Кузнецова А.В., Беспалов М.В. Охрана труда - файл n1.doc

приобрести
Кузнецова А.В., Беспалов М.В. Охрана труда
скачать (499 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc499kb.15.09.2012 01:22скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
"ГроссМедиа", 2011

"РОСБУХ", 2011
ОХРАНА ТРУДА
А.В.Кузнецова, М.В.Беспалов
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Охрана труда согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

- государственное управление охраной труда;

- государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

- государственная экспертиза условий труда;

- установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

- профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

- подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;

- организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

- обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

- международное сотрудничество в области охраны труда;

- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Отношения, связанные с охраной труда, наряду с Трудовым кодексом РФ регулируются совокупностью нормативных правовых актов, анализ которых позволяет определить критерии требований охраны труда. Таковыми являются:

- обучение и проверка знаний по общим и специальным (при эксплуатации объектов и производстве работ повышенной опасности) вопросам охраны труда, наличие удостоверений установленной формы у руководителя, его заместителей и иных работников;

- обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов (обучение и периодическая проверка знаний в период работы);

- перечень профессий и работ, для выполнения которых обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры работников в целях предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласованных с органами Роспотребнадзора;

- приказ (распоряжение) о создании службы охраны труда или назначении специалиста по охране труда, возложении обязанностей специалиста по охране труда на одного из работников организации, заключение договора со сторонним специалистом по охране труда;

- приказ (распоряжение) о возложении обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации на руководителя или его заместителя;

- приказ (распоряжение) о распределении функциональных обязанностей по обеспечению безопасного производства работ среди должностных лиц организации (утверждение положения об организации работы по охране труда);

- приказ (распоряжение) о назначении лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию объектов повышенной опасности, а также за производство работ повышенной опасности;

- заключение государственной инспекции труда о соответствии новых и реконструируемых производственных объектов, введенных в эксплуатацию в целях осуществления лицензируемой деятельности, требованиям охраны труда;

- сертификаты соответствия требованиям охраны труда на применяемое в целях осуществления лицензируемой деятельности производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников;

- проведение вводного, первичного на рабочем месте и повторного инструктажей, ведение журналов регистрации инструктажей;

- утверждение перечня профессий и должностей работников, освобожденных от инструктажа на рабочем месте;

- утверждение программы проведения вводного инструктажа;

- наличие инструкций по охране труда по профессиям и видам работ, соответствующих нормативным требованиям по форме, содержанию и сроку действия;

- утверждение перечня работ, выполняемых по наряду-допуску, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности;

- ведение журнала регистрации несчастных случаев на производстве и документов по их оформлению;

- осуществление обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- утверждение перечней профессий и видов работ, для которых в связи с неблагоприятными условиями труда законодательством предусмотрены компенсации и льготы: дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, доплаты к тарифным ставкам (окладам), молоко, лечебно-профилактическое питание;

- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

- приказ (распоряжение) или иной акт о порядке обеспечения средствами индивидуальной защиты;

- утверждение перечня работ и профессий, для которых предусматривается бесплатная выдача средств индивидуальной защиты;

- обеспечение работников средствами коллективной защиты, оснащение рабочих мест и производственных помещений средствами нормализации воздушной среды, освещения, защиты от поражения электрическим током, воздействия механических факторов, повышенного уровня шума и вибрации;

- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в организации;

- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников.

Несоблюдение работодателем даже какого-нибудь одного требования охраны труда способно стать причиной несчастных случаев. В этой связи законодательством установлена ответственность за нарушение правил охраны труда.

Так, в соответствии со ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

За нарушения правил охраны труда, результатом которых стало причинение вреда жизни и здоровью, предусмотрена уголовная ответственность. В соответствии со ст. 143 Уголовного кодекса РФ нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
Компании обязаны соблюдать свод правил и положений, направленных на обеспечение безопасного труда их работников. В противном случае нарушителя могут привлечь к ответственности.

Уточним основные понятия. Так, техника безопасности - это не только способы и методы безопасного трудового процесса, но и ряд мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников. К ним относятся:

- правовые;

- социально-экономические;

- организационно-технические;

- санитарно-гигиенические;

- лечебно-профилактические;

- реабилитационные;

- иные действия, объединенные под термином "охрана труда".

Заметим, что понятие техники безопасности входит в общую систему охраны труда. Помните, что с техникой безопасности нужно знакомить всех работников. Даже руководители компании обязаны проходить в установленном порядке обучение по охране труда, а также проверку знаний о ее требованиях.

Статьей 225 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что все поступающие на работу, а также переводимые на другую должность должны проходить инструктаж по охране труда и обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи. Исключение существует для работников, не связанных с эксплуатацией, обслуживанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов. Они могут быть освобождены от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень таких профессий и должностей утверждает руководитель компании.

Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда компании регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами.

Проведение инструктажей включает в себя:

- ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами;

- изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах учреждения, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации;

- изучение безопасных методов и приемов выполнения работ.

Инструктаж может быть разных видов в зависимости от причин, по которым его проводят. Так, все работники (включая командированных), а также специалисты сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, проходят вводный инструктаж в установленном порядке. Его проводит лицо, на которое приказом руководителя возложены эти обязанности по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ с учетом специфики деятельности учреждения.

Первичный инструктаж проводят на рабочем месте до начала самостоятельной трудовой деятельности. При этом с правилами знакомят:

- работников, вновь принятых в компанию;

- лиц, которые переведены в установленном порядке из другого структурного подразделения либо которым поручается выполнение новой для них работы;

- командированных специалистов сторонних организаций, обучающихся в образовательных учреждениях, проходящих производственную практику, и других лиц, участвующих в производственной деятельности компании.

Первичный инструктаж выполняют руководители структурных подразделений в соответствии с разработанными программами, которые утверждают в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

Повторный инструктаж работники проходят периодически - не реже одного раза в полгода. Причем по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа.

Внеплановый инструктаж проводят:

- при введении в действие новых или изменении существующих законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;

- при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;

- при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);

- по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;

- при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев);

- по решению руководителя компании (или уполномоченного им лица).

Отметим, что целевой инструктаж организуют при выполнении разовых работ, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, другие специальные документы, а также при проведении в учреждении массовых мероприятий.

Инструктаж по технике безопасности завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы. Результаты проверки оформляют протоколами, которые хранятся у назначенного ответственного лица.

Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ), листы которых должны быть сшиты и пронумерованы. Формы журналов разработаны ГОСТом 12.0.004-90 "Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения".

Напомним, что инспектирующие органы при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства вправе истребовать данные документы для проверки (ст. 357 Трудового кодекса РФ).

Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанность по обеспечению безопасных условий труда возложена на работодателя, который должен обеспечить:

- проведение инструктажа по охране труда и проверку данных знаний;

- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку данных знаний;

- ознакомление работников с требованиями охраны труда;

- разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;

- наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

В компании с численностью работников более 50 человек должна быть сформирована служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Если же численность работников не превышает 50 человек, организовывается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда с учетом специфики деятельности (ст. 217 Трудового кодекса РФ).

Названная служба компании создается в форме самостоятельного структурного подразделения, подчиняющегося непосредственно руководителю или по соответствующему распоряжению одному из его заместителей.

Как правило, работники, назначенные на данную должность, должны пройти специальное обучение по охране труда (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации").

При отсутствии в учреждении штатного специалиста его функции выполняет руководитель, другой уполномоченный на то работник либо специалист, привлекаемый по гражданско-правовому договору.
ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
В каждой организации, занимающейся производственной деятельностью, где численность сотрудников превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда. Об этом сказано в ст. 217 Трудового кодекса РФ. Если численность персонала не превышает указанного предела, решение о создании службы вправе принять руководитель организации (предприниматель).

Под производственной деятельностью понимается деятельность организации, которая направлена на производство продукции, работ, услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ). Таким образом, производственная деятельность - это не только деятельность по непосредственному производству продукции, но и оказание любых услуг. При этом, если численность сотрудников такой организации превышает 50 человек, нужно создать службу охраны труда или иметь специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). К аналогичному выводу пришел и Центральный банк РФ в своем Письме от 13 марта 2007 г. N 31-3-8/562, указав на то, что действие ст. 217 Трудового кодекса РФ распространяется в том числе и на кредитные организации, оказывающие услуги в банковской сфере. Таким образом, организации, деятельность которых связана с оказанием услуг и численность сотрудников в которых превышает 50 человек, должны создать службу охраны труда.

Служба охраны труда в организации может быть представлена:

- отдельным структурным подразделением;

- штатным специалистом по охране труда;

- руководителем организации (предпринимателем лично) или другим уполномоченным сотрудником;

- сторонней специализированной организацией, которая имеет соответствующую аккредитацию, или специалистом, с которым заключен гражданско-правовой договор. Это предусмотрено ст. 217 Трудового кодекса РФ.

Задачи и функции службы охраны труда в организации изложены в разд. II и III Рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14. Ответственность за деятельность службы несет руководитель организации (ст. 212 ТК РФ). За нарушение правил техники безопасности и охраны труда предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Трудовая инспекция может оштрафовать:

- организацию на сумму от 30 000 до 50 000 руб.;

- должностных лиц организации (например, руководителя) на сумму от 1000 до 5000 руб.

Это нарушение может повлечь и другое наказание, назначаемое судом, - деятельность организации может быть приостановлена на срок до 90 суток. Такие меры ответственности предусмотрены в ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Руководитель организации, который ранее уже привлекался к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, может быть дисквалифицирован на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Уголовная ответственность для сотрудника, ответственного за соблюдение правил техники безопасности и охраны труда, может наступить, если это нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. В этом случае нарушителю грозит один из следующих видов ответственности:

- штраф до 200 000 руб. (либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев);

- обязательные работы на срок от 180 до 240 часов;

- исправительные работы на срок до двух лет;

- лишение свободы на срок до одного года.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до трех лет. Кроме того, суд может назначить нарушителю лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Такая ответственность предусмотрена в ст. 143 Уголовного кодекса РФ.

Нарушение сотрудником правил охраны труда является основанием для его увольнения, если оно повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо создавало угрозу их наступления (пп. "д" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Факт нарушения может быть зафиксирован комиссией или специалистом по охране труда в акте.

Если организация создает службу охраны труда в форме отдельного структурного подразделения, то необходимо:

- определить структуру службы;

- рассчитать численность сотрудников, которые будут в ней трудиться;

- издать приказ о создании службы;

- составить положение о службе охраны труда;

- утвердить должностные инструкции ее сотрудников;

- внести изменения в штатное расписание.

Сделать это нужно с учетом Рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14. Это следует из ч. 4 ст. 217 Трудового кодекса РФ.

По структуре служба охраны труда в организации должна состоять из штата специалистов во главе с ее начальником (п. 3 Рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14). Подчиняется служба непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей (п. 2 Рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14).

В состав службы охраны труда, как правило, входят сотрудники:

- имеющие квалификацию инженера по охране труда;

- получившие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;

- получившие среднее профессиональное (техническое) образование со стажем работы в должности техника 1-й категории не менее трех лет либо в других аналогичных должностях не менее пяти лет.

Все сотрудники, принимаемые в состав службы, должны пройти обучение по охране труда. Таковы требования п. 17 Рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14.

Чтобы определить штатную численность сотрудников, необходимых для функционирования службы, нужно учесть:

- численность работающих в организации сотрудников;

- характер условий труда;

- степень опасности производства;

- другие факторы. Это предусмотрено п. 14 Рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14.

Для расчета штатной численности сотрудников службы рекомендовано пользоваться Межотраслевыми нормативами, утвержденными Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10. В этом документе приведены таблицы, содержащие данные по количеству человек, которые должны выполнять ту или иную функцию по охране труда в организации.

Например, чтобы выяснить, сколько человек потребуется для проведения инструктажей сотрудников, необходимо рассчитать среднемесячную и среднесписочную численность сотрудников в организации (п. 3.2.4 Межотраслевых нормативов, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10). А чтобы определить, сколько человек должны заниматься контролем охраны труда в организации, нужно определить среднесписочную численность всех работающих, количество сотрудников, которые имеют дело с вредными и тяжелыми условиями труда, а также количество структурных подразделений организации (п. 3.2.6 Межотраслевых нормативов, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10).

Рассмотрим пример расчета численности сотрудников службы охраны труда, необходимых для обеспечения пропаганды по охране труда в организации. Так, в организации 63 отдела, среднесписочная численность сотрудников - 4521 человек. Сотруднику, ответственному за ведение кадрового учета, поручено определить, сколько человек понадобится, чтобы организовать пропаганду по охране труда (для дальнейшего определения нормативной численности штата службы охраны труда).

Для выполнения задания сотрудник, ответственный за ведение кадрового учета, обратился к п. 3.2.3 Межотраслевых нормативов, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10. В нем в таблице 3 в левом столбце он выбрал значение среднесписочной численности сотрудников "3001 - 5000", а в верхней строке - графу с количеством структурных подразделений "51 - 125". На пересечении этих граф указано значение 1,07. Значит, в организации для пропаганды нужен один сотрудник (1,07).

После подсчета численности сотрудников по всем функциям необходимо сложить эти показатели. Так получится нормативная численность сотрудников службы охраны труда. Затем следует определить штатную (списочную) численность сотрудников службы охраны труда в организации. Для этого нужно нормативную численность умножить на коэффициент планируемых невыходов сотрудников на работу во время отпуска, болезни и т.д. Для подсчета можно воспользоваться формулой:
Штатная (списочная) численность сотрудников службы охраны труда в организации = Нормативная численность сотрудников службы охраны труда x (1 + (% планируемых невыходов : 100)).
Такой порядок расчета следует из разд. 4 Межотраслевых нормативов, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10.

Процент планируемых невыходов необходимо взять из документов по учету кадров. В бухгалтерии или в планово-экономическом отделе ведется статистика по невыходам на работу на основании анализа табелей учета рабочего времени, где фиксируются неявки по всем причинам.

Для документального оформления создания службы охраны труда в организации потребуются:

- приказ руководителя о создании службы охраны труда в организации;

- положение о службе охраны труда;

- должностные инструкции сотрудников службы охраны труда (например, инженера по охране труда).

Если организация создает службу охраны труда путем введения должности штатного специалиста, необходимо:

- утвердить его должностную инструкцию;

- внести изменения в штатное расписание. Это следует из ч. 4 ст. 217 Трудового кодекса РФ.

На должность специалиста охраны труда, как правило, принимают сотрудника:

- имеющего квалификацию инженера по охране труда;

- получившего высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;

- получившего среднее профессиональное (техническое) образование со стажем работы в должности техника 1-й категории не менее трех лет либо в других аналогичных должностях не менее пяти лет.

Квалификационные требования к инженеру по охране труда следует закрепить в его должностной инструкции. Сотрудник, принимаемый на должность специалиста охраны труда, должен пройти обучение по охране труда. Это предусмотрено п. п. 15, 17 Рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14.

Если в организации нет отдельного подразделения службы охраны труда или штатного специалиста, их функции может выполнить руководитель организации (предприниматель лично) или уполномоченный им сотрудник (ч. 3 ст. 217 ТК РФ). В этом случае потребуется:

- издать приказ о назначении ответственного по охране труда в организации;

- внести дополнения в должностную инструкцию руководителя организации или уполномоченного им сотрудника. Например, в раздел "Должностные обязанности" следует добавить фразу: "Выполняет функции специалиста по охране труда в организации, предусмотренные разделами II и III Рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14, в частности:

- организует работы по обеспечению выполнения сотрудниками и администрацией требований охраны труда;

- проводит профилактические работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и по улучшению условий труда".

Если в организации нет отдельного подразделения службы охраны труда или штатного специалиста, можно заключить договор со сторонним подрядчиком (исполнителем). Это может быть:

- специализированная организация, имеющая государственную аккредитацию в области охраны труда;

- специалист, привлекаемый по гражданско-правовому договору. Это предусмотрено ч. 3 ст. 217 Трудового кодекса РФ.

Ведомственные нормативно-правовые акты могут устанавливать иной порядок выполнения функций по охране труда.

Все условия функционирования службы охраны труда, представленные сторонним подрядчиком (исполнителем), следует прописать в договоре с ним. В этом же договоре нужно закрепить и вопросы ответственности сторонних специалистов за допущенные ими нарушения. Такое право заказчику работ предоставляет п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ. Примерная форма договора со специализированной организацией по охране труда приведена в Письме Минтруда России от 16 ноября 1994 г. N 2207-КВ.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Критерии определения

организационной формы работы по охране труда
Так, согласно ст. 217 Трудового кодекса РФ в целях обеспечения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 50 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Рекомендации по организации работы службы охраны труда утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 8 февраля 2000 г. N 14.

В организации с численностью 50 работников и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду.

Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. Для организации этой работы он создает службу охраны труда. Служба охраны труда организации подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.

Службу охраны труда рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы.

Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда РФ и соответствующего субъекта РФ, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами организации.

Основными задачами службы охраны труда являются:

- организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;

- контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

- организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;

- информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;

- изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на службу охраны труда возлагаются следующие функции:

- учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;

- оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;

- организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;

- проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;

- участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;

- согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;

- разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;

- участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;

- оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

- организация расследования несчастных случаев на производстве в соответствии с Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24 октября 2002 г. N 73; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме N Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда и др.), в соответствии с установленными сроками;

- участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;

- составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;

- разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;

- организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;

- составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

- оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации системы стандартов безопасности труда (ССБТ);

- обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;

- организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях;

- организация совещаний по охране труда;

- ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т.д.;

- доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда РФ и соответствующего субъекта РФ, коллективного договора, соглашения по охране труда организации;

- рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков;

- осуществление контроля за:

а) соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

б) обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

в) соблюдением Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24 октября 2002 г. N 73;

г) выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме N Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;

д) наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

е) проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда;

ж) своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

з) эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

и) состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

к) своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;

л) организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;

м) санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;

н) организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;

о) правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

п) своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;

р) использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством;

- анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Работники службы охраны труда имеют право:

- в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;

- предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение;

- требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;

- направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда;

- запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;

- привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда;

- представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда;

- представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

В целом руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками службы охраны труда своих полномочий.

Организация труда работников службы охраны труда предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями.

Рабочие места работников службы охраны труда рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.

Для осуществления ряда функций службы охраны труда (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.

Руководителю организации рекомендуется организовывать для работников службы охраны труда систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

Структуру службы охраны труда и численность работников этой службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда на предприятии, утвержденных Постановлением Минтруда России от 10 марта 1995 г. N 13.

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

Контроль за деятельностью службы охраны труда осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Ответственность за деятельность службы охраны труда несет руководитель организации. Работники службы охраны труда несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о службе охраны труда и должностными инструкциями.

Также отметим, что по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 218 ТК РФ).

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

В целом комитет (комиссия) по охране труда в своей деятельности руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ о труде и охране труда, коллективным договором (соглашением по охране труда), нормативными документами организации, в том числе положением о комитете (комиссии) по охране труда. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждено Приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2006 г. N 413. Согласно данному Положению комитет по охране труда является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Его работа строится на принципах социального партнерства.

Комитет по охране труда взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов.

Комитет по охране труда в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации об охране труда, генеральным, региональным, отраслевым (межотраслевым), территориальным соглашениями, коллективным договором (соглашением по охране труда), локальными нормативными правовыми актами организации.

Положение о комитете по охране труда организации утверждается приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками организации представительного органа.

Задачами комитета по охране труда являются:

- разработка на основе предложений членов комитета программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

- организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

- информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

В свою очередь, функциями комитета по охране труда являются:

- рассмотрение предложений работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников;

- оказание содействия работодателю в организации обучения работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также проверки знаний требований охраны труда и проведения своевременного и качественного инструктажа работников по охране труда;

- участие в проведении обследований состояния условий и охраны труда в организации, рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций работодателю по устранению выявленных нарушений;

- информирование работников организации о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

- доведение до сведения работников организации результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;

- информирование работников организации о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обеззараживающими средствами, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, организации хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания;

- содействие в организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и соблюдения медицинских рекомендаций при трудоустройстве;

- содействие своевременному обеспечению работников организации, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, молоком, другими равноценными пищевыми продуктами и лечебно-профилактическим питанием;

- участие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда в организации, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществление контроля за расходованием средств организации и Фонда социального страхования РФ (страховщика), направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;

- подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию работ по охране труда и сохранению здоровья работников, созданию системы морального и материального поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда и обеспечивающих сохранение и улучшение состояния здоровья;

- рассмотрение проектов локальных нормативных правовых актов по охране труда и подготовка предложений по ним работодателю, профсоюзному выборному органу и (или) иному уполномоченному работниками представительному органу.

Для осуществления возложенных функций комитету по охране труда предоставляются следующие права:

- получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных производственных факторов и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья;

- заслушивать на заседаниях комитета по охране труда сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда;

- заслушивать на заседаниях комитета по охране труда руководителей и других работников организации, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекших за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения по охране труда) по вопросам, находящимся в компетенции комитета по охране труда;

- вносить работодателю предложения о поощрении работников организации за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

- содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций.

Комитет по охране труда создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Численность комитета по охране труда определяется в зависимости от численности работников в организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.

Выдвижение в комитет по охране труда представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного органа первичной профсоюзной организации, если он объединяет более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации; представителей работодателя - работодателем. Состав комитета по охране труда утверждается приказом (распоряжением) работодателя.

Комитет по охране труда избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комитета по охране труда, как правило, является работодатель или его ответственный представитель, одним из заместителей является представитель выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками представительного органа, секретарем - работник службы охраны труда. Комитет по охране труда осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы.

Члены комитета по охране труда должны проходить обучение по охране труда за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по направлению работодателя на специализированные курсы не реже одного раза в три года.

Члены комитета по охране труда информируют не реже одного раза в год выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференцию) работников о проделанной ими в комитете по охране труда работе. Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников организации вправе отзывать из комитета по охране труда своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим решением отзывать своих представителей из комитета по охране труда и назначать вместо них новых представителей.

Обеспечение деятельности комитета по охране труда, его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения и т.п.) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным правовым актом организации.

Далее подчеркнем, что в организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью 100 и более работников, а также в организациях, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда; в организациях с численностью менее 100 работников и в структурных подразделениях организаций - уголка охраны труда.

В организациях, производственная деятельность которых связана с перемещением работников по объектам и нахождением на временных участках работы (например, при работе вахтово-экспедиционным методом), целесообразно оборудовать передвижные кабинеты охраны труда и уголки охраны труда (Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 17 января 2001 г. N 7).

Кабинет охраны труда и уголок охраны труда создаются в целях обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Под кабинет охраны труда в организации рекомендуется выделять специальное помещение, состоящее из одной или нескольких комнат (кабинетов), которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстративными и информационными материалами по охране труда.

Уголок охраны труда оформляется в зависимости от площади, выделяемой для его размещения. Например, он может быть представлен в виде стенда, витрины или экрана, компьютерной программы.

Решение о создании кабинета охраны труда или уголка охраны труда принимается руководителем организации (его представителем).

Содержание работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, распределение обязанностей по обеспечению их деятельности между службами и специалистами организации (с внесением сведений об этом в соответствующие положения и должностные инструкции) утверждаются руководителем организации с учетом специфики деятельности организации, рекомендаций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Организация и руководство работой кабинета охраны труда и уголка охраны труда, в том числе функции контроля, как правило, возлагаются на службу охраны труда организации (специалиста по охране труда) или иное лицо, выполняющее должностные обязанности специалиста по охране труда.

Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда рекомендуется проводить работу по формированию базовых кабинетов охраны труда. Они могут быть созданы при научно-исследовательских институтах, центрах охраны труда и должны быть ориентированы на осуществление методической помощи в руководстве кабинетами охраны труда, функционирующими в организациях соответствующих сфер деятельности и регионов.

Основными направлениями деятельности кабинета охраны труда и уголка охраны труда являются:

- оказание действенной помощи в решении проблем безопасности труда;

- создание системы информирования работников об их правах и обязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда в организации, на конкретных рабочих местах, о принятых нормативных правовых актах по безопасности и охране труда;

- пропаганда вопросов труда.

Кабинет охраны труда обеспечивает выполнение мероприятий по охране труда, в том числе организуемых совместными действиями руководителя и иных должностных лиц организации, комитета (комиссии) по охране труда, службы охраны труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов:

- проведение семинаров, лекций, бесед и консультаций по вопросам охраны труда;

- обучение по охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ, применению средств коллективной и индивидуальной защиты, вопросам оказания первой медицинской помощи;

- проведение инструктажа по охране труда, тематических занятий с работниками, к которым предъявляются требования специальных знаний охраны труда и санитарных норм, и проверки знаний требований охраны труда работников;

- организация выставок, экспозиций, стендов, макетов и других форм наглядной агитации и пропаганды передового опыта по созданию здоровых и безопасных условий труда;

- проведение аналитических исследований состояния условий труда в организации (на рабочих местах) и оценки их влияния на безопасность трудовой деятельности.

Уголок охраны труда организации обеспечивает выполнение тех же мероприятий, что и кабинет охраны труда.

Уголок охраны труда структурного подразделения (участка) организации обеспечивает работников информацией о планах работы кабинета охраны труда (если он создан в организации), графиках проведения инструктажа и расписаниях учебных занятий по охране труда, приказах и распоряжениях, касающихся вопросов охраны труда организации, планах по улучшению условий и охраны труда, вредных и опасных производственных факторах и средствах защиты на рабочих местах структурного подразделения (участка), нарушениях требований законодательства об охране труда, случаях производственного травматизма и профзаболеваний в организации и принятых мерах по устранению их причин, новых поступлениях в кабинет охраны труда документов, учебно-методической литературы, учебных видеофильмов по охране труда и т.д.

Тематическая структура кабинета охраны труда и уголка охраны труда предполагает включение общего и специальных разделов.

Общий раздел содержит законы и иные нормативные правовые акты по охране труда, принятые на федеральном уровне и уровне соответствующего субъекта Российской Федерации, локальные нормативные акты организации, информацию об управлении охраной труда в организации, а также общие сведения по обеспечению безопасных условий труда, в том числе об опасных и вредных производственных факторах, средствах коллективной и индивидуальной защиты, действиях человека при возникновении чрезвычайных ситуаций, аварий.

Перечень специальных разделов и их содержание (сведения, включающие отличительные особенности основных и вспомогательных технологических процессов, конкретный перечень вредных производственных факторов, соответствующие им средства коллективной и индивидуальной защиты и меры предосторожности, принятые на производстве знаки безопасности и т.д.) определяются с учетом условий труда в организации. Рекомендуется раздельное комплектование учебного и справочного разделов, отражающих специфику всех видов производства организации.

Оснащение кабинета охраны труда и уголка охраны труда диктуется выбранным составом общего и специальных разделов и формируется исходя из используемых и планируемых к использованию носителей информации, которыми могут быть печатная продукция, кино- и видеопродукция, компьютерная продукция, программы радиовещания, натурные образцы, тренажеры, манекены и макеты.

Кабинет охраны труда целесообразно оборудовать на основе предварительно разработанного в организации проекта, в специально выделенном помещении или помещениях. Для новых и реконструируемых производственных объектов месторасположение кабинета охраны труда определяется на стадии проектирования.

Помещение для размещения кабинета охраны труда должно соответствовать требованиям строительных норм и правил, его площадь рекомендуется определять из расчета количества работающих в организации: до 1000 человек - 24 кв. м, свыше 1000 человек - добавляется 6 кв. м на каждую дополнительную тысячу человек. Оценку необходимой площади для кабинета охраны труда можно производить на основе расчета потребности в обучении по охране труда на календарный год.

Для уголка охраны труда может выделяться как отдельное помещение, так и оборудоваться часть помещения общего назначения.

Процесс организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда предусматривает:

- соответствие требованиям (в комплексе целей, содержания и форм работы), которые каждая организация определяет с учетом своих особенностей и первоочередных задач, в части охраны труда;

- осуществление доступности посещения кабинета охраны труда или уголка охраны труда работниками организации и получение ими достоверной информации по вопросам охраны труда;

- планирование работы (в соответствии с перспективным и текущим планами работы);

- осуществление контроля.

Служба охраны труда или лицо, ответственное за работу кабинета охраны труда (уголка охраны труда) в организации:

- составляет план работы кабинета охраны труда (уголка охраны труда), включающий разработку конкретных мероприятий на определенный срок, с указанием лиц, ответственных за их проведение;

- организует оборудование, оснащение и оформление кабинета охраны труда (уголка охраны труда);

- организует проведение плановых мероприятий.

В целях координации и повышения эффективности работы кабинетов охраны труда и уголков охраны труда федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, службам охраны труда организаций рекомендуется разрабатывать предложения по установлению дополнительных требований к кабинетам охраны труда (уголкам охраны труда) и организационным формам их работы, оснащению и методическому обеспечению кабинетов охраны труда и уголков охраны труда подведомственных организаций, их структурных подразделений.

Для выполнения мероприятий, реализуемых кабинетом охраны труда, необходимо взаимодействие и участие в его работе структурных подразделений и служб организации, а также привлечение специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профсоюзов и объединений работодателей, центров охраны труда, образовательных учреждений и организаций, специализирующихся в области сервиса охраны труда.
  1   2   3   4   5


ОХРАНА ТРУДА
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации