Реферат - Лесные ресурсы Украины - файл n1.doc

Реферат - Лесные ресурсы Украины
скачать (120.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc121kb.15.09.2012 02:32скачать

n1.doc



Министерство образования, науки,

молодежи и спорта Украины

Севастопольский национальный технический университет

Факультет Экономики и менеджмента

Кафедра Финансов и кредита


Р Е Ф Е Р А Т

на тему:

Лесные ресурсы Украины

по дисциплине " Региональная экономика "

Выполнил:

.

________ "__"_______2011 г.

Проверил:

_________ "__"______2011 г.

Севастополь

2011

Содержание


Введение……………………………………………………………………………………..……3

1 Лесной фонд Украины …………………………………………………………………………4

2 Использование лесных ресурсов……………………………………………………………….7

3 Проблема рационального использования и управления лесными ресурсами и перспективы развития ресурсного потенциала………………………………………………………………….….8

Заключение…………………………………………………………………………………….….14

Список использованных источников………………………………………………..………….15




Введение
Из всех растительных ресурсов Земли самое важное значение в природе и жизни человека имеют леса. Они больше всего пострадали от хозяйственной деятельности и раньше других стали объектом охраны.

Леса - восстановимые природные ресурсы. Их рациональное использование основано на экологических законах сохранения, восстановления и изменения растительных сообществ.

Древесные насаждения очищают воздух городов и поселков от пыли, вредных газов, копоти, защищают жителей от шума. Многие хвойные деревья выделяют особые вещества - фитонциды, убивающие болезнетворные микроорганизмы. Лес используется в различных отраслях народного хозяйства, он служит источником химических веществ, получаемых при переработке древесины, коры, хвои. Лес поставляет сырье для получения свыше 20 тыс. изделий и продуктов. Почти половина производимой в мире древесины расходуется на топливо, а треть идет на производство строительных материалов. Дефицит древесины остро ощущается во всех промышленно развитых странах.

Экономические, политические, демографические и социальные тенденции задают направления управления лесами и воздействуют на формулировку национальной политики по этому вопросу и формирование соответствующих учреждений. Основное воздействие на площадь лесов и их количество оказывают демографические изменения (рост) и урбанизация населения, потребности в продукции лесной промышленности, а также способность лесов выполнять важные экологические функции. Политические тенденции, оказывающие влияние на лесной сектор - это децентрализация, приватизация, либерализация торговли и глобализация мировой экономики.

Лесные ресурсы занимают одно из главных мест в ресурсной базе экономики Украины.

Среди межотраслевых комплексов вес лесопроизводственного комплекса по объемам производства составляет - 2,8%,по численности работающих - 4,6%, по стоимости основных производственных фондов - около 2%. Поставками готовой продукции и лесоматериалов комплекс связан более чем с 100 отраслями. Украина не имеет значительных запасов лесных ресурсов, которые являются базой для развития лесопромышленного комплекса. К лесным ресурсам относят древесину, технические, пищевые, кормовые и другие ресурсы, а также полезные натуральные качества леса водоохранные, защитные, климаторегулирующие, санаторно-гигиенические, оздоровительные.
1 Лесной фонд Украины
Лесной фонд - это территория лесов и земель, покрытых лесом, которые предназначены для нужд лесного хозяйства. Лесной фонд отделен от земель иного назначения в соответствии с действующим законодательством. К землям лесного фонда относятся лесные (предназначенные для выращивания леса) и нелесные (пашня, сенокосы, воды и т.д.). Общая площадь лесного фонда составляет около 10 млн. га, в т.ч. покрытая лесом - 8,6 млн. га [9,с. 88].

Согласно статье 6 Лесного кодекса Украины лесными ресурсами являются древесные, технические, лекарственные и другие продукты леса, которые используются для удовлетворения потребностей населения и производства и воспроизводятся в процессе формирования лесных природных комплексов [2].

К лесным ресурсам также относятся полезные свойства лесов (способность лесов уменьшать негативные последствия природных явлений, защищать почву от эрозии, предотвращение загрязнения окружающей среды и очищать его, содействовать регулированию стока воды, оздоровлению населения и его эстетическому воспитанию и т.п.), используемых для удовлетворения общественных потребностей.

Лесные ресурсы Украины очень ограничены, лесистость территории — 14,3 %. Основные массивы лесов сосредоточены в Карпатах, в Полесье и в горах Крыма. Распространены ценные породы деревьев — бук, дуб, ель, сосна, ясень. Леса размещены очень неравномерно. Например, в Украинских Карпатах леса занимают 40,5% от площади, в Крымских горах - 32%, на Полесье - 26,1%.В Лесостепной зоне этот показатель составляет 12,2%,а в степной - 3,8%. К наиболее лесистым областям принадлежат - Закарпатская, Ивано-Франковская, Ровенская, Житомирская, Закарпатская и Черновицкая.

В целях упорядочения способов ведения лесного хозяйства и предупреждения истощения древесных запасов в нашей стране было произведено разделение лесов на три группы.

Леса первой группы - леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарных и оздоровительных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий [9,с. 91].

Леса особо охраняемых природных территорий - это леса первой группы, имеющие важнейшее экологическое, научное, историческое значение, частично или полностью изъятые из хозяйственного использования, для которых установлен режим особой охраны. К особо охраняемым лесам относятся: леса государственных природных заповедников, национальных и природных парков, памятники природы и другие. Заповедные леса - это леса типичных и уникальных природных объектов, сохраняемые в естественном состоянии. К заповедным лесам относятся леса заповедников, заповедных частей национальных и природных парков, а также заповедные лесные участки.

Леса второй группы - леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей; леса, выполняющие преимущественно водоохранные, защитные, санитарные, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

Леса третьей группы - леса богатых лесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение при обеспечении сохранения экологических функций. Леса третьей группы подразделяются на освоенные и резервные.

Важно отметить, что тот или иной вид ресурсов может одновременно находиться в разных группах или даже во всех.

В составе лесного фонда Украины преобладают леса первой группы общая площадь которых составляет 5072 тыс га (51%) Леса первой группы имеют большое экономическое и социальное значение. Ценность их определяется в первую очередь защитными, рекреационными, охранными и другими многочисленными полезными функциями, которые они выполняют. В составе лесов первой группы водоохранные леса составляют 314,5 тыс. га, запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов занимают 268,8 тыс. га, запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промышленных рыб - 45,7 тыс. га.

Лесные массивы Украины, выполняющие защитные функции, составляют 1184,9 тыс. га, противоэрозионные леса имеют площадь 527,4 тыс. га, защитные полосы лесов вдоль железных дорог, автодорог дорог общегосударственного и областного значения - 229,9 тыс. га, особо ценные лесные массивы - 20,5 тыс. га, государственные защитные лесные полосы - 1,9 тыс. га, ленточные боры, степные - 405,2 тыс. га. Леса, выполняющие санитарные и оздоровительные функции, составляют 1751,3 тыс. га, из них леса зеленых зон вокруг городов, населенных пунктов и промышленных предприятий занимают площадь 1581,0 тыс. га, леса санитарной охраны источников водоснабжения - 40,2 тыс. га, санитарной охраны курортов - 116,2 тыс. га, городские - 13,9 тыс. га. Леса специального целевого назначения составляют 202,2 тыс. га, из них заповедников - 135,3 тыс. га, национальных и природных достопримечательностей - 57,4 тыс. га, заповедных лесных участков, а также лесов, имеющих научное и историческое значение - 9,5 тыс. га. [9,с. 105].

В составе лесного фонда Украины преобладают государственные леса, общая площадь которых составляет 7550 тыс. га. Общая площадь колхозных лесов составляет 1884 тыс. га. Как правило, они представлены малопродуктивными насаждениями с малой долей спелых древостоев.

Обеспеченность лесом населения Украины - 0,17 га на человека - одна из самых низких в Европе. В Югославии она достигает 0,46 га, в Болгарии - 0,42, в Румынии - 0,29, в Польше - 0,24 га. Обеспеченность древесиной составляет 25,4 м3 на одного жителя Украины

Лесистость территории Украины значительно меньше лесистости стран Европы. Например, лесистость Югославии составляет 41,1 %, Болгарии - 34,4, Польши - 28, Румынии - 28,1, Германии - 29, Венгрии - 18 %.

В составе лесного фонда преобладают хвойные породы, покрытая лесом площадь которых составляет 2916,6 тыс. га. Твердолиственные породы занимают площадь 2578,2 тыс. га, мягколиственные породы - 624,0, кустарники - 11,6, другие древесные породы - 21 тыс. га. Наибольшую долю покрытой лесом площади занимают сосна (34,7 %) и дуб (26,3%). Среди других древесных пород ель - 9,9 %, бук - 9,3, ольха - 4,2, береза - 5,4, граб - 3,7, ясень - 1,4; пихта - 1,4, осина - 1,2, другие породы - 2,0 % Приведенные цифры свидетельствуют, что лесной фонд представлен в основном ценными твердолиственными и хвойными породами.

Средний запас древесины на 1 га покрытой лесом площади Украины составляет 153 м3, в спелых и перестойных лесах - 252 м3. Среднегодовой прирост древесины на 1 га покрытой лесом площади составляет 4,0 м3. Наиболее продуктивные - это леса Карпат (прирост древесины 5,1 м3/га) В целом производительность лесов Украины соответствует среднему европейскому уровню. Так, прирост древесины на 1 га покрытой лесом площади в Венгрии составляет 6,2 м3, Германии - 5,6, Польши - 3,4, Югославии - 3,3, Болгарии - 1,8 м3.

В лесах Украины очень мало спелых и перестойных насаждений, площадь которых составляет 500 тыс. га (5,8 %) Средний возраст хвойных насаждений 42 года, твердолиственных - 52, мягколиственных – 33.

Леса Украины - это "зеленое золото" государства. Они являются источником ценного промышленного сырья, продуктов питания, стабилизирующим фактором окружающей природной среды. Для приумножения этого национального богатства необходимо существенно повысить производительность лесов, улучшить их охрану и защиту. Вопросы повышения эффективности воспроизводства лесов необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с организацией рационального использования всех компонентов леса [9,с. 109].

2 Использование лесных ресурсов
Лесные ресурсы - это совокупность материальных благ леса, которые можно использовать без ущерба окружающей среде и с наибольшей народнохозяйственной эффективностью. Все разнообразие компонентов лесных ресурсов в зависимости от их назначения и особенностей использования можно объединить в следующие группы:

Все группы компонентов лесных ресурсов имеют важное экономическое и социальное значение. Их целесообразно использовать в народном хозяйстве в направлениях, которые позволяют достичь высоких конечных результатов [3,с. 75].

Пользование лесными ресурсами разделяют на главное и промежуточное. Главное пользование лесом - это процесс заготовки древесины в спелых и перестойных насаждениях. Промежуточное пользование лесом осуществляется в процессе ухода за лесом, санитарных рубок и рубок, связанных с реконструкцией малоценных лесных насаждений. Главное пользование лесом необходимо осуществлять в пределах расчетной лесосеки. Закон Украины "Об охране окружающей природной среды" (статья 43) предусматривает применение экономических санкций в том случае, если объемы главного пользования превосходят расчетную лесосеку [1].

Главное пользование лесом осуществляется в пределах расчетной лесосеки. Древесина заготавливается в процессе главных рубок, используется наиболее полно. На большинстве комплексных лесных предприятий Украины отходы лесозаготовительного производства применяют для изготовления продукции (технологической щепы, витаминной муки, товаров народного потребления и т.д.), в качестве топлива и для экологических нужд (укрепление склонов, обогащения лесных почв и т.п.). Значительно хуже используется древесина, заготавливаемая в процессе промежуточного пользования лесом.

Древесную зелень хвойных пород используют для изготовления витаминной муки, хвойного экстракта, хвойной пасты и другой продукции. В целом в Украине применяют только 30% потенциальных ресурсов древесной зелени. Наиболее высокий уровень использования древесной зелени достигнуто в Херсонской, Волынской, Полтавской, Днепропетровской, Житомирской, Киевской, Ровенской, Хмельницкой и Сумской областях.

Состояние воспроизводства и использования лесосырьевого потенциала лесов характеризует объем главного и промежуточного пользования лесом, который приходится на 1 га лесной площади. Наиболее высокий уровень интенсивности главного и промежуточного пользования лесом достигнутый в Черновицкой Винницкой, Ивано-Франковской и Хмельницкой областях Украины

Важное экономическое и социальное значение имеют ресурсы не древесной лесной растительности и фауны, из которых комплексные лесные предприятия изготавливают ценные пищевые продукты. Необходимо отметить, что в Украине есть значительные резервы увеличения заготовки не древесной растительности (главным образом за счет плантационного воспроизводства). Научные исследования и опыт передовых предприятий свидетельствуют, что плантационное воспроизводство ягод, плодов и грибов является важным фактором повышения эффективности использования не древесной растительности [5,с. 310].

3 Проблемы рационального использования и управления лесными ресурсами и перспективы развития ресурсного потенциала
Недостаточная лесистость территории Украины, незначительные запасы спелого перестойного леса, невысокая производительность средневозрастных и дозревающих лесов создают трудности относительно обеспечения лесопромышленного комплекса местным сырьем, а народного хозяйства и населения - конечной продукцией из древесины. Эти трудности усугубляются тем, что сокращается поставки древесины из России. Для успешного решения этой задачи необходимо разработать национальную долгосрочную программу повышения эффективности воспроизводства лесных ресурсов и рационального их использования.

Целесообразно в короткий срок достичь уменьшения зависимости предприятий лесопромышленного комплекса от импорта древесины. Для окончательного решения этой проблемы необходим длительный период. Вместе с тем есть возможность частично решить ее в более короткий срок, в первую очередь, это более эффективное использование ресурсов древесины и ее заменителей, которые есть на многочисленных предприятиях и в организациях.

Необходимо существенно изменить к лучшему современную неэффективную структуру потребления древесины, которая формировалась на протяжении долгих лет функционирования бюрократически-командной системы хозяйствования Целесообразно ускорить развитие отраслей промышленности, которые эффективно перерабатывают древесину (прежде всего целлюлозно-бумажную). Сырьем для развития целлюлозно-бумажной промышленности является не только древесина, но и макулатура, вторичные сырьевые ресурсы сельского и коммунального хозяйств (солома, камыш, древесина, которая заготовляемых в процессе ухода за парками, садами и редкими деревьями и т.д.) [6,с. 19].

Неэффективно (преимущественно как дрова) используется древесина, заготавливаемая в процессе ухода за полосами вдоль железнодорожных и автомобильных дорог, в условиях острого дефицита на древесину, когда ее можно использовать как полноценное сырье для изготовления целлюлозы, картона ДСП, ДВП и другой эффективной в потреблении продукции.

Значительная доля круглых лесоматериалов в Украине используется без предварительной механической и химико-механической обработки (столбы, топливо и т.п.). Поэтому их необходимо заменить более эффективными.

Второе направление решения проблемы - это существенное улучшение воспроизведения лесосырьевых ресурсов. Перспективными являются плантационное лесоразведение (особенно на непригодных для сельскохозяйственного производства землях), выращивание насаждений из быстрорастущих древесных пород, введение в лесные культуры лиственницы японской и других производительных древесных пород с целью их вырубки в процессе промежуточного пользования лесом.

Необходимо повысить эффективность воспроизведения защитных полос вдоль транспортных путей не только для усиления защитных функций, но и получение полноценной древесины. Повышение лесистости территории Украины до 20 % позволит в перспективе обеспечить лесопромышленный комплекс местными сырьевыми ресурсами, улучшить климатические условия и их положительное влияние на производительность сельского хозяйства, а также увеличить рекреационный потенциал лесов и его положительное влияние на здоровье населения [6,с. 23].

Экологический кризис, дефицитность лесосырьевых ресурсов в Украине (лесистость территории - 14,3%, при оптимальной в 19-23%; за счет собственного производства потребность в древесине ежегодно удовлетворяются на 25-27%) всегда побуждали ее специалистов к поиску внутренних сырьевых резервов для повышения уровня самообеспечения потребностей страны за счет местных ресурсов, улучшение показателей окружающей среды.

Перегруженность лесного ведомства производственными функциями, отсутствие надлежащих машин, механизмов и технологических линий (а в последнее время - и рабочей силы) привели не только к ухудшению состояния лесного фонда и, как следствие, к уменьшению производительности лесных земель, но и к его самоотстранению от выполнения чрезвычайно важной государственной функции: ответственности за подъем уровня или полное обеспечение потребностей государства в услугах леса, в лесосырьевых (и в первую очередь - древесных ресурсах) собственного производства. Формированию такого отношения способствовали в прошлом поставки древесины из других регионов, а также соответствующий унитарному режиму хозяйственный механизм - с его финансово-кредитной системой, планированием и ценообразованием, - который в целом не стимулирует производителя, не способствует использованию хозрасчетных рычагов.

Несмотря на государственную самостоятельность Украины и становления рыночных условий хозяйствования, руководство лесного ведомства Украины и сегодня всевозможными методами пытается удержаться на прежних позициях концепции воспроизводства лесов и пользование древесными ресурсами, которые явно входят в противоречие с рыночными условиями. Подтверждением этому являются научные труды сотрудников Минлесхоза Украины и Лесной Кодекс Украины, которые ориентированы на закрепление за этим ведомством выполнения лесозаготовок и первичной деревопереработки, то есть на право определять лесосеку, давать ей материально-денежную оценку, проводить лесозаготовку и реализацию древесины[7,с. 96].

Негативные тенденции сложились и в промышленной переработке древесины. Анализ материалоемкости продукции этой подотрасли лесного комплекса показал, что из общего объема перерабатываемого древесной продукции на продукции используется 42%, а остальное идет на топливно-энергетические нужды или в отходы. Структура использования древесных ресурсов и выпуска продукции на древесной основе вообще является неудовлетворительной. В Украине с кубометра заготовленной древесины, а также в расчете на душу населения производится меньше деревостружковых (в 2 раза) и древесноволокнистых (6) плит, фанеры (8), целлюлозы (10), бумаги и картона (почти в 20 раз), чем в Финляндии, Франции, Швеции, Италии и Германии.

Также - одна из основных проблем украинского лесного комплекса является то, что лес официально не признается недвижимым имуществом, он изъят из финансового и товарного обращения. Основной лесной закон Украины - Лесной кодекс - не признает и не определяет лес, как объект экономико-правовых отношений, не предусматривает пространственной ограниченности такого объекта.

Не способствует улучшению ситуации в лесном хозяйстве система финансирования и методология формирования государственного лесного дохода, за которыми выращивание леса оказывается убыточным в результате перелива рентных средств в другие отрасли, которые являются потребителями древесины. Это обусловлено именно непризнанием лесных угодий недвижимым имуществом и удалением данных природных объектов гражданского и товарного оборота.

Возникает такой экономический казус, что лес как угодья официально не признается носителем стоимости. После вырубки (уничтожение или нарушение целостности лесного угодья) заготовленная древесина приобретает стоимость, становится товаром. Следствием такой "государственной экономической политики" есть желание всех субъектов вырубать лес, придавая ему "товарный вид ", а не заниматься выращиванием леса [4,с. 358].

Исследования и разработка предложений по структурной перестройки лесного комплекса имеют большое значение, так как проблему удовлетворения спроса государства и отдельных граждан на древесину и древесную продукцию в условиях нехватки собственного сырья можно поставить на второе место после решения проблем обеспечения энергоносителями и газом.

С экономической и социальной точек зрения лес и его ресурсы являются продуктом и предметом труда, а с экономической - средством производства компонентов среды и регенерирующего воздействия на окружающую среду, то есть лес является товаром, имеет стоимость, принадлежит к возобновляемым природным ресурсам, и поэтому должен использоваться в объемах согласно принципами непрерывности и неистощения.

Использование ежегодного среднего прироста древесины в Украине составляет лишь 0,64 м2/га, т.е. в среднем прирост с единицы площади у нас используется на 16% , а в соседних странах - на 75- 100 %. Также большие площади лесов переданы в долгосрочное пользование агропромышленному комплексу, где из-за низкого уровня технологии лесохозяйственных работ, производительность древостоев в 2 раза ниже, чем у лесов государственного подчинения.

К основным приоритетам развития отраслей относятся:

- повышение уровня использования производительности лесных земель;

- достижение оптимальной структуры производства древесных ресурсов;

- развитие отечественного машиностроения для лесных отраслей;

- повышение производительности функционирующих древостоев;

- реконструкция действующих и строительство новых предприятий, заводов за счет всех возможных источников финансирования;

- повышение конкурентоспособности отечественных видов продукции;

Реализация задач структурной перестройки экономики лесных отраслей возможна при условии формирования модели хозяйствования, которая бы отражала такие новые современные направления:

- ориентацию отраслевой структуры производства на развитие прогрессивных видов продукции;

- воспроизводства лесных ресурсов на многоцелевой, расширенной основе;

- переориентацию капитальных вложений и структуры источников инвестирования на внедрение хозрасчета и источников формирования собственных ресурсов для лесохозяйственного производства;

- расширение лесосырьевой базы, в основном, путем интенсификации лесохозяйственного производства;

- коренное изменение структуры потребления сырья путем привлечения к производству макулатуры соломы, вторичных волокнистых материалов, древесных отходов, а также коренное изменение структуры выпуска продукции на древесной основе [8,с. 56].

Основные задачи программы - укрепление экономического роста, повышения конкурентоспособности продукции отраслей лесной промышленности.

Реализация основных приоритетов развития лесных отраслей возможна при ориентации на такие принципы хозяйствования:

- повышение уровня удовлетворения спроса на древесину и древесную продукцию за счет собственного производства (опора на собственные ресурсы);

- развитие производства прогрессивных видов продукции (заменителей целевой древесины);

- расширенное воспроизводство лесосырьевых ресурсов;

- интенсификацию пользования лесосырьевыми ресурсами;

- полную и эффективную переработку сырья;

- смягчения негативных сдвигов в производстве сырья, готовой продукции и их потреблении;

- коренное реформирование хозяйственного (экономического) механизма лесного комплекса для обеспечения хозрасчетности его хозяйственной деятельности;

- усиление регулирующей роли государства в реализации структурных изменений.

Для экономической оценки уровня и качества структурных преобразований предлагается использовать, кроме общепринятых критериев эффективности и оптимальности, ряд специфических - таких, как:

- оптимальность обеспечения регенерации лесом компонентов окружающей среды;

- уровень удовлетворения спроса на лесоматериалы за счет собственного производства;

- доля объема древесины (в готовой продукции) в общем объеме ее переработки;

- выпуск прогрессивных видов продукции с 1 м3 заготовленной древесины;

- структура выпуска продукции.

Реализацию приоритетов развития лесных отраслей и достижения предложенных критериев можно обеспечить за счет таких факторов - пользование древесными ресурсами леса должно переориентироваться на интенсивную основу, промышленная переработка древесных ресурсов должна осуществляться на принципах полноты и эффективности. В прогнозном периоде ожидается закрепить и развить имеющиеся тенденции стабилизации экономики, что позволит перейти к этапу наращивания объемов производства.

Стоит отметить, что научноопределенные и обоснованные концептуальные основы трансформации лесного комплекса и направления повышения эффективности его функционирования должны охватывать основные цели структурной политики государства, этапы и приоритеты перестройки лесных отраслей с учетом достаточности источников финансирования со стороны как государства, так и отдельных хозяйствующих субъектов [10,с. 15].

Заключение
Развитие рыночных условий хозяйствования поставил перед работниками леса сложные задачи в связи с приватизацией государственного имущества и возможным изменением форм организации производства в комплексных лесохозяйственных предприятиях.

Основными направлениями решения проблем развития лесного хозяйства являются: совершенствование форм управления этим комплексом; комплексное использование имеющихся древесных ресурсов (собственных и завозных); интенсификация воспроизведения лесов и пользование лесом.

При ситуации, которая складывается в нашей стране (корпоратизации лесопромышленных предприятий и государственной собственности на леса), определяющим становится выбор форм организации производства в комплексных предприятиях, и в том числе - обеспечение реализации основных принципов воспроизводства лесов, пользования лесом, эффективной переработки лесосырьевых ресурсов.

Учитывая состояние окружающей среды, лесного фонда и пользования им, на необходимость комплексной переработки лесосырьевых ресурсов, отечественный и зарубежный опыт, особенности экономики лесного комплекса в условиях становления рыночной модели хозяйствования, управление лесохозяйственным и лесопромышленным производством в Украине целесообразно организовать с учетом четкого разделения функций между структурными подразделениями: Министерством лесов Украины, Министерством промышленности Украины, Министерством охраны окружающей среды Украины.

Реализация предложенной модели управления лесным комплексом возможна при условии разработки концепции хозяйствования в отрасли и пакета нормативных материалов, соответствующей доработки Лесного Кодекса, а также становление основных институтов рынка, которые в целом должны обеспечить ведение работ по воспроизводству лесов, пользованию лесосырьевыми ресурсами и их промышленной переработке на научной основе. Трансформация существующей системы может быть и частичной - в порядке эксперимента в определенных природно-экономических зонах.

Медленные темпы увеличения лесопокрытых площадей обусловлены недостаточными капиталовложениями в лесное хозяйство, радиоактивным загрязнением значительной площади лесов. Ориентация в прошлом на импорт дешевой древесины обусловила низкий уровень использования отходов деревообрабатывающей промышленности. Лесное хозяйство нуждается в активизации лесовозобновления и ежегодного на протяжении 10-15 лет расширения лесопокрытой площади на 250 - 280 тыс. га.

Список использованных источников
  1. Об охране окружающей природной среды: Закон Украины // Ведомости Верховной Рады Украины. - 2007. - №13. - Ст. 12

  2. Лесной Кодекс Украины // Ведомости Верховной Рады Украины. - 2008. - №5. - Ст. 9


  3. Бобко А. Лесопользование: социальная необходимость и экологическая целесообразность/ А. Бобко // Экономика Украины, 2001.- №3.-С.75-81

  4. Заставный Ф.В. География Украины / Ф.В. Заставный.– Львов: Свет, 2006.- 472 с.

  5. Маринич О.М Фізична географія України/ О.М. Маринич, П.Г. Шищенко. - К.: «Знання», 2006. - 511 с.

  6. Медведев Ю. Проблеми розвитку лісопрмислового комплексу: приорітети, структура, ефективність/ Ю. Медведев, Я. Дяченко // Економіка України.- 2009.- №1.-С.19-23

  7. Разумихин Н.В. Природные ресурсы и их охрана./ Н.В.  Разумихин. - Л., 2008. – 138 с.

  8. Рекреационная география: идеи, методы, практика сб. научных трудов/ ред. А.А. Ткаченко. - Тверь: Научная книга, 2006. - 144 с.

  9. Руденко В.П. Природно-ресурсний потенціал України/ В.П.  Руденко  // Економіка України. - 2009. - №5. - С. 88-110

  10. Рущак М. Ліси України: управління, експлуатація, відтворення./ М. Рущак // Економіка України. 2006.- №6.С.14-20

  11. Державне агентство лісових ресурсів [Электроныый ресурс]. - Режим доступа: http://dklg.kmu.gov.ua/forest/control/uk/index








Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации