Реферат - Природные ресурсы, их хозяйственное значение. Кадастры, их виды - файл n1.doc

Реферат - Природные ресурсы, их хозяйственное значение. Кадастры, их виды
скачать (106.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc107kb.15.09.2012 03:21скачать

n1.doc



Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение профессионального образования


Реферат

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ИХ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ


Выполнила







Проверил преподаватель





Москва

2011


СОДЕРЖАНИЕ





СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

1.КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 4

2.СИСТЕМА КАДАСТРОВ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

ВВЕДЕНИЕ



Природные ресурсы (естественные ресурсы) — элементы природы, часть совокупности природных условий и важнейшие компоненты природной среды, которые используются (либо могут быть использо­ваны) при данном уровне развития производительных сил для удовлет­ворения разнообразных потребностей общества и общественного про­изводства.

К основным критериям включения тех или иных элементов приро­ды в понятие «природные ресурсы» следует отнести общественную по­требность в них (экономическую необходимость и целесообразность использования); техническую возможность вовлечения их в экономи­ку; определенный уровень изученности.

Природные ресурсы являются главным объектом природополь­зования, в процессе которого они подвергаются эксплуатации и по­следующей переработке. Природные ресурсы, лишенные природ­ных связей в результате воздействия труда, переходят в разряд природного сырья.

Сырье — та часть природных ресурсов, которую можно использо­вать в определенных технических, экономических и социальных це­лях. Значение отдельных видов сырья для промышленности определя­йся уровнем цивилизованности общества.

Запасы — более частная категория, связанная с конкретным вре­менным периодом. Они представляют собой ту оцененную часть сырья, которую человек в состоянии использовать на базе достигнутых технологических, экономических и социальных условий в соответст­вии с очередностью их промышленной эксплуатации.

Природные ресурсы (земля, богатства недр, естественные биоло­гические и подземные водные ресурсы) являются непроизведенными материальными активами. В этом качестве они наряду с нефинансовы­ми произведенными активами (основные и оборотные фонды, ценно­сти), а также нематериальными (патенты, авторские права и т.п.) и финансовыми активами входят в объем национального богатства страны. В практике отечественной государственной статистики они учитыва­ются в натуральном выражении.

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ



Природные ресурсы (естественные) — важнейшие условия существования человечества, используемые для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества. Главные ви­ды природных ресурсов — солнечная энергия, атмосферный воз­дух, водные ресурсы, земельные и минеральные ресурсы, расти­тельность и животный мир.

Было время, когда природные ресурсы казались безграничными по отношению к малочисленному человеческому обществу, при­родные экосистемы справлялись с нагрузками без возникновения заметных нарушений в биосфере. Грозные симптомы проявились около двадцати лет назад, когда в некоторых странах разразился энергетический кризис. Стало ясно, что ресурсы энергоносителей ограничены. В настоящее время серьезные проблемы возникли и со многими другими природными ресурсами.

Существует несколько способов классификации природных ресурсов:

1. По критерию исчерпаемости природные ресурсы подраз­деляются на две группы — неисчерпаемые и исчерпаемые. Не­исчерпаемые (неистощимые) — количественно неиссякаемая часть природных ресурсов (энергия Солнца, ветра, морские при­ливы, текущая вода). Иногда сюда относят и атмосферу, и гидро­сферу, хотя при значительных загрязнениях они могут перехо­дить в категорию исчерпаемых. Исчерпаемые — ресурсы, коли­чество которых неуклонно уменьшается по мере их добычи или изъятия из природной среды. Они в свою очередь делятся на:

- возобновимые — природные ресурсы, способные (через размножение или другие природные циклы восстановления) к самовосстановлению за сроки, соизмеримые со сроками их попотребления. Это чистый воздух, вода, растительность, животный мир. Но всегда надо помнить, что если темпы использования буду превышать темпы восстановления, они тоже могут исчезнуть

- относительно возобновимые - почва, некоторое минеральное сырье, деревья большого возраста. Сантиметровый слой плодородной почвы создается живыми организмами и процессами неорганической природы в течение столетий. Некоторые минеральные ресурсы, например соли, медленно осаждаются в озерах и морских лагунах;

- невозобновимые (полезные ископаемые), которые либо вообще не восполняются в результате природных процессов (железо, медь, алюминий), либо их запасы восполняются медленнее, чем происходит их потребление (нефть, уголь, горючие сланцы).

2. По критерию заменимости природные ресурсы делятся на заменимые (виды сырья, топлива) и незаменимые (вода, воздух)

3. По критерию собственности природные ресурсы можно сгруппировать на частные (арендуемые), государственные (арендуемые), общественные. Критерии этого деления также подвижны.

4. По критерию использования:

- производственные (промышленные, сельскохозяйственные);

- Потенциально-перспективные (например, целинные и залежные земли);

- эстетические;

- рекреационные (здравоохранительные), обеспечивающие ОТДЫХ и восстановление здоровья и трудоспособности человека;

- научные — особо охраняемые природные территории, предназначенные для сохранения и размножения образцов (эта­лонов) нетронутых биогеоценозов и др.

Правило интегрального ресурса действует, когда использование ресурса в одних целях затрудняет или исключа­ет использование в других. Если в озеро спускают отходы произ­водства, даже более или менее очищенные, то это затрудняет ис­пользование его в целях рыболовства и оздоровления населения.

Современные темпы экономического развития обо­стрили проблему ограниченности природных ресурсов, возникла необходимость повышения экологических требований к экономике. Само экономическое развитие, с одной стороны, порождает ряд острых экологических проблем, а с другой - в самом экономическом развитии заложена основа для решения этих проблем. Раскрыть суть противостояния экономики и экологии значит понять связь общественного производства и окружаю­щей среды, так как без того и другого человечество не может существовать. Высокие темпы экономического роста и повышения народного благосостояния должны сочетаться с сохранением и непрерывным улучшением окружающей природной среды.

  1. СИСТЕМА КАДАСТРОВ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ



В России действует четко организованная система учета природных ресурсов и система платежей за ис­пользование природных ресурсов.

Учет природных ресурсов осуществляется через систе­му кадастров природных ресурсов (рис.1).

Кадастры природных ресурсов - это свод экономи­ческих, экологических, организационных и техничес­ких показателей, характеризующих количество и каче­ство природного ресурса, а также состав и категории природопользователей.

Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды; на их базе определяется стоимость оценки при­родного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.

Единого кадастра природных ресурсов не существу­ет, они представлены по видам природных ресурсов и образуют определенную экономико-правовую структуру.

Государственный земельный кадастр - система документов, содержащих необходимые и достоверные сведения о природном, хозяйственном и правовом поло­жении земель РФ, местоположении и размерах земель­ных участков, об их качественной характеристике, о владельцах земельных участков, правовом режиме зем­лепользования, об оценке земельных участков, иных сведениях о земле.

Данные кадастровой оценки земель учитывают при планировании использования земель, распределении использования земель, по целевому назначению, их предоставлению или изъятию при определении плате­жей за землю, для оценки рационального использова­ния земель. Ведение земельного кадастра находится в компетенции Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству РФ (Роскомзем).

В 1996 г. постановлением Правительства РФ утвер­ждена федеральная целевая программа «Создание авто­матизированной системы ведения Государственного зе­мельного кадастра». Цель программы - развертывание государственной информационной системы, обеспечива­ющей на всей территории России регистрацию, каче­ственный и количественный учёт, сплошную оценку земель, поддержку землеустройства, мониторинг зе­мель, государственный контроль за использованием земель, рациональное использование земельных ресурсов, оптимальное развитие территорий, установление границ с особым режимом (природоохранный, заповедный, рек­реационный).

В 2000-2001 гг. приняты федеральные законы «О государственном земельном кадастре», «О землеустрой­стве», «О разграничении государственной собственнос­ти на землю», а также Земельный кодекс, определяю­щие правовую основу функционирования кадастра земельных ресурсов.

Государственный кадастр месторождений - госу­дарственный кадастр месторождений и проявления по­лезных ископаемых - ведется в целях обеспечения раз­работки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использо­вания месторождений полезных ископаемых, рациональ­ного размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях; предусматрива­ется Законом о недрах (ст. 30, 32).

Государственный кадастр месторождений и проявле­ний полезных ископаемых включает сведения по каж­дому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих по­лезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, гидрогеологические, горнотехнические, экономические, экологические условия их разработки.

Государственный водный кадастр - свод данных о водных объектах, их водных ресурсах, использовании водопользователями. На основании Водного кодекса является сферой государственного управления водным фондом. Предполагает государственный учёт вод - сис­тематическое определение и фиксацию количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной терри­тории. Осуществляется в целях обеспечения текущего и перспективного планирования использования водных объектов, их восстановления и охраны. Государственный учёт подземных и поверхностных вод базируется на данных учёта использования поверхностных и подземных вод, представляемых водопользователями, и госу­дарственного мониторинга водных объектов.

Государственный водный кадастр РФ ведётся по еди­ной системе и основывается на данных государствен­ного учёта вод. Представление водопользователями в специально уполномоченные органы управления ис­пользованием и охраной водного фонда является обя­зательным.

Порядок осуществления государственного учёта по­верхностных и подземных вод устанавливается Прави­тельством РФ. Порядок ведения государственного водно­го кадастра определяется водным законодательством РФ. Специально уполномоченный госорган управления использованием и охраной водного фонда обязан обеспе­чить доступ к информации, содержащейся в государ­ственном водном кадастре.

23 ноября 1996 г. Правительство РФ приняло поста­новление «О введении государственного водного кадас­тра Российской Федерации».

На основе материалов водного кадастра определяется целевое использование вод, проводится паспортизация водных объектов, изъятие из хозяйственного оборота наиболее ценных, вводятся ограничительные меры по водопользованию с целью охраны водных источников.

Государственный лесной кадастр в соответствии со ст. 77 Основ лесного законодательства содержит сведе­ния о правовом режиме лесного фонда, о количествен­ной и качественной оценке состояния лесов, о групповом подразделении и категории лесов по их защищённости, даётся экономическая оценка леса. Сведения лесного кадастра используются для опреде­ления экономической и экологической значимости ле­сов, при выборе сырьевых баз для заготовки древесины, для проведения лесовосстановительных работ, замены малопродуктивных лесов высокопродуктивными лесны­ми угодьями. Лесной кадастр ведёт федеральная агентство лесного хозяйства при правительстве РФ и её органы на местах (Рослесхоз).

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий - включает сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, о режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, об эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности; предусматривается в ст. 4 Закона об особо охраняемых природных территориях. Кадастр ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных террито­рий, поведения эффективности государственного конт­роля за соблюдением соответствующего режима, а так­же учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

Порядок ведения кадастра устанавливается Прави­тельством РФ. Правительство РФ приняло Постановле­ние «О порядке ведения охраняемых природных терри­торий» от 19 октября 1996 г., согласно которому кадастр является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения об особо охраняемых природных территориях федерального, ре­гионального и местного значения.

Кадастр ведется по особо охраняемым природным территориям федерального значения - федеральными органами исполнительной власти, организациями, в ведении и управлении которых такие территории нахо­дятся (заповедники, национальные парки, памятники природы).



Рис. 1 Кадастры природных ресурсов РФ.
Своеобразным кадастром редких животных и расте­ний служит Красная книга Российской Федерации, Красные книги республик, краев и областей. О каждом виде включенных в красную книгу растений дается следующая информация: название и положение в систе­ме, статус, распространение, места обитания, запасы, размножение, причины изменения запасов, культивиро­вание и необходимые меры охраны, источники инфор­мации. Красная книга постоянно корректируется: одни виды исключаются (когда непосредственная опасность их уничтожения миновала), другие включаются (если имеются сведения об угрожающем сокращении видов ареала - площади их естественного распространения).

Красная книга не имеет силы юридического доку­мента (само по себе включение в нее какого-то вида не ведет к автоматическому установлению запрета на его добывание или взятие под охрану местообитания), но это серьезная основа для принятия законодательных актов, научно обоснованных программ практических мероприятий по спасению редких видов. Неоценима роль Красной книги и в воспитании, пропаганде разум­ного и бережного отношения к природе.

Реестр охотничьих животных включает данные количественного и качественного учетах охотничьего фонда, устанавливаются ограничения охоты на те виды, которые проявляют устойчивые тенденции к снижению численности популяций. Ведет реестр управление охо­ты и охотничьего хозяйства РФ, подчиненное Министер­ству сельского хозяйства.

Реестр рыбных запасов ведет качественный и коли­чественный учет рыбных запасов во внутренних водоемах России. Реестр составляет Комитет по рыболовству РФ.

Реестр загрязнителей природной среды ведется с целью учёта загрязнений окружающей природной сре­ды, выбросов, сбросов, захоронений отходов, качествен­ной и количественной оценки. Ведение реестра загряз­нителей возложена на МПР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ




Было время, когда природные ресурсы казались безграничными по отношению к малочисленному человеческому обществу, при­родные экосистемы справлялись с нагрузками без возникновения заметных нарушений в биосфере. Грозные симптомы проявились около двадцати лет назад, когда в некоторых странах разразился энергетический кризис. Стало ясно, что ресурсы энергоносителей ограничены. В настоящее время серьезные проблемы возникли и со многими другими природными ресурсами.

Современные темпы экономического развития обо­стрили проблему ограниченности природных ресурсов, возникла необходимость повышения экологических требований к экономике. Само экономическое развитие, с одной стороны, порождает ряд острых экологических проблем, а с другой - в самом экономическом развитии заложена основа для решения этих проблем. Раскрыть суть противостояния экономики и экологии значит понять связь общественного производства и окружаю­щей среды, так как без того и другого человечество не может существовать. Высокие темпы экономического роста и повышения народного благосостояния должны сочетаться с сохранением и непрерывным улучшением окружающей природной среды.

Перспективы развития финансово-экономических отношений предприятий и специально уполномоченных государственных органов по поводу использования природных ресурсов связаны с упорядочением статуса всех природно-ресурсных платежей. Новый налоговый кодекс РФ не предусматривает ресурсных платежей, а устанавливает налоги, которые должны заменить эти платежи, в том числе земельный налог, лесной налог и водный налог. Земельный налог отнесен к числу местных налогов, а остальные ресурсные налоги — к числу федеральных налогов.

В настоящее время уже введен налог на добычу полезных ископаемых. Статьи Налогового кодекса РФ, регулирующие остальные налоги, будут вводиться в действие по мере дополнения части второй Налогового кодекса соответствующими главами.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации