Шевченко С.В. Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине Транспортно-экспедиционная работа - файл n1.doc

приобрести
Шевченко С.В. Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине Транспортно-экспедиционная работа
скачать (485.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc486kb.15.09.2012 08:44скачать

n1.doc



ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ



к выполнению практических работ

по дисциплине «Транспортно-экспедиционная работа»

(для студентов специальности 6.100400

«Организация перевозок и управления на автомобильном транспорте»

дневной формы обучения)

Донецк 2007

ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ



к выполнению практических работ

по дисциплине «Транспортно-экспедиционная работа»

(для студентов специальности 6.100400

«Организация перевозок и управления на автомобильном транспорте» дневной формы обучения)

Утверждено


на заседании методической

комиссии специальности

6.100400

Протокол № __ от ___________

Утверждено


на заседании кафедры

«Организация перевозок»
Протокол № __ от ____________


Донецк 2007
Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Транспортно-экспедиционная работа» (для студентов специальности 6.100400 «Организация перевозок и управления на автомобильном транспорте» дневной формы обучения) / Сост. Шевченко С.В. – Донецк: ДИАТ, 2006, 29с.
Содержит исходные данные, а также методические рекомендации к выполнению практических занятий по транспортно-экспедиционной работе.

Составитель: С.В. Шевченко, ст.преподаватель
Ответственный

за выпуск: А.А. Чумичев, к.т.н.
СОДЕРЖАНИЕ



Введение

4

Практическое занятие №1. Изучение базисных условий поставки товаров

5

Практическое занятие № 2. Заявление на страхование

8

Практическое занятие № 3. Приведение груза в транспортабельное состояние. Маркировка. Пломбирование

9

Практическое занятие № 4. Товарно-транспортная документация. Путевой лист. Талон заказчика

14

Практическое занятие № 5. Заполнение экспедиторских поручений по форме FF1

23

Практическое занятие № 6. Изучение организации работы погрузочно-разгрузочных пунктов, складов на грузовых терминалах

24

Литература

26

Приложение А. Заявление на страхование

27


Введение
Общие положения
Транспорт – одна из важнейших отраслей народного хозяйства, без которой невозможна организация современного обязательного производства. Транспорт не может существовать и развиваться в отрыве от деятельности предприятий, пользующихся его услугами. А это значит, что надлежащая организация транспортного потока невозможна без согласованных действий всех его участников.

Перевозка грузов и пассажиров осуществляется транспортными предприятиями и другими организациями, для которых деятельность по оказанию транспортных услуг является их уставной задачей. В процессе этой деятельности транспортные предприятия вступают с другими нетранспортными предприятиями в различные транспортные отношения по перевозке грузов и пассажиров. Таким образом, первой задачей этой дисциплины является изучение основных положений правил перевозки грузов и пассажиров. Необходимо также отметить, что перевозка грузов автомобильным транспортом осуществляется только при наличии правильно оформленной документации, следовательно, второй задачей дисциплины является рассмотрение документации на перевозку грузов.

Задача данного пособия состоит в том, чтобы оказать помощь студентам в организации самостоятельной подготовки по дисциплине «Транспортно-экспедиционная работа».

Методические указания составлены в соответствии с программой специальности «Организация перевозок и управления на автомобильном транспорте».

Целью практических занятий является закрепление теоретических знаний по дисциплине «Транспортно-экспедиционная работа».
Практическое занятие №1

Тема. Изучение базисных условий поставки товаров ( 2 часа)



Цель занятия:

  1. Ознакомиться с базисными условиями для продавца и покупателя

  2. Приобрести практические навыки по описанию условий поставок.


Методические указания
Базисные условия поставки товаров определяют: кто несет расходы, связанные с транспортировкой товара от экспортера к импортеру, момент перехода права распоряжения товаром, момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя.

Они указывают, кто, т.е. продавец или покупатель, организует перевозку груза, выдает экспедиторское поручение на производство экспедиционных работ.

Изложим содержание Правил в форме наиболее удобной для использования в экспедиторской практике.

Термины делятся на 4 группы. В качестве индикатора каждой группы используется первая буква термина, которой обозначается данная группа: Е, F, C и D.

Первая группа – Е содержит всего один термин: EXW – «С завода»; буква Е говорит о факте совершения приемки/сдачи товара.

Вторая группа – F происходит от термина «Свободно от риска» (Free of Risk) и обуславливает переход риска от продавца к покупателю в момент передачи товара: FCA – «франко - перевозчик», FAS – ФАС и FOB – ФОБ.

Третья группа – С происходит от слова «cost» - «цена», «стоимость» и означает, что продавец, хоть и освободился от риска за товар, отправив груз, но продолжает нести определенные расходы по доставке покупателю.

Четвертая группа D – от начальной буквы слова «delivery» - «поставка».

Все базисные условия содержат ряд общих обязательных условий для продавца:

При этом необходимо иметь в виду следующее обстоятельство: покупатель, если не сделал на этот счет особой оговорки в контракте, может обратиться к продавцу с поручением выполнить то его имени за его счет отдельные операции, входящие в перечень его (покупателя) обязательств по контракту. Например, оформить документы, необходимые для ввоза товара в страну назначения: сертификат (свидетельство) о происхождении товара (certificate of origin-c/o); консульскую фактуру (consular invoice-ci) и др. или «разрешение на транзит» («transit permit») для транзита товара через территорию третьей страны.

Покупатель может обратиться к продавцу ил к его экспедитору, или экспедитор покупателя может поручить экспедитору продавца: арендовать контейнеры, оформить отправку груза в сборном вагоне или в сборном контейнере, отгрузить груз на первом отходящем судне и др.

Покупатель, прежде всего, обязан уплатить продавцу за товар определенную денежную сумму – цену, оговоренную в контракте. Все детали установления цены, сроков и документального оформления платежей должны быть известны экспедитору. Экспедитору продавца очень часто поручается оформление платежа за товар в банке экспортера.

Покупатель также обязан:

Выше отмечалось, что в современных условиях экспедиторы стремятся обеспечивать перевозку товара на всем участке от производителя до потребителя и использовать все преимущества и возможности управления доставкой товара в соответствии с принципами логистической системы. Для этого, чтобы такой возможностью располагал экспедитор продавца товар должен быть продан на условиях DDP и DDU, а для того, чтобы такую операцию выполнил экспедитор покупателя товар должен быть куплен на условиях EXW.
Пример: Условию EXW – «франко - завод» соответствуют обиходные выражения: «франко - фабрика» (Ex - factory), «со склада» (Ex - warehouse), «с рудника, шахты» (Ex - mine) и др. этот термин сопровождается многоточием, на его месте записывается подробный адрес места приемки – сдачи конкретного товара.

Основной характеристикой этого условия является то, что продавец не несет никаких обязанностей по транспортировке товара. (По существу на этом условии каждый из нас принимает в магазине купленный товар от продавца или от кассира после его оплаты). Обязательства выполняются продавцом в своей стране, строго говоря, на своем предприятии. При этом продавец должен передать покупателю счет – фактуру (invoice) на товар, спецификации, сертификаты и уведомить покупателя о том, что товар находится на определенную дату в его распоряжении на конкретном месте. Товар должен быть индивидуализирован: продавец отвечает за упаковку, за идентификацию марок навалочных и насыпных грузов.
Порядок выполнения:


  1. По варианту произвести выбор одного из базовых условий поставки грузов по таблице 1.1.

  2. Сделать описание данного условия поставки.

  3. Охарактеризовать группу, к которой относится заданное условие.

  4. Описать отличия данной группы от остальных групп.


Таблица 1.1 – Исходные данные для выполнения задания


Вариант

Условия поставки грузов

1

2

1

EXW – Франко-завод

2

FCA – Франко-перевозчик

3

FAS – Свободно вдоль борта судна

4

FOB – Свободно по борту судна

5

CFR – Стоимость и фрахт (порт назначения)

Продолжение таблицы 1.1

1

2

6

CIF – Стоимость, страхование и фрахт

7

CPT – Перевозка оплачена до

8

CIP – Перевозка и страхование оплачены до

9

DAF – Поставка до границы

10

DES – поставка с судна (наименование порта)

11

DDU – Поставка без оплаты пошлины

12

DDP – Поставка с оплатой пошлины


Практическая работа №2
Тема. Ответственность экспедитора и транспортного агента и ее страхование ( 6 часов)
Цель занятия:

  1. Ознакомиться со страховым акционерным обществом «Ингосстрах».

  2. Приобрести практические навыки по заполнению заявления на страхование.


Методические указания
В проекте Федерального закона о транспортно-экспедиторской деятельности содержатся «основания и размеры от­ветственности» экспедитора перед клиентом за утрату, недо­стачу или повреждение (порчу) груза, а также основания и размер ответственности клиента перед экспедитором. О них говорилось в предыдущих главах.

Наряду с этим, проект Закона содержит и штрафные санк­ции экспедитору за нарушение установленного срока выпол­нения договора транспортной экспедиции, а клиенту – за несоблюдение обязанности об уплате в установленный срок вознаграждения, причитающегося экспедитору, а также за необоснованный отказ клиента от оплаты расходов, понесен­ных экспедитором клиента за свой счет в целях выполнения договора транспортной экспедиции.

Страховое акционерное общество «Ингосстрах» страхует ответственность международных экспедиторов с высокими лимитами (например, по страхованию грузов клиентов – до 30 млн.долл.США). Разработана специальная форма заявле­ния на страхование ответственности экспедитора (см. прило­жение А).

Швейцарский журнал «Интернейшенал Транспорт Джернал» в №8 за 1999 г. опубликовал беседу с штадельцем средней экспедиторской фирмы «Е.Н.Нагтз» в Бремене: «Надеж­ность, высшие стандарты и качество обслуживания, особен­ная честность и открытость по отношению к клиентуре и к персоналу — вот принципы, на которых г. Хармс строит свою деятельность», — отмечает журнал.

В статье приводятся некоторые основы нравственно-эти­ческого порядка, которые обеспечивают успех деятельности фирмы: долгосрочные отношения с клиентурой, честность, скромность в требованиях и отсутствие стремлений к дости­жению сиюминутной прибыли, гарантия быстроты, надеж­ности, экономичности и сохранности перевозок. Организа­ция внутри служебных отношений не на основе иерархии, а на почве морального единства в коллективе.

Важно, отмечает г. Хармс, предоставлять персоналу максимум свободы и автономии в повседневно» работе; обяза­тельности и информации руководства о проделанном. Роль руководителей в оказании помощи, но предпочтительнее в форме совета. Исполнитель должен располагать свободой са­мому «вершить дела» (to wheel and deal), он может сам сфор­мировать свою рабочую команду. Руководство фирмы должно решать только глобальные проблемы логистического управ­ления и маркетинга. Каждый сотрудник должен понимать, что заработанные им прибыли вкладываются в инвестиции, направленные на развитие и процветание предприятия. Ад­ресованные к читателю журнала эти советы воспроизводятся здесь в качестве рекомендаций как к руководителям, так и рядовым исполнителям экспедиторской или агентской ком­пании.

Необ­ходимо констатировать, что для успешной деятельности транспортного предприятия требуется наличие необходимых финансовых средств для содержания офиса и средств связи, для поддержания логистических транспортных систем – тре­буемой инфраструктуры, для постановки договорной рабо­ты – ее правового обеспечения и наличия лицензии. Вся по­вседневная деятельность должна строиться с учетом конку­ренции и положения на рынке и непрерывного повышения деловой квалификации кадров.
Порядок выполнения


  1. Заполнить заявление на страхование (Приложение А)


Практическая работа №3

Тема. Приведение груза в транспортабельное состояние. Маркировка. Пломбирование перевозочных средств ( 6 часов)



Цель занятия:

1. Знакомство с экспедиторскими операциями по подготовке груза к перевозке, видами тары, способами маркировки груза и пломбирования перевозочных средств. На примере проработать полученные знания.
Методические указания
Затаривание грузов
Для обеспечения сохранности и предохранения от порчи и повреждений при перевозке, погрузке, выгрузке и хранении грузы помещают в тару.

(Тара должна соответствовать роду и характеру перевозимого груза, иметь прочность, обеспечивающую возможность применения погрузочно-разгрузочных механизмов, многоярусной укладки и т. д.).

При перевозке затаренного груза употребляются два основных определения массы:

- нетто (численная масса самого груза);

- брутто (масса груза вместе с тарой).

(При выборе тары необходимо учитывать, что плата взимается за массу брутто, поэтому упаковка грузов в тяжелую тару вызывает увеличение расходов на транспортирование грузов).

В зависимости от материалов изготовления тара бывает:

- деревянная;

- металлическая;

- стеклянная;

- керамическая;

- пластмассовая;

- текстильная;

- бумажно-картонная;

- другая.

По степени жесткости:

- жесткая (ящики, бочки);

- полужесткая (корзины);

- мягкая (ящики, тюки, оболочки).

При перевозке некоторых видов груза применяется двойная тара (супертара) (консервы, молоко в бутылках).

Маркировка грузов
При предъявлении грузов в таре или упаковке и штучных грузов мелкими отправками грузоотправитель обязан заблаговременно замаркировать каждое грузовое место.

Маркировка должна быть произведена одним из следующих способов:

- непосредственно нанесением знаков на грузовые места;

- с помощью ярлыков.

Маркировка производится на упаковке условными обозначениями (знаками), выраженными надписью, буквами, цифрами или рисунками (символами) с применением контрастной краски. Цвет краски должен резко отличаться от цвета тары и груза. Маркировка мест должна быть четкой, ясной и надежной.

Маркировка производится краской, хорошо удерживающейся на любой поверхности (нестирающейся и не неотслаивающейся), светостойкой и несмывающейся водой.

Маркировка на ярлыки, изготовленные из бумаги, картона, ткани, фанеры, металла, пластмассы, наносится одним из следующих способов:

- типографским;

- печатанием на машинке;

- штемпелеванием по трафарету;

- продавливанием.

Поверхность ярлыков должна быть устойчивой к воздействию климатических условий.

Ярлыки из бумаги и картона прикрепляются к таре клеями, из ткани – пришиваются, из фанеры, металла, пластмассы – прикрепляются болтами, шурупами, гвоздями. Прибивание ярлыков к фанерным, картонным и бумажным ящикам не допускается.

Допускается прикрепление ярлыков проволокой к грузам, если другой способ крепления невозможен.

Маркировка наносится:

- на ящиках – на одной из боковых сторон;

- на мешках и тюках – на одной широкой стороне.

Специальная маркировка наносится на двух смежных сторонах. При невозможности нанести маркировку полностью на боковых и или торцовых сторонах, на малогабаритных ящиках высотой 200 мм и менее допускается маркировка на смежных стенках тары (в том числе на крышке).

При перевозке однородных грузов в адрес одного грузополучателя допускается нанесение маркировки не на всех грузовых местах, но не менее чем на четырех. В этих случаях замаркированные места укладываются:

- в фургонах – у двери маркировкой наружу;

- на открытом подвижном составе – в верхнем ярусе погрузки по два места у каждого продольного места кузова маркировкой наружу.

При перевозке грузов навалом, насыпью, наливом маркировка не производится.
Пломбирование перевозочных средств
Загруженные крытые автомобили (в том числе изотермические и рефрижераторы) и прицепы, отдельные секции автомобилей, контейнеры и цистерны, предназначенные одному грузополучателю, должны быть опломбированы грузоотправителем, а мелкоштучные товары, находящиеся в ящиках, коробках и другой таре, опломбированы или обандеролены.

Пломбы навешиваются:

а) у фургонов – на всех дверях по одной пломбе;

б) у контейнеров – на дверях по одной пломбе;

в) у цистерн – на крышке люка у сливного отверстия по одной пломбе, за исключением случаев, когда особый порядок пломбирования предусмотрен правилами перевозок отдельных видов наливных грузов;

г) у грузового места – от одной до четырех пломб в точках стыкования окантовочных полос или других упаковочных материалов.

Пломбирование груза, укрытого брезентом, можно производить только тогда, когда соединение его с кузовом обеспечивает невозможность доступа к грузу. Пломбы навешиваются на концах соединительного материала в местах стыкования последнего с кузовом подвижного состава.

Для пломбирования применяются свинцовые или полиэтиленовые пломбы с камерой или двумя параллельными отверстиями, а также термически обработанная (отожженная) проволока диаметром 0,6 мм.

Проволока, применяемая для навешивания свинцовых пломб, предварительно скручивается в две нити из расчета четырех витков на 1 см длины.

Обандероливание тары производится при перевозке мелкоштучных товаров, находящихся в ящиках, коробках и т. д., для обеспечения сохранности груза.

Материалы, которыми произведено обандероливание (бумажная лента, тесьма и т. д.) должны представлять собой единое целое (без узлов и наращивания) и скрепляться в местах соединений отличительным знаком изготовителя или грузоотправителя (печатью или штампом).
Порядок выполнения
1. По варианту произведите выбор груза, предъявляемого к перевозке.

2. Опишите свойства данного груза.

3. Опишите, какая тара применяется для перевозки заданного груза. Произведите выбор тары.

4. Перечислите требования, предъявляемые к подвижному составу при перевозке данного вида груза. По роду груза предложите тип кузова для перевозки груза.

5. Опишите условия перевозки заданного вида груза.

6. Опишите, каким способом производится маркировка на перевозимый груз.

7. Где необходимо, опишите пломбирование груза, выберите тип пломбы.
Таблица 2.1 – Исходные данные для выполнения задания

Варианты задания

Наименование груза


1

Обувь всякая в ящиках, кроме войлочной, фетровой и галош

2

То же, без упаковки и в коробках

3

Мусор разный

4

Нитки в ящиках

5

Краски в металлических и деревянных бочках, фанерных барабанах, флягах

6

Кофе разный

7

Фрукты, ягоды

8

Игрушки и игры всякие в ящиках

9

Инвентарь садово-огородный

10

Ванны металлические

11

Велосипеды

12

Бумага всякая



Практическое занятие №4

Тема. Транспортная и путевая документация.

(Товарно-транспортная накладная. Путевой лист.

( 6 часов)



Цель занятия:

1 Научиться заполнять транспортную и путевую документацию.
Методические указания

Товарно-транспортная накладная (ТТН)



Перевозка грузов товарного характера оформляется товарно-транс­портными накладными.

Грузоотправитель представляет автотранспортному предприятию на предъявленный к перевозке груз товарного характера товарно-транс­портную накладную, которая является основным перевозочным доку­ментом и по которой производится списание этого груза грузоотправи­телем и оприходование его грузополучателем. Таким образом, товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчетов за их перевозки автомо­бильным транспортом.

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:

Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобиль­ным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузо­получателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным за­полнением всех реквизитов.

Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземп­лярах:

Заполнение товарно-транспортной накладной (ТТН) осуществляется по определенным правилам.

1. Заполнение ТТН у грузоотправителя

1.1. До прибытия автомобиля грузоотправитель обязан:

а) в заголовочной части ТТН указать дату выписки ТТН;

б) в строках, посвященных субъектам перевозки, указать свои реквизиты, а также реквизиты грузополучателя и плательщика. Плательщиком может быть сам грузоотправитель, или грузополучатель, или же третье лицо;

в) в строках «пункт погрузки» и «пункт разгрузки» транспортного раздела указать адреса соответственно пунктов погрузки и разгрузки;

г) в разделе «Сведения о грузе» привести данные о грузе (коды, номенклатуру, количество, цену, наименование, единицы измерения, упаковку, количество мест и массу, сумму, пр.). В строке раздела «Всего отпущено на сумму» прописью записать общую стоимость отгруженных товарно-материальных ценностей. В строке «Отпуск разрешил» указывается должностное лицо, ответственное за отгрузку товарно-материальных ценностей, которое своей подписью удостоверяет правильность сделанных записей и разрешает произвести отправку груза грузополучателю.

1.2. После прибытия автомобиля и погрузки товарно-материальных ценностей грузоотправитель:

а) в транспортном разделе:

б) в разделе «Сведения о грузе» транспортного раздела:

В условиях, когда товарно-материальные ценности принимаются к перевозке лицом по доверенности грузополучателя, принимающий груз должен расписаться за его получение в строке «Груз получил...». При этом грузоотправитель указывает, кем выдана доверенность, но­мер и дату ее выдачи;

в) в разделе «Погрузочно-разгрузочные операции» грузоотправи­тель в строке «Погрузка»:

Лицо, ответственное за проведение погрузочных работ у грузоотправителя и правильность заполнения перечисленных реквизитов, рас­писывается в графе 19 «Подпись ответственного лица»;

д) в графе 31 раздела «Прочие сведения» указывается время простоя под погрузкой.

2. Заполнение ТТН в пути следования

Если в пути следования производится в установленном порядке переадресовка груза, запись об этом вносится в строку «Переадресовка» во всех трех находящихся у водителя экземплярах товарно-транспортной накладной. При переадресовке груза проставляются реквизиты нового грузополучателя. Все эти записи удостоверяются подписью водителя либо представителя автотранспортного предприятия.

В случае перегрузки груза в пути следования на другой автомобиль в строках «Организация», «Водитель» и «Автомобиль» прежние реквизиты зачеркиваются (так, чтобы их можно было прочитать) и записываются новые данные. Это исправление должно быть заверено подписью работника, руководящего перегрузкой. Наряду с этим факт передачи груза от одного водителя-экспедитора другому водителю-экспедитору удостоверяется актом установленной формы, о чем делается соответствующая отметка в строке «Отметки о составленных актах». При составлении актов, относящихся к данной отправке, в графе «Отметки о составленных актах» записываются номер акта, дата составления и о чем составлен акт (например, «О недостаче мест», «О нарушении пломбы» и т.п.).

3. Заполнение ТТН у грузополучателя.

После доставки груза грузополучателю водитель-экспедитор три экземпляра товарно-транспортной накладной сдает представителю организации-грузополучателя, ответственному за приемку груза, который обязан:

4. Заполнение ТТН в автопредприятии.

Третий и четвертый экземпляры товарно-транспортной накладной, заверенные подписями и печатями грузоотправителя и грузополучате­ля, вместе с путевым листом водителем сдаются диспетчеру автотранс­портного предприятия.

Грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных ими в товарно-транспортной накладной. Автотранспортные предприятия имеют право проверять правильность этих сведений.

Путевой лист



Путевой лист грузового автомобиля является основным документом первичного учета, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

Для грузового автотранспорта постановлением утверждены две формы путевых листов – форма № 4-с и форма № 4-п.

Форма № 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты труда автомобиля по сдельным расценкам.

Форма № 4-п (повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя.

Отрывные талоны путевого листа заполняются заказчиком и слу­жат основанием для предъявления организацией-владельцем автотран­спорта счета заказчику.

К счету прилагается соответствующий отрывной талон.

Путевой лист остается в организации-владельце автотранспорта, в нем повторяются идентичные записи о времени работы автомобиля у заказчика и служат основанием для учета работы автомобиля в течение рабочего дня.

В случае, когда при повременной оплате за работу автомобиля будут перевозиться товарно-материальные ценности, в путевой лист вписываются номера товарно-транспортных документов и прилагается один экземпляр этих товарно-транспортных документов, по итогу которых указывается количество перевезенных тонн груза и другие показатели, отражающие работу автомобиля и водителя.

Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации или лицом, на это уполномоченным. Осталь­ные данные заполняют работники организации-владельца автотранс­порта и заказчики. Следует помнить, что участие в заполнении путево­го листа не допускается, за исключением подписей, удостоверяющих прием (при выезде) и сдачу (при возвращении автомобиля).

Путевые листы по формам № 4-с и № 4-п выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы.

Заполнение осуществляется в следующей последовательности:

  1. Под названием документа записывается дата его выдачи (число, месяц, год), которая должна соответствовать дате регистрации выданного путевого листа в журнале.

  2. В строке «Режим работы» записывается код, соответствующий режиму работы (работы в будние дни, командировка, суммированный учет рабочего времени, ежедневный учет рабочего времени, работа в выходной или праздничный день, работа по графику или вне графика и т.д.), в соответствии с которым производится начисление заработной платы водителю.

  3. В строках «Колонна», «Бригада» записываются номера колонны и бригады, в составе которых числятся автомобиль и водитель.

  4. В строках, посвященных автотранспортному средству, записывают марку, государственный номер, а также его гаражный номер.

  5. В строках, посвященных водителю, записываются фамилия, инициалы, табельный номер, присвоенный работнику в транспортной организации, номер удостоверения и класс водителя, работающего по данному путевому листу.

  6. В строках, посвященных лицензионной карточке, указываются сведения о ее виде (стандартной, ограниченной), регистрационном номере и серии.

  7. В строках «Прицепы» записываются марки, государственные и гаражные номера прицепов и полуприцепов, выпускаемых на линию с автомобилем. Номера обменных прицепов и полуприцепов записываются по этим строкам в местах их перецепки.

  8. В строке «Сопровождающие лица» записываются фамилии и инициалы лиц, сопровождающих автомобиль для выполнения задания (грузчики, экспедиторы, стажер и т.д.).

  9. В разделе «Работа водителя и автомобиля» - сведения о выезде и возвращении автомобиля по графику.

10. В разделе «Задание водителю» в графе 18 «В чье распоряжение» на основании заявки или разового заказа заказчика записывается наименование заказчика, в распоряжение которого должен прибыть автомобиль для выполнения задания. В графе 19 «Время прибытия» записывается время (в часах и минутах) прибытия автомобиля к заказчику согласно его заявке, разовому заказу или графику работы автомобиля по условиям договора. В графах 20-21 (адреса пунктов погрузки и разгрузки) указывается, откуда взять груз и куда его доставить согласно заявке, разовому заказу заказчика или по условиям договора. В графе 22 «Наименование груза» записывается наименование предъявляемого к перевозке груза на основании заявки или разового заказа заказчика. В графе 23 «Количество ездок с грузом» на основании заявки или разового заказа записывается количество ездок с грузом, необходимое для выполнения задания. В графе 24 «Расстояние» записываются расстояния перевозок грузов, определяемые по данным дорожных органов, или по карте района (плану города) при помогли курвиметра, или по списку расстояний, составленному на основании актов замера или по показаниям спидометра автомобиля (на сезонных перевозках), зафиксированным актом автотранспортной организации и заказчика. В графе 25 «Перевезти тонн» записывается количество груза, которое необходимо перевезти для заказчика.

11. На лицевой стороне путевого листа в строке «Выдать горючее» записывается прописью количество горючего, необходимое к выдаче для выполнения задания с учетом остатка горючего предыдущего дня работы.

В строке «Подпись диспетчера» диспетчер своей подписью удосто­веряет правильность заполненных им реквизитов путевого листа и на­личие у водителя водительского удостоверения.

Заполнение путевого листа до выезда из гаража производится в сле­дующей последовательности:

  1. В разделе «Движение горючего» в графах 9, 10 и 11 и в соответствующих строках заправщик, техник по горюче-смазочным материалам (ГСМ) или уполномоченное на то лицо записывают количество выданного горючего.

  2. На лицевой стороне лицом, уполномоченным транспортной организацией осуществлять предрейсовый медицинский осмотр, своей подписью удостоверяется состояние здоровья водителя и возможность допуска его к управлению автомобилем.

  3. В разделе «Работа водителя и автомобиля» в графе 5 «Показания спидометра» механик контрольно-пропускного пункта (КПП) или отдела технического контроля (ОТК) записывает показание спидометра при выезде автомобиля на линию, а в графе 6 «Время фактическое» штамп часами проставляет фактическое время выезда автомобиля из гаража. В случае неисправности или отсутствия штамп часов время за­писывается вручную в следующей последовательности: число, месяц, часы, минуты.

  1. В разделе «Движение горючего» в графе 12 «Остаток при выезде» механик КПП или ОТК записывает количество горючего, находящегося в баках автомобиля при выезде, и правильность всех сделанных записей удостоверяет подписью в этой графе.

  2. В строках, посвященных технической исправности автомобиля, механик КПП или ОТК удостоверяет подписью передачу автомобиля водителю в технически исправном состоянии и разрешение на выезд из гаража. В строках, определяющих водителя, принявшего автомобиль, водитель подписью удостоверяет принятие автомобиля в технически исправном состоянии и получение задания на работу.

Заполнение путевого листа на линии производится в следующей последовательности:

  1. В разделе «Последовательность выполнения задания» формы

№4-с:

  1. В графе 27 записываются последовательно номера выполненных ездок. Запись предназначена для разнесения прилагаемых товарно-транспортных документов по ездкам.

  2. В графах 36-38 «Номера приложенных товарно-транспортных документов (ТТД)» грузоотправителем записываются все номера товарно-транспортных документов, относящихся к данной ездке.

  3. В графах 28-30 «Прибытие» проставляются число и время (часы и минуты) предъявления шофером путевого листа грузоотправителю или грузополучателю у въездных ворот или на контрольно-пропускном пункте в пунктах погрузки или разгрузки (кроме станций железных дорог). При отсутствии въездных ворот или контрольно-пропускного пункта указанная графа не заполняется, время прибытия в пункт погрузки или разгрузки проставляется в товарно-транспортной накладной (ТТН).

  4. В графах 39 и 40 указывается наименование грузоотправителя, грузоотправитель расписывается и ставит печать, подтверждая правильность заполненных им реквизитов путевого листа.

  1. В разделе «Простои на линии» работник службы техпомощи или уполномоченное на то лицо в соответствующих графах записывают причину простоя, дату и время начала и окончания простоя и удостоверяют эти записи своей подписью.

  2. В строках «Особые отметки» на лицевой стороне записываются сведения, не предусмотренные формой путевого листа (отметки ГИБДД, заказчиков при отказе от загрузки автомобиля, различных дорожных служб и т.п.).

При возвращении автомобиля в гараж заполнение путевого листа производится в следующей последовательности:

  1. В разделе «Результаты работы автомобиля и прицепов» указывается расход горючего, время в наряде, количество ездок и заездов, пробег (согласно спидометру), объемы перевозки.

  2. В разделе «Движение горючего» механик КПП или ОТК заполняет графу 13 «Остаток при возвращении» и расписывается под ней. В этом же разделе заправщик, техник по ГСМ или уполномоченное на то лицо при сдаче водителем ГСМ заполняют графу 14 «Сдано» и расписываются под ней.

4. В строке «Сдал водитель» водитель подписью удостоверяет сдачу автомобиля механику КПП или ОТК в технически исправном (неисправном) состоянии. Механик КПП или ОТК в строке «Принял» подписью удостоверяет прием автомобиля от водителя в технически исправном (неисправном) состоянии.

После сдачи водителем путевого листа диспетчер или другое уполномоченное на то лицо заполняют его в следующей последовательности:

  1. В разделе «Работа водителя и автомобиля» в графе 6 «Нулевой пробег» по таблице расстояний диспетчер записывает расстояние от гаража до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до гаража.

  2. В разделе «Движение горючего» в графе 15 «Коэффициент изменения нормы» диспетчер записывает один общий на весь день работы автомобиля коэффициент изменения нормы расхода горючего, связанного с работой автомобиля по повышенной норме расхода горючего, в графе 16 «Время работы спецоборудования» и графе 17 «Время работы двигателя» на основании соответствующих записей в приложенных к путевому листу ТТН записывает соответственно время работы спецоборудования и дополнительное время работы двигателя в особых условиях эксплуатации (работа двигателя, вращающего погрузочно-разгрузочные механизмы и т.п.). Эти реквизиты необходимы для определения дополнительной нормы расхода горючего. Правильность заполнения данных реквизитов диспетчер заверяет подписью под соответствующими графами.

  3. В разделе «Последовательность выполнения задания» диспетчер в графе 27 записывает общее количество ездок (ячейка «всего», а в строке «ТТД в количестве» — общее количество сданных товарно-транспортных документов. За общее количество сданных и принятых товарно-транспортных документов водитель расписывается в строке «Сдал водитель», а диспетчер — в строке «Принял диспетчер».

Путевые листы хранятся в организации совместно с товарно-транс­портными документами, дающими возможность их одновременной проверки.
Порядок выполнения


  1. Заполнить товарно-транспортную накладную.

  2. Заполнить путевой лист.

Практическое занятие №5

Тема. Заполнение экспедиторских поручений

по форме FF1 (4 часа)



Цель занятия:

1. Научиться заполнять экспедиторские поручения по форме FF1.
Методические указания

Стандартизация проформы экспедиторского поручения



ФИАТА стандартизировала не только бланк «поручения на экспедирование» - FIATA Forwarding Instruction FFI, но и закодировала для удобства и сокращения информации каждый бокс «поручения», предусмотрела на его бланке размещение «лого» (эмблемы) национальной ассоциации экспедиторов, а также присвоенного грузоотправителю «справочного номера» - кода. Рекомендуется в блок 4 впечатать типографическим способом наименование и адрес экспедитора.

В боксе 7 «Аккредитив» (Documentary credit) рекомендуется информировать экспедитора о том, предусмотрено ли сделкой открытие документарного аккредитива (условия и т.д.). копия аккредитива

В боксе 9 «Условия продажи» (Conditions of sale) указываются условия продажи (СИФ, ФОБ и т.д.), а при необходимости делается ссылка на «Инкотермс».

В боксе 10 отмечается вид транспорта, а также способ транс­портировки: сборной отправкой, в контейнере и т.д.

В боксе 15 (18)* в вес брутто не включаются вес оборудования (поддона, контейнера и др.), предоставленного отправи­телю перевозчиком.

Бокс 17 (22) предназначен для специальных указаний и информации о транспортной обработке грузов. Уточняются процедуры, которые должны быть выполнены: таможенная очистка, предъявление сертификатов происхождения това­ра, консульские фактуры, фитосанитарные сертификаты и т.д.

Перечисляются требуемые услуги: упаковка, маркировка, перегрузка, хранение и т.д. Сообщается наименование лица, которое должно быть указано в транспортных документах в качестве отправителя, в случае если этим отправителем не выступает сам клиент. Экспедитору дается информация о воз­можных нормах времени на погрузку и выгрузку, о сроках от­грузки и прибытия груза. Выдается подробная инструкция на обработку негабаритных или тяжеловесных грузов. В слу­чае отправки груза в контейнерах указывается порядок пре­доставления контейнера, тип контейнера, предусмотренная загрузка каждого контейнера, общее количество контейне­ров и т.д. Если необходимо, выдаются инструкции о флаге судна, о подаче конференциального судна или судна-аутсай­дера, о необходимости получения специальных разрешений, об использовании чартерных авиарейсов или обеспечении сборных отправок воздушным путем.

При перевозке опасных грузов указываются меры, кото­рые необходимо применять в случае аварий или происше­ствий.

В боксе 18 (23, 24) «прилагаемые документы» (Documentary enclosed), «требуемые документы» (Documentary required) ука­зываются: перечень документов, упоминаемый в поручении и приложениях к нему, и перечень документов, предусмотренных в документарном аккредитиве или в других документах или корреспонденции по этому поручению.
Порядок выполнения

1. Заполнить типовое поручение на экспедирование.

Практическое занятие №6

Тема. Ордер – заявка на отправку груза в контейнерах



Цель занятия:
1. Научиться заполнять ордер - заявку
Методические указания

Особенности транспортно-экспедиторских операций прибытия грузов на автомобильном транспорте



На автомобильном транспорте экспедиция прибытия осуществляется в рамках общего регулирования централизованных перевозок грузов.

Грузополучатели передают заявки на получение необходимых товаров или материалов грузоотправителям-поставщикам или оптовым, сбытовым фирмам, которые на основании этих заявок составляют сводные заявки на перевозку груза (сводные приказы-наряды или сводные наряды-заказы) и представляют их на исполнение в автотранспортное предприятие.

Такие сводные приказы-наряды составляют на пятидневку, декаду, а в отдельных случаях и на более длительные сроки на каждый пункт отправления отдельно, т.е. экспедиция отправленной принятия почти полностью сливаются в единый процесс с обеспечением его равномерности по дням и пропорциональности по рабочим сменам. Подписанные отправителями грузов и автопредприятием наряд заказы выполняют договорные функции. Путевой лист выполняет роль документа на право получения водителем груза в пункте отправления, а товаротранспортная накладная выполняет роль договора автомобильной перевозки, в которой водитель или экспедитор автопредприятия расписывается в получении груза от грузоотправителя, а получатель - в получении груза от автоперевозчика.

Большое значение придается информации о прибытии груза в международных автомобильных сообщениях. Как правило, автопоезд не отправляется в международный рейс («ездку») до тех пор пока экспедитор отправителя не получит от своего агента в пункте назначения или от экспедитора грузополучателя достаточных гарантий того, что груз без задержек пройдет таможенную очистку и будет принят получателем.

В случае перевозок в смешанных сообщениях с участием автотранспорта требуется также подтверждение получателя о наличии у него оригинала коносамента смешанной (мультимодальной) перевозки в качестве документа для регистрации оператором момента окончания перевозки груза с участием нескольких видов транспорта.

Порядок выполнения


  1. Заполнить ордер-заявку на отправку груза по железной дороге в контейнерах.

ЛИТЕРАТУРА


1. Батищев И.И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте : Учебник для автотранспортных техникумов. - М.: Транспорт, 1988, 367 с

2. Плужников К.И. Транспортное экспедирование: Учебник - М.: Рос-Консульт, 1999 - 576 с.

3. Савин В.И. перевозки грузов автомобильным транспортом: Справочное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 544 с.

4. Ченцов К.П. Транспортно - экспедиционное обслуживание предприятий и организаций. - К.: Техника, 1979, 143 с.

5. Шишков В.И., Пеньковецкий С.У., Калашников Ю.В. Экспедиционное обслуживание предприятий и организаций автомобильным транспортом. - М.: Транспорт, 1982 - 222 с.

6. Правила перевезень вантажів автомобільним транспортом в Україні. - К., 1998 - 132 с.


Приложение А
Заявление на страхование


_____________________________________________________________________________________________________________________________

в случае использования иных документов, пожалуйста приложите образец.

______________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

принципала _____________ %; агента ______________ %.


Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Транспортно-экспедиционная работа (для студентов специальности 6.100400 «Организация перевозок и управления на автомобильном транспорте» дневной формы обучения)

Составитель: С.В. Шевченко, ст.преподаватель
Ответственный

за выпуск: А.А. Чумичев, к.т.н.


Подписано в печать Усл. печ. лист

Заказ № формат 70х90/16

Тираж 100 экз.

ДИАТ

83003, г. Донецк, пр. Дзержинского, 7



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации