Курсовая работа - Планирование ассортимента выпускаемой продукции - файл n1.doc

Курсовая работа - Планирование ассортимента выпускаемой продукции
скачать (292.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc293kb.15.09.2012 06:00скачать

n1.doc




Кафедра менеджмента


Курсовая работа
по предмету «Коммерция»

на тему «Планирование ассортимента выпускаемой продукции»

Проверила:

Выполнила:

Группа:

Аннотация


Данная курсовая работа состоит из: аннотации, оглавления, введения, двух разделов – теоретической части и практической части, заключения, списка литературы, глоссария и приложения. А также содержит:

Ключевые слова: ассортимент, глубина ассортимента, полнота ассортимента, степень обновления ассортимента, структура ассортимента, номенклатура ассортимента, обязательный ассортимент, промышленный ассортимент, торговый ассортимент, товары сложного ассортимента, ассортиментная концепция, ассортиментная политика, формирование ассортимента, рентабельность, ранг продукции, точка безубыточности, операционный рычаг, матрица БКГ, сопряжённый экономический эффект.

Курсовая работа состоит из 33 листов.

The summary


Course work consists from: summaries, tables of contents, the introductions, two sections – a theoretical part and a practical part, the conclusion, the list of the literature, a glossary and enclosure. And also contains:

Keywords: assortment, depth of assortment, completeness of assortment, a degree of updating of assortment, structure of assortment, the nomenclature of assortment, obligatory assortment, industrial assortment, trading assortment, the goods of difficult assortment, assortment the concept, assortment a politics, formation of assortment, profitability, a rank of production, a point of break-even, the operational lever, matrix БКГ, the interfaced economic benefit.

Course work consists of 33 pages.

Содержание


Аннотация 2

The summary 3

Содержание 4

Введение 5

Глава 1. Теоретическая часть 7

Понятие ассортимент продукции 7

Формирование ассортимента продукции 9

Ассортиментная политика предприятия 11

1.4 Методы формирования ассортимента продукции 12

1.4.1 Метод валовой маржи 13

1.4.2 Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ 13

1.4.3 Метод линейного программирования 14

Глава 2. Проектная часть 15

Исходная информация 15

2.2. Метод валовой маржи 16

2.2.1 Исследование структуры затрат предприятия 16

2.2.2 Расчет элементов операционного рычага 17

2.2.3 Увеличение объемов реализации 19

Сокращение расходов и увеличение объемов реализации 20

Изменение ассортимента продукции 21

Расчет риска по выбранной стратегии выхода из кризиса 22

Графическое представление разработанного варианта выхода из кризиса по конкретной фирме 24

2.3 Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ 24

Расчет данных для ранжирования 24

Матрица БКГ 25

Метод линейного программирования 26

Исходные данные и решение проблемы оптимизации симплексным методом 26

Заключение 28

Список используемой литературы 30

Глоссарий 31

Приложение 1 33

Приложение 2 35




Введение


Планирование ассортимента продукции заключается в планировании всех видов деятельности, направленных на отбор продукции для будущего производства и сбыта, разработки спецификаций и характеристик этой продукции в соответствие с требованиями потребителей.

Под ним подразумевается политика и стратегия предприятия в области разработки (проектирования), маркировки, упаковки и установления цены продукции и услуг, которые рассматриваются и решаются только в комплексе, поскольку они неразрывно связаны между собой и служат для потребителя «образцом» продукции или услуги.

Планирование ассортимента в течение всего жизненного цикла продукции является непрерывным процессом. Предприятие не может сколь угодно долго поставлять на рынок одну и ту же продукцию. Постоянное новаторство в выпуске продукции – обязательное условие выживания предприятия в условиях рынка.

Цель курсовой работы – сформировать ассортимент выпускаемой продукции, применив различные методы отбора наиболее эффективных в отношении рентабельности видов продукции, так, чтобы добиться перехода предприятия из убыточного состояния в зону прибыли, а также запланировать программу производства, оптимальную с точки зрения использования ресурсов и максимизации прибыли.

Задачи, которые необходимо решить:

  1. Исследовать затраты производства;

  2. Наметить возможное увеличение объема продаж, ориентируясь на среднее отраслевое значение рентабельности аналогичных предприятий;

  3. Описать сокращение расходов и увеличение объемов реализации;

  4. Определить направления изменения ассортиментной политики с помощью сравнительного анализа рентабельности различных групп изделий;

  5. Прекратить выпуск нерентабельной продукции и наращивать объемы продаж более рентабельной продукции;

  6. Оценить совокупный риск деятельности предприятия;

  7. Оценить различные направления преодоления кризисной ситуации и выбор наилучшей стратегии.

Поставленные цели и задачи будем реализовывать с помощью следующих методов исследования:

  1. Метод операционного и финансового рычага (оцениваются различные направления преодоления кризисной ситуации);

  2. Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ (по доле продаж каждого вида продукции и его рентабельности – рангу); с помощью графика “рентабельность” “доля продаж”, можно определить какие виды продукции играют ведущую роль;

  3. Метод линейного программирования (в процессе планирования будущего ассортимента возникает необходимость принятия оптимальных плановых решений).

В настоящее время деятельность организаций оказалась вписана в экономический контекст. Им нужны идеи, технологии и способы, которые могут оптимизировать производство продукции и услуг, их продажу, планирование и организацию производства. Поэтому растет интерес к передовым системам, которые могут помочь более эффективно организовать процессы сбыта и комплектации, повысить экономию и эффективность затрат, оптимизировать технологию продаж и закупок.

Поскольку количество и сложность ситуации во внешней среде растут, рыночные условия делают все более востребованными в экономическом анализе методы и модели, способные решать проблемы бизнеса и предпринимательства. Оптимизированное управление в микроэкономических структурах, обеспечивает их развитие в условиях неопределенности и риска. В этом заключается актуальность выбранной темы.

В настоящей работе рассматриваются методы выявления убыточных и наиболее прибыльных видов товарных групп, с помощью которых осуществляется оптимальное планирование ассортимента продукции.

Объектом исследования является коммерческое предприятие акционерное общество “Радуга”, специализирующееся на производстве канцелярских товаров. В ассортимент входят три вида продукции: А – ручки, В – карандаши, С – линейки.


Глава 1. Теоретическая часть

Понятие ассортимент продукции


Совокупность всех ассортиментных групп товаров, изготовляемых фирмой, определяет так называемый товарный ассортимент.

Ассортимент товаров — совокупность сортов и разновидностей какого-либо товара, объединенных и сочетающихся по определенному признаку. Ассортимент товаров характеризуется

Структура ассортимента характеризуется удельным весом товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в общей сумме товарооборота.

Различают производственный и торговый ассортимент товаров.

Производственный ассортимент — это номенклатура товаров, выпускаемая промышленными или сельскохозяйственными предприятиями. Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент товаров, что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество.

Торговый ассортимент – перечень товаров, подобранных для реализации в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: производственные и непроизводственные товары.

Торговый ассортимент, с точки зрения организации коммерческой работы с ним, можно подразделить по ряду признаков на следующие виды.

        1. Товары простого ассортимента – состоящие из небольшого количества видов или сортов (соль, сахар, спички, керосин, хозяйственное мыло и др.).

        2. Товары сложного ассортимента – имеющие в пределах одного вида свою внутреннюю классификацию по различным признакам (фасонам, размерам, расцветкам, ростам и т.д.).

        3. В зависимости от частоты спроса, предъявляемого покупателями, товары подразделяются на товары повседневного, периодического и редкого спроса.

К товарам повседневного спроса относят хлеб, сахар, молоко, соль и некоторые другие. Эти товары являются предметами первой необходимости и приобретаются наиболее часто, ежедневно либо через несколько дней.

Товарами периодического спроса называются преимущественные изделия – одежда, обувь, головные уборы, ткани и др. (деликатесы, марочные вина и коньяки и т.п.), покупки которых населением производятся через более длительные промежутки времени.

Товарами относительно редкого спроса (срок службы которых превышает 5 лет) являются предметы длительного пользования, которые приобретаются населением наименее часто, эпизодически. К ним относятся мебель, телевизоры, радио, видеомагнитофоны, стиральные машины, мотоциклы и другие предметы искусства, ювелирные изделия. Подбор ассортимента по указанным видам позволяет рационально организовать торговлю, разграничить между магазинами зоны обслуживания, более правильно разместить и построить торговую сеть. Так, например, товары повседневного спроса, простого ассортимента должны быть максимально приближены к населению, находиться от него в пределах пешеходной доступности.

Продажа товаров сложного ассортимента, периодического спроса сосредотачивается в крупных торговых предприятиях (универмагах, супермаркетов и т.д.). Товары редкого спроса реализуются в небольшом количестве в специализированных магазинам или в магазинах элитного типа (магазинах-салонах, гипермаркетах и т.д.).

Среди торгового ассортимента выделяют также комплектные товары – гарнитуры мебели, лыжи, сервизы посуды многие технически сложные товары.

Итак, любой товар можно отнести к какой-либо группе товаров. Каждый товар имеет свой спрос, повседневный или редкий. Организация при планировании ассортимента должен учитывать, какой товар нужно производить, тем самым угадывать пожелания потребителей. Также при ассортименте товара необходимо учитывать его широту, глубину, насыщенность и гармоничность.

Формирование ассортимента продукции


В современных условиях конкуренции рынок определяет необходимый ему ассортимент, поэтому задачей предприятия является удовлетворить спрос лучше и эффективнее, чем конкуренты. При неоптимальной структуре ассортимента происходит снижение как потенциального, так и реального уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия. Поэтому формирование оптимального ассортимента, способствующего оптимизации прибыли, сохранению желаемой прибыли на длительный период времени, очень актуально для предприятий, стремящихся быть конкурентоспособными.

Формирование ассортимента – процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом покупателей.

Формирование ассортимента — проблема конкретных товаров, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами. При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.

На построение торгового ассортимента в розничных торговых предприятиях влияет ряд экономических, социальных, демографических, природно-естественных, специфических и других факторов.

К экономическим факторам относят: денежные доходы населения и распределение их между отдельными группами населения; уровень розничных цен и их соотношение между отдельными видами и группами товаров; объемов и состав нетоварного поступления продуктов питания в семьи за счет личных подсобных хозяйств; степень обеспеченности населения предметами длительного пользования.

Социальные факторы – социальная и профессиональная структура обслуживаемого населения; уровень образования и культурного развития людей; исторические традиции, праздники, национальные обычаи народа, мода и др.

Демографические факторы: изменения численности населения и его состава по полу, возрасту, месту проживания; изменение размеров и состав семьи.

Природно-естественные факторы: климатические условия, продолжительность времен года, физиологические особенности человеческого организма в зависимости от пола, возраста и т.д.

К специфическим факторам относятся тип и размер магазина, его специализация, техническая оснащенность, условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия и другие.

Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.

Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности — научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели — оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя.

Еще один важный элемент ассортимента – изъятие из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически, неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждого товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров.

Принятие окончательного решения об изъятии товара из программы или о продолжении его реализации можно упростить, если уже на стадии разработки изделия установить количественные требования к нему: уровень (норматив) окупаемости, объем продаж и/или прибыли (с учетом полных затрат ресурсов). Если товар перестает отвечать этим критериям, то тем самым предопределяется и характер решения по его изъятию.

Товар, вовремя не изъятый из производственной программы, приносит большие убытки, требуя несоразмерно получаемым результатам затрат средств, усилий и времени.

Таким образом, если производитель не будет иметь четкой системы критериев изъятия товаров из производственно-сбытовой программы, и не будет систематически проводить анализ изготовляемых и реализуемых товаров, то его ассортимент неизбежно окажется «перегруженным» неэффективными изделиями со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для производителя.

Ассортиментная политика предприятия


Формирование и реализация ассортиментной политики необходимы для определения условий безубыточной работы предприятия, управления объемом прибыли с целью оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса.

Ассортиментная политика — это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии предприятия. Вопрос о расширении (сужении) ассортимента выпускаемой (продаваемой) продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие.

Однако общие правила и зависимости могут и должны быть определены и сформулированы на основании анализа состояния и развития существующих сегментов рынка (внешние факторы) и финансовых изменений, происходящих внутри предприятия (внутренние факторы).

Выбор той или иной ассортиментной стратегии должен основываться на оценке изменений денежных потоков, вызванных изменением ассортимента, а также на прогнозе состояния денежных потоков в перспективе. Любое расширение ассортимента неизбежно влечет за собой увеличение расходов. При этом положительные финансовые результаты от изменений в ассортименте могут иметь место только в будущем.

Иногда целью расширения ассортимента (например, выпуск аксессуаров, сопутствующих товаров под существующей торговой маркой) может быть реклама. В таком случае расширение ассортимента должно рассматриваться, как и всякие операционные расходы — с точки зрения их влияния на денежные потоки и финансовые результаты.

В любом случае главным критерием при оценке решения о выпуске новой продукции (будь-то новый и независимый вид товара или имиджевый продукт) или о сокращении существующей товарной номенклатуры должно быть изучение денежных потоков и финансовых результатов, полученных в связи с такими изменениями.

Формирование ассортиментной политики и ее реализация приобретают особое значение при наличии свободы выбора сферы и направления деятельности. Ассортиментная политика предполагает наличие информации о характеристиках сегментов рынков, товаров, покупательских предпочтений, динамики цен, макроэкономических тенденций, уровня внешнеэкономических связей с зарубежными странами. Все перечисленные факторы необходимы для определения условий безубыточной работы и управления массой прибыли с целью оптимизации налогообложения, прогнозирования возможных вложений собственных средств в развитие бизнеса.

Одним из инструментов, которым можно воспользоваться для решения данной проблемы, является операционный анализ, представляющий собой анализ безубыточности. В его основе лежат действия по определению промежуточных показателей (промежуточных сальдо), позволяющих поэтапно отделить выручку реализации от затрат предприятия.

1.4 Методы формирования ассортимента продукции


Существуют различные методы планирования ассортимента продукции. Наиболее распространенными из них являются:

1.4.1 Метод валовой маржи


Этот метод позволяет формировать оптимальный ассортимент продукции, определять цену, объем производства и продаж для получения планируемой прибыли, учитывать ограничения на ресурсы, финансовые возможности при выборе продукции, определять, какие из товаров выгоднее производить, а какие покупать. Для начала необходимо узнать находится ли предприятие в убыточном состоянии, высчитав порог рентабельности. Затем, высчитывается запас финансовой прочности, если он со знаком минус, значит, предприятие находится в зоне убытков. В этом случае далее находятся варианты выхода из этой зоны: увеличение объема реализации, сокращение расходов и увеличение объемов реализации, изменение ассортимента продукции. И можно узнать какой будет риск по выбранной стратегии выхода из кризиса.

1.4.2 Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ


При разработке производственной программы необходимо обеспечить максимальный совокупный доход, что предполагает отбор и включение в план производства наиболее доходных видов продукции.

Поскольку предприятия продают свои товары на разных рынках, то может оказаться, что один и тот же товар находится на различных этапах жизненного цикла в зависимости от рынка, на котором он находится. Поэтому необходимо определит, сколько и каких товаров на каждом из этапов жизненного цикла следует иметь, чтобы обеспечить эффективную предпринимательскую деятельность фирмы как в рассматриваемый период, таки в перспективе. Для решения такой проблемы чаще всего используется матрица «Бостон консалтинг групп». В этой матрице имеются четыре ячейки, в которых указываются товары фирмы с учетом темпов роста объемов продаж и относительно доли на рынке отдельных товаров предприятия. Выделяют такие группы товаров:

«Звезды» занимают значительную долю на рынке и для них характерен высокий темп роста продаж. Они обеспечивают существенную прибыль предприятия, но и требуют определенных затрат на поддержание темпов роста продаж. При уменьшении последних «Звезды» превращаются в «Дойных коров».

«Дойные коровы» имеют высокую долю на рынке и низкие темпы роста продаж. Такие товары имеют своих постоянных покупателей. Их трудно склонить к покупке аналогичных товаров конкурентов. Тем самым эти товары без больших издержек поддерживаются на рынке.

«Трудные дети» имеют низкую долю на рынке и высокие темпы роста продаж. Для поддержания доли на рынке в условиях сильной конкуренции нужны значительные средства. Предприятие должно решить вопрос, следует ли увеличивать расходы на продвижение товара и улучшение его характеристик или снизить цены и т.д.

Определенные проблемы имеет предприятие и с товарами «Собаки». Несмотря на то, что товары этой группы длительное время находятся на рынке, объем их продаж невелик. Для этого положения характерны чрезмерные издержки и незначительные возможности роста.

1.4.3 Метод линейного программирования


Линейное программирование основано на решении системы линейных уравнений. Такие задачи отличаются альтернативностью решения и определенными ограничивающими условиями. Решить такую задачу — значит выбрать из всех допустимо возможных вариантов лучший, оптимальный. Для линейного программирования характерно: математическое выражение переменных величин, последовательность расчетов (алгоритм), логический анализ. При помощи данного метода можно спланировать ассортимент выпускаемой продукции. Для этого необходимо знать расход материальных, трудовых ресурсов, а также лимит ресурсов и уровень планируемой прибыли. Затем, обладая необходимыми данными, необходимо составить систему линейных уравнений. Проведя расчёты, определить оптимальный выпуск продукции.

Вывод: метод операционного рычага позволяет формировать оптимальный ассортимент производства, определять цену, объём производства и продаж для получения планируемой прибыли. С помощью матрицы БКГ можно определить позицию каждого вида продукции предприятия в координатах «рентабельность – доля продаж» и дать рекомендации по планированию выпуска изделий, выявить наиболее доходные виды товаров. При помощи метода линейного программирования можно спланировать ассортимент выпускаемой продукции, составив систему линейных уравнений с учётом определенных ограничивающих условий.

Таким образом, планирование производственного ассортимента – очень важная, серьёзная и ответственная коммерческая работа, которая требует изучения разных отраслей и умения анализировать различные пути выхода из кризисной ситуации.




Глава 2. Проектная часть


Объектом исследования является промышленное предприятие АО «Радуга», созданное на базе ранее действовавшей фабрики по выпуску бумажной продукции.

АО «Радуга» специализируется на производстве канцелярских товаров. В ассортимент АО «Радуга» входят три вида продукции: ручки, карандаши, линейки (A, B, C).

Исходная информация


АО «Радуга» в настоящее время при объеме реализации 63636 руб. (включая налоги в размере 23%) несет убытки в размере 1520 руб.

Расходы АО «Радуга» по выпуску продукции, руб.

Переменные издержки: 35250


Постоянные издержки: 15270


В состав постоянных расходов по заработной плате входит зарплата контрольных мастеров в размере 2500 руб. (с отчислениями).

Воспользуемся тремя методами в расчетах по планированию ассортимента продукции: методом операционного рычага; методом ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ; методом линейного программирования.




2.2. Метод валовой маржи


Конъюнктурные исследования показали, что аналогичные предприятия, работающие в тех же условиях, имеют прибыль на уровне 6,1% от оборота. С целью достижения этого результата руководство фирмы наметило четыре альтернативных выхода из критической ситуации:

  1. Увеличение объема реализации.

  2. Сокращение издержек.

  3. Одновременное увеличение реализации и сокращения издержек.

  4. Изменение ориентации реализации (выбор наиболее рентабельных изделий).



2.2.1 Исследование структуры затрат предприятия


Проведем анализ чувствительности по каждому из четырех направлений увеличения рентабельности, используя данные по основным видам продукции фирмы «Радуга», представленные в таблице 1.

Таблица 1

Структура затрат предприятия «Радуга» по видам продукции (руб.)

Показатель

A

B

C

ИТОГО

Выручка от реализации (без косвенных налогов)

Переменные издержки:

сырье и материалы

производственная зарплата

начисления на фонд оплаты труда

прочие переменные издержки

Постоянные издержки:

зарплата АУП

начисления

аренда

амортизационные отчисления

зарплата мастера с отчислениями

прочие постоянные расходы

14000
11530

6030

3660
980

860
700


9000
5415

2960

1500
402

553
600


26000
18305

9310

5660
1518

1817
1200


49000
35250

18300

10820
2900

3230

15270

4028

1072

800

600
2500

6270


2.2.2 Расчет элементов операционного рычага


Используя данные таблицы 1, рассчитаем основные элементы операционного рычага и представим их в таблице 2.

При расчете применим следующие формулы:

= Переменные расходы

= -=;

=

=-=;
Прибыль = Постоянные расходы;
= ;
= ;

В нашем примере:

= ;

=

Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более значительное изменение прибыли.

Таблица 2

Элементы операционного рычага предприятия АО «Радуга»


Показатель


A


B


C

ИТОГО

руб.

процент

Объем реализации

Косвенные налоги

Выручка от реализации (без налогов)

Переменные расходы

Валовая маржа1

Процент к выручке

Отдельные постоянные расходы (зарплата мастера с отчислениями)

Валовая маржа2

Процент к выручке

Постоянные расходы
Результат (убыток)



14000
11530

2470

17,6


700

1770

12,6



9000
5415

3585

40,0


600

2985

33,2



26000
18305

7695

30,0


1200

6495

25

63636

14636

59000
35250

13750

2500

11250
12770
-1520



100
71,9

28,1

5,1

23,0
26,1
-3,1


Запас финансовой прочности рассчитывается по формуле:

= .

Результатом расчета могут быть два варианта: 1) запас финансовой прочности – положительное число, что свидетельствует о результативной деятельности; 2) запас финансовой прочности – отрицательное число, что означает отсутствие у предприятия запаса финансовой прочности и нахождение его в зоне убытков.

В нашем примере запас финансовой прочности:



Второй вариант расчета, при котором подтверждается отсутствие запаса финансовой прочности в деятельности предприятия, предлагает дальнейшее исследование его деятельности и нахождение возможных вариантов выхода из зоны убытков: сокращение расходов; сокращение расходов и увеличение объемов реализации; изменение ассортимента продукции.

2.2.3 Увеличение объемов реализации


Конъюнктурные исследования показали, что среднеотраслевое значение рентабельности аналогичных предприятий составляет 6,1% от оборота, т.е. целью деятельности АО «Радуга» является получение прибыли в размере:



Если переменные расходы по отношению к объему реализации остаются на прежнем уровне (т.е. процент валовой маржи не изменяется), то объем выручки от реализации, который соответствует новому уровню валовой маржи, должен составить:

= .

Новая валовая маржа должна достичь такого уровня, чтобы покрыть постоянные расходы и обеспечить получение рентабельности на уровне 6,1% к обороту (см. исходные данные), т.е. дать прибыль в размере 2989 руб.



Тогда новая выручка от реализации составит:



Вывод: Для того чтобы предприятие достигло среднеотраслевого уровня рентабельности и вышло из кризиса производства необходимо обеспечить выручку от реализации продукции в размере 64979 рублей.

Сокращение расходов и увеличение объемов реализации


Сумма, на которую следует сократить расходы, должна покрыть убытки и принести прибыль на заданную величину.

Сокращение расходов должно составить:



Однако наиболее эффективный способ повышения рентабельности – это одновременное увеличение объема реализации продукции и сокращение расходов.

Предположим, фирме удается снизить постоянные расходы на 1000 руб., тогда убытки составят уже 520 руб. Новая валовая маржа должна покрыть уровень постоянных расходов и дать прибыль в размере



Тогда новый объем реализации должен составить:



Вывод: Для того чтобы предприятие сократило расходы и увеличило объем реализации, ей необходимо, чтобы валовая маржа составила 17259 руб., а новый объем реализации составил 61420 руб.

Изменение ассортимента продукции


Для определения направлений изменения ассортиментной политики необходимо провести сравнительный анализ рентабельности различных групп изделий, прекратить выпуск нерентабельной продукции и наращивать объем продаж более рентабельной продукции.

С этой целью проводится анализ выпускаемой продукции при заданных исходных данных рентабельности изделий (см. табл. 2):

изделие A – 12,6%

изделие B – 33,2%

изделие C – 25,0%.

На основе проведенного анализа АО «Радуга» решает полностью прекратить выпуск наименее рентабельной продукции А и сосредоточить свое внимание на производстве изделий B и C.

Чтобы определить выручку от реализации оставшейся продукции при условии, что прибыль составит 2450 руб. и объем реализации изделия C не изменится, сначала рассчитаем значение валовой маржи2 всей фирмы:

+ Прибыль;

12770 руб.+2989 руб. = 15759 руб.

Тогда валовая маржа2 от изделия B будет равна:

15759 руб. – 6495 руб. = 9264 руб.

Выручка от реализации изделия B в новых условиях составит:

=



Тогда выручка от реализации всей продукции акционерного общества будет равна:

26000 руб. + 26410 руб. = 52410 руб.

Вывод: Если АО «Радуга» решит полностью прекратить выпуск нерентабельной продукции А и начнёт выпускать только продукцию B и C, то выручка от реализации продукции B и С составит 52410 руб.

Расчет риска по выбранной стратегии выхода из кризиса


Для оценки совокупного риска деятельности АО «Радуга» при реализации предложенных стратегий необходимо рассчитать уровень сопряженного риска.

С целью выхода из кризисной ситуации руководство АО «Радуга» берет кредит в банке, проценты за который составляют 500 у.е. Подставим это значение в формулу для расчета силы воздействия финансового рычага:

= .

Сила воздействия финансового рычага заключается в том, что предприятие, используя заемные средства, изменяет чистую рентабельность собственных средств и свои дивидендские возможности.

= ;

= Ч .

В нашем примере уровень экономического эффекта финансового рычага указывает на финансовый риск, связанный с деятельностью предприятия.

= ;

= ;

= .

Расчеты сопряженного экономического эффекта занесены в таблицу 3.

Таблица 3

Оценка различных направлений преодоления кризисной ситуации для АО «Радуга»

Направления

выхода из

кризиса

Выручка

от реали-

зации, руб.

Валовая

маржа

Сила

опера-

ционного

рычага

Сопряженный

эффект

финансового и

операционного

рычага

руб.

%

от вы-ручки

1. Увеличение выручки от реализации
2. Увеличение выручки и снижение расходов
3. Изменение ассортиментной политики



64979

61420

52410



18259

17259

18259



28,1

28,1

34,8



6,1

5,8

6,1



7,3

6,8

7,3



Вывод: Уровень сопряженного экономического эффекта дает возможность оценить совокупный риск предприятия, связанный с учетом обязательств по выплате процентов за взятый в банке кредит. Из расчетов следует, что наименьшим риском обладает вторая стратегия выхода из кризиса, по которой сопряженный экономический эффект будет равен 6,8.

Графическое представление разработанного варианта выхода из кризиса по конкретной фирме


Для наглядного представления все расчеты по предложенным стратегиям выхода АО «Радуга» из кризиса воспроизведены на графике рис.1 (См. Приложение).

2.3 Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ


При разработке производственной программы необходимо обеспечить максимальный совокупный доход, что предполагает отбор и включение в план производства наиболее доходных видов продукции.

Расчет данных для ранжирования


Проведем анализ плановых показателей продукции по доле продаж каждого вида продукции и его рентабельности. Присвоим каждому виду продукции ранг. Вид продукции, имеющий самую большую долю продаж и самую высокую рентабельность, соответствует первому рангу. Вид продукции с самой малой долей продаж и самой низкой рентабельностью имеет последний ранг.

Сведем эти показатели в таблицу 4.

Таблица 4

Показатели продажи и рентабельности каждого вида продукции

Изделие

Годовой

спрос (шт.)

Доля продаж

Рентабельность

%

ранг

%

ранг

Изделие A

Изделие B

Изделие C

18000

25000

35000

23

32

45

3

2

1

12,6

33,2

25,0

3

1

2


Таким образом, самым высоким рангом обладает продукция C, а самым низким – A. Проанализировав ранги каждого вида продукции, целесообразно исключить из производственной программы вид продукции, обладающий низким рангом.

Матрица БКГ


Для более точного определения значимости каждого вида продукции построим график эффективности производства продукции в координатах «рентабельность – доля продаж» (рис. 2).

Используя матрицу БКГ АО «Радуга», можно определить, какие виды продукции играют ведущую роль по сравнению с конкурентами, как должно развиваться производство в данное время и как будут изменяться объемы выручки и сбыта продукции.

Матрица БКГ строится на том экономическом предположении, что чем больше доля продукции на рынке, тем ниже относительные издержки и выше прибыль в результате экономии от объемов производства. В матрице – четыре основных вида продукции или типа стратегических подразделений: «звезда», «дойная корова», «трудный ребенок», и «собака». Для каждого из них предусматривается своя стратегия развития, которая должна наиболее полно учитываться при планировании.

1. «Звезда» занимает лидирующее положение на рынке (высокая доля и быстрый рост). Она дает значительную прибыль, но требует больших объемов различных ресурсов для финансирования продолжающегося роста. Высокую долю на рынке можно поддерживать различными способами. По мере замедления развития производства «звезда» превращается в «дойную корову».

2. «Дойная корова» сохраняет ведущее положение на рынке в относительно зрелом или сокращающемся производстве. При этом положении обеспечивается стабильный сбыт продукции, который без больших издержек поддерживается на рынке.

3. «Трудный ребенок», или вопросительный знак, незначительно воздействует на рынок (малая доля) в развивающемся производстве (быстрый рост). Для поддержания доли на рынке в условиях сильной конкуренции нужны значительные средства. Предприятие должно решить вопрос, следует ли увеличивать расходы на продвижение товара и улучшение его характеристик или снизить цены, и т.д.

4. «Собака» имеет на рынке малую долю при сокращающемся или медленном росте. Для этого положения характерны чрезмерные издержки и незначительные возможности роста.

Первое место занимает вид продукции С – «звезда», второе место занимает вид продукции B – «трудный ребенок», а третье место занимает вид продукции A – «собака».

Выводы: Чем выше доля продукции на рынке, тем ниже удельные издержки и выше прибыль в результате относительной экономии от объема производства.

Для АО «Радуга» продукции вида A приносит убытки, поэтому целесообразно отказаться от ее выпуска и сосредоточить свое внимание на производстве продукции B и C.

Метод линейного программирования


В процессе планирования номенклатуры (будущего ассортимента) возникает необходимость принятия оптимальных плановых решений. Под оптимальными плановыми решениями понимают достижение в заданных условиях максимальных результатов или минимальных издержек производства. В том и другом случае при планировании решаются экономические задачи, называемые экстремальными.

Исходные данные и решение проблемы оптимизации симплексным методом


Рассмотрим на конкретном примере решение задачи оптимизации объемов производства двух видов продукции: B и C, обеспечивающих получение максимальной прибыли при следующих ограничениях: расход материальных ресурсов на одно изделие составляет 5,5 и 8,8 (кг), трудовых – 11 и 5,5 чел./ч. Лимит соответствующих ресурсов на предприятии равен 3500 (кг) и 6000(чел./ч.).

Планируемая прибыль от изделия B составляет 30 руб., C – 20 руб. Для решения этой задачи применяем метод линейного программирования.

Составляем следующие системы уравнений:

1) по имеющимся ресурсам:

5,5X1 + 8,8X2 ? 3500;

11X1 +5,5X2 ? 6000;

2) по критерию оптимальности:

30X1 +20X2 ? max.

Находим по уравнению ресурсов координаты точек:



По полученным координатам точек А, В, С, Д строим график ограничения ресурсов и находим область свободы решений, заключенную на рис.3 (см. Приложение) между линиями АО (лимит материальных ресурсов) и ОД (трудовых). Точки А, О, Д определяют максимально возможный выпуск соответствующих товаров. Оптимальный объем выпуска обычно находится на пересечении линии АВ и СД в точке О.

Материальные ресурсы – объем конкретных видов выпускаемой продукции.

Трудовые ресурсы – объем выпуска продукции (чел./час, норма/час).

Вычисляем координаты оптимальной точки О, решая совместно первую систему уравнений по ресурсам:



Вычитая из первого уравнения второе, получаем:

. Тогда



Проверяем решение уравнения по выбранному критерию оптимальности:



Кроме того, можно обеспечить при данных ограничениях выпуск 545 изделий В и 398 изделий С. В этих условиях прибыль составит:



Вывод: При плане выпуска 504 изделий В и 83 изделий С будет обеспечена наибольшая прибыль, равная 16780 руб., так как два других возможных варианта выпуска этих товаров принесут меньшую прибыль, соответствующую 16350 руб. или 7960 руб.

Заключение


Проведенные в курсовой работе расчеты подтвердили целесообразность планирования ассортимента продукции как способа управления финансовыми ресурсами предприятия. Были использованы методы:

Методом операционного и финансового рычага были исследованы затраты производства, рассчитан запас финансовой прочности, который оказался отрицательным: -5342 руб. Поэтому, было принято решение провести дальнейшее исследование деятельности предприятия. Конъюнктурные исследования показали, что целью деятельности ОАО «Радуга» является получение прибыли в размере 2989 руб. При этом необходимо обеспечить выручку от реализации продукции в размере 64979 руб. Сокращение расходов на 4509 руб. и увеличение объёма реализации продукции снижают общую выручку, необходимую для выхода из кризиса до 61420 руб.. Приходим к выводу о том, что предприятие ОАО «Радуга» сможет выйти из состояния кризиса при увеличении выручки и снижении расходов. Уровень сопряжённого экономического эффекта составил 7,3.

Благодаря методу ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ было выяснено, что дальнейшее производство продукции A будет вести к убыткам. Отсюда следует, что предприятию нужно перейти на производство продукции B и С.

Использование третьего метода – метода линейного программирования еще раз нам доказало, что следует перейти на производство продукции B и С. Также с помощью этого метода удалось определить оптимальный план выпуска продукции (505 изделий В и 83 изделий С) при производстве которых будет получена максимальная прибыль в размере – 16780 рублей.

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что наилучшим методом планирования ассортимента является метод линейного программирования. Он наиболее четко определяет оптимальный план выпуска продукции и имеет меньше недостатков по сравнению с другими методами. Так как этот метод является чисто математическим, то он хорошо поддается автоматизации и расчету на современных компьютерах программами финансового анализа и позволяет оперативно получать результаты анализа и оперативно принимать на их основе правильные решения по планированию деятельности предприятия.









Список используемой литературы


  1. Акулич И. Л. Маркетинг. — Минск: Высшая школа, 2000.

  2. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.

  3. Маркетинг: Учебник для вузов/ Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин и др.; Под. ред. Н.Д. Эриашвили. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

  4. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. – М.: Юристъ, 2000.

  5. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: Инфра-М, 2000.

  6. Симонова А. П. Ассортиментная политика фирмы: Учебник. – ­­М: 2002.

  7. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. – М.: Финансы и статистика, 2002.


Глоссарий


Ассортимент – упорядоченное разнообразие изделий, их видов и разновидностей, сгруппированных по определённым признакам.

Валовая маржа – разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами

Выручка – это общая сумма денежных средств, полученных предприятием, организацией, предпринимателем от продажи товаров, выполнения работ и оказанных услуг.

Запас финансовой прочности – сумма, на которую предприятие может себе позволить снизить выручку, не выходя из зоны прибыли.

Издержки производства – денежное выражение использования производственных факторов.

Переменные издержки – издержки, в определённой степени зависящие от объёма производимой продукции.

Постоянные издержки – издержки, величина которых не зависит от объёма выпускаемой продукции.

Прибыль – экономическая категория, характеризующая финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объём и качество производимой продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Порог рентабельности – выручка от реализации продукции, при которой предприятие уже не имеет убытков, но ещё не получает и прибыли.

Рентабельность – относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определённой базы.

Сила воздействия операционного рычага – показатель степени предпринимательского риска: чем больше эффект операционного рычага, тем выше предпринимательский риск.

Точка безубыточности (точка критического объёма производства) – объём выпуска продукции, при котором выручка от реализации продукции равна её полной себестоимости.

Эффект операционного рычага – эффект, действие которого связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на результат финансово-экономической деятельности предприятия при изменении объёма производства (реализации). Любое изменение выручки от реализации приводит к ещё более сильному изменению прибыли.

Эффективность производства – экономический результат производственной деятельности. Повышение эффективности производства выражается в росте производительности труда и фондоотдачи, снижении материалоёмкости, улучшении качества выпускаемой продукции, увеличении прибыли и рентабельности производства. Повысить эффективность производства – значит добиться больших хозяйственных результатов при меньших затратах труда.

Ассортимент товаров – совокупность сортов и разновидностей какого-либо товара, объединенных и сочетающихся по определенному признаку. Ассортимент товаров характеризуется широтой, глубиной, полнотой, степенью обновления, структурой.

Широта ассортимента означает количество изделий того или иного назначения.

Глубина ассортимента представляет собой количество разновидностей конкретного вида изделий, количество позиций каждого вида товара.

Полнота ассортимента определяется отношением фактического количества разновидностей товаров к его количеству, предусмотренному соответствующим прейскурантом или спецификацией.

Степень обновления ассортимента означает удельный вес новых изделий в их общем объеме, поставленном на продажу.

Структура ассортимента характеризуется удельным весом товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в общей сумме товарооборота.

Производственный ассортимент — это номенклатура товаров, выпускаемая промышленными или сельскохозяйственными предприятиями. Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент товаров, что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество.

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: производственные и непроизводственные товары.

Приложение 1




Рис. 1 Определение порогового объёма реализации


Рис. 2. Матрица БКГ

Приложение 2




Рис 3. График оптимизации выпуска продукции В и С




Кафедра менеджмента
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации