Шпаргалки - Универсальные Международные Организации - файл n95.doc

приобрести
Шпаргалки - Универсальные Международные Организации
скачать (78632.1 kb.)
Доступные файлы (113):
.picasa.ini
n2.jpg294kb.12.01.2011 20:53скачать
n3.jpg284kb.12.01.2011 20:53скачать
n4.jpg320kb.12.01.2011 20:54скачать
n5.jpg331kb.12.01.2011 20:54скачать
n6.jpg318kb.12.01.2011 20:54скачать
n7.jpg328kb.12.01.2011 20:54скачать
n8.jpg334kb.12.01.2011 20:54скачать
n9.jpg288kb.12.01.2011 20:54скачать
n10.jpg341kb.12.01.2011 20:54скачать
n11.jpg342kb.12.01.2011 20:55скачать
n12.jpg339kb.12.01.2011 21:35скачать
n13.jpg331kb.12.01.2011 21:35скачать
n14.jpg331kb.12.01.2011 21:35скачать
n15.jpg329kb.12.01.2011 21:35скачать
n16.jpg341kb.12.01.2011 21:35скачать
n17.jpg324kb.12.01.2011 21:35скачать
n18.jpg335kb.12.01.2011 21:35скачать
n19.jpg320kb.12.01.2011 21:35скачать
n20.jpg246kb.19.09.2010 00:05скачать
n21.jpg240kb.19.09.2010 00:06скачать
n22.jpg268kb.19.09.2010 00:07скачать
n23.jpg237kb.19.09.2010 00:07скачать
n24.jpg1045kb.14.01.2011 18:13скачать
n25.jpg1096kb.14.01.2011 18:13скачать
n26.jpg1004kb.14.01.2011 18:05скачать
n27.jpg1066kb.14.01.2011 18:06скачать
n28.jpg1112kb.14.01.2011 18:06скачать
n29.jpg1069kb.14.01.2011 18:06скачать
n30.jpg1023kb.14.01.2011 18:06скачать
n31.jpg1078kb.14.01.2011 18:06скачать
n32.jpg1054kb.14.01.2011 18:06скачать
n33.jpg1029kb.14.01.2011 18:06скачать
n34.jpg1023kb.14.01.2011 18:06скачать
n35.jpg1032kb.14.01.2011 18:06скачать
n36.jpg1108kb.14.01.2011 18:06скачать
n37.jpg1047kb.14.01.2011 18:06скачать
n38.jpg1065kb.14.01.2011 18:06скачать
n39.jpg1085kb.14.01.2011 18:06скачать
n40.jpg1010kb.14.01.2011 18:06скачать
n41.jpg1014kb.14.01.2011 18:06скачать
n42.jpg1001kb.14.01.2011 18:07скачать
n43.jpg1049kb.14.01.2011 18:07скачать
n44.jpg983kb.14.01.2011 18:07скачать
n45.jpg1024kb.14.01.2011 18:07скачать
n46.jpg1002kb.14.01.2011 18:07скачать
n47.jpg1010kb.14.01.2011 18:07скачать
n48.jpg994kb.14.01.2011 18:07скачать
n49.jpg965kb.14.01.2011 18:07скачать
n50.jpg1087kb.14.01.2011 18:08скачать
n51.jpg1078kb.14.01.2011 18:08скачать
n52.jpg1018kb.14.01.2011 18:08скачать
n53.jpg1058kb.14.01.2011 18:08скачать
n54.jpg1028kb.14.01.2011 18:09скачать
n55.jpg1027kb.14.01.2011 18:09скачать
n56.jpg1034kb.14.01.2011 18:09скачать
n57.jpg1084kb.14.01.2011 18:09скачать
n58.jpg1007kb.14.01.2011 18:09скачать
n59.jpg1058kb.14.01.2011 18:09скачать
n60.jpg1000kb.14.01.2011 18:09скачать
n61.jpg1075kb.14.01.2011 18:09скачать
n62.jpg1009kb.14.01.2011 18:10скачать
n63.jpg1015kb.14.01.2011 18:10скачать
n64.jpg1082kb.14.01.2011 18:10скачать
n65.jpg1088kb.14.01.2011 18:10скачать
n66.jpg965kb.14.01.2011 18:10скачать
n67.jpg975kb.14.01.2011 18:10скачать
n68.jpg1011kb.14.01.2011 18:10скачать
n69.jpg1022kb.14.01.2011 18:10скачать
n70.jpg1032kb.14.01.2011 18:10скачать
n71.jpg1078kb.14.01.2011 18:10скачать
n72.jpg1043kb.14.01.2011 18:10скачать
n73.jpg1060kb.14.01.2011 18:10скачать
n74.jpg967kb.14.01.2011 18:11скачать
n75.jpg976kb.14.01.2011 18:11скачать
n76.jpg963kb.14.01.2011 18:11скачать
n77.jpg1024kb.14.01.2011 18:11скачать
n78.jpg983kb.14.01.2011 18:11скачать
n79.jpg1031kb.14.01.2011 18:11скачать
n80.jpg981kb.14.01.2011 18:11скачать
n81.jpg991kb.14.01.2011 18:11скачать
n82.jpg1083kb.14.01.2011 18:11скачать
n83.jpg1043kb.14.01.2011 18:12скачать
n84.jpg963kb.14.01.2011 18:12скачать
n85.jpg975kb.14.01.2011 18:12скачать
n86.jpg986kb.14.01.2011 18:12скачать
n87.jpg953kb.14.01.2011 18:12скачать
n88.jpg992kb.14.01.2011 18:12скачать
n89.jpg1050kb.14.01.2011 18:12скачать
n90.jpg1047kb.14.01.2011 18:12скачать
n91.jpg1086kb.14.01.2011 18:12скачать
n92.jpg1105kb.14.01.2011 18:12скачать
n93.jpg1047kb.14.01.2011 18:12скачать
n94.jpg952kb.14.01.2011 18:12скачать
n95.doc212kb.14.01.2011 01:06скачать
n96.jpeg330kb.01.01.2011 22:52скачать
n97.txt6kb.13.01.2011 22:32скачать
n98.txt4kb.14.01.2011 00:37скачать
n99.txt2kb.14.01.2011 00:40скачать
n100.txt4kb.13.01.2011 22:51скачать
n101.txt3kb.13.01.2011 22:57скачать
n102.txt6kb.14.01.2011 00:46скачать
n103.txt4kb.14.01.2011 00:50скачать
n104.txt7kb.14.01.2011 00:53скачать
n105.txt6kb.14.01.2011 01:05скачать
n106.txt3kb.13.01.2011 22:37скачать
n107.txt4kb.13.01.2011 22:45скачать
n108.txt2kb.13.01.2011 23:11скачать
n109.txt7kb.13.01.2011 23:42скачать
n110.txt3kb.14.01.2011 00:00скачать
n111.txt4kb.14.01.2011 00:04скачать
n112.txt7kb.14.01.2011 00:25скачать
n113.txt2kb.14.01.2011 00:27скачать

n95.doc

1. Основные направления развития теории мн организации в 20 в.

Развитие теории происходит в рамках теории либерального-идеализма (приоритет мн институтов, мн права и мн морали). Первоначально теор интеграции и теор мн орг не разделяются. Это начинает происходить после 2МВ.

Сен Симон, Сен Пьер - "нужно объединиться ради мира и против войны".

2 осн закона мира (интегр, мн орг): 1) Идея свободной торговли; 2) Идея взаимозависимости. К концу 18 века об этом начинают размышлять серьезно.

Иммануил Кант в 1795 написал "К вечному миру" - торговля как залог мира. "Дух торговли, кот рано или поздно овладевает любым народом, является тем, что противостоит войне.

Томас Пейн (конец 18 века) - воплощение космополитизма, переехал из UK в США в 37 лет. Написал "Здравый смысл" в 1776 году - свобода торговли. В США идет война за независимость, кот никто как таковую не воспринимает - идет война против чиновников. Пейн в своем труде разъяснил, что воевать нужно только за независимость, что и без UK они смогут торговать с Францией и Испанией. Американцы купились и "Здавый смысл" стал почвой для "декларации независимости".

На чало 20 в - идея взаимозависимости накануне 1МВ получает большую популярность.

Главный враг либерального-идеализма - национальный суверенитет. Суверенитет - основная причина войн. Следовательно надо бороться с суверенитетом.

Норман Энджелл - англ публицист и обществ деятель. Один из руководителей Британского союза Лиги Наций. 1933 - Нобелевская премия мира. Написал "Великая иллюзия" в 1909 - бессмысленность войн с экономической точки зрения. Все гос-ва взаимозавис, связаны с др др очень тесно, поэт войны наносят вред как победителю, так и проигравшему. Торговля и промышленность не зависят больше от политических границ - экономические границы не совпадают с политическими. Благовест нации зиждется на кредите и торговле - если в рез-те войны оказывается подорвана торгово-кредитная система от этого страдает сам победитель (Франко-Прусская война - победила Пруссия - в немецком общ-ве появились социалистические идеи, политический режим был дестабилизирован - немцы начали покидать свою страну (в США) - в итоге богаче они не стали).

Тезис об "экономич бесплодии воен мощи" - Н. Э. Снижается роль гос-ва и нац интересы заменяются либо глобальными, либо интересами ограниченной группы людей внутри гос-ва.

Теория мирового прав-ва и теория Лиги Наций - после 1МВ идеи о взаимозависимости вылились в эти теории. Лига Наций перетягивает на себя функции прав-ва. Многие рассматривают Лигу Наций как военно-полит инструмент, некоторые рассматривают с экономич тчк зрения. "Лига Нация продукт англо-саксонского происхождения" Черчиль.

Генри Брейлсфорд - теоретик Лиги Наций, журналист, много работ, основная "Лига Наций" 1917. Г. Б. левый социалист, бывал в СССР 2 раза. Он представляет Лигу Наций в 3-х ипостасях: 1)Политическая (мировое прав-во); 2) Военная (поддерж мира, безопасность, арбитраж); 3) Экономическая (должна доминировать). "Полицейских никто не любит" - Г. Б. Необходим созидательная, позитивная программа, Лига НАций должна не только разрушать и подавлять. В эк-кой деят Лиги Наций Г.Б. выделяет 2 осн направления: 1) Развитие торговли; 2) Осу ряда контрольных функций (контроль над распределением сырьевых материалов, контороь над ценами на сырьеБ допускал ограниченный контроль над банковской деятельностью некоторых гос-в).

Вся причина войн - капитализм - нужна свобода торговли, доступ на рынки, но необходимо распределение сырьевых материалов. Международная экономическая специализация - одна из идей Г.Б. Он предвосхитил основную проблему современной интеграции. в 1932 году Г.Б. признал, что Лига Наций становится несостоятельной. В начале 2МВ в мировой политической мысли разворачивается масштабная дискуссия. Появляются 2 группы: 1) Федералисты; 2) Функционалисты.
2. Теория мирового правительства и федерализм.

Федерализм - прямой наследник теории мирового правительства - создание федерации из отдельных гос-в, полит интеграция, создание нааднац органов.

Кларнет Страйт (американец немецкого происх) - журналист, корреспондент бюро Таймс при Лиге Наций. Написал "Союз сейчас" в 1939 году. Он атлантический федералист. Основная идея книги - альтернативы Лиге Наций - федерация - 15 североатлантических демократий (США, UK, Австралия, Канада, Н. Зеландия, ЮАР (Союз), Ирландия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Дания, Норвегия, Швеция, Финка)

К.С. проводит четкую границу между понятиями Лига и Союз. Лига - это объединение гос-в, Союз -объед граждан или народов. К.С. "Демократия - способ обеспечения свободы индивидуума практикуемая людьми свободноорганизованными на основе принципа равенства". Союз наиболее оптимальная форма для объединения демократий. Мир без мн орг - проявление худшего национализма. В работах К.С. появл тенденция к переходу от глобальности мн орг к её избирательности. Появл принцип критерия для приема в мн орг (в данном случае демократический режим). Метод ядра - 15 стран - ядро с возможностью расширения.

В 40-е годы федерациизм приобретает региональн форму. Созд глобальную федерацию невозможно, но сама идея федерации хорошо. Идеи федерализма широко расспрос в Европе. Европейски федералисты - Монэ, Шуман.

Альтиеро Спинелли: "Манифест Вентотене" 1941. А.С. был выслан Муссолини за антифашисткие идеи на о. Вентотене. в 1943 этот манифест становится программой Европ федералист движения (государство - зло; яркий социалистический аспект - после войны в Европе произошли социалистические революции и прогрессивные силы объединятся и создадут единую Европу - социалистическую).

Федерализм, социализм, левый социализм и даже коммунизм шли бок о бок.
3. Функционализм и неофункционализм.

Функционализм: Дэвид Митрани (рум.) – сбежал из Румынии, считается британским политологом. Написал: «Мир и функциональное развитие мн орг» («Working peace system») -1943 год.

Не государство, а функция должна быть объединяющим началом в идеальном мировом сообществе. Митрани считал, что федерализм – механистическое распыление усилий (стирание границ между гос-вам), он считал, что гос-ва должны объединяться на основе общих проблем (нищета, тесное сотрудничество между гос-вами в решении проблемы). Функционализм основан на непрерывности действий (постепенное создание взаимозависимости, путем совместного решения проблем).

Создание международной сети разветвленных агенств в рамках каждого шос-ва – сотрудничество в определенной сфере. Главные области сотрудничества: коммуникации, сырье, финансы, здравоохранение, соц. Проблемы.

По Митрани неудача Лиги Нации в том, что после 1МВ Европа была в разрухе и нужно было её восстанавливать, а они не замечали проблем, лежащих на поверхности и занимались не тем (коллективной безопасностью).

Митрани считает, что нужно отыскать те области, где интересы гос-в пересекаются больше всего, а это как правило эк-ка.

В роли функциональных агентств выступили мн орг (уже была МОТ).

Европейская интеграция основана на функционализме.

Митрани половину стащил у Брейлсфорда. Федерализм – это цель, функционализм – средство, они не противоречат друг другу.

Неофункционализм (лежит в основе европейской интеграции): Эрнст Хаас написал «Объединение Европы. Политические, социальные, экономические силы» -1958.

Критикует Митрани за то, что он не достаточно рассмотрел роль власти в интеграционном процессе. По Хаасу власть неотделима от благосостояния. «Концепция разлития» - одна сфера сотрудничества тянет за собой другие. Неофициально неофункц доминировал до 60-х гг.

Люксембургский компромисс – важнейшие решения могли блокировать сами гос-ва. Наднациональные органы принимают решение, а гос-во может его заблокировать – кризис наднациональности – критика интеграции.

Начало 70-х – начало ослабления интереса к ООН и вообще к универсальным организациям. Это вызвано рядом объективных факторов, например Холодная война, малоэффективность универсальных орг, в отличие от оегиональных, тк они демонстрируют успех в интеграции (Европа, Лат. Америка). ООН на время выходит из моды.

На страницах США – журнала «International Organizations» в начале 70х полемика о необходимости и эффективности универсального и регионального уровней – эффективная организационная интеграция возможна только на региональном ур-не.

1973-1974 – Нефтяной кризис, после кот мир всерьез заговорил о глобальных проблемах – это дает новое дыхание универсальным организациям, тк они связывались учеными с решением глобальных проблем.

Проблемы мн орг: 1) часто пытаются влиять на слишком сложные системы (фондовые рынки); 2) Уничтожают побудительные мотивы у гос-в для решения проблем; 3) Часто вместо того, чтобы разрешить конфликт, интенсифицируют его; 4) чрезмерно бюрократизированы, сущ сами ради себя; 5) Переживают острые финансовые проблемы.

Критики как правило предлагают снизить роль мн орг в мн отношениях. Мн орг должны быть форумом, Банком инфо (знаний) по к-л определенной сфере – консультативная функция, исполнительными агентствами, кот проводят в жизнь договоренности и контролируют их исполнение.
4. История создания ООН

14 августа 1941 – Атлантическая Хартия- зафиксировано создание англо-американского союза, подписали Рузвельт и Черчиль.

В к. сентября 1941 к Атлантической Хартии присоед СССР.

Дек. 1941- Советско-Польский договор о дружбе и взаимопомощи.-первый межправительственный док-т ВОВ- сформулирована идея создания межд орг в области безопасности.

Начало 1942- 1й раз употреблен термин «ООН» - Вашингтонская декларация=Декларация объединенных наций.

Окт.1943- Московская Конференция –Декларация о принципах послевоенного устройства мира- зафиксирован принцип ответственности великих держав.

Авг-Сент 1944- Конференция в Думбартон Окс (резиденция президента)-закладывается фундамент устава ООН и окончательно утверждается название

Апр-Июнь 1945-Учредительная конференция в Сан-Франциско. 50 или 51 гос-во (Польша присоединилась позже).

Главные разногласия на конференциях:

24 окт 1945 Устав вступает в силу


5. Главные органы ООН

ГА -Форум для проведения многосторонних переговоров
Генеральная Ассамблея, учрежденная в 1945 году в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, является главным совещательным, директивным и представительным органом Организации Объединенных Наций. Состоящая из 192 членов Организации Объединенных Наций, Ассамблея является форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных проблем, о которых говорится в Уставе. Она играет также существенную роль в процессе установления норм и кодификации международного права. Интенсивный период работы очередных сессий Ассамблеи приходится на сентябрь-декабрь каждого года, в последующий период она может собираться по мере необходимости.
Функции и полномочия
Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций имеет следующие функции и полномочия:

Хотя Ассамблея уполномочена выносить государствам лишь не имеющие обязательной силы рекомендации по международным вопросам, входящим в ее компетенцию, она, тем не менее, инициировала меры политического, экономического, гуманитарного, социального и правового характера, повлиявшие на жизнь миллионов людей во всем мире.

Каждое государство-член имеет в Ассамблее один голос.
Вспомогательные органы :Агентства и другие органы ,Группы и рабочие группы ,Комиссии ,Комитеты ,Советы .Правила процедуры ,Государства-члены, лишенные права голоса ,Наблюдатели
Экономический и Социальный Совет
ЭКОСОС учрежден Уставом Организации Объединенных Наций в качестве главного органа, отвечающего за координацию экономической, социальной и другой соответствующей деятельности 14 специализированных учреждений ООН, девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий. Совет также получает доклады от 11 фондов и программ ООН. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций.

Он отвечает за:


Вспомогательные органы ЭКОСОС
Функциональные комиссии ЭКОСОС: Комиссия по народонаселению и HYPERLINK "http://www.un.org/ru/ecosoc/about/population_commission.shtml"развитию,КомиссияHYPERLINK "http://www.un.org/ru/ecosoc/about/socdev_commission.shtml" HYPERLINK "http://www.un.org/ru/ecosoc/about/socdev_commission.shtml"социальногоHYPERLINK "http://www.un.org/ru/ecosoc/about/socdev_commission.shtml" HYPERLINK "http://www.un.org/ru/ecosoc/about/socdev_commission.shtml"развития,КомиссияHYPERLINK "http://www.un.org/ru/ecosoc/about/women_commission.shtml" по положению женщин
Региональные комиссии ЭКОСОС : ЭКА, ЭСКАТО, ЭКЛАК, ЕЭК, ЭСКЗА
Международный Суд
Местопребыванием Международного Суда, учрежденного Уставом Объединенных Наций в качестве главного судебного органа Объединенных Наций, является Гаага, Нидерланды. Международный Суд является форумом для мирного урегулирования юридических споров между государствами. Суд также занимается подготовкой консультативных заключений для ООН и ее специализированных учреждений. Его Статут является неотъемлемой частью Устава Организации Объединенных Наций.
Совет Безопасности
Согласно Уставу, Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Он организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно, для этой цели каждый из его членов должен быть всегда представлен в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. 31 января 1992 года в Центральных учреждениях было впервые созвано заседание Совета на высшем уровне с участием глав государств и правительств 13 из его 15 членов и министров иностранных дел остальных двух членов.
Совет может проводить свои заседания не только в Центральных учреждениях; так, в 1972 году он заседал в Аддис-Абебе, Эфиопия, а в следующем году — в Панаме, Панама.  Когда в Совет поступает жалоба в отношении угрозы миру, он сначала обычно рекомендует сторонам попытаться достичь согласия мирными средствами. В некоторых случаях сам Совет проводит расследование и оказывает посреднические услуги. Он может назначать специальных представителей или обращаться к Генеральному секретарю с просьбой произвести эти назначения или оказывать добрые услуги.
Он может устанавливать принципы мирного урегулирования.  Совет может принимать решение о принятии принудительных мер, введении экономических санкций (например, торгового эмбарго) или осуществлении коллективных военных действий.  По рекомендации Совета Безопасности Генеральная Ассамблея может приостановить осуществление тем или иным государством его прав и привилегий как члена Организации.
Председатели Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных в английском алфавитном порядке

Комитет экспертов Совета Безопасности , Комитет по приему новых членов , Комитет Совета Безопасности по вопросу о заседаниях Совета вне Центральных учреждений
Комитеты открытого состава Эти комитеты, в состав которых входят все члены Совета, учреждаются по мере необходимости и проводят закрытые заседания. 

КонтртеррористическийHYPERLINK "http://www.un.org/russian/documen/scdocs/committees/1373/" комитет, учрежденный резолюцией 1373 (2001) от 28 сентября 2001 года
Секретариат
Секретариат — это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы Организации Объединенных Наций и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Обязанности, выполняемые Секретариатом, столь же разнообразны, как и проблемы, которыми занимается Организация Объединенных Наций, — от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций до подготовки исследований по правам человека.


6. Система учреждений («Семья») ООН
В «семью» ООН входят:

Секретариат с департаментами

Спецучреждения (19 шт.)

Программы и фонды

Связанные с ООН организации (4 шт.)
1. Секретариат с департаментами.
Генеральный секретарь ООН – главное административное лицо в ООН

Он участвует в заседаниях ООН, проводит консультации с лидерами государств, осуществляет рабочие поездки по всему миру, занимается оказанием добрых услуг (т.е. пребывание в роли независимого посредника).

Также он ежегодно выступает в Ген. Ассамблее с докладом, где отчитывается за год. Избирается на 5 лет.

Генсеки: Глэдвин Джебб (Велик., 1945), Трюгве Хальвдан Ли (Норвегия,1946), Даг Хаммаршёльд (Швеция,1953), У Тан (Бирма, 1961), Курт Вальдхайм (Австр., 1972), Хавьер Перес де Куэльяр (Перу,1982), Бутрос Бутрос-Гали (Египет, 1992), Кофи Аннан (Гана,1997), Пан Ги Мун (Пан Ги Мун, Ю.Корея,2007).

Представители стран постоянных членов Совбеза ООН не могут быть генсеками.

Генсека выбирает Совбез, а утверждает его Генассамблея.

Выборы генсека - закрытая процедура (5 членов Совбеза выбирают наиболее подходящую кандидатуру из списка кандидатов, а затем предоставляют на утверждение в генассамблею).

2. Система специальных учреждений ООН
Специализированные учреждения ООН – это самостоятельные международные организации, созданные ООН для решения специализированных задач.

Это костяк ООН. Всего 19 спецучреждений. Они являются наиболее узкоспециализированными организациями в системе ООН.

Спецучреждения появились ещё во времена Лиги Наций.

В статуте Лиги Наций говорилось, что все международные бюро, которые будут созданы, должны находиться под контролем Лиги Наций, но не все бюро были довольны таким раскладом, так как некоторые из них были созданы ещё раньше.

В уставе ООН говорилось, что спецучреждения - это самостоятельные организации со своим бюджетом и их связь с ООН носит характер сотрудничества и координации действий.

Некоторые спецучреждения ООН: Всемирный почтовый союз, МОТ, ВТО, Международный союз электросвязи, ЮНЕСКО (раньше Комитет интеллектуального сотрудничества), ВОЗ, МВФ и МБРР (были созданы после Бреттон - Вудской системы), ЮНИДО – орг-ция по промышленному развитию (самая молодая спецорганизация)
3. Программы и фонды
Программы и фонды – это формы международных организаций. У них есть собственное членство и , в отдельных случаях, собственный бюджет.

Они создавались на основе резолюций ООН.

К таким организациям относятся: ЮНИСЕФ (детский фонд ООН), ПРООН, ЮНЕП (программа ООН по окружающей среде), ЮНКТАД (Конференция по торговле и развитию), ООН-Хабитат (Программа ООН по населённым пунктам)
4. Связанные с ООН организации МАГАТЭ, ГАТТ (связана с группой Всемирного банка), ОДВЗЯИ – Договор о всеобщем запрете ядерных испытаний, Организация по запрещению химического оружия
7. Проблема реформирования ООН

В 60-90-е годы реформы ООН в основном инициируют развивающиеся страны, главным образом страны «Движения неприсоединения».

После окончания Холодной войны инициаторами реформ становятся развитые государства.

1997г. – генсеком становится Кофи Анен.

Он выступает с несколькими докладами:

1997г. – Обновление ООН

2003г. – Программа дальнейших преобразований

2005г. – Доклад «При большей свободе»

В докладе «При большей свободе» он сформулировал следующие проблемы:

Необходимость преобразований и пересмотра состава постоянных членов Совбеза

Падение престижа Генассамблеи

Отсутствие полномочий у ЭКРОСОС для реализации принятых решений

Недостаток внимания к проблематике прав человека

В этом же докладе К.Анен изложил свои проекты реформирования Совета Безопасности ООН

1998г. - создаётся должность заместителя генсека

После 2006г. - увеличение кол-ва департаментов (с25 до 28)

2-е направление реформы ООН – это реформирование финансовой и бюджетной системы.

2001г. – Создаётся электронная система управления бюджетной информацией

2006г. – Генассмблея утверждает новые критерии для расчёта взносов:

Величина ВВП государства –члена

Уровень внешнего и внутреннего долга

Доходы населения

2008г. - Создаётся независимый аудиторский комитет

Одна из главных проблем ООН- излишняя бюрократизация организации.

К.Анен предлагает разделить весь персонал на 2 группы:

Ядро

Временные служащие

Следующее направление реформы ООН – взаимодействие с гражданским обществом

В 2006г. Создаётся Фонд демократии ООН, который предоставляет средства для налаживания демократической ситуации в странах.

Реформа Совбеза

Некоторые предлагают рационализировать Совбез, а не реформировать его.

Допускается определённый процесс реформирования , но без конкретных изменений.

Существуют следующие подходы к реформированию:

Консервативный

Умеренный

В ходе реформы 1965 года число членов Совбеза было увеличено до 15.

Quick Fix (один из проектов реформирования) - присоединение к Совбезу Германии и Японии.

Существует также идея «полупостоянных» членов, которые не обладают правом вета.

Бутрос Гали в 1994г. Создаёт открытые группы рабочего состава по реформированию ООН.

В докладе «При общей свободе» К.Анен предложил 2 модели реформирования ООН:

Модель А – 6 новых постоянных членов без права вето и 3 новых непостоянных члена.

Модель В - это 9 непостоянных членов (8 избираются на 4 года и 1 на 2)

Существует группа 4-х:

Германия

Бразилия

Япония

Индия

В 2004 году они обязались оказывать друг другу помощь, чтобы стать постоянными членами. Эти страны поддерживают Модель А.

Позицию группы 4-х поддерживают многие гос-ва, в том числе некоторые члены Совбеза.

Вторая группа –Группа за консенсус.

В неё входят:

Аргентина

Канада

Испания

Мексика

Турция

Они предлагают расширение Совбеза до 20 членов за счёт непостоянных членов.

Члены этой выступают за ограничение сфер, где может применяться право вето.

Италия предлагает, чтобы решение блокировалось только двойным вето.

Самую радикальную позицию занимает Движение неприсоединения, участники которого предлагают постепенную отмену вето.

США и Китай поддерживают идею реформирования вето. В 2005 году они предложили расширить Совбез за счёт 2-х пост. И 3-х непост. членов.

За период Холодной войны право вето применялось так:

СССР -120 раз

Китай – 5 раз

Франция -18

США – 76

Великобритания - 32
8. СССР и ООН

Все отнош СССР с ООН делятся на до и после Хол войны(ХВ).

ХВ делится на 3 этапа:1) 46-47 с Фултонской речи по карибск кризис 1962 (Первая ХВ) 2)Период разрядки (подпис много многостор договоров по яд ор итд) 3) 79 – ввод сов войск в Афганист. Папа Римский Иоанн Павел 2 – поляк – Профсоюз «Солидарность» против советского ига в 79 г в Гданьске появл демократич центр силы и Просоветск в Варшаве, СССР заменил гл прав-ва на ген Ярузельского кот начал примен репрессивн меры против профсоюзов, это вызвало отрицательную реакцию Запада. Поправка Джексона-Веника 1979 из СССР выезжало много евреев на истор родину (на самом деле под предлогом на родину ехали в др страны США). СССР придумали, чтобы сокр объем мигрантов, что евреи должны заплатить за получ бесплатн образование. Поправка Джексона-Веника: режим наиб благоприятствования предост только тем странам, кот не препятст. Свободному передвиж граждан. Все это приводит ко второй ХВ. + Ракетный кризис – ракеты средн дальности С300 на террит ГДР (до всей Европы долетит), Евр засуетилась, но сами сделать ничего не могли, обратились к США. Сша вступили в перегов (бессмысл и долгие) с СССР, которые переросли в окончание ХВ в 1987 – Happy end – полное запрещение меньшей и средней дальности)))))

СССР в области безопасности. НА рубеже 40-50х гг. СССР занимал жёсткую позицию в отношении контроля за вооружением.

51г. прав-ва США, Франции и Великобритании выдвигают проект декларации 3х держав.(ограничение сокращения вооруж.сил, установление предельных норм вооружённых сил гос-в членов) 52г. эти же гос-ва выступают относительно численности личного состава. СССР блокирует обе инициативы и даёт понять, что выступает против частичного разоружения.50г. СССР выступает с так называемым «пактом мира»-сокращение всех вооружённых сил на 1/3 за 50г. 51г. СССР выдвигает проект резолюцию «О мерах против угрозы новой мировой войны»(сделать членство в региональных блоках несовместимым с членством в ООН).План Баруха (создание МН органа по контролю за всей атомной энергией и всем, что её касается, орган не зависим от Совбеза.)и деят-ть комиссии по реализации плана зависла когда в 49г СССР производит ядерное испытание.56г. СССР выступает с программой «Мир по разоружению». ( Пакт о ненападении между ОВД и НАТО, установление зоны в 800км для аэрофотосъёмки, снижение численности ВС. СССР вносит предложение о деидеологизации международных отношений.))) Сокращение обычных ВС и военных расходов на 15%, Ликвиданция военных баз на чужих тер-ях.) 55г. Эйзенхауэр выступает с инициативой по открытому небу. 61г. СССР сам выступает с предложением частичного сокращения вооружений и введения чрезвычайных уровней. Март 58г. СССР принимает решение об одностороннем прекращении ядерных испытаний на 5 месяцев. Московский договор о запрещении испытаний в 3х средах подписан 5 августа 1963 года в Москве. Сторонами договора являлись СССР, США и Великобритания. В настоящее время участниками Договора является 131 государство. 68г. подписан ДНЯО. СССР на протяжении 70х вносил предложения о разоружении ядерного и химического оружия, но выступал всегда против контроля над этими процессами.

Сотрудничество СССР с экономическими органами ООН

Сотр было затруднено из-за разницы эк-ких сист
44-45гг. СССР принимал участие в создании МБРР, Европейской экономической комиссии, МН орг-и гражданской авиации. США готовы были предоставить СССР завышенные квоты в ГАТТ и рассмотреть СССР как гос-во-партнёр. СССР боится политики открытых дверей в Вост. Европе( западных капитал уходил бы туда), тогда СССР потеряло бы политически идеалогический аспект в В.Е. Доктрина Трумана. СССР же хотела экономического кризиса в империалистических странах(для их дестабилизации). СССР выгодно, чтобы в мировой эк-ке были кризисы, тк это ведет к полит нестабильности, классовой борьбе, дестабилиз империалист сист – нам не выгодно участи в эк орг, кот направл на стабилизацию. Эти причины не высказ открыто. Формально СССР мотивировал участие в МН экон. Институтах желанием сохранить экономическую незав-ть и уберечь рубль от колебаний мировой фин. системы.

С 2п 60-х в деят ООН заметна тенденция к экономизации и СССР всеми силами противится этому процессу и не считает необход реализовывать Ооновские инициативы на нац Ур-не. Свои предлож СССР не выдвиг и только критиковал западные.

74г. на спец. Сессии ГА ООН обсуждается хартия о новом МН экон. Порядке. СССР настаивает на включении положений об обязательной ломке отживших экономических структур и чтобы в тексте говорилось о бесспорном преимуществе социализма.

СССР и деят-ть ООН в соц. Сфере.

46г. создана Комиссия по правам человека, 10 дек 48г-ВДПЧ. СССР за: свободу шествий и демонстраций, запрещение фашистских и антифаш орг. СССР против свободы передвижения и выбора места жительства (это не патриотично). СССР выступает против статьи, по которой никто не может подвергнуться произвольному изгнанию и аресту!))) СССР отвергает идею свободы слова. США против статьи о праве на труд и о запрете расовой дискриминации. При принятии ВДПЧ СССР и некот социалистич страны воздержались от голосования.

60-е – активизац правозащитн нормотворч деят ООН благодаря разрядке. 2 пакта: 1) о гражд и полит правах 2) об эк, соц и культ правах. 66-67: Конв «о ликвидац расовой дискримин» и «о ликвидац дискрим женщин». СССР поддерживает идею 2-х пактов, но против их абсолютизации. Процесс ратификац растянулся на 10 лет. СССР ратиф в 1973.

СССР приним уч в деят регион эк-ких комиссий (напр Европейской страны Европы, СССР, США, Израиль и Канада)

В 1983 под эгидой Евр эк комиссии в Софии проходит первое совещании по вопросам народонаселения. Рассматр демографич явл в ЕЭК (изменение форм семьи, увелич продолж жизни) Ряд предложений по капиталовлож в области здравоохр, образованию, переподготовке и по улучш сит с занятостью. СССР, Белоруссия и Украина предложений не выносили, только критиковали их систему и говорили, что у нас такого быть не может.

СССР и гуманитарная деят ООН.

1954 – СССР член ЮНЭСКО

Участие СССР в ЮНЕСКО довольно пассивное. Нам не доступны переодические издания,а так же программы по обмену. СССР выступает за ограничение свободы информации, западные страны сильно критикуют за излишний уровень политизации. 83г. СССР инициирует декл-ю об осуждении ядерной войны и деколонизации. Взрыв негодования у Запада. В 1984 США и Великобрит вышли из ЮНЭСКО в знак протеста. 97 верн Великобр, 2003 – США.
9. Международный режим ядерного нераспространения

1946 – комиссия по атомной энергии

1947 – Комиссия по разоружению

1-й Комитет при Ген. Ассамбл. – Комитет по разоружению.
Конфер. По разоружением не явл оранном ООН. Это самостоят. Меж. Организация.
-Конвенции по запрещ. Бактериалогического оружия

-Конвенция о конкр. Видах обычных вооружений

-Конв о запрещ. Хим. Оружия

-Конв. О запрещ. Противопехотных мин (1997)
Индия выступает с инициативой о запрещении ядерных испытаний

В 1985 СССР объвял. О годичном моратории на ядерные взрывы.
2 основных положения догоовра:

1) Кадое госуд-во-участник обязуется не производить любое яд.оружие и любой др. взырыв. А также запретить любой такой яд.взрыв, находящийся под его юрисдикцией или контролем
2) Кажое госуд-во –участник обязуется далее воздерживаться от побуждения, поощрения или участия в проведении любого испытания ядер. Взрыва. Ядерного оружия.
Запрещение производства расщипляющихся материалов. (ЗПРМ)
Китай заним. Довольно мутную позицию. Он не заявл. О гоовности и запрещению произ.яд. оруж.
Индия категоричски ПРОТИВ запрещ. Запасов.

Пакистан ЗА

Израиль пытается не участвоать в дискуссиях.
В 1993 Ген. Ассамбл. Единогласно принимает резолюцию о многостор. Переговорах по ЗПРМ.
В 1995 Конф. По разоружению принимает доклад Шеннона о создании специального переговорного комитета, в ктором должен опред. Мандат.
В 2006 США вносят в конф. По разоружению свой проект договора о ЗПРМ. США отказ. От жесткой системы контроля.
10. МАГАТЭ: история создания, направления и формы деятельности

МАГАТЭ (межд агентство по ядер энерг) www.iaea.org

История начин в 1946 г., когда в рамках ООН создается комиссия по атомной энергии Баруха- самый знаменитый проект, выдвинутый комиссией, в котором предложен проект МАГАТЭ- предложено создать агентство при ООН, кот монополизир-ет все вопросы по атомн. энерг. Агентство выступает в роли депозитария материалов и технологий, кот страны добровольно отдают под междунар контроль. При этом Барух предлагал оторванность агенства от Совбеза. СССР не согласен- в результ. проект заблокирован. Комиссия перестала существовать, когда СССР испытал яд. бомбу в 1949 г., 1954 г.- в СССР запущена первая АЭС в Огненске.

В 1954 г. США изменили законодат-во в обл. атомной энерг-ки и начинают проводить активную пол-ку в ядерной сфере.

В конце 1953 г. Президент Эйзенхауэр представил план « Атомы для мира», кот почти повторяет план Баруха.

В нач. 1954 г. Советско-американские переговоры по вопросу создания межд. Агентства по атомной энергии. СССР настаивает на том, чтобы новая организация была под контролем Совбеза. 1956 г.- Совещание в Вашингтоне, осень 56 г.- Конференция в Нью-Йорке- в ходе которых разрабатывается устав МАГАТЭ.

Задача МАГАТЭ- гарантировать то, что мирный атом не превратится в военный.

МАГАТЭ- первая крупная межд.орг., обладавшая функциями инспекции и контроля. Государства ставили свою деятельность под контроль МАГАТЭ.

МАГАТЭ не является спец учреждением ООН, скорее членом семьи ООН, но не связан с Совбезом, а связан с Ген. Ассамблеей и только в случае необх-ти передает материалы Совбезу.

Споры внутри МАГАТЭ решаются судом ООН. Дата создания МАГАТЭ- 1957 г., когда устав вступил в силу. В 2005 г. МАГАТЭ получила премию мира.

Направления деятельности:

  1. 1контроль над атомн. энерг

  2. Сотрудничество в обл. атомн. энерг.


Ген директор главный, избирается раз в пять лет, Нынешний ген директор японец Юкио Амано. 151 гос-ва-члены.

Структура:


Контроль МАГАТЭ

Система гарантий была ужесточена в 70 г., когда вступил в силу ДНЯО в 68 г. В первой половине 70-х произошла разработка так называемой всеобъемлющей системы гарантий (до начала 70-х страны могли выбирать, что ставить под гарантию, а всеобъемлющая система гарантий обязывала передавать МАГАТЭ весь перечень яд. Деятельности) гос-во обязано сообщить МАГАТЭ об имеющихся яд материалах и об установках, на кот оно может быть использовано, гос-во обязано сообщать обо всех изменениях, Магатэ организует инспекции в зависимости от кол-ва выработанного материала. В нач 90-х новый этап в развитии системы гарантий, связан с незакон ядерн деятельностью Ирака, когда государство вроде бы находится под контролем, но все равно разрабат-вает оружие, поэтому разрабатывается дополнит. Протокол, по кот. МАГАТЭ имеет право неограниченного осмотра территории яд. объекта, право доступа ко всем зданиям яд. объекта и брать пробы, где хотят.

В настоящее время ведется апробирование интегрированной системы гарантий, кот призвана учитывать взаимоотношения с разными в отдельности государствами.

Безопасность, наука и технич сотрудничество

Безопасностью занимается департамент Ядерной безопасности, задача которого -поддержание необходимого уровня безопасности яд установок, мониторинг среды вокруг установок.

Наукой занимается департамент яд. энергии и департамент ядерных наук и применений, задачи- планирование ядерной энергетики, программы по обучению и повышению квалификации персонала АЭС, яд. Исследования.

Технич. сотрудничеством- департамент технического сотрудничества.
12. Конф по разоружению.

Возникла из за бездеятельности комиссии по разоружению. В к.50х из за слабости комиссии - тенденция к складыванию за пределами ООН международных форумов по разоружению. ''Комитет 10ти''- создан в 1960 - предшественник конференции по разоруж. Вошло 5 социалистических (во гл с СССР- Чехословакия, Польша, Болгария и Румыния) и 5 коммунистических (США - Франция, Великобр, Италия, Канада). Создана для ведения переговоров по разоружению. 61г. - к 10ти присоединилось еще 8 (из движения неприсоединившихся). Статус комитета был подтвержден специальной сессией ГА ООН в 78г. Офиц. дата основания конф. по разоружению- 1979г.

Сегодня 65 участников. Конференция не является органом ООН и она регулярно предоставляет ГА свои отчеты и рекомендации. Довольно самостоятельный орган.

Направления деятельности конф по разоружению- 1) Первоначально в комитете обсуждался вопр всеобщего и полного разоружения. 62г-СССР и США представляют 2 проекта. СССР- программа ускоренного разоружения. 3 этапа за 4 года. 1этап- ликвидация иностранных баз (начиная с тех которые в Европе), ликвидац средств доставки яд. оружия, вооруженные контингенты передавать в распоряжение СовБеза ООН, в рамках ООН учредить международную организацию по разоружению. США за более длительные и более постепенные шаги. Увязывают степень разоружения со степенью восстановления доверия. Минимум за 6 лет, 3 этапа. Первые 2 займут 6 лет, 3ий-не понятно, будет известно по итогам первых 2х. Более низкие темпы сокращения вооружения и личного состава + США предлагают очень детализированную систему контроля. В итоге, ни к каким выводам не пришли, переговоры с 62г. по всеобщему разоружению прервались. 2) Больше внимания частным вопросам разоружения. 68г-ДНЯО, 72- Конвенция по запрещению бактериологического и токсинного оружия, 71- .договор о морском дне, 80- .конвенция о конкретных видах обычных вооружений, 93- Конвенция о запрещ химического оружия, 97- Конвенция о запрещении противопехотных мин
13. Проблема запрещения ядерных испытаний (ЯИ) в деятельности Конференции по разоружению (КР).

Неудача КР – Договор «О всеобъелющем запрещении ЯИ» - не только для защиты среды, но и для устранения вероятности модернизации.

С 1945 проведено 2050 ЯИ. СССР провел 715 ЯИ объявил мораторий на ЯИ в 1990, РФ продолжила этот мораторий. США провели 1032 ЯИ – мораторий 1992, UK – 45 ЯИ – мораторий 1996, Франция – 210 ЯИ – мораторий 1996, Китай – 47 ЯИ – мораторий 1996.

UK может стать 2ой после ЮАР страной, кот откажется от ядерного оружия полностью.

Индия и Пакистан в 1998 взорвали по 6. Сев. Корея в 2006 1-2 ЯИ. Израиль не проводил доказанных ЯИ.

Инициатор в 1954 – Индия – «О запрещении ЯИ»

1957 – СССР согласился на рассмотр этого вопр отдельно от других мер по разоружению.+ СССР предложил объявить мораторий на ЯИ. В 1958 СССР объявил, что наложит мораторий, если другие гос-ва тоже к нему присоединятся.

1958 – начинаются переговоры о запрещении ЯИ. США и UK ввели мораторий, но позже, когда уже начались переговоры, поэтому мы уже успели снять мораторий – все поругались, но в итоге все ввели мораторий.

1958 – на переговорах обсуждалось запрещение ЯИ во всех 4 средах (под водой, под землей, в космосе, в атмосфере). СССР настаивали на запрещ подземных испытаний, тк не умели, а США умели.

1961 – стороны возобновили ЯИ (СССР – 50 взрывов за 2 месяца)

1963 – подписан Московский договор о запрещении испытаний в 3-х средах (под водой, в космосе, в атмосфере) – к тому моменту мы уже научились взрывать под землей. Китай и Франция к Московскому договору не присоединились и продолжали проводить испытания в атмосфере.

1974 – Договор «Об ограничении мощности подземных взрывов» - до 150 килотонн. США поссорились с СССР в к. 80-х и они этот договор не вводили до 1990 года, но де-факто они его соблюдали.

1976 – Дог-р «О ядерных взрывах в мирных целях» - регулирует какая мощность, в каких условиях.

На рубеже 70-80 предпринимаются попытки между США, СССР, UK о полном запрещении ЯИ, но безуспешно.

1985 – СССР объявил о годичном моратории на ЯИ, был продлен до 1987. СССР и США начали проводить взаимные инспекции (США в Семипалатинске, СССР в Неваде).

1994 году начались переговоры «О полном запрещении ЯИ» в рамках КР. Индия всем всё портит. Стратегия «Я тебя породил, я тебя и убью». 1996 – открыт для подписания Договор «О всеобъемлющем запрещении ЯИ». 2 основных положения Договора: 1) «Каждое государство-участник обязуется не производить любой испытательный взрыв ядерного оружия и любой другой ядерный взрыв, а так же запретить любой такой ядерный взрыв в любом месте находящемся под его юрисдикцией или контролем». 2) «Каждое гос-во-участник обязуется далее воздерживаться от побуждения, поощрения или участия проведению любого испытательного взрыва ядерного оружия или любого другого ядерного взрыва».

Условия реализации договора: ОДВЗЯИ. Главный орган – Исполнительный Совет – сост из 51 гос-ва. У каждого региона своё кол-во представителей (внутри кажд региона не менее 1/3 мест предоставляется гос-вам, кот имеют ядерный потенциал). В ДВЗЯИ очень сложно принимать поправки. Большинство должно проголосовать «за» и не будет ни одного «против». Процедура вступления ДВЗЯИ в силу: нужно чтобы его подписали и ратифицировали 44 гос-ва, наиболее опасных с тчк зрения ЯИ. Подписали 176, ратифицировали 135 сейчас. Из 44 наиболее опасных ратифицировали 35. 9 не ратифицировали: Индия, Пакистан, Сев. Корея, Израиль, Иран, Египет, Индонезия, США, Китай. С 1999 проводится каждые 2 года Конференция по вступлению в силу ДВЗЯИ.
14. Проблема выработки соглашения по запрещению производства расщепляющихся материалов (ЗПРМ).

Проблема ЗПРМ была поднята ещё в плане Баруха. Но он был отвергнут как СССР, так и UK. Проблема повисла в воздухе.

1964 – СССР, США, UK объявили о некоторых ограничениях ПРМ.

1989 – Горбачев, 19993 – Клинтон – выступают с инициативой ЗПРМ.

2 части проблемы: 1) Запрещение производства. 2) Сокращение запасов уже имеющихся РМ.

Позиции ядерных держав: США, РФ, Франция, UK готовы запретить ПРМ, но не готовы поставить под контроль и сокращать имеющиеся запасы. Китай не заявлял о готовности ЗПРМ, но и не заявлял, что против. Китай за переговоры. Индия категорически против сокращения запасов. Пакистан на зло Индии категорически за сокращение запасов. Израиль стремится уйти в тень и не участвовать в обсуждении. Сев. Корея самоустранилась.

1993 – ГА единогласно принимает резолюцию о многосторонних переговорах по ЗПРМ.

1995 – созд спец комитет по ЗПРМ, но создается под занавес сессий КР (из-за того что каждый раз меняется мандат). С 1998 им не удается вернуть комитет к жизни.

2006 – США вносят в КР свой проект договора «О ЗПРМ» - США отказывается от жесткой системы контроля, предусматривает запрет на произ-во плутония и высокообогащенного урана для ядерного оружия сроком до 15 лет с возможностью продления. Проблемы запасов они не затрагивают никак.

2005 – США заключили ядерную с делку с Индией – это касалось поставки в Индию ядерного топлива и технологий. Для статуса Индии – это прорыв, тк США как-будто признала их ядерной державой. Проект США никому не понравился, так как был однобоких (ничего о контроле).

1991 – принят Акт « Нанна-Лугара» - предусматривает оказание помощи России и другим постсоветским гос-вам в реализации программ разоружения и нераспространения.

1993 – Россия и США подписали соглашение «ВОУ-НОУ» (Высоко обогащенный уран – низко обогащенный уран). Россия в соответствии с этим согл продает США уран из ядерных боеголовок, но в нихон обогащенный, поэтому мы его обедняем до 4% и в таком виде продаем.

2008 – инициатива «По контролю за РМ» - 2 американца: Айнхорн и Банн. На ряду с договором о ЗПРМ должна действовать инициатива, кот будет сосредоточена на запасах (сокращении) РМ. Все участники делают доклады о запасах имеющихся РМ, а ядерные гос-ва ещё и доклады о РМ предназначенных для Ядерн оружия. Все излишние материалы передаются под контроль МАГАТЭ и постепенно весь обогащенный уран тоже должен перейти под контроль МАГАТЭ. Эта инициатива не должна носить юридически обязательный хар-р и должна разрабатываться дальше не КР, а небольшой группой гос-в. Центральный орган – МАГАТЭ.

2009 – Обама выступил в Праге, заявил, что США будут добиваться заключения договора по ЗПРМ. КР приняла программу действий по созданию группы по ЗПРМ.

НО: Пакистан и КНР этот процесс саботировали , тк не хотят обсуждать контроль и запасы.
15. Международная организация труда: история создания и основные направления деятельности

Международная организация труда (МОТ) — специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2009 год участниками МОТ являются 183 государства. С 1920 года штаб-квартира Организации — Международное бюро труда, находится в Женеве. В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

История создания, развития и задачи МОТ

Создана в 1919 году на основании Версальского мирного договора в качестве структурного подразделения Лиги Наций. Устав МОТ был разработан Комиссией по труду мирной конференции и стал частью XIII Версальского договора[1]. Необходимость создания МОТ определялась следующими причинами:

Первая — политическая.

Поводом для создания МОТ послужили революции в России и ряде других Европейских стран. В целях разрешения возникающих в обществе противоречий взрывным, насильственным, революционным путем организаторы МОТ решили создать международную организацию, призванную всемирно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению возникающих социальныых проблем эволюционным мирным путем[1].

Вторая — социальная.

Тяжелыми и неприемлемыми были условия труда и жизни трудящихся. Они подвергались жестокой эксплуатации, их социальная защита практически отсутствовала. Социальное развитие значительно отставало от экономического, что тормозило развитие общества[1].

Третья — экономическая.

Стремление отдельных стран к улучшению положения трудящихся вызывало увеличение затрат, рост себестоимости продукции, что затрудняло конкурентную борьбу и требовало решения социальных проблем в большинстве стран[1]. В Преамбуле отмечается, что «непредоставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах» [2].

Первый генеральный директор и один из основых инициаторов создания — французский политический деятель Альбер Тома. В настоящее время генеральным директором является Хуан Сомавиа.

В 1934 году членами МОТ стали США И СССР. В 1940 году в связи со Второй мировой войной штаб -квартира МОТ временно переносится в Монреаль, Канада. Благодаря этому была сохранена непрерывность деятельности Организации. В 1940 году СССР приостановил свое членство в МОТ, возобновил в 1954 году. С этого времени членами МОТ стали Белоруссия и Украина[1].

В 1944 году Международная конференция труда в Филадельфии определила задачи МОТ в послевоенное время. На ней была принята Филадельфийская декларация, определявшая эти задачи. Декларация стала приложением и составной частью Устава МОТ. Правительство СССР не приняло приглашения МОТ на участие в конференции. В 1945 году МОТ возвратилась в Женеву[3].

Цели и задачи МОТ провозглашены в её Уставе. Деятельность МОТ строится на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств — трипартизма.

МОТ- одна из старейших и наиболее представительных международных организаций. Созданная при Лиге Наций, она пережила последнюю и с 1946 года стала первым специализированным учреждением ООН. Если в момент её создания в ней участвовало 42 государства, то в 2000 году их было 174[1].

Главные цели и задачи МОТ

В своей деятельности Международная организация труда руководствуется четырьмя стратегическими целями:

• продвижение и проведение в жизнь основополагающих принципов и прав в сфере труда;

• создание больших возможностей для женщин и мужчин в получении качественной занятости и дохода;

• расширение охвата и эффективности социальной защиты для всех;

• укрепление трипартизма и социального диалога.

Если очень коротко охарактеризовать деятельность организации, то можно выделить следующие основные направления:

● разработка международной политики и программ с целью содействовать основным правам человека, улучшению условий труда и жизни, расширению возможностей занятости;

• создание международных трудовых норм, подкрепленных уникальной системой контроля за их соблюдением; эти нормы служат ориентиром для национальных органов в проведении в жизнь такой политики;

• проведение в жизнь обширной программы международного технического сотрудничества, вырабатываемой и осуществляемой в активном партнерстве с участниками Организации, в т.ч. оказание помощи странам в ее эффективной реализации;

• вопросы профессиональной подготовки и обучения, исследования и издательская деятельность в поддержку этих усилий.

Структура МОТ

Отличительная черта МОТ — трипартизм, её трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Организации.

Высшим органом МОТ является Международная конференция труда, на которой принимаются все акты МОТ.

Административный совет МОТ, также организованный на трёхсторонней основе, является исполнительным органом МОТ.

Международное бюро труда выполняет функции секретариата МОТ. МОТ принимает Конвенции и Рекомендации, посвященные вопросам труда. Помимо конвенций и рекомендаций было принято три декларации: Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах МОТ (включенная сейчас в Устав МОТ), Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике, а также Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда.
16. ООН и проблемы устойчивого развития
Устойчивое развитие –это развитие, которое удовлетворяет потребн. Нынешних поколений не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Устойчивое развитие –развитие без разрушений.

В первую очередь речь идёт об исчерпаемости природных ресурсов.

Устойчивое развитие предполагает связь экономического и развития и состояния окружающей среды.
Об экологич. Катастрофе начинают говорить с 60-х годов.

1968г. –под эгидой ЮНЭСКО в Париже собирается конференция по проблемам биосферы (встреча научных экспертов).
1972г. – в Стокгольме открывается конференция ООН по проблемам окружающей среды и, тогда, впервые ставится вопрос о взаимосвязи экономического и экологического развития (встреча представителей правит-тв).

Важным итогом конференции 1972 года стало признание права человека на благоприятную окружающую среду в качестве одного из основных прав.

Так же после конференции была создана ЮНЕП.
1988г. – созд. Всемираня комиссия по окружающей среде и развитию. Во главе стояла норвежский политик Гру Харлем Брундтланд.
Комиссия должна была провести анализ существующих проблем в сфере окр.среды, а так же заниматься пропагандой.

1987г. – Комиссия опубликовала доклад «Наше общее будущее» или «доклад Брундтланд». За 5 лет доклад был переведён на 24 языка и стал темой многих конференций (примерно 600).
Концепция устойчивого развития была сформулирована в докладе «Наше общее будущее». Каждое государство должно осущ-ть свои базовые потребности и каждое поколение должно их удовлетворять.
Существует 2 формы неравенства удовлетворения этих потребностей:


Нищета является главной причиной экологических проблем.

Бедные, развивающиеся страны пытаются выжить за счёт эксплуатации природных ресурсов.

Для достижения Устойчивого развития необходимо равенство, то есть справедливое распределения ресурсов как по линии Север-Юг, так и между разными поколениями.
Предполагалось, что нужно оживить рост в развивающихся странах и ограничить рост в развитых.

Так же необходимо обеспечить устойчивый уровень народонаселения, удовлетворять потребности в трудоустройстве, еде, воде, продовольствии, энергии и санитарии, и интеграция аспектов окружающей среды в процессе принятия внешнеполитических решений.
1988г. –Создаётся Центр За Наше общее будущее, который положил начало процессу в Рио.
1982г. – В рио да –Жанейро собирается конференция по охране окружающей среды.

По итогам Саммита в Рио принимается повестка дня на XXI в. Эта повестка является развёрнутым планом действий во всех областях устойчивого разв.

В дополнение к повестке дня было принята Декларация Рио по окружающей среде и развитию.

На определяет права и обязанности гос-тв по проблемам окружающей среды.
По итогам этого Саммита были созданы следующие органы:


1997г. – Генассамблея провела спей.сессию для анализа реализации этой повестки.

Комиссия по устойчивому развитию получила предложение проводить мониторинг реализации данной программы государствами.

Порядка 150 правительств организовали у создали у себя спец.органы по устойчивому развитию.
2002г. – Саммит в Йоханнесбурге (Ю.Африка)
Период с 2002-2012 годы – это десятилетие по переходу к обществу устойчивого развития.

На Саммите в Йоханнесбурге, в отличии от Саммита в Рио звучали обращения к соц.группам.

1992г. – Рамочная конвенция об изменении климата.

1997г. – подписан Киотский протокол.

2005г. – Киотский протокол вступил в силу после ратификации Россией

Дек. 2009. – Климатический Саммит в Копенгагене. НА нём был принят документ, который предполагал замену Киотскому протоколу.

Документ был принят в узком кругу – США, Аргентина и т.д.
17. История создания и основные направления деятельности Римского клуба

Р.К. – это неправительственная организация.
Никакого политического лоббирования в этой организации быть не может.

Основателем Р.К. является Аурелио Печчеи.

А. Печчеи – экономист, защитил диссертацию по НЭПу, был действующим антифашистом.

После войны он работал в Fiat и в конце 1940-х переезжает в Аргентину в один из филиалов Fiat.

Пока он работает в Латинской Америке, он решил, что опыт развитых стран можно перенести на развивающиеся.

Став исполнительным директором компании Оливетти и раскрутив её, он выводит продукцию этой компании на рынки развивающихся стран.

Во второй половине 60-х г. Печчеи стал выступать с лекциями проблеме развивающихся стран.

1965г. – Он выпускает книгу «Вызов 70-х современному миру».

1967г. – Печчеи встречает Александра Кинга, учёного – химика, который возглавлял на то время научный департамент ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).

1968г. – в Риме по инициативе Печчеи и Кинга собираются учёные для обсуждения проблемы мирового развития. Это собрание стало называться Римским клубом. Первоначально он состоял из 4-х человек (Печчеи, Кинг, Янг, Тинман).

Впоследствии, когда клуб расширился, он стал собираться 1 раз в год.

Основные проблемы, изучающиеся Римским клубом:

Главная функция Римского клуба в основном состоит в привлечении внимания к той или иной проблеме.

Доклады Р.К.:


Первый доклад 1972 года назывался «Пределы роста»

«Пределы роста»

Обычно этот доклад связывают с Д.Медоуз.

Краткая справка о Донелле Медоуз:

Ее деятельность широко признана в качестве формирующего влияния на сотни других научных исследований, государственных инициатив в области политики и международных соглашений.

В 1972 году Мидоуз начала писать книгу "Пределы роста", в которой сообщалось об изучении долгосрочных глобальных тенденций в области народонаселения, экономики и окружающей среды. Книга впервые начала дискуссию о пределах потенциала Земли для поддержки экономического роста человека, которая продолжается по сей день.
Смысл доклада состоял в том, чтобы создать компьютерную модель, имитирующую современный мир. В эту программу забивается несколько показателей:

Эти показатели отражают парметры развития мира.

Впоследствии ещё несколько представителей клуба предлагали использовать компьютерную модель в исследовании проблем современного мира. (Пестель, Озбек Хан, Форрестер).

Форрестер в 70-м году разрабатывает 2 компьютерные модели: Мир 1 и Мир 2, и представляет их Римскому клубу.

Р.К. создаёт рабочую группу из 17 человек во главе с Медоуз и в 1972 году Р.К. публикует свой знаменитый доклад «Пределы роста».

Вывод, к которому приходят авторы доклада заключался в том, что рост населения остановится к 2100 году. Это случится потому, что количество населения постоянно растёт, природные ресурсы иссекают, а вложения в развитие уровня жизни населен. снижаются, промышленность сокращается и остальные сферы деятельности деградируют, поэтому население начнёт вымирать.
Авторы доклада предлагали концепцию «Равновесия мира», то есть, чтобы был определённый баланс между ростом капитала и ростом населения.

В дополнение к «пределам роста» в 1974 году Р.К. выпустил ещё один доклад – «На перепутье» (авт. Месорович и ещё кто-то). В этом докладе авторы проанализировали развитие отдельных регионов и пришли к выводу, что региональные катастрофы произойдут раньше, чем глобальная.
Месорович предложил концепцию «Ограгиченного роста», в соответствии с которой каждому региону мира отводится своя определённая роль.

1988 год – Пестель выпустил доклад «За пределами роста». В нем обсуждаются актуальные проблемы «органического роста» и перспективы возможности их решения в глобальном контексте, учитывающем как достижения науки и техники, включая микроэлектронику, биотехнологию, атомную энергетику, так и международную обстановку.
1990-е годы

Первый доклад от имени самого Р.К. в 1990- м году назывался «Глобальная революция». К главным глобальным проблемам в докладе относят: СПИД, демографич. Взрыв.

Подводя итоги своей двадцатипятилетней деятельности в своём докладе, Совет Клуба снова и снова обращается к произошедшим в последнее время в мире переменам и дает характеристику нынешнего состояния глобальной проблематики в контексте новой ситуации в международных отношениях, возникших после окончания долгого противостояния Востока и Запада; новой экономической ситуации, складывающейся в результате создания новых блоков, появления новых геостратегических сил; новых приоритетов в таких глобальных проблемах, как народонаселение, окружающая среда, ресурсы, энергетика, технология, финансы и т. д. Авторы доклада провели системный анализ деятельности Римского клуба, обобщили материалы докладов, представленных клубам, проделали громадную исследовательскую работу и на этой основе предложили программу действий для решения мировой проблематики. Это наиболее весомый труд, описывающий основные направления деятельности Римского клуба.
В 1997 г. вышел очередной доклад Римского клуба «Фактор четыре. Затрат — половина, отдача — двойная», который подготовили Вайцзеккер Э. (de), Ловинс Э., Ловинс Л. Целью этой работы стало решить вопросы, поставленные в предыдущих работах Римского клуба и прежде всего в первом докладе «Пределы роста». Основная идея этого доклада вызвала небывалый интерес во всем мире. Ее суть состоит в том, что современная цивилизация достигла уровня развития, на котором рост производства фактически во всех отраслях хозяйства способен осуществляться в условиях прогрессирующей экономики без привлечения дополнительных ресурсов и энергии. Человечество «может жить в два раза богаче, расходуя лишь половину ресурсов»
Главный труд Печчеи

Самая главная работа Печчеи –«Человеческие качества»

В этой работе Печчеи развивает идею гуманизма. Он вводит такое понятие как «экономичесикй человек», суть которого в том, что человек в современном мире- это потребитель.
Для того, чтобы решить глобальные проблемы, нужно изменить человеческие ценности.

В своей работе Печчеи сформулировал 10 факторов упадка морали:

В последние годы своей жизни Печчеи создаёт Форум Хуманум – это что-то вроде молодёжной организации, члены которой занимались бы изучением глобальных проблем.

2008 год

2008г.- Римский клуб разработал программу «Новый путь к мировому развитию» до 2012 года.

Программа сформулирована на 5 принципах, 5-ти основных сферах:


18. Движение неприсоединения.
В Индии Джавахарлал Неру (первый премьер-министр) считают вдохновителем движения. Первая конференция движения прошла в Индонезии - там считают что от них пошло движение. Югославия - еще один претендент.
Термин ''неприсоединение'' появ в 50е гг. Но философия неприсоединения возникла раньше. Автор идей - Неру (премьер-мин с 47г. по 64г). На основании идеи неприсоединения выстраивает свою внешнюю пол-ку.

Основа идеи неприсоед- живи и давай жить другим. И одно гос-во не имеет права вмешиваться в дела другого гос-ва и навязывать свой путь развития. Это обречено на провал. Неру не поддерживает ни запад, ни восток, у них своя внеш. пол-ка.
Внеш пол-ка Неру- пол-ка неприсоединения, *пол-ка АСЕАН тоже*. Неру выступает с идеей проведения международной конференции гос-в Азии, эту конференцию провели в 47г. В Дели- конференция гос-в Азии, где были не правительства, а ученые, обществ деятели и т.д. На деле эта конф вылилась в отношения гос-в Азии с западом. Предложено создать Азиатскую систему колониальной безопасности, что бы защититься от колонизации. Громче всех об этом кричит Малайзия. Азиатская конф регулярного формата не приобрела. Для Неру эта конф - площадка для пропаганды. ''Неплохо было бы нам, кто не хочет участвовать в холодной войне, держаться вместе''. 50г.- присоед ряда азиатских стран к военным блокам, 52- Турция вступ в НАТО, 55-созд СЕНТО (Багдадский пакт или орг дог стран центр азии) (Вошли - Иран, Ирак, Турция, Пакистан, Великобр). Идея неприсоединения в 50е гг терпит крах. Инициативу перехватывает Индонезия. 55г.- г. Бандунг (Индонез) - конференция стран Азии и Африки.
Итог: Декларация о содействии всеобщему миру и сотрудничеству, где находят отражение 5 принципов мирного существования Панча Шила: взаимн уважение суверенитета, ненападение, невмешательство в дела друг друга, равенство, мирное сосуществование. Эта конф пока не приобретет регулярного характера, но способствовала укреплению Афро-Азиатской солидарности (география неприсоединения расширяется). ''Дух Бандунга''- дух солидарности Азии и Африки.

55г. на сессии ГА ООН ''группа из 24х'' из гос-в Азии и Африки. 57г. В Корее созд НПО ''Наради Бандунг''.
В движ непросиединения оказывается и Европа.

3м государством наряду с Индией и Индонезией стала Респ. Югославия. Руководитель- Иосип Броз Тито. У Югославии после 2МВ нач конфликт с СССР. Сталин рассматр Тито как в некоторой степени конкурента. Тито в 45г. выступил с программной речью ''юг больше не будет монетой в политике ведущих держав''. Сталин рассмотрел это как недружественный выход. 48г. на встрече в Москве (СССР, Болгария, Югославия) Сталин резко но обтекаемо сказал что некоторые его партнеры действуют без консультации с ним. Торговое соглаш с Югославией - откладывается. Поставки в Югосл армию - приостанавливаются.
48г. Тито заявляет что отношения Югославии и СССР зашли в тупик и что СССР оказывает экономическое давление. Сталин отзывает из Югосл всех военных и гражданских советников, потом пишет 2 письма рук-ву коммунистической партии Югославии, обвиняющие в амбициозности и т.д. 48г. - свертывание отношений между партиями, 49г.-СССР в одностороннем порядке денонсирует договор о дружбе, взаимопомощи и сотрудничестве в Югославии. При сохранении дип отношений реальные связи почти прекращаются. В этих условиях Югославия начинает ''заигрывать'' с западом.
51г. -подпис соглаш о военн помощи с США, 53-54- процесс создания ''Балканского пакта'' куда должны войти Турция и Греция (члены НАТО) а с другой стороны - Югославия. В сер 50х Югославия разрывает отнош с США, а Балканский пакт умирает сам из за разногласий Турции и Греции. Куба (с 59г - социалистическое гос-во) тоже встает на путь неприсоединения.

60г.- Конфликт в Белграде (Югославия). Югославия, Индия, Индонез, Египет, Афганистан - ведущие гос-ва неприсоединения до Белградского конфликта- собрались в Каире и выработали критерии членства:

страна должна проводить независимую пол-ку,в основе кот- мирное сосуществование гос-в с различн полит. системами;

страна не должна входить в военн блоки (только те, кот участвуют в хол войне);

должна постоянно поддерживать национально-освободительные движения;

2 критерия, связанные с возможным сотрудничеством неприсоединившихся государств с великими державами: что бы не использовали военные базы и не давали обязательств по противостоянию.
На конф в Белграде (61г.) - 12 Азиатских стран,11-Африканских,2 Европ (Югосл, Кипр), Куба. После этой конф встречи становятся регулярными. Начинается процесс институциализации.
Саммит 79г. в г. Муссаке (Замбия). Это начальный этап становления институтов. Там нет устава и нет бюджета. Нет постоянного сайта (его делает гос-во,кот принимает саммит). Саммит-раз в 3 года. 64-созд ''группа 77ми''-отпочковавшаяся, в рамках ГА ООН.
Сегодня в движ неприсоединения-119 гос-в. Последний саммит в 2009 в Египте. Сейчас у движ неприсоединения нет таких лидеров как раньше (Неру, Тито). Сейчас есть претенденты: Уго Чавес и Ахмадинеджад. Философией движения неприсоединения становится антиамериканизм. До этого саммит 2006-в Гаване. Венесуэлла, Куба и Боливия созд организацию АЛБА (Боливианская альтернатива америке).

1. Основные направления развития теории мн организации в 20 в
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации