Реферат - Природные ресурсы, их хозяйственное значение. Кадастры, их виды - файл n1.doc
Реферат - Природные ресурсы, их хозяйственное значение. Кадастры, их видыскачать (106.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение профессионального образования
Реферат
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ИХ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ Выполнила | |
|
Проверил преподаватель | |
Москва
2011
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1.КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 4
2.СИСТЕМА КАДАСТРОВ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
ВВЕДЕНИЕ
Природные ресурсы (естественные ресурсы) — элементы природы, часть совокупности природных условий и важнейшие компоненты природной среды, которые используются (либо могут быть использованы) при данном уровне развития производительных сил для удовлетворения разнообразных потребностей общества и общественного производства.
К основным критериям включения тех или иных элементов природы в понятие «природные ресурсы» следует отнести общественную потребность в них (экономическую необходимость и целесообразность использования); техническую возможность вовлечения их в экономику; определенный уровень изученности.
Природные ресурсы являются главным объектом природопользования, в процессе которого они подвергаются эксплуатации и последующей переработке. Природные ресурсы, лишенные природных связей в результате воздействия труда, переходят в разряд природного сырья.
Сырье — та часть природных ресурсов, которую можно использовать в определенных технических, экономических и социальных целях. Значение отдельных видов сырья для промышленности определяйся уровнем цивилизованности общества.
Запасы — более частная категория, связанная с конкретным временным периодом. Они представляют собой ту оцененную часть сырья, которую человек в состоянии использовать на базе достигнутых технологических, экономических и социальных условий в соответствии с очередностью их промышленной эксплуатации.
Природные ресурсы (земля, богатства недр, естественные биологические и подземные водные ресурсы) являются непроизведенными материальными активами. В этом качестве они наряду с нефинансовыми произведенными активами (основные и оборотные фонды, ценности), а также нематериальными (патенты, авторские права и т.п.) и финансовыми активами входят в объем национального богатства страны. В практике отечественной государственной статистики они учитываются в натуральном выражении.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Природные ресурсы
(естественные) — важнейшие условия существования человечества, используемые для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества. Главные виды природных ресурсов — солнечная энергия, атмосферный воздух, водные ресурсы, земельные и минеральные ресурсы, растительность и животный мир.
Было время, когда природные ресурсы казались безграничными по отношению к малочисленному человеческому обществу, природные экосистемы справлялись с нагрузками без возникновения заметных нарушений в биосфере. Грозные симптомы проявились около двадцати лет назад, когда в некоторых странах разразился энергетический кризис. Стало ясно, что ресурсы энергоносителей ограничены. В настоящее время серьезные проблемы возникли и со многими другими природными ресурсами.
Существует несколько способов классификации природных ресурсов:
1. По критерию
исчерпаемости природные ресурсы подразделяются на две группы — неисчерпаемые и исчерпаемые.
Неисчерпаемые (неистощимые) — количественно неиссякаемая часть природных ресурсов (энергия Солнца, ветра, морские приливы, текущая вода). Иногда сюда относят и атмосферу, и гидросферу, хотя при значительных загрязнениях они могут переходить в категорию исчерпаемых.
Исчерпаемые — ресурсы, количество которых неуклонно уменьшается по мере их добычи или изъятия из природной среды. Они в свою очередь делятся на:
- возобновимые — природные ресурсы, способные (через размножение или другие природные циклы восстановления) к самовосстановлению за сроки, соизмеримые со сроками их попотребления.
Это чистый воздух, вода, растительность, животный мир. Но
всегда надо помнить, что если темпы использования буду превышать темпы восстановления, они тоже могут исчезнуть
- относительно возобновимые - почва, некоторое минеральное сырье, деревья большого возраста. Сантиметровый слой плодородной
почвы создается живыми организмами и процессами неорганической природы в течение столетий. Некоторые минеральные
ресурсы, например соли, медленно осаждаются в озерах и морских лагунах;
- невозобновимые (полезные ископаемые), которые либо вообще не
восполняются в результате природных процессов (железо, медь
, алюминий), либо их запасы восполняются медленнее, чем происходит их потребление (нефть, уголь, горючие сланцы).
2. По критерию
заменимости природные ресурсы делятся на
заменимые (виды сырья, топлива) и
незаменимые (вода, воздух)
3. По критерию
собственности природные ресурсы можно сгруппировать на частные (арендуемые), государственные (арендуемые), общественные. Критерии этого деления также подвижны.
4. По критерию
использования: - производственные (промышленные, сельскохозяйственные);
- Потенциально-перспективные (например, целинные и залежные земли);
- эстетические;
- рекреационные (здравоохранительные), обеспечивающие ОТДЫХ
и
восстановление здоровья и трудоспособности человека;
- научные — особо охраняемые природные территории, предназначенные для сохранения и размножения образцов (эталонов) нетронутых биогеоценозов и др.
Правило интегрального ресурса действует, когда
использование ресурса в одних целях затрудняет или исключает использование в других. Если в озеро спускают отходы производства, даже более или менее очищенные, то это затрудняет использование его в целях рыболовства и оздоровления населения.
Современные темпы экономического развития обострили проблему ограниченности природных ресурсов, возникла необходимость повышения экологических требований к экономике. Само экономическое развитие, с одной стороны, порождает ряд острых экологических проблем, а с другой - в самом экономическом развитии заложена основа для решения этих проблем. Раскрыть суть противостояния экономики и экологии значит понять связь общественного производства и окружающей среды, так как без того и другого человечество не может существовать. Высокие темпы экономического роста и повышения народного благосостояния должны сочетаться с сохранением и непрерывным улучшением окружающей природной среды.
СИСТЕМА КАДАСТРОВ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
В России действует четко организованная система учета природных ресурсов и система платежей за использование природных ресурсов.
Учет природных ресурсов осуществляется через систему кадастров природных ресурсов (рис.1).
Кадастры природных ресурсов - это свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, а также состав и категории природопользователей.
Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды; на их базе определяется стоимость оценки природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.
Единого кадастра природных ресурсов не существует, они представлены по видам природных ресурсов и образуют определенную экономико-правовую структуру.
Государственный земельный кадастр - система документов, содержащих необходимые и достоверные сведения о природном, хозяйственном и правовом положении земель РФ, местоположении и размерах земельных участков, об их качественной характеристике, о владельцах земельных участков, правовом режиме землепользования, об оценке земельных участков, иных сведениях о земле.
Данные кадастровой оценки земель учитывают при планировании использования земель, распределении использования земель, по целевому назначению, их предоставлению или изъятию при определении платежей за землю, для оценки рационального использования земель. Ведение земельного кадастра находится в компетенции Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству РФ (Роскомзем).
В 1996 г. постановлением Правительства РФ утверждена федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения Государственного земельного кадастра». Цель программы - развертывание государственной информационной системы, обеспечивающей на всей территории России регистрацию, качественный и количественный учёт, сплошную оценку земель, поддержку землеустройства, мониторинг земель, государственный контроль за использованием земель, рациональное использование земельных ресурсов, оптимальное развитие территорий, установление границ с особым режимом (природоохранный, заповедный, рекреационный).
В 2000-2001 гг. приняты федеральные законы «О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», «О разграничении государственной собственности на землю», а также Земельный кодекс, определяющие правовую основу функционирования кадастра земельных ресурсов.
Государственный кадастр месторождений - государственный кадастр месторождений и проявления полезных ископаемых - ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях; предусматривается Законом о недрах (ст. 30, 32).
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых
включает сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, гидрогеологические, горнотехнические, экономические, экологические условия их разработки.
Государственный водный кадастр - свод данных о водных объектах, их водных ресурсах, использовании водопользователями. На основании Водного кодекса является сферой государственного управления водным фондом. Предполагает государственный учёт вод - систематическое определение и фиксацию количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории. Осуществляется в целях обеспечения текущего и перспективного планирования использования водных объектов, их восстановления и охраны. Государственный учёт подземных и поверхностных вод базируется на данных учёта использования поверхностных и подземных вод, представляемых водопользователями, и государственного мониторинга водных объектов.
Государственный водный кадастр РФ ведётся по единой системе и основывается на данных государственного учёта вод. Представление водопользователями в специально уполномоченные органы управления использованием и охраной водного фонда является обязательным.
Порядок осуществления государственного учёта поверхностных и подземных вод устанавливается Правительством РФ. Порядок ведения государственного водного кадастра определяется водным законодательством РФ. Специально уполномоченный госорган управления использованием и охраной водного фонда обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в государственном водном кадастре.
23 ноября 1996 г. Правительство РФ приняло постановление «О введении государственного водного кадастра Российской Федерации».
На основе материалов водного кадастра определяется целевое использование вод, проводится паспортизация водных объектов, изъятие из хозяйственного оборота наиболее ценных, вводятся ограничительные меры по водопользованию с целью охраны водных источников.
Государственный лесной кадастр в соответствии со ст. 77 Основ лесного законодательства содержит сведения о правовом режиме лесного фонда, о количественной и качественной оценке состояния лесов, о групповом подразделении и категории лесов по их защищённости, даётся экономическая оценка леса. Сведения лесного кадастра используются для определения экономической и экологической значимости лесов, при выборе сырьевых баз для заготовки древесины, для проведения лесовосстановительных работ, замены малопродуктивных лесов высокопродуктивными лесными угодьями. Лесной кадастр ведёт федеральная агентство лесного хозяйства при правительстве РФ и её органы на местах (Рослесхоз).
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий - включает сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, о режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, об эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности; предусматривается в ст. 4 Закона об особо охраняемых природных территориях. Кадастр ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, поведения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.
Порядок ведения кадастра устанавливается Правительством РФ. Правительство РФ приняло Постановление «О порядке ведения охраняемых природных территорий» от 19 октября 1996 г., согласно которому кадастр является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.
Кадастр ведется по особо охраняемым природным территориям федерального значения - федеральными органами исполнительной власти, организациями, в ведении и управлении которых такие территории находятся (заповедники, национальные парки, памятники природы).
Рис. 1 Кадастры природных ресурсов РФ.
Своеобразным кадастром редких животных и растений служит Красная книга Российской Федерации, Красные книги республик, краев и областей. О каждом виде включенных в красную книгу растений дается следующая информация: название и положение в системе, статус, распространение, места обитания, запасы, размножение, причины изменения запасов, культивирование и необходимые меры охраны, источники информации. Красная книга постоянно корректируется: одни виды исключаются (когда непосредственная опасность их уничтожения миновала), другие включаются (если имеются сведения об угрожающем сокращении видов ареала - площади их естественного распространения).
Красная книга не имеет силы юридического документа (само по себе включение в нее какого-то вида не ведет к автоматическому установлению запрета на его добывание или взятие под охрану местообитания), но это серьезная основа для принятия законодательных актов, научно обоснованных программ практических мероприятий по спасению редких видов. Неоценима роль Красной книги и в воспитании, пропаганде разумного и бережного отношения к природе.
Реестр охотничьих животных включает данные количественного и качественного учетах охотничьего фонда, устанавливаются ограничения охоты на те виды, которые проявляют устойчивые тенденции к снижению численности популяций. Ведет реестр управление охоты и охотничьего хозяйства РФ, подчиненное Министерству сельского хозяйства.
Реестр рыбных запасов ведет качественный и количественный учет рыбных запасов во внутренних водоемах России. Реестр составляет Комитет по рыболовству РФ.
Реестр загрязнителей природной среды ведется с целью учёта загрязнений окружающей природной среды, выбросов, сбросов, захоронений отходов, качественной и количественной оценки. Ведение реестра загрязнителей возложена на МПР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Было время, когда природные ресурсы казались безграничными по отношению к малочисленному человеческому обществу, природные экосистемы справлялись с нагрузками без возникновения заметных нарушений в биосфере. Грозные симптомы проявились около двадцати лет назад, когда в некоторых странах разразился энергетический кризис. Стало ясно, что ресурсы энергоносителей ограничены. В настоящее время серьезные проблемы возникли и со многими другими природными ресурсами.
Современные темпы экономического развития обострили проблему ограниченности природных ресурсов, возникла необходимость повышения экологических требований к экономике. Само экономическое развитие, с одной стороны, порождает ряд острых экологических проблем, а с другой - в самом экономическом развитии заложена основа для решения этих проблем. Раскрыть суть противостояния экономики и экологии значит понять связь общественного производства и окружающей среды, так как без того и другого человечество не может существовать. Высокие темпы экономического роста и повышения народного благосостояния должны сочетаться с сохранением и непрерывным улучшением окружающей природной среды.
Перспективы развития финансово-экономических отношений предприятий и специально уполномоченных государственных органов по поводу использования природных ресурсов связаны с упорядочением статуса всех природно-ресурсных платежей. Новый налоговый кодекс РФ не предусматривает ресурсных платежей, а устанавливает налоги, которые должны заменить эти платежи, в том числе земельный
налог, лесной налог и водный налог. Земельный налог отнесен к числу местных налогов, а остальные ресурсные налоги — к числу федеральных налогов.
В настоящее время уже введен налог на добычу полезных ископаемых. Статьи Налогового кодекса РФ, регулирующие остальные налоги, будут вводиться в действие по мере дополнения части второй Налогового кодекса соответствующими главами.