Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры - файл n1.doc

приобрести
Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры
скачать (5217.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc8015kb.19.12.2007 23:35скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1 ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Основные понятия теории и методики физической культуры

Термины, понятия имеют большое научное, учебное и практическое значение, так как наука закрепляет в них достижения теоретического познания на основе обоб­щения эмпирического опыта. Они отражают развитие науки, уровень обобщения практики и раскрывают специфику каждой профессии или области научных знаний.

Для успешной работы в любой сфере профессиональной деятельности специа­листам необходимо свободное владение специфическими профессиональными терминами и понятиями. Иначе они не смогут вести исследования, правильно по­нять друг друга, изучать специальную литературу. Различное понимание (или не­знание) профессиональных терминов затрудняет общение, лишает возможности грамотно обучать, повышать свою компетентность.

В теории физической культуры используются такие понятия, как "физическая культура", "спорт", "неспециальное физкультурное образование", "физическая рек­реация", "двигательная реабилитация", "физическое развитие", "физическое вос­питание", "физическая подготовка", "физическое упражнение" и многие другие. Эти понятия носят наиболее общий характер, а конкретные термины и понятия, так или иначе вытекают из определений более общих категорий.

Главным и наиболее общим из них является понятие "физическая культура". Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую об­ласть творческой деятельности как научной, так и практической, а также результа­ты этой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни. В лично­стном плане она является мерой и способом всестороннего физического развития человека.

В том и другом случае физическая культура имеет решающее значение не сама по себе как область деятельности, а ее качественные результаты, степень эффек­тивности, ценности, полезности для человека и общества. В более широком плане результативность этой деятельности может проявляться в состоянии физкультур­ной работы в стране, в ее материально-технической, теоретико-методической и организационной обеспеченности в конкретных показателях физического разви­тия членов общества.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - это вид культуры, который представляет собой спе­цифический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей.

Это сложное и многофункциональное явление, которое имеет свою структуру, отражающую ее формы и содержание, а также собственное функционирование. Ее компоненты полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке людей к их жизнедеятельности (в труде, быту, военном деле, в активном отдыхе).

В отличие от специального образования, которое дается как профессиональное в средних и высших физкультурных учебных заведениях, "неспециальное физкуль­турное образование" понимается как процесс формирования специальных знаний, умений, двигательных навыков, а также как развитие физических способностей че­ловека. Как и образование в целом, оно является общей и вечной категорией соци­альной жизни личности и общества. Его конкретное содержание и направленность определяются как потребностями личности, так и общества в физически подготов­ленных людях и воплощаются в их самостоятельной и организованной образова­тельной деятельности. Подобно тому, как в процессе образования людей осуще­ствляется их воспитание, так и в процессе физического образования идет физи­ческое воспитание.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, фор­мирования положительного отношения к физической культуре, выработка ценнос­тных ориентации, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей.

СПОРТ - вид физической культуры: игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений и направ­ленные на достижение наивысших результатов.

Он направлен на раскрытие резервных возможностей и выявление предельных для данного времени уровней функционирования организма человека в процессе двигательной деятельности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими признаками спорта как вида физической культуры.

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ - вид физической культуры: использование физичес­ких упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах, для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бы­товой, спортивной, военной деятельности.

Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ - вид физической культуры: целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компен­сации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий.

Этот процесс осуществляется комплексно, под воздействием специально подо­бранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических про­цедур и некоторых других средств. Это - восстановительная деятельность.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - вид неспециального физкультурного образова­ния: процесс формирования двигательных навыков и развития физических способ­ностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности (физическая подготовка летчика, монтажника, сталевара и т.п.).

Она может определяться и как вид общей подготовки спортсмена (физическая подготовка спринтера, боксера, борца и т.п.).

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - процесс изменения форм и функций организма либо под воздействием естественных условий (питания, труда, быта), либо под воздей­ствием целенаправленного использования специальных физических упражнений.

Это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить л данный конкретный момент (размеры тела и его частей, показа­тели различных двигательных качеств и способностей, функциональные возможно­сти систем организма).

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - движения или действия, используемые для раз­вития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков.

С одной стороны - это средство физического совершенствования, телесного преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. С другой стороны - это также и метод (спо­соб) физического развития человека. Физические упражнения являются основным, "сквозным" средством всех видов физической культуры неспециального физкуль­турного образования, спорта, физической рекреации и двигательной реабилита­ции.
1.2 Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина

Как научная дисциплина теория физической культуры представляет собой си­стему научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях ее функционирования и направленного использования с целью всестороннего гар­монического развития людей. Она создавалась на материалистических основах понимания и использования в интересах совершенствования человека, закономер­ностей биологии и развивается на современных методологических основах исто­рии и теории культуры общества, широко используя информацию из области таких наук, как педагогика, психология, биомеханика, биохимия, физиология и др.

Развиваясь под влиянием труда, а также в процессе своей игровой, познаватель­ной, коммуникативной деятельности, человек воздействовал на природу, на окру­жающую среду посредством своих физических сил и двигательных действий. Его физические способности в начале совершенствовались "попутно", в ходе естествен­ного биологического развития и труда. Постепенно человек стал осознавать, что существует зависимость между подготовкой к труду и его результатами. Возникают первобытные, стихийные основы обучения и воспитания как необходимые условия подготовки к жизни, к труду, к многогранной деятельности. Из этого сложного про­цесса первобытной "педагогики" постепенно, по мере исторического развития об­щества, выделяются и зачатки физической культуры как области специальной дея­тельности, в которой решаются задачи собственно физической подготовки людей к различным требованиям жизни.

В ходе развития человека и общественного производства возникла социальная (общественная) потребность определить общие цели и конкретные задачи, а также и специальные средства физической подготовки людей к жизни, методы (способы) использования этих средств.

На первых порах развития человеческого общества все эти вопросы решались интуитивно, стихийно, либо только на основе прямой передачи и освоения опыта предшествующих поколений. Позднее эта деятельность выделилась в самостоятель­ную и социально необходимую профессию и ее теорию. И чтобы решать все вопро­сы на профессиональном уровне, в настоящее время специалист по физической культуре должен владеть большим объемом достаточно глубоких и передовых тео­ретических знаний.

Физическая культура постепенно вырастает в область широкой и сложной со­циальной деятельности, в которой формируются и осуществляются научно-практи­ческие подходы с позиций различных наук - философии, истории, педагогики, пси­хологии, биологических наук (физиологии, анатомии и др.), социологии. Поэтому возникает ее теория, которая опирается на данные исторического опыта, совре­менной практики, а также на данные социально-экономических, медико-биологи­ческих и психолого-педагогических наук и раскрывает общие законы и закономер­ности физической культуры.

Таким образом, по мере усложнения и развития общественных требований к физической подготовленности людей, к деятельности в различных областях жизни, появляются предпосылки к возникновению теории. Вначале возникают и развива­ются взгляды на физическое воспитание как на педагогический процесс и необхо­димую часть общего образования. Во второй половине XIX века П. Ф. Лесгафт раз­работал теорию физического образования, которая была направлена на формиро­вание знаний, умений, навыков в области двигательной деятельности. Он разрабо­тал принципы, формы и методы использования физических упражнений для физического и интеллектуального развития человека. В годы советской власти в стране была разработана теория и методика физического воспитания.

В связи с разработкой в 1950-60 гг. зарубежными и отечественными учеными теории культуры, на основе ее концепций в 1970-80-х гг. в стране начинает разраба­тываться и теория физической культуры (В. М. Выдрин, Б. В. Евстафьев, Л. П. Мат­веев, Ю. М. Николаев, Н. А. Пономарев, Н. И. Пономарев, В.И. Столяров и др.).

Теория физической культуры относится к категории педагогических наук, так как она связана с процессами образования, обучения и воспитания человека в интере­сах общества. Она изучает физическую культуру как особый, специфический вид культуры общества, сложную область социально необходимой деятельности, име­ющую множество взаимосвязей с другими явлениями и сторонами социальной жиз­ни общества. Ее задачи заключаются в том, чтобы обнаружить и раскрыть взаимо­связи и взаимовлияния культуры общей и физической, закономерности гармони­ческого развития человека, объяснить и обосновать средства, обеспечивающие его целенаправленное и всестороннее физическое развитие, найти рациональные ме­тоды использования средств, целесообразные формы и принципы, обеспечиваю­щие их эффективную реализацию. Однако это только одна сторона дела. Вторая заключается в том, что теория физической культуры вооружает специалистов зна­ниями методики использования средств для практической деятельности. Первая сторона относится преимущественно к теории физической культуры как науки, вто­рая - к учебному предмету "Теория и методика физической культуры".

Теория физической культуры как наука исследует содержание, структуру, функ­ции физической культуры, ее принципы, цели, задачи и средства, разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы и содержание видов физической культуры. Она раскрывает сложные взаимосвязи физической культуры с другими областями деятельности общества и всеми сторонами воспитания (нрав­ственным, умственным, трудовым, эстетическим).

Как учебная дисциплина "Теория и методика физической культуры" является главной, профилирующей в учебных планах средних и высших физкультурных учеб­ных заведений. В конечном счете она определяет фундаментальность физкультур­ного образовании специалиста, педагогическую направленность его деятельнос­ти, профессиональную компетентность. Она лежит в основе знаний любой конкрет­ной специальности (тренер, инструктор, учитель, методист и т.п.), создает необхо­димые предпосылки и условия для профессионального роста и совершенствования специалиста. Поэтому в разработке специфических проблем теории и методики спортивной тренировки все спортивно-педагогические дисциплины опираются на основные положения теории физической культуры.
1.3 Методы исследования в теории и методике физической культуры

Некоторые студенты и специалисты в области физической культуры считают, что научно-исследовательская работа им не по силам. Такие сомнения безоснователь­ны. Каждый человек, обучающийся в вузе, а тем более - имеющий высшее образо­вание, может и способен вести научную работу. Конечно, ее уровень и результаты у различных людей будут неодинаковы. "Вполне вероятно, - писал Н. Винер, - что 95 % оригинальных работ принадлежит менее пяти процентам профессиональных уче­ных, но большая часть из них вообще не была бы написана, если бы остальные 95 % ученых не содействовали созданию общего достаточного высокого уровня науки." (Н. Винер. Я - математик, - М.: Прогресс, 1964. - С.344). Слов нет - научная работа требует ума, организованности, воли, целеустремленности. Однако при правиль­ной организации и настойчивости научно-исследовательская работа (НИР) - непре­менно принесет результаты.

Исследование, как правило, начинается с поиска и обнаружения проблемной ситуации - объективно существующего противоречия между потребностями (зап­росами, нуждой) общества или личности и существующими в данное конкретное время способами их удовлетворения. Проблемная ситуация может быть использо­вана как затруднение, возникающее от необходимости объяснить или предсказать то или иное явление при остром дефиците информации, или возможность достичь цели при помощи известных, традиционных средств и методов. Другими словами -проблемная ситуация это противоречие между потребностями и способами их удов­летворения (например, современное состояние физического воспитания в школе), противоречие между знанием о потребностях людей и незнанием путей, средств, методов, способов их удовлетворения.

Проблема - (буквально - задача) - сложная познавательная задача, решение ко­торой представляет существенный теоретический или практический интерес, си­туация, требующая решения. Она представляет собой необходимость поиска но­вой информации, наиболее полно и объективно отражающей конкретное явление и способы его совершенствования. Проблема характеризуется недостаточностью наличной информации для решения конкретных задач. Например, определение та­ких категорий, как "физическая культура", "физическая рекреация", "неспециаль­ное физкультурное образование", "спорт" было невозможно до появления совре­менных концепций теории культуры.

В процессе предварительного осмысления и анализа проблемы определяется тема исследования, которая отражает конкретную его направленность (например, компоненты исполнительского мастерства спортсмена и методы их оценок). Она должна отвечать требованиям актуальности, новизны, иметь теоретическое и прак­тическое значение. Работа над темой в конечном счете ведет к приращению науч­ных знаний. В этом заключается теоретическое значение исследования. Актуаль­ность означает важность, необходимость решения проблемы для настоящего вре­мени; новизна - это отсутствие в настоящее время в литературе полностью анало­гичных работ, оригинальность обобщений, выводов исследования.

В процессе разработки темы необходимо определить объект и предмет иссле­дования и выработать рабочую гипотезу. Под объектом исследования понимается то, на что направлена познавательная деятельность ученого. Это могут быть люди (группы людей), явления, события, процессы. Например, физическая культура как вид культуры; студенты вузов; тренировочный процесс; силовые качества спорт­смена и т.п. Другими словами - это все то, что явно или неявно содержит противо­речие, порождает проблемную ситуацию и создает проблему.

Предмет исследования - это отношения объекта, одно из его свойств, сторона, которые подлежат непосредственному изучению. Например, физическая рекреа­ция как компонент физической культуры; специфика развития силовой выносливо­сти у юных спортсменов и т.п.

Объект и предмет - сквозные категории. Они могут меняться местами в зависи­мости от уровня подходов к ним и их рассмотрения. После выбора темы, определе­ния объекта и предмета, последователь вырабатывает рабочую гипотезу.

Рабочая гипотеза (обоснованное предположение) - это "знание о незнании", на­учное предположение о возможных причинных связях явлений, которые пока еще не доказаны и их следует доказать, опираясь на добытую в процессе исследования объективную информацию, аргументы и факты. Гипотеза - научно обоснованные высказывания вероятностного характера относительно сущности, взаимосвязей и причин явлений объективной реальности" (Процесс социального исследования. - М.: Мысль, 1975, - С. 41.). Другими словами - это научно обоснованная догадка. Переход от проблемы к гипотезе - это переход от вопросов к объяснению и после­дующей рекомендации к практике. К основным видам рабочих (исследовательских) гипотез можно отнести следующие: описательная, в основе которой лежит предпо­ложительное описание причин, которые являются основой того или другого явле­ния, процесса (объекта исследования); объяснительная, которая предполагает объяснение причин и следствий, характеризующая объект исследования, его свя­зи, отношения.

Одним из важнейших этапов начала исследования является анализ литературы. Прежде, чем исследовать то или иное явление, процесс, деятельность необходимо узнать, что же об этом уже известно, кто и в каких аспектах проблему исследовал и какие выводы сделал. Для этого необходимо изучить литературу. При этом иссле­дователь исходит из той предварительной информации, которую он имеет на осно­ве знаний, полученных из учебников, учебно-методической литературы и собствен­ного практического опыта. Как правило, почти по любому вопросу, который интере­сует исследователя, существует большое количество литературных источников. В поиске и отборе необходимых в первую очередь источников помогают каталоги в библиотеках, книжные летописи и летописи журнальных статей, реферативные жур­налы и бюллетени, книжные и журнальные обозрения, в которых даются обширные сведения о научной литературе по различным проблемам.

В процессе изучения литературы необходимо ее сгруппировать по степени важности и по направлениям. Например, при исследовании физической культуры как вида культуры личности и общества необходимо познакомиться с работами по тео­рии культуры, выявить группы авторов, придерживающихся одной и той же концеп­ции, следует уяснить и то общее, что объединяет все эти группы авторов. После выявления существующих в настоящее время основных концепций теории культу­ры следует ознакомиться с современными концепциями теории физической куль­туры как вида культуры. И здесь также необходимо определить группы авторов - единомышленников и группы авторов, у которых подходы к определению данного феномена не совпадают. Наконец, необходимо выяснить, обнаружить "белое пят­но", т.е. проблемную ситуацию и приступить к ее решению. Итогом всей этой рабо­ты будет та часть исследования, которая носит одно из таких названий: "Историог­рафия проблемы", "Литературный обзор"; "Состояние проблемы по литературным источникам и на практике". В этой части своего исследования автор демонстриру­ет знание литературы по проблеме, умение сгруппировать источники по совпадаю­щим концепциям их авторов (или по другим признакам), способность обнаружить проблему и готовность ее решить.

Изучение литературы представляется целесообразным вести ретроспективно -т.е. от последних, современных изданий источников назад, в историю, потому что в последних источниках уже сконцентрированы, даны в готовом виде идеи, которые имеют более или менее длительную историю развития. На фоне последних данных виден более ярко процесс и особенности развития, возникающие и исчезающие противоречия.

В процессе работы над источниками весьма целесообразно вести картотеку. Каждый источник аккуратно, грамотно, на основе современных требований библио­графии заносится на каталожную карточку с тем, чтобы при составлении списка литературы можно было просто переписать эти карточки по алфавиту. Целесооб­разно также на каждой карточке писать краткую аннотацию источника и свое соб­ственное отношение к нему или свою оценку, характер его использования (выпис­ки, цитирование, обзор и т.п.). Если исследование предстоит длительное (напри­мер, работа над диссертацией или книгой), тогда можно составлять две собствен­ные картотеки - одну алфавитную, другую предметную. Это облегчит поиск материала и маневрирование с ним. Если исследователь уже имеет план, (структу­ру) своей работы, тогда целесообразно приготовить папки по числу глав или разде­лов работы ("папка - мать порядка"). Внутри каждой папки можно сделать дополни­тельные деления папки по числу параграфов в каждой главе. По мере накопления материала (выписок, заготовок, мнений и т.п.), он складывается в соответствую­щие папки. Это позволяет сократить время на систематизацию и обработку мате­риала.

Анализ - это расчленение предмета исследования на части, свойства, признаки. Исследователь, как правило, ставит перед собой задачу проникнуть в сущность про­цесса или явления. Для этого он мысленно (или практически) расчленяет предмет на составные части, выделяет свойства, признаки, связи, отношения.

Синтез (соединение) - обобщение, интеграция полученной информации, пред­посылки, первый этап обобщения и выводов. Обобщение - такой прием мыслитель­ной деятельности, который позволяет устанавливать общие качества, стороны, свой­ства предметов.

Обобщение полученной в процессе изучения литературы по проблеме дает воз­можность уточнить цель и задачи исследования.

Цель - предполагаемый конечный результат, осознанный образ предстоящего результата. В ней должна найти отражение проблема, объект и предмет исследования и рабочая гипотеза. Цель распадается на конкретные задачи, организованная последовательность которых составляет программу исследования.

Для решения задач необходимы методы (пути, способы) исследования. Они должны быть полностью адекватными, вполне соответствующими задачам; это оз­начает, что они дают возможность получить объективную информацию именно о данном предмете. Иначе может получиться так, что методы, пригодные для изуче­ния одних объектов исследования, могут давать ложную информацию при изучении других объектов. Например, попытки развивать силу легкоатлетов-спринтеров та­кими же методами, как и гонщиков-шоссейников не дают положительных результа­тов. Структура силы названных выше спортсменов разная и методы ее развития должны быть различны.

В научно-исследовательской работе по теории физической культуры использу­ется большое количество различных методов и методик (групп методов). Среди них можно выделить такие группы, как общенаучные, собственно педагогические, пси­хологические, биологические, социологические. Все они тесно связаны между со­бой, порой между ними нет четкой грани, но есть все-таки своя специфика. Наибо­лее общим методом, который используется как в теоретических, так и в экспери­ментальных работах, является теоретический анализ и обобщение. Он касается литературных данных, документов, материалов, эмпирических данных и другой ин­формации, о чем говорилось ранее. К собственно педагогическим можно отнести педагогическое наблюдение (включенное и не включенное), педагогический эк­сперимент, составной частью которого являются контрольные испытания (тес­ты). В процессе исследования используются также методы непосредственного сбо­ра и регистрации информации и методы ее обработки. Методом сбора ретроспек­тивной (прошлой) информации является изучение источников - литературных, ста­тистических, программно-методических, инструктивных и обобщение этих материалов. Может также использоваться опрос в различных его формах (анкеты, беседы, интервью). Текущая информация может собираться методом наблюдения, который представляет собой анализ и оценку предмета исследования без вмеша­тельства в его функционирование наблюдателя.

Педагогическое целенаправленное наблюдение предполагает четкую постанов­ку его цели и задач, определение конкретного объекта, использование способов регистрации наблюдаемых процессов и явлений, планомерность. Оно позволяет видеть процесс (явление) "сиюминутно" и в динамике, фиксировать его фазы, эта­пы непосредственно "с натуры"; оно дает возможность получить довольно объек­тивную информацию об объекте наблюдения. Этот метод, как и другие, целесооб­разно использовать в комплексе с другими, поскольку он не обеспечивает всесто­ронней характеристики объекта. Объектами наблюдения могут быть содержание учебно-тренировочного процесса, методы обучения, тренировки, соотношение объема и интенсивности нагрузки в процессе занятий, техника выполнения упраж­нений и тактические действия и другие процессы и явления. Наблюдение может быть открытым, когда объект знает, что за ним наблюдают, и скрытым, когда наблю­даемые не подозревают, что они находятся в зоне внимания исследователя. Мате­риалы наблюдения должны быть зафиксированы в записи (протоколы наблюдений, в фото-, кино- и звукозаписях).

Одним из основных методов научного исследования является эксперимент - научно поставленный опыт. Это наблюдение исследуемого процесса, явления в точно организованных и учитываемых условиях, позволяющих следить за процессом и воссоздавать его каждый раз в аналогичных условиях. Он отличается от педагоги­ческого наблюдения активным вмешательством исследователя в процесс или явление. В экспериментах, в которых исследуются учебно-воспитательный или тре­нировочный процессы, как правило, создаются экспериментальные и контрольные группы. В первых из них обеспечиваются специальные, созданные исследовате­лем условия, вторые занимаются в обычных, общепринятых, традиционных услови­ях. Разница в результатах, полученных в конце эксперимента, свидетельствует о степени решения проблемы. Эксперимент может быть естественным, когда в ходе его допускаются незначительные отступления от традиционных, общепринятых ус­ловий и способов деятельности (например, тренировочный); модельным, в кото­ром эти условия и способы резко меняются, исходя из интересов исследователя, и лабораторным, проводимым в специально созданных условиях.

Оценка полученного эмпирического и теоретического материала может быть проведена по качественным (т.е. не имеющим определенных единиц измерения) и количественным показателям в процессе контрольных испытаний (тестов). В пос­леднем случае используются методы, основанные на идеях квалиметрии - части метрологии, которая изучает и разрабатывает количественные методы оценки ка­чественных показателей. Степень совпадения результатов тестирования при повтор­ном его проведении на одних и тех же объектах и в одинаковых условиях называет­ся надежностью теста. Возможность полностью воспроизвести результаты теста при его повторении через какое-то время и в одинаковых условиях называется стабиль­ностью (или воспроизводимостью) теста. Степень точности, с которой измеряется объект (или сторона, свойства, качество его) будет характеризовать информатив­ность теста.

В процессе контрольных испытаний имеется возможность соотнести предвари­тельные предположения, гипотезы с реальным положением вещей или получить совершенно новую, непредвиденную информацию. В частности, в зависимости от цели и задач эксперимента можно определить достоинства или недостатки мето­дов, содержания обучения, форм организации занятий, проверить критерии про­гнозирования и отбора молодежи для занятий данным видом спорта. Контрольные испытания и тесты позволяют определить объективные результаты эксперимента. Результаты тестирования могут быть получены в процессе заведомо стандартных тестов, таких, например, как Гарвардский степ-тест и его варианты. Суть его зак­лючается в том. что испытуемый встает одной ногой на ступеньку высотой 50 см, затем приставляет другую ногу и выпрямляется, потом ставит ногу на пол и при­ставляет к ней другую ногу. Под метроном, на четыре счета за 60 сек. надо выпол­нить 30 циклов и продолжать упражнение в течение 5 минут. Если испытуемый не в состоянии выполнить упражнение в течение 5 минут, то фиксируется точное время выполнения упражнения (по секундомеру). После выполнения упражнения иссле­дуемый садится на стул и в течение 30 сек. происходит подсчет пульса: первый раз после 1 минуты отдыха, второй - между 120 и 150 сек., третий - между 180 и 210 секундами. После этого подсчитывается индекс физической подготовленности (ИФП) по формуле:

Результаты экспериментальных работ могут проверяться антропометрическими замерами роста, окружности и экскурсии грудной клетки, регистрацией частоты сердечных сокращений (ЧСС), максимального потребления кислорода (МПК), ди­намометрией, замерами свободы движений в суставах посредством гониометра и другими методиками. С учетом своих целей, задач, рабочей гипотезы исследова­тель может разрабатывать специальные контрольные упражнения, тесты и их комплексы.

Незаменимым методом получения информации в теоретических исследованиях является опрос, который проводится в виде анкетирования, интервью и бесед. Он позволяет судить об опыте человека, мотивах его деятельности и поведения, цен­ностных ориентациях, отношении к физическим упражнениям, эффективности их использования и о многих других проблемах. Для анкетирования необходимо раз­работать содержание анкеты, в которую следует включить весь комплекс вопро­сов, позволяющий получить исчерпывающую информацию по интересующей ис­следователя проблеме. Во вводной ее части содержится обращение к респонден­там, название учреждения, от имени которого ведет работу исследователь, задачи исследования и его назначение, указание об анонимности анкеты и рекомендации к ее заполнению. В основной части даются вопросы или группы вопросов, ответы на которые позволят исследователю получить объективное представление по ис­следуемой проблеме. В демографической части анкеты содержатся вопросы, ка­сающиеся паспортных характеристик респондента (пол, возраст, специальность, спортивная квалификация, педагогический стаж и т.п.).

Интервью - заранее спланированная по информативному направлению беседа, предполагающая прямой контакт исследователя с респондентами - опрашиваемы­ми. Оно может проводиться по жесткому плану, в определенной последовательнос­ти и границах информации.

Беседа - вопросно-ответная форма общения исследователя с респондентом или их группой, которая хотя и проводится по плану, но допускает различные вариации по ее направлениям и времени проведения. Материала опроса протоколируются исследователем.

Обработка результатов очень ответственный этап исследования. Оценка мо­жет производиться как в качественном (на основе теоретических, логических выво­дов и обобщений), так и количественном аспектах. Количественная обработка ма­териалов может осуществляться методами математической статистики, - науки, изучающей количественные показатели тех или иных явлений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации