Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии, в двух частях - файл n1.doc

приобрести
Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии, в двух частях
скачать (1500 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1500kb.15.09.2012 07:35скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
ПРЕДИСЛОВИЕ

Проблема устранения последствии врожденном расщелины гу­би и нёба включает исправление расстройства речи, являющегося компонентом клинической картины основного соматического де­фекта. При этом нарушение, характеризующееся только увеличе­нием носового оттенка голоса, квалифицируется как открытая ринофония, а включающее также искаженное звукообразование — как ринолалии.

Различные патофизиологические исследования, проведенные за последние двадцать лет, выявили детальные особенности дыха­ния, голосообразования и артикуляции при ринофонии и ринолалии. Но только небольшая часть из них нашла применение в логопедии. Это привело к противоречивым рекомендациям но исправлении) ринофонии и ринолалии. Кроме того, имеющаяся литература представлена большим количеством научных статей, каждая из которых посвящена определенному патологическому симптому и методическим приемам лишь по его коррекции.

Основной задачей настоящего пособия является последователь­ное изложение методики коррекционно-воспитательной работы по исправлению фонетической стороны речи при ринолалии. В ходе теоретической разработки вопроса и проведения практической работы использовались методы восстановления голоса при раз­личных его нарушениях (А. Т. Рябченко, Е. В. Лаврова), отдель­ные приемы вокальной педагогики (В. Г. Ермолаев, Н. Ф. Лебе­дева, Л. Б. Дмитриев), материалы исследований и методические указания советских и иностранных фониатров и логопедов (Е. Ф. Рау, 3. Г. Нелюбова, М. Морли, М. Грин, А. Г. Ипполито-ва, Т. Н. Воронцова, Л. И. Вансовская). Собственный опыт мно­голетней практической работы подтвердил эффективность пред­лагаемой методики.
4-5

Пособие состоит из пяти разделов, дидактического материала, списка рекомендуемой литературы и приложений.

В первом разделе описываются анатомо-функциональная роль нёбно-глоточного аппарата в норме и нарушения, вызванные врож­денными расщелинами неба. Особое внимание уделяется харак­теристике фонетическом стороны речи при ринолалии.

Во втором разделе излагаются основы поэтапной коррекционно-педагогической работы но исправлению ринофонии и ринолалии до после пластической операции нёба.

Третий раздел посвящен методике постановки правильного голосоведения и коррекции голосовых нарушений при врожденных расщелинах нёба фонопедагогическими методами.

В четвертом разделе разбираются отдельные приемы постановки звуков при ринолалии.

Дидактический материал содержит речение упражнения: изолированные слова, словосочетания, предложения, стихи, короткие рассказы, которые могут быть использованы при исправлении звукопроизношения детей с ринолалией.

В приложении предоставлены комплексы дыхательной и мими­ческой гимнастики для детей с врожденными расщелинами нёба и словарь терминов.

Пособие предназначается логопедам практикам.
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ

НЁБНО-ГЛОТОЧНОГО АППАРАТА.

АНАТОМО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ,

ВЫЗВАННЫЕ РАСЩЕЛИНАМИ НЕБА
Врожденные расщелины неба являются одним из наиболее распространенных пороков развития лица и челюстей. Причинами его могут быть самые разные экзогенные и эндогенные факторы, воздействующие на плод на раннем этапе его развития — до 7—9 недель.

Нёбо в норме — это образование, которое разобщает полости рта, носа и глотки. Оно состоит из твердого и мягкого нёба. Твер­дое имеет костную основу. Спереди и по бокам его обрамляет альвеолярный отросток верхней челюсти с зубами, а сзади — мягкое нёбо. Твердое нёбо покрыто слизистой оболочкой, поверх­ность которой позади альвеол имеет повышенную тактильную чувствительность. Высота и конфигурация твердого нёба влияют на резонанс.

Мягкое небе является задним отделом перегородки между по­лостями носа и рта. С'амо мягкое небо представляет мышечное образование. Передняя треть его практически неподвижна, сред­няя наиболее активно участвует в речи, а задняя — в напряже­нии и проглатывании. При подъеме мягкое нёбо удлиняется. При этом наблюдается истончение его передней трети и утолщение задней.

Мягкое нёбо анатомически и функционально связано с глот­кой. Вместе они образуют нёбно-глоточный механизм, участвую­щий в дыхании, глотании и речи.

При дыхании мягкое нёбо опущено и частично прикрывает от­верстие между глоткой и полостью рта. При глотании мягкое нёбо натягивается, поднимается и приближается к задней стенке глотки, которая соответственно движется навстречу и вступает в контакт с нёбом. Одновременно сокращаются и другие мышцы языка, боковых стенок глотки, ее верхнего сжимателя.

В процессе речи постоянно повторяется очень быстрое мышеч­ное сокращение, которое приближает мягкое нёбо к задней стен­ке глотки по направлению кверху и кзади. При поднятии оно вступает в контакт с валиком Пассавана. Однако относительно непременного участия последнего в нёбно-глоточном смыкании

6-7

в литературе имеются противоречивые мнения. На практике же наблюдать образование валика Пассавана у лиц с расщелинами нёба удается довольно редко. Движется мягкое нёбо во время речи вверх и вниз очень быстро: время открытия или закрытия носоглотки колеблется от 0,01 до 1 секунды. Степень поднятия его зависит от беглости речи, а также от фонем, которые в дан­ный момент произносятся. Максимальное поднятие нёба наблю­дается при произнесении звуков а и с, а наибольшее его напря­жение при и ЭТО напряжение чуть уменьшается при у и значительно на о,а,э.

В свою очередь объем полости глотки меняется при фонации разных гласных. Глоточная полость занимает наибольший объем при произношении звуков и и у, наименьший при а и промежу­точный между ними при э и о.

При дутье, глотании, свисте мягкое нёбо поднимается еще нише, чем при фонации, и закрывает носоглотку, в то время как глотка сужается однако механизмы нёбно-глоточного смыка­нии при речи и неречевой деятельности различны. Существует так же функциональная связь между мягким небом и гортанью. Она выражается в том, что малейшее изменение положения небной занавески влечет за собой более высокий подъем мягкого неба. Врожденные расщелины нарушают это взаимодействие.

Про своему виду дефекты неба разнообразны. В литературе имеется много публикаций этого порока. Однако все формы расщелин могут быть сведены к двум основным: сквозным и изолированным.

Изолированные расщелины разделяют нёбо пополам. Они мо­гут захватывать только маленький язычок, часть или все мягкое нёбо и даже доходить до альвеолярного отростка, который сам при этом остается целым. Нёбная занавеска в этих случаях бы­вает укороченной, а сегменты ее разведены в стороны. Разновидностью изолированных расщелин являются подслизистые (субмукозное) расщелины твердого нёба. Обычно они сочетаются с укорочением и истончением мягкого нёба. Подслизистую расще­лину можно обнаружить при произнесении гласного а. В этом случае слизистая оболочка втягивается в дефект в форме вогну­того треугольника, который хорошо заметен.

При сквозных расщелинах нарушается еще и целостность аль­веолярного отростка. Эти дефекты бывают односторонними и двусторонними. Обычно именно они сопровождаются расщели­нами губы.

При двусторонних расщелинах до операции резцовая кость продвинута вперед и может занимать даже горизонтальное поло­жение.

В подобных случаях часто приходится сталкиваться с нару­шением зубных рядов: неправильным положением зубов, поражением их кариесом, избыточным или недостаточным количеством. Прикус также очень разнообразно меняется. Наблюдаются прогении, реже прогнатии, открытый прикус, диастемы.

Расщепленное нёбо обычно бывает укороченным и отстает в росте по сравнению с нормальным даже после уранопластики.

Функции мягкого нёба нарушаются из-за отсутствия связи между парными мышцами. При фонации и глотании они разво­дят сегменты мягкого нёба в стороны. После операции подвиж­ность его не достигает нормы из-за того, что мышцы, поднимаю­щие его, прикреплены не на уровне средней трети как в норме, а далеко впереди.

Анатомический дефект вызывает расстройства дыхания, пи­тания, фонации, речи и слуха. Ринолалия значительно усугубля­ет влияние нарушения слуха на фонетический строй речи.

Изменения дыхании при расщелинах разносторонни. Из-за от­сутствия разграничения я полостей носа и дети постоянно поль­зуются смешанным носоглоточным дыханием, при котором про­должительность выдоха резко сокращается. Дыхание становится учащенным, жизненная емкость легких понижается, отстает в развитии грудная клетка, уменьшается ее экскурсия.

Глубоко страдает фонационное дыхание. Известно, что в. нор­ме во время речи люди дышат ртом. При этом вдох укорачи­вается, становясь более глубоким, выдох удлиняется и в 5—8 раз превышает продолжительность вдоха, а количество дыхательных движений в минуту сокращается с 16—20 до 8—10; в речевом выдохе активно участвуют брюшная стенка и внутренние межре­берные мышцы, что помогает удлинить выдох и обеспечить дос­таточное подскладочное давление.

Дети с расщелинами нёба, разговаривая, продолжают дышать одновременно носом и ртом при исключительно ключичном типе дыхании. При выдохе значительный объем воздуха (в среднем 30%) утекает у них в нос, из-за чего, во-первых, резко укорачи­вается время выдоха и, во-вторых, понижается давление воздуха в наскладочном пространстве. Поэтому фонационное дыхание ос­тается учащенным и поверхностным.

Стремясь сократить утечку воздуха в нос и поддержать не­обходимое для согласных звуков давление, дети напрягают мыш­цы лба, сжимают крылья носа. Эти компенсаторные акты гримасы постепенно входят в привычку и становятся характерными для лиц с ринолалией, которая постоянно сопутствует речи.

Голос у них глухой, сдавленный, неполетный, слабый, исто­щаемый, тихий, приглушенный, с выраженным носовым оттен­ком. Акустические изменения в спектре голоса лишают его звонкости и полетности и снижают разборчивость речи.

Другие изменения тембра связаны с объединением полостей носа, рта и глотки в одну, с особенностями конфигурации резо­наторов при выраженных рубцах после уранопластики, с нали­чием дополнительных складок слизистой оболочки, ограничением открывания рта.

8-9

Отсутствие целостности небной занавески, ограничение ее подвижности и патологические изменение в глоточной мускула­туре нарушают координацию движений гортани и нёба. Являясь в норме центральным локальным рефлекторным возбудителем благодаря обилию афферентной иннервации, нёбная занавеска и занавеска и задняя часть не могут обеспечить этой функции при расщелинах. Однако сообщает на себя внимание тот факт, что голос с решением неба па первом году жизни не отличается от голоса при нормальном строении верхней челюсти. В доречевом периоде дети кричат, плачут, гулят нормальным детским голосом. Изменение тембра их голоса — открытый носовой оттенок проявляется «первые при лепете, когда ребенок начинает артикулировать свои первые согласные фонемы.

В дальнейшем, примерно до семи лет, дети с врожденными расщелинами неба говорят (как до пластической операции, так часто и после нее) голосом с носовым оттенком, но по другим качествам явно не отличающимся от нормального. Электроглоттографическое исследование в этом возрасте подтверждает нормальную двигательную функцию гортани, а миография — нормальную реакцию мускулатуры глотки на раздражитель даже при обширных дефектах неба.

После семи лет голос начинает ухудшаться. Падает сила, увеличивается истощаемость, прекращается расширение его диапазона. При миографии обнаруживается несимметричная реакция мускулатуры глотки, визуально наблюдаются истончение ротоглоточной оболочки и снижение роточного рефлекса, а на электроглоттограмме появляются изменения свидетельствующие о не­равномерной работе правой и левой голосовых складок. То есть налицо все признаки расстройства двигательной функции голосообразующего аппарата, которое окончательно формируется и закрепляется к 12—14 годам. Подростки и взрослые с ринолалией почти в 80% случаев страдают голосовыми расстройствами. Спе­цифичны для них фонастения или парез внутренних мышц гортани.

Существуют три основные причины патологии голоса при врожденных расщелинах нёба.

Нарушение механизма нёбно-глоточного смыкания. Вследствие тесной функциональной связи мягкого нёба и гортани малейшее напряжение и движение мышц нёбной занавески вызывает соот­ветствующее напряжение и двигательную реакцию в гортани. При расщелинах нёба мышцы, поднимающие и растягивающие его, вместо того чтобы быть синергистами, работают как антагонисты. При этом из-за понижения функциональной нагрузки в них, как и в мышцах глотки, идет дистрофический процесс. Патоло­гические изменения глоточного кольца начинают проявляться в 4—5 лет. Слизистая оболочка становится бледной, истонченной, атрофичной, перестает реагировать на прикосновение, боль, тер­мические раздражители. Хронаксия мышц с возрастом удлиняетсяя, а затем они вообще перестают сокращаться. Глоточный рефлекс резко понижается и исчезает. Эти симптомы свидетельствуют об атрофии мышечных волокон и дегенеративных изменениях в чувствительных и трофических волокнах сжимателя глотки. Па­тологический дистрофический процесс в мышцах и приводит к их асимметрии и асимметрии резонаторных полостей гортани и асимметричному движению голосовых складок.

Неправильное образование при ринолалии ряда звонких со­гласных ларингеальным (гортанным) способом, когда смыкания осуществляются на уровне гортани и озвучиваются трением воз­духа о края голосовых складок. В этом случае гортань принима­ет на себя, по словам М. Зеемана, дополнительную функцию артикулятора, что, безусловно, не остается безразличным для го­лосовых складок.

Влияние особенностей поведении на развитие голоса. Стес­няясь уродства лица и дефектной речи, не .желая привлекать внимание окружающих, дети привыкают говорить постоянно тихо, не повышая силы голоса ни при каких обстоятельствах. Отсутст­вие тренированности приводит к закреплению тихого звучания.

Тяжелее других функций при врожденных расщелинах нёба страдает речь, которая развивается в патологических условиях. Спонтанного исправления речи после уранопластики при этом в большинстве случаев не происходит.

Из-за отсутствия нёбно-глоточного смыкания полость носа ста­новится парным резонатором ротовой полости, сообщающим на­зальный тембр всем фонемам. Степень выраженности носового оттенка речи зависит от недостаточности смыкания, подвижности нёбной занавески и координации движений языка и мягкого нё­ба. Назализация может быть выраженной и слабовыраженной.

По тяжести нарушения звукопроизношения и степени назализации речи их можно разделить на три группы (по М. Морли).

Первую группу составляют те, в чьей речи присутствует но­совой оттенок, но согласные звуки образуются при правильных артикуляциях. Такое расстройство классифицируют как откры­тую ринофонию. В эту группу чаще всего входят люди с подслизистыми (субмукозными) расщелинами твердого нёба, неполны­ми расщелинами и укорочениями мягкого.

Вторую группу составляют лица с выраженным носовым от­тенком речи и искаженной артикуляцией согласных звуков. Они страдают более обширными дефектами нёба.

Речь третьей группы характеризуется не только выраженным носовым оттенком, но и почти полным отсутствием артикуляций согласных. Она лишь сохраняет свой ритмический рисунок. Та­кая речь свойственна детям младше пяти лет, у которых звукопроизношение еще не сложилось, а также тем, у которых рас­щелина нёба сочетается с нарушением прикуса, снижением слуха и другими отклонениями.

Речь второй и третьей групп классифицируют как открытую ринолалию. Разборчивость ее составляет в среднем 28,4%. Связь
10-11

вида расщелины с тяжестью нарушения звукопроизношения не является прямой. Искажение фонем зависит от размера просвета между краем мягкого нёба и стенкой глотки и в свою очередь влияет на степень назализации.

Развитие дефектных артикуляций при ринолалии обусловлено рядом фактором. Искаженному компенсаторному звукообразова­нию способствует патологическая позиция языка в полости рта; вялый, истонченный кончик языка лежит на середине полости не принимая участия в звукообразовании. Массивный гипертрофированный корень прикрывает вход в глотку.

Смещение тела языка к глотке объясняется тем, что только и в гортаноглотке давление воздушного столба достигает величи­ны, необходимой для образования согласных фонем. В более высоких отделах из-за утечки воздуха в нос давление резко пони­жается, и разрыв смычек или озвучивание щелей при артикуля­ции согласных фонем становятся невозможными.

Кроме того утечка воздуха в нос значительно затрудняет образования во рту направленной воздушной струи, необходимой для согласных. Даже если имеется, она настолько слабая, что не может создавать полноценной фонемы. Глухие согласные в таких случаях остаются беззвучными, а звонкие приобретают одинаковое звучание без индивидуальной акустической окраски.

Чаще всего направленная воздушная струя вообще отсутствует, и дети заменяют её усиленным выдохом из глотки.

Смычки и щели они образуют корнем оттянутого языка и задней стенки глотки. На пути воздушного потока, вышедшего непосредственно из гортани. Такой способ артикуляции называется глоточным пли фаригеальным. При ринолалии им произносятся почти все |взрывные и фрикативные глухие согласные фонемы.

Для образования звонких согласных фонем прибегают к другому компенсаторному акту, при котором смычки создаются на уровне гортани, а для фрикативных фонем воздух трется о края голосовых складок. Этот способ звукообразования назыпают гортанным или ларингеальным.

Гласные звуки произносятся также с приподнятым корнем язы­ка. Постоянное активное участие корня языка в глотании и арти­куляциях приводит к его гипертрофии. Спонтанного же смещения языка к нормальному положению после операции не происходит. Только логопедические занятия помогают устранить этот недос­таток. Интересно, что и при приобретенных даже во взрослом состоянии дефектах мягкого нёба развивается аналогичная ком­пенсация н язык оттягивается назад.

Деформации зубочелюстной области, укорочение подъязычной связки и рубцовые деформации губ также стимулируют развитие патологического звукопроизношения. Открытый прикус, прогения, прогнатия, дефекты альвеолярного отростка мешают контактам губ, губ и зубов, языка и зубов и не позволяют правильно ар­тикулировать губно-губные, губно-зубные и призубные согласные.

Двусторонние расщелины альвеолярного отростка, при которых передний отдел его принимает горизонтальное положение, не дают сомкнуть и губы, и зубы и полностью исключают возмож­ность артикуляции двугубных и переднеязычных фонем. Короткая подъязычная связка препятствует подниманию языка для верхних артикуляций, а массивные рубцы после хейлопластики затрудня­ют произнесение двугубных согласных. Среднеязычно-нёбные и заднеязычно-нёбные звуки не могут артикулироваться из-за отсут­ствия одной из составляющих смычки — нёба.

Акустическая характеристика гласных искажается при ринолалии за счет носового оттенка, который усиливается вследствие изменения формы резонаторов и подъема спинки языка. Выра­женность носового оттенка каждой гласной связана с полостью

нёбно-глоточиого смыкания, степенью сужения губ и изменением

формы глотки. Наименьший объем глотки наблюдается при артикуляции фонемы а, а наибольший и, у. Расширение глотки при отсутствии, укорочении при ограничении, укорочении или ограничении подвижности нёбном занавески приводит к увеличению просвета между краем мягкого нёба и задней стенкой глотки. Клинически это выражается уве­личением носового оттенка при ринофонии от а к у в последо­вательности а о э и у.

Артикуляция и акустические качества согласных фонем при ринолалии характеризуются наиболее выраженными отклонения­ми. В потоке речи дети пропускают звуки, замещают их други­ми или образуют дефектным способом. Наиболее характерны при этом замены взрывных и фрикативных глоточными (фарингеальными) и гортанными (ларингеальными).

Губно-губные п, п', б, б' бывают беззвучными, или заменяются выдохом, или артикулируются с таким сильным носовым оттенком, что превращаются соответственно в (м, м')или образуют на уровне глотки (п, п') или гортани (б, б"), превращаясь в звуки, сходные с к, г.

Заднеязычные к, г образуются подобным образом, поскольку дефект делает невозможным контакт спинки языка и нёба. Звук г бывает также фрикативным глоточным.

Переднеязычные т, т', д, д' ослабляются или замещаются на н, н', заменяются гортанной или глоточной смычкой.

Фрикативные согласные подавляющее большинство детей за­меняют глоточными, очень сходными по звучанию образования­ми. Изредка встречаются боковые или двугубные замены.

Нарушения носовых при ринолалии выражаются чаще всего в замене их неоформленной вокализацией; фонема л бывает двугубной, заменяется на й, н, а ее мягкая пара чаще других рото­вых звуков русского языка произносится правильно. Заменяют л' на й или н' совсем пропускают.

При нёбно-глоточной недостаточности согласные фонемы р, р' почти никогда не достигают нормального звучания, поскольку для вибрации кончика языка нужен слишком сильный напор струи, которого, как правило, достигнуть не удается. Поэтому звук пропускается, заменяется одноударным или проторным. После опе­рации возможно образование и велярного р, когда при выдохе вибрирует край мягкого нёба. При ринолалии часто страдает озвон­чение согласных, особенно фоном б, б', д, д', з, з', ж. Они заменя­ются глухими парообразованиями.

После пластической операции у детей остается смешанное носоротовое дыхание, дефектное звукообразование, назализованная, косноязычная речь, глухой, тихий голос. То есть сама по себе речь, без специального обучения не нормализуется.

Причина стойкости дислалии заключается не только в прочности связей патологического звукообразования. У людей с расщелинами носа наблюдается снижение кинестезии и расстройство фонематического слуха за счет понижения тактильной чувствительности и астереогнозии языка при врожденных дефектах нёба и пониженное давление воздуха в полости рта, что притупляет тактильное восприятие «взрывов» и потоков воздуха. Ортодонтические аппараты и съемные звуковые протезы, прикрывая слизистую оболочку неба и альвеолярного отростка, еще более затрудняют ощущения отдельных артикуляций. С возрастом кинестетическое ощущение понижается все больше.

При исследовании фонематического слуха у детей с расщелинами неба так же выделяют определенные особенности. Известно, что в восприятии речи имеется связь между звуковыми и двигательными образами фонемы, позволяющими опознать её и выделить. Органическое нарушение переферического конца речедвигательного анализатора (расщелина неба) тормозит его влияние на слуховое восприятие звуков. При этом у детей с ринолалией нет резкого перехода в различении звуков от акустически контрастных к близким, а степень разли­чения звуков зависит от состояния экспрессивной стороны речи.

На практике приходится чаше всего сталкиваться со смешением согласных близких акустических групп и с восприятием своей речи как фонетически правильной. Это связанно с тем, что из за ограничения возможностей носоглоточного и гортанного звукообразований все фрикативные и взрывные фонемы звучат оди­наково. Это сходное звучание фонем закрепляется в центральной нервной системе. Многие дети считают себя нормально говорящими п узнают о своем речевом нарушении от окружающих.

Относительно словарного состава и грамматического строя ре­чи при ринолалии в литературе приводятся самые различные мне­ния. Некоторые авторы указывают на то, что степень нарушения письма и лексико-грамматического строя языка зависит не толь­ко от поражения артикуляционного аппарата, но и от речевого воспитания, окружающей среды, степени понижения слуха, осо­бенностей личностной и компенсаторной систем.

Вопрос уровня развития и исправления письменной речи и лек­сико-грамматического строя языка составляет отдельную проб­лему и потому в данном пособии не рассматривается.

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ИСПРАВЛЕНИЯ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

С ВРОЖДЕННЫМИ РАСЩЕЛИНАМИ НЕБА

Коррекционно-педагогическая работа по исправлению ринола­лии должна строиться с учетом особенностей строения артикуля­ционного аппарата до и после операции уранопластики, влияния ограничения функций нёбно-глоточного аппарата на звукопроизношение и голосообразование, индивидуальной реакции обучаю­щегося на свое состояние. В зависимости от этого дифференциру­ются методические приемы при соблюдении принципа индивиду­ального подхода.

Однако для всех приняты четыре общих этапа работы:

I. Подготовка ребенка и его артикуляционного аппарата к из­готовлению функционального глоточного обтуратора или к опера­ции уранопластики.

II. Активизация нёбно-глоточного смыкания после накладывания обтуратора или растормаживание мягкого неба после опе­рации, а также приучение ребенка к новым киностезиям.

III. Устранение носовою оттенка голоса, коррекция звукопроизношения.

  1. Полная автоматизация новых навыков.

Продолжительность каждого этапа определяется индивидуаль­но в процессе работы.

Приступать к целенаправленному исправлению ринолалии сле­дует как можно раньше — с трех лет. Занятия проводят амбулаторно, не менее двух раз в неделю.

Прежде всего, необходимо тщательно обследовать ребенка, чтобы выявить индивидуальные особенности речевого развития. На основании этих данных составляется индивидуальный план коррекционно-воспитательной работы.

В обследование входят: 1) описание анатомических особен­ностей строения всего артикуляционного аппарата и самого врож­денного дефекта; 2) обследование общего речевого развития; 3) изучение изменений в эмоционально-волевой сфере ребенка, связанных с дефектами" внешности и речи.

Обследование начинается с осмотра артикуляционного аппа­рата. Логопед классифицирует вид расщелины, выясняет, в каком возрасте были сделаны пластические операции губы и нёба, и затем подробно описывает состояние всех органов артикуляции.

При расщелине верхней губы отмечают ее подвижность, вы­раженность рубцовых изменении, состояние уздечки.

Осматривая нёбо до операции, фиксируют внимание на раз­мере дефекта и подвижности сегментов мягкого нёба. После опе­рации описывают форму свода, рубцы. степень их выраженности, длину и подвижность небной занавески.

Известно, что в норме в состоянии покоя маленький язычок отстоит от задней стенки глотки на 7±0,1 мм и свисает от плос­кое жевательные поверхностей верхних зубов на 0,9±0,3 мм. Если расстояние от края маленького язычка до задней стенки глотки можно измерить довольно точно небольшой продезинфицированной линейкой с неострыми краями, то высоту расположе­ния язычка определить очень трудно и чаще всего приходится это делать на глаз.

Подвижность небной занавески легко наблюдать при плавном протяженном произнесении гласного звука а, когда рот ребенка широко открыт.

Одновременно логопед имеет возможность визуально оценить плотность небно-глоточного смыканияи активность боковых стенок глотки при фонации.

При полной неподвижности мягкого нёба необходимо попытаться вызвать глоточный рефлекс, прикасаясь шпателем к задней боковой стенкам глотки.

Наблюдаемый при этом непроизвольный рывок небной занавески вверх, во-первых показывает, •что неподвижность мягкого неба в принципе возможна и ее сле­дует развивать, а во-вторых, демонстрирует приблизительный уровень. смыкания, который может быть достигнут в дальнейшем.

Одновременно возможна оценка глоточного рефлекса, кото­рый в зависимости от степени выраженности характеризуют как сохранный, повышенный или сниженный. Известно ,чт затухание реакции может начаться в 5 и закончиться уже в 7 лет. Особенно важна правильная оцен­ка активности мышц глотки для детей, которым предстоит но­сить функциональный глоточный обтуратор.

Язык необходимо описывать подробно, останавливаясь на осо­бенностях его позиции в полости рта, состоянии корня и кончика. Отмечают его излишнюю напряженность или вялость, ограниче­ние подвижности. Для этого выкладывают широкий язык на ниж­нюю губу, вытягивают его «жалом», поднимают, опускают, во­дят направо-налево, облизывают губы и т. д. Все движения вы­полняют по подражанию, а затем по инструкции логопеда перед зеркалом и без него.

Изменения зубных рядов фиксируют лишь в случае их влия­ния на речь, а изменения прикуса помечают обязательно, так же как при наличии ортодонтического аппарата необходимо запи­сать цель его наложения, вид, плотность фиксации и решить, не помешает ли он артикуляционным упражнениям и звукопроизношению.

Особенности нёбных дужек и открывания полости рта отме­чаются только при наличии каких-нибудь отклонений.

В конце осмотра проверяют направленную воздушную струю. Для этого ребенку предлагают плюнуть, подуть на ватку губами, а потом подуть с высунутым языком. Все это выполняется с отк­рытыми и зажатыми крыльями носа.

Уровень речевого развития выясняют, проверив звукопроизношение, словарный состав речи, ее грамматический строй, а так­же фонематический слух.

Анализируя особенности звукопроизношения, логопед прове­ряет звучание и артикуляции всех фонем русского языка вначале по подражанию, а затем при самостоятельном произнесении изо­лированных звуков, слов в предложении. Ребенок вначале повторяет за логопедом отдельные фонемы, а затем слова — простые и со стечением согласных, а грамотные дети и читают их. До­школьники называют предметные картинки, а по сюжетным кар­тинкам с ними проводится беседа.

Следует помнить, что ребенок может по-разному произносить звуки при повторении за логопедом, чтении и беседе по заданию и в спонтанной речи, и поэтому необходимо проверить все эти виды речевой деятельности. Наиболее ярко особенности звуко­произношения спонтанной речи проявляются при ответах на прос­тые бытовые вопросы, когда ребенку не нужно задумываться над содержанием ответа и он может говорить быстро, например: «Как тебя зовут? Где ты живешь? На чем вы с мамой приехали? Ты ходишь в детский сад? В какую группу? Как зовут твоих воспи­тательниц?»

Установив дефектный звук, в карте необходимо отметить, в каком виде речевой деятельности он страдает, характер нару­шения: искажение, замена, отсутствие, беззвучное произнесение, сопутствующее смыкание. При искажении звука точно указывается дефект артикуляции, например: боковой свистящий сигматизм, глоточный (или фарингеальный) шипящий и свистящий сигма­тизм, оглушение взрывных фонем, призубное произнесение губно-губных звуков п, п', б, б’ и т. п.

Весь используемый при обследовании материал должен соот­ветствовать возрасту и развитию ребенка, так как, повторяя не­знакомые слова или пытаясь назвать или охарактеризовать но­вые предметы или явления, он может продемонстрировать худ­шее звукопроизношение, чем обычно ему свойственное.

После обследования произношения указывается общее впе­чатление о спонтанной речи: разборчивая, неразборчивая, сма­занная, с носовым оттенком. При этом возможна объективной оценка разборчивости по таблицам Н. Б. Покровского. Однако такое обследование занимает много времени, не влияя сущест­венно на организацию и результаты коррекционно-педагогической работы,

16-17
Для определения степени выраженности носового оттенка в литературе приводится описание большого количества разнооб­разных приборов. Основной принцип их действия заключается в измерении объема воздуха, попадающего во время речи в носо­вую полость. Соотношение этого объема с общим объемом вы­дыхаемого воздуха позволяет судить о тяжести открытой назализация. Однако фактически подобные устройства указывают не на выраженность. носового оттенка, а на компенсацию нёбно-глоточного затвора Существующая же зависимость между объемом утекаемого и нос воздуха и степенью назализации не является прямой поскольку в речи участвуют различные компенсаторные механизмы. Кроме того, воздушный и звуковой потоки подчиняются различным физическим законам, что также не позволяет соотносить их данные. Вводимые же при подобных исследованиях в нос инородные тела нарушают физиологические условия речеобразования ребенка.

Использование спектрального анализа позволяет сохранить нормальные условия речеоразования, однако магнитофонная запись требует специальных условий.

Все эти особенности методов объективной оценки затрудняют их применение на практике в учреждениях. В специально литературе же имеются многочисленные данные, указывающие, что аудиторские оценки совпадают с результатами спектрального анализа, а самыми строгими судьями при этом бывают логопеды. В практике принято слабым голосом при ринофазии подразделять на выраженный и слабовыраженнй.

При обследовании фонематическою слуха ребенок повторяет за логопедом, лицо которого скрыто экраном, изолированные зву­ки, слоги и слова, отличающиеся только одной фонемой (типа: лес — лещ, Тата — вата). Если ребенок заменяет целые группы звуков одним, то вместо повторения слов ему лучше подбирать предметные, соответствующим значениям слов.

У владеющих грамотой проверяют возможности звуко-буквенного анализа. Дети определяют порядок звуков в словах, состав­ляют их из разрезной азбуки, подбирают картинки на заданные звук и букву. При отборе слов с определенной фонемой или при нахождении буквы в слове вначале анализируют слова, в кото­рых искомая фонема (или ее буквенное обозначение) стоит пер­вой, затем последней, а только потом в середине. Для подобной работы подбирают слова только с твердыми вариантами соглас­ных звуков.

При замене целых групп звуков на какой-либо один (напри­мер, при глоточном свистящем и шипящем сигматизме) грамот­ные дети могут также подбирать карточку с написанным слогом. Это позволяет проверить восприятие каждого согласного звука из этих групп.

В заключение необходимо выяснить, как ребенок воспринима­ет собственное произношение: дифференцирует ли свои недостат­ки на слух или знает о них только со слов окружающих.

Изменения эмоционально-волевой сферы невозможно опреде­лить сразу. О них узнают после наблюдений за ребенком в тече­ние длительного времени. Но уже при первом посещении нужно отметить, как ребенок вступает в контакт с незнакомыми людь­ми. Скованность, стремление отвечать на вопросы жестами и ми­микой показывают, что ребенок знает о речевом расстройстве и стесняется его.

В дальнейшем в беседах с родителями необходимо узнать, как относятся к ребенку в семье, не наблюдается ли гипер- или гипоопека, есть ли у ребенка друзья, какого они возраста, любит ли он общество детей, как относится к детскому саду, не дразнят ли его во дворе, в детском саду, в школе, как к нему относятся другие дети, активен ли он на занятиях, любит ли ходить в гос­ти, ездить в пионерский лагерь.

Очень важно знать, интересуется ли ребенок своим недостатком, и в каком плане, как он реагирует па замечания окружающих относительно речи и есть ли у него желание исправить недостаток.

В дальнейшем все эти данные укажут направление психоте­рапевтических бесед, помогут выработать сознательное отноше­ние к занятиям, создать правильное отношение к ребенку и его поведенческим особенностям в микросреде. Разумеется, перечис­ленные вопросы не исчерпывают всего многообразия личности. Только длительное наблюдение позволяет выяснить массу инди­видуальных особенностей ребенка, знание которых помогает пра­вильно воспитать личность и избежать развития нежелательных психохарактерологических реакций на дефект.

Все данные обследования записываются в амбулаторную карту.

Многочисленные варианты соотношений и проявлений пато­логических симптомов дают разнообразную клинику ринолалии, несмотря на наличие общих основных патологических составляю­щих. Это заставляет придавать особое значение индивидуальному подходу в работе. Логопедические занятия с детьми, страдающи­ми врожденными расщелинами нёба, должны проводиться толь­ко индивидуально. Групповые занятия не подходят по несколь­ким причинам.

Во-первых, различия в изменениях функций по глубине и объ­ему требуют подбора определенных направленных тренировок. Даже на одном этапе занятий дети одного возраста могут нуж­даться в различных рекомендациях. Поскольку каждый детский организм обладает индивидуальной выносливостью, количество упражнений, как и их комплекс, подбирается индивидуально.

Известно, что нечеткое, неправильное повторение приводит к закреплению патологических навыков. Учитывая же, что зачас­тую опорой контроля при ринолалии служит только зрительный анализатор, а потому возможности правильных повторений огра­ничены, ни одно движение, звук, слово на занятиях не должны остаться без внимания логопеда. При этом ребенок нуждается в постоянном подкреплении словесными инструкциями. В группе
18-19
часто не удается заметить отклонений в мелких тонких движениях и звучания фонем.

Кроме того, неумение правильно выполнить задание, легко дающееся другим, часто порождает в малышах негативизм и да­же полный отказ заниматься. У старших же пробуждается чувст­во неполноценности, они теряют веры в свои силы.

Возбуждение, которое обычно возникает в группе во время упражнений и отвлекает детей от целенаправленных занятий

Одно занятие длится в среднем 30 минут. В течение этого времени проводится работа по всем разделам коррекционно-педагогической работы. Только на дыхательную гимнастику дети, ходят в кабинет лечебной физкультуры.

Во время приема в кабинете обязательно присутствие взрос­лою, который будет тренировать ребенка дома. Он должен иметь специальную тетрадь и подробно записывать в нее все инструк­ции и дидактический материал. Логопед точно указывает, какое количество раз нужно повторять каждое упражнение дома. Родителям необходимл заниматься ребенком несколько раз в день не более 10-15 минут.
  1   2   3   4   5   6   7   8


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации