Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом - файл n1.doc

приобрести
Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом
скачать (584.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1651kb.16.10.2005 21:43скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Козлов Владимир Владимирович, Козлова Александра Александровна

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ

Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом / В.В. Козлов, А.А. Козлова. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 224 с. (Серия «Бизнес-тренинг».)



Эта книга действительно написана с юмором — легко и понятно. Это при том, что авторы книги — серьезные люди, кандидаты наук, занимающиеся сложными вопросами развития организаций "и обучения профессионалов. Они умеют результативно применять то, о чем пишут, и именно поэтому решили поделиться этими знаниями.

А еще они придерживаются точки зрения, которую высказал в свое время великий философ: «Я не признаю ни одной истины, рядом с которой не стояла бы бездна смеха». Юмор для них — не просто комментарий к тексту, — это жизненная иллюстрация, а также мощный инструмент работы с непростыми проблемами конфликтов. Стиль авторского разбора проблем вы оцените по достоинству: ведь известно, что лучше справляешься с теми делами, которые нравятся.

Получите удовольствие от этой книги. Она позволит вам совершенствовать свои умения управлять конфликтными ситуациями (это информация для всех), консультировать (это для желающих) и проводить тренинги (а это скорее — для профессионалов). Надеемся, что после прочтения книги вы разделите утверждение авторов: «Ссориться надо так, чтобы после этого относиться друг к другу еще лучше». Успехов!

Оглавление

НЕНАУЧНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

Раздел 1. Логико-структурный анализ конфликта ............ 11

Раздел 2. Методы и приемы управления конфликтом ...... 54

Тема 2.1. Информационное управление конфликтом ........... 56

Тема 2.2. Эмпатия в управлении конфликтом „ .................... 69

Тема 2.3. Мягкая тактика: приемы работы с агрессией ........ 74

Тема 2.4. Мягкая тактика: конструктивная критика ............. 83

Тема 2.5. Жесткие тактики: перехват управления ................. 86

Тема 2.6. Жесткие тактики: противодействие манипулированию .......... 86

Раздел 3. Консультационная помощь в конфликте ......... 102

ТемаЗ.1. Взаимоотношения «консультант — клиент» ....... 104

Тема 3.2. Методический практикум

«Преодолевание барьеров общения» .................................... 1 14

Раздел 4. Программа и упражнения тренинга .................. 148

Список использованной литературы ................................. 220

НЕНАУЧНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ


Конфликт... Когда предлагаешь людям на выбор несколько тем для практической работы на тренинге, именно эту тему называют чаще всего и ставят на одно из первых мест по значимости. Вспоминается очень точное высказывание одного из участников тренинга: «Эта тема интересна потому, что как бы мы от этого ни бежали, но умение конфликтовать все равно является самым существенным условием как минимум профессиональной успешности, а скорее всего, и жизни в целом. И главное, платим-то за неумение грамотно конфликтовать не чем-нибудь, а собой — своими нервами и здоровьем...».

Наверное, именно в связи с этим информация по теме конфликта актуальна, значима, всегда имеет для сравнения личный опыт конфликтного взаимодействия и может ока­заться полезной каждому человеку независимо от его возраста и профессии.

Приступая к непростому разговору о технологичности работы с конфликтом, хотелось бы остановиться на одном феномене. В рамках учебных и тренинговых программ мы обычно просим участников подобрать ассоциации к слову «конфликт». Чаще людям вспоминается что-то неприятное, вызывающее эмоциональный дискомфорт: досада, ругань, противостояние, боль, обида, борьба, выяснение отношений, сражение и т.д. И только в одном из десяти случаев вспоминаются такие ассоциативные определения конфликта, как формирование позиции, условие развития, свидетельство защищенности. Конечно, это не новость, что конфликт двулик. Только эта двуликость очень непропорциональна: раздутая, гипертрофированная эмоциональная сторона, щедро разрастающаяся на энергетике реакций амбиций, и вторая, чаще всего находящаяся в тени рациональная сторона. Эта конструктивная «изнанка» открывается тому, кто способен выйти за пределы эмоционального фона конфликта. Часто просто сформированный навык поискового поведения, выработанная привычка полностью исследовать ситуацию взаимодействия приводит к устранению возможности конфликта.

Комментарий: «Чем умный отличается от мудрого?» «Умный знает, как выйти из трудного положения, а мудрый в него не попадает».

Большинство из нас как-то привыкли к тому, что конфликт — это поражение, потеря, стресс. Поэтому чаще всего мы стараемся его «обойти» или вовсе не заметить, отступая или защищаясь. Схемы поведения в таких ситуациях весьма упрощены: от отказа от своих чувств и потребностей — до напускного игнорирования конфликта или демонстративного переключения на другие сферы жизнедеятельности. Считая в таких случаях себя «бесконфликтными», мы даже не подозреваем, что грешим против истины, поскольку, хотим того или нет, конфликт личностный или социальный — постоянный, необходимый и важный спутник всей нашей жизни. Более того, страшен не он сам по себе, а последствия неправильного к нему отношения, незнания законов его протекания, а главное — той «цены», которую мы все равно оплатим в итоге.

Мы, естественно, не рассматриваем нашу работу как универсальную, производящую полный анализ социально-психологического феномена конфликта. Данный материал рассчитан в основном на людей, которые профессионально призваны управлять ситуацией конфликтов или учитывать их протекание в своей профессиональной деятельности. Хотя даже для них может послужить лишь средством упорядочивания собственного опыта. Конечно, знакомство с содержа­нием книги еще не гарантирует выработки у вас умения успешного разрешения конфликта в любой ситуации. Помните, как немного грубовато, но точно по смыслу говорится в одной восточной пословице: «Если бы яйца помогали в развитии голоса, то тогда куриный зад заливался бы соловьем». Прежде всего успешное разрешение конфликтных ситуаций, управление ими зависит от развития личностного ресурса человека, способности в любом возрасте оптимизировать собственное поведение в зависимости от полученного нового опыта, быть готовым к конфликту. Как говорится, «все несчастья человека оттого, что он предназначен только для счастья».

Материалы данного сборника, особенно рекомендуемые технологические приемы управления конфликтом не рассчитаны на абсолютно неподготовленного человека. В основном они адресованы тем, кто хочет развивать навыки управления конфликтом. Это чаще делают руководители, консультанты или аналитики. Но в любом случае, если вы привыкли анализировать ситуации собственной жизни, интересуетесь работой собственного сознания, то эта книга поможет вам самостоятельно разобраться в некоторых вопросах теории конфликта, освоить технологические приемы и способы разрешения противоречий в деловом и межличностном общении, осознанно выбрать стратегию и тактику поведения в конфликтной ситуации.

Теоретический материал в данном издании мы сознательно предлагаем читателю в свернутом, схематически изложенном виде, поскольку это облегчает его использование как справочного материала, как опорных конспектов в анализе собственной конфликтной ситуации или организации тренингового процесса.

И еще хотелось бы ограничить объем рассматриваемого материала. Понятно, что заявленная тема достаточно широка. И для того, чтобы не «растечься по древу», мы хотели бы уйти от рассмотрения феноменов внутриличностного конфликта. Мы предлагаем рассмотреть конфликт применительно к деловой сфере: переговоры, формализованное общение, деловые коммуникации, то есть более подробно остановиться на тех сферах, где технологичность общения приветствуется и является элементом профессиональной этики.

В ситуации конфликта мы все хотим прийти к ощущению победы. Но победа всегда подразумевает соревнование. В любом соревновании грань между победой и поражением иногда почти неразличима. В беге даже на очень большую дистанцию победителем может оказаться тот, кто опередил всех на несколько секунд. И эти несколько секунд дались ему не везением или подарком судьбы. Они являются отражением того вклада, который человек внес в себя, в направленное развитие собственного ресурса.

Комментарий о саморазвитии: Журналист, беря интервью у одного известного спортсмена, спросил: «Все говорят, что секреты ваших успехов и достижений в везении. Так ли это?»«Несомненно, ответил тот. Но знаете, что интересное я заметил? Чем больше я тренируюсь, тем больше мне везет».

Наверняка многие из вас, кто сейчас работает с этой книгой, являются не просто практиками, а мастерами коммуникаций, в том числе и конфликтных. Очень часто, к сожалению, мастерство начинает восприниматься человеком как нечто застывшее, не привязанное к темпу изменения жизни вокруг.

Изменения склонны накапливаться постепенно. Но затем их скачкообразный эффект мгновенно загоняет нас в ловушки неуспеха. И вот мы уже оказались не готовы к стрессовой ситуации, сложным переговорам, манипулятивному воздействию со стороны других людей. В этом плане вспоминается еще одна история. На улице к известному скрипачу подскочил человек с восхвалениями: «Маэстро, вы гений!» Когда тот отошел, музыкант хмыкнул и сказал: «Как же, гений. Он бы тоже им стал, если бы пиликал на своем инструменте по семнадцать часов в сутки. Что же в этом гениального?» Хороший пример, выразительно отражающий мысль о том, что мастер не тот, кто научился хорошо делать что-либо, а тот, кто постоянно поддерживает и развивает собственное умение, вкладывая в этот процесс развития больше сил, чем кто-либо другой.

Человек — это сумма возможностей. И часто единственный способ установить границы возможного — выйти в невозможное. На пределы своих возможностей наталкивается лишь тот, кто верит в существование таких пределов. Поэтому вы можете постоянно совершенствоваться, оттачивая грани собственного мастерства. К сожалению, не случайно появилось высказывание В. Швебеля о том, что «проблема современного человечества состоит, прежде всего, в том, что оно вполне может обойтись мозжечком, но, к сожалению, вынуждено жить с большим мозгом».

Выражая основную идею предлагаемого вашему вниманию методического пособия, мы хотели бы солидаризоваться с высказыванием: «Умные обычно сомневаются в своих знаниях. Глупые же постоянно ставят в конце своих скромных мыслей большой восклицательный знак». Поэтому в книге заложен не поведенческий алгоритм «делай только так», а алгоритм решения проблемы, который можно использовать в соответствии с логикой ситуации, в которой вы оказались.

Необходимо также оговорить наш подход к формированию содержания данного пособия. Конечно, хорошо, когда есть возможность при раскрытии темы конфликта концентрироваться только на нахождении путей партнерского взаимодействия. Но, к сожалению, мало надежды на то, что люди готовы прежде всего поступать с учетом интересов других. Каждый из нас постоянно сталкивается с тем, что под призывом к нахождению взаимных интересов, согласованию позиций, криками о справедливости люди понимают максимальное внимание к своим собственным проблемам, и только. Поэтому мы учитываем высокую степень вероятности того, что «пастырь, проповедующий, что все люди братья, в итоге стрижет шерсть с большого стада». И именно поэтому в книге представлены разные методы взаимодействия с партнерами в ситуации конфликтного взаимодействия, в зависимости от их настроя и целей общения. Конечно, большинство из подобных знаний предлагается в качестве умения противостоять некорректным приемам в деловом и межличностном общении, но вместе с тем мы прекрасно понимаем, что владение знанием подразумевает умение его применять не только в оборонительных или конструктивных целях. Здесь уже право выбора лежит на совести каждого.

Мы все понимаем, что любое знание без практики мертво. Если вы просто ознакомились с предложенной вам информацией, вы напрасно потеряли свое время. В процессе проведения тренингов периодически встречаешь одни и те же лица. Но если одни из них приходят за новым опытом для проведения анализа реальных ситуаций собственной жизни (хорошо, что таких большинство), то иные хотят получить очередную порцию «допинга» по типу «вот еще поучусь, а затем меня уже никто не остановит». Только при соответствующем настрое на постоянное применение и рост эффективности самосовершенствования данная книга будет полезна.

И последнее. Мы понимаем, что тема конфликта — достаточно серьезная тема. Иногда за неэффективное их разрешение можно заплатить очень большую цену. Но все же «мир выжил, потому что смеялся». В данной книге приводится много практических историй, шуток, анекдотов, афоризмов. Это делается нами специально, поскольку известно по опыту: эмоционально поддержанное знание запоминается намного проще.

Так что надеемся, что наша встреча с вами на страницах этой книги будет взаимно полезной. В путь!


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Козлов Владимир Владимирович, Козлова Александра Александровна
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации