Зациорский В.М. Физические качества спортсмена - файл n1.docx

приобрести
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена
скачать (1136.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx1137kb.15.09.2012 12:49скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19



п. М. ЗДЦИвРСИИИ

В. м. ЗАЦИвРСКИЙ

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СПОРТСМЕНА

(Осйовы теории и методики воспитания)

ЛЯМвМИ1

Издательство „Физкультура и спорт" Москва 1966






Владимир Михайлович Зацнорский

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СПОРТСМЕНА Редактор Г. Б. Хотянова

Переплет художника А. М. Игнатьевой Художественный редактор В. К. Сафронов Технический редактор Е. И. Шпекторова Корректоры Л. Д. Полосова, 3. Г. Самылкияа

Им. М 3157. Сдано в набор 8/II-1966 г. Подписано к печати 19/VII-1966 п) Формат 'MXJ0B1/». Объем 6,25 физ. печ. л., 10,5 усл. печ. л.. 11,19 уч.-изд. л! А13755. Тираж 17000 экз. Цена 77 коп. Зака% № 173. БЗ 14 за 1966 г. № 2J

От автора

Основная задача этой книги — ответить на вопрос: как надо тренироваться, чтобы повысить уровень силы, быстроты и других качеств?

Но этот ответ невозможен, если не будет ясно: что следует тренировать (т. е. что такое сила, быстрота и пр.); почему надо тренироваться именно так, а не иначе?

Таким образом, книга посвящена друм вопросам: 1) что представляют собой физические (двигательные) качества спортсмена; 2) как надо заниматься физическими упражнениями, чтобы эти качества развить.


Г

ПАМЯТИ МАТЕРИ

3
Во всех случаях автор стремился при изложении материала давать конкретные методические рекомендации. Однако книгу о физических качествах, в частности о методике их воспитания, нельзя писать, как, например, поваренную книгу, рассчитанную на то, что ее раскроют на любой странице и возьмут оттуда нужный рецепт. Только понимание существа дела, тех научных основ, на которых зиждутся методические советы, делает оправданным их применение. Время, когда для хорошего тренера достаточно было лишь практического опыта и здравого смысла, заканчивается. Хотя автор и стремился быть максимально доступным, все же книгу не удалось сделать очень простой для ее основного читателя — тренера, преподавателя физического воспитания, студента института физкультуры. Причина этого — сложность" разбираемых вопросов. Чем больше проникает наука в спорт, тем менее банальными становятся методические рекомендации, тем больше знаний нужно для их осмыс-

Ц; «ёйярго применения. В спорте мы совершенствуем самое |реовер1иенное создание природы — человека. Стоит ли I, удивляться, что это — трудное дело. \y ' Размеры книги не позволили исчерпывающе изло- жит*. современное состояние научных исследований по затронутым вопросам. Это неминуемо привело бы к мно-' у гократному увеличению объема. Для примера упомянем,, " что монографии по отдельным вопросам равны по листажу настоящей книге (монографии Т. Хеттингера, 1966— • об изометрических методах воспитания силы; Рейнделла, Роскамма и Гершлера, 1962 т-об интервальных метощуг тренировки выносливости и Пр.). Настоящая работа представляет попытку изложить основы теории и методики воспитания физических качеств. .Хотя1 многие .ПОЛО-*1 жения, выдвигаемые здесь, дискуссионны, автор не смог из-за ограниченного объема достаточно подробно обсудить существующие точки зрения. Он стремился лишь четко описать те взгляды, которые полагает наиболее верными. Приведенная библиография также далека от полноты. •

При чтении необходимо дметь в виду, что речь идет лишь об одной из сторон спортивной тренировки. Это та сторона, где более всего проявляется действие биологических факторов. Не надо, однако, забывать, что процесс физического воспитания, в частности спортивной тренировки, гораздо шире проблемы физических качеств. И только учет всех сторон этого процесса, пристальное внимание к личности ученика, к его нравственному воспитанию может обеспечить успех.

Вся рукопись или отдельные ее главы были нросмот- . рены-Н. Г. Озолиным, В. С. Фарфелем, Н. И. Волковым;

  1. Н. Воробьевым, Е. М. Чумаковым, С. М. Арутюняном,

  2. Д. Мазниченко и другими товарищами: За труд и сде- .ланные замечания— искренняя им признательность.

На протяжении ряда лет автор воспитывался в кафедральных коллективах, возглавляемых его учителя- г ми ~ А: А. -Тер-Ованесяном и А. Д> НоЦкшЬк. Взгляды, принятые на этих кафедрах в результата коллективного труда, не могли не оказать влияния 'на содвржзниерабо- Tbt Большая часть возможных достоинств этой книги — заслуга учителей автора; что же касается недостатков, то o^ff целиком на его совести.

Зациорский.

Введение

ФИЗИЧЕСКИЕ (ДВИГАТЕЛЬНЫЕ) КАЧЕСТВА

1. Понятие о физических качествах. Каждый человек обладает определенными двигательными возможностями (например, может поднять какой-то вес, пробежать столько-то метров за определенное время и т. п.). Они реализуются в определенных движениях, которые отличаг ют?я рядом характеристик, как качественных, так и количественных. Так, например, спринтерский бег и марафонский бег предъявляют к организму качественно различные требования, вызывают проявление разных физических качесТв.|Физическими (или двигательными) качествами принято называть отдельные стороны двигательных возможностей человека.

Понятие «физическое, качество» объединяет, в частности, те стороны моторики человека, которые:

    1. проявляются в одинаковых параметрах двщкения и измеряются тождественным способом — имеют один и тот же измеритель (например, максимальную скорость);

    2. имеют аналогичные физиологические и биохимические механизмы и требуют проявления сходных свойств психики. |

. , Как следствие этого методика воспитания физического качества имеет общие черты вне зависимости от квн* кретного вида движения! Например, выносливость "В плавании и беге совершенствуют во многом сходными путями, хотя сами эти. движения резко различны.

Представление о физических качествах возникло первоначально в методической литературе по физическому воспитанию и спорту (В. Ухов, 1875; Лагранж, 1892; Де- мени, 1915; Шмидт, 1925; А. Д. Новиков, 1941,. 1949, и др.) и лишь затем постепенно завоевало права гражданства в физиологии спорта и других научных дисциплинах. Необходимость введения наряду с традиционным представлением о двигательных навыках еще и специальной категории «физические качества» вызвана запросами практики, в частности различиями в методике преподавания. Так, при обучении движениям преподаватель может бесчисленными способами помочь ученикам получить представление о правильном выполнении — о положении тела, направлении и амплитуде движения, его ритме и т. п. Но в отношении силы, скорости, продолжительности и других подобных параметров движения он может давать лишь такие указания, как «сильнее — слабее», «быстрее — медленнее» и т. п.

Используя, математическую терминологию, допустимо было бы говорить о многомерности двигательных навыков (в том смысле, что навык, а точнее — движение, в котором он реализуется, можно достаточно полно охарактеризовать, лишь указав на очень большое число его параметров) и одномерности физических качеств (при их проявлении в конкретном, движении).

|Хотя развитие физических качеств, так же как и фор- мщШаНие двигательных навыков, во многом зависит от образования условнорефлекторных отношений в центральной нервной системе (Н. В. Зимкин, 1954, 1956, и др.), для физических качеств гораздо большее значение имеют биохимические и морфологические (в особенности гистологические) перестройки в организме в .целом.

Для развития физических качеств характерна значительно меньшая по сравнению с формированием навыков- оеознаваемость тех компонентов, из которых складывается успех в достижении намеченной цедр Можро рассказать человеку, как надо выполнять то или иное движение (например, двойное сальто), но никакие объяснения не помогут установить наилучшие координационные отношения в деятельности сердечно-сосудистой системы, чтобы добиться большей выносливости.

Существование двух сторон двигательной функции —

навыков и качеств — приводит к выделению в процессе физического воспитания (в спортивной тренировке) двух направлений: обучения движениям (техническая подготовка) и воспитания физических качеств (физическая подготовка).

2. Терминологические замечания. Мы пользуемся в настоящей книге терминами физические и двигательные качества как равнозначными. Оба они не вполне идеальны, однако едва ли правильно придавать данному вопросу принципиальное значение и устраивать по этому поводу дискуссии.

Различие же между терминами воспитание и развитие физических качеств нам представляется весьма существенным. Развитие физических качеств есть процесс их изменения в ходе жизни человека. Например, в развитии силы отмечаются постепенный подъем ее к 25—30 годам, затем период стабилизации и последующее снижение и т. п. Воспитанием же физических качеств мы называем педагогический процесс управления, воздействия на развитие с целью его изменения в нужном нам направлении. Так, говоря о воспитании силы, обсужда- . ем вопрос о выборе тренировочных упражнений, их дозировке и пр. Иными словами: термином развитие обозначаются изменения, происходящие в организме; термином воспитание — действия, необходимые, чтобы эти изменения соответствовали нашим желаниям. Мы понимаем, что словосочетание «воспитание физических качеств» является непривычным для большой части читателей. Но это, пожалуй, единственный его недостаток.

Нам представляется правильным говорить о физических качествах человека, а не о качествах двигательной деятельности, как это часто делают (Н. Н. Яковлев, А. В. Коробков, С. В. Янанис, 1957, и др.). Оснований для этого два: во-первых, качества (например, выносливость) есть некоторая характеристика именно человека, а не движения; мы говорим о силе Л. Жаботинского, выносливости П. Болотникова; мы совершенствуем, наконец, в спорте человека, его возможности выполнять те или иные движения, а не сами движения. Во-вторых, бесспорно, что двигательные качества человека проявляются в' тех или иных характеристиках (параметрах) движения, определяя максимальные величины этих параметров. Однако различия между указанными. величинами, естественно, количественные, а не ка« чествениЫе. Например, бег на 100 м с точки зрения анализа самого движения отличается от марафонского бега по преимуществу лишь количественно (различны длина дистанций, скорость бега, сила отталкиваний и т. п.), но эти количественно различные виды деятельно» с т и требуют для успешного выполнения качествен* но иных свойств человека — быстроты и выносли* вости. - -

Глава I

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ СИЛЫ ^

I. 11. СИЛА КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО 7 ЧЕЛОВЕКА

I. 1.1. Вводные замечания. В обыденной речи слову «сила» придают различные значения. Как научное понятие оно должно быть по возможности строго определено. Надо различать:

  1. силу как механическую характеристику движения («на тело с массой т действует сила F,..»);

  2. силу как свойство, качество человека (например, в тексте: «развитие силы с возрастом; у спортсменов сила больше, чем у не занимающихся спортом...» И Т. д.).

В первом значении сила наряду с другими характери- стйками движения Является объектом изучения механики. Во втором — служит предметом исследования в теории физического воспитания, физиологии, антропологии.

Применение одного и того же термина для обозначения в сущности различных понятий иногда ведет к ошибочным утверждениям. Вот пример подобной ошибки: «При прочих равных условиях (путь, время воздействия и т. п.) ускорение, ^которое спортсмен сообщает какому-либо снаряду, определяется проявленной силой. Следовательно, величина достигнутой скорости зависит главным образом от силы спортсмена». В первом случае термин «сила» — механическая характеристика движения; во втором — он обозначает, свойство человека. В неправильности утверждения легко убедиться, если представить, что ускорение сообщается телу весьма малой массы (копеечной монете, например). Первая часть приведенного утверждения останется справедливой; сделанный же вывод будет неверен: увеличение максимальных силовых возможностей человека не скажется практически на скорости (а следовательно, и дальности) полета монеты»

В книге мы пользуемся термином «сила» и в том и в другом смысле. Там, где возникает опасность смешения понятий, для обозначения силы как двигательного качества'применяем термины: силовые возможности, мышечная сила.

В первом из указанных значений — характеристика движения — сила есть мера механического взаимодействия тел в данный момент времени. Качественно сила определяется двумя признаками: она может деформировать неподвижное твердое тело и ускорять подвижное тело. Каждая сила может (?ыть представлена в виде вектора и полностью определена указанием: 1) направления, 2) величины (скалярной) и 3) точки приложения. Силу можно измерить по вызываемым ею эффектам деформации или изменения движения. Поскольку сила характеризует лишь мгновенную' меру взаимодействия, а реальные процессы всегда обладают протяженностью во времени, в практике ценной является такая мера, как импульс силы—-в простейшем случае произведение величины силы на время ее действия.

В спортирно-методической литературе и в физиологии спорта, говоря о силе, обычно ссылаются на вто'рой закон Ньютона:- сила пропорциональна ускорению (F=m-a) . При этом, как правило, забывают сказать, что это фактически частный случай, соответствующий действию сил инерции 1. Когда силы противодействия вызваны тяжестью тела, то они не зависят от ускорения и определяются только весом (так, например, бывает при не- - подвижном удержании груза) . При растягивании эспандера или резины проявляемая сила почти не зависит от ускорения и определяется главным образом длиной, на которую растянут предмет. Наконец, когда противодействие возникает из-за трения, величина силы зависит не от ускорения или пути, а от скорости. В большинстве движений действуют одновременно силы тяжести, инерции, напряжения, деформации и трения. Поэтому зависимость силы от прочих характеристик движения (скорости, ускорения, пути) обычно сложна. Зависимость типа F—m-a можно наблюдать в «чистом виде» только в специально созданных лабораторных условиях.

I. 1.2. Определение понятия. Лучший способ определить какое-либо понятие — указать путь измерения.

«Лишь измеримость движения и придает категории силы ее ценность. Без этого она не имеет никакой ценности» (Ф. Энгельс)1.

Очевидно, что степень силовых возможностей человека мы будем определять с помощью динамометров или каких-либо аналогичных устройств, применяемых для измерения сил в механике. Этот факт является выражением того, что сила (как двигательное качество человека) есть его способность проявлять за счет мышечных ^усилий определенные величины силы (меры механического взаимодействия). Эта фраза, будучи точной в смысловом отношении, стилистически выглядит как тавтология из-за использования термина «сила» в разных значени- ях2#Иначе силу человека можно определить какого способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. В случае преодолевающей работы под силами сопротивления понимают силы, направленные против движения; при уступающей-работе — действующие по ходу движения.

Как известно, мышцы могут проявлять силу: 1) без изменения своей длины (статический, изометрический режим); 2) при уменьшении длины (преодолевающий, мио- метрический режим); 3) при удлинении (уступающий, плиометрический режим). ' .

Поскольку в этих случаях максимальные величины силы различны, приведенное деление можно принять как классификацию основных видов силовых способностей. С некоторыми уточнениями это и будет сделано ниже (в 1.1.4).

1.1.3. Зависимость проявляемой силы от условий выполнения движения. Сила движения («т. е. производимое движением давление или тяга» — И. М. Сеченов, 1906) во многом определяется природой сил сопротивления.

В настоящее время на человеке достаточно изучены лишь движения, связанные с сообщением ускорения телам определенной массы. Исследования такого рода проводятся с помощью приборов (так называемых инерционных динамографов), позволяющих устракять влияние силы тяжести. В инерционных динамографах используется горизонтальная ось с маховиком на ней. На ось наматывается шнур, за который тянет испытуемый, тем самым раскручивая маховик. Регистрируется сила тяги, а также сообщаемые маховику ускорение и скорость. В данном приборе изменение положения маховика не изменяет его потенциальную энергию в гравитационном поле, вся работа (не считая небольших затрат на преодоление трения) тратится лишь на сообщение кинети-



Рис. 1. Зависимость силы от перемещаемой массы при движениях с максимальными усилиями (схема по Н. Н, Гончарову, 1952)




ческой энергий маховику. Динамика движения подчиняется второму закону Ньютона. Изменяя момент инерции, можно сообщать ускорения различным «эквивалентным • Массам».

Связь сил а —- перемещаемая масса. Если человек выполнит ряд движений с предельными мышечными усилиями, перемещая тела различной массы, величины проявленной силы будут различны (Н. Н. Гончаров, 1952). Сначала с увеличением массы перемещаемого тела сила будет расти, однако дальнейшее возрастание массы не приведет к увеличению силы (рис. 1).

Математически связь сила — перемещаемая масса в том диапазоне переменных масс, где сила возрастает (см. рис. 1, зона-А), может быть выражена уравнением:

F — a+k- lg т,

где F — сила; а И А ->- индивидуальные константы; lg — обозначение натурального логарифма, m — масса.

Зависимость сила —масса находит многочисленные проявления в.спортивной практике. Так, сила, которую спортсмен может приложить к ядру, будет меньше той, которую он способен проявить, при поднимании штанги, ■и т. п. Однако если масса ускоряемого тела велика^ то величина силы, какую человек может приложить к этому телу, уже не зависит от перемещаемой массы и определяется лишь силовыми возможностями человека (см. рис. 1, зона Б).

Связь сила — скорость. Если толкать ядра различного веса, измеряя скорость вылета ядра и проявленную силу, то сила и скорость будут находиться в обратно пропорциональной зависимости: чем выше скорость, тем меньше проявленная сила и, наоборот. В крайнем случае, когда ядро будет настолько тяжелым, что его уже нельзя сдвинуть с места, можно проявить наибольшую силу (статическое усилие, скорость равна нулю) . Наоборот, при движении свободной руки (масса «ядра», а следовательно, и сила, приложенная к нему, равны нулю) скорость будет наибольшей. Толкание обычного ядра занимает промежуточное положение, скорость и сила здесь имеют какие-то средние- величины. Если повторить этот'опыт в более точной форме в лаборатории (Фенн с сотр., 1931; Уилки, 1949; Н. А. Масаль- гин, 1965, и др.), то зависимость между силой и скоростью в ряду движений с различной нагрузкой будет характеризоваться кривой типа приведенной на рис. 2. Здесь точка А соответствует изометрическим условиям -(скорость равна нулю, проявленная сила* максимальна), точка Б — движению без отягощения (нагрузка равна нулю, скорость максимальна). Точками на графике указаны наблюдавшиеся промежуточные случаи. Приведенная зависимость между силой и скоростью описывается так называ^мйм «основным уравнением мышечной динамики» (А[В. Хилл, 1938): 'У

где Р — проявленная сила, Р0 — максимальная сила, v — скорость, а, Ъ и К, — индивидуальные константы, т. е. постоянные величины, характеризующие отдельных испытуемых и получаемые из опытных данных *.

•" * Более подробный анализ приведенного уравнения можно найти в руководствах по биофизике (В. Байер, 1962, и др.).

Из уравнения следует не только то, что сила и скорость связаны обратно пропорционально; важно, что возможные значения силы и скорости при разных отягощениях зависят от максимальной силы (Р0), проявляемой в изометрических условиях. Иначе говоря, показатели максимальной статической силы человека в значительной мере Определяют, какие величины силы он сможет про-



Рис.. 2. Зависимость между показателями силы и скорости в ряду движений с различными отягощениями. Экспериментальные данные, полученные на большой грудной мышце человека (по Г. Дж. Раль- стону и др., 1949)




Между максимальной силой, измеренной э статическом режиме, и максимальным весом, который можно поднять в этом же движении, нет статистически существенной разницы (Раш, 1957). Средние величины и стандартные отклонения были соответственно равны 43,2± ±3,4 и 41,8±6,9 фунта (данные исрледования 24 человек) . В дальнейшем, правда, А. С. Степанов и М. А. Бурлаков (1963) нашли несколько большее различие между этими двумя показателями (до 6—8 кг).

В общем виде зависимость силы и других параметров движения от скорости показана на рис. 3.

Видно, что с ростом скорости величины проявляемой с,илы уменьшаются, общее выделение энергии (работа+ тепло) растет, наивысшее значение мощности достигается при скоростях около 7з максимальной, наивысшей КПД —при скорости примерно 20%.

То, что наибольшая мощность проявляется при скорости, равной примерно '/з максимальной, кажется несколько неожиданным. Однако не надо забывать, что



Рис. 3- Зависимость различных параметров движения от-

скорости (по А. В. Хиллу, 1950). По горизонтали — скорость V как доля максимальной скорости V t при нулевой нагрузке. По вертикали: I — сила Р как доля максимальной изометрической силы Ро / 2 — отношение выполненной работы к затраченной энергии (КПД); 3 — механическая мощность- -P-V; 4 —
общие затраты энергии-PV/КПД

ад т v/v0







мощность в простейшем случае равна произведению силы на^чжорость:






F ■ S

N

= F-v,
т) =





где N — мощность, Л —работа, /•' — сила, v — скорость, t — время и S — путь. Величины скорости и силы обратно пропорциональны. Максимальные значения мощности наблюдаются при оптимальных значениях силы и скорости (напомним^что все время речь идет о движениях, выполняемых с предельным усилием, но при разных отягощениях). Эти оптимальные величины рядом исследователей указываются несколько по-разному, но порядок их

всегда блйзрк к '/з максимальных значений как для скорости, так и для силы (А. В. Хиял, 1950, 1964; X Раль- стон, 1949, 1953; Н. Н. Гончаров, 1952). Следовательно, максимальная мощность равна примерно 1/ю той величины, которая "была бы достигнута, если бы удалось проявить в одром движении свои наивысшие силу и скорость. Сказанное объясняет, почему • большие значения мощности наблюдаются, например, при толкании ядра,

Сила

Жим Прытки, Метание Метание Движения штан- метания диска, теннисного свободной

ги тяжелых копья мяча конечностью

снарядов

Рис. 4. Соотношение показателей силы и скорости в некоторых » движениях (схема)




а не при поднимании штанги. Так, по данным А. Само- цветова (1961), мощность при толкании ядра на 18 м 19 см.равнялась 6,9 л. е., а при рывке штанги 150 кг — лишь 4,3 л. с. В этих же попытках максимальное значение силы, приложенной к ядру, составляло 61,3 кг; усилие же, приложенное к штанге, было равно примерно 200 кг. Хотя при толкании ядра была проявлена значительно меньшая сила, мощность здесь была-больше - вследствие гораздо, более высокой скорости движения.

Движения, встречающиеся в условиях спортивной практики, относятся к разным точкам кривой сила — скорость (рис. 4). Поскольку сила равна произведению

Ј ■ .

rf массы на ускорение, то величины проявляемой силы мо-

гут возрастать либо за счет большой массы при небольших ускорениях (такие. Движения называются собственно-силовыми, например жим или приседание со штангой околопредельного веса), либо за счет увеличения ускорения при постоянных массах (так называемые скоростно- силовые движения —по В. С. Фарфелю, 1939, например, метания). Если, несмотря на значительное ускорение, величина силы, проявляемой в движении, очень мала (потому что мала передвигаемая масса), такие движения называются скоростными (см. рис. 4).

Между максимальными значениями хилы (см. рис. 2, показатели вблизи точки А) и скорости (см, рис. 2, значения около точки Б) нет корреляционной зависимости; иначе говоря, способность проявлять в каком-либо движении максимальную силу и способность достигать в том же движении большей скорости не связаны между собой (Раш, 1954; Генри и Уиттлей, 1960; Генри, 1960, 1962). Это касается крайних точек кривой сила —скорость, промежуточные же покаэ-атели существенно зависят от максимальных.

Например, сила, проявляемая при приземлении с большой высоты, больше той, которую спортсмен может проявить в отталкивании. Мышечный аппарат часто работает в уступающем режиме, в частности в амортизационной фазе отталкивания в прыжках; в быстрых движениях, когда надо погасить кинетическую энергию движущегося звена тела, и т. д. При этом нередко максимальные величины силы проявляются именно в уступающих фазах движения (рис. 5).

Сила, проявляемая в уступающем режиме работы в разных движениях, зависит от скорости движения: чем больше скорость, тем больше и проявляемая сила. Если учитывать не только абсолютное значение скорости, но и ее направление, то соотношение между силой и скоростью примет вид, подобный приведенному на рис. 6.

1.1.4. Виды силы как двигательного качества человека. Отметим несколько положений из сказанного в 1.1.3:







Горизонтальные усилия









—т—










и—









Кг 200- f00- 4J'

'сен

Вертикальные yea/tun

Рис. 5. Динамограмма толчка экс-рекордсмен а мира по прыжкам « высоту Ю. Степанова. Наибольшие усилия проявляются s начале толчка, в «го амортизационной фазе (по В. М. Дьйчкову, 1958)

0,23 сен









-V, о +vr «у2 —- Удлинение Спорость Укорочение

Рис. 6. Связь между силой и скоростью в преодолевающих н уступающих движениях (по Б. Аб-

ботту и др., 1959): Vt и Vi — скорости уменьшения и увеличения длены мышцы, Р, н Я» — соответствующие этим скоростям величины силы в преодолевающем (ннометриче- ском) режиме; Л в — соответствующие, величины силы в уступающем (плиометряческом) режиме: Л — максимальная изометрическая сила




', 3) в условиях быстрых движений величины, силы уменьшаются с нарастанием скорости;

4) между силой, проявляемой в условиях предельно быстрых движений, и максимальной изометрической силой нет никакой связи.

Исходя из сказанного, можно, по-видимому, в качестве самой приблизительной, сугубо рабочей классификации предложить следующее деление видов силовых способностей:

Вид силовой способности Условные проявления -

а) динамическая сила Быстрые движения

б) амортизационная сила Уступающие движения

Из них главной является статическая сила: величины силы, которые человек может проявить в условиях быстрых движений или пр!ц уступающем режиме, существенно зависят от его максимальных изометрических показателей (см. уравнение на стр. 13)'1.

Указанные виды силовых способностей — основные, однако они не исчерпывают всего многообразия проявления силы человеком. Важной разновидностью является «взрывная сила» — способность проявлять большие величины силы-в наименьшее время (Д. М. Иоселиани, 1957). Так, из дииамограмм отталкивания при прыжке вверх с места, записанных у мастеров спорта и у начинающих (рис. 7), видно, что мастера проявляют большую силу в меньший промежуток времени. При оценке уровня развития «взрывной силы» можно пользоваться так ка



рие. 7. Динамограмма отталкивания при прыжке вверх с места (схема). Пример проявления «взрывной» силы



fs.smai

Рис. 8.. Нарастание с ты при максимальном усилии (схема по М. А. Годику и В, М. Зациорскому, 1965)




зываемым скоростно-силовым индексом (Ю. В. Воронин и др., 1964):

j_ fmax J _ у—»

*max ,

где / — указанный индекс; fmax— максимальное значение силы, показанное в данном движении; — время достижения максимальной силы.

Кривая нарастания силы при однократном усилии имеет вид, показанный на рис. 8. По данным Д. Уилки (1949), время, необходимое для достижения максималь- ных показателей силы, у нетренированных равно примерно 150 мсек. (для сгибателей локтевого сустава). В первом приближении приведенную кривую нарастания силы можно математически представить -в виде уравнения:

где f{t) —величина силы в момент времени t\ >Fmasмаксимальное значение силы; е~ основание натуральных логарифмов; k—константа, характеризующая скорость нарастания (градиент) силы.

При анализе подобных уравнений (они очень часто встречаются в разных областях науки и техники) нередко ориентируются на время, необходимое для достижения половины максимального значения измеренного показателя. • Знание этого «половинного времени» AUfimax) дает возможность охарактеризовать ход всей • кривой. В частности, зная его, легко рассчитать значений к:

Градиент силы также можно оценить по времен», нужному для нарастания силы до половины максимальной величины (М. А. Годик и В. М. Зациорокий, 1965).

Максимальная величина силы (в частности, становой) и время достижения 50% максимума не коррелируют между собой (у 100 поступающих в институт физкультуры коэффициент корреляции — г — был равен лиШь 0,114). Наличие большой силы не указывает на способность к ее быстрому проявлению. Время ще достижения определенного усилия (в частности, 50 кг) иногда мало зависит от максимальных величин силы (г=0,276) и в значительной мере от ' градиента силы (/-=0,709). Здесь все определяется тем, каких величин силы нужно достигать. Так, по данным М. А. Годика, В. М, Зациор- ского и А. М. Максименко (1965); у юношей 14—15 лет (40 человек) отмечались следующие величины корреляции максимальной силы и градиента силы со временем набора стандартных величин силы:

Время, необходимое для достижения силы

IS кг 30 кг а 45 кг

Максимальная сила —0,207 —0,330 —0.543

Градиент силы 0,480 0,269 0,11)5

Видно, что при увеличении значений силы время и1 достижения больше зависит от показателей максимальной изометрической силы и меньше от градиента силы.

Помимо описанных, для измерения «взрывной силы» был предложен и ряд других показателей (Ю. П. Аста- нин, Ш38; С. В. Левинштейн, 1961; Ю. В. Верхошанский, 1963; ,В. В. Петровский и Р. В. Жердочко, 1965, и др.).

1Д.5. Мышечная сила и вес спортсмена. При одинаковом уровне тренированности люди большего веса могут проявлять большую силу.

Зависимость между силой и собственным весом проявляется тем четче, чем более высока и одинакова спортивная квалификация испытуемых. Так, у мировых рекордсменов в жиме корреляция между спортивным результатом и собственным весом очень высока — 0,93; у участников первенства мира по тяжелой атлетике она ниже -г- 0,84; у рядовых спортсменов — 0,80, а у лиц, не занимающихся спортом, коэффициент корреляции вообще может быть равен нулю (Ф. Раш и др., 1960).

Для сравнения силы людей различного веса обыкновенно пользуются понятием так называемой относительной силы, под которой понимают величину силы, приходящейся на 1 кг собственного веса (С. Э. Ермолаев, 1938; А. Н. Крестовников, 1951; В. И, Чудинов, 1960, и др.). В противоположность этому силу, которую проявляет спортсмен в каком-либо движении безотносительно к собственному весу, иногда называют абсолютной силой *.

абсолютная сила

Относительная сила =

У людей примерно одинаковой тренированности, но разного веса абсолютная сила с увеличением веса возрастает, а относительная падает (табл. 1).


Таблица! Зависимость силы тяжелоатлета от веса

(по данным мировых рекордсменов в жиме на 1 января 1963 г.)



Вес спортсмена (кг)

Результат (кг>

Логарифм веса

Логарифм результата

Относительная скда (кг силы на кг веса)

1

56,0

116

1,7482

2,0644

3.07

2

60,0

124

1,7781

2,0934

2,06

3

67,5

135,5

1,8290

2.1319

2,00

4

75,0

146

1,8750

2,3643

1,94

5

82,5

157,5

1,9160

2,1974

1,90

6

90,0

159,5

1,9542

2,2029

1,77

7

Примерно 120

188,5

2,0792

2,2753

1,74




Падение относительной силы объясняется тем, что собственный вес спортсмена пропорционален объему тела, т. е. кубу его линейных размеров; сила непропорциональна физиологическому поперечнику, т. е. квадрату линейных размеров. Следовательно, с увеличением размеров тела вес будет возрастать быстрее, чем растет мышечная. сила. Если проследить эту зависимость математически, получится следующее (Лнтцке, 1956; Грохмаль и Кныхальская-Карван, 1963; Зациорский В. М., 1963, и -др.). Поскольку линейные размеры тела пропорциональны кубическому корню из величин веса, а сила мышц пропорциональна физиологическому поперечнику, т. е. квадрату линейных размеров, можно записатб:

fV\* 2/3

г = а {у щ } = a-w ,

-где F>—максимальная сила, которую может проявить спортсмен, w—его вес; а—постоянная величина, характеризующая подготовленность спортсмена. Справедливость этого уравнения подтверждается анализом мировых рекордов по штанге. Проще всего это сделать следующим ' образом: прологарифмируем указанное уравнение и заменим показатель степени при весе (2/з) его десятичным выражением (0,666). Получим:

log F = log а + 0,666 • log w.

Если теперь на графике отложить значения логарифмов .веса спортсменов и соответствующих мировых рекордов, к примеру, в сумме тяжелоатлетического троеборья, то полученная прямая (рис. 9) будет почти идеально соответствовать второму из приведенных здесь уравнений, доказывая тем самым его справедливость. Подобные уравнения (или соответствующую им табл. 2) можно использовать для сопоставления силы людей различного веса. Из табл. 2, например, видно, что результату 150 кг в легком весе (собственный вес 67,5 кг) соответствует 132 кг у спортсменов, собственный вес которых равен 56 кг, и 220 кг у спортсменов тяжелого веса..



Логарифм веса теяа

Рис. 9. Зависимость между весом спортсмена Щ его силовыми показателями (по данным рекордсменов мара) в сумме тяжелоатлетического троеборья




Для метателей, штангистов тяжелого веса и некоторых других спортсменов важнейшее значение имеет абсолютная сила. В видах, связанных с перемещением своего тела, а также там, где увеличение веса ограничивается весовыми категориями, основное значейие имеет относительная сила. Так, в гимнастике упор руки в стороны на кольцах («крест») могут выполнять лишь те спортсмены, относительная сила которых в этом движении близка к 1 кг на килограмм веса. В данном случае на весу удерживается не все тело гимнаста (например, вес кистей не увеличивает усилия приводящих мышц), поэтому «крест» можно выполнить, когда относительная сила несколько меньше 1 (табл. 3).


Таблица 2

Эквивалентные силовые показатели спортсменов разных весовых категорий (В. М. ЗациорскиЙ и И. Ф. Петров, 1964)

53,5 .

58

60

67,5

75

82,5

Ю

щ

130

42

44

46

50

54

57

61

69

73

47

49

51

55

59

63

67

76

81

51

53

55

60

64

69

73

83

88

55

57

60

65

70

74

79

90

95

60

62

65

70

75

80

85

96

103

63

66

69

75

80

86

91

103

110

68

71

76

80

86

91

97

ni

117

72 '

75

79

85

91

97

103

ne

125

76

79

83

90

97

• 103

109

125

132

80

84

88

95

102

109

115

132

139

85

88

92

100

107

114

121

139

147

93

97

102

110

11$

126.

133

152

161

102

106

Ш

120

129

1'37

145

166

176

110

115

120

130

139

149

157

180

191

118

124

129

140



160

170

194

205

127

132

139

J50

161

171

182

208

220

135

141

148

160

172

183

-194

222

235

144

150

157

170

182

194

206

235

249

152

159

166

180

193

206

218

249

264

161

168

176

190

204

218

236

263

279

' 169

177

185

200

215

229

242

277

293

178 •

186

194

210

225

240

254

291

308

186

194

203

220

236

251

266

305

323

195

203

213

230

247

263

279

318

337

203

212

222

240

.557 ■

274

291

332

352

211

221

231

250

268

285

303

346

367

220

230

240

260

279

297

315

360

382

228

238

250

270

290

309

327

374

396

237

247

259

280

300

320

339

388

411

245

256

268

290

311

332

351

402

425

254

265

277

300

322

343

363

415

440

262

274

287

310

333

354

375

429

455

271

283

296

320

343

366

383

443

469

279

291

305

330

354

377

400

457

484

288

300

314

340

365

389

412

471

499

296

309

324

350

376

400

424

485

514

305

318

333

360

386

411

436

498

528

313

327

342

370

397

423

448

512

543

322

336

351

380

408

434

460

526

558

330

344

361

390

418

446

472

540

572

338

353

370

400

429

457

485

554

587

347

362

379

410

439

469

497

568

602

355

371

388

420

451

480

509

581

616

364

380

398

430

461

492

521

595

631

372

389

407

440

472

503

533"

609

646

381

397

416

450

483

519

545

623

660





Т а б л и да 3

Сила приводящих мышц у гимнастов

(по А. А. Коробовой и А. Б. Плоткину, 1961)

Фамилия

Максимальная статическая сила приводящих мышц рук (кг)

Вес

гимнаста (кг)

Превышение силы над весом (кг)

Относительная сила (кг силы на кг веса)

  1. Азарян А-* ....

  2. Шахлин В

89 1 74

69,2 70

*

15 1,22 —0,8 0,98

* А. Азарян — неоднократный чемпион мира в упражнениях на кольцах — включал в комбинацию до 5—6 «крестов», из которых два были с последующим подъемом силой иа прямых руках в упор. Б. Шахлин мог выполнить этот элемент в комбинации 1—2 раза.




В видах спорта, где главным являются абсолютные показатели силы, стараются тренироваться таким образом, чтобы параллельно с совершенствованием нервно- координационных отношений, определяющих проявление мышечной силы, происходил бы рост мышечной массы (см. 1.5.6). Увеличение же относительной силы может быть различно связано с изменениями собственного веса. В одном случае рост силы сопровождается стабилизацией или даже падением собственного веса. Известны примеры, когда спортсмены за счет соответствующего режима жизни, питания в течение нескольких лет значительно уменьшали собственный вес, создавая тем самым условия для увеличения относительной силы (табл. 4).


Таблица 4

Изменение веса и некоторых косвенных показателей относительной силы у чемпионки Олимпийских игр 1960 г.

В. Крепкиной (по Г. В. Коробкову, I960)
















Относительная сила

Годы

Возраст

Вес (кг)

Рост (М>

Вес Рост

к §«

а и X и

О я * и

2 а и % х



lis

п а 9

С} » ^ V

г _ с » —

t

X

<• «г

1951 1958

16 лет 24 года

64 55

1,58 1,58





2,14 2,64

6,30 7,80

4,90 6,17

13,6 11,3




Однако этот путь (рост силы с одновременным паде- ниейчвеса) далеко не всегда возможен. Он весьма эффективен у лиц, имеющих жировые отложения или избыточное содержание воды в тканях тела. Для спортсменов же, соблюдающих весовой режим, значительное /уменьшение собственного веса без ухудшения работоспо- собности и самочувствия — задача почти невыполнимая. Но, разумеется, возможностью уменьшить собственный пес (ограничение приема жидкостей перёд соревнованиями и т. п.) следует пользоваться. Естественно, что все приемы уменьшения веса допустимо применять лишь i взрослым спортсменам; следует решительно пресекать - м'алейшие попытки ограничивать естественное нарастание веса у детей и юношей. Ь Второй путь —рост сцлы с одновременным увеличе- |. нием мышечной массы. Этот путь вполне оправдан; спорт- I смену не следует бояться увеличения массы мышц, не- сущих основную нагрузку в его виде спорта. При функ- циональной гипертрофии мышц сила всегда вырастает I1 более значительно, нежели собственный вес. Доказатель-

ство этого дано в статье В. М. Зациорского (1963, б). ! ' 1.1.6. Физиологические механизмы регуляции мышеч- 0. ной силы Максимальная сила, которую может проявить I"человек, зависит, с одной стороны, от биомеханических | характеристик движения (длины плеч рычагов, возмож- ности включения в работу наиболее крупных мышц и I пр.); с другой — от величины напряжения отдельных мы- шечных групп и их взаимного сочетания.

Несколько схематизируя вопрос, можно считать, что величина напряжения, которое проявляет мышца в живом организме, определяется двумя факторами:

1) импульсацией, приходящей к мышие от мотонейронов перед- ^ них рогов спинного мозга; .

| 2) условно говоря, реактивностью самой мышцы, т. е. силой, с ? которой она отвечает на определенный импульс (термин «реактив- I иость» предложен академиком Л. А. Орбели,' 1949}. Реактивность мышцы зависит от ее физиологического поперечника и других особенностей строения, трофических влияний центральной нервной системы, осуществляемых через адреналосимпатическую систему; длины мышцы в данный момент и некоторых других факторов. Ведущим механизмом, позволяющим срочно изменять степень мышечного напряжения, является характер эффекторной импульсации. Градация напряжения осуществляется при этом двумя основными путями:

а) включением различного количества двигательных единиц (сокращенно — ДЕ);

б) изменением частоты поступающих импульсов (в одну секунду от 5—6 до 35—40 при максимальном напряжении}.

При этом в диапазоне примерно от 20 до 80% максимальной силы Основное значение имеет регуляцйя за счет включения разного количества ДЕ. В случае предельных мышечных напряжений возможен также третий путь регуляции —синхронизация активности ДЕ. У нетренированных людей синхронизируется обычно не более 20% регистрируемых импульсов; в малых мышцах (например, в межкостных или червеобразных) — до 50%. С ростом тренированности способность к синхронизации значительно возрастает; у квалифицированных штангистов при предельном напряжении она может быть настолько велика, что зарегистрированная накожными электродами электромиограмма будет носить почти правильный синусоидальный характер. Степень напряжения не регулируется силой отдельных импульсов, так как нервное волокно проводит импульсы, характеризующиеся постоянной величиной возбуждения, зависящей только от функционального состояния нерва. Поэтому, хотя находящийся в миофибриллях собствен но-сократительный аппарат мышцы может давать градуальное возбуждение, в целом деятельность мышечного волокна в живом организме в обычных условиях подчиняется закону «все или ничего» (это является и следствием того, что передача возбуждения в нервно-мышечном синапсе тоже подчиняется данному закону). При возбуждении мышцы ДЕ становятся активными в определенной последовательности. В начале сокращения в работе участвует ограниченное поле ДЕ («функциональный стержень»), которое при усилении напряжения концентрически увеличивается. В мышцах, которые могут выполнять много функций, последовательность пополнения («рекрутирования») меняется в зависимости от характера движения. Например, в двуглавой мышце плеча сгибание, супинация, а также оба эти движения одновременно начинаются за счет различных ДЕ, ко затем, по мере усиления сокращения, ДЕ, участвовавшие только в одном движении, включаются и в другие.

Что капается центрально-нервных механизмов регуляции мышечного напряжения, то здесь еще очень много неясного. Все же многочисленные косвенные данные позволяют полагать, что существуют по меньшей мере три основных механизма регуляции.

Первый из них связан с регуляцией напряжения в условиях сохранения позы. В. основе здесь лежит ми от этический рефлекс (рефлекс на растяжение), который схематически сводится (в действительности картина намного сложнее!) к тому, что изменение поло, женая тела влечет растяжение мышечных веретен и приводит к возбуждению их рецепторного аппарата. Рефлекторно это вызывает сокращение растянутой мышечной группы.

Второй механизм используется для дозировки напряжения при выполнении рззвообразных произвольных движений, не связанных с

'■■' проявлением максимальной силы. В данном случае высшие нервные центры определяют лишь должные величины пространственных, временных и скоростных характеристик движения; выбор необходимых ■ комбинаций мышечных напряжений осуществляется более низко расположенными отделами. Эффекторная им пульсация поступает сначала не а мйшечные волокна, а в мускульный аппарат мышечных веретен, что приводит к изменению натяжения в них и соответствующему возбуждению их рецепторного аппарата. Дальше регуляция осущест- . вляется по схеме миотатического рефлекса.

Наконец при предельных усилиях га мм а-моторная система, шшер- вирующая мускульный аппарат веретен, не играет существенной роли. Эффекторная импульсация поступает от соответствующих отделов головного мозга через мотонейроны прямо в мышечные волокна.

Главный регулятор этих сложных процессов —- кора больших полушарий.

I. 2. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ СИЛЫ

1.2.1. Выбор 1»дицинц_ впррпгапя<>ми[д прН ВОСПИТаНИН

силы главных вопросов методики.

Его решение возможно лишь при понимании физиоло- гическйх особенностей движении, выполняемых с разны- ^ ми мускульными напряжениями!^ Ниже рассматривакгг- ся некоторые из этих отличий.

Первое отличие. Выше отмечалось,'^э^пдедель- ное мыщечное напряжение характеризуехса^аТ одновре- | менным включешей наибольшего числа ДЕ; б]^макси- мал них рои и -

зированным ритмом активности При непредельном '' мышечном усилии частота ишульсашш не достигает наи- Ј высших величин, ритм активности ДЕ по преимуществу у асинхронный. Деятельность ДЕ носит сменный характер, ' по мере утомления они выключаются из работы и вместо одних начинают функционировать другие. В этом случае - при тренировке будут совершенствоваться механизмы че- : редования ДЕ, что, естественно, может способствовать росту: выносливости, но не максимальной силы.

Второе отличие. Движения с разными мЫшеч- . ными напряжениями различны по характеру концентра- ции усилий в пространстве и во времени.

При поднимании околопредельного или предельного веса* (рис. 10, а) скорость быстро достигает определенного значения и дальше движение идет с почти постоянной скоростью (Геберштрайт, 1934). Ускорение незначительно колеблется около нулевой линии; при этом сила примерно равна весу поднимаемого снаряда.

При поднимании меньших весов возможны два варианта. В первом (см. рис. 10, б) прикладываемые усилия максимальны. Ускорение сначала растет, затем падает до нуля и во второй части движения становится отрицательным. Сила вначале превышает вес поднимаемой тя-

Рис. 10. Путь, екорость и ускорение при жиме штанги: а — предельный вес; б —небольшой вес. По абсциссе - прем я (сек,); но ординате-, вверху — путь («), » середине -- скорость <м/сек ). внизу— ускорение (м/сек!) (rto И. Н. Кннггст. 1958)




ження в значительной мере выполняется за счет инерции поднимаемого снаряда. В этом случае характер концентрации усилий будет резко отличаться от той картины, что наблюдается при поднимании предельного веса. Упражнение только закрепит это различие. Кроме того, и общая продолжительность движения здесь гораздо меньше (рис. 11). Время, в течение которого мышца находится в напряженном состоянии, может стать настолько малым, что упражнение почти не окажет тренирующего воздействия на развитие силы.

Во втором случае пространственно-временные характеристики движения (скорость, ускорение) могут быть такими же, как при поднимании предельного груза. Од- иако такое искусственное замедление движения приведет к тому, что в работу будут включаться антагонистические группы мышц (Ваххолдер, 1928; Р. С. Персон, 1958). При повторении движений в такой форме активность антагонистов может закрепиться. Это, естественно, затруднит проявление максимальных величин силы. ( Третье отличие. Внешнее сопротивление представляет физиологический раздражитель определенной силы. Поднимание предельного веса сопровождается мощным потоком центростремительных импульсов; при малых же внешних сопротивлениях сила раздражителя

Р, Kt







3.0 i,tt*

Рис. 11. Опорная дннамограмма при приседании со штангой разного

веса:

G — собственные вес; Р — величина давления на опору. При приседании с предельным весом 100 кг усилия больше и проявляются длительнее, чем при выполнении упражнения с весом 60 кг (по Г. Гундлаху, 1962)




относительно невелика. В соответствии с общефизиоло- .гическим «законом силы» интенсивность ответной реакции до известного предела пропорциональна силе раздражителя. Раздражители большей силы вызывают более активную реакцию; однако чересчур мощное раздражение приводит к пессимальным явлениям. Возбуждение, как известно из физиологии, есть фазовое явление. За всяким возбуждением следует процесс торможения, который выражен тем сильнее, чем сильнее был предшествующий процесс возбуждения. Очень часто биологический объект после возбуждения, пройдя фазу последовательного торможения, не только возвращается в исходное состояние, но даже его превышает (фаза «экзальтации», «суперкомпенсации»). Чем интенсивнее предыдущий процесс возбуждения, тем больше выражен процесс последовательного торможения, тем сильнее й фаза послетор- мозной экзальтации. Исследования, осуществленные болгарскими авторами (Матеев Д., 1959—1961; А. Акрабов, 1959), показали, что эти общефизиологические закономерности проявляются и в процессе воспитания мышечной силы. Только в случае применения раздражителей должной величины последующее торможение бывает достаточно углубленным, что является залогом повышения функционального уровня. При небольших сопротивлениях сила раздражителя невелика, из-за чего торможение и фаза экзальтации проявляются в весьма малой степени.

Указанные отличия приводят к тому, что попытки тренировать мышечную силу, не прибегая к максимальным силовым напряжениям, оказываются неэффективными. Показательны результаты следующего эксперимента, проведенного на большой группе студентов (Хеллебрандт и Хоутц, 1956). Испытуемые упражнялись с тяжестями, которые они могли поднять в одном подходе примерно 25 раз. Однако поднимали они их не «до отказа», а лишь 15—18 раз. Хотя общее число подъемов в одном занятии было велико (в некоторые периоды до 1000), даже длительная тренировка не привела к существенному увеличению силы.

Таким образом, если человек не проявляет систематически значительных мышечных напряжений, то роста силы не происходит. При 5чень малых величинах напряжений может произойти падение силы. У нетренированных оно начинается, если величина проявляемых усилий становится меньше 20% максимальной силы (Хет- тингер, 1955). Падение мышечной силы и атрофия мышц происходят тем быстрее, чем меньше величина напряжений. У спортсменов, привыкших к значительным мускульным напряжениям, падение силы может начаться даже в случае применения относительно больших отягощений, однако таких, которые меньше привычного уровняв Например, если штангисты начинают тренироваться с весами 60—85% от максимального и при этом не выполняют движения в подходе до ясно выраженного утомления («до отказа»), то в первый месяц такой тренировки сила перестает расти, а уже во второй уменьшается на 5— 7% (Р. А. Роман, 1958). У легкоатлетов, не применяю»щих летом сйловых упражнений, сила, приобретенная за время зимних занятий, падает, хотя спортсмены по- прежнему продолжают регулярно тренироваться (Коль- рауш, 1925; В. П. Филин, 1958).


33
1.2.2. Методы воспитания силы. Существует три способа создания максимальных силовых напряжений:

  1. повторное поднимание непредельного веса до выраженного утомления («до отказа»);

  2. поднимание предельного веса;

  3. поднимание непредельного веса с максимальной скоростью.

Соответственно предлагаем различать три метода воспитания силы: методы повторных, максимальных и динамических усилий 1.

Величину отягощения при тренировке силы можно в принципе дозировать тремя путями: в процентах к максимальному весу; в виде разности от максимального веса (например, на 10 кг меньше предельного веса); по количеству возможных повторений упражнения в одном подходе (вес, который можно поднять максимум 10 раз, Ж т. п.}..

Поскольку первые два способа не всегда применимы (например, ■■0; упражнениях с сопротивлением партнера или упругих предметов и т. п.), мы будем пользоваться третьим способом, введя при этом в Целях удобства изложения следующие условные обозначения:

Количество

Обозначение веса возможных (сопротивления) повторений в одном походе

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СПОРТСМЕНА 7

т) = 17

1.2.1. Выбор »дицинц_ впррпгапя<>ми[д прН ВОСПИТаНИН 30

га, 71

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации