Мажикеев Т.М. Образовательные технологии развивающего обучения - файл n1.doc

приобрести
Мажикеев Т.М. Образовательные технологии развивающего обучения
скачать (106.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc107kb.15.09.2012 03:20скачать

n1.doc

Образовательные технологии развивающего

и личностно-ориентированного обучения

Лекционный курс – конспект
Мажикеев Т. М.,

заслуженный работник образования РК, г. Алматы
Президент РК Н. А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» подчеркнул, что «Без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по-новому, мы не сможем создать инновационную экономику». Это свидетельство того, что мы должны сегодня определять стратегию и тактику развития и совершенствования школьного образования, предполагается внедрение в образовательную практику школ новых информационных, педагогических и образовательных технологий.

Технология близка к воспитанию как к искусству воздействия на личность ребенка как участника образовательного процесса. Технос /греч./ означает искусство, мастерство; логос/греч./ - учение, наука. Искусству и мастерству надо постоянно учиться и совершенствовать. Надо вначале совершенствовать не процесс, а участника этого процесса. По С. С. Кашлеву ведущими признаками технологии являются: совокупность каких-либо компонентов; логика, последовательность компонентов; методы, приемы, действия, операции (как компоненты); гарантия результата.

Эти признаки можно смело отнести к образовательной и педагогической технологии.


Формула: образовательная технология есть:

  1. выявление профессионально значимых умений учителей по организации педагогического воздействия на личность ребёнка как субъектного участника образовательного процесса;

  2. способ осмысления технологичности педагогической деятельности.

Технология воздействия на ребенка – это умение видеть другого человека, определять по внешним признакам и формам, по поведенческим проявлениям реальное состояние и отношение (а именно ДЧО – Доброе Человеческое Отношение; и ЧЧЧ - Человек Человеку Человек); это умение демонстрировать в доступной и привлекательной форме собственное отношение и тем самым влиять на отношение своего подопечного.



Образовательная технология – это:

  1. Как системная логика и инструментовка организации практического осуществления деятельности участников образовательного процесса (ОП), учителей и учащихся преследуют ту же цель, что и НОТ (научная организация труда) – максимум результатов при минимуме или оптимуме затрат. Технология создается на основе определенной теории организации деятельности (Раченко И.П., Пятигорск).

  2. Комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблемы и планирования, обеспечения, оценивания управления решения проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний (США и лаборатория НОТ при Пятигорском ГЛУ).

  3. Упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определённого планируемого результата (Монахов В. М.).

  4. Естественный выбор различных приемов педагогического воздействия как естественного гармоничного поведения педагога в контексте современной культуры, на уровне его высокой духовности и психолого-педагогического понимания развивающейся ситуации. Это операционное обеспечение гуманных, психоло-гических оправданных функций взрослого по отношению к ребёнку, входящему в мир (Шуркова Н. Е.).

  5. Целостный процесс постановки целей, постоянное обновление учебных планов и программ; тестирование альтернативных стратегий и материалов, оценивание педагогических систем в целом и установление целей снова как только становится известной новая информация об эффективности системы (Сполдинг В. П.).

  6. Проект определённой педагогической системы, реализуемый на практике (Беспалько В. П.).

Мозаика значений образовательной технологии:

  1. педагогическая психотехнология;

  2. педагогическая информация и технология коммуникации;

  3. технология менеджмента образования;

  4. технология педагогических систем;

  5. технология педагогического планирования развития участников ОП и школ.


Т
ГЛАВНОЕ: где для детей польза, там же должно быть для них удовольствие.

Монтень М.

аким образом, образовательная технология есть совокупность способов педагогического воздействия, создающих условия развития участников ОП, предлагающих определенный результат этого развития, гарантирующих решение педагогических задач; предполагает определенный набор способов, операций, процедур, действий, методов, приемов, отдельных шагов, осуществление, использование которых в ОП происходит по логике, в определённой последовательности, взаимосвязи, то есть по совокупности способов (по Кашлеву С. С., Минск).
Отличительная особенность методики от технологии


МЕТОДИКА

Изучает разнообразные методы воспитания, обучения. Развития личности школьников, не выстраивая из них определенные логические цепочки; является теорией, учением о методах (способах педагогического взаимодействия); метод складывается из приёмов, вместе они соотносятся как часть и целое; учитель, используя приёмы, соотносит его со своей типологией, отвечает на вопросы: «Зачем использовать этот прием? Что дает его использование?» (прогноз результативности, действенности).

ТЕХНОЛОГИЯ

Предполагает логику, последовательность педагогических методов и приёмов, САД (совместная аналитическая деятельность), которые дают конкретные результаты их развития; отличается алгоритмичностью; учитывает и допускает творчество участников ОП; это инструментарий педагогической деятельности в повышении профессионализма и компетентности, в формировании учителя новой формации; отвечает на вопрос «Как сделать?»; является результатом рефлексии учителем педагогического взаимодействия.


Функции образовательной технологии в общеобразовательном процессе:

  1. Организационно-деятельная предполагает: организацию деятельности участников ОП (учителя и учащихся) взаимоорганизацию из САД;

  2. Проектировочная (прогностическая) отражает предвидение участниками ОП его КРР (конечных реальных результатов); моделирование педагогического взаимодействия; прогноз уровня развития участников ОП в процессе реализации образовательной технологии;

  3. Комуникативная предполагает коммуникативную деятельность участников ОП; обмен информациями между ними; создание условий взаимопонимания учителя и обучающегося;

  4. Рефлексивная (осознание в ситуации; оценка объективности КРР педагогического взаимодействия; осмысление опыта взаимодействия; фиксирование состояния и причин развития);

  5. Развивающая (создание условий развития и саморазвития участников ОП).

1. Организационный – самый элементарный уровень образовательной технологии, который организуется и осуществляется посредством отдельных операций, приемов. Это основной рабочий, оперативный уровень организации и осуществления деятельности. Организация и технология здесь задана самими операциями, приёмами, без которых деятельность немыслима.

2. Методический уровень организации деятельности и создания ее технологии замыкается на отдельных разрозненных методах как совокупности определённых приёмов, где прием и способ прикосновения к личности и клеточка организации деятельности, элемент её технологии.

3. Формообразующий – умение учителя выбирать целесообразные не только методы, но и формы деятельности, где формы – определённая совокупность методов, более высокий уровень организации и технологии педагогической деятельности.

4. Творческий основан на организационно-деятельност-ном подходе. Его достоинства в том, что он позволяет каждому учителю проектировать создавать свою образовательную технологию, отвечающую современным достижениям науки и техники, учитывающую реальные обстоятельства (компетентность, обеспеченность ОП компьютерными средствами, Интернетом, условиями труда, учет особенностей развития школьников как скоростное поколение).

Как видно, функции и уровни образовательных технологий дополняют друг друга.

КРИТЕРИИ И УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ:

КРИТЕРИИ

  1. Взаимосвязь компонентов ОТ.

  2. Высокий уровень КРР.

  3. Успех в процессе реализации ОТ.

  4. Соответствие логики реализации ОТ структуре деятельности.

  5. Возможности ОТ в актуализации, и саморазвития участников ОП.

  6. САД, креативность, позитивная оценка со стороны участников ОП, наличие рефлексии как компонента ОТ.




УСЛОВИЯ

  1. Достаточное полное описание ОТ.

  2. Наличие необходимых дидактических средств ОТ.

  3. Высокий уровень владении ОТ, методами, приёмами.

  4. Систематичность использование разнообразия видов ОТ.

  5. Рефлексия реализовать ОТ.



Примечание: ОТ – образовательная технология.



Мы остановились на пробном описании сущности образовательной технологии на материалах научных трудов и образовательной практики, с тем чтобы были понятны цели, задачи и назначения образовательных технологий развивающего и личностно-ориентированного обучения, к которым в последнее время в Казахстане приковано особое внимание. Научные труды и учебные пособия российских, белорусских, украинских ученых до нашей станы не доходят (труды Зенкова, Эльконина, Давыдова, Кашлева, Якиманской и др.), своих нет. Есть только одна замечательная монография Исламгуловой С. К. «Технологизация процесса обучения в школе: Теория и опыт»: (Алматы, 2003, с небольшим тиражом ( – 500 экз.).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО

И ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ


Три меры жизни есть-

Высь, глубина, пространство.

Непонимание их – суть тьмы и глухота.

М. Шаханов



Девиз О. Сулейменова:

Широта настоящего,

Глубина прошлого,

Высота будущего.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ)
Развивающее обучение (образование) – это:

  1. Такая парадигма (греч. – «пример, образец») образования, при которой во главу угла ставится развитие личности ребёнка, его познавательных, физических, художественных и творческих способностей, а не просто достижения определенного уровня знаний, умений, навыков. При этом учитель выступает не только как носитель знания, но и как помощник в становлении личности ученика; утверждается позиция сотрудничества, неформального общения. Обеспечение развивающих личность условий достигается внедрением в практику психолого-педагогических технологий образования (по Буйловой Л. Н., Кочневой С. В.);

  2. новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу (по Селевко Г. К.);

  3. ориентация образовательного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.

Компоненты РО (развевающего образования):

  1. Образование – это:

    1. ценность как формирование миропонимания (благо);

    2. система как обеспечение социального заказа социума на приобщение к культуре;

    3. процесс (деятельность) как изменение внутреннего образа;

    4. результат как позитивное изменение потребностей, внутренних норм, способностей к действию;

    5. услугп как обеспечение качества в процессе и результате.

(по Громковой М. Т.).

  1. Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений (БСЭ).

  2. Самообучение как процесс это присвоение социокультурных норм общественного сознания: осознание необходимости – хочу; формирование убежденности – как должно быть!; упражнение в способности овладеть – могу!; самообучение есть освоение и самостоятельное использование механизмов овладения социокультурными нормами общественного сознания.

  3. Саморазвитие как процесс – самостоятельное владение новыми способами действий, приобретение новых способностей: осознание необходимости – хочу!; формирование убежденности – так должно быть!; упражнение, тренировка, погружение и актуализация в них – смогу! (Актуализация – это переход от возможности к действительности).

  4. Саморегуляция– целесообразное функционирование новых систем разных уровней организации и сложности; психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, включая рефлексии субъекта. Рефлексия – лат. Обращение назад – процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя.

  5. Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно полную реализацию человеком себя как личность.

  6. Самоопределение личности – сознательный акт заявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Форм самоопределения личности: коллективное и профессиональное самоопределение.

  7. Сотрудничество – акт общения, в ходе которого его участник показывает свою неповторимость и человечность, самодвижение в условиях педагогического воздействия.

  8. Самоанализ – самостоятельное выявление учителями достоинств и недостатков в деятельности участников ОП и определении путей её возможного улучшения.

  9. Саооценка – компонент самосознания, показ способности личности оценивать себя и свои действия.

  10. Самодиагностика – самостоятельная диагностика учителя (ученика) своей деятельности, самостоятельное видение своих упущений, затруднений и умений преодолеть их через самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самокеррекцию.

Эти компоненты РО помогут окунуться с головой в сам процесс познания ребенком мира вещей и людей, чтобы учителю (ученику) быть активным участником этого интеллектуального и нравственного развития. Педагогика как образование детей обращает внимание умению впитывать, брать, потреблять, воспитывать себярасти! – любовно, заботливо создавать условия для роста потребностей, норм, способностей как гуманность.

Пионеры РО – Песталоцци И., Дистервег А., Ушинский К. Д.; продолжатели Выготский Л. С., Занков Л. В., Эльконин Д. Б., Давыдов В. В. и др. Их ценности обучения – обучение и развитие как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса, при этом обучение – ведущая, движущая сила психического развития детей, становления у них всей совокупности качеств личности.
Пять принципов Занкова Л. В.:

  1. Как можно больше использовать непрямые методы обучения, то есть давать знания таким образом, чтобы ученик не почувствовал, что идет этот самый нелюбимый процесс усвоения знаний.

  2. Принцип обучения на высоком уровне трудности, приобретая знания творчески и через самостоятельное усилие.

  3. Достижение каждым учеником своего оптимального уровня развития (интеллектуального, эмоционального, волевого, нравственного).

  4. Система взаимоотношений. В центре не тот, кто учит, и не те знания, которым учат, а сам ребёнок как личность. И развиваться эта личность должна в благоприятствующих ей условиях.

  5. Каждого ученика (сильного и слабого) вывести на оптимальную орбиту.

Занков Л.В. усилил внимание системе интенсивного всестороннего развития в начальной школе. Развивающая система Занкова Л.В. помогает каждому участнику ОП раскрыться, поверить в свои силы, согреть душу ребенка, создать атмосферу взаимного доверия и радости. Образовательный процесс становится интересным, творческим понятным каждому участнику ОП, учит без принуждения, развивая устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.

Особенности ОП по дидактической системе развивающего обучения Занкова Л. В.:

  1. Ход познания – от учеников.

  2. Преобразующий характер деятельности участников ОП: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности, находят истину. (Ради истины дети идут на урок!).

  3. Интенсивная самостоятельная деятельность участников ОП, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением механизма творчества, помощью, педагогической поддержки и поощрением учителя.

  4. Коллективный поиск, направляемый учителем, который обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль, предварительными домашними заданиями.

  5. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому участнику ОП проявить инициативу, изобразительность в способах работы, создание обстановки для самовыражения ученика.

Идет процесс общего развития каждого участника ОП, включая наименее подготовленных к школе. Система РО помогает детям в развитии: их глаза излучают свет, они поверили в себя, в свои силы, испытывают ощущение творческой полноценности, реализуя свои возможности благодаря учителю.

Система развивающего обучения Эльконина Д. Б. – Давыдова В. В. направлена на развитие логического, теоретического мышления; полностью построена на закономерностях психического развития ребенка; обучение изменяет весь ход процесса положительного влияния РО на познавательные интересы участников ОП, процессы целеполагания и рефлексии, эмоциональную устойчивость, на формирование внутренней мотивации учения. Целевые установки: 1. Формирование теоретического сознания и мышления. 2. Передача детям кроме ЗУН способов умственных действий. 3. Воспроизведение в учебной деятельности логики научного познания.

Авторские гипотезы: 1. Детям с дошкольного возраста доступны многие общие теоретические понятия; они принимают и осваивают их раньше, чем научаются действовать с их частными эмпирическими проявлениями.

  1. Возможности ребенка к обучению и развитию огромны, но не используются школой. 3. Возможности интенсифицировать умственное развитие лежат в СУМ (содержание учебного материала); основой РО служит его содержание, от которого производятся методы организации обучения. Повышение теоретического уровня СУМ в начальной школе стимулирует рост умственных способностей участника ОП.

Особенности содержания: 1. Социальное построение учебного предмета, моделирующее содержание и методы научной области, организующее познание учащимися генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования. 2. Повышение теоретического уровня образования, передача участникам ОП не только эмпирических знаний и практических умений, но и высоких форм общественного сознания (научных понятий, художественных образов, нравственных ценностей).

Подход к участникам ОП: по системе Занкова Л. В. – личностно-ориентированный ; по Эльконину Д. Б. – Давыдову В. В. – сотрудничество

По Занкову Л. В.

Цели:

  1. Высокое общее развитие личности.

  2. Гармонизация содержания образования.

По Эльконину Д. Б. – Давыдову В. В.

  1. Формирование теоретического сознания и мышления.

  2. Учить логике научного познания и способам умственных действий.

Главная идея:

Общее развитие новообразований: ума, воли, чувств.

Возможности ребенка к обучению и развитию огромны, их надо использовать (идея Ф. Вассермана).

РО помогает построить обучение так, чтобы у детей было желание учиться и активно участвовать в учебной деятельности, чтобы обучение способствовало развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы, развивая интеллект, волю, чувства участников ОП как надежная основа ТУЗ. Каждый участник ОП должен иметь в руках козырный ТУЗ (творческое усвоение знаний) и с его помощью осознавал ШОУ (широту осердечивания ума), ощущая радости учебного и учительского труда. Поэтому учитель в условиях РО должен быть вдохновителем, создавая благоприятные условия для любого участника ОП; должен быть открытым, искренним, уметь принимать ребенка таким, каков он есть, уметь видеть его внутренний мир, создавая благоприятный климат для развития личности, используя САД (совместную аналитическую деятельность). В центре ОП в рамках РО должен быть не свод правил, ЗУН, а атмосфера творчества и заинтересованности. Сила учителя – это любовьмудрость, любовьпрощение. Любовьтребовательность. Вот тогда учитель получит большое количество обожание, уважение, преданности и искренности от детей, которых он любит и учит в образовательном пространстве любви (почти по Вассерману Ф.).

РО включает компонент ЗБРР (по Выготскому Л. С,) – зона ближайшего развития ребенка, требующий ориентации на завтрашний день развития на уровнях: 1) актуального развития как сформировавшиеся качества с учетом умения ребенка делать самостоятельно; 2) ЗБРР как вид деятельности, который ученик не в состоянии самостоятельно выполнить, но может с ним справиться с помощью учителя. ЗБР – это разные возможности ученика выполнить задание самостоятельно и в сотрудничестве. РО создает ЗБРР, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований. Для учителя главное: уметь определять границы ЗБРР и в ее рамках осуществить РО с учетом творчества и мастерства, опираясь на законы психологии, социологии, синергетики (греч. «содействие, сотрудничество» – как теория и практика самооргонизации, поиска оптимального состояния между хаосом и порядком).

Структура РО представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые должны удовлетворить обязательному требованию – вынуждать участников ОП к овладению новыми навыками, получению новых знаний, к созданию новой схемы решения, нового способа действий. Основные формы: вовлечение участников ОП в различные виды деятельности; использование в ОП дидактических, педагогических м ролевых игр, дискуссий, защиты проектов, дебатов; погружение в проблему, в ситуацию; использование методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Главное, отточить свой ум, вернуть себе свежесть и ясность мысли! Помнить: цель обучения ребенка в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя (Хаббард Э.). Не забыть: Бучение должно идти вперед развития. Дидактические средства существенно должны влиять на развитие (по Давыдову В. В., Эльконину Д. Б., Занкову Л. В., Леонтьеву А. Н.).

Ускоренная модернизация образования, реализация идей РО, новое содержание образования, переход на 12-летний цикл обучения и методы реализации предполагают появление в школах профессионала, обладающего способностью и потребностью к рефлексии собственной деятельности; предполагают рождение учителя новой формации как духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящихся к постоянному самосовершенствованию. Он несет ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности и максимальной самореализации (Назарбаев Н. А.). Задача времени: изменить себя, свои стереотипы в поведении и образе мыслей. Это достаточно сложная задача для взрослого человека. Учителю, который работает по системе РО, необходимо переоценить свой собственный опыт и изменить себя и личностный смысл – роста, опираясь на акмеологию как образование взрослой зрелой личности, что означает действовать, развивая свои способности через непрерывное образование и систему повышения квалификации:

оны психологии, социологии, синергетики (греч. РР и в её рамках осуществить РО с учетом творчества и мастерства, опираясь на за

Произведи действие грамотно, культурно мысли, действуй, говори, рождай мысли, суждение, дело – ОСОЗНАННО ДЕЙСТВУЙ!!!

Акмеология – это расцвет творческих сил человека, проявляющийся в его активном отношении к жизни, в результате которого создаются материальные и духовные ценности общества; это высший уровень продуктивной деятельности человека, вершина профессионализма; это способность к самосовершенствованию средствами самоорганизации, самоконтроля, самокоррекции и самореорганизации человеком собственной деятельности (по Степановой Е. И., Кузьминой Н. В.).

Таким образом, РО начинается с развитием личности учителя. Главное условие – выраженность учителя личностного начала! Это означает наличие широких и устойчивых интересов к миру, направленных не выявление сущности вещей и явлений. Творческое отношение к жизни, к делу формирует такие свойства, как решительность и принципиальность. Основной является комплекс интергративных общественно значимых качеств личности: доброта, убеждение, интерес, внимание, соображение, воля и любовь. Формируя и развивая в себе эти качества, учитель вдохнёт свою душу в них; воодушевит, оживит, начнет ощущать их как некое живое существо внутри себя. В результате чего живая доброта нравственно обогатит учителя и ученика, а живые убеждения сделают их светлыми и свободными их мысли и поступки; живой интерес позволит им сформировать чувство новизны, а живое внимание откроет внутреннее видение происходящего и даст возможность контролировать свои действия; живое воображение поможет раскрыть их творческий потенциал и достичь высокого уровня развития и саморазвития личности; живая воля будет способствовать формированию волевых качеств и сильной духом целостной саморазвивающейся личности; живая любовь зажжет свет добра и счастья и позволит успешно интегрировать другие комплексные качества (интеллектуальные, эмоциональные, нравственно-волевые) в целостную гармонизированную личность. Переводя личность в режим саморазвития, формируя у личности веру в себя, учитель вооружает участника ОП инструментарием саморазвития по цепочке:

Я – самоизучениесамовоспитаниесамообучениесамоутверждениесамоопределениесамопознаниесаморефлексиясамоактуализациясамореализация (Раченко И. П., Селевко Г. К., Кабуш В. Т., Мажикеев Т. М.).

Реализация этих гуманистических идей желательна в условиях работы по системе РО.

Значимость системы развивающего обучения (образования):

    1. РО эффективно влияет на формирование личностных качеств всех участников ОП: они объективно оценивают себя и своих товарищей, быстрее и успешнее адаптируются в меняющемся социуме.

    2. РО хорошо формирует у обучающихся умения положительного результативного взаимодействия, развивает навыки коллективной работы (парной, групповой, КМД – коллективно-мыслительной деятельности, КСО, КТД), хорошо формирует навыки интеллектуального труда, хорошо устанавливает причинно-следственные связи; дети не испытывают дидактические затруднения в систематизации СУД (способов умственных действий – по Селевко Г.К.) и СУМ (самоуправляющие механизмы личности).

    3. Практически не наблюдается снижение качества знаний.

    4. В РО обучающийся субъект своего развития. В полноценной деятельности субъекта достигается развитие самостоятельности, положительной Я - концепции, нравственно-волевой сферы личности, происходит самореализация, самоизменение.

    5. В РО наблюдается быстрый темп в продвижении изучения СУМ (содержание учебного материала), помня, что ученик устает от медленной работы.


Характерные особенности системы

Занкова Л. В., Эльконина Д. Б., Давыдова В. В.


1. Относительно позиции учителя: к классу не с ответом, а с вопросом; ведет к известным ему целям обучения, поддерживает инициативу ребенка.

Ученика: субъект познания; за ним роль познающего мир в специальных условиях.


2. Относительно проблемной особенности: 2.1. Проблемное изложение знаний: сообщение выводов науки, ведение по путям открытий, слежение за движением мысли к истине, делая их соучастниками научного поиска, открытие новых закономерностей, путей решения проблем.

Практика – критерий истины:

    1. Метод учебных задач: Учебные задачи – это то, что даётся обучающемуся для выполнения в процессе ОП в познавательных целях: это столкновение с новым, неизвестным и решение не в нахождении выхода, а в нахождении общего способа действия, принципа решения целого класса по аналогии.

    2. Учебное моделирование (учебная модель) – это такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение и выполнение в процессе преобразования условий задачи, то содержание модели фиксирует внутренние характеристики объекта, наблюдаемые непосредственно. Модель есть продукт мыслительного анализа, в ходе которого ученики получают возможность изучать свойства содержательной абстракции, строят систему частных задач, решаемых общим способом, выводят многообразие частные особенности учебной задачи. Весь ход решения задачи подвергается рефлексии.

РО помогает вывести личность ребенка в режим развития, побуждает в нем инстинкт познания и самосовершенствования.
Приобретать знания – храбрость.

Приумножать их – мудрость.

А умело применять – искусство!
Ребенок – алмаз, из которого нужно сделать брилиант, сверкающий своими гранями. Это ювелирная работа.

Ф. Вассерман

Проблемы развивающегося обучения (образование):

    1. Соотношение и разграничения обучения и психического развития.

    2. Механизмов и закономерностей РО.

    3. Разработки национальной концепции воспитания, обучения и развития на основе теории поэтапного формирования умственных операций.

    4. Критериев и показателей эффективности воспитания, обучения и развития в разных системах РО.

    5. Преемственности всех ступеней школы: начальная, основная и старшая.

    6. Целенаправленной подготовки учителей для работы в рамках системы РО; подготовки практических педагогов – психологов по системе РО.

    7. Научно-методического и учебно-дидактического обеспечения учителей и учащихся как участников ОП в системе РО.



(Продолжение в следующем номере).

Образовательные технологии развивающего
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации