
тий (РМ),
комплексность использования всех доступных и необхо
димых РМ,
индивидуализация программы реабилитации,
этапность реабилитации,
непрерывность и преемственность на протяжении всех
этапов реабилитации,
социальная направленность РМ,
12
— использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации.
Раннее начало проведения РМ важно с точки зрения профилактики возможных дегенеративных изменений в тканях (что особенно важно при неврологических заболеваниях). Раннее включение в лечебный процесс РМ, адекватных состоянию больного, во многом обеспечивает более благоприятное течение и исход заболевания, служит одним из моментов профилактики инвалидности (вторичная профилактика).
Закономерно возникает вопрос: когда и при каких условиях начинается проведение РМ? На него трудно ответить однозначно, так как все зависит от состояния больного и типа патологии.
Тем не менее можно сказать, что РМ нельзя применять при очень тяжелом состоянии больного, высокой температуре, сильной интоксикации, выраженной сердечно-сосудистой и легочной недостаточностью больного, резком угнетении адаптационных и компенсаторных механизмов. Однако и это не является абсолютно верным, так как некоторые РМ, например надувание шариков, назначаются в острый послеоперационный период при достаточно тяжелом состоянии больного, но это служит для профилактики застойной пневмонии.
Комплексность применения всех доступных и необходимых РМ. Проблемы медицинской реабилитации весьма сложны и требуют совместной деятельности многих специалистов: терапевтов, хирургов, травматологов, физиотерапевтов, врачей и методистов ЛФК и физической реабилитации, массажистов, психологов, психиатров и др., адекватной физическому и психическому состоянию пациента на отдельных этапах реабилитации. В зависимости от причин, приведших больного к состоянию, требующему применения РМ, состав специалистов и используемых методов и средств будут различны.
Индивидуализация программ реабилитации. В зависимости от причин, требующих применения РМ, а также особенностей состояния больного или инвалида, их функциональных возможностей, двигательного опыта, возраста, пола, состав специалистов и используемых методов и средств будет различным, т.е. реабилитация требует индивидуального подхода к пациентам с учетом их реакции на использование РМ. Современная реабилитация тесно связана с принципом активного соучастия боль-
13
ного, поэтому пассивные методы, используемые в восстановительном лечении, все более утрачивают свои позиции.
Этапность процесса реабилитации. В медицинской реабилитации выделяют три или четыре этапа.
При трехэтапной реабилитации:
специализированный стационар;
специализированный реабилитационный центр или са
наторий;
отделение реабилитации поликлиники.
При четырехэтапной реабилитации, применяемой в травматологии:
специализированная бригада скорой помощи;
специализированный травматологический стационар;
стационарный центр реабилитации;
отделение реабилитации поликлиники.
Во втором случае восстановительные мероприятия начинают проводиться специализированными бригадами скорой помощи: профилактика и лечение шока, остановка кровотечения, обеспечение проходимости верхних дыхательных путей и т.д. Большое значение имеют обезболивание, полноценная транспортная иммобилизация и др. В травматологическом стационаре особое внимание уделяется диагностике, качеству оперативных и консервативных мероприятий, которые завершаются полноценной и рациональной иммобилизацией поврежденных сегментов. С первых дней вводится комплекс лечебной гимнастики, массажа, физиотерапевтические процедуры.
В отделение реабилитации поликлиники для полноценного заключительного восстановительного лечения переводятся больные, получившие в стационарном центре основной курс РМ, с достаточно восстановленными функциями самообслуживания и передвижения.
В отличие от описанной схемы трех- или четырехэтапной реабилитации в системе восстановительного лечения больных с заболеваниями и травмами головного и спинного мозга предусматриваются повторные госпитализации в стационарном центре реабилитации, повторные курсы восстановления в отделении реабилитации поликлиник или чередование курсов реабилитации в стационаре и дома (этапно-курсовой метод реабилитации). На каждом этапе ставятся свои задачи и соответ-
14
ственно им подбираются средства и методы. От правильной постановки задач зависит эффективность реабилитационного процесса. Помимо этого, от того, какие задачи ставятся перед каждой из фаз реабилитации, зависят продолжительность фазы и ее организационная структура.
Процесс реабилитации может быть подразделен еще и следующим образом: 1-й этап — восстановительная терапия, 2-й этап — реадаптация, 3-й этап — реабилитация (в прямом смысле). Задачи 1-го этапа — психологическая и функциональная подготовка больного к активному лечению и проведению РМ, предупреждение развития дефекта функций, инвалидизации; 2-го этапа — приспособление больного к условиям внешней среды — характеризуется наращиванием объема всех РМ; 3-го этапа — бытовое приспособление, исключающее зависимость от окружающих, восстановление социального и доболезненного трудового статуса.
Непрерывность и преемственность РМ на протяжении всех этапов реабилитации важна как в пределах одного этапа, так и при переходе от одного к другому. Улучшается функциональное состояние различных систем организма, повышается тренированность, а всякий более или менее длительный перерыв в использовании РМ может привести к его ухудшению, когда приходится начинать все сначала.
Чрезвычайно важным принципом реабилитации является преемственность при переходе с этапа на этап, из одного медицинского учреждения в другое. Для этого важно, чтобы на каждом этапе в реабилитационной карте было задокументировано, какие методы и средства лечения и реабилитации применялись, каково было функциональное состояние реабилитируемого. Этим целям может также служить обменная карта, которая включает краткие сведения о клинико-функциональном состоянии больного, его толерантности (переносимость) к физическим нагрузкам, о реализованных средствах и методах реабилитации и т.д.
Социальная направленность РМ. Как уже подчеркивалось, основная цель реабилитации — эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество и семью, восстановление личностных свойств человека как полноправного члена общества. Оптимальным конечным результатом медицинской реабилитации может быть
15
полное восстановление здоровья и возвращение к привычному профессиональному труду.
Однако имеется определенный процент больных, у которых, несмотря на самые энергичные лечебно-реабилитационные меры, полного успеха в восстановлении здоровья и трудоспособности достичь не удается и приходится ограничиваться выработкой приемов, обеспечивающих их самообслуживание (полное или частичное) в быту. Подобный результат порождает медико-биологические и социальные проблемы, обусловленные необходимостью профессиональной переориентации и трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью, их психологической подготовки с целью вернуть пострадавшему уверенность в возврате трудоспособности и общественной полноценности.
Окончательно социально-трудовой реабилитацией занимаются органы социального обеспечения. Большое значение имеют врачебные трудовые экспертные комиссии (ВТЭК). Они устанавливают степень потери трудоспособности, обеспечивают профессиональную ориентацию, под их контролем проходит переобучение новым профессиям инвалидов. ВТЭК по этим вопросам является связующим звеном между органами социального обеспечения и органами здравоохранения. Трудовая реабилитация не должна заканчиваться трудоустройством реабилитируемого. Она должна быть направлена на повышение трудоспособности индивида и поддержание ее на том оптимальном уровне, который позволяет сохранить его психические и физические возможности. Эта проблема может быть решена путем периодически проводимых курсов РМ, направленных на улучшение показателей здоровья и функционального состояния инвалидов.
Использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации. Реабилитационный процесс может быть успешным только в случае учета характера и особенностей восстановления нарушенных при том или ином заболевании функций. Для назначения адекватного комплексного дифференцированного восстановительного лечения необходима правильная оценка состояния больного по ряду параметров, значимых для эффективности реабилитации. В этих целях применяется специальная диагностика и методы контроля за текущим состоянием больного в процессе реабилитации, которые
16
могут подразделяться на следующие виды: а) медицинская диагностика, б) функциональная диагностика, в) мотодиагностика, г) психодиагностика.
Вопросы медицинской диагностики решаются врачом и состоят из: опроса, анамнеза, осмотра, ощупывания (пальпация), выстукивания (перкуссия), выслушивания (аускультация), а кроме того включают клинические методы, данные лабораторного анализа и др. Исследование функционального состояния органов и систем осуществляется с помощью инструментальных методов (электрокардиография, фонокардиография, спирография, электромиография и т.д.), а также различных функциональных проб. Наибольшее значение в реабилитации имеет мотодиагностика, т.е. определение двигательных возможностей больного, способности к бытовым и трудовым операциям, для чего используются различные позные пробы, мышечное тестирование и др. Клиническое изучение больного подкрепляется экспериментально-психологическим исследованием, проводимым психологом. Психолог определяет структуру и степень изменения психических функций, типы нарушения памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы, исследует личностные особенности и влияние на все это реабилитационных мероприятий.
1.1.3. Средства медицинской и физической реабилитации К средствам реабилитации относятся психотерапевтическое воздействие, медикаментозная коррекция, ЛФК (кинезо-терапия), физиотерапия, массаж, трудотерапия, курортно-са-наторное лечение, музыкотерапия, фитотерапия, аэротерапия, хореотерапия, мануальное воздействие и др. Ведущее место среди средств физической реабилитации отводится физическим упражнениям, так как двигательная активность — важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правильного построения медицинской реабилитации.
Средства физической реабилитации можно подразделить на активные, пассивные и психорегулирующие. К активным средствам относятся все формы лечебной физической культуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические
17
упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хореотера-пия, трудотерапия и др.; к
пассивным — массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и преформированные природные факторы; к
психорегулирующим — аутогенная тренировка, мышечная релаксация и др.
1.1.4. Составление реабилитационных программ На всех этапах реабилитационной программы предусматривается обращение к личности больного, сочетание биологических и психосоциальных форм лечебного восстановительного воздействия.
Для ее составления необходимо учитывать весь комплекс изменений (морфологических, физиологических, психологических) и руководствоваться правилами, которые предусматривают:
партнерство врача, реабилитолога и пациента;
определение реабилитационного потенциала больного,
особенно его двигательных возможностей;
разносторонность воздействий, т.е. учет всех сторон реа
билитации для каждого больного;
комплексность лечебно-восстановительных мероприятий;
ступенчатость (переходность) проводимых воздействий
(поэтапное назначение восстановительных мероприятий
с учетом динамики функционального состояния больно
го).
Определение реабилитационного потенциала больного является существенным моментом при подготовке программы и требует решения нескольких основных задач:
Выяснение характера двигательных нарушений и степени
ограничения двигательной функции.
Определение возможности полного или частичного морфо
логического и функционального восстановления у больно
го поврежденного звена ОДА либо нарушенной функции
поврежденного органа или системы.
Дальнейший прогноз развития адаптационных и компен
саторных возможностей организма больного при данном
заболевании.
Оценка физической работоспособности организма в целом
18
и функциональной способности отдельных органов и систем с учетом определения переносимости различных по характеру, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе реабилитации.
Результаты оценки реабилитационного потенциала следует рассматривать в динамике, что позволяет объективно устанавливать эффективность реабилитационной программы и отдельных занятий с целью их последующей коррекции.
Исходы реабилитации
и оценка степени восстановления. Степень восстановления может быть оценена по четырехбалльной шкале: полное восстановление; частичное восстановление; без изменения от исходного уровня; ухудшение.
Согласно материалам Международного отдела по вопросам труда разработана следующая шкала динамики восстановления и возможных исходов заболеваний и оценка функциональных возможностей:
1. Восстановление функциональной способности в той или
иной степени.
Полное восстановление.
Частичное восстановление.
Компенсация при ограниченном восстановлении функ
ций и отсутствии восстановления.
Замещение (ортопедическое или хирургическое) при от
сутствии восстановления.
2. Восстановление адаптации к повседневной и профессиональ
ной жизни.
Воспитание готовности к труду и бытовой деятельнос
ти.
Трудотерапия.
Вовлечение в трудовой процесс — определение пригоднос
ти к трудовой деятельности, переподготовка.
Диспансерное обслуживание реабилитируемых.
Изучение ближайших и отдаленных результатов реабилитационных мероприятий позволяет планомерно и эффективно вести весь процесс реабилитации, определяя основные задачи на каждом из этапов, и путем подбора комплекса адекватных и эффективных средств добиваться благополучного результата.
19
1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 1.2.1. Общие основы лечебной физической культуры Понятие о лечебной физической культуре (ЛФК). Это научно-практическая, медико-педагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и методы использования средств физической культуры для лечения, реабилитации и профилактики различных заболеваний. Особенность ЛФК по сравнению с другими методами лечения и реабилитации заключается в том, что она использует в качестве основного лечебного средства физические упражнения — мощный стимулятор жизненных функций организма человека.
ЛФК является не только лечебно-профилактическим средством, но и лечебно-воспитательным процессом. Применение ЛФК воспитывает у больного сознательное отношение и активное участие в лечебном и реабилитационном процессах. В основе участия больного в лечении лежит обучение физическим упражнениям. В этой связи лечебная физкультура является не только лечебным, но и педагогическим процессом. Объектом воздействия ЛФК является больной со всеми особенностями реактивности и функционального состояния организма. Этим определяется различие применяемых средств, методов и дозировок в практике ЛФК.
Особенности метода лечебной физкультуры. В основе ЛФК лежит использование биологической функции организма — движения, которое является основным стимулятором роста, развития и формирования организма, стимулируя активную деятельность всех его систем, способствует повышению общей работоспособности организма.
ЛФК —метод неспецифической терапии, а применяемые физические упражнения — неспецифические раздражители, которые вовлекают в ответную реакцию все звенья нервной системы. Физические упражнения способны избирательно влиять на разные функции организма, что очень важно при учете патологических проявлений в отдельных системах и органах.
ЛФК — метод патогенетической терапии, систематическое
20 применение физических упражнений способно влиять на реактивность организма и патогенез заболевания.
ЛФК — метод активной функциональной терапии. Регулярная дозированная тренировка физическими упражнениями стимулирует, тренирует
и приспосабливает организм больного к возрастающим физическим нагрузкам и приводит к функциональной адаптации больного.
Учитывая нейрогуморальный характер регуляции функций в ответной реакции организма, ЛФК выступает как метод общего воздействия на весь организм больного. Социальное и биологическое в ЛФК рассматриваются в интегральном единстве. ЛФК расширяет непосредственную связь больного с природными факторами, способствуя его адаптации. Профилактические позиции ЛФК определяются ее оздоровительным воздействием на больных. ЛФК может быть использована как метод первичной и вторичной профилактики при различных заболеваниях.
ЛФК — метод восстановительной терапии. При комплексной физической реабилитации ЛФК успешно сочетается с медикаментозной терапией и с различными физическими методами.
Одной из характерных особенностей ЛФК является процесс дозированной тренировки физическими упражнениями, который пронизывает весь ход лечения и реабилитации, различают
обшую и
специальную дозированную тренировку.
Общая тренировка применяется для оздоровления, укрепления и общего развития организма, при этом используются общеукрепляющие
и общеразвивающие физические упражнения. Цель специальной тренировки — развитие функций и восстановление органа, вовлеченного в патологический процесс. Применяются специальные упражнения, которые непосредственно влияют на пораженную систему, больной орган, травматический очаг (дыхательные упражнения при пневмонии, упражнения для разработки парализованных конечностей и т.д.).
Используя ЛФК, необходимо соблюдать физиологически обоснованные педагогические принципы (см. 1.1).
Клинико-физиологическое обоснование лечебного действия
физических упражнений. Научные достижения физиологии, анатомии, биомеханики, биохимии мышечной деятельности,
21
спортивной медицины, теории физического воспитания и других дисциплин позволяют правильно оценивать влияние физических упражнений на организм человека. Лечебное действие физических упражнений объясняется важной социальной и биологической ролью движений в жизни человека. Без мышечной работы человек не может ни познавать природу, ни воздействовать на нее. В организме больного человека происходят различные структурные и функциональные нарушения, но одновременно усиливаются защитные процессы, развиваются компенсации, меняется обмен веществ. Вынужденная длительная гиподинамия может ухудшить течение болезней, вызвать ряд осложнений. ЛФК, с одной стороны, оказывает непосредственное лечебное действие (стимулируя защитные механизмы, ускоряя и совершенствуя развитие компенсации, улучшая обмен веществ и репаративные процессы, восстанавливая нарушенные функции), с другой — уменьшает неблагоприятные последствия сниженной двигательной активности.
Здоровый организм обладает высокой способностью приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. При заболеваниях наблюдается подавление и ослабление приспособления организма к окружающей среде. Сознательная физическая тренировка, посредством которой стимулируются физиологические процессы, увеличивает возможность больного организма к развитию приспособительных процессов. Полнота приспособления и есть полнота здоровья (В.Н. Мошков). В развитии приспособительных реакций под влиянием дозированной физической тренировки ведущую роль играет нервная система (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, СП. Боткин и др.). Нервная регуляция деятельности организма осуществляется посредством рефлексов. Воздействия внешнего мира воспринимаются эк-стерорецепторами (зрительным, слуховым, тактильным и др.), возникающие возбуждения в виде импульсов достигают больших полушарий мозга и воспринимаются в форме различных ощущений. ЦНС в свою очередь формирует ответную реакцию. Такое же рефлекторное взаимодействие имеется между внутренними органами и ЦНС. В оценке физиологического действия физических упражнений необходимо учитывать их влияние на эмоциональное состояние больного. Положительные эмоции, возникающие при занятии физическими упражнениями, сти-
22 мулируют физиологические процессы в организме больного, в то же время отвлекают его от болезненных переживаний, что имеет важное значение для успеха лечения и реабилитации больного.
Помимо ведущего значения нервного механизма регуляции физиологических функций, большую роль играет гуморальный механизм. При выполнении мышечной работы в кровь выделяются гормоны (адреналин и др.), стимулирующее работу сердца, а метаболиты, образующиеся в мышцах, расширяют арте-риолы, улучшая их кровоснабжение. Химически активные вещества влияют на нервную систему. Такое взаимодействие нервных и гуморальных влияний обеспечивает общую благоприятную реакцию организма больного человека на различные виды физических нагрузок.
Тонизирующее влияние физических упражнений заключается в стимуляции интенсивности биологических процессов в организме и обусловлено тем, что двигательная зона коры больших полушарий головного мозга, посылая импульсы двигательному аппарату, одновременно возбуждает центры вегетативной нервной системы. Усиление деятельности желез внутренней секреции улучшает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, обмен веществ и различные защитные реакции, в том числе и иммунобиологические.
Чередование упражнений, усиливающих процессы возбуждения в ЦНС (упражнения для крупных мышечных групп, с выраженным мышечным усилием, в быстром темпе), с упражнениями, усиливающими процессы торможения (дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении мышц), способствует восстановлению нормальной подвижности нервных процессов.
Трофическое действие физических упражнений проявляется в том, что под влиянием мышечной деятельности улучшаются обменные процессы и процессы регенерации в организме, перестраивается функциональное состояние вегетативных центров, которые улучшают трофику внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Систематическое выполнение физических упражнений способствует восстановлению нарушенной регуляции трофики, что часто наблюдается в процессе болезни.
23 Занятия физическими упражнениями способствуют укорочению сроков между клиническим и функциональным выздоровлением. Например, больной с переломом плечевой кости может считаться клинически выздоровевшим после консолидации отломков, однако функциональное выздоровление (реабилитация) достигается лишь при полном восстановлении нарушенной функции конечности и, следовательно, трудоспособности. Эффективность использования трофического действия физических упражнений во многом зависит от оптимальности применяемых при этом нагрузок. При мышечной деятельности усиливается также трофическое влияние нервной системы на сердце, что способствует улучшению обменных процессов в миокарде. В итоге улучшения кровоснабжения и улучшения обменных процессов в миокарде сердечная мышца постепенно укрепляется, а ее сократительная способность — увеличивается. Активизация и нормализация общего обмена веществ как проявление общего трофического действия физических упражнений создает оптимальный фон для протекания местных трофических процессов.
Механизмы формирования компенсации. В процессе лечения и реабилитации больных действие физических упражнений проявляется в формировании компенсаций, т.е. временного или постоянного замещения нарушенных функций, когда изменяется или усиливается функция либо поврежденного органа, либо других органов и систем. Формирование компенсаций представляет собой биологическую закономерность. При нарушении функции жизненно важного органа компенсаторные механизмы включаются сразу. Например, при ослаблении сократительной способности сердца и уменьшении в связи с этим систолического объема крови учащаются сокращения сердца, таким образом обеспечивая необходимый минутный ее объем. Регуляция процессов компенсации происходит по рефлекторному механизму. Пути формирования компенсаций установлены П.К. Анохиным. Согласно его теории сигналы о нарушении функций поступают в центральную нервную систему, которая перестраивает работу органов и систем таким образом, чтобы компенсировать изменения. Вначале формируются неадекватные компенсаторные реакции и лишь в дальнейшем, на основании
24 новых сигналов степень компенсации корригируется и происходит ее закрепление.
Физические упражнения ускоряют формирование компенсаций и делают их более совершенными, они способствуют появлению новых моторно-висцеральных связей, которые совершенствуют компенсацию. Так, при нарушении функции дыхания занятия ЛФК способствуют выработке и закреплению компенсаций за счет автоматически углубленного дыхания, тренировки сердца, совершенствования вентиляции и кровообращения в легких, увеличения количества эритроцитов и гемоглобина в крови, более экономного протекания окислительных процессов в тканях.
Компенсации подразделяются на временные и постоянные. Временные компенсации — это приспособление организма на какой-то небольшой период (во время болезни или в период выздоровления), например усиление диафрагмального дыхания при операции на грудной клетке.
Постоянные компенсации необходимы при безвозвратной утрате или резком извращении функции. Например, подтягивание и переставление прямой ноги (в ортопедическом аппарате и без него) за счет мышц таза и туловища при параличе ног вследствие травматического повреждения спинного мозга.
Механизмы нормализации функций. Нормализация функций заключается в восстановлении функций как отдельного поврежденного органа, так и всего организма под влиянием физических упражнений. Для полной реабилитации недостаточно восстановить строение поврежденного органа, необходимо также нормализовать его функции и восстановить правильную регуляцию всех процессов в организме. Физические упражнения помогают восстановить моторно-висцеральные связи, оказывая нормализующее действие на регуляцию функций организма. При выполнении физических упражнений в ЦНС повышается возбудимость двигательных центров, имеющих связь с вегетативными центрами. В момент возбуждения все они представляют доминирующую систему, заглушающую патологические импульсы. Возникающий при мышечной деятельности мощный поток импульсов с проприо- и ин-терорецепторов может существенно изменить соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга
25 и содействовать угасанию патологических временных связей. Создание в коре головного мозга новой, более сильной доминанты вызывает ослабление и исчезновение раннее доминировавшего «застойного болезненного очага» (А.Н. Крестовников и др.).
Систематическая физическая тренировка восстанавливает ведущее значение моторики в регуляции вегетативных функций, приводит к исчезновению двигательных расстройств. Например, при параличе мышц вследствие парабиотических состояний при воспалении нерва пассивные движения, упражнения в посылке импульсов к активному движению, идеомотор-ные упражнения создают возбуждение в патологическом участке и улучшают его трофику, что способствует ликвидации пара-биотических явлений и восстановлению движений. Нормализация функции осуществляется также путем избавления от ставших ненужными временных компенсаций, которые, например, искажают нормальную походку после травмы нижней конечности и др.
Длительный постельный режим вызывает угасание сосудистых рефлексов, связанных с изменением положения тела. В результате при вставании у больного возникает головокружение, потеря равновесия и даже потеря сознания — ортоста-тический обморок. Упражнения с постепенной переменой положения головы, туловища, нижних конечностей тренируют и восстанавливают позно-сосудистые рефлексы. Клиническое выздоровление, т.е. нормализация температуры, исчезновение симптомов заболевания, не означает еще того, что произошло чолное восстановление функционального состояния организма и его работоспособности. Восстановление уровня общей тренированности и двигательных качеств, сниженных в период болезни, достигается в результате последующей систематической тренировки, окончательно нормализующей вегетативные и двигательные функции.
Средства, формы, содержание
метода ЛФК. В ЛФК для лечения заболеваний и повреждений применяются следующие основные средства: физические упражнения (гимнастические, спортивно-прикладные, идеомоторные, т. е. выполняемые мысленно, упражнения в посылке импульсов к сокращению мышц), игры, естественные факторы (солнце, воздух, вода),
26
лечебный массаж, а также дополнительные средства: трудотерапия и механотерапия. Под
трудотерапией понимается восстановление нарушенных функций с помощью специальных подобранных трудовых процессов. Существует три вида трудотерапии: общеукрепляющая, восстановительная, профессиональная. Общеукрепляющая трудотерапия повышает жизненный тонус больного, создает психологические предпосылки для восстановления трудоспособности; восстановительная — направлена на профилактику двигательных расстройств больного и восстановление утраченных функций; профессиональная — восстанавливает нарушенные производственные навыки, проводится на заключительном этапе восстановительного лечения. Механотерапия — это восстановление утраченных функций с помощью специальных аппаратов. Применяется главным образом для предупреждения контрактур (тугоподвижности) суставов.
Гимнастические упражнения представляют собой специально подобранные сочетания естественных для человека движений, разделенных на составные элементы. Применяя гимнастические упражнения, избирательно воздействуя на отдельные мышечные группы или суставы, можно совершенствовать общую координацию движений, восстанавливать и развивать силу, быстроту движений и ловкость.
Физические упражнения классифицируются по нескольким признакам: по анатомическому — упражнения для мышц головы, шеи, туловища, плечевого пояса, верхних конечностей, брюшного пресса и тазового дна, мышц нижних конечностей; по признаку активности — активные (выполняемые самим больным), пассивные (выполняемые инструктором ЛФК с волевым усилием больного) и активно-пассивные упражнения (выполняемые самим больным с помощью инструктора ЛФК).
По принципу использования гимнастических предметов и
снарядов гимнастические упражнения делятся на упражнения без предметов и снарядов; упражнения с предметами и снарядами (гимнастической палкой, резиновым, теннисным и волейбольным мячом, набивным мячом, с булавами, гантелями, эспандерами, скакалкой и др.); упражнения на снарядах (гимнастической стенке, наклонной плоскости, на гимнастической скамейке, гимнастических кольцах, механо-терапевти-
27 ческой аппаратуре, брусьях, перекладине, бревне, тренажерах и т.п.).
По видовому признаку и характеру выделяются
дыхатель-ныеупражнения (статические, динамические и дренажные). Статические дыхательные упражнения выполняют в различных исходных положениях без движения ног, рук и туловища, динамические выполняют в сочетании с движениями конечностей, туловища и т.д. К дренажным относят дыхательные упражнения, специально направленные на отток экссудата из бронхов, и используют их при различных заболеваниях органов дыхания. Следует различать дренажные упражнения (дыхательные) и позиционный дренаж (специально заданные позиционные исходные положения, также направленные на отток экссудата по дыхательным путям по принципу «желоба»).
Помимо упомянутых выше применяются также
порядковые и
строевые упражнения. Они организуют и дисциплинируют больных, вырабатывая необходимые двигательные навыки (построение, повороты, ходьба и т.
п.). Подготовительные, или
вводные, упражнения подготавливают организм к предстоящей нагрузке.
Корригирующие — уменьшают дефекты осанки, исправляют деформации отдельных частей тела, нередко сочетаются с пассивной коррекцией (вытяжением на наклонной плоскости, ношением корсета, массажем). К ним относят любые движения, выполняемые из определенного исходного положения, обусловливающего строго локальное воздействие. При этом сочетаются силовые напряжения и растягивание. Например, при выраженном грудном кифозе (сутулости) корригирующее воздействие оказывают физические упражнения, направленные на укрепление мышц спины, растягивание и расслабление грудных мышц; при плоскостопии — укрепление мышц голени и стопы.
Упражнения на координацию движений и в равновесии применяются для тренировки вестибулярного аппарата при гипертонической болезни, неврологических заболеваниях и др. Выполняются в основных исходных положениях: обычная стойка, на узкой площади опоры, стоя на одной ноге, на носках, с открытыми и закрытыми глазами, с предметами и без них. Сюда же относятся упражнения, формирующие бытовые навыки, утраченные в результате того или иного заболевания:
28 застегивание пуговиц, шнурование обуви, зажигание спичек, открывание замка ключом и др. Широко используются лепка, сборка детских пирамидок, мозаика и т.п.
Упражнения в сопротивлении применяются в восстановительном тренировочном периоде лечебной физической культуры, способствуют укреплению мышц, повышают их эластичность, оказывают стимулирующее влияние на сердечнососудистую и дыхательную системы, обмен веществ.
Пассивные упражнения назначают для предупреждения тугоподвиж-ности в суставах в случаях, когда больной не может выполнять эти движения. Они стимулируют возможность активных движений благодаря рефлекторному влиянию афферентной импульсации, возникающей в кожных покровах, мышцах, суставах. Под методическим приемом
лечение положением понимается специальная укладка конечностей в определенное корригирующее положение с помощью различных приспособлений (лангеты, фиксирующие повязки, лейкопластырные вытяжения и др.). Такое лечение применяется, чтобы создать позицию, физиологически благоприятную для восстановления функции мышц, что особенно важно для предупреждения контрактур и патологических синкинезий.
Идеомоторные упражнения улучшают трофику опорно-двигательного аппарата и вызывают реакцию со стороны вегетативных органов, усиливая деятельность сердца, дыхание, обмена веществ, нередко сочетаются с пассивными движениями при контрактурах, параличах и парезах.
Изометрические (статические) напряжения мышц без движений в суставах являются очень важным средством профилактики атрофии мышц при иммобилизации конечностей и как средство восстановления мышц при парезах.
Упражнения в расслаблении мышц создают благоприятные условия для кровоснабжения и отдыха мышц после их напряжения, нередко сочетаясь с ним, и тогда эта методика носит название
постизометрической релаксации мышц (ПИР).
Гимнастическиеупражнения в воде (в бассейне) находят все большее применение в практике. Теплая вода также способствует расслаблению мышц, размягчению мягких тканей, уменьшает спастичность, снижая тяжесть тела и отдельных его частей, облегчая выполнение упражнений. Физические упражнения в воде показаны при трав-
29
мах опорно-двигательного аппарата, остеохондрозах, спонди-лезах, нарушениях осанки и сколиозах, но особенно при параличах и парезах. При поражении вестибулярного аппарата, ампутации нижней конечности используют
упражнения в равновесии. Спортивно-прикладные упражнения. Из спортивно-прикладных упражнений в лечебной физической культуре наиболее часто используют ходьбу, бег, прыжки, метания, лазания, упражнения в равновесии, поднимании и переносе тяжести, дозированную греблю, ходьбу на лыжах, катание на коньках, лечебное плавание, езду на велосипеде, лазание по гимнастической стенке и канату, что способствует окончательному восстановлению поврежденного органа и всего организма в целом, воспитывая у больных настойчивость и уверенность в своих силах.
Упражнения в метании помогают восстанавливать координацию движений, улучшают подвижность суставов, увеличивают силу мышц конечностей и туловища, скорость двигательных реакций. В занятиях лечебной гимнастикой используются набивные мячи, диски, копья, мячи с петлей, гранаты.
Дозированные упражнения: ходьба укрепляет не только мышцы нижних конечностей, но и всего организма в целом за счет ритмичного чередования напряжения и расслабления мышц, улучшая крово- и лимфообращение, дыхание, обмен веществ, и оказывает общеукрепляющее влияние на весь организм;
бег равномерно развивает мускулатуру всего тела, трег нирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышает обмен веществ, вызывает глубокое и ритмичное дыхание. В занятиях лечебной гимнастикой бег используется для тренированных больных с индивидуальной дозировкой при тщательном врачебно-педагогическом контроле;
прыжки относятся к кратковременным интенсивным упражнениям, применяемым в период выздоровления с индивидуальной дозировкой под контролем пульса.
Гребля в ЛФК применяется для общей тренировки, отработки ритмичности движений, способствующих выработке глубокого дыхания, развитию и укреплению мышц верхних конечностей, туловища и подвижности позвоночника. Повышение внутрибрюшного давления при гребле положительно вли-
30 яет на пищеварение и тканевый обмен. Тренировки на чистом, насыщенном водяными парами воздухе оказывают оздоровительное влияние на весь организм, назначаются в дозированной форме с соблюдением кратковременных пауз для отдыха и глубокого дыхания под врачебно-педагогическим
контролем.
Лыжные прогулки усиливают работу мышц всего тела, повышают обмен веществ, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы, тренируют вестибулярный аппарат, повышают мышечный тонус организма, улучшают настроение, способствуют нормализации состояния нервной системы, так же как и
катание на коньках. Назначаются в период выздоровления под врачебно-педагогическим наблюдением хорошо тренированным лицам, умеющим кататься на лыжах и коньках.
Лечебное плавание повышает теплоотдачу и обмен веществ кровообращения и дыхания, укрепляет мышцы всего организма, нервную систему, оказывает закаливающее воздействие. С общеоздоровительной целью, а также для укрепления мышц и развития движений в суставах нижних конечностей используется езда на велосипеде. Она тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, вестибулярный аппарат, закаливает организм.
Малоподвижные, подвижные, спортивные игры на месте применяются в лечебной физкультуре для воспитания у больного решительности, настойчивости, сообразительности, ловкости, смелости, дисциплинированности в стадии выздоровления, положительно воздействуя на работу всех органов и систем организма, под врачебно-педагогическим контролем.
Упражнения на тренажерах приобретают все большее распространение в ЛФК и при реабилитации больных и инвалидов. Применение тренажеров позволяет точно дозировать нагрузку и развивать разные физические качества: выносливость, силу мышц и др. Для тренировок сердечно-сосудистой системы применяются: велотренажеры (ножные и ручные), лыжный и гребные тренажеры, третбаны (бегущая дорожка), и др. Для развития силы различных групп мышц существует большое разнообразие тренажеров: блоковые, Кетлера, Давида и др.
31
В нашей стране разработаны тренажеры нового поколения проф. В.К. Зайцева (1988), успешно используемые в РГУФК, конструкция которых состоит из унифицированного модуля. Конструкция тренажеров нового поколения (далее — Нп) состоит из унифицированного модуля, на котором размещают место пользователя и исполнительные механизмы для создания конкретной двигательной структуры упражнения по воздействию на определенные группы мышц пользователя. Конструкция тренажера Нп работает следующим образом: пользователь прилагает усилия к исполнительному механизму, который выбирает гибкую тягу, соединенную с рычагом-подъемником, последний, поднимаясь вверх, поднимает через регулировочные ролики модуль с местом пользователя, что и создает усилие в процентном отношении к собственному весу (массе) пользователя.
Технические характеристики тренажеров Нп:
Конструкция обеспечивает изокинетический метод физио
логического воздействия на мышцы и системы организма
пользователя.
Конструкция тренажера реализует принцип пропорциональ
ного соотношения между массой пользователя и прилагае
мым им усилием для подъема собственной массы (веса).
В конструкции отсутствует традиционный узел нагрузки (ис
пользуется % массы пользователя для создания отягоще
ния).
Диапазон силовой нагрузки: от 5 до 500% Р (Р — масса
пользователя) при массе тренажера, равной 55 кг и габари
тах —1500x400x880 мм.
Тренажеры могут изготавливаться из различных материалов,
включая пластические материалы и клееную древесину.
На цветной вклейке представлены модели тренажеров Нп и зал реабилитации.
Модель тренажера «Анна-8» — «Ротация сидя, РС-8» обеспечивает выполнение более 12 упражнений типа «ротационные, вращательно-возвратные движения» в вертикальной плоскости, воздействуя на мышцы шеи, плеч, рук, спины, туловища, брюшного пресса.
Модель тренажера «Макс-81» — «Тяги руками» обеспечивает выполнение более чем 12 упражнений, воздействуя на мыш-
32 цы кистей рук, предплечья, большую и малую грудную, переднюю зубчатую, межреберную, диафрагму живота, большую ягодичную, нижних конечностей.
Модель тренажера «Макс-82» — «Жим ногами сидя» обеспечивает выполнение более чем 4 упражнений, воздействуя на мышцы нижних конечностей, таза, брюшного пресса и спины.
Модель тренажера «Макс-83» — «Жим ногами лежа на спине» обеспечивает выполнение 4 упражнений, воздействуя на мышцы нижних конечностей, таза, брюшного пресса и спины.
Модель тренажера «Макс-84» — «Бицепс» обеспечивает выполнение более чем 4 упражнений, воздействуя на мышцы кистей рук, бицепса, плечевого пояса, спины, брюшного пресса, диафрагму и др.
Модель тренажера «Макс-85» — «Сведение-разведение рук» обеспечивает выполнение 14 упражнений, воздействуя на мышцы шеи, плечевого пояса, рук, спины, брюшного пресса, диафрагму и др.
Модель тренажера «Макс-86» — «Жим спиной» обеспечивает выполнение более 15 нетрадиционных упражнений, не имеющих аналогов и прототипов в практике реабилитации, воздействуя на мышцы шеи, грудной клетки, плечевого пояса, брюшного пресса, спины и таза.
Модель тренажера «Макс-87» — «Разведение-сведение ног» обеспечивает выполнение более чем 20 упражнений, воздействуя на мышцы: стопы, голени, портняжную, приводящую, отводящую мышцу нижних конечностей, таза, брюшного пресса и спины.
Модель тренажера «Макс-88» — «Разгибание-сгибание ног и тяги руками» обеспечивает выполнение более чем 12 упражнений, воздействуя на мышцы: короткую малоберцовую, кам-баловидную, икроножную, переднюю большеберцовую, полусухожильную, портняжную, двуглавую и четырехглавую бедра, трехглавую голени и др.
Модель тренажера «Макс-89» — «Рычаг Архимеда» обеспечивает выполнение более чем 100 упражнений из различных исходных положений (сидя, стоя, лежа), оказывая воздействие на все без исключения мышцы организма пользователя. Аналогов тренажера «Макс-89» — «Рычаг Архимеда» в мире не существует.
33 Модель тренажера «Макс-90» — «Армрестлинг» обеспечивает выполнение более чем 6 упражнений, воздействуя на мышцы кистей рук, бицепса, предплечья, большую и малую грудную, переднюю зубчатую, межреберную, брюшного пресса, диафрагму и др.
Модель тренажера «Макс-91» — «Тяги ногами» обеспечивает выполнение более 10 упражнений, воздействуя на мышцы стопы, трехглавую голени, длинную малоберцовую, камбало-видную, полу перепончатую, сгибатели и разгибатели пальцев ног, икроножную, гребешковую, двуглавую портняжную, нежную, полусухожильную, большую ягодичную, четырехглавую бедра и др.
Модель тренажера «Макс-48» — «Ротация рук» обеспечивает выполнение кистями рук упражнений ротационного характера, подъемов, различного рода тяг и отжиманий во всех плоскостях из исходных положений «стоя и сидя», воздействуя на мышцы: шеи, верхних конечностей, плечевого пояса, спины, брюшного пресса и др.
Тренажеры Нп позволили разработать сложно-координационные силовые упражнения, каждое из которых состоит из трех компонентов силовой, координационной и стретчинга (растяжки), что обеспечивает использование комплексного воздействия на мышцы, связки и суставы опорно-двигательного аппарата пользователя, в совокупности оказывая ранее не известные качественные воздействия на его организм.
Технология физической реабилитации с использованием тренажеров Нп включает более 235 упражнений, обеспечивая использование более 675 двигательных актов для реабилитации травмированного (больного). Тренажеры нового поколения защищены патентами СССР, РФ, США, Германии, приоритетами РСТ и награждены золотыми медалями Международного Салона Изобретений «Брюссель-Эврика».
Методика расчета алгоритмов физической нагрузки при использовании тренажеров нового поколения Современная технология физической реабилитации использует алгоритмы физической нагрузки, которые включают количественные параметры, формирующие конкретную ее физи-
34 ологическую направленность, обеспечивая эффективное воздействие на организм травмированного (больного).
Модели алгоритмов физической нагрузки силового характера реализованы через количественно-временные формулы, рассчитанные с учетом особенностей упражнений, выполняемых пациентами на тренажерах Нп, и их функциональным состоянием (В.К. Зайцев, 1998, 2001). Общая количественно-временная формула алгоритма физической нагрузки для сеанса физической реабилитации с использованием тренажеров Нп и интервального метода физического воздействия на организм можно представить в виде (с учетом зависимости «F
% Р — время»):
(1)
АЦ, = [(Тс • Н/Т,) • К/Т
2] • М/Т
3,
где AL — алгоритм физической нагрузки силового характера при использовании тренажеров Нп; Тс — заданное время, с, выполнения одного упражнения; Н — заданное количество циклов (раз) выполнения упражнения;
Tj — длительность паузы отдыха между выполнением упражнений;
К — количество повторений в одной серии; Т
2 — длительность пауз отдыха между повторениями; М — количество серий;
Т
3 — длительность пауз отдыха между выполнением серий.
Использование количественно-временных формул при моделировании физической нагрузки позволяет рассчитать ее количественные параметры с определением:
1 — длительности выполнения упражнений, т.е. «чистое»
время выполнения упражнений (работы), Та:
Та = Т
с • Н • К • М, (2)
2 — времени пауз отдыха, Т
по, между повторениями:
Т
по = Т, • (Н - 1), (3)
3 — времени пауз отдыха, Т
пс, между сериями:
Т
пс = Т
3 • (М - 1), (4)
35 4 — суммарное время алгоритма,

при завершении за
нятия после воздействия данной нагрузки:
(5) 5 — суммарное время алгоритма,

при продолжении
занятия:
(6) 6 — общее суммарное время,

, воздействия физи
ческой нагрузки данного алгоритма определяется по формуле:
(7) 7 — определение физиологической направленности алго
ритма физической нагрузки осуществляется путем расчета ко
эффициента соотношения, гс, между суммой времени всех пауз
отдыха (Т
по + Т
пс) и «чистым» временем выполнения упраж
нений, Та:
(8) Величина соотношения (Т
по + Т
пс) / Т
а является задающим параметром алгоритма физической нагрузки, на основе которого осуществляются расчеты воздействий физической нагрузки на организм травмированного (больного человека) с учетом его состояния, при разработке как программ физической реабилитации, так и программ подготовки спортсменов.
Общие требования к методике применения физических упражнений. Перед назначением занятий лечебной гимнастикой определяются задачи использования физических упражнений, подбираются средства и формы занятий для их решения. Во всех случаях важно соблюдать принципы сочетания общего и местного воздействия физических упражнений, помня, что выздоровление всегда во многом зависит от общего состояния организма больного. Методика применения физических упражнений в каждом конкретном случае зависит от диагноза и стадии заболевания, индивидуальных особенностей больного, уровня его физической подготовленности, возраста и сопутствующих заболеваний, т. е. опирается на
принцип индивидуального подхода. Вместе с тем в методике ЛФК необходимо придерживаться и других общепедагогических дидактических принципов: сознательности и активности, доступности, наглядное-
36
ти, систематичности, регулярности, постепенности увеличения нагрузок и от простого к сложному. Нередко больные и выздоравливающие имеют недостаточный опыт физической культуры, поэтому следует особенно тщательно придерживаться этих принципов. Иначе ЛФК не только не улучшит течение заболевания и последующую реабилитацию, а вызовет нежелательные осложнения и отвратит больного от использования физических упражнений.
Важнейшим принципом методики применения физических упражнений в целях лечения и реабилитации является их дозировка, учитывающая общий объем и интенсивность физической нагрузки. Интенсивность физических упражнений может быть малой, умеренной, большой и максимальной (В.К. Добровольский). К упражнениям малой интенсивности относятся движения небольших мышечных групп, выполняемые преимущественно в медленном темпе: движения пальцев, мелких суставов; физиологические сдвиги при этом незначительные. К упражнениям умеренной интенсивности относятся движения, выполняемые средними и крупными мышечными группами в медленном и среднем темпе: упражнения на гимнастических снарядах, тренажерах с утяжелением, ускорением, ходьба, бег, ходьба на лыжах и т.п. Эти упражнения предъявляют значительные требования к сердечно-сосудистой, дыхательной и нервно-мышечной системам, вызывая значительные физиологические сдвиги, которые восстанавливаются в течение десятков минут. Упражнения максимальной интенсивности характеризуются вовлечением в работу большого числа мышц и быстрым темпом движений: бег на скорость, значительные нагрузки на тренажерах, спортивные игры и др. При этом наблюдаются субмаксимальные и максимальные сдвиги пульса, частоты дыхания. Восстановление затягивается на часы и дни.
Дозировка физических упражнений зависит от заболевания, его стадии и функционального состояния различных систем организма, прежде всего сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Способы дозировки физической нагрузки. По мнению В. Н. Мошкова, «под дозировкой в лечебной физкультуре следует понимать установление суммарной дозы (величины) фи-
37 зической нагрузки при применении как одного физического упражнения, так и какого-либо комплекса (утренняя гимнастика, занятие лечебной гимнастикой, прогулка и др.)». Физическая нагрузка должна быть адекватна функциональным возможностям больного и не быть ни чрезмерно малой, ни чрезмерно большой, так как в одном случае не окажет достаточного лечебного эффекта, а в другом — ухудшит состояние больного.
Физическая нагрузка в ЛФК дозируется путем выбора исходных положений, подбора физических упражнений, их продолжительности, количеством повторений каждого упражнения, темпом, амплитудой движений, степенью силового напряжения, сложностью движений, их ритмом, количеством общеразвивающих и дыхательных упражнений, использованием эмоционального фактора и плотности нагрузки в занятиях лечебной гимнастикой.
Важным элементом в регулировании нагрузки при занятиях физическими упражнениями является
исходное положение тела. В лечебной физической культуре выбор исходных положений зависит от двигательного режима, назначенного врачом. Различают три основных исходных положения — лежа, сидя и стоя, каждое из которых имеет свои варианты:
лежа на спине, на животе, на боку; сидя в постели, на стуле, на ковре с прямыми ногами; сидя в постели или на стуле со спущенными ногами; стоя на четвереньках и получетвереньках; стоя без опоры; стоя с опорой на костыли, палки, «ходилки», на брусья, с опорой на перекладину и гимнастическую стенку, спинку стула, и т.д. Например, при заболевании сердечно-сосудистой и дыхательной систем исходными могут быть положения
лежа, полулежа с высоким положением головы, сидя, стоя; при повреждении позвоночника —
лежа на спине и на животе, в положении на четвереньках, полулежа, стоя. Подбор физических упражнений и определение их продолжительности производят с учетом принципа постепенности — от легкого к трудному, от простого к сложному, а также особенностей течения болезни и физической подготовленности больного.
Продолжительность физических упражнений определяется фактическим временем, затрачиваемым больным на их выполнение, и зависит от сложности упражнений.
Количество упраж- 38 нений в комплексе
и количество повторений каждого зависит от особенностей течения болезни, характера и вида упражнений, входящих в данный комплекс, и продолжительности их выполнения. Количество повторений гимнастических упражнений для мелких мышечных групп может быть большим, чем для крупных.
Темп движения, или быстрота их выполнения, различны. Существуют медленный, средний и быстрый темп движения. В условиях стационара применяют медленный и средний темп, на поликлиническом и санаторном этапах реабилитации — медленный, средний и быстрый темпы.
Уменьшение или увеличение амплитуды движений также позволяет регулировать физическую нагрузку.
Степень усилия при выполнении движений также влияет на величину нагрузки. При занятиях лечебной физкультурой необходимо постепенно увеличивать нагрузки в упражнениях по мере овладения ими и роста функциональных возможностей организма.
Степень сложности движений также влияет на величину нагрузки. При занятиях ЛФК необходимо постепенно усложнять упражнения по мере овладения ими и роста функциональных возможностей организма.
Ритм движений, или система их чередований, оказывает большое влияние на работоспособность. Правильно подобранный ритм движений отдаляет наступление утомления, способствует уменьшению нагрузки на нервную систему за счет выработки автоматизма.
Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений зависит от периода заболевания. По мере выздоровления уменьшают количество дыхательных упражнений, увеличивая число специальных упражнений. На занятиях физическими упражнениями важно вызвать у больного положительные эмоции, что повышает лечебно-оздоровительный эффект и отдаляет наступление утомления.
Большое значение при дозировке физической нагрузки имеет ее плотность. Плотность нагрузки определяют отношением длительности времени фактического выполнения упражнений к длительности всего занятия. На занятиях лечебной гимнастикой плотность нагрузки должна составлять 50—60%, в санаторно-курортных условиях при тренировочном двигательном режиме она может достигать 75 % и более. Включая в занятия дыхательные упражнения
и упражнения на расслабле-
39
ние мышц,
чередуя упражнения
для различных групп мышц,
можно поддерживать
высокую плотность занятия,
не вызывая утомления
у занимающихся.
Формы ЛФК. Различают
несколько форм проведения занятий
ЛФК: утренняя гигиеническая, лечебная гимнастика,
самостоятельные занятия физическими упражнениями, лечебная дозированная
ходьба и восхождение (терренкур),
массовые формы оздоровительной
физической культуры, дозированные плавание, гребля,
бег и др. Занятие
лечебной гимнастикой является основной
формой восстановления функций пострадавшего органа
и всего организма
в целом
и состоит
из трех частей
— вводной, основной
и заключительной.
Во вводной части
даются элементарные гимнастические
и дыхательные упражнения, подготавливающие больного
к возрастающей физической нагрузке. Основной раздел занятия
лечебной гимнастикой
решает наиболее важные
лечебные задачи и включает специальные
и общеразвивающие упражнения,
оказывающие положительное воздействие
на пострадавший орган
и весь организм больного. Специальные упражнения подбираются
с учетом формы заболевания,
его клинического течения,
общего состояния больного.
В заключительную