Баринова Ю.Ю. (сост.) Комплексное методическое обеспечение учебной темы Философия сестринского дела. Биоэтика - файл n1.doc

приобрести
Баринова Ю.Ю. (сост.) Комплексное методическое обеспечение учебной темы Философия сестринского дела. Биоэтика
скачать (213.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc214kb.15.09.2012 05:43скачать

n1.doc

Сызранский медицинский колледж

КОМПЛЕКСНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

учебной темы «Философия сестринского дела.

Биоэтика. Общение в сестринском деле»

по дисциплине «Основы сестринского дела»

для студентов II курса

специальности 0401 «Лечебное дело», 0406«Сестринское дело», 0402 «Акушерское дело»
Рассмотрено и утверждено

на заседании ЦМК сестринского

дела и терапии

Протокол № от

Председатель ЦМК: ___________

/Сибряева Л.А./

Тема «Философия сестринского дела. Биоэтика. Общение в сестринском

деле»
Лекция-1 ч. Практическое занятие -6 часов.
Цели изучения темы:

Студент должен знать:

  1. Основные понятия философии сестринского дела: человек, здоровье, сестринское дело, окружающая среда.

  2. Содержание философии сестринского дела.

  3. Программный документ «Философия сестринского дела в России».

  4. Понятие биоэтики.

  5. Морально-этические нормы, правила и принципы сестринского поведения в клятве Ф. Найтингейл, этическом Кодексе медицинских сестер России.

  6. Понятия и функции общения.

  7. Элементы эффективного общения.

  8. Типы, стили и средства общения.

  9. Факторы, способствующие и препятствующие эффективному общению.

  10. Критерии эффективности общения.


Студент должен уметь:

  1. Обосновать необходимость философского осмысления сестринской практики для дальнейшего прогресса в сестринском деле.

  2. Выявить этические ошибки в профессиональной деятельности медицинских сестер.

  3. Общаться с пациентами, родственниками пациентов и коллегами в процессе профессиональной деятельности.

Интеграция темы: специальные дисциплины: терапия, педиатрия. хирургия, акушерство и гинекология, неврология и психиатрия, глазные болезни, кожные и вен. болезни, инфекционные болезни.
Истоки: возрастная и социальная психология, история медицины, медицинская биоэтика и деонтология

Графологическая структура учебной темы
п
Концептуальные определения терминов
ациент

сестринское дело

окружающая среда

здоровье

медицинская сестра


Содержание философии сестринского дела



Программный документ «Философия сестринского дела в России»




Понятие биоэтики



Этические элементы философии сестринского дела (в клятве Ф. Найтингел, Этическом Кодексе)

говорить правду, не причинять вреда, уважать право пациента, уважать автономно, делать добро, быть преданной

обязанности




человеческое достоинство, здоровье, независимость, здоровая окружающая среда, профессионализм, забота (уход_
ценности


знание, умение, мудрость, терпение, милосердие, сострадание
добродетели



внутриличностные


Уровни общения
межличностные


Понятие общения
общественные


Стадии общения



Ступени общения




Отправитель информации

Отправленная информация

Полученная информация

Подтверждение



Вербальное

Невербальное

Положительные и отрицательные факторы коммуникации



Канал


Методическая разработка практического занятия

для преподавателя
1.Тема: «Философия сестринского дела. Биоэтика. Общение в сестринском

деле»
2. Цели занятия:
Студент должен знать:


Студент должен уметь:


3. Продолжительность занятия: 270 мин.
4. Оснащение: лекция, по данной теме, таблица «философия сестринского дела». Учебно-методическое пособие «Биоэтика. Общение в сестринском деле», учебное пособие «Сестринский процесс» стр. 6-10, пособие «Теоретические основы сестринского дела» том № 2 , Этический кодекс медицинских сестер России.
5. Место проведения: учебная комната в блоке доклинники и отделение ЛПУ.
6. План проведения занятия



Этапы

Время

Название

Описание

1

Организационный момент

Приветствие преподавателя. Контроль формы одежды. Отметка отсутствующих.

3 мин.

2

Вводное слово

С целью мотивации студентов объявление темы занятия, цели и содержание.

Сестринская философия-это определение сестринских обязанностей, оценок и личных качеств. В центре этой философии стоит человек, уважение к его правам, достоинству и жизни. Сестринское дело не может обойтись без этого отношения к пациенту, человеку, личности. Общение – одно из важных качеств, необходимых для эффективной деятельности мед. работника, для взаимодействия с пациентом, его семьей, врачами и другими специалистами. Специалистам требуются специальные знания и умения, чтобы общение оказала максимальную помощь и поддержку пациентам.

5 мин.

3

Контроль исходного уровня знаний

Проводится методом тестирования.

12 мин.

4

Блок теоретической информации и педагогический показ

Преподаватель излагает новый материал по следующим вопросам:

  • Содержание философии сестринского дела.

  • Программный документ «Философия сестринского дела в России».

  • Понятие биоэтики.

  • Морально-этические нормы, правила и принципы сестринского поведения в клятве Ф. Найтингейл, этическом Кодексе медицинских сестер России.

  • Понятия и функции общения.

  • Элементы эффективного общения.

  • Типы, стили и средства общения.

30 мин.

5

Самостоятельная работа студентов и оформление дневников

Студенты приступают к самостоятельной работе в учебной комнате. Преподаватель раздает методический материал.

Преподаватель предлагает ситуацию и рекомендует ее решить совместно со студентами, используя знания по этическими принципами философии сестринского дела.

Затем раздает ситуационные задачи и предлагает студентам разобрать их самостоятельно, разбившись на группы по 2 человека.

Студенты изучают проблемную ситуацию, определяют в какой роли должен выступить в ней медицинский работник, затем в дневниках описывают ответ на поставленную проблему.

Далее студенты отрабатывают друг на друге уровни, стадии, ступени общения, выявляют факторы, помогающие налаживанию общения, закрепляют знания по «каналам» общения. Вырабатывают умения по вербальному и невербальному общению. Составляют рекомендации по вербальному общению.

Преподаватель наблюдает за работой студентов, отвечает на вопросы, корректирует их работу.

195 мин.

6

Контроль конечного уровня знаний

Каждый студент рассказывает о путях выхода из предложенной проблемной ситуации, демонстрирует рекомендации по вербальному общению.

Далее преподаватель проводит графический диктант.

15 мин.

7

Подведение итогов

Преподаватель выставляет за работу оценку каждому студенту, делает замечания.

5 мин.

8.

Задание на дом

Потребности человека в здоровье и болезни. Модели сестринского дела.

5 мин.


7. Список литературы, используемой при подготовке к занятию:


  1. Учебное пособие «Теоретические основы сестринского дела», том 2./Под ред. Мухиной С.А., Тарновской И.И.

  2. Учебно-методическое пособие «Биоэтика. Общение в сестринском деле», 2003 г.

  3. Этический кодекс медицинских сестер России.



Методическая разработка практического занятия

для студентов
1.Тема: «Философия сестринского дела. Биоэтика. Общение в сестринском

деле»
2. Актуальность темы:

Сестринская философия-это определение сестринских обязанностей, оценок и личных качеств. В центре этой философии стоит человек, уважение к его правам, достоинству и жизни. Сестринское дело не может обойтись без этого отношения к пациенту, человеку, личности. Общение – одно из важных качеств, необходимых для эффективной деятельности мед. работника, для взаимодействия с пациентом, его семьей, врачами и другими специалистами. Специалистам требуются специальные знания и умения, чтобы общение оказала максимальную помощь и поддержку пациентам.
3. Цели занятия:

Студент должен знать:


Студент должен уметь:


4. Продолжительность занятия: 270 мин.
5. Оснащение: лекция, по данной теме, таблица «Философия сестринского дела». Учебно-методическое пособие «Биоэтика. Общение в сестринском деле», учебное пособие «Сестринский процесс» стр. 6-10, пособие «Теоретические основы сестринского дела» том № 2 , Этический кодекс медицинских сестер России.
6. Место проведения: учебная комната в блоке доклинники и отделение ЛПУ.

7. Задание на дом



Вопросы для самоподготовки

Цель деятельности

Вопросы самоконтроля

Истоки информации

1

Дать определения: человек, здоровье, сестринское дело, окружающая среда

Знать определение

Записать в дневнике

Учебное пособие «Теоретические основы сестринского дела», том 2./Под ред. Мухиной С.А., Тарновской И.И.

2

Этические элементы сестринского дела

Знать, для применения в практической деятельности

Составить графологическую структуру

Учебное пособие «Теоретические основы сестринского дела», том 2./Под ред. Мухиной С.А., Тарновской И.И.

3

Понятие биоэтики

Знать для применения в практической деятельности

Записать в дневнике

Учебное пособие «Теоретические основы сестринского дела», том 2./Под ред. Мухиной С.А., Тарновской И.И.

4

Понятие общения

Знать

Записать в дневнике

Учебное пособие «Теоретические основы сестринского дела», том 2./Под ред. Мухиной С.А., Тарновской И.И.

5

Функции общения

Знать для применения в практической деятельности

Составить графологическую структуру

Учебное пособие «Теоретические основы сестринского дела», том 2./Под ред. Мухиной С.А., Тарновской И.И.

6

Уровни общения

Знать

Записать в дневнике примеры внутрилинчностного, межличностного и общественного уровней

Учебное пособие «Теоретические основы сестринского дела», том 2./Под ред. Мухиной С.А., Тарновской И.И.

7

Ступени общения

Знать для применения в практической деятельности

Представить схематично 5 ступеней общения

Учебное пособие «Теоретические основы сестринского дела», том 2./Под ред. Мухиной С.А., Тарновской И.И.

8

Стадии общения

Знать для применения в практической деятельности

Записать в дневнике

Учебное пособие «Теоретические основы сестринского дела», том 2./Под ред. Мухиной С.А., Тарновской И.И.

9

Барьеры общения и положительные факторы коммуникации

Знать для применения в практической деятельности

Оформить в дневнике

Учебное пособие «Теоретические основы сестринского дела», том 2./Под ред. Мухиной С.А., Тарновской И.И.


8. План самостоятельной работы студента


Этапы



Название вида деятельности

Описание хода

Время

1

Работа студентов в кабинете доклинической практики

Прослушав новый материал, студентам приступить к самостоятельной работе.

Студентам работать с методическим материалом.

Студентам разбиться на подгруппы по 2 человека.

Студентам разобрать проблемные ситуации и записать решение в дневниках.
Отработать друг на друге уровни, ступени, стадии общения, составить памятки по вербальному общению с пациентом.

Преподаватель наблюдает за деятельностью студентов, корректирует, дополняет.

190 мин.

2

Разбор результатов самостоятельной работы

Студенты делятся впечатлениями при проведении самостоятельной работы, разбирают трудности.

5 мин.

3

Контроль конечного уровня знаний

Далее каждый студент должен рассказать о путях выхода из предложенной проблемной ситуации, продемонстрировать рекомендации по вербальному общению.

Далее преподаватель проводит графический диктант.

15 мин.



Воспитательное значение учебной темы: при изучении данной темы могут быть воспитаны такие качества, как внимательность, ответственность, чувство такта, грамотное выполнение своих профессиональных обязанностей.

Тесты для контроля исходного уровня знаний студентов

по теме «Философия сестринского дела. Биоэтика. Общение в сестринском деле»


  1. Этическими элементами философии сестринского дела являются:

а)

б)

в)

2. Дополните недостающие этические обязанности медицинской сестры:

а) говорить правду

б) делать добро

в)

г)

д)

е)

ж)

з)

3. Этическими ценностями, определяющими цели, к которым стремится медицинская сестра являются:

а)

б)

в)

г)

д)

е)

4. Программный документ «Философия сестринского дела в России» был принят _________ году.

5. Философия сестринского дела это ________________

6. Пациент это ___________________

7. Окружающая среда это _____________________

8. Здоровье это ______________________

9. Сестринское дело это ________________

10. Человек это _____________________

11. Перечислите уровни общения:

а)

б)

в)

12. Невербальное общение включает в себя:

а) мимику

б) жесты

в) речь

г) осанка

д) позы

е) письмо

13. Вербальное общение осуществляется с помощью:

а) речи

б) жестов

в) мимики

г) письма

д) песни

14. Назовите 3 основных способа общения:

а)

б)

в)

15. Коммуникация - это

а) обмен знаний между студентами

б) обмен информации для взаимопонимания

в) обмен документами между медицинским работником

16. Выберите основные барьеры общения:

а) авторитет

б) непонимание

в) взаимодействие

г) забывание

д) снижение авторитета

17. Логоклония – это

а) порывистая, быстрая речь

б) многократное повторение начальных слов

в) словесные преобразование

18. Укажите размер «интимной» зоны

а) 30-75 см

б) 15-45 см

в) 5-15 см

19. Выбери размер «личной» зоны:

а) 0,54-1,5 м

б) 0,2-1,05 м

в) 0,46-1,2 м

20. Перечислите 5 ступеней общения:

а)

б)

в)

г)

д)

21. Выберите факторы, помогающие налаживанию коммуникаций:

а) умение слушать

б) быстрота речи

в) настойчивость

г) участие

д) упрямство

е) открытость

22. Укажите синоним бессловесного общения:

а) невербальное

б) вербальное

Эталоны ответов к тестам для контроля исходного уровня знаний студентов

1. а) этические обязанности

б) ценности

в) добродетели

2.

а) не причинять вреда

б) уважать права пациента

в) держать слово

г) уважать обязательства других

д) быть преданной

е) уважать право пациента на самостоятельность

3.

а) профессионализм

б) здоровье

в) здоровая окружающая среда

г) независимость

д) человеческое достоинство

е) забота (уход)

4. 1993 г.

5. это часть общей философии и представляет собой систему взглядов на взаимоотношения между сестрой, пациентом, обществом и окружающей средой.

6. это человек (индивид), который нуждается в сестринском уходе и получает его.

7. это совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, которые затрагиваются активностью человека.

8. это динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.

9. это часть медицинского ухода за здоровьем, специфическая, профессиональная деятельность, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды.

10. это целостная, динамическая, саморегулирующаяся биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой.

11.

а) внутриличностное

б) межличностное

в) общественное

12. А, Б, Г, Д

13. А, Д

14.

а) вербальное общение

б) невербальное общение

в) письмо

15. Б

16. А, Б, Г, Д

17. Б

18.Б

19. В

20.

а) отправитель информации

б) отправленная информация

в) канал

г) получатель информации

д) подтверждение

21. А, Г, Е

22. А

Ситуационная задача для совместного разбора с преподавателем
В 21 час 30 минут поступивший днем больной обратился к медицинской сестре с просьбой дать ему «успокаивающую» микстуру и снотворное, т.е. он якобы не может заснуть от болей в животе. При приеме микстуры рука его сильно дрожала, а когда отдавал стаканчик, то медицинская сестра почувствовала, что ладонь его была влажной.

В истории болезни врач снотворное не назначил. Больной был возбужден и требовал снотворное и еще успокаивающего.

Какова тактика медицинской сестры в этом случае?

Эталон ответа

Медицинская сестра должна провести беседу с пациентом, успокоить его и сказать, что после приема микстуры ему станет легче и он уснет, так что снотворное ему не понадобиться; без назначения врача медицинская сестра не должна давать снотворное пациенту, но если он будет настаивать, то сообщить врачу о его требовании и в дальнейшем действовать по указанию врача.
Ситуационные задачи для самостоятельной работы студентов

1. Медицинская сестра на дому пациента с заболеванием печени обратила внимание на запущенный вид квартиры, молчаливо-угнетенное настроение старушки-матери. На кухне – гора немытой посуды, много пустых бутылок из-под спиртных напитков и пива. О чем можно подумать?

Какова должна быть тактика медицинской сестры в данной ситуации?

2. Вновь поступившему пациенту соседи по палате сообщили, что незадолго до его поступления на этой кровати умер пациент от рака. Пациент стал нервничать и просить медицинскую сестру положить его на другую кровать или поменять матрац, одеяло, подушку, т.к. боялся «заразиться раком».

Какова должна быть тактика медицинской сестры?

3. Вновь поступивший пациент в лечебном отделении просит медицинскую сестру заменить лекарственные средства для инъекционного введения, назначенные врачом, на таблетированные формы, т.е. он боится постинъекционных осложнений, в частности «заражение СПИДом».

Выберите тактику, которую должна применить медицинская сестра данному пациенту?

4. На прием к фельдшеру большое количество пациентов. В кабинет зашел больной, у которого диагноз "чесотки" был написан на руках. В связи с этим врач, не говоря ни слова больному, повернулся к медсестре и сказал одно единственное слово: "Вилькенсон". Медсестра выписала специальное лекарство для лечения чесотки - мазь Вилькенсона. Молча отдала рецепт больному. Тот молча взял бумажку, так же молча вышел из кабинета, а придя домой, написал жалобу на медработников.

Дайте деонтологическую характеристику поведения медработников.

5. Прием больных в поликлинике. Заходит "следующий". Фельдшер легко распознает ОРЗ - высокая температура, боль в горле, головная боль. Выписывает рецепт, протягивает больному, говорит: "Постельный режим, полоскание горла, таблетки по 1 штуке каждого из двух видов". Больной берет рецепты, поднимается, медсестра вызывает очередного пациента, но фельдшер видит, что больной не торопиться уходить

- Доктор, у меня ангина, да? - спрашивает он. Фельдшер подтверждает.

- А она мне не даст осложнение на сердце? - вновь следует вопрос.

- Нет, нет. Вам не о чем беспокоиться. Лечитесь аккуратно, и все будете порядке.

- Да, конечно, спасибо доктор, - говорит больной, уходя.

- А я слышал, что ангина часто кончается воспалением почек. Ради бога, извините... но... но может ли такое осложнение развиться у меня? - снова следует вопрос пациента, стоящего у двери кабинета.

Опишите данную ситуацию. Дайте деонтологическую характеристику этой ошибки.

6. Медицинская сестра, присутствовавшая в компании людей, увлеченно рассказывает: "Представляете, у нас вчера делали аборт девочке, 13 лет. Да вы ее, наверное, знаете, дочка Гали Иванченко". Следует вопрос одного из гостей: "Это Галя, которая работает мастером в ЖЭКе?". "Да, да, она!" - убедительно отвечает медсестра.

Оцените поведение медсестры. Охарактеризуйте этическую ошибку, возможный исход.

7. Фельдшер осматривает пожилую женщину. Больная отмечает, что с детства страдает пороком сердца. Такое заявление настораживает фельдшера. Проведя осмотр, отмечает, что признаков сердечной недостаточности нет. Расспрашивает более подробно. Оказывается, что в детстве у нее находили шумы в сердце, была несколько раз в санаториях, где тоже подтверждали наличие шумов. Врач выслушивает сердце, но тот час становится ясно, что порока нет.

Как сообщите больной, что у нее нет порока сердца, чтобы избежать возникновения недоверия к медработникам?

8. Обход в палате. Фельдшер у очередного больного проверяет наличие болевого симптома при поколачивании в области реберных дуг. Спрашивает:

- Боль есть?

Больной отрицательно кивает головой.

- А так? - и наносит легкий удар в области желчного пузыря. Больной вздрагивает, и метнув на фельдшера недовольный взгляд, раздраженно выпаливает:

- А если бы тебя так !!

Медсестра, стоящая рядом возмутилась:

- Больной, что вы себе позволяете?!

Объясните почему больной так себя ведет?

9.Фельдшер скорой помощи, осмотрев тяжелобольную и убедившись, что у нее гангрена легкого с прорывом гноя в плевральную полость и эмпиемой плевры, тут же громко объявил:

- Да, тут дело совсем плохо! Состояние больной резко ухудшилось.

Дайте характеристику поведения фельдшера и пациентки в данной ситуации.

10. После большого перечня исследований больному на руки выдается справка, где написано: "Диагноз - хронический персистирующий гепатит, активный". Ниже в виде примечания добавлено: "Учитывая некоторые морфологические изменения, особенности клинического течения, малоэффективность лечения, можно ожидать в дальнейшем развитие цирроза печени".

Опишите данную ситуацию. Какие последствия она может иметь для больного?

11. Терапевтическое отделение. Постовая медсестра обратилась с просьбой о помощи к студентам медколледжа:

- Позови на физиопроцедуры больного из 5 палаты, третья койка от окна, прихрамывает. Опишите тактику поведения постовой медсестры и студентки медколледжа.

12. В отделение поступил тяжелобольной. Назначены кислородный ингаляции. Но больной наотрез отказывается от кислорода. Медсестра спрашивает:

- Вы плохо переносите кислород?

-Нет.

- Почему же тогда отказываетесь?

- Да просто не хочу.

-Но почему же?

Молчит, тяжело дыша, виновато отводя взгляд. Затем отвечает:

- Я же не умирающий.

Объясните тактику поведения медсестры в данной ситуации.

13. К постовой медсестре обратился больной, которого готовили ж выписке из отделения. Он заявил:

- Как можно меня сегодня выписывать, если вчера лечащий врач во время обхода сказал что в результате лечения у меня развилось везикулярное дыхание.

Объясните тактику медсестры в данной ситуации.

14. На прием к фельдшеру обратился больной с жалобами на си-льные боли в левом боку. Фельдшер осмотрела больного и говорит:

- Пропишу-ка я Вам бициллинчику и витаминчиков.

- Зачем? - спрашивает больной.

- Да вот, бок же у Вас болит.

- Так, что же у меня за болезнь?

- Может быть плеврит, а может быть пиелонефрит.

- Зачем же мне приписывать лекарство, если еще не известно, что у м«еяя за болезнь?

- Ну, бициллин и витамины никогда не помешают. Оцените тактику поведения фельдшера.

15. Опытный, молодой хирург оперировал мальчика и тот пришел в сознание, однако травма оказалась несовместимой с жизнью и через несколько дней больной умер. В этот момент дежурная медсестра сказала убитой горем матери: "Оперировал-то молодой врач, вот если бы профессор, ваш сын остался бы в живых".

Оцените тактику поведения медсестры. Какие последствия могут возникнуть в результате этой деонтолюгической ошибки.

16. Фельдшер сельской больницы, осматривая больного Д., 70 лет, сказал, что у больного порок сердца.

"Ну вот, сынок, дожил я и до порока сердца", - изменившись в лице, дрогнувшим голосом произнес он. Пороком сердца он, по-видимому, страдал давно, но живя в селе, не знал об этом, вел довольно активный образ жизни. После установления диагноза, он, что называется зачах на глазах.

Объясните причину ухудшения состояния больного.

17. Участковая медсестра встретила на улице одну из своих пациенток, которая находится на диспансерном учете по поводу хронического гастрита. После приветствия, она с сочувственным видом обратилась к больной: "Ах, как вы плохо выглядите".

Опишите тактику поведения медсестры.

18. Преимущественно с психотерапевтической целью тяжелобольной была назначена физиотерапевтическая процедура. Когда больная пришла в кабинет, сестра взглянула на историю болезни, удивленно подняла брови и воскликнула: "И куда это Вас прислали?! У Вас же лимфогранулематоз 4 степени." Больную, от которой скрывали диагноз, доставили в отделение с тяжелой психической реакцией.

Опишите тактику поведения медсестры.

19. У 15-летнего мальчика при вскрытии брюшной полости по поводу предполагаемого аппендицита, на слепой кишке обнаружена опухоль с изъязвлениями , которая была расценена по объективному осмотру, как раковая. Медсестра, сразу же после операции поставил в известность родителей. Это известие так подействовало на отца, страдавшего сахарным диабетом, что у него произошло резчайшее обострение сахарного диабета, развилась кома, от которой он скончался.

Отцу не пришлось разделить радости выздоровления сына, ибо у мальчика оказалось туберкулезное поражение слепой кишки. После специального лечения, он полностью выздоровел.

Оцените тактику поведения медсестры. Объясните, как необходимо информировать родных тяжелобольного.

20. Хирургическое отделение. Идет операция по случаю тяжелейшего узелкового пе-риартериита, терминальная стадия. Медики борются с болезнью с 1 часа ночи до 4 часов

утра но все бесполезно. Больной погибает. Узнав об этом, в палату врывается сын и к криками: "Убийцы, я вам покажу!" - набрасывается на медработников.

Проанализируйте ситуацию "больной всегда прав". Опишите тактику медработников в данной ситуации.

21. Учащаяся медколледжа вошла в палату, после долгого отсутствия, поздоровалась, огляделась и воскликнула: "Как, Вы еще живы?!". Возглас был адресован безнадежно больной, находившейся в палате.

Какие последствия для больной могут иметь место после такого "удивления"?

Опишите поведение медсестры с безнадежно больной.

22. Фельдшер скорой помощи, проводит обследование больной, закончив аускульта-цию, говорит удивленно: "Такая молодая и такая больная! И как Вы вообще живете с таким сердцем?!"

Опишите тактику медработника, возможные последствия.

23. Идет прием в кабинете гинеколога. После осмотра очередной пациентки, акушерка громко делает заключение: "ЖПОБИ". У пациентки появляется испуг малице. Оцените тактику поведения пациентки.

24. К фельдшеру обратился молодой человек 15 лет. После выяснении жалоб, осмотра, выставлен диагноз венерического заболевания. Пациент учится в шкоде, просит медработника никому не сообщать о случившемся.

Опишите правильную тактику дальнейшего поведения медработника.

25. Обход врача в терапевтическом отделении. При осмотре одной из больных, медсестра громко сообщает на всю палату: "Муж больной в настоящее время находится в тюрьме". Больная вздрагивает как от удара, в палате воцаряется тишина Врач с медсестрой продолжают докладывать данные истории болезни, а из глаз больной катятся слезы.

Опишите поведение медработников.

Опишите какие Вы знаете причины разглашения медицинской тайны.

26. Больной при повторных визитах говорит, что ему не становится лучше. Фельдшер при осмотре больного отмечает, что состояние здоровья пациента ближе к удовлетворительному. Но больной продолжает предъявлять жалобы. Напрасно фельдшер ищет новые способы лечения - снова при повторном визите видит унылую физиономию и слышит жалобы. Притом речь идет о болезни, которая обычно поддается лечению. Фельдшер досадно начинает сердиться, больной становится ему неприятен. Но больной, как ни странно, продолжает обращаться именно к этому фельдшеру, хотя вроде бы, без всякой пользы для себя.

Опишите тактику поведения медработников с "неприятным" больным. Объясните причины подобного поведения пациентов.

27. Неоднократно на прием к фельдшеру обращается больной, который каждый раз задает бесконечные вопросы, которые кажутся медику наивными. Фельдшера раздражает чрезвычайная обстоятельность и дотошность пациента.

Опишите причину подобного поведения больного и тактику медработника в данной ситуации.

28. Фельдшер проводит осмотр больного, который находится на диспансерном учете по поводу хронического гастрита. Спрашивает больного:

- Вы не похудели?

- Доктор, я худею морально, с болью в голосе говорит он.

Опишите поведение пациента и особенности поведения медработника в данной ситуации.

Эталоны ответов к ситуационным задачам
1. Все это свидетельствует о злоупотреблении пациентом спиртных напитков алкоголизме. Необходимо провести беседу с пациентом и его матерью о последствиях (в частности заболевании печени) алкоголизма. Необходимо помочь пациенту отказаться от этой вредной привычки: обратиться к врачу-наркологу за советом и лечением, и больше внимания уделять здоровому образу жизни.

2. Медицинская сестра должна успокоить пациента, объяснить, что рак не заразен, он не передается через предмет быта, в частности постельные принадлежности, но если и это не убедит пациента, то переложить его на другую кровать.

3. Во-первых, медицинская сестра должна провести беседу с пациентом о преимуществе инъекционного способа введения лекарственных веществ, во-вторых, доказать, что обработка медицинского инструментария (в данном случае шприцы и иглы) проводится та, что исключается любая возможность заражения через инъекции какой-либо инфекции, в том числе и СПИДом.

4. При общении медработника и больного должен соблюдаться свой особый этикет. Нередко опытному медработнику не нужно специально осматривать или выслушивать больного для того, чтобы поставить диагноз. Иной раз для этого достаточно одного взгляда на больного. Однако, если медработник лишь мельком взглянет на больного, и даже не поговорив с ним назначит лечение, последний останется недовольным. Не исключен в данном случае и конфликт, как это случилось в данной ситуации. Из-за спешки мы смотрим на сидящего перед нами человека, а видим только болезнь. Больной прежде всего болеет душой, и медработник должен быть тонким психологом. Искусство врачевания - это умение вести теплую, задушевную беседу с больным человеком. "Три орудия есть у врача - слово, растение и нож". И слово воздействует не только на душевное состояние, но и на тело. М.Я. Мудров говорил: "Искусством слова печального утешишь, нетерпеливого успокоишь, робкого сделаешь смелым, скрытого откровенным, отчаянного - благонадежным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает темные боли, тоску, метания".

5. Ошибка фельдшера - он, беседуя с больным, не учел тревожного состояния больного, то есть врач как бы забыл, что к нему пришел не просто пациент с ОРЗ, а человек, охваченный тревогой, страхом. Тревога пациента отражается на его поведении - он боится остаться наедине со своей болезнью, и поэтому хочет запастись ответами на все случаи жизни.

Этот случай подтверждает, что больной прежде всего болеет душой, что врачу нужно быть тонким психологом, а не только блестящим специалисте ел. Хотя постановка диагноза не была затруднительной фельдшер всегда должен тщательно осмотреть больного, поговорить с ним, послушать сердце, провести перкуссию и т.д. В этих действиях заложен глубокий психотерапевтический смысл. Такое обращение с медработником действует на больного человека целительно, и наоборот - малейшая оплошность медработника тяжело переносится им. Необходимо помнить, что все врачует во враче - и жесты, и мимика... и даже молчание. В беседе с медработником больной обретает веру в свое выздоровление, а это уже, как говорится, уже половина дела.

6. Здесь имеет место разглашение профессиональной медицинской тайны. Причина -это недопонимание проблемы, вызванное недостаточным этическим воспитанием. Это является нарушением "Декларации о развитии прав пациентов" (1994 г.), то есть разглашение личной тайной информации. Уголовный кодекс России содержал- ст. 128 определяющую меру наказания за разглашение сведений:

• исправительные работы до 2 лет,

• возмещение морального ущерба,

• лишение права заниматься деятельностью на срок от 1 до 3 лет.

В случае дальнейшего разглашения этой информации, что в жизни часто имеет место, будет нанесена серьезная психическая травма пациентке и ее родителям. Это может неблагоприятно сказаться в дальнейшем на ее судьбе.

7. Необходимо помнить о силе слова медицинского работника. А ведь иногда мы рассуждаем, как Брабанцио из шекспировского "Отелло"

"Какой же врач иль знахарка-старуха, Чтоб сердце излечить льет капли в ухо?"

А ведь те капли, что имел в виду Брабацио - это слова утешения, действительной в состоянии вылечить сердца. Если лить их вовремя и с разумом. Ибо они внушают веру в выздоровление. Потеря веры в выздоровление нередко делает неэффективным самое квалифицированное лечение.

В данной ситуации, если больной сообщить, что у нее нет порока сердца, то последует реакция недоверия медработнику. Пациентка усомнится в квалификации врача, будет обращаться к другим медикам. Ведь столько лет она была убеждена в наличии порока.

Лучше всего расспросить больную, как ее лечили, в конце беседы спросить:

"Видимо, Вас хорошо лечили, потому что сейчас признаки порока исчезли"

8. Беседа медработника с больным - не всегда простая задача. Не все больные охотно вступают в контакт, нередки случаи недоброжелательства, неприязни, неадекватности реакции, как например в данной ситуации. Медработник должен сохранить спокойное отношение к пациенту, проявить терпение, доброжелательное отношение к нему. Можно в данной обстановке ответить больному: "Извините, если я причинил Вам боль. Но такая проверка необходима для распознавания вашей болезни." И наверняка, после этих слов врача, пациент успокоится, и в дальнейшем осмотр пройдет без эксцессов.

В данном случае речь идет о низкой культуре больного человека. Но он страдает тяжелой болезнью, и отвечать обидой на его раздражение было бы недостойно медработника.

9. Не подлежит сомнению, что этот медработник - случайные человек в медицине, что он не имеет ни малейшего представления ни о человечности ни о врачебном долге. Это характерно для людей черствых, бездушных, потерявших чувство ответственности, врачебного долга. Медработник в данной ситуации нанес психологическую травму больному и может явиться не целителем болезни, а причиной ее развития. Такое явление называется ятрогенией - это означает болезни, вызванные врачом или связанным с врачеванием. Мнительным больным, со слабой психикой, подсознательно открывают доступ болезни к себе. Необходимо помнить, что во время обхода, самыми внимательными слушателями являются больные. Беседа, заключение медработника должно быть достаточно информативным, но при этом сохранять надежду. Можно сказать так: "Уважаемая Д., состояние вашего здоровья вызывает нашу тревогу, но мы в состоянии сделать все возможное, чтобы помочь Вам. И с вашей помощью надеемся на скорейшее выздоровление».

10. Делая вышеуказанную запись в справке, медработник преследовал добрую цель -хотел обратить внимание лечащего врача на особенности течения болезни и необходимость тщательного наблюдения. Однако такая запись лишь повредит больному, лишит его покоя, приведет к тяжелой травме его психики. Пациента все время будет грызть мысль о неизбежности цирроза печени. Это является примером драматической ятрогении вызванной бездумным словом или действием медработника.

11. Из-за тяжести своего труда, грубости некоторых пациентов гае должны мы изменять своему профессиональному долгу. Даже когда на медработника надает немыслимая нагрузка, когда ежедневно приходится осматривать множество людей, необходимо помнить, что больной не "третья койка от окна", а человек, личность, с фамилией, именем и отчеством, со всей его социальной и индивидуальной оценкой. В любом из больных живет целый мир, или он сам - весь мир для его семьи. Каждый заслуживает ободряющего слова и действенных усилий медработника. Формальное же отношению к больному может привести к беде.

12. «Кислород обычно дают умирающим" - таково мнение многих людей, и так же в данном случае. Не понятые больным процедуры, или неправильно истолкованные ими термины могут явиться причиной напрасных переживаний привести к ятрогении.

Необходимо провести беседу с больным об ошибочности такого суждения, уговорить его в необходимости приема ингаляций кислорода. Во время беседы медработник не должен пользоваться специальными терминами латинского или греческого происхождения.

13. Везикулярное дыхание - это нормальное дыхание, однако непонятный термин стал причиной переживаний больного. Медсестра должна сообщить о переживании больного врачу, который в последующей беседе объяснит ситуацию. После беседы медработника с больным доступным, понятным языком, без использования специальной медицинской терминологии, он будет выписан с хорошим настроением.

14. Понятно, что медработники не боги, многого не знают и не могут поставить диагноз сразу, с первого посещения больного, первого осмотра. Но надо ли об этом говорить больному? В любом случае у медработника складывается предварительный диагноз. Вот его-то надо спокойно, уверенно и твердо сообщить больному. Сомнения же или оставить при себе, или осторожно высказать их родственникам, или записать к карту. Известно, действие лекарство во многом зависит не от того, что назначен, а как назначено. Данная ситуация приведет к травме психики больного, к развитию ятрогении или послужит причиной жалобы на фельдшера.

15. Эти слова еще больше потрясут убитую горем мать и она станет писать жалобы требуя наказания для хирурга, якобы погубившего ее сына. Так неосторожно сказанная медсестрой фраза усугубит трагедию матери, причинит ей тяжелую психическую травму и не только ей, но и врачу, оказавшемуся незаслуженно оклеветанным. Так же подорвана честь, авторитет всего коллектива, в котором работает этот хирург.

16. "Слово как и лекарство обладает прямым токсическим или побочным действием . К отдельным словам вырабатывается непереносимость - они могут вызвать аллергию, шок..." - писал врач и писатель П.А. Бейлин.

Такой случай показывает, что сообщение человеку о наличии у него серьезной болезни требует индивидуального подхода. Поэтому, что можно безо всякой боязни сказать одному больному, вызывает ятрогенный эффект у другого. Отсюда правилом работы медработника должны быть тщательная продуманность каждого произнесенного слова, психотерапевтическая ориентированность разговора жестов, мимики. Это одно из важнейших правил искусства врачевания.

17. Медицинским работникам везде и всюду необходимо стараться вести беседу, щадящую нервную систему человека. Тем более противопоказаны медику обывательские высказывания типа: "Ах, как вы плохо выглядите!" Такого характера разговоры приводят к травме психики даже здорового человека, особенно когда они исходят от медработника. Слово медика создает ту душевную настроенность пациента, которая является ценнейшим фактором в излечении. Подобная фраза послужит причиной обострения хронического гастрита. Если медсестра заметила внешние признаки ухудшения состояния здоровья пациента, она должны была спросить: "Как вы себя чувствуете?" И если пациентка предъявит жалобы, то необходимо пригласить ее на прием к участковому врачу на консультацию или с целью обследования.

18. Болезнь, особенно тяжелая, серьезная, значительная изменяет психику человека. Каждое слово медработника оказывает влияние не только на душевное состояние, но и на тело человека, на все его жизненно важные функции его организма. В данном случае медсестра "убила" словом больную, вызвала глубокий психический стресс. Так же эта фраза послужит причиной подрыва авторитета лечащего врача, возникнет недоверие к нему. Врач скрыл диагноз, считая необходимым тщательно оберегать психику своей пациентки, оставляя в неведении того, что ей предстоит и особенно того, что ей угрожает, оставляя место для надежды."

19. Умение вести разговор с родственниками - так же не простое искусство.. Беседу медработника с родственниками следует строить так, чтобы они получили достаточно информации о состоянии больного, при этом еще питали какую-то, пусть даже самую малую, надежду, надеялись на врачебную ошибку, от которой действительно никто не застрахован.

Формализм, черствость и бездушность в деятельности медработника могут привести к трагическим последствиям как для больного, так и для родственников. Сообщение родным о возможных тяжелых последствиях для больного должно быть многократно взвешенным и продуманным. Наблюдения свидетельствуют о том, что в такой ситуации медработнику следует выдавать информацию постепенно, как говорят "по чайной ложке", особенно если время позволяет действовать таким образом. Время - лучший целитель всяких ран и душевных и телесных.

20. Б.Е Вотчал говорил: "Да, труден путь врача. Чувствовать свое бессилие у постели безнадежного больного, выслушивать по большей части несправедливые обвинения родственников..." В чем же причина такого поведения родственников больных. В целом она отражает низкий уровень их культуры, невоспитанность, отсутствие элементов такта, сдержанности. Наша врачебная совесть не позволяет нам привлекать таких людей к ответственности.

Формула "Больной всегда прав" - для врача закон. Да, но если у больного минимум болезней и максимум апломба? Больной или его родственники правы только тогда, когда их требования в оказании помощи соответствуют возможностям медицины и общества, когда больной столь же корректен, доброжелателен и честен по отношению к медработнику, как и врач к нему.

21. В данной ситуации проявилась низкая культура медицинской сестры отсутствие элементарных правил медицинской этики. Здесь имеет место патогенное действие слова способное вызвать тяжелую психическую реакцию больной, что вероятнее всего повлечет ухудшение соматического состояния.

При общении с тяжелобольным, необходимо соблюдать особую осторожность взвешивать каждое слово. Беседа должна приносить облегчение душевное и телесное, вселять надежду на выздоровление Необходимо помнить, что в медике врачует все: и мимика, и настроение, и внешний вид, и слово.

"Если после беседы с врачом больному не стадо лучше, то это был не врач" - говорил Бехтерев В.М.

22. Медицинским работником допущена грубая деонтологическая ошибка - имеет место патогенное, "токсические" воздействие слова. Больной после такою заключения потеряет веру в благоприятный исход заболевания. Может возникнуть состояние ятрогений, гаснет последняя надежда на выздоровление. Долг медработника заключается в утешении больного, вселении в него надежды, поддержке и поднятии духа, даже если при этом приходится прибегать к некоторому обману, ибо ложь во спасение - святая, добрая ложь.

23. Медработник должен выделяться среди остальных людей своей культурой, воспитанностью. Воспитанность - это внутренняя интеллигентность. Данная ситуация - это пример низкой культуры, отсутствие деонтологических знаний медицинского работника. Аббревиатуры, жаргон - недопустимые явления в речи медсестры. Непонятные для пациента заключения могут послужить причиной возникновения ятрогений.

24. Говоря о профессиональной тайне в данном случае необходимо обратиться к национальному законодательству "Об охране здоровья граждан России" (1993 г.) ст. 61. Существует статья о даче сведений о состоянии здоровья без согласия пациента. Фельдшер имеет право и обязан сообщить о случае вензаболевания в СЭС, кожвендиспансер, атак же родителям молодого человека, так как имеет место угроза распространения инфекционного заболевания, и оказание помощи несовершеннолетнему.

25. Это пример вопиющей бестактности медработника. Психике больной нанесен тяжелый удар. А ведь известно, что лечебно-охранительный режим предполагает в лечебном учреждении условия для интимной беседы врача с больным. Необходимо помнить об одном из прав пациентов - сохранении конфиденциальной информации и обеспечение защиты всех данных о личности пациента.

Наиболее частые причины распространения профессиональной тайны среди медработников - это:

1. Недопонимание проблем, вызванное недостаточным этическим воспитанием.

2. Небрежное хранение историй болезни и амбулаторных карт.

3. Разговоры о больных в коридорах, на приеме, в присутствии посетителей.

4. Шумное обсуждение студентами-медиками увиденного, услышанного в операционной или в палате, во время обхода.

5. Хамское отношение к интимной информации.

6. Рассказы медиков в кругу своих знакомых об неординарных случаях на работе, называя имена, фамилия своих пациентов.

26. Некоторые пациенты вызывают неприязнь, раздражение Как в данной ситуации фельдшер, вместо чувства благодарности пациента, испытывает неприятное чувство "осечки".

В повторных, частых визитах к медработнику, содержится разгадка подобного поведения пациента При трудной, одинокой жизни, человеку хочется облегчить душу, он жаждет хотя бы видимость участия в его судьбе. Пациент получает некоторое утешение от беседы с фельдшером, ему не нужны лекарства. Он приходит совсем не за ними. Вы ему помогаете - словом, общением, вниманием. И если это понять, то уйдет раздражение, появится сострадание, терпимость. Такая беседа не отнимет много времени. И тогда достаточно задать несколько вопросов, чтобы больной почувствовал, что им интересуется, что он не совсем одинок, что есть человек, к которому моно обратиться в трудную минуту Он приходит к медработнику, чтобы говоря словами А.С. Пуиахина: "Отдохнуть, вздохнуть у пристани, и вновь пуститься в путь..."

27. Трудные, "неприятные" больные - это действительно больные люди. Поэтому относится к ним надо с пониманием и терпением ни на минуту не забывая о "человеческом" факторе при лечении многих заболеваний.

Подобное поведение больного отражает тревогу: он боится остаться наедине со своей болезнью. Поэтому хочет запастись ответами на все случаи жизни. Если у больного снижена память, то необходимо написать все свои советы на листке. Листок с рекомендации так же успокоить его.

"Больной взволнован, испуган: улыбнись подбодри его добрым выражением лица, жестом, мимикой, будь к нему предельно внимательным. Выслушай его, дай ему выговориться, излить свою боль. - и ты уже завоевал доверие больного, наполовину решил задачу лечения" - говорил врач Шамов И. А.

28. Очень часто тревожные мысли терзают больного больше, чем физическая боль "Чем кончится моя болезнь? Смогу лия зарабатывать как прежде? Не стану ли я обузой для близких?". Больной идет к врачу с уверенностью в его способности излечить, сохранить жизнь. Больному становится легче от одного вида медработника: его улыбки мимики. Визит медика - это радость для больного. Воздействие на больного начинается с первого момента встречи, когда не произнесено ни слова, больной прежде всего болеет душой и медработнику надо быть тонким психологом: помнить, что опрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация действуют на него целительно . Искусство врачевания - это умение вести задушевную, теплую беседу с больным человеком.

Графический диктант для контроля конечного уровня знаний студентов

по теме «Философия сестринского дела. Биоэтика. Общение в сестринском деле»


  1. Обмен информацией для взаимопонимания называется – общением.

  2. Мысленное общение человека с самим собой - это пример межличностного общения.

  3. В основе общения выделено 2 стадии: подготовка и завершение работы.

  4. Эффективное общение состоит из 5 студеней.

  5. Формой отправки сообщения является канал.

  6. Способ, с помощью которого уведомляют отправителя, является отправительной информацией.

  7. Барьерами общения для налаживания коммуникации служат непонимание, забывание.

  8. В фактору, помогающему налаживанию коммуникации относится умение слушать.

  9. Благоприятную атмосферу для понимания создает автоматизм, манерничанье.

  10. К каналам общения относится устная речь.

  11. Неречевое общение – это мимика, жесты, поза.

  12. Причинами непонимания при общении являются невнятное, быстрое очень тихое сообщение.

  13. Вербальное общение осуществляется с помощью символов, прикосновения.

  14. Выражение лица медицинской сестры не влияет на общение с пациентом.

  15. Самое выразительное в лице при общении – глаза.

  16. В общении необходимо помнить о 5 зонах комфорта.

  17. У большинства людей размер «личной» зоны составляет 0,5-1,2 м.


Эталон ответов к графическому диктанту

для контроля конечного уровня знаний студентов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17



Сызранский медицинский колледж
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации