Сопов Г.П. (ред.), Безвербный А.А. и др. Политология - файл n1.rtf

приобрести
Сопов Г.П. (ред.), Безвербный А.А. и др. Политология
скачать (120.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf978kb.24.06.2011 21:19скачать

n1.rtf

  1   2   3   4

Учебное пособие подготовлено кафедрой политической социологии факультета социологии и политологии РГУ по программе для вузов, утвержденной Министерством образования Российской Федерации 03 февраля 2000г.

Ответственный редактор Г.П.Сопов

Авторы: Безвербный А.А. (2), Безвербный А.С. (2), Дивлеткильдеев Ш.А. (7), Ермоленко Н.А. (6), Коновалов В.Н. (10), Коновалова Н.Ф. (10), Мацинина Н.В.

  1. , Овчинников В.И. (8), Скороход В.А. (1, 5), Сопов Г.П. (9), Хидекель Б.З.

  2. .

Темы: Стр.

    1. Политология как наука

    2. Политическая жизнь общества

    3. История политических учений

    4. Гражданское общество

    5. Институциональные аспекты политики

    6. Политические отношения и процессы

    7. Политические организации и движения, элиты и лидерство

    8. Социокультурные аспекты политики

    9. Международные отношения и мировая политика

    10. Методология познания политической реальности

1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА

В развитых странах мира в начале ХХ века политология заняла исключительно важное место в системе вузовского образования. И это не случайно. Политические знания и политическая культура нужны сегодня любому человеку независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он вынужден взаимодействовать с другими людьми и государством. Знакомство с политологией помогает человеку осознать свое место в обществе, ориентироваться в политической обстановке, занимать осознанную гражданскую позицию. Это особенно важно в условиях современной России, ее сложной социально-политической обстановки.

Рассмотрим вопросы:

      1. Объект, предмет и метод политической науки.

      2. Функции политологии.

* * *

В новой российской литературе, посвященной различным аспектам политической реальности, уже стало привычным утверждение о том, что в определении, что такое политология, каков ее объект и предмет, какова ее связь с другими общественными науками, имеются огромные трудности.

Как известно, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая исследуется познающим субъектом. Предметом же науки выступают определенные стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

В этом смысле объектом политологии выступает политическая реальность, политическая действительность, которую политологи называют по-разному - политическая сфера общества, политическая жизнь, мир политического и т. п.

По мнению многих ученых, политология изучает мир политического. Политическую жизнь общества. Политическая жизнь складывается из совокупности различных политических процессов, происходящих в обществе и государстве. Она состоит из динамичной, противоречивой, часто непредсказуемой по своим последствиям деятельности различных политических субъектов (от личности, группы до государства). В центре политической жизни оказываются проблемы публичной власти, механизмы ее реализации, система господства и подчинения, согласия и сотрудничества, многообразные взаимоотношения людей с институтами власти. Она включает в себя партийные и избирательные системы, механизмы обеспечения единства, жизнеспособности и функционирования общества, политические отношения и политическую культуру, процессы политической социализации и многое другое.

Эту сложнейшую, многоплановую и очень противоречивую политическую сферу изучают также политическая философия и социология, политическая история и политическая психология, политическая этика и политическая лингвистика, политико-правовые дисциплины, политическая география и политическая журналистика и даже политическая астрология.

Так, политическая философия занимается мировоззренческим осмыслением политики как социального явления, поиском оптимального политического строя. Она всегда ставит под сомнение господствующие концепции политического порядка, пытаясь найти пути преодоления пропасти между желаемым и возможным. Философское осмысление политики помогает политологам в выработке мировоззренческой направленности анализа политических явлений и процессов.

Политическая история, исследуя процесс развития политической жизни общества, государственных институтов, партий и движений, дает богатый фактический материал для исследования современных политических систем.

Предметом политической антропологии выступает «человек политический» как субъект политического творчества.

Политическая психология помогает понять психологическое содержание политики, которая находит свое выражение в различных проявлениях, таких как политическое безразличие, политический радикализм, политическое иждивенчество, политическое соперничество, политическое творчество и др.

Геополитика анализирует влияние географической среды, природно- климатических условий на развертывание политических процессов, исторических событий, судеб целых народов.

Политическая астрология занимается выяснением влияния космоса, расположения звездных светил, солнечной активности, фаз Луны и т. д. на политические события и политическое поведение.

Как видим, каждая из перечисленных дисциплин рассматривает процессы, происходящие в политической сфере, под своим, специфическим углом зрения, иначе говоря, находит свой предмет исследования.

Однако здесь возникает соблазн, уже превратившийся в одну из точек зрения: превратить политологию в совокупность всех наук, так или иначе занятых исследованием политической жизни. Такую точку зрения отстаивают авторы многих учебных пособий, они рассматривают «политологию как общую, интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях, включающую весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и прежде всего государства и права и т.д.». (1).

Очевидно, что любая наука, в том числе и политология, не может нормально развиваться, игнорируя достижения и выводы смежных наук, не опираясь на теоретические вопросы, разработанные перечисленными выше дисциплинами. Мало того, политология все шире использует выводы естественнонаучных дисциплин (физики, биологии, космологии и др.), приобретающих статус «общенаучных». (2).

Идет закономерный процесс интеграции научного знания, но это не ведет к включению в политологию названных дисциплин. Если согласиться с первой точкой зрения, то тогда объект исследования фактически совпадает с предметом политологии, а она берет на себя такие обязательства, с которыми справится не в состоянии.

Ряд авторов считает политологию самостоятельной научной и учебной дисциплиной. Однако по вопросу о предмете политологии здесь тоже нет единства: одни сводят его к феномену политической власти, другие - к политической системе общества, третьи считают политологию наукой о политике, четвертые пытаются свести политологию к системе жестких политических технологий.

Что же изучает политология? Каков ее предмет?

Как известно, понятие «политология» образуется из двух греческих слов: «Politike», означающего «государственные или общественные дела, искусство управлять государством» и « logos» - слово, знание, учение.

Происхождение термина «Politike» связано с древнегреческим городом-государством, который назывался полисом. Появление особой дея­тельности, связанной с управлением жизнью города-государства, дало краткое название этой деятельности. Им стал термин «политика», который утвердился после написания Аристотелем (384-322 г. до н.э.) трактата «Политика», посвященного государству, правлению и правительству. Таким образом, изначально термин «политология» означал учение (слово, знание) о политике, то есть совокупность знаний об управлении государством.

Сегодня многие политологи считают, что предметом политологии является политика. Если бы ее не было, не было бы и политологии. Но главная сложность состоит в том, что дефиниций политики - сотни, некоторые политологи вкладывают в этот термин очень широкий смысл, зачастую даже отождествляя политику с политической сферой жизни общества.

Мы под политикой понимаем, в первую очередь, особый вид деятельности, связанный с управлением государственными делами, особый вид человеческой практики, с помощью которой люди воздействуют на социальную среду. Это особое искусство приведения несовпадающих групповых интересов к единому знаменателю. Власть является центральным звеном политики, поэтому не случайно, что многие авторы считают именно ее главным предметом изучения политологии.

Политология стремится выявить смысл и содержание политики, раскрыть ее внутреннюю логику, возможности позитивного использования ее потенциала в интересах человека. Исходя из такого подхода, вырисовывается определенная структура политологии. В ней можно выделить следующие блоки.

- Четвертый структурный блок раскрывает сущность политических процессов как сложной, многозначной совокупной деятельности субъектов политических отношений, анализирует проявления и реализацию политической власти на личностном уровне и регулирование социально- политических процессов. В целом сюда же могут быть отнесены и проблемы теории международных политических процессов.

Данная структура позволяет сформулировать и рассмотреть базовые проблемы политической науки, знание которых необходимо каждому члену общества.

Предмет политологии определяется и раскрывается с помощью определенной системы понятий и категорий, выявления и изучения законов. Понятия и категории науки призваны отражать наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной политической действительности, они выступают в качестве главного конструкционного познавательного элемента любой политической теории.

Понятия и категории политологии можно группировать по различным основаниям. Самым распространенным и методически обоснованным подходом является разделение всей их совокупности, прежде всего, на понятия и категории общей теории политики и политических систем и понятия и категории, отражающие процессы изменения, развития политической реальности.

К первой группе основополагающих категорий, формирующих науч­ный образ политической действительности, относятся: политика, политическая власть, политическое решение, государство, политические институты, субъекты и объекты политики, демократия, политическая культура и т. д.

Ко второй группе, отражающей динамическую сторону политической жизни, относятся такие категории, как политическая деятельность, политический процесс, политическая социализация, политическое поведение, политическое участие и др.

Какие же основные методы исследования используются в политологии? Как известно, в самом широком и общем смысле слова метод - это способ познания. В более узком и специальном смысле метод науки есть совокупность подходов и принципов, правил и норм, инструментов и процедур, обеспечивающих взаимодействие познающего субъекта (то есть, ученого) с познаваемым объектом для решения исследовательской задачи.

(3).

Для анализа политической реальности применяются практически все методы, используемые другими общественными науками, хотя и трудно выделить какой-либо один преобладающий. Политология использует общенаучные методы: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, а также методы, позволившие политологии превратиться в относительно самостоятельную отрасль знаний. Это системный, бихевиористский, сравнительный, количественный методы и ряд других, а также эмпирические исследования.

Каждое исследование в политологии предполагает определенную цель, и каждый исследователь выбирает наиболее эффективный путь (метод) достижения этой цели. Какой бы метод ни применялся, в политологии будут явно не продуктивны попытки дать математически точные определения и формулировки, втиснуть в их рамки все богатство аспектов и оттенков реальной жизни. Очевидно, что политологический анализ предполагает учет не только рациональных, поддающихся количественному измерению фактов, но и иррациональных, подсознательных, неосознанных побуждений людей, которые невозможно выразить никакими уравнениями и формулами.

Помимо сугубо рациональных методов познания политологический анализ требует воображения, интуиции, психологического проникновения в суть происходящих политических событий и процессов. Наряду с методами исследования, в теории науки различаются также господствующие в тот или иной период развития соответствующей отрасли знания способы объяснения изучаемых явлений. Для их обозначения американский философ и историк науки Томас Кун (р.1922) предложил использовать понятие «парадигма» (от греч. - пример, образец.) С его точки зрения, научная парадигма есть признанная всеми и приобретшая характер убеждений система знаний, которая в течение определенного времени служит данному научному сообществу логической моделью постановки познавательных проблем и их решений. Иными словами, научная парадигма есть способ выбора объекта исследования и объяснения определенной совокупности относящихся к нему фактов в форме достаточно обоснованных принципов и законов, образующих непротиворечивую теорию. Смена одной господствующей парадигмы другой в соответствующей области знания рассматривается исследователями как научная революция.

Характерной чертой современной политологии является то, что в ней существуют различные концептуальные подходы к описанию и

интерпретации явлений политической реальности.

* * *

В современных условиях политология выполняет многие социальные функции. Среди них - методологическая, теоретическая, описательная, объяснительная, прогностическая, мировоззренческая и др.

Следует подчеркнуть, что важнейшей целью политологии, как и любой другой общественной науки, является бескорыстная служба людям. Любой обществовед должен быть убежден, что различные политические, экономические и социальные теории создаются для того, чтобы помогать людям, приносить им пользу, а не вред, ибо люди существуют не для того, чтобы быть экспериментальным материалом для проверки правильности или ошибочности различных политических теорий или систем.

Политология сегодня призвана сосредоточиться на проблемах гуманистических, раскрытии таких политических систем, которые во главу угла ставят права человека, исключающих из политического мышления, словаря и политики геноцид, террор, войны как средства решения внутренних и международных проблем. Принцип «цель оправдывает средства» должен навсегда уйти в небытие.

Политологи во всем мире должны находить и обосновывать мирные формы разрешения как внутренних, так и международных проблем, а достижения науки и техники должны служить не гонке вооружений, насилию, войнам, а укреплению демократических политических систем, достоинства людей, их свободе и социальной справедливости.

Важнейшей функцией политологии должна быть функция формиро­вания новой политической культуры с учетом кардинальных перемен в научной картине мира. Политико-просветительская деятельность в современном мире уже выходит за рамки национально-государственных границ. Так, в странах Европейского Союза координируют усилия в области политического просвещения для формирования у своих граждан чувства западноевропейской идентичности, принадлежности к общей родине - Западной Европе, к новому межгосударственному объединению. Тем самым укрепляется субъективная, личностно-мотивационная основа западноевропейской интеграции.

Люди должны осознать, что ни одна теория не является истиной в последней инстанции, ее выводы могут быть подвергнуты сомнению и скорректированы общественной практикой, а реальный общественный процесс часто в решающей степени зависит от вполне конкретных поступков, от не всегда обдуманных решений, от подчас иррациональных побудительных мотивов самих участников событий. Как пишет проф.

Ю.Красин, «современный социум представляет собой столь сложную и динамичную систему, что трудно говорить о неких «законах», предопределяющих содержание и направление его развития. Собственно, нет никаких неумолимых законов вне процесса, взятого в целом, начиная от базисных структур и кончая «сумасшедшими идеями» в головах политических лидеров. Каждый из бесчисленных элементов этого процесса способен оказать серьезное влияние на общественное развитие и дает ему неожиданный поворот». (4). Если политологии удастся убедить большинство граждан в том, что нет никакого предопределенного движения общества к какой-либо модели «светлого будущего», а политического деятеля удержать от реализации очередного «радикального проекта», то тем самым она выполнит свою главную функцию в XXI веке.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.,1999. С.29

  2. Панарин А.С. Политология. М., 1997. С.250.

  3. Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998. С.27.

  4. Красин Ю. Социализм: необходимость переосмысления // Свободная мысль. 1997. Июнь. С.96.

3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Политическая жизнь во всем многообразии ее конкретных проявлений охватывает все явления и процессы, происходящие в политической сфере, и воздействует на все сферы и структуры общественной жизни. Тем самым политическая жизнь выступает важным фактором социального прогресса или застоя.

Рассмотрим следующие вопросы:

    1. Политическая жизнь и властные отношения.

    2. Роль и место политики в жизни современных обществ.

* * *

Сущностью политической жизни, ее содержанием выступает совокупность политических отношений, т.е. отношений людей, их общностей, организаций и объединений по поводу социального управления и власти, по поводу реализации социально-политических потребностей и интересов.

Сферой, областью политических отношений является все, на что воздействует управление и власть: экономика, социальная жизнь, право, культура. Следовательно, политические отношения охватывают не только политическую, но все сферы жизни общества - экономическую, социальную, политическую, духовную.

Побудительной основой политической жизни является функционирование и развитие политических потребностей и интересов, которые относятся к жизненно необходимым потребностям личности, утверждающим чувство человеческого достоинства. Например, потребность в гражданских правах и свободах, в судебно-правовой защите от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество, потребность в возможности обжалования действий должностных лиц, совершенных с нарушением закона, с превышением полномочий, желание реализовать свой интерес путем проникновения в органы власти или установления собственной власти и др.

Осуществляя свои интересы, люди вынуждены вступать в контакт друг с другом, взаимодействовать. Поскольку политические отношения формируются на основе совпадения или расхождения социально- политических потребностей и интересов, постольку отношения проявляются в форме сотрудничества или соперничества субъектов политической жизни.

Ключевым понятием, которое позволит осмыслить всю систему политических отношений, является понятие «власть».

Власть в широком смысле, применительно ко всем сферам жизни общества, означает форму социального воздействия, когда субъект власти (индивид, группа) навязывает свою волю объекту (массам, их организациям) и побуждает (принуждает) действовать в своих интересах ненасильственными или насильственными средствами.

Власть может быть неполитической и политической. Неполитическая основана исключительно на авторитете. К примеру, власть родовых старейшин в доклассовом обществе, родительская власть в семье, власть сильного духом над слабым духом, власть неофициальных (неформальных) лидеров в любом коллективе.

Политическая власть - это способность субъекта проводить свою волю с помощью правовых и политических норм (законов, других нормативных документов), опираясь на принуждение и специальный аппарат принуждения. Высшей формой политической власти является власть государственная, которая обладает монополией на издание законов, обязательных для всего населения, и обеспечивает их соблюдение посредством силовых структур государства и правоохранительных учреждений.

В политологии существует несколько подходов к определению понятия «власть». Каждый из подходов характеризует какую-либо сторону, грань этого понятия, что свидетельствует о многогранности самой власти как социального явления (1,2).

Политическая власть зарождается и утверждается в обществе как необходимая форма отношений, прежде всего между социальными группами и сообществами, государственными и общественными организациями, отстаивающими интересы людей. Власть закрепляет приоритетность интересов и ценностей определенных социальных групп, классов как общих, обязательных для всех.

Функции политической власти: а) обеспечение в обществе приоритета определенных социальных групп и их организаций; б) управление общественной жизнью с позиций интересов тех или иных социальных групп; в) поддержание целостности и единства общества.

Разумеется, политическая власть реализуется не только государством и не только принуждением, тем более насилием. К этому побуждают лишь конкретные объективные причины. В демократических обществах политическая власть реализуется главным образом как политическое влияние, доверие, сотрудничество, стимулирование, рассчитанное на сознательное, добровольное участие масс в проведении политических акций и принятии политических решений.

Главный аспект политической власти - это организация, упорядочение общественной жизни различными способами-формами: господство, гегемония, руководство, управление, организация, контроль. Каждая из форм или их совокупность в той или иной степени обеспечивают организованность и управляемость общества.

Политическая власть может существовать в различных видах: государственная, партийная, региональная, международная и т.п. Отличие государственной власти от других видов в том, что она опирается на узаконенные (легитимные) нормы и санкции, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Однако политическая власть может функционировать, не опираясь на институт права, а при помощи организации с присущими ей нормами, не носящими правовой характер, на основе политических и идеологических ценностей (принципов, программ, идеалов). Примером такой власти могут послужить партийные, региональные и международные политические организации и их центры.

Политическая власть может быть как легитимной, так и нелегитимной. Макс Вебер выделил три основные вида легитимной власти:

  1. Рациональный тип - разумно обоснованный, целесообразный. В этом типе властвующие продумывают свои действия детально, до мелочей, их приказы, законы, инструкции являются юридически обоснованными, каждый пункт нормативных документов всесторонне продуман и обсужден.

  2. Традиционный тип власти основан на вере в святость, незыблемость традиций, т.е. передаваемых из поколения в поколение обычаев, порядков, правил поведения. Право властвовать закрепляется за теми, кто получил власть в силу данных традиций. Решения и действия субъекта, осуществляющего эту власть, считаются правомочными, если они соответствуют сложившимся традициям.

  3. Харизматический (от греческого «харизма» - божественный дар, благодать). Харизматическая власть основана на исключительных качествах, приписываемых лидеру. Его считают пророком, исторической фигурой, выполняющей «великую миссию». Взаимоотношения «вождя» и масс имеют эмоционально-мистический характер, предполагают слепую веру, бездумное следование за лидером. К такой власти в экстремальных условиях могут придти не только положительные личности, но и демагоги, популисты.

Детально анализируя каждый тип власти, М. Вебер особо отмечает значение рационального типа (З). Для большинства современных государств характерна рациональная легитимность, когда основным правовым актом является демократическая Конституция, а властные отношения формально регулируются нормами права. Однако общественное признание политических лидеров, их положительная оценка массами нередко зависит и от разумного сочетания лидерами рационализма с традициями данной страны, с обладанием в известной степени харизмой.

В демократическом обществе реализуется концепция разделения государственной власти на три ветви: законодательную (формирование законов), исполнительную (реализация законов), судебную (защита граждан и законов). Это необходимо для того, чтобы все виды власти были сбалансированы и сдерживали друг друга от попытки какого-либо произвола.

Необходимо подчеркнуть, что в обиходе широко распространено понятие «четвертая власть». Так называют средства массовой информации - прессу, радио и телевидение. Имеется в виду, что политические журналисты весьма многосильны в критике, в разоблачениях, которые вполне могут привести к изменениям в сфере власти. Однако сами средства массовой информации властью не являются, поскольку властных функций у журналистов нет. Они не могут самостоятельно приказать, распорядиться, что-либо официально запретить.

Органы массовой информации выступают либо в роли «уполномоченного заявить» о решениях той или иной ветви власти, либо в роли комментатора и интерпретатора таких решений. Вот почему прессу, радио и телевидение можно назвать властью лишь иносказательно, беря слова «четвертая власть» в кавычки.

Политическая власть обычно реализуется как легально-официальная, представленная в виде формализованных структур (институты, органы, аппараты власти). Однако она может быть и нелегальной (неформальной, неофициальной). Это - власть влиятельных лиц, группировок, скрытых от глаз общественности - лоббизм (от англ. слова «лобби» - «кулуары», буквально - «коридоры»).

Лоббизм - это разновидность закулисной политики, особый механизм реального воздействия на властные структуры, на органы массовой информации в целях обеспечения интересов определенных социальных слоев, групп или отдельных лиц.

Лоббисты проводят своих представителей в законодательные и исполнительные органы, совершают подкуп законодателей, ответственных чиновников, политических лидеров, представителей печати.

Скрытность механизма лоббирования, его нелегальность создают почву для политической коррупции, грубейших злоупотреблений властью.

Практически в каждой стране существует «политическое лобби», мощно воздействующее на государственную власть и политику государства. К этому следует добавить и тот факт, что нередко власть лоббируют и мафиозные структуры, преследующие сугубо криминальные цели.

Не случайно политическая жизнь общества реализуется в отношениях и солидарности, и соперничества, и компромисса, и вражды, и конфликта и войны, а основными средствами реализации политической власти являются право, авторитет, убеждение, традиции, харизма, манипуляции, принуждение, насилие и пр.

Категории «власть», «властные отношения» являются центральными для понимания политической жизни общества. Специфика остальных категорий, включенных в проблематику политической жизни, заключается в том, что они раскрывают различные стороны и отношения политической власти. Так, категория «политическая система» характеризует взаимоотношение различных институтов власти в процессе их функционирования; «политический процесс» отражает совокупную деятельность социальных субъектов, посредством которой происходит формирование, развитие и использование политической власти; «политическая социализация» означает процесс усвоения личностью норм и ценностей, поддерживаемых в обществе данной системой власти; «государство» рассматривается как основной институт политической власти; «армия» - как специфический инструмент политической власти, призванный

вооруженным путем защищать ее целостность.

* * *

Ключевым понятием политической жизни является и категория «политика». Это понятие означает способ организации общества с помощью власти или по поводу власти, отношения управления обществом, процесс достижения и поддержания целостности и единства общества и одновременно - противостояния и борьбы интересов разных социальных групп.

Данное определение сформулировано в результате взаимодополняемости нескольких критериев, подходов. Политику невозможно выделить, если руководствоваться одним критерием.

Одним из подходов является идентификация политики с феноменом власти. При этом выделяют две позиции. Первая. Политику определяют как отношения по поводу государственной власти, ее организации, направлений деятельности. Вторая. Политику идентифицируют со всеми видами власти, то есть политика не сводится только к государственной власти и осуществляется не только государственными органами. Макс Вебер определил сущность политики как достижение поставленной цели или руководство по достижению цели. Он писал: политика «охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков..., о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем» (4).

В такой интерпретации политика видится компонентом отношений между управляющими и управляемыми. Иначе говоря, политика - это деятельность людей по управлению людьми, организации их на осуществление тех или иных целей, то есть объект политики - это люди и их организации. В то же время объект выступает одновременно и субъектом политики.

Идентификация политики со всеми видами власти дает возможность ее изучения на всех уровнях, в том числе и на микроуровне, между конкретными субъектами (малая политика).

Если определять политику только через власть и руководство, то остается открытым вопрос о социальном смысле и назначении политики. Этот вопрос ученые решают также путем двух подходов, двух направлений, причем совершенно противоположных. Первое направление - интегративное. Это - интерпретация политики как сферы общего, объединяющего всех членов общества. Политика рассматривается как деятельность руководящих структур по гармонизации (согласованию, сочетанию) противоречивых интересов разных людей, социальных общностей, организаций посредством власти (Т. Гоббс, В. Гегель, Г. Еллинек, Т. Парсонс).

Достижение полной целостности, то есть гармонии в рамках общества в целом - это утопия. Однако возможны и необходимы стабильность и устойчивость общества, признание всеми гражданами определенных норм и целей, определенных ограничений. Все это, вместе взятое, должно служить предотвращению в обществе социальной напряженности и социально- политических конфликтов. Социальная напряженность возникает, когда удовлетворение жизненно важных потребностей, интересов и прав народа находится под угрозой или становится невозможным. В таких обстоятельствах конфликтное противостояние между руководителями и массой можно и нужно преодолеть уступками, компромиссами.

Второе направление, показывающее социальный смысл политики, - дифференцирующее. Это - конфликтная интерпретация, которая рассматривает политику как сферу борьбы, установления господства одних над другими. Природа политического рассматривается через формулы «друг- враг», «кто-кого», «наши-не наши». (Н. Макиавелли, К. Маркс, Карл Шмитт (ФРГ), Дж. Дэвис (США) и др.).

Опыт показал, что такое развитие политики приводит к подмене общественных интересов групповыми, к возможности выдавать групповые интересы за общие, что в конечном итоге разрушительно для общества и самой политики. Тем не менее, в зависимости от социальных и экономических условий, остроты размежевания социальных групп, в политике существует ориентация и на силовую победу в противостоянии, на подавление политического противника. Однако абсолютизация силы, борьбы может исказить социальное назначение политики, ее социальную природу.

Выражение политикой общего интереса постоянно проявляется в те периоды, когда в обществе преобладает стабильность, налаженность отношений во всех сферах жизни. Если же общество переживает большие изменения, вызванные революциями в производстве, структурной перестройкой, формированием новых классов, политика становится ареной острых столкновений социальных групп, «верхов» и «низов», традиций и инноваций. В частности, Российское государство, создающее цивилизованную рыночную экономику, по-видимому, еще долго будет ареной острой борьбы разных интересов, конфликтного поиска общего согласия и вариантов реализации общего интереса.

Политические судьбы общества требуют разумного соотношения, сочетания интегративных и дифференцирующих процессов в политике. Наибольший успех сопутствует тем, кто находит оптимальные формы такого соотношения. Сплошная борьба, как и полная стабильность в обществе бывают только в воображении. Но что преобладает, зависит от обстоятельств и от политической и нравственной культуры субъектов политики.

В число таких субъектов входят действующие в сфере политики граждане, социальные группы, слои, общественно-политические организации, движения, институты, государственные органы. Будучи субъектами политики в одной из политических ситуаций, они выступают в качестве объектов в другой. Политическая ситуация определяется расстановкой и взаимодействием политических сил, характером их движения к поставленной цели.

Объекты политики - общественные явления, процессы, ситуации, факты, а также общественные организации и люди, на которых направлена деятельность субъектов политики. Объектно-субъектная взаимосвязь в политической жизни представляет собой органическое единство. Но правомерно говорить об объектах политики как относительно самостоятельных явлениях. Так важнейшими объектами политики являются власть, вся политическая система общества. Наиболее общим объектом политики является общество в целом, все его ключевые социально- экономические процессы, а политика приобретает функцию координации, регулирования всех сторон социальной жизни.

Выделяются разные формы политики. Критерием такого выделения служат разные основания. Например, масштабы политики. По этому критерию выделяются политика внутренняя, внешняя, мировая, региональная, локальная. По субъектам политики выделяются политика государства, партии, отдельного лица. По сферам жизни - экономическая, социальная, межэтническая, культурная, экологическая, демографическая, военная и т.д.

Особо отметим значение внутренней политики, которая охватывает в той или иной мере все сферы общественной жизни, всю систему общественных отношений. Она находит своё выражение в осуществлении планов и программ социально-экономического и культурного развития страны.

Внутренняя политика призвана реализовать как интересы общества в целом, так и всех регионов, социально-этнических образований, а также обеспечить механизмы правовой, экономической, политической и социальной защиты граждан.

Внешняя политика - это также общий курс государства в международных делах, регулирование отношений с другими государствами в соответствии с принципами и целями своего государства. Однако внешняя политика может быть прогрессивной, результативной и авторитетной, когда основывается на идее равной безопасности для всех, диалоге со всеми государствами на равных, на верховенстве международного права и исключительном главенстве политических средств над всеми иными способами ведения международных дел.

Одной из наиболее сложных проблем для определения направленности той или иной формы политики является определение политической ситуации, т.е. - совокупности конкретных обстоятельств политической жизни в соответствующей сфере в конкретный период времени. Это - необходимая сторона компетентной политической деятельности. Определение ситуации возможно на основе социально-политического и экономического анализа, опирающегося на высокую профессионально - методологическую культуру исследователя

Как институт воздействия на общество политика выступает одновременно и наукой, и искусством.

Как наука политика имеет свои закономерности и принципы, рассматривает механизмы связи между областями и сферами политики, их взаимодействие с учетом функциональных, временных, региональных и других аспектов. Как искусство политика требует высочайшего умения и мастерства. Это - искусство продуманных шагов, мер, маневров, лавирования, компромиссов, уступок, отступлений. Это - и хитрость, заигрывание, нажим. Иногда даже говорят, что политика - это «грязное дело». К сожалению, в таком определении есть значительная доля правды. В политике нередко встречаются и обман, и заведомо нечистая игра. Искренность и высокая нравственность в политике с большим трудом приживаются в обществе. Однако именно нравственность, политическая культура, как правило, определяют выбор гуманных методов и средств достижения целей, вот почему так нередки разрушительные, экстремистские действия, шантаж, запугивания, политические спекуляции, которые обесценивают и смысл, и цели, и результаты деятельности политиков.

Необходимо подчеркнуть, что политика - это особая сфера активности специальной группы людей, управляющих обществом и политическими институтами (властвующая политическая элита). Не может быть в обществе в целом замены управления самоуправлением, а политики - гражданской активностью.

В нашем отечестве десятки лет исповедовали идею, будто панацеей от всяких общественных бед является поголовное участие граждан в политической деятельности, в управлении делами общества и государства. На деле было формализованное участие, а фактически безучастие, отчуждение человека от власти, от управления, от политики, особенно от принятия политических решений.

Реализация политики непосредственно массами в известной степени возможна лишь на микроуровне участием индивидов и социальных групп в политических действиях (демонстрации и митинги, забастовки и голодовки, подача петиций и ультиматумов, участие в переговорах сторон, в выработке соглашений). Участие же масс в большой политике фактически ограничено лишь правом выбора лидера.

Разное отношение людей к политике, различное по степени и характеру участия в политической жизни - это нормальное явление демократического строя. В цивилизованном обществе необходимо рациональное разделение труда: по производству, по управлению, по участию в политике, законодательстве и т. д. Поскольку власть выделяется в отдельную сферу жизнедеятельности, а политика является специфическим способом организации жизни, постольку объективно требуются и специальные институты власти и властвующая элита, и специалисты по руководству и управлению. Не может быть политики без властвующей элиты и институтов власти. Без них возможно только самоуправление, но для большого общества это равносильно анархии. Однако элитаризм и институциализм большой политики порождают и негативные явления. Это - слабость и недостаточность контроля со стороны масс, оторванность элиты от поддерживающих ее слоев, корпоративность, развитие антидемократических тенденций. Названным явлениям следует противостоять созданием системы социально-политического контроля со стороны общества.

Итак, политика - понятие многомерное. То же можно сказать и о политической жизни и властных отношениях в целом. Их характеристика невозможна, если руководствоваться каким-либо одним подходом. Только на основе синтеза и взаимодополняемости разных подходов и позиций формируются сущностные признаки политической жизни, властных отношений и политики.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1972. Гл. VI.

  2. Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону, 1997. с. 93-98.

  3. Вебер М. Избранные произведения. М. 1990. С.646 -647.

  4. Там же. С.644.

3. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Политические теории представляют систему взаимосвязанных утверждений, доказательств, а также методы анализа, объяснения или предсказания развития явлений в политической сфере жизни общества. Для того чтобы понять особенности современных подходов к анализу политики и политического, обратимся к тем из них, которые оказали наиболее заметное воздействие на формирование современных знаний о политике.

    1. История изучения политических отношений и теорий общества.

    2. Политические концепции и теории конца XIX - начала XX вв.

Политология в России.

* * *

Исторические корни политологических концепций современности следует искать в общих философских и социологических концепциях прошлого, выделяя те их части, которые имеют отношение к законам функционирования и изменения политических отношений.

Первыми попытками научного изучения общества как системы стали политические учения Древней Греции, главной их особенностью является отношение к политике как к искусству, которое мало поддается научному анализу. Вместе с тем при анализе общества и рассмотрении общественных явлений античные философы предлагают формулировки универсальных принципов политической деятельности, а также классификацию известных в то время типов государственного устройства, к которым обращались и обращаются все последующие поколения исследователей общества разных направлений .(1).

При рассмотрении общественных отношений античные философы утверждали две идеи: идею свободы как фундаментальной ценности и значимости права (закона), которые служат критерием справедливости и являются регулирующей нормой политического общения.

Уже на первых этапах исследования определились два основных направления анализа общества и отношений, существующих в нем, сохранившиеся до конца ХХ века.

Первое направление, его отождествляют со взглядами Платона (427 - 347 до н. э.), отстаивает идею примата государства над интересами отдельного человека. Характер взаимодействия внутри общества рассматривается его сторонниками как конфликтный, по этому основанию их иногда называют конфликтологами.

Второе направление, его отождествляют с именем Аристотеля (384 - 322 до н. э.), утверждает, что интересы человека выше интересов государства, которое должно служить ему. Отношения между людьми рассматриваются его сторонниками как отношения согласия, по этому основанию их иногда называют консенсологами.

Развал Римской империи, который сопровождался острой идеологической борьбой и формированием политической идеологии, ядром которой выступало христианство, последовавший за ним кризис религиозной идеологии, начавшийся с борьбы за разделение светской и церковной власти, вылился в развитие концепции естественного права, положившей начало нового крупного этапа в формировании политических теорий.

Этот процесс в первую очередь связан с именем Никколо Макиавелли (1469-1527), которого считают основателем новой политической науки. Отбрасывая религиозное мировоззрение, Макиавелли обосновывает политику как опытную науку и формулирует ее основную задачу: объяснение действительного положения вещей, исходя из фактического материала, на основе исторического опыта, а не утопических иллюзий и догм. Он отождествляет политику с борьбой за власть и отстаивает мысль о решающей роли силы в политике. Рассуждая о политическом искусстве, Макиавелли формулирует принцип «цель оправдывает средства», вошедший в лексикон современной политики как «макиавеллизм».

Английский философ-материалист Томас Гоббс (1588-1679) обосновал возникновение политической власти, пользуясь категориями социальной психологии, исходя из представлений о «естественном состоянии рода человеческого». Оценивая естественное состояние как войну всех против всех, Гоббс показывает, что природе человека присуще свойство и другого плана: стремление находить выход из создавшегося бедственного положения.

Выдающийся политический мыслитель Шарль Луи Монтескье (1689­1755), опираясь на теорию естественного права, рассматривает возникновение государства исторически, пытаясь вскрыть закономерности общественной и политической жизни, отталкиваясь от географических факторов.

Одновременно он придавал большое значение и политическому фактору, считая, что форма государства определяет содержание законов. Эта посылка привела его к теории разделения властей, оказавшей огромное влияние на последующее развитие политической мысли.

Принципиально изменил подход к изучению общества и общественных отношений французский исследователь Огюст Конт (1798­1857).

Он впервые противопоставил теологическим и метафизическим взглядам на общество и человека научный метод его познания: позитивную социологию. По его мнению, общество является действительностью, которая подчиняется естественным законам и может быть исследована через наблюдение и эксперимент.

Он предложил рассматривать общество через понятия социальная статика и социальная динамика и при их помощи раскрывать, с одной стороны, взаимоотношения между социальными институтами как отношения гармонично согласованных друг с другом частей, а с другой - процесс социальных изменений, происходящих в результате переустройства общественных структур. Таким образом, научный метод имел следствием возможность практического применения: использование полученных данных для осуществления социальных реформ.

Отметим научный вклад Герберта Спенсера (1820-1903), в работах которого была осуществлена одна из первых попыток сочетания историко- эволюционного подхода к обществу со структурно-функциональным.

Спенсер впервые вводит в научный оборот такие понятия, как «функция», «структура», «институт», «система».

Таким образом, в ходе длительного исторического развития постепенно складывается социологический стиль мышления, который отличается следующими характеристиками: общество должно рассматриваться как системное целое, которое развивается по своим собственным законам; его изучение должно быть ориентировано не на построение идеальных конструкций, а на изучение реально существующих отношений; анализ должен опираться не на умозрительные философские построения, а на данные эмпирических методов исследования.

Выделенный нами как прогрессивное явление переход от социальной философии к социологическому стилю мышления вовсе не означает, что социальная философия утрачивает право на существование. Исследования последних полутора столетий показывают, что изучение общества в целом и политики и политических отношений в частности достигают полноты

только при их гармоничном сочетании.

* * *

Поиск новых форм познания общества осуществлялся крупнейшими учеными конца Х1Х - начала ХХ века: Дюркгеймом, Парето, Вебером, Марксом, которые обозначили новые линии развития европейской общественной мысли, определили два основных направления ее развития: социологический позитивизм и марксизм.

Теоретическим обоснованием политики и идеологии социального реформаторства последней четверти XIX стала теоретико-методологическая концепция «социологизм», разработка которой принадлежит Эмилю Дюркгейму (1858-1917).

Как теоретическая концепция, социологизм утверждает принцип специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над индивидами. Методологически утверждается принцип объективности подхода к социальным явлениям, требование объяснения социального другим социальным, а не биологическим, психологическим или им подобными характеристиками.

Общество, таким образом, рассматривается Дюркгеймом как саморегулирующаяся система, обладающая качествами, которые несводимы к качествам отдельных элементов. Отношения индивидов в обществе истолковываются им как отношения ассоциации, в результате которой возникает новое качество - социальная жизнь как процесс деятельности.

Общетеоретические положения «социологизма» Дюркгейма легли в основу принципов школы структурного функционализма, среди представителей которой назовем имена Парето и Михельса.

Вильфредо Парето (1848-1923) вошел в историю политической науки как один из основателей (наряду с Г. Моска) теории элит, которые, по его мнению, определяют содержание политической жизни общества.

Системный подход к обществу, предложенный Парето, и его фундаментальное понятие «стабильность системы» лежат в основе практически всех социологических и политологических исследований современности.

Значительное влияние на развитие политической теории оказала теория олигархизации политической власти, которая наиболее четкое теоретическое обоснование получила в исследовании Роберта Михельса (1876-1936). В книге «Социология политической партии в условиях демократии» (1911) он сформулировал «железный закон олигархических тенденций».

Теория олигархизации политических партий строилась на основе абсолютизации политических отношений, вместе с тем и сама теория, и особенно проблема взаимосвязи партийных масс и партийного аппарата и сегодня остается существенным вкладом в понимание процессов, происходящих в недрах современных политических партий.

На развитие современной политической мысли оказали огромное влияние социологическая концепция и политические взгляды немецкого исследователя Макса Вебера (1864-1920).

М. Вебер, как и Э. Дюркгейм, полагал, что общество может быть понято и объяснено только через общественные факторы и процессы. В основу общественных отношений М. Вебер положил культурные функции социального взаимодействия.

Методологически политическая концепция Вебера опиралась на сформулированную им «социологию власти», стержнем которой были типы легитимного господства, т. е. такого, которое признано управляемыми индивидами (легальный, традиционный, харизматический).

Общественная жизнь, по мнению Вебера, должна рассматриваться через взаимодействие отдельных личностей, а сама наука о культуре, обществе, истории должна быть свободна от оценочных суждений, также как в естественных науках.

Второе направление политической науки, выделенное нами выше, связано с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Стержнем марксистского подхода к анализу политических отношений является понимание объективности общественно-исторического процесса.

Опираясь на материалистическое понимание истории, марксизм показывает, что в своей практической, общественно-производственной деятельности люди вступают друг с другом в материальные, независящие от их воли отношения, которые, в конечном счете, и определяют их сознание.

В работах классиков доказывается, что развитие общественных формаций представляет собой естественноисторический процесс, а отдельные социальные явления нельзя понять вне их места и функции в рамках социального целого, без учета исторических закономерностей.

В работах Г. В. Плеханова, А. Бебеля, ранних работах К. Каутского, П. Лафарга, Ф. Меринга, Р. Люксембург, В. И. Ленина концепция Маркса и Энгельса получила развитие через конкретизацию отдельных ее сторон применительно к новым условиям.

ХХ век характеризуется наличием разнообразных политологических концепций и школ. Отметим некоторые особенности развития политической мысли.

Наибольшее распространение к концу ХХ века получили три социально-политические направления изучения политической сферы общества: неоконсерватизм, неолиберализм и социализм.

Неоконсерватизм, имеющий сейчас наиболее прочные позиции, отстаивает необходимость укрепления властных функций государства, повышение уважения и доверия народа к нему при сохранении традиционного, присущего консерватизму подхода к построению общества на основе иерархии властных структур. Неоконсерваторы в то же время отстаивают свободное, независимое от государства развитие экономической и социальной сферы, последовательное развитие демократических институтов.

Неолиберализм (социальный либерализм) основную задачу видит в поиске эффективных средств, обеспечивающих социальную справедливость в политической и социальной сферах. Ее решение он связывает с построением «государства благоденствия», в котором государству принадлежит особая роль в осуществлении социальной политики и демократических преобразований. Высказанная в рамках неолиберализма идея «плюралистической демократии» направлена на учет и защиту интересов всех слоев населения, обеспечение их равного участия в политическом процессе, основанном на идеях правового государства и разделения властей.

Социалистическое направление представлено тремя основными течениями.

Социал-демократическое течение, несмотря на внутренние разногласия, признает рациональность существующей в западных странах политической системы. С их точки зрения необходимы постепенные реформы, которые придадут обществу черты большей гуманности и меньшей социальной напряженности. В таком обществе трудящиеся будут обеспечены более широкими социальными правами, а их жизнь будет отличаться более высоким материальным и культурным уровнем.

Течение, основанное на марксистско-ленинской теории общественного развития, отказалось от некоторых традиционных идей (насилие, диктатура пролетариата, ограничение товарно-денежных отношений при социализме и т.п.) и делает попытку сформулировать новое видение процесса общественного развития на идеях социальной справедливости и солидарности.

Леворадикальное течение (анархизм, троцкизм, экологический социализм и др.) в современных условиях отказывается от экстремизма, ультралевой фразеологии и предлагает более конструктивное решение проблем общественного развития.

Эти направления реализуются при помощи необыкновенно широкого спектра методологических приемов, на основе которых создаются крупные политологические школы и течения: бихевиористсткое направление (Г.Лассуэл, Дж.Кетлин); системный анализ власти (Т.Парсонс, Д.Истон); коммуникативное направление (Х.Арендт); теория конфликтов (П.Блау, Р.Дарендорф); «точные методы» в политологии (Т.Адорно, К.Ясперс); Франкфуртская школа (Ю.Хабермас) и др.

Стержнем исследований американской политологической школы, которая сегодня является одним из основных центров политологических исследований, является неопозитивистская методология. Ее отличие от традиционного позитивизма может быть выражена через следующие характеристики:
  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации