Аршинов С.Я. Кошилев И.М. Мотоциклы Ирбитского завода - файл n1.doc

приобрести
Аршинов С.Я. Кошилев И.М. Мотоциклы Ирбитского завода
скачать (3135.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc4236kb.12.02.2011 20:04скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
С.Я.Аршинов
И.М.Кошелев

мотоциклы

ИРБИТСКОГО ЗАВОДА


Аршинов С. Я., Кошелев И. М.

Мотоциклы Ирбитского завода: Эксплуата­ция и ремонт: Справочник Л.. Машиностроение. Ленингр. отделение, 1986.—192 с.: ил.

(В обл.): 85 к.


В справочнике рассмотрены устройство и принцип действия основных узлов и агрегатов мотоциклов Ирбитского мотоциклетного завода. Даны рекомендации по эксплуатации мотоциклов при различных дорожных условиях и в различных климатических зонах. Указаны способы продления сроков службы основных узлов.
Приведены справочные данные, необходимые для ремонта мотоциклов, чертежи простейших приспособлений, В отдельной главе рассказано о спортивных мотоциклах. Справочник предназначен для владельцев мотоциклов, ремонтных организаций, организаций ДОСААФ.

© Издательство «Машиностроение», 1986

ПРЕДИСЛОВИЕ
Ирбитский мотоциклетный завод является круп­нейшим предприятием по выпуску тяжелых мотоци­клов с коляской не только в СССР, но и в мире. В 1981 г. с заводского конвейера сошел полуторамиллионный мотоцикл. Мотоциклы Ирбитского мотоциклетного завода зарекомендовали себя как непри­хотливые в обслуживании и долговечные машины. В настоящее время на дорогах все еще можно встре­тить мотоциклы первой модели (М-72). При разра­ботке новых моделей конструкторы стремились обеспечить взаимозаменяемость основных узлов, поэтому на современных мотоциклах можно встретить узлы ранних моделей. Однако современные узлы имеют ряд конструктивных отличий, о которых вла­дельцы мотоциклов ранних моделей не знают. В за­водской инструкции приведены минимальные сведения по устройству, эксплуатации и ремонту мотоцикла. В настоящей книге даны дополнительные справочные данные, которых нет в заводской инструкции.

Отдельная глава посвящена спортивным мотоци­клам. В ней приведены данные о выпускаемых серий­но спортивных мотоциклах. Даны рекомендации по усовершенствованию конструкции спортивных мото­циклов и по форсировке их двигателей.

Большой вклад в развитие конструкции спортивных мотоциклов с коляской внесли выдающиеся мото­спортсмены, выступавшие на мотоциклах ИМЗ: Е. Косматов, Ю. Соколов, С. Плоом, В. Калюжный и др.

Ирбитский мотоциклетный завод вырастил плеяду испытателей — известных мотоспортсменов мастеров спорта, таких как семикратный чемпион СССР Си­бирцев А. Н., пятикратные чемпионы СССР Щербинин С. К. и Вартаньян Г. С, четырехкратные чемпио­ны СССР Мотов Г. Б., Телегин В. И. и др. 30 раз испытатели ИМЗ становились чемпионами СССР по шоссейно-кольцевым гонкам и мотокроссу и 56 раз призерами этих соревнований.

ВВЕДЕНИЕ
Мотоцикл является наиболее дешевым и простым видом из современных механических транспортных средств. Первый мотоцикл был сконструирован и из­готовлен инженером Даймлером в 1885 г. В мотоцик­ле Даймлера были заложены многие конструктивные решения современного мотоцикла: форма рамы, рас­положение двигателя в раме, наличие механизма пе­ремены передач и пускового механизма. Вслед за Даймлером к производству мотоциклов приступили многие предприятия в Европе, и к концу XIX в. езда на мотоцикле стала довольно популярным видом раз­влечения и спорта.

Надо заметить, что в то время, когда конструкция мотоцикла только отрабатывалась, еще не было чет­кого понятия «мотоцикл». К мотоциклам относили и собственно мотоциклы (двухколесные экипажи), и трехколесные (трициклы), и даже легкие четырехко­лесные экипажи массой до 200 кг (квадроциклы), ко­торые скорее относятся к легким автомобилям. По­скольку конструкция мотоцикла только отрабатыва­лась, мотоциклы разных фирм отличались большим разнообразием. Наиболее простые мотоциклы мало отличались от современных велосипедов с мотором. Легкие мотоциклы, как правило, имели ременную передачу, коробка передач и сцепление у них отсут­ствовали, поэтому запускали двигатель «с ходу», а для остановки мотоцикла останавливали двигатель. Тяжелые же мотоциклы были близки по конструкции к современным моделям (рис. 1 и 2).



Рис. 1. Легкий мотоцикл с ременной передачей
В 20—30 гг. XX в. конструкция мотоциклов в ос­новном определилась и была близка к современной, однако параметры двигателей были значительно ниже. Кроме того, заднее колесо обычно не имело подвески, а подвеска переднего колеса не имела гаси­теля колебаний.



Рис. 2. Трицикл
В послевоенный период были значительно улуч­шены характеристики двигателей. Двигатели совре­менных дорожных мотоциклов зачастую имеют лучшие характеристики, чем двигатели гоночных мото­циклов довоенного периода. Все современные мотоциклы имеют упругую подвеску как переднего, так и
заднего колес, что в сочетании с гидравлическими га­сителями колебаний обеспечивает большую комфорт­ность при езде.
На современном этапе развитие мотоциклов идет в направлении повышения экономичности и уменьше­ния токсичности и шума двигателя, повышения плав­ности хода и комфортности, улучшения внешнего вида, снижения трудоемкости обслуживания и повы­шения надежности машины.

В настоящее время роль мотоциклов в разных странах различна. В капиталистических странах с развитой сетью дорог и высоким уровнем автомоби­лизации езда на мотоцикле является одним из средств развлечения молодежи. Мотоциклы в этом случае имеют яркую наружную отделку, мощные дви­гатели, дорогостоящее оборудование. Конструкция их довольно сложная, и стоимость зачастую превышает стоимость легкового автомобиля среднего класса. Для экспорта в слаборазвитые страны западные ф'ир-мы выпускают более простые модели, которые слу­жат транспортом для людей среднего достатка. Та­кие мотоциклы имеют сравнительно простую конст­рукцию, неброский внешний вид и умеренную стои­мость.

Отдельную группу представляют спортивные мо­тоциклы. В 20—30 гг. XX в. они отличались от дорож­ных только более мощными двигателями; один и тот же мотоцикл часто использовался в различных видах соревнований. Теперь мотоциклы, предназначенные для различных видов соревнований, имеют значи­тельные отличия.

В Советском Союзе мотоцикл является распрост­раненным видом индивидуального транспорта. При движении по грунтовым .дорогам мотоцикл имеет _преимущество перед легковым автомобилем поэтому он особенно пришелся по душе сельским жителям рыбакам, охотникам.

Первый отечественный мотоцикл «Союз» был спроектирован- в 1924 г. В 1928 г. в Ижевске было создано конструкторское бюро по мотоциклостроению и изготовлены опытные образцы мотоциклов ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-3, ИЖ-4, ИЖ-5. В конструкции мотоциклов были применены технические новинки, не использовавшиеся в то время зарубежными фир­мами. В 1933 г. Ижевский завод приступил к серий­ному производству мотоциклов ИЖ-7. В довоенный период небольшими сериями были выпущены мотоциклы Л-300, Л-600, ПМЗ А-750, АМ-600, Л-8, МЛ-3. В тот же период наша промышленность приступила квыпуску мотоцикла М-72, а его серийное производство было освоено в г. Ирбите уже вовремя Великой Отечественной войны.

После войны наша мотоциклетная промышлен­ность начала бурно развиваться, и в настоящее время Советский Союз является крупнейшим производите­лем мотоциклов не только для внутреннего рынка, но и для поставок во многие страны мира. В нашей стране выпускаются мотоциклы различных классов: легкие, средние, тяжелые (мотоциклы-одиночки и мо­тоциклы с коляской, что позволяет удовлетворить различные запросы.

Ирбитский мотоциклетный завод с момента своего образования выпускает тяжелые мотоциклы с коляс­кой с четырехтактным оппозитным двигателем. Первой моделью был мотоцикл М-72, который и в наши дни нередко можно встретить на дорогах.

Ниже приведены характеристики дорожных мото­циклов производства ИМЗ.

Мотоцикл М-72М отличается от ранее выпускав­шегося усиленными колесами, подрессоренным пе­редним щитком, торсионной подвеской колеса ко­ляски.

По сравнению с М-72М у мотоцикла М-61 увели­чен ход передней вилки и задней подвески. Передняя вилка изменена. Облегчена экипажная часть.

На М-62 в отличие от М-61 введено автоматиче­ское опережение зажигания, изменен профиль кулач­ка распределительного вала для снижения износа. Изменено рулевое управление (цепная ручка газа и дюралюминиевые рычаги сцепления и тормоза).

Мотоцикл М-63 оснащен рамой с маятниковой подвеской заднего колеса на пружинно-гидравличе­ских амортизаторах (позднее аналогичная подвеска введена на колесе коляски), значительно увеличен дорожный просвет за счет внедрения новой выхлоп­ной системы.

Мотоцикл М-66 отличает повышенная мощность двигателя. Долговечность двигателя увеличена за I счет полнопоточной очистки масла, применения новой конструкции коленчатого вала. На мотоцикле установлены указатели поворотов, новые фонари.

Мотоцикл М-72М с коляской






Габаритные размеры, мм, не более:

длина

ширина

высота


2420

1650

1000

База, мм

1430

Масса (сухая), кг, не более

380

Максимальная нагрузка включая массу во­дителя, пассажиров и груз в коляске), кг, не более


300

Максимальная скорость, км/ч, не менее ,

85

Тип двигателя

Нижнеклапанный

Рабочий объем, см3

746

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм

78Х78

Степень сжатия

5.5

Максимальная мощность, кВт

16.2

Частота вращения коленчатого вала при .

максимальной мощности, мин-', не более


4600

Максимальный вращающий момент, Н-м

39.2

Вместимость топливного бака, л

22

Карбюраторы

К-37

Подвеска заднего колеса

Свечная

Передняя вилка

Телескопическая

Номинальное напряжение в сети, В

6

Годы выпуска

1942—1961


Мотоцикл М-52 (одиночка)







Габаритные размеры, мм, не более:

длина

ширина

высота


2160

1760

1000

База, мм

1435

Масса (сухая), кг, не более

200

Максимальная нагрузка включая массу во­дителя, пассажиров и груз в коляске), кг, не более


200

Максимальная скорость, км/ч, не менее ,

110

Тип двигателя

Верхнеклапанный

Рабочий объем, см3

494

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм

68Х68

Степень сжатия

6.2

Максимальная мощность, кВт

17.6

Частота вращения коленчатого вала при .

максимальной мощности, мин-', не более


5800

Максимальный вращающий момент, Н-м

31.8

Вместимость топливного бака, л

18

Карбюраторы

К-52

Подвеска заднего колеса

Свечная

Передняя вилка

Телескопическая

Номинальное напряжение в сети, В

6

Годы выпуска

1950—1957


Мотоцикл М-61 с коляской






Габаритные размеры, мм, не более:

длина

ширина

высота


2420

1650

1000

База, мм

1435

Масса (сухая), кг, не более

360

Максимальная нагрузка включая массу во­дителя, пассажиров и груз в коляске), кг, не более


255

Максимальная скорость, км/ч, не менее ,

95

Тип двигателя

Верхнеклапанный

Рабочий объем, см3

649

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм

78Х68

Степень сжатия

6.2

Максимальная мощность, кВт

20.6

Частота вращения коленчатого вала при .

максимальной мощности, мин-', не более


4800

Максимальный вращающий момент, Н-м

44.1

Вместимость топливного бака, л

22

Карбюраторы

К-33

Подвеска заднего колеса

Свечная

Передняя вилка

Телескопическая

Номинальное напряжение в сети, В

6

Годы выпуска

1957—1963


Мотоцикл М-62 с коляской







Габаритные размеры, мм, не более:

длина

ширина

высота


2420

1650

1000

База, мм

1435

Масса (сухая), кг, не более

320

Максимальная нагрузка включая массу во­дителя, пассажиров и груз в коляске), кг, не более


255

Максимальная скорость, км/ч, не менее ,

95

Тип двигателя

Верхнеклапанный

Рабочий объем, см3

649

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм

78Х68

Степень сжатия

6.2

Максимальная мощность, кВт

20.6

Частота вращения коленчатого вала при .

максимальной мощности, мин-', не более


5200

Максимальный вращающий момент, Н-м

44.1

Вместимость топливного бака, л

22

Карбюраторы

К-38

Подвеска заднего колеса

Свечная

Передняя вилка

Телескопическая

Номинальное напряжение в сети, В

6

Годы выпуска

1961—1965


Мотоцикл М-6З с коляской






Габаритные размеры, мм, не более:

длина

ширина

высота


2420

1570

1100

База, мм

1450

Масса (сухая), кг, не более

320

Максимальная нагрузка включая массу во­дителя, пассажиров и груз в коляске), кг, не более


255

Максимальная скорость, км/ч, не менее ,

95

Тип двигателя

Верхнеклапанный

Рабочий объем, см3

649

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм

78Х68

Степень сжатия

6.2

Максимальная мощность, кВт

20.6

Частота вращения коленчатого вала при .

максимальной мощности, мин-', не более


5200

Максимальный вращающий момент, Н-м

44.1

Вместимость топливного бака, л

22

Карбюраторы

К-301

Подвеска заднего колеса

Маятниковая

Передняя вилка

Телескопическая

Номинальное напряжение в сети, В

6

Годы выпуска

1963—1980


Мотоцикл М-66 с коляской






Габаритные размеры, мм, не более:

длина

ширина

высота


2420

1570

1100

База, мм

1450

Масса (сухая), кг, не более

320

Максимальная нагрузка включая массу во­дителя, пассажиров и груз в коляске), кг, не более


255

Максимальная скорость, км/ч, не менее ,

105

Тип двигателя

Верхнеклапанный

Рабочий объем, см3

649

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм

78Х68

Степень сжатия

7.0

Максимальная мощность, кВт

23.5

Частота вращения коленчатого вала при .

максимальной мощности, мин-', не более


5300

Максимальный вращающий момент, Н-м

44.1

Вместимость топливного бака, л

19

Карбюраторы

К-301

Подвеска заднего колеса

Маятниковая

Передняя вилка

Телескопическая

Номинальное напряжение в сети, В

6

Годы выпуска

1971—1975


Мотоцикл М-67 с коляской






Габаритные размеры, мм, не более:

длина

ширина

высота


2420

1570

1100

База, мм

1450

Масса (сухая), кг, не более

300

Максимальная нагрузка включая массу во­дителя, пассажиров и груз в коляске), кг, не более


255

Максимальная скорость, км/ч, не менее ,

105

Тип двигателя

Верхнеклапанный

Рабочий объем, см3

649

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм

78Х68

Степень сжатия

7.0

Максимальная мощность, кВт

23.5

Частота вращения коленчатого вала при .

максимальной мощности, мин-', не более


5300

Максимальный вращающий момент, Н-м

44.1

Вместимость топливного бака, л

19

Карбюраторы

К-301

Подвеска заднего колеса

Маятниковая

Передняя вилка

Телескопическая

Номинальное напряжение в сети, В

12

Годы выпуска

1973—1977


Мотоцикл М67-36 с коляской






Габаритные размеры, мм, не более:

длина

ширина

высота


2420

1570

1100

База, мм

1450

Масса (сухая), кг, не более

330

Максимальная нагрузка включая массу во­дителя, пассажиров и груз в коляске), кг, не более


255

Максимальная скорость, км/ч, не менее ,

105

Тип двигателя

Верхнеклапанный

Рабочий объем, см3

649

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм

78Х68

Степень сжатия

7.0

Максимальная мощность, кВт

26.5

Частота вращения коленчатого вала при .

максимальной мощности, мин-', не более


5400

Максимальный вращающий момент, Н-м

44.1

Вместимость топливного бака, л

19

Карбюраторы

К-301Г

Подвеска заднего колеса

Маятниковая

Передняя вилка

Телескопическая

Номинальное напряжение в сети, В

12

Годы выпуска

с 1976 года


Мотоцикл ИМЗ-8.103 с коляской







Габаритные размеры, мм, не более:

длина

ширина

высота


2490

1700

1100

База, мм

1500

Масса (сухая), кг, не более

320

Максимальная нагрузка включая массу во­дителя, пассажиров и груз в коляске), кг, не более


255

Максимальная скорость, км/ч, не менее ,

105

Тип двигателя

Верхнеклапанный

Рабочий объем, см3

649

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм

78Х68

Степень сжатия

7.0

Максимальная мощность, кВт

26.4

Частота вращения коленчатого вала при .

максимальной мощности, мин-', не более


5800

Максимальный вращающий момент, Н-м

44.1

Вместимость топливного бака, л

19

Карбюраторы

К-301Г

Подвеска заднего колеса

Маятниковая

Передняя вилка

Телескопическая

Номинальное напряжение в сети, В

12








На мотоцикле М-67 применено двенадцативольт­ное электрооборудование. Изменена конструкция рамы мотоцикла.

На мотоцикле модели М67-36 за счет измене­ния конструкции головок цилиндров и применения карбюраторов К-301Г с увеличенным диаметром диф­фузора мощность двигателя увеличена с 23,5 до 26,5 кВт.

Кроме значительного улучшения внешнего вида, мотоцикл ИМЗ-8.103 отличают новая коробка пере­дач с передачей заднего хода, тормоз колеса коляски, новые приборы электрооборудования и ряд других из­менений конструкции, выполненных в соответствии с пожеланиями потребителей.

На основе модели ИМЗ-8.103 разработана моди­фикация мотоцикла ИМЗ-8.103-10 для сельских жи­телей. Мотоцикл имеет такую же техническую ха­рактеристику, что и базовая модель. Для улучшения проходимости по грунтовым дорогам щиток переднего колеса выполнен подрессорным, система выпуска вы­полнена с одним глушителем (правым). Мотоцикл имеет меньшую стоимость.

  1   2   3   4   5   6


мотоциклы ИРБИТСКОГО ЗАВОДА
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации