Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. Учебное пособие для студентов - файл n1.doc

приобрести
Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. Учебное пособие для студентов
скачать (132.6 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc737kb.18.03.2003 00:17скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ББК 88.8

С 86

Библиотека школьного психолога и педагога-практика

Главный редактор Д. И. Фельдштейн

Члены редакционной коллегии: А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, С К. Бондырева, Е. М. Борисова, М. Р. Гинзбург, И. В. Дубровина, А. Е. Захарова, М. И. Кондаков, Л. Е. Курнешова, В. Я. Ляудис, 3. А Малькова, А. И. Подольский, В. П. Симонов.
Рецензенты член-корреспондент РАО Д. И. Фельдштейн, доктор психологических наук, профессор, Слепцов Н. С., доктор социологических наук, профессор
СУЛИМОВА Т. С.

С 86 Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. Учебное пособие для студентов. - М.: Институт практической психологии.-171 с.

ISBN 5-89112-014-3

В учебном пособии рассмотрен конфликтологический аспект социальной работы, дан анализ причин возникновения конфликтов, их типология, показаны динамика развития конфликтов, а также методы их разрешения, регулирования и предупреждения в процессе социальной работы. Учебное пособие предназначено для психологов, педагогов, социальных работников.
0303030000-14 С

---------без объявл.

72С(03)-96

ISBN 5-89112-014-3

ББК 88.8

Институт практической психологии, 1996.
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ..........

Раздел I. Конфликты личности и социальной среды

Тема 1. Конфликт: понятие, стадии развития, функции

Тема 2. Внутриличностный конфликт

Тема 3. Межличностные конфликты

Тема 4. Конфликт: индивид и общество

Раздел II. Технология регулирования и разрешения конфликтов

Тема 1. Коммуникации и модели управления

и разрешения конфликтов

Тема 2. Технология переговорного процесса

Тема 3. Конфликты и проблемы насилия

Раздел III. Разрешение конфликтов в практике социальной работы

Тема 1. Разрешение конфликтов в работе с клиентом

Тема 2. Разрешение конфликтов в процессе социальной работы с группой

Тема 3. Приобретение практических навыков в разрешении конфликтов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........

ВВЕДЕНИЕ


В условиях перехода российского общества к рыночной экономике, демократической организации происходят существенные изменения содержания и форм социальных отношений. Они сопровождаются разрушением старых социальных структур и созданием новых. Новые отношения означают состязательность, конкуренцию, признания различия в потребностях, интересах. Для рыночных отношений, демократических условий конфликт стал естественным состоянием. Проблема состоит не в игнорировании, сглаживании конфликтов, тем более подавлении конфликтов насильственными средствами, но в признании их существования, поиске эффективных методов разрешения конфликтов и признания различия интересов конфликтующих субъектов, в достижении взаимоприемлемых решений проблем.

Основная причина социальных конфликтов заключена в дефиците жизненных ресурсов, сложности их перераспределения. Социальная работа своей главной целью имеет не только удовлетворение интересов определенной части общества, но прежде всего направлена на развитие и укрепление общества. В процессе социальной работы происходит выявление, предупреждение, оптимизация конфликтов на внутриличностном, межличностном, лнчностно-групповом уровне, а также на уровне индивид - общество.

Социальный работник оказывает помощь своему клиенту в преодолении конфликта, участником которого он стал. Выступая на стороне клиента, защищая его потребности и интересы, социальный работник порой вынужден вступать в конфликтные отношения с другими субъектами конфликта, представленными официальными или неофициальными лицами, учреждениями. В процессе отношений с клиентом между ним и социальным работником может возникнуть конфликт, если появится противоречие между целями и потребностями. Клиент не соглашается на изменения, так как они требуют от него значительных усилии, энергетических затрат, отказа от выбранной им и ставшей привычной модели жизни и образа мышления. Действия социального работника направлены на изменения и достижения перемен, т. е. они изначально содержат в себе возможность сопротивления другой стороны, возможность возникновения в процессе изменений конфликта. Овладение знаниями и навыками эффективного управления и разрешения конфликта, методами его предупреждения, переводом деструктивных отношений в конструктивные, а также умение использовать жесткие методы при разрешении конфликтной ситуации стали актуальными для социального работника, стремящегося достигнуть высокого уровня профессионализма.

В данном учебном пособии изложены основные положения теории конфликта, указаны причины и выявлено содержание внутриличностных конфликтов, конфликта индивид-общество. Особое внимание уделено практическому аспекту, прежде всего разрешению конфликтов в процессе деятельности социального работника.

Общие технологии, разрешения конфликтов содержат основные модели эффективной их регуляции. Одним из важнейших принципов социальной работы стал принцип приоритетности гуманистических ориентации. Взаимовыгодные, конструктивные модели урегулирования конфликтов различных уровней способствуют практической реализации гуманистической ориентации.

Учебное пособие состоит из трех разделов, в которых рассмотрены теоретические и практические аспекты конфликтологических знаний. Каждая тема имеет план изложения проблемы, список предлагаемой литературы. Кроме того, для контроля знаний в конце каждой темы даны вопросы и задания. Учебное пособие предназначено для студентов, преподавателей, специалистов, занимающихся социальной работой, практических работников.

РАЗДЕЛ I

КОНФЛИКТЫ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

ТЕМА 1

КОНФЛИКТ: ПОНЯТИЕ. СТАДИИ РАЗВИТИЯ, ФУНКЦИИ


План занятий

1. Определение понятия и структура конфликта.

2. Анализ конфликтологических теорий.

3. Теория человеческих потребностей и теория ограниченных ресурсов как базисные для концепции конфликта.

Реформы, происходящие в российском обществе, ведут к серьезным качественным и структурным изменениям его, появлению приоритетных проблем, от решения которых во многом зависит дальнейшее жизнеобеспечение н сама возможность функционирования общества. Происходящие изменения привели к необходимости создания новых по своему содержанию к структуре социальных направлений: социальная политика и социальная работа.

В мировой практике в наиболее общем контексте социальная политика рассматривается как принципы и виды деятельности, призванные направлять и регулировать отношения между индивидами, группами, общинами, социальными институтами, а социальная работа как забота о благосостоянии и раскрытии возможностей личности, семьи, общества. По сути социальная работа призвана осуществлять посредническую функцию между обществом и индивидом, нуждающемся в особом к нему внимании и действии в силу сложившихся социальных обстоятельств. Понятно, что осуществление подобных отношений направлено на предупреждение, снятие, либо регулирование конфликтной ситуации, субъектами которой могут быть с одной стороны - индивид, группа, с другой - индивид, группа, общество.

Социальный конфликт - это прежде всего форма отношений между субъектами по поводу разрешения острых противоречий, возникших в процессе их взаимодействия. В зависимости от аспекта анализа авторы дают определение понятию "конфликт". Конфликт рассматривают как "психологическое и социальное явление, характеризующееся наличием внутри организации взаимно противоречивых с точки зрения экономической и социальной эффективности интересов и соответственно наличием нестыкуемых тенденций поведения" (Р. Марр, А. Флиастер. Словарь//Человек и труд, 1994, С. 121); а также "трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и с острыми эмоциональными переживаниями" (В. Г. Зазыкин, А. П. Чернышев. Менеджер: психологические секреты профессии. М., 1992, С. 83); "борьба за ценности и претензии, за определенный статус, власть, ресурсы, где целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника" (О. Н. Громова. Конфликтология. М., 1993, С. 6, 7); "это социальное противоречие на стадии его реального разрешения между вовлеченными в него субъектами... при этом важно учитывать, что любой социальный конфликт представляет... противоречие, которое так или иначе ими осознано и оценено (Е. Н. Степанов. Методологическое обеспечение конфликтологических исследовании // Социальные конфликты: экспертиза, - прогнозирование, технологии разрешения. № 7, 1994, С. 19, 20 и другие).

Если один тип взаимоотношений между индивидами предполагает взаимодействие на основе взаимного согласия, сотрудничества, отсутствия проблем по вопросам прежде всего распределения материальных и духовных ресурсов, реализации потребностей устремлений, желаний, то другой тип отношений между индивидами (конфликтный), возникает при условии ограниченного количества ресурсов, наличии их дефицита и поэтому удовлетворение потребностей, желаний, устремлений индивидов будет сопряжено с напряжением, конкуренцией, с соперничеством.

Структура конфликта включает: субъекты конфликта, предмет конфликта, конфликтные отношения, конфликтные ситуации, противоречия и причины конфликта. Субъектами являются участники взаимодействия, которые могут быть представлены индивидами, группой индивидов, социальной организацией. Предмет конфликта -конкретные материальные и духовные ресурсы, неудовлетворенные потребности, желания, интересы субъектов взаимодействия, т. е. то, из-за чего возник конфликт. Конфликтные отношения - форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия для завершения конфликта. Конфликтная ситуация - развитие конфликта в конкретный временной период. Конфликтные противоречия - основные пункты разногласий субъектов конфликта, их противоположных интересов, устремлений, потребностей. Причины конфликта - те условия, которые привели к обострению противоречий, возникновению конфликта.

Каждый конфликт имеет пространственные и временные характеристики. Пространственными характеристиками конфликта являются сферы возникновения и проявления конфликта; условия и повод возникновения: конкретные формы проявления; результат конфликта: средства н действия, которые используют субъекты конфликта. Временные характеристики представлены такими параметрами как длительность, частота, повторяемость конфликта, продолжительность участия в конфликте каждого из субъектов, также временные параметры каждого из этапов развития конфликта.

Каждый конфликт имеет свою динамику развития, которая включает следующие стадии;

1 стадия - предконфликтные отношения, накопление проблем, их неразрешенность, появление напряженности в отношениях;

2 стадия - обострение противоречий, устойчивый негативный психологический фон в отношениях; постоянная негативная, порой агрессивная конфронтация;

3 стадия - конфликтная ситуация, открытый конфликт между субъектами, отсутствие взаимопонимания;

4 стадия - разрешение конфликта;

5 стадия - постконфликтная стадия, ситуация, новое содержание отношений между участниками конфликта.

Типология социального конфликта зависит прежде всеro от выбранного критерия. Например, в зависимости от разрешаемости конфликтного противоречия выделены полностью разрешаемые конфликты, частично разрешаемые и неразрешаемые, которые поддаются только регулированию. По количеству субъектов конфликты классифицируются на межличностные, межгрупповые. Особо выделен внутриличностный конфликт. Структура личности достаточно сложна и противоречива. Среди внутриличностных конфликтов могут быть выделены патогенные, позитивные, приводящие к переоценке и переориентации и др. Процесс принятия решений для личности во многих случаях является достаточно сложным и конфликтным.

Межгрупповые конфликты являются структурной основой различных по своему содержанию конфликтов, в частности, политических, межэтнических, экономических и т. д. Критерием в данной типологии является конкретная сфера общества. Каждый из перечисленных типов конфликтов может быть классифицирован например как политический: межпартийный, правительственный, внутрипартийный и т. д. Исследователи социальных конфликтов пришли к выводу о наличии и признании множества типологий. Так, при классификации конфликтов используют системный подход, количественные и качественные критерии, анализ противоречий, мотивов и т. д. '.

Достаточно распространенным в социально-психологических исследованиях является классификация конфликтов на деловые и эмоциональные. В последнем случае эмоции преобладают и превращаются в предмет конфликта.2. По формам проявления конфликты классифицируются на открытые, латентные, потенциальные.

В настоящее время в отечественной науке о социальных конфликтах использованы многие идеи, положения из работ зарубежных исследователей. Приобрели широкую известность и стали классическими концепции "социального конфликта" Л. Кренсберга, "конфликтной мололи общества" Р. Дарендорфа, "позитивно-4Л i.KHiioii^iiiiioro конфликта" Л. Козера, "общей теории конфликта" К. Боулдинга, "поведенческой модели фрустрации-агрессии" Д. Долларда, "разрешение конфликтов на основе теории человеческих потребностей" Дж. Бартона, "коллективных насильственных действий" Ч. Тилли и др.

Западные теории социального конфликта также развивались на основе критики достаточно распространенного положения о стабильности и гармоничности общества. В частности критике был подвергнут вывод Т. Парсонса о стабильности как основной характеристики общества. Ч. Л. Миллс отмечал, что наряду со стабильностью существуют конфликтность, агрессивность, беспорядок; он рассматривал теорию социального конфликта как альтернативу структурно-функциональному анализу. Л. Козер рассматривал конфликт как явление, которое обладает не только разрушительным, но и конструктивным содержанием. Его положения о конфликте как источнике развития, изменения, включая и позитивные моменты данного процесса, получили признание среди современных исследователей.

Л. Козер особое внимание обращал на роль ценностей, интересов для стабильности и развития как социальных групп, так и социальных систем. Если субъекты, вступившие в конфликт, более не разделяют ценностей, на основе которых функционировала конкретная социальная система, то возникает внутренний конфликт, который ведет к распаду социальной структуры, происходит замена ее новой, утверждаются новые по своему содержанию объединяющие элементы системы, ценности, интересы. Л. Козер рассматривает конфликт как способ адекватного приспособления социальных норм к изменившимся обстоятельствам, так как конфликт внутри групп содействует формированию и утверждению новых социальных норм или обновлению прежних. ^

В целом, в обществах, открытых конфликту, который направлен на разрешение антагонистической напряженности, конфликт будет способствовать изменению и развитию общественных, групповых процессов при определенном уровне их стабильности и конструктивности.

Р. Дарендорф, известный немецкий социолог, много внимания уделяет общественно-политическим аспектам развития конфликта. Он обосновывает положение, что общество имеет конфликтное основание, что проявляется в следующем: общество всегда находится в процессе изменения: общество содержит тенденции единства (согласия) и различия (противоречия); каждый элемент общества находится в состоянии изменения; любое общество предполагает насилие одних индивидов над другими.

Содержание данных положений свидетельствует о том, что Р. Дарендорф не разделяет функционалистскую модель общества, но придерживается конфликтной модели. Свою концепцию он рассматривает в контексте понятий "жизненных шансов и свобод", при этом жизненные шансы он определил как благоприятные возможности, условия, которые общество обеспечивает человеку. Изучая социальные конфликты на макроуровне, Р. Дарендорф обращает внимание на исследование проблем классового конфликта, полагая, что степень политических, гражданских прав и свобод находится в тесной зависимости от динамики классового конфликта, так как объектом последних является борьба за увеличение жизненных шансов. Р. Дарендорф видит причину социальных конфликтов в диалектике власти и сопротивлении этой власти. По его мнению, неравенство является условием свободы.

Р. Дарендорф далек от мысли, что изменение политических прав и свобод ведет к превращению конфликтов между его социальными группами и ликвидации неравенства в обществе, но такие изменения переводят социальные конфликты в новое состояние и на новый уровень. Общество свободного предпринимательства наиболее оптимально может развиваться, используя модель демократического государства, способного гибко и адекватно реагировать политическими изменениями на изменившуюся ситуацию в общественных отношениях.

Таким образом, благодаря демократическим формам регуляции общественных процессов достигается возможность своевременного перевода конфликта из возможной разрушительной, деструктивной формы на новый уровень, что ведет к расширению набора средств, методов конструктивной регуляции социальным конфликтом.

Ряд исследователей социального конфликта, в частности А. Рапопорт, отмечают значение системного анализа для изучения социальных конфликтов различных типов и видов. Системный анализ социальных конфликтов исходит из установок общей теории систем. Основополагающим для данного метода исследования конфликтов является представление об обществе как устойчивой совокупности взаимосвязанных элементов, частей, составляющих конкретную целостность (систему).

Один из основоположников общей теории системы Л. фон Берталанфи считал, что главным при изучении явления как системы представляется выяснение общих принципов и законов поведения систем независимо от природы составляющих их элементов и отношений между ними. Система есть множество связанных между собой элементов с наличием структуры - устойчивой фиксации связей между элементами системы, целостностью, а также несводимостью свойств системы к свойствам элементов системы.

Использование системного анализа для изучения социальных конфликтов возможно при условии применения метода моделирования. Ключевую роль при этом занимает анализ структуры, которая указывает на определенную упорядоченность отношений, связывающие элементы системы. Структуры делятся на простые и сложные в зависимости от числа взаимосвязей между составляющими ее элементами; структуры могут иметь также иерархический характер, состоять из упорядоченных уровней и т. д.

Проблема структуризации была одной из ведущих для значительного в первой половине двадцатого века направления психологии, основанного М. Вертгейтером, а его идеи были использованы при развитии когнитивной структуризации-одного из направлений системного анализа, также нашедшего применение в конфликто-логических исследованиях. Однако использование универсальных объяснительных (когнитивных) схем приводит к использованию заданных жестких схем понимания ситуации, таким образом произвольно сокращается количество вариантов для выбора и возможностей действия в конфликтной ситуации.

А. Рапопорт выделяет два подхода в общей теории систем, которые позволяют дать системный анализ конфликтным ситуациям: математическая и органическая системные модели. Общими для обеих системных моделей являются исходные понятия целостности, аналогии и взаимосвязанности, а также признаки множественности причинных взаимодействий, отказ от поиска первопричины конфликтных процессов и явлений.

Отмечая положительный эффект использования данных системных моделей для анализа социальных конфликтов различного уровня, типа и вида, А. Рапопорт видит их недостаток в большой степени абстрактности, отсутствии методов анализа конкретных событии. Но, несомненно, что данные системные модели анализа конфликтных ситуаций могут быть достаточно эффективными и результативными при прогнозировании возможных конфликтов, их развития в будущем. Но при этом еще недостаточно разработаны критерий отбора исходных переменных, которые могут быть использованы в математических моделях, существует опасность запрограммированного отбора переменных, исходя из содержания предложенной гипотезы конфликтной ситуации.

Теории социального конфликта включают в свое содержание различные дисциплинарные направления - знания из социологической, психологической наук, а также теории международных отношений и т. д. Имея свой объект и предмет исследования, конфликтология тем не менее является результатом междисциплинарного синтеза, объединяет различные направления, подходы в рамках нескольких дисциплин. Многие модели конфликтных ситуаций, конфликтов различных видов и типов в настоящее время моделируются с помощью математических теорий, в частности, математической теории игр. Происходит использование математики, информатики, математических теорий для конструирования системы и структуры общественных процессов и явлений.

В частности математический анализ для исследования социальных конфликтов использовали А. Рапопорт, К. Боулдинг. Однако для применения данного метода необходимо обладать определенными познаниями в области математических теорий.

В последние десятилетия зарубежные исследователи в большей степени сконцентрировались на изучении проблем предотвращения и завершения конфликта. Поставлен вопрос об управлении социальными конфликтами, что, в свою очередь, требует исследования технологий по завершению социальных конфликтов всех типов.

Как свидетельствует практика, социальные конфликты могут развиваться по деструктивному и конструктивному пути. Конструктивная модель развития конфликта предполагает взаимовыгодные, приемлемые для конфликтующих сторон технологии достижения завершения конфликта, в то время как использование на практике деструктивной модели завершения конфликта сопровождается разрушительными тенденциями, использованием методов агрессии, насилия, давления, шантажа. В зависимости от формы развития социальных конфликтов зарубежные исследователи также выделяют институализированные конфликты, частично институализированные и абсолютные конфликты. Целью последних является полное уничтожение оппонента, который в данной модели развития конфликта рассматривается как противник. "Либо победа, либо поражение - и никакого компромисса" - является девизом подобных конфликтов; конфликты подобного рода достаточно изнурительны для их участников.

В недалеком прошлом много внимания специалисты уделяли международным конфликтам, проблемам войны и мира. "Позиции силы" широко использовались при решении конфликтных международных ситуаций. К. Боулдинг, Р. Коллинз, К. Шиллинг и другие исследователи подробно рассматривали в своих работах причины, условия возникновения и предотвращения войны как формы международного конфликта.

К. Боулдинг исходил из положения о том, что стремление к насилию, агрессии изначально присуще человеку. Поэтому конфликты не могут раз и навсегда быть разрешены и устранены из общества, отношений между людьми, группами, государствами. Поэтому исследователям необходимо разрабатывать предупредительные формы развития конфликта, меры по разрешению и переводу конфликта на новый уровень, не ожидая деструктивных форм развития, завершения конфликта. А. Рапопорт, К. Боулдинг много внимания уделяли изучению вопроса прогнозирования и предотвращения вооруженных конфликтов, а также насильственных форм сопротивления.

Процесс завершения конфликтов специалисты ставят в зависимость от степени удовлетворения целей, желаний, устремлений, которыми руководствуются субъекты, вступая в конфликт (например, Дж. Бертон, Р. Коллинз). Поэтому аффективно управлять конфликтами возможно только при учете потребностей, устремлений субъекта конфликта, а также нахождения адекватной и взаимоприемлемой формы их удовлетворения. В условиях межгруппового социального конфликта взаимоудовлетворяющая форма завершения конфликта создается с учетом как внутренних, так и внешних возможностей конфликтующих субъектов и социальной среды их нахождения. Следует также учитывать тот факт, что многие социальные конфликты не могут быть завершены. Они неразрешимы и возможна только временная их гармонизация и стабилизация. Изменение окружающей среды, самих субъектов приводит к нарушению статус-кво и конфликт возобновляется. 1одобного типа социальные конфликты особенно нуждаются в своевременной регуляции, в управлении.

Конфликты, возникающие между индивидами в группе, разрешаются преимущественно двумя методами: методом убеждения и методом принуждения. Метод принуждения предполагает осуществление насильственных действий одного субъекта над другим. В зависимости от сложившейся ситуации конкретный метод принуждения может быть эффективен, в частности, если необходимо пресечь опасные для общества, индивида действий одной из сторон. Форма запрета, принуждения в ряде случаев может быть нужна для оказания помощи слабому человеку и т. д. Метод убеждения ориентирован прежде всего на поиск компромиссов, взаимовыгодных решений. Основным его средством является убедительная аргументация своих предложений, а также знание и учет устремлений другой стороны. Именно поиск возможностей и путей достижения компромисса является одним из основополагающим при использовании данного метода.

Обращаясь к проблеме регуляции и разрешения конфликтов в процессе социальной работы необходимо обратить внимание на внутриличностный и межличностный конфликты, а также конфликт индивид-общество, индивид - социальная группа. Как отмечает В.Г.Бочарова: "Социальная работа - своего рода связка; социальный работник-посредник, регулирующий, уравновешивающий деятельность общества по отношению к клиенту" (В. Г. Бочарова. Педагогика социальной работы. М., 1994. С. 17). Социальная работа с клиентом направлена на разрешение возникшего конфликта, конфликтной ситуации, субъектом которой клиент является. Рассмотрим подробнее конфликты, с которыми приходится иметь дело в процессе своей деятельности социальному работнику.

Базисными теориями при изучении социальных конфликтов являются теория ограниченных ресурсов и теория человеческих потребностей. Основополагающим выводом теории ограниченных ресурсов является заключение, что в обществе недостаточно ресурсов, а также социальных возможностей и условий, которые могут быть предоставлены индивиду. В частности, Р. Дарендорф в своей работе "Жизненные шансы: подходы к социальной и политической теориям" проблему социального конфликта рассмотрел в аспекте жизненных шансов, которые по своей сути представляют форму ресурсов в виде тех возможностей, которые имеет каждый индивид в конкретном обществе. Общество, стремящееся к устойчивому развитию, должно постоянно расширять, увеличивать жизненные шансы, увеличивать ресурсы.

Понятно, что ресурсы в любом обществе ограничены, но все слои общества в разной мере ими обладают. поэтому между индивидами, социальными группами происходит постоянная борьба за их перераспределение, что связано с наличием отношений конкуренции, соперничества, соревнования. Демократия, рынок открыто предполагают существование различий между субъектами, признание конфликта при отстаивании этих различий между субъектами, изменение и перераспределение ресурсов, многообразие интересов и постоянный поиск согласия и компромисса.

Таким образом, разрешение конфликта в контексте теории ограниченных ресурсов означает выяснение наличия ресурсов в обществе, возможности их увеличения, а также принципы и механизмы распределения. Конфликт может быть одним из методов распределения социальных ресурсов на индивидуальном и групповом уровне.

Теория человеческих потребностей, одним из авторов которой является К. Ледерер, имеет достаточно много сторонников и последователей в США. Она ориентирована как на анализ потребностей человека, так и на исследование возможностей и механизмов их удовлетворения. Согласно теории человеческих потребностей ограниченное количество ресурсов является причиной возникновения и развития социальных конфликтов, так как полное либо частичное неудовлетворение потребностей человека, в конечном счете, не позволяет ему быть активным и полноправным субъектом социального процесса.

Конфликты являются одним из условий развития самого субъекта, социальных систем и отношений. Однако, признав наличие конфликтов как условия развития социума, необходимо учитывать, что его возникновение не является неизбежным. Процесс развития социума всегда содержит потенциальные конфликты, но управление, координация изменениями с целью оптимизации взаимоотношениями между субъектами снимает возможность перехода потенциального конфликта в открытую ее форму. Наличие разнообразия в демократическом обществе с рыночной системой требует регуляции, оптимизации системы отношений между социальными субъектами. В этой связи следует рассмотреть функции социального конфликта.

Позитивные функции конфликта:

- функция оптимизации - восстановление оптимального равновесия во взаимоотношениях, в возможностях развития и эффективного функционирования социальных субъектов (индивида, группы, систем и организаций) ;

- функция интеграции и стабилизации - интеграция и стабилизация при укреплении тенденции устойчивого развития социальных субъектов;

- информационно-сигнальная функция - определение полей напряжения, неблагополучия, рассогласования целей, интересов;

- инновационная функция - разрешение противоречии социального субъекта, переход к новому состоянию, с новыми качественными и количественными параметрами, установление новой системы отношений или координация элементов старой с целью их адаптации к изменившимся условиям, в частности, измененным социальным субъектам.

Наряду с позитивными функциями конфликта определены и негативные последствия развития социального конфликта; к ним относятся:

- разрушение, уничтожение полное либо отдельных элементов социальных систем, организаций, а также изоляция либо подавление субъектов конфликта;

- деформация отношений между субъектами, самими системами, временное нарушение стабильности, развития, социального изменения как отдельного субъекта, так и социальной системы в целом;

- истощение материальных и духовных ресурсов, жизненных сил социальных субъектов, систем, организаций.

Показателем наличия потенциального конфликта является социальная напряженность. Количественным индикатором социальной напряженности является увеличение числа дестабилизирующих факторов и ситуаций в функционировании социальной системы, увеличение периода действия деструктивных форм отношении между субъектами и системами. Качественные индикаторы социальной напряженности свидетельствуют об изменениях в содержании отношений между субъектами в содержательных характеристиках самих субъектов, в переходе от конструктивных форм разрешения проблем к деструктивным. Напряженность проявляется на уровне отношений и взаимодействий как результат рассогласования интересов, потребностей, появления дестабилизирующих факторов, которые свидетельствуют о происходящих несбалансированных изменениях.

Социальный конфликт является результатом и условием изменений как социальной системы в целом, так и отдельных субъектов и отношений между ними. Его наличие и развитие обусловлено потребностями субъектов и имеющимися ресурсами для их удовлетворения. Социальные конфликты могут происходить в конструктивной или деструктивной форме, обладают конкретными позитивными функциями, а в условиях деструктив-ности ведут к негативным последствиям. Они являются естественными спутниками общественного и индивидуального развития и изменения. Поэтому социальные конфликты требуют анализа, изучения с целью достижения эффективной их регуляции и завершения.

Практические задания и вопросы по теме

1. Дайте определение понятие "социальный конфликт".

2. Перечислите элементы структуры социального конфликта.

3. Какие критерии вы можете перечислить, на которых основана классификация социальных конфликтов?

4. Назовите концепции, являющиеся исходными для анализа социальных конфликтов.

5. Изложите основное содержание базисных концепций социального конфликта.

6. Перечислите функции деструктивных и конструктивных форм развития социальных конфликтов.

7. Определите содержание информационно-сигнальной функции социального конфликта.

8. Опишите конкретный конфликт по вашему выбору, перечислите его основные элементы, покажите динамику развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. 3 д р а в о м ы ел о в А. Г. Социология конфликта. М., 1995.

2. Громова О. Н. Конфликтология. М., 1993.

3. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. Социологические исследования. 1994, № 5.

4. Смелзер И. Социология. М., 1994.

5. Теория и методология социальной работы. Под ред. С. И. Григорьева. М., 1994.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации