Курсовая работа - Специфика работы социального педагога в детском доме - файл n1.docx
Курсовая работа - Специфика работы социального педагога в детском домескачать (61.3 kb.)
Доступные файлы (2):
n1.docx
Введение
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации.
В наши дни в детских домах России находятся почти 700 тысяч воспитанников в возрасте от 7 до 18 лет. Это столько же сколько в послевоенном 1946 году.
В последнее время в России распространено так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, когда родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.
Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей», около 60% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 60% матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери одиночки. Определенная часть матерей ссылается на V недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30% детей поступают в дома ребенка от родителей- алкоголиков. [5]
Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей была оставлена родителями из-за обнаружения у новорожденного того или иного физического дефекта, с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом, или с незначительными врожденными пороками развития.
Есть категория матерей, о которых необходимо говорить особо — это матери-подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов. В результате появляются на свет дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот.
Количество детей, по собственной воле ушедших из семьи, растет и на то есть свои причины. Безразличие к ребенку в семье стало не столь редким явлением, о чем свидетельствует рост случаев лишения родителей родительских прав. Игнорирование самых насущных потребностей ребенка в таких семьях нередко сопровождается жестоким обращением с ними. По данным исследований, каждый второй ребенок, попавший в приют, подвергался телесным наказаниям. Дети убегают от жестокого с ними обращения, от сексуального насилия со стороны близких либо знакомых матери или отца, от издевательского отношения к их личности, от гиперопеки со стороны родителей, приобретающей форму тяжелой семейной тирании.[14]
Такие реалии современной российской жизни, как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшим и младшим поколениями моральных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.
Но уже более чем столетний опыт существования детских домов и интернатов не оставил сомнений в том, что учреждения подобного типа все же не могут дать детям достаточно ресурсов для нормального, полноценного развития.
Воспитанники интернатов не только не получают хорошего образования, но и не готовы к самостоятельной жизни. И фактором риска для них, несомненно, являются проблемы не только интеллектуального, эмоционального и личностного развития, возникающие как следствие развития в условиях депривации, но и выражающиеся в недостаточной инициативности, волевых проявлениях, ответственности по отношению к своему будущему, что и подтверждают многочисленные исследования психологов. Часто причины перечисленных выше проблем кроются в непрофессиональной деятельности социальных педагогов или же в отсутствии таковых в детском доме.
Потребность и необходимость в деятельности социального педагога в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта. Иначе говоря, основной целью работы социального педагога в детском доме является успешная социализация воспитанников. [15]
Отсюда - актуальность темы данной курсовой работы - специфика работы социального педагога в детском доме.
Исходя из выше изложенного, можно определить объект, предмет и цель работы.
Объект: социально-педагогическая деятельность в детском доме.
Предмет: специфика работы социального педагога в детском доме.
Цель: Изучение и анализ специфики работы социального педагога в детском доме.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
2. Определить причины сиротства.
3. Дать характеристику учреждениям для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
4. Выявить особенности развития детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях интернатного типа.
5. Раскрыть сущность работы социального педагога в детском доме.
Гипотеза: в связи с особенностями детского дома и детей воспитывающихся в данном учреждении деятельность социального педагога в детском доме имеет свою специфику.
Курсовая работа состоит из введения; двух глав - в первой рассматриваются особенности государственных учреждений для детей-сирот и выявляются проблемы в развитии детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей; во второй главе рассматривается деятельность социального педагога в условиях детского дома; и заключения в котором подводится общий итог работы.
Глава 1. Характеристика учреждений для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей
1.1. Характеристика учреждений для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей
Существующая практика призрения детей-сирот в России настоящего времени представляет собой систему их государственного содержания.
В этой ситуации детские дома и школы-интернаты призваны выполнять не только образовательно-воспитательные функции. Они способствуют нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсируют и исправляют недостатки развития, обеспечивают правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников.[13]
Сейчас в стране свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов свыше 200 школ интернатов. Дети-сироты или дети, брошенные родителями, попадают в дома ребенка (с рождения до 3 лет), позднее - в детские дома и школы-интернаты.
Дом ребенка - в этом учреждении проживают дети от рождения до 3 лет. По достижении возраста 3 лет дети - сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков.
Главное отличие детских домов от школ-интернатов состоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и получают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.
Школа-интернат – учреждение, созданное для круглосуточного пребывания воспитанников, с целью обеспечения более благоприятных условий для развития и воспитания ребенка, оказание помощи семье. Определение ребенка с 7 до 18 лет в школу - интернат происходит на основании решения органов опеки, по желанию родителей или лиц их заменяющих. Основные задачи учреждения:
• Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности.
• Обеспечение социальной защиты, медико–психолого-педагогической реабилитации воспитанников.
• Освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства.
• Обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников.
• Охрана прав и интересов воспитанников.
Содержание и обучение воспитанников в учреждении осуществляется на основе полного государственного обеспечения. Организация обучения воспитанников в учреждении строится с учетом индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с учебным планом, разрабатываемым учреждением самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий.
Режим дня, обеспечивающий научно - обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении.
Дети дошкольного возраста могут посещать дошкольные образовательные учреждения на условиях взаимных расчетов между дошкольным образовательным учреждением и учреждением. В учреждении при наличии соответствующих условий могут организовываться воспитательные группы:
• Разновозрастные (не более 8 человек).
• Одновозрастные (до 4 лет - не более 5 человек, от 4 лет и старше - не более 10 человек).
Количество общеобразовательных классов в учреждении зависит от условий, созданных для образовательного процесса с учетом санитарных ном, и определяются исходя из потребности (численности).
В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, наполняемость классов не должна превышать 20 человек. В учреждении могут открываться специальные (коррекционные) группы (классы) для детей с отклонениями в развитии. Определение детей в эти группы (классы) осуществляется только на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии.
Воспитанники могут посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, действующие при (в) общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей при (в) иных учреждениях и организациях, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях.
В учреждение принимаются: дети – сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено. В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года.
Дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должны осуществляться раздельно.
Воспитанники учреждения имеют право на:
• Бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами.
• Защиту своих прав и интересов.
• Уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации.
• Удовлетворение потребности в эмоционально - личностном общении.
• Защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности.
• Развитие своих творческих способностей и интересов.
• Получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию
имеющихся проблем в развитии.
• Отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.
Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным или специально закрепленным за учреждением органом здравоохранения медицинским персоналом.
Психологическое обеспечение образовательного процесса в учреждении, консультативную и профилактическую работу с педагогическими работниками осуществляют педагоги - психологи. Социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службой занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации.
Детский дом - государственное интернатное воспитательное учреждение для детей - сирот в возрасте от 3 до 18 лет. Целевая установка всех детских домов - это социальная защита детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передача им навыков поведения в обществе, определение для них оптимального жизненного пути, восстановление психосоциального и физического здоровья.
По возрастным признакам детские дома могут подразделяться на:
• детские дома для дошкольников;
• детские дома для школьников;
• разновозрастные детские дома.
Основными задачами детских домов являются:
- создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;
- обеспечение охраны здоровья детей;
- обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;
- охрана интересов и прав воспитанников;
- освоение детьми образовательных программ;
- получение достойного образования в интересах личности, общества и государства;
- формирование общей культуры воспитанников, их адаптация к жизни;
- формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению;
- создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
Детский дом семейного типа является особой формой воспитания осиротевших детей, близкой по своему содержанию к приемной семье. Здесь роль родителей выполняют специально подготовленные люди - родители-воспитатели, а время пребывания и задачи, которые ставятся перед семейным детским домом, совпадают с задачами обычного детского дома.
Такие семьи создаются не несколько лет по договору - контракту. Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей, проживающих с воспитателем; семья, в которой живут и свои и приемные дети и др.
Основными задачами детского дома семейного типа являются - создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях семьи.
Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей, ас 10 - летнего возраста, только с их согласия.[19]
Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.
Учредитель (учредители) создает детский дом семейного типа при наличии соответствующего заявления супругов, желающих взять на воспитание детей, и заключения органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями.
Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).
Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание. На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.
Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с 10 - летнего возраста только с его согласия) и согласия администрации образовательного или лечебно - профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости.
Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии {по случаю потери кормильца, инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При выходе из детского дома семейного типа или при переводе в учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или учреждение социальной защиты населения, а также при ликвидации детского дома семейного типа, ребенку выдается справка о пребывании в детском доме семейного типа.
Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими работниками территориального лечебно - профилактического учреждения по месту нахождения детского дома семейного типа. Дети обучаются в общеобразовательных учреждениях на общих основаниях.
Детские деревни (SOS – Киндердорф) – заведение для воспитания детей – сирот в условиях, приближенных к семейным.
Детские деревни SOS, в корне отличаются от детских домов. Так как
ребята живут в условиях максимально приближенным к семейным.
В семье шесть – восемь ребят разного возраста. Каждая семья живет в отдельном коттедже. Однако они не изолированы, они ходят в обычную школу, дружат со сверстниками, занимаются спортом, посещают кружки.
Требования к претендентам на роль мамы высокие, в частности, она не должна быть замужем или иметь своих детей.
Как всем мамам, женщине надо будет воспитывать детей и вести домашнее хозяйство. Правда, ей положены выходные, отгулы и отпуск.
Первая деревня SOS была построена на пожертвования в 1949 году в Австрии. Основатель детских деревень SOS – австрийский педагог – гуманист Герман Гмайнер.
Сейчас они уже есть в 130 странах. В России первая деревня SOS в
Томилино, под Москвой в 1996 году. Вторая – в Лаврово под Орлом, и начала работу 2 года спустя. В 2000 году приняла первых воспитанников третья деревня SOS в Пушкине под Санкт – Петербургом.
Социальные приюты - это образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывается помощь по разрешению их жизненных проблем. В приюты помещаются дети из приемников-распределителей, которые не нуждаются в изоляции и из больниц, где их вынужденно содержали до появления места в интернатном учреждении. Функции приюта:
• обеспечение безопасности, защита ребенка от внешних угроз - жестокого обращения с ним родителей или родственников;
• защита законных прав и интересов ребенка, связанных с его взаимоотношениями с родительской семьей, усыновлением, установлением опеки, получением образования, овладением профессией и т.п.;
• снятие у ребенка остроты психического напряжения или стрессового состояния как следствия социально- психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации, пребывания в неблагополучной среде на улице и т.п.;
• диагностика деформаций в личностном развитии и психофизическом состоянии ребенка с целью разработки индивидуальной программы его социальной реабилитации;
• первичная адаптация социально неблагополучного ребенка к жизни в социально здоровой среде;
• восстановление и развитие важнейших форм человеческой жизнедеятельности - игры, познания, труда и общения для успешной социализации ребенка, адаптации его в нормальном человеческом обществе;
• восстановление или компенсация социальных связей детей, предоставление им возможности освоить те социальные роли, которые не были ими освоены.
Вся деятельность нацелена не столько на профилактику (как в Центрах социальной реабилитации), сколько на коррекцию и реабилитацию детей, так как это дети, ослабленные физически, с нарушением социального и психологического статуса, и возможности профилактической работы с ними уже упущены.
Особенности приюта:
• срок времени пребывания ребенка жестко не определяется;
• приюты действуют как открытые учреждения, они принимают детей независимо от наличия у них документов, ребенок сам может попросить убежища;
• в приют поступают дети до решения суда о лишении родительских прав их родителей;
• открытость приюта проявляется в том, что реабилитация детей происходит в реальной социальной среде: встречи, концерты, походы, экскурсии, труд на земельных участках, помощь одиноким и престарелым;
• приют обязан активно и оперативно осуществлять правозащитную деятельность по отношению к детям.
Таким образом, деятельность приюта носит многофункциональный характер: здесь действуют врач, психолог, юрист, хозяйственник и другие. Но все виды деятельности должны быть пронизаны педагогическими целями.
Центр для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - специальные центры для временного содержания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 16 лет и оказание содействия в их дальнейшей социальной жизни и передаче на воспитание в семьи граждан.
Таким образом, мы рассмотрели основные виды учреждений для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей; дали им характеристику и выявили особенности деятельности этих учреждений.
1.2. Развитие детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях интернатного типа
Чтобы ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому способствовали - необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими. Но во всех интернатных учреждениях среда обитания, как правило, сиротская, казарменная. Сами условия, в которых живут дети, тормозят их умственное развитие, искажают процесс формирования личности.
Попадающие в эти учреждения дети, как правило, уже имеют какие- либо отклонения в физическом и психическом развитии. У них наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. К тому же ребенок не умеет общаться, он нервозен, добивается внимания и в то же время его отторгает, переходит на агрессивность или отчуждение. Он не умеет быть внимательным к людям и любить. Ребенок относится к окружающим недружелюбно.[3]
Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники детских домов и школ- интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, эти дети часто находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имею комплекс брошенного, нелюбимого ребенка. Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально- личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы у детей.
В семье существует чувство фамильного «мы», это та нравственная сила, которая вызывает у ребенка состояние защищенности. Без родительского покровительства у детдомовских ребят стихийно складывается противопоставление «мы» и «чужие», «они». От «чужих» все обособляются, но и в своей группе ребенок одинок. Вследствие отсутствия любви и заботы, родительского тепла у детей формируются такие качества, как жестокость, равнодушие, они часто конфликтуют со своими сверстниками, обижают малышей. Отчуждение от людей они считают нормой, отсюда их «право» на нарушение общественных устоев. В школе они отрицательно относятся к одноклассникам из семей.
Ребенок в интернате должен адаптироваться к большому числу сверстников. Постоянное пребывание в коллективе создает напряжение, тревожность, иногда вызывает агрессию. В интернатах и детских домах распространены онанизм, гомосексуализм, сексуальные отклонения. Все это результат недостающей родительской любви, отсутствия положительных эмоций социально адаптированного человека.
В интернатах нет помещения, где бы ребенок мог побыть один, отдохнуть от постоянной толпы, проанализировать свои поступки. Без внутреннего самососредоточения у него формируется определенный стандартный социальный тип личности. Стремясь к обособлению, дети осваивают чердаки и подвалы. И это, в особенности без опеки взрослых, приводит к безрассудным поступкам, побегам и бродяжничеству. У детей интерната, живущих на государственном обеспечении, формируются иждивенческие черты («нам должны»), отсутствуют ответственность и бережливость.
По своему психическому развитию эти дети отличаются от ровесников из семей, они отстают в развитии, часто страдают хроническими заболеваниями. Ввиду ограниченного круга общения у них формируется неадекватное поведение, что выражается в постоянных конфликтах с окружающими, неприятии запретов и замечаний. Уже в доме ребенка такие дети недоверчивы и вялы, не привязываются к взрослым. Они замкнуты и печальны, нелюбознательны, у них плохо развита речь, отсутствует всякая самостоятельность.
Рассмотрим краткую характеристику детей разных возрастов, которые могут находиться в детском доме. Проблемы детей, находящихся в детских домах, довольно подробно исследованы учеными М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Е.О. Смирновой и др. [7]
Для детей дошкольного возраста доминирующей выступает потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых.
Для общения воспитанников детского дома со взрослыми характерны следующие черты:
• наличие сменяющихся взрослых с разными типами поведения;
• более ограниченная практика общения взрослого и ребенка;
• бедная эмоциональная насыщенность общения взрослого с ребенком;
• более регламентированный характер деятельности ребенка.
Все внимание младших школьников сосредоточено на внутренней жизни интерната, отношениях с учителями, они агрессивны, в своих бедах обвиняют всех, кроме себя. Они не могут самостоятельно планировать и контролировать свои действия.
В интернатном учреждении ребенок постоянно общается с одной той же группой сверстников, что создает приятельские, ближе к родственным отношения. С одной стороны, это хорошо, но в то же время препятствует развитию навыков общения с незнакомыми людьми. Они напряжены со взрослыми, демонстрируют потребительское к ним отношение, постоянно требуют решения своих проблем. Это объясняется тем, что их нормальные отношения с первыми в их жизни взрослыми были нарушены. Вместе с тем, младшие школьники в интернате стремятся быть послушными, дисциплинированными, стараются угодить взрослым. Это вызвано потребностью признания их взрослыми.
В подростковом возрасте указанные причины вызывают определенные трудности в самоутверждении подростка в среде сверстников, в развитии его собственного «Я». [15]
Они не подготовлены к самостоятельной жизни, не в состоянии планировать свое будущее, живут только одним днем, болезненно переживают свою ненужность, они привыкли жить по указке, многие из них плохо учатся, воруют, бродяжничают, ведут себя нарочито грубо.[3]
Педагогу в работе с подростками следует стимулировать у них процесс самопознания, поощрять ведение дневников, обучать этому. Дневник способствует самоанализу, самоутверждению, развитию внутреннего мира, развитию автономности представлений подростка о самом себе, их независимости от суждений и оценок окружающих. Важно, чтобы отношение взрослых к подростку было уважительным.
Проблемы, связанные со здоровьем, возникают почти у всех воспитанников детского дома. Дети имеют хронические заболевания, среди них часто встречаются инвалиды. Кроме того, у многих детей наблюдается интеллектуальная недостаточность - задержка психического развития ребенка, а также олигофрения.
В детском доме у воспитанника возникает множество социальных проблем:
• личные - например, получение документов (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о смерти родителей и др.);
• материальные - например получение денежных выплат (пенсий, пособий, алиментов);
• жилищные;
• трудоустройства профессионального образования.
Следует учитывать, что 80 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют психоневрологическую патологию, 42 % - задержку психоречевого развития, у многих отмечены заболевания органов дыхания. Только 2,2 % детей относительно здоровы.[3]
В этих условиях учреждения интернатного типа призваны выполнять не только образовательно-воспитательную функцию, но и способствовать нормальному, полноценному развитию личности, ее социализации, обеспечить правовую психологическую защищенность воспитанников.
Таким образом, мы рассмотрели особенности развития детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях интернатного типа. Выявили проблемы в развитии присущие этим детям, определили причины и наметили пути решения этих проблем.
Глава 2. Специфика работы социального педагога в детском доме.
Работа социального педагога в детском доме.
Потребность и необходимость в деятельности социального педагога в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта. Рассматривая деятельность социального педагога в детском доме необходимо определить основную цель этой деятельности, Цель деятельности - социализация ребенка.
Социализация - процесс усвоения общественных норм, законов, правил, а также построение собственного поведения в соответствии с нормами данного общества [4]
В качестве субъектов этой деятельности выступает коллектив воспитателей: социальный педагог, воспитатель, психолог, музыкальный работник, администрация детского дома. Объектами, на которые направлена социально - педагогическая деятельность, выступают воспитанники детского дома: каждый индивидуально и весь коллектив воспитанников в целом. Начиная свою деятельность в детском доме, социальный педагог должен хорошо представлять, с какой категорией детей ему придется работать. [15]
Деятельность социального педагога начинается с определения социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить. Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в детский дом, родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении, воспитании и т.д. Чем точнее определяется «диагноз социального заболевания» ребенка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать социальный педагог воспитаннику.
Воспитание ребенка в детском доме происходит в коллективе, поэтому наряду с изучением каждого ребенка социальный педагог изучает и детский коллектив в целом.
Социальным педагогом проводится сбор документов, удостоверяющих социальный статус ребенка, свидетельствующих о его наследственных, имущественных и жилищных правах. Документы, подтверждающие сиротский статус ребенка, следующие: свидетельство о смерти родителей, или только матери, если отец ребенка не состоял в браке с его матерью, или справка из ЗАГСа по форме №2, она выдается при регистрации рождения ребенка, мать и отец которого не состояли в браке, или решения суда о лишении родителей родительских прав, или решения об отобрании ребёнка у родителей без лишения родительских прав (решение об ограничении в родительских правах), заверенные оригиналом печати суда, или решения суда о признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими, об объявлении их умершими, или справки от медицинских учреждений о том, что родители больны и не могут выполнять своих родительских обязанностей в связи с длительной болезнью, или приговоры суда о том, что родители осуждены и отбывают наказание; если родители отказались от ребёнка, то в его личном деле должен быть документ, который называется «согласие на усыновление»; если ребёнок был брошен своими родителями, то в личном деле будет документ, который называется «акт о подкидывании ребёнка», составленный милицией. Кроме этих документов в личном деле воспитанника учреждения временного пребывания детей сиротской категории должны быть: справка о составе семьи; справка (информация) о виде жилья, в котором семья проживает (проживала). Если биологическая семья ребёнка имела государственное жильё, в котором он жил до устройства в детский дом,- в личном деле должно быть решение исполкома о закреплении права ребёнка на проживание на этой жилплощади. Если ребёнок осиротел из-за смерти последнего из родителей, в его личном деле должна находиться опись имущества, оставшегося после смерти родителя.
Руководитель учреждения (или от его лица, социальный педагог этого учреждения), в котором временно находится ребёнок, утративший родительское попечение, ходатайствует о назначении пенсий, пособий на ребёнка, если имеются основания для их назначения (пособие по потере кормильцев, назначаемая в связи со смертью родителей, пенсия по инвалидности и т.д.),
Методы и приёмы социально-правовой работы: подготовка запросов в нужные инстанции, представление исков в защиту прав ребёнка, представительство несовершеннолетнего, ходатайство об обеспечении его интересов в различных инстанциях.
Основные организаторы социально-правовой работы: руководитель учреждения, на временное попечение которого передан осиротевший несовершеннолетний: социальный педагог, юрист учреждения, в котором находится ребёнок; специалист по охране детства отдела образования, передавший ребёнка в учреждение временного пребывания.[8]
Диагностика уровня развития ребенка включает в себя следующие действия:
- установление его соответствия/несоответствия возрастным нормам;
- выяснение уровня сформированности навыков социокультурной, интеллектуальной, игровой, трудовой деятельности;
- установление особенностей жизни ребенка до утраты родительского попечения;
- ознакомление с сопроводительными документами ребенка, характеристиками, заключениями медико-психолого-педагогических комиссий, актами обследования условий жизни биологических родителей ребенка, протоколами заседаний компетентных органов, решениями и приговорами суда и т.д.;
- установление факторов социального риска, которым подвергался ребенок до момента утраты родительского попечения (психологическое, физическое, сексуальное насилие, пренебрежение основными нуждами и потребностями ребенка);
- работа по определению контактной сети ребенка;
- составление программы социально - педагогической реабилитации ребенка.[6]
Используются следующие методы и приемы социально - педагогической работы: изучение и пополнение сопроводительной документации ребенка, организация диагностики уровня развития ребенка (приемы должны соответствовать возрасту ребенка), беседа, интервьюирование, организация поиска и встреч со значимыми для ребенка людьми.
Также в детском доме проводится медицинская диагностика ребенка, включающая санитарную обработку, лечение, решение вопросов о госпитализации (по показаниям); установление симптомов употребления алкоголя, нарко - и токсиковеществ, признаков жесткого обращения, сексуальных домогательств; определение уровня психофизического развития ребёнка.
Применяются следующие методы и приёмы медицинской работы: комплекс медицинской диагностики, изучение и пополнение сопроводительной документации, организация углубленного медицинского обследования.
Основными организаторами медицинской работы являются врач, медсестра, коррекционный педагог учреждения временного пребывания ребёнка, психотерапевт.
Таким образом, диагностическая деятельность является первичным этапом в работе с ребёнком, поступившим в детский дом. Она включает в себя мероприятия по определению статуса ребёнка, уровня его психического развития, состояния здоровья, а также возможностей социальной адаптации.
Проблемы адаптации ребёнка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребёнка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов детского дома.
Реабилитация - это комплексная, многоуровневая, этапная и динамичная система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений.[18]
Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий. [15] Она включает в себя:
• организацию усиленного и сбалансированного питания;
• витаминизацию, вакцинацию и ревакцинацию;
• обеспечение медицинскими средствами коррекции (медицинские препараты, очки, слуховой аппарат и др.):
• организацию профилактических медицинских осмотров.
Основные организаторы медицинской работы: врач, медсестра, коррекционный педагог учреждения ременного пребывания ребёнка, психотерапевт.
Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребёнка в детском доме. Таким методом может служить игротерапия, использование разного вида игр. Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки. Ценность этого вида терапии определяется тем, что в игре проявляется неизвестная нам форма преодоления травмирующих переживаний. Снимается психическое напряжение, формируется способность восприятия новых впечатлений и происходит перенос фантазии детей на темы, не связанные с насилием.
В рамках психологической реабилитации могут использоваться различные метод арттерапии, то есть терапии средствами искусства. Например, может применяться метод музыкотерапии - использования в работе с детьми музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Библиотерапия - метод воздействия на ребёнка, его переживания, чувства посредством книг. Подбираются литературные произведения, в которых описаны страхи детей, переживания стрессовых ситуаций, найден выход из них. Логотерапия как метод разговорной терапии предполагает разговор с ребёнком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний.
Ещё один эффективный способ коррекции поведения воспитанника - метод моритатерапии. С помощью этого метода ребёнок становится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Специалист предлагает ребёнку высказать своё мнение о чем-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, интонации, жесты). Этот метод помогает воспитывать культуру поведения.[20]
Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий.
Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.[11]
Целесообразно организовывать жизнедеятельность воспитанников детских домов с элементами семейной жизни, прежде всего создавать разновозрастные группы, в которых доминируют отношения, близкие к семейным. Особо следует остановиться на методике работы с контрактной сетью ребенка.[7]
Эта теория описывается в целом ряде трудов, однако наиболее полно излагается в работе «К экспериментальной экологии человеческого поведения». Основанная на общей теории систем, теория экологических систем предоставляет социальному работнику возможность проанализировать бытие ребёнка во всей его сложности. При этом анализу подвергаются не только сами системы, в которые включен ребёнок, но и механизм взаимодействия, и характер влияния этих систем друг на друга. Задачей специалиста, использующего метод работы с контактной сетью, является активизация, мобилизация всего социального окружения ребёнка на оказание помощи, влияния на кризисную ситуацию с целью нормализации его положения. В отечественной практике по охране детства данное направление также занимает важное место, и его использование регламентируется рядом инструктивно-методических материалов по вопросам охраны детства прошлых лет.
Оторванность от семьи ребёнок переживает как отсутствие корней. В этой связи выдающийся российский практик В.В. Католиков говорит о том, что «никакой, даже самый распрекрасный интернат не заменит самую неблагополучную семью». Современные специалисты интернатных учреждений неоднократно наблюдают случаи уходов детей( особенно это касается детей подросткового возраста) из интернатов и возвращения их в крайне неблагополучное семейное окружение. Английский психотерапевт Д. Боулби в этой связи обращает внимание на неоправданность веры в то, что ребёнок забудет свой дом и начнёт жить сначала, если его куда-нибудь переместить и предоставить хорошие условия, и сделает это ещё быстрее, если в предыдущей семье ему было плохо (отсутствие заботы, насилие). С этим необходимо считаться: пусть общество лишило горе-родителей родительских прав, чтобы воспитать их детей в более здоровой обстановке, но для детей эти люди всё равно остаются родными. Следует бережно сохранять это детское трепетное отношение к своим биологическим родителям, именно поэтому уже с момента помещения ребёнка в детский дом следует предпринимать попытки изучения и расширения его контактной сети. Одновременно с этим работа с контактной сетью ребёнка позволяет откорректировать или смоделировать историю его жизни. Любые контакты детей с их семьями должны быть спланированы в соответствии с интересами ребёнка, а не взрослых. Выделим положительные стороны контакта детей с родителями, родственниками, близкими людьми.
Создание и расширение контактной сети, ребёнка с момента его прибытия в учреждение временного содержания позволяет несколько раздвинуть рамки самого учреждения и оптимизировать процесс приспособления ребёнка к новой социальной среде и условиям жизни, Встречи со значимыми людьми (тёти, дяди, бабушки, старшие братья, сестры и просто хорошие знакомые ребёнка) позволяют укрепить самооценку ребёнка. Д. Торнберн, исследовавший влияние личных встреч с близкими людьми на ребёнка в своей «Книге о защите ребёнка» (1995 г.) говорит о том, что такие встречи увеличивают способности ребёнка, включая способность к обучению, уменьшают риск неприятия ребёнком места настоящего пребывания, помогают преодолевать кризисные ситуации.
В ходе контактов со значимыми и близкими людьми ребёнок получает дополнительную информацию о себе. Контакт позволяет избежать разрушительных чувств потери родителей, формирует у ребёнка необходимое чувство семьи и персональной идентификации. Это следует учитывать при работе с историей жизни ребенка. Исследования, проводимые в Великобритании, на что ссылаются Л.Я, Олифиренко и Т.В. Шульга, выявили четкую связь между высоким уровнем контакта и возвращением детей из государственных учреждений обратно в семью. Даже при долгосрочном пребывании ребенка вне семьи контакт может помочь ребенку установить связи со своим прошлым. Дети, много лет находившиеся на воспитании в различных учреждениях возвращаются домой, и это положительно сказывается на их дальнейшем развитии. Дает ребенку чувство безопасности, знаю, что родители любят его и заинтересованы его благополучием.
Создание и расширение контактной сети ребенка позволяет оптимизировать процесс подбора замещающих родителей, поскольку обеспечивает более широкий выбор кандидатов. Отсутствие контактов с семьей оставляет не решаемыми вопросы относительно истории семьи, культуры и личной идентичности ребенка.
Прямой или косвенный контакт с кровными родителями или с родственниками, другими значимыми для ребенка людьми может удовлетворить многие потребности ребенка:
• Предоставить ребенку возможность реального понимания обстоятельств, приведших к разлуке с родителями;
• Дать возможность осознать свою потерю;
• Позволить формировать и развивать привязанность к новым родителям с благословления его кровных родителей;
• Убедить ребенка в том, что биологические родители или другие родственники продолжают заботиться о нем; это укрепляет чувство собственного достоинства ребенка;
• Заверить ребенка относительно благополучия кровных родственников, особенно родных братьев и сестер;
• Обеспечить получение большого количества информации о своей личности, истории семьи; социогенеалогической связи.
Кроме того, со временем подавляющее большинство оправдывает и идеализирует своих родителей, даже если они жестоко с ними обращались - мы все нуждаемся в знании о «хороших родителях». У многих детей на самом деле существовали теплые отношения с матерью, о которых он помнит, и только то, что женщина страдала алкоголизмом, не позволило ей продолжать оставаться хорошей матерью. Воспитывая приемного ребенка нельзя этого не учитывать. Решение о возможности контакта может быть принято после анализа следующих моментов:
• пожелание ребенка и его чувство относительно контакта;
• его отношения с кровными родственниками, включая родных братьев и сестёр;
• эмоциональное, физическое и психическое развитие ребёнка, его соответствие возрастным нормам;
• отношения родственников с ребёнком, их мнение относительно семьи, в которой воспитывается ребёнок, предыдущий опыт контактов;
• здоровье родителей, эмоциональное состояние и образ жизни;
• конфликты, которые могут возникнуть и возможность их предотвращения.
Польза от контакта с биологическими родителями зависит от характера их взаимоотношений с ребёнком. Нельзя недооценивать прежние привязанности ребёнка, которые могли быть тесными. Однако иногда контакт может быть нецелесообразным, особенно после серьёзной травмы и/или жестокого обращения. Необходима тщательная оценка индивидуальной истории ребёнка, и его прошлых отношений с родственниками.
Формы контактов детей с родителями и родственниками. Контакт охватывает различные формы прямой или косвенной связи между ребёнком и усыновителями и прежними родственниками ребёнка; биологическими родителями, родными братьями и сёстрами и т.п. Прямой контакт помимо непосредственных встреч может включать в себя обмен письмами, подарками, видео и фотографиями или телефонными звонками. Косвенный контакт это любая связь через третье лицо (инспектора по охране детства). Он может быть только между взрослыми, и ребёнок может знать или не знать о нём. Формами контакта могут выступать написание писем маме и их складывание до той поры, когда мама отыщется или ежевечерние заочные пожелания маме «Спокойной ночи».
Проблема социализации детей-сирот является одной из ключевых в деятельности детских домов. [11]
При выходе из их стен выпускники зачастую оказываются неподготовленными к взрослой жизни, не имеют надлежащего социального опыта, не получают соответствующей помощи. Бывают случаи, когда выпускники не знают элементарных вещей, необходимых для самостоятельного существования: как распоряжаться деньгами, как следить за чистотой в доме, заваривать чай и чем заниматься в свободное время. Повышенная внушаемость и психическая неустойчивость делают их объектами для преступных элементов.
Социализация как накопление начального капитала для выпускников детских домов должна иметь твердую социальную, правовую и экономическую основу. Центром этой работы выступает формирование социальной защищенности, в конечном счете обеспечивается экономическая самостоятельность воспитанников детских домов, их экономическая независимость.
Для социальной адаптации детей-сирот, воспитанников детских домов и школ-интернатов необходимо развивать навыки и способности к различным видам трудовой деятельности. В условиях рынка дать на руки конкурентоспособные специальности. Важно формировать общую положительную направленность личности ребёнка, увлекая его каким-либо делом, способствующим повышению его самооценки. Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения выпускников (беседы о профессиях, экскурсии на предприятия, беседы о системе образования и др.); освоения ими различных социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и др.)» ознакомления со структурой и функциями семьи; формирование адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома (например, проведение бесед на тему «Как подготовиться к вступительным экзаменам?», «Как пользоваться разными видами транспорта?», «Как заполнить документы на коммунальные платежи?» и т.п.). Социальный педагог использует для решения этих задач деловые игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др.
Задача социального педагога - составить индивидуальную программу развития воспитанников, т. е. фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас. Для этого социальный педагог вместе с воспитателем анализирует все документы, которые есть у ребёнка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации.
Сложный воспитательный процесс в детском доме требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних, текущих задач, но и раскрытия тенденций развития как ребёнка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом - формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживания другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности.
Одна из важнейших задач, которую выполняет социальный педагог в детском доме - представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника, обозначенные как в международных актах, так и в наших отечественных федеральных и региональных законодательных актах. Так социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения.[15]
Руководитель учреждения (конкретно, от его лица, социальный педагог этого учреждения), в котором временно находится ребенок, утративший родительское попечение, ходатайствует о назначении пенсий, пособий на ребенка, если имеются основания для их назначения (пособие по потере кормильцев, назначаемая в связи со смертью родителей, пенсия по инвалидности и т.д.) Методы и приемы социально - правовой работы: подготовка запросов в нужные инстанции, представление исков в защиту прав ребенка, представительство несовершеннолетнего, ходатайство об обеспечении его интересов в различных инстанциях.
Таким образом мы рассмотрели работу социального педагога в детском доме. Выявили основные направления и методы работы социального педагога в данном учреждении для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, тем самым подтвердив специфичность его деятельности.
Заключение
Работа социального педагога в детском доме имеет свою специфику в связи с особенностями этого государственного учреждения и особенностями контингента детей воспитывающихся в детском доме.
Основная задача детского дома - это создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовке их к самостоятельной жизни.
Деятельность социального педагога в детском доме включает в себя диагностическую работу с воспитанниками, подготовку комплекса коррекционно-реабилитационных мероприятий в соответствии с индивидуальными потребностями воспитанника, а также осуществление правовой защиты интересов воспитанника.
Диагностическая работа включает в себя мероприятия по определению статуса ребенка, уровня его психического развития, состояния здоровья, а также возможностей социальной адаптации.
Коррекционно-реабилитационные мероприятия носят комплексный характер и осуществляются в нескольких направлениях. Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий. Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском доме. Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе образовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Современные воспитанники детских домов в большинстве своем являются жертвами социального сиротства, к чему ведет ослабление семейных уз и распад семьи. Поэтому, особым направлением социально педагогической работы является налаживание отношений с семьей воспитанника. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.[11] Для социальной адаптации детей - сирот, воспитанников детских домов необходимо развивать навыки и способности к различным видам трудовой деятельности, в условиях рынка дать в руки конкурентоспособные специальности.
Также, одним из элементов социально-педагогической работы является защита прав и представление интересов воспитанника детского дома в различных инстанциях.
Таково основное содержание деятельности социального педагога в условиях детского дома.
Именно целенаправленная качественная социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа является необходимой для формирования у детей и подростков готовности к самостоятельной жизни и является определенной, в своем роде, поддержкой на пути социализации формирующейся личности.
Таким образом, цель нашей работы реализована и гипотеза: в связи с особенностями детского дома и детей воспитывающихся в данном учреждении деятельность социального педагога в детском доме имеет свою специфику - доказана.
Литература:
1. Басов А.В. К вопросу о предмете социальной педагогики // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт./ Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М.; Тула, 1993. Т. 1/2.
2. Бочарова В.Г.Социальная педагогика.-М.:Просвещение,1993.-267с.
3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М., 2001.
4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. - 400 с.
5. Козырева А. На полпути от улицы к детдому//Российская газета, 22 ноября, 1996
6. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-эмоциональные проблемы. Под науч. ред. Л.М. Щипиной, Е.И. Казаковой. – СПб., 2000.-204 с.).
7. Лишенные родительского попечительства: хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. Ун-тов и ин-тов. Ред и сост. В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1991.-23 с.
8. Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога: учебно-методическое пособие. М.: Союз, 1999.-154 с.
9. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2002.-192 с.
10. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. Для студ. Пед. Вузов. Под редакцией В.А. Сластенина. М.: Академия, 1999. - 184 с.
11. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: учебник для вузов. М.: Академический проект, 2003, - 528 с.312.
12. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников, №1, - 2001, стр. 33-36.
13. Овчарова Р. В. Справочник социального педагога. - М., 2004.
14. Сафонова Т. Я. Реабилитация детей в приюте – М.,1995
15. Социальная педагогика: Курс лекций. Под общ. Ред. М.А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2000.-416 с.
16. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие, - 2-е изд. - М., 2005.
17. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педаго-га.-М.,2002.
18. Шептенко П.А. Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: учебн. пособие для студ. Высших пед. учебн. завед. Под ред. В.А. Сластенина. - М. Академия, 2002. - 208 с.
19. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005. – с. 42.
20. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждении социальной помощи и поддержки. - М., 1997. - 211 с.).
Введение