Курсовая работа - Прогнозирование базовых условий социально-экономического развития - файл n1.docx

Курсовая работа - Прогнозирование базовых условий социально-экономического развития
скачать (56.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx57kb.15.09.2012 01:23скачать

n1.docx

МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГОУВПО «РГУТиС»)

Экономический факультет

Кафедра «Менеджмент»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:_____ прогнозирование и планирование в сервисе__________

_________________________________________________________________

на тему:___ Прогнозирование базовых условий социально-экономического развития

Выполнила студентка группы_

_____ очной________ формы обучения

___._______________

(Ф.И.О.)

№ зачетной книжки_____

Руководитель:_____________________

к.э.н., доцент _____________

(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.)

Дата сдачи: «____»________2010г.

Дата защиты: «____»________2010г.

Оценка:________________ _________________________________

(подпись руководителя)

2010г.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА
Утверждаю

Зав. кафедрой «Менеджмент»

« » 2010 г.

_______________
Экономический факультет

Кафедра «Менеджмент»
З А Д А Н И Е
Студенту ____ _______ группа (шифр)____ЭСД5-1_______

Факультета технологий и дизайна, специальности экспертиза качества услуг и работы


на курсовую работу по дисциплине «Прогнозирование и планирование в сервисе» на тему: «Прогнозирование базовых условий социально-экономического развития».


Вариант №22
В курсовой работе должны быть представлены разделы:

Введение

1.Теоретическая часть

1.1 Прогнозирование демографического развития

1.2 Прогнозирование взаимодействия природы и общества

1.3 Прогнозирование национальной безопасности

2.Практическая часть

2.1 Пример прогнозирования демографического развития или

взаимодействия природы и общества

Заключение

Список использованной литературы

Приложения (при необходимости)


Задание получил: Срок выполнения задания

Студент _____________ «____»____________200_ г.

«____»_________200_ г.

Руководитель задания

к.э.н., доцент _________

Оглавление




Введение



Прогнозирование это составная часть системы государственного регулирования экономики, призванная выявить важнейшие проблемы и определить направления развития страны. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для выработки и обоснования социально-экономической политики государства.

Разработка экономических прогнозов является важной и необходимой частью системы управления социально-экономическими процессами, как страны в целом, так и для каждого субъекта Российской Федерации.

В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.

Актуальность данной темы, как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что уровень прогнозирования процессов общественного развития обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами.

Целью данной курсовой работы является прогнозирование базовых условий социально-экономического развития.

1.Теоретическая часть



    1. Прогнозирование демографического развития



Демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса.

Демографический прогноз – это расчет ожидаемой численности и половозрастной структуры населения мира, региона, страны или ее части на основе фактической структуры и существующих или предлагаемых уровней рождаемости и смертности в разных возрастах, а также тенденций миграции.

В демографическом прогнозе определяется также средняя продолжительность предстоящей жизни, соотношение между браками и разводами, средний возраст вступления в брак, распределение населения на находящееся в трудоспобном и нетрудоспобном возрасте, устанавливаются сроки начала трудовой деятельности и выхода на пенсию и т.д.

В составе базовых условий социально-экономического развития страны показатели демографической ситуации имеет особое значение.

Рост численности населения оказывает непосредственное влияние на степень освоения территории страны, ее регионов. Для России это особенно актуально, так как хозяйственная освоенность значительной части ее территории крайне недостаточна. В результате большой объем природных ресурсов не используется, что отрицательно влияет на темпы экономического и социального развития страны.

Не меньшее влияние на характер социально-экономического развития оказывает качество населения, которое проявляется как совокупность свойств отдельных личностей. На уровне всей массы населения они трансформируются в качественные характеристики его интеллектуальных, творческих и физических способностей.

Параметры качественного состояния населения определяют уровень эффективности хозяйственно-трудовой деятельности, производительности труда. А динамика эффективности труда влияет на социально-экономические результаты, численность населения.

Огромное влияние на развитие экономики, социальной сферы оказывает возрастная структура населения. С увеличением доли лиц трудоспособного возраста в общей численности населения увеличиваются, при прочих равных условиях, темпы, масштабы социально-экономического развития, и наоборот.

Это происходит потому, что влияние демографического фактора проявляется, прежде всего посредством реализации трудового потенциала населения, который определяется численностью трудовых ресурсов, их составом, структурой – профессиональной, квалификационной, образовательной и др. Формирование трудового потенциала осуществляется в процессе воспроизводства населения. Управление воспроизводством населения осуществляется посредством разработки и реализации демографической политики, основу которой образуют демографические прогнозы.

Демографическая политика – это совокупность социальных, экономических, юридических и других мероприятий, направленных на изменение процесса воспроизводства населения. Например, меры поощрения деторождения (пособия и др.) или его сдерживание. Демографическая политика тесно связана с социальной политикой.[3]
Разработка демографических прогнозов, ее стадии и временные горизонты прогнозов.

Разработка демографических прогнозов происходит в несколько стадий.

Первая стадия – аналитическая. Ее содержание – анализ демографической ситуации в стране, регионах на начало прогнозируемого периода, оценка демографических результатов развития общества за истекший период, сопоставление их с прогнозными значениями показателей, выявление диспропорций и негативных тенденций, возникших в демографическом развитии страны.

Вторая стадия – целевая. На этой стадии обосновывается состав целей демографического прогноза. В составе целей выделяются по характеру их возникновения две группы целей.

1-ая группа – это цели, достижение которых представляет собой решение тех проблем, которые возникли в демографическом развитии страны истекшего периода.

2-ая группа целей – это цели, достижение которых предопределено изменением демографических условий в прогнозируемом периоде, характером тех требований, которые предъявит развитие экономики и социальной сферы к демографической ситуации страны в прогнозном периоде.

Третья стадия – расчетная. Ее содержание заключается в обосновании системы прогнозных показателей: численности населения, естественного прироста, структуры населения (половозрастной, территориальной, образовательной) и др.

Демографические прогнозы разрабатываются на различные периоды времени:

– краткосрочные – на период от 1 до 10 лет;

– среднесрочные – от 10 до 25 лет;

– долгосрочные – от 25 до 50 лет;

– сверхдолгосрочные – свыше 50 лет.

С увеличением срока прогнозирования точность прогнозов снижается. По оценкам специалистов-демографов, наибольшую практическую ценность имеют прогнозы разрабатываемые на период до 20 лет.[6]

Однако велика потребность и в разработке прогнозов с временным горизонтом свыше 20 лет, несмотря на их снижающуюся достоверность.

Она определяется тем, что для управления, регулирования экономическими и социальными процессами в стране, такими, как оптимизация размещения производительных сил, разработка генеральных схем развития городов, регионов, рационализация использования природных, трудовых ресурсов требуется информация, которая может содержаться только в долгосрочных демографических прогнозах. [9]
Факторы и показатели демографического развития.

В составе факторов, влияющих на характер демографического развития, различают две группы.

Первую группу образуют факторы объективные: сложившиеся традиции, состояние международной обстановки, последствия воен, иных социальных потрясений и др.

Вторую группу образуют факторы, влияние которых в большей или меньшей степени управляемо. Например, прогресс в медицинской науке, качество медицинского обслуживания, культурно-образовательный уровень населения, уровень жизни по различным аспектам - жилищная обеспеченность, бытовые условия, размер доходов и др.

Влияние каждого фактора рассчитывается отдельно, после чего определяется суммарное влияние всех факторов.

В прогнозных расчетах используются многофакторные динамические модели, в которых значения демографических показателей представлены как функции, а факторы – как аргументы.

В интегральной форме совокупное влияние всех факторов может быть выражено в виде следующей формулы:

Dп=f(y1+y2+…+yn) (1)
где Дп – прогнозное значение демографического показателя;

y1, y2 … yn – количественные значения различных факторов в прогнозируемом периоде;

n – количество факторов, учитываемых в расчетах.

В составе прогнозируемых показателей наиболее важны следующие: численность населения страны по годам прогнозируемого периода, темпы роста численности, структура населения, ее динамика, трудовой потенциал, экономический потенциал населения, потребительский потенциал населения, жизненный фонд населения и др.

Прогнозная численность населения зависит от рождаемости, смертности, структуры населения, масштабов и интенсивности миграционных процессов.

На рождаемость оказывает влияние половозрастная структура населения, масштабы помощи государства молодым семьям и др.

Динамика смертности зависит от качества медицинского обслуживания, эффективности социальной защиты малообеспеченных слоев населения, от интенсивности труда и его условий, состояния экологической обстановки и др.

На интенсивность миграционных процессов влияет возможность трудоустройства на новом месте жительства, психологическая готовность к переезду, способность адаптироваться в новых условиях.[4]
Трудовой потенциал населения – показатель, отражающий его экономические возможности. Для определения трудового потенциала необходимо иметь информацию о средней продолжительности трудовой жизни отдельных возрастных групп населения (или поколений).

Длина поколения составляет около 30 лет. Это промежуток времени между рождением отца и сына, матери и дочери.

Теоретически средняя продолжительность трудовой жизни равняется 44 годам для мужчин и 39 годам для женщин. В действительности она меньше по разным причинам: часть времени трудоспособного возраста используется на получение образования, теряется вследствие заболеваний, существуют льготные категории профессий, у которых продолжительность трудовой жизни короче, часть времени в рыночных условиях теряется вследствие безработицы и т.д.

Такое уменьшение фактической продолжительности трудовой жизни учитывается с помощью соответствующих коэффициентов. Кроме того, в расчетах учитывается трудовой фонд нетрудоспобного населения.

На основе трудового потенциала населения рассчитывается его экономический потенциал. Он определяет возможные результаты реализации трудового потенциала населения и рассчитывается как произведение прогнозной производительности труда людей, занятых трудовой деятельности, на прогнозную численность с учетом того, что производительность труда лиц различных возрастных групп неодинакова. Формула такого расчета следующая:

Опр=?В1,…,n*Ч1,…,n. (2)

где Опр – объем ВВП, созданный населением в прогнозируемом периоде;

В1, ... , n – прогнозная величина ВВП, созданного одним человеком каждой возрастной группы;

Ч1, … , n – прогнозируемая численность населения каждой возрастной группы;

n – количество возрастных групп.

Показатель потребительского потенциала населения отражает объем продовольственных и непродовольственных товаров, который может быть потреблен населением в течение прогнозируемого периода. Он рассчитывается как произведение норм потребления товаров, дифференцированных по половозрастным, профессиональным, социальным и другим группам на прогнозируемую численность населения соответствующих групп.

Формула расчета следующая:

ПП=?Н1,…,n*Ч1,…,n. (3)

где ПП – потребительский потенциал населения;

Н1,…, n- нормы потребления населения различных групп;

Ч1,…n- прогнозируемая численность населения различных возрастныхгрупп;

n – количество групп.
Разница между величинами экономического и потребительского потенциала выражает экономическую эффективность жизни населения (Эж):

Эж = Опр – ПП. (4)

Содержание экономической эффективности жизни населения – это тот добавочный продукт, который создается им в течение трудовой жизни.

Показатель жизненного фонда населения определяет то количество лет, которое возможно прожить различным возрастным группам и всему населению при социально-экономических условиях прогнозируемого периода. Он рассчитывается по формуле:

ЖФ=? Т1ср,…,n*Ч1,…n. (5)

где ЖФ – жизненный фонд населения;

Т1ср,…n – средняя продолжительность жизни одного человека каждой группы;

Ч1,…n – прогнозируемая численность населения каждой группы;

n – количество групп.[2]
    1. Прогнозирование взаимодействия природы и общества



Социально-экономическое развитие страны невозможно без постоянного взаимодействия экономики и социальной сферы с окружающей природной средой. В результате возрастающего экономического и социального потребления природных ресурсов в большинстве стран мира, в том числе и в России, к исходу ХХ в. обострились две глобальные проблемы природопользования – истощение многих видов природных ресурсов и постоянное снижение качества окружающей природной среды.

Факторы, оказывающие положительное влияние на природу:

Разрабатываются прогнозы по следующим видам ресурсов: земельным, водным, лесным, ресурсам животного и растительного мира, недр.

Земельные угодья – наиболее потребляемый вид природных ресурсов.

Крупные потребители земельных ресурсов – сельское и лесное хозяйство, капитальное строительство, отрасли социальной сферы. Земельные угодья – частично воспроизводимы ресурс. Ее воспроизводимость проявляется в реальной возможности повышения качества. Качественные показатели земельных ресурсов прогнозируются на основе анализа перспектив по осушению, обводнению земель, выравниванию рельефа, внесение удобрений, совершенствование технологии обработки почвы и др. При использовании всех резервов повышения качества земель коэффициент их воспроизводства должен всегда превышать единицу.[7]

Другой, как и земля, частично воспроизводимы ресурс – вода, которая может воспроизводиться посредством ее очистки от загрязнения.

Наиболее важными показателями прогноза водных ресурсов являются следующие:

Для расчета обоснований прогнозных показателей используются нормативно-факторный, экономико-математический, балансовый методы.

Прогнозируемый объем водопотребления (Qп) в отраслях народного хозяйства рассчитывается по следующей формуле:
Qп=1,…,n1,…,n (6)

где Н1,…,n – технологические нормы потребления воды на производство единицы продукции,, услуг;

О1,…,n - прогнозируемы объемы производства продукции, услуг в отраслях народного хозяйства;

n – количество отраслей, учитываемой в расчетах.

Прогнозный объем запасов водных ресурсов складывается из ресурсов поверхностных источников (рек, озер, морей) и подземных источников. В расчетах ресурсов поверхностных вод учитываются результаты функционирования водоочистных сооружений, а в расчетах ресурсов подземных вод учитываются результаты деятельности геологоразведочных организаций по поиску, разведке подземных водных источников.

Лесные ресурсы – это полностью воспроизводимый ресурс.

Основные показатели прогнозного лесного фонда следующие: площадь вырубки и площадь посадки леса, возрастная породно-качественная структура леса, территориальное размещении лесного фонда и др. Прогнозные расчеты начинаются с определения площади вырубки. Для этого определяется прогнозная потребность всех отраслей экономики и социальной сферы в древесине, которая рассчитывается на основе информации о производственной программе этих отраслей и технологических нормах расхода древесины на производственную единицу продукции. После расчета прогнозной площади вырубок определяется площадь посадок. В расчетах ее учитывается не только площадь вырубок, но и то количество деревьев, которое может быть восстановлено естественно. Соотношение этих трех показателей и определяет коэффициент воспроизводства лесных ресурсов (Кв), рассчитываемы по формуле:

Кв= (7)
где Sпос – прогнозируемая площадь посадок;

Sвыр – прогнозируемая площадь вырубок;

Sест – площадь естественного восстановления леса.

При разработке лесного прогноза следует стремиться к тому, чтобы коэффициент воспроизводства лесов превышал 1.

Особую значимость для страны имеют ресурсы недр, которые образуют фундамент экономики, развития всех отраслей. По характеру потребления выделяют три группы ресурсов недр: а) энергетические ресурсы (нефть, природный газ, каменный уголь и прочее); б) минеральные ресурсы (руды черных и цветных металлов); в) нерудное сырье.

Основные показатели рационального использования ресурсов недр рассчитываются следующим образом:
Коэффициент извлечения полезных ископаемых из недр (Кн):

Кн= (8)

где Од – объем добычи полезного ископаемого;

Он – объем ресурсов в недрах.

Коэффициент извлечения полезных ископаемых из добытого природного сырья (Кизв):

Кизв= (9)

где Zизв – количество извлеченного полезного компонента из добытого сырья;

Zсод – содержание полезного компонента в добытом сырье.
Коэффициент комплексности использования ресурсов недр (Кком):

Кком= (10)

где Чизв – количество извлеченных полезных компонентов из добытого сырья;

Чсод – количество содержащихся в добытом сырье полезных компонентов. [1]


1.3 Прогнозирование национальной безопасности


Одним из основных условий социально-экономического развития страны является состояние национальной безопасности.

Обеспечение национальной безопасности имеет целью защиту интересов России.

Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др. сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Выделяют три группы интересов: личности, общества и государства.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении общественного согласия, повышении активности граждан в решении проблем развития страны.

Интересы государства направлены на защиту территориальной целостности страны, ее суверенитета, конституционного строя, на обеспечение политической, экономической и социальной стабильности, высокой исполняемости законов.

C начала 90-х годов сформировался широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности нашей страны.

В их числе можно выделить:

-сокращение (спад) производства, масштабов хозяйственной деятельности в подавляющем большинстве отраслей экономики и социальной сферы;

-усиление структурных диспропорций;

-рост внешнего и внутреннего государственного долга;

-сокращение научно-технического и технологического потенциала;

-углубление социальной дифференциации общества;

-снижение уровня продовольственной независимости страны;

-усиление неравномерности социально-экономического развития регионов;

-ослабление управляемости экономикой на всех уровнях;

-депопуляция населения;

-криминализация экономики.

В экономическую угрозу в 90-е годы превратилось снижение управляемости экономикой страны. Проявлением этого является нерешенность многих проблем, возникших в развитии экономики, социальной сферы и многочисленные ошибки, допускаемые законодательными и исполнительными органами управления.[8]

Значительную угрозу представляет депопуляция населения, то есть расстройство механизма воспроизводства населения, что отрицательно отражается на возможностях создания и использования научно-технического, производственного и природноресурсного потенциала страны. Криминализация экономики превратилась в экономическую угрозу вследствие огромных масштабов деятельности криминальных структур, проникновения их в систему управления, правосудия, в сферу финансового рынка, экспортно-импортных операций.

Для обеспечения национальной безопасности выявляются причины, факторы возникновения внутренних и внешних угроз безопасности РФ, осуществляется их мониторинг (непрерывное наблюдение и анализ) и прогнозируется их влияние.

Государственный мониторинг – это информационно-аналитическая постоянно действующая система наблюдений за динамикой показателей, характеризующих национальную безопасность страны. В условиях переходной экономики роль мониторинга особенно велика, так как имеют место высокая подвижность, неустойчивость социально-экономических показателей–индикаторов, наличие многочисленных диспропорций, требующих постоянного внимания. На основе мониторинга и прогнозирования государство разрабатывает и применяет в управлении механизм воздействия на факторы с целью укрепления национальной безопасности. Он включает критерии и параметры, пороговые значения показателей-индикаторов экономических и социальных процессов, выход за пределы которых означает возникновение экономической угрозы.

Социально-экономическая ситуация в стране характеризуется значительным превышением фактических значений многих пороговых значений, апробированных мировым опытом. Так, доля импортных продуктов питания на продольственном рынке страны не должна превышать 30 % (в России – 40 %), доля в экспорте продукции обрабатывающей промышленности не должна быть ниже 40 % (в России – 12 %), высокотехнологичной продукции – ниже 10-15 % (в России – 1 %), доля в ВВП государственных ассигнований на науку не должна быть ниже 2 % (в России – 0.32 %) и т.д.

Значения указанных показателей свидетельствуют о том, что экономика и социальная сфера страны находятся в критической ситуации. После обоснования пороговых значений государственные органы управления создают механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность страны. Разрабатывается комплекс мер законодательно-правового, экономического, административного характера, направленных на то, чтобы не допустить ситуаций, когда фактические значения прогнозируемых показателей-индикаторов, отклоняются от их пороговых значений в нежелательных направлениях и размерах. Таким образом, предотвращаются возможные угрозы в тех или иных сферах экономики, социальном секторе.

В условиях усиливающейся интеграции России в мировое хозяйство, ее участие в международном разделении труда должно иметь целью обеспечение экономического роста, повышение устойчивости экономической и финансовой систем. В настоящее время характер участия России в международном разделении труда не соответствует этим требованиям. Россия специализируется в основном на вывозе на мировые рынки топливно-энергетических ресурсов. Подобная специализация не способствует созданию прочной экономической базы в стране, развитию НТП и новых технологий. Не способствует она также укреплению финансовой стабильности, не гарантирует регулярные поступления валютных доходов в достаточных объемах вследствие сильной изменчивости конъюнктуры мировых рынков продукции топливно-энергетического комплекса, в частности цен на нее.

При разработке прогнозов следует тщательно анализировать возможности радикальных изменений структуры российского экспорта в направлении повышения в нем доли готовой, конечной продукции.[5]

2.Практическая часть




2.1 Пример прогнозирования демографического развития



Пороговые значения демографического развития в 2006-2025 гг.

Прогноз, основанный на сохранении современных уровней рождаемости и смертности, не говоря уже о прогнозе, продолжающем негативные тенденции, свидетельствует о том, что Россию ожидает демографическая катастрофа. Сохранятся ли нынешние тенденции рождаемости и смертности или останутся неизменными (что маловероятно), так или иначе естественная убыль будет вести к сокращению численности населения (табл. 1).

Таблица 1.

Данные населения при проведении демографической политики направленной на повышение рождаемости и снижение смертности (на начало года; тысяч человек)


годы

При сохранении уровней рождаемости и смертности

При повышении рождаемости в результате демографической политики

При снижении смертности в результате демографической политики

При повышении рождаемости и снижении смертности в результате демографической политики

2006

142430,7

142453,9

142559,0

142582,2

2007

142565,8

141643,4

141820,9

141898,4

2008

140704,3

140859,3

141125,0

141279,8

2009

139842,0

140100,7

140463,9

142723,4

2010

138970,4

139360,9

139825,5

140225,9

2011

138086,2

138637,1

139201,6

139752,4

2012

137278,2

137918,3

138580,7

139320,9

2013

136234,9

137196,7

137950,2

138912,5

2014

135247,8

136463,1

137500,9

138527,0

2015

134225,8

135714,7

136631,5

138132,0

2016

133240,8

134952,9

135942,7

137757,3

2017

132025,4

134163,3

135255,5

137377,2

2018

130870,7

133337,2

134510,0

136981,8

2019

129682,6

132472,8

133770,6

136568,9

2020

128464,3

131576,3

133004,8

136125,8

2021

127220,2

130648,1

132213,6

135653,0

2022

125952,2

129690,5

131399,9

135152,4

2023

124664,0

128704,9

130567,6

134652,8

2024

123360,5

127695,7

129722,9

134078,9

2025

122045,8

126667,9

128868,2

133524,9

*Прогнозные расчеты выполнены В.Н. Архангельским (1, 118с)

В случае, если будут осуществлены достаточно затратные меры, направленные на сокращение смертности, повышение рождаемости, увеличение миграционных приростов, страна сможет избежать демографической катастрофы и сравняться по уровню рождаемости с такими развитыми европейскими странами, как Бельгия, Великобритания, Дания, Нидерланды, Норвегия, Финляндия и Швеция, где суммарный коэффициент рождаемости в настоящее время составляет 1,6-1,8.

Повышение рождаемости и снижение смертности в результате проведения целенаправленной демографической политики позволит уменьшить масштабы сокращения численности населения к началу 2025 г. на 11-12 млн. человек или на 8,0% от нынешней численности населения России. В настоящее время естественная среднегодовая убыль составляет примерно 900 тыс. человек в год. В 2010-2020 гг. она снизится до 400- 410 тыс., а в дальнейшем будет снова увеличиваться вследствие неблагоприятных изменений возрастного состава населения даже при продолжении положительных сдвигов в рождаемости и смертности. К 2024 г. естественная убыль превысит 560 тыс. человек. Очевидно, что после 2015 г. необходимо будет еще более усилить демографическую политику, чтобы компенсировать негативное влияние изменений возрастной структуры.

С учетом прогноза демографического развития, опирающегося на эффективные меры политики в области рождаемости, продолжительности жизни и внешней миграции, учеными определены возможные пороговые значения показателей по четырем пятилетним этапам (табл.2).


Таблица 2

Этапы и пороговые значения стратегии демографического развития России до 2025 г. (с учетом мер демографической политики).

Показатели

2005 г.

2010 г.

2015 г.

2020 г.

2025 г.

Число родившихся**

6960

(1392)

8030

(1606)

8340

(1668)

7760

(1552)

6705

(1341)


Число умерших**

11475

(2295)

11155

(2231)

10420

(2084)

9765

(1953)

9315

(1863)

Естественная убыль**

-4515

(-903)

-3125

(-625)

-2080

(-416)

-2005

(-401)

-2610

(-522)

СКР***

1,35***

1,46

1,58

1,65

1,70

ОПЖ****

65,07****

67,01

68,60

70,31

71,72

Численность населения на начало года без учета миграции (млн. человек)

143,4

140,2

138,1

136,1

133,5

В том числе численность экономически активного населения (млн. человек)

121,1

109,7

104,9

103,7

101,0

Пятилетний миграционный прирост, стопроцентно компенсирующий естественную убыль (тыс. человек)

496

(99 тыс)

3250*****

(650 тыс)

2130*****

(426)

2030*****

(406)

2650*****

(530)

Численность населения с учетом миграции (млн. человек)

143,4

143,4

143,4

143,4

143,4

В том числе численность ЭАН с учетом миграции (млн. человек)

112,1

112,1

109,0

109,2

108,6



* Прогнозы рождаемости выполнены В.Н. Архангельским, а смертности - А.Е. Ивановой.

** В пятилетия: 2000-2004 гг., 2020-2024 гг., в скобках -  в среднем за год.

*** Суммарный коэффициент рождаемости. Для 2005 г. дана оценка.

**** Ожидаемая продолжительность жизни. Принята для 2003 г.

***** Поскольку мигранты также участвуют в воспроизводстве населения, их пятилетние

величины откорректированы.

Для поддержания численности населения на уровне 143-144 млн. нужно, чтобы в течение 2006-2025 гг. среднегодовые величины рождаемости не были ниже 1540 тыс., смертности не превышали 2030 тыс. и миграционный прирост составлял 490 тыс. человек (естественная среднегодовая для 20-летнего периода убыль). В таком случае миграционный прирост будет стопроцентно компенсировать естественную убыль (в эти годы его величина должна составить 9,8 млн.), а численность населения сохранится стабильной, что будет соответствовать стратегической цели демографического развития страны, по крайней мере, в течение ближайшего двадцатилетия.

Это вполне реально, так как при продуманной миграционной политике, соответствующей национальным интересам России, вся естественная убыль может быть целиком компенсирована миграционной компонентой. Ускорение темпов повышения рождаемости и снижения смертности, а также увеличение миграционного прироста сверх размеров естественной убыли обеспечат демографический рост. [11]

Заключение



Уверенность населения в будущем, заинтересованность в завтрашнем дне — мощный социально-психологический фактор повышения трудовой активности и экономического роста. Система планирования и прогнозирования должна быть ориентирована на конкретное благо каждого конкретного человека, а не усилия человека должны быть направлены на абстрактные общие цели.

В России этот процесс отладки и балансировки рыночного механизма продолжается, но нетрудно заглянуть в недалекое будущее и понять, какое социально-экономическое прогнозирование и планирование будет, каким оно должно стать. Специфика развитого прогнозирования и планирования в рыночной среде не может концентрироваться на мелочах и деталях, внимание концентрируется на крупных проблемах.

Будущее прогнозирование должно быть ориентировано на общие концептуальные качественные цели, выстраивать соответствующие стратегии, анализировать многовариантные сценарии развития, учитывать вероятностный характер развития и систему рисков, непредсказуемость многих событий. Конкретное решение проблем детализируется в крупных народнохозяйственных проектах и программах.

В современном мире знания стоят дорого, а знания о будущем экономики составляют настоящий золотой фонд любого развитого государства. Не имеет смысла объяснять, как важны знания о будущем для выработки социально-экономической и иной политики государства, регионов, крупных предприятий, развития домашнего хозяйства.


Список использованной литературы





  1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М., ИНФРА-М, 2003.

  2. Государственное регулирование социальной сферы / Под ред. Л.П. Куракова, Л.П. Владимировой. – М.: Гелиос АРВ, 2000.

  3. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. Основные категории, характеристики и методы оценки. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

  4. Курс социально-экономической статистики / Под ред. М.Г. Назарова. – М.: ЮНИТИ, 2000.

  5. Основы социального управления: Учеб. пособие – М.: Высшая школа, 2001.

  6. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов /Под ред. Т. Г. Морозовой, А.В. Пикулина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  7. Чешев А. С., Фесенко И. П. Земельный кадастр. Учебник для вузов. — М.: «Издательство ПРИОР», 2000.

  8. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.

  9. http://masters.donntu.edu.ua

  10. http://zapovedniki.info

  11. http://www.perspektivy.info


МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации