Павлова И.М. Оценка эколого - экономического ущерба и платежей за загрязнение окружающей среды - файл n1.doc

приобрести
Павлова И.М. Оценка эколого - экономического ущерба и платежей за загрязнение окружающей среды
скачать (1572 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1572kb.15.09.2012 01:15скачать

n1.doc

  1   2   3
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА

И.М.ПАВЛОВА

ОЦЕНКА ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА И ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

МОСКВА 2008

ISBN 978-5-89231-229-5

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА

И.М.ПАВЛОВА

ОЦЕНКА ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА И ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ


Рекомендовано УМО по образованию в области
природообустройства и водопользования в качестве учебного
пособия для студентов высших учебных заведений



МОСКВА 2008

ББК 65.9(2)28

УДК 330.15:504.06

П12
Рецензенты:

Кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Московского университета МВД РФ
Ю.А.Чернецова

Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономических теорий МГУП
С.И.Никитин


Павлова И.М.

П12 Оценка эколого-экономического ущерба и платежей за загрязнение окружающей среды. Учебное пособие. – М.: МГУП, 2008. 59 с.
ISBN 978-5-89231-229-5


В учебном пособии рассматриваются вопросы теории и практики оценки эколого-экономического ущерба, причиняемого
хозяйственной деятельностью, и определения платежей природопользователей за негативное воздействие на окружающую среду. Пособие предназначено для студентов экономических и инженерных специальностей университета очной и заочной формы обучения. Приведенные в нем материалы могут использоваться при выполнении домашних заданий; расчетно-графических,
контрольных и курсовых работ; в дипломном проектировании.
Табл. 21. Рис. 16. Библиогр. назв. 6.


ISBN 978-5-89231-229-5 © Павлова И.М., 2008

© Московский государственный университет природообустройства, 2008

ВВЕДЕНИЕ

Стратегическими целями государственной экологической политики являются сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышение качества жизни, обеспечение экологической безопасности страны и конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

В период активизации глобальных экономических и экологических процессов на территории страны природные ресурсы используются все более интенсивно. Негативное влияние хозяйственной деятельности, приводящее к деградации среды обитания и наносящее ущерб здоровью населения, остается наиболее острой экологической проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение. При рациональном природопользовании вовлечение природных ресурсов в сферу человеческой деятельности дает возможность обеспечения потребностей не только настоящего, но и будущих поколений. На современном этапе для успешной реализации государственной экологической политики необходимо совершенствование системы природоохранного регулирования, в основе которого в том числе должны быть: переход к внедрению механизмов экологической оценки последствий хозяйственной деятельности; формирование эффективной системы экономических санкций за несоблюдение установленных требований; организация государственной поддержки проектам, направленным на оздоровление окружающей среды.

В связи с вышеизложенным, проблемы адекватной стоимостной оценки экологического ущерба от антропогенного воздействия и компенсации его выплатами природопользователей являются весьма актуальными. Данное учебное пособие рекомендуется студентам, обучающимся по направлению 280400 «Природообустройство» при изучении экономики природопользования.

РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА

Под загрязнением окружающей среды (ОС) понимается
антропогенно обусловленное поступление вещества и энергии в окружающую среду, свойства, местоположение или количество которых приводит к ухудшению ее состояния с точки зрения
социально-экономических интересов общества.

Эколого-экономический ущерб, причиняемый окружающей среде, означает возможные или фактические экономические, экологические и социальные потери, возникающие в результате нарушения природоохранного законодательства; хозяйственной деятельности человека; аварий и катастроф.

Ущерб проявляется в виде потерь природных, трудовых, материальных, а, следовательно, и финансовых ресурсов в народном хозяйстве; ухудшения социально-гигиенических условий проживания населения; качественных изменений (потерь) экономического потенциала страны. Таким образом, ущербом от загрязнения ОС можно считать результат данного вредного воздействия на реципиентов.

Ущерб от воздействия атмосферных загрязнений проявляется в повышении заболеваемости населения; в негативных последствиях загрязнения водных ресурсов; в снижении биопродуктивности природно-хозяйственных комплексов; в преждевременном износе основных фондов покрытий; в снижении рекреационного потенциала территорий и т.п.

Ущерб от загрязнения водной среды и водного фонда проявляется в снижении биопродуктивности водных экосистем; в ухудшении потребительских свойств воды как природного ресурса; в затратах на ликвидацию последствий загрязнения воды и восстановление ее качества; во вреде здоровью населения.

Ущерб от загрязнения земельных ресурсов проявляется в количественном и качественном ухудшении состава и свойств почвы; снижении природохозяйственной значимости сельхозугодий; деградации земель; захламлении и загрязнении почв и земельных ресурсов отходами производства и потребления.

Ущерб от загрязнения окружающей среды может измеряться:

  1. в натуральных показателях ущерба, характеризующих ухудшение состояния реципиентов, вызываемое данным уровнем загрязнения;

  2. в условных единицах нагрузки на реципиентов при данном уровне загрязнения.

Показатели нагрузки на реципиентов в условном исчислении учитывают:

Экономическая оценка экологического ущерба заключается в определении фактических и возможных финансовых потерь от негативного изменения качественных и количественных параметров ОС в целом и ее отдельных эколого-ресурсных компонентов, а также от последствий этого изменения.

Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды
является комплексной величиной и представляет собой сумму затрат, возникающих у реципиентов в пределах загрязненной
зоны. При этом учитываются затраты на снижение загрязнения; затраты на восстановление ОС; дополнительные затраты из-за изменения качества окружающей среды; затраты на компенсацию риска для здоровья людей; затраты на дополнительный природный ресурс для обезвреживания потока загрязнителей; затраты, вызываемые вторичным загрязнением.

В зависимости от способа измерения экологического ущерба могут быть использованы два метода его экономической оценки:

  1. пересчет в денежное выражение натуральных показателей ущерба (применяется в случаях, когда выявлены натуральные ущербы от загрязнения ОС по важнейшим реципиентам в пределах загрязненной территории и определены нормативы затрат на компенсацию или предотвращение данного вредного воздействия);

  2. пересчет в денежное выражение показателей условной нагрузки на реципиентов (применяется при расчетах эколого-экономической эффективности природоохранных мероприятий, а также при установлении нормативов экономического стимулирования и экономических санкций за результаты природоохранной деятельности).

В существующих методиках стоимостной оценки ущерба от загрязнения атмосферы и водных объектов используется подход, основанный на приведении различных загрязняющих веществ (ЗВ) к «монозагрязнителю», то есть к агрегированному виду. Экономическая оценка годового ущерба (У, руб./год) от выброса (сброса) ЗВ в атмосферный воздух (водохозяйственный участок) определяется по формуле:

, (1.1)

где:

– удельный эколого-экономический ущерб от выброса (сброса) одной условной тонны загрязнений, руб./усл.т;

– приведенная масса выброса (сброса) ЗВ, усл.т/год;

– коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние атмосферного воздуха или водных объектов) для рассматриваемой территории.

Величина удельного эколого-экономического ущерба определяется исходя из условий компенсации: затрат на предупреждение попадания загрязнителей в окружающую среду; затрат на ликвидацию последствий этого попадания. Данный показатель дифференцируется:

Приведенная масса выброса (сброса) ЗВ представляет собой величину, позволяющую в сопоставимом виде отразить относительную вредность (эколого-экономическую опасность) всей суммы разнообразных загрязнений, поступающих в атмосферный воздух или в водную среду. Этот показатель рассчитывается по формуле:

, (1.2)

где:

– индекс вида ЗВ;

– количество загрязнителей;

– фактическая масса выброса (сброса) i-го вида загрязняющих веществ, т/год;

– показатель относительной (эколого-экономической) опасности i-го вида загрязняющих веществ, усл.т/т.

Значение величины для каждого вида ЗВ определяется по формуле:

, (1.3)

где:

– предельно допустимая концентрация i-го вида загрязняющего вещества, мг/м3 (г/м3).

При расчете ущерба от загрязнения воздушного бассейна в качестве ПДК применяется – среднесуточная предельно допустимая концентрация i-го вида ЗВ в атмосфере. При отсутствии этого показателя принимается предельно допустимая максимальная разовая концентрация () или величина ориентировочно безопасного уровня воздействия (ОБУВ).

При расчете ущерба от загрязнения водных объектов в качестве ПДК принимается, как правило, – предельно допустимая концентрация i-го вида ЗВ для водоемов рыбохозяйственного значения. При отсутствии этого показателя можно использовать показатель ПДК загрязняющего вещества в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, а также величину ОБУВ.

Для тех веществ, по которым в действующих списках ПДК указано «отсутствие» рекомендуется принимать значение как для наиболее опасных загрязнителей.

Коэффициент, учитывающий экологические факторы, предназначен для учета суммарного воздействия, оказываемого загрязнениями на конкретную территорию (при этом принимаются во внимание природно-климатические особенности территории, значимость расположенных на ней природных и социально-культурных объектов). В основу коэффициента, учитывающего состояние атмосферного воздуха (), положен показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территориях экономических районов РФ в результате присущих этим районам выбросов в атмосферу. Коэффициент, учитывающий состояние водных объектов (), рассчитан на основании данных о количестве сброшенных загрязненных сточных вод и объема стока по бассейнам основных рек в разрезе республик, краев, областей и экономических районов России. Данный показатель дифференцируется:

Значение показателя может быть увеличено решением
органов исполнительной власти (ОИВ) административно-территориальных единиц России по согласованию с соответствующими территориальными органами системы Министерства природных ресурсов и экологии РФ (МПР РФ):

Стоимостная оценка ущерба от размещения отходов (, руб./год) определяется по формуле:

, (1.4)

где:

– индекс класса опасности отходов;

– количество классов опасности отходов;

– удельный эколого-экономический ущерб, наносимый окружающей среде размещением одной тонны отходов IV-го класса опасности, руб./т; данный показатель дифференцируется по экономическим районам и административно-территориальным единицам Российской Федерации;

– фактическая масса размещаемых отходов j-го класса опасности, т/год;

– коэффициент, учитывающий класс опасности отхода; изменяется от 0,2 – для практически неопасных отходов (V-го класса опасности) до 7 – для чрезвычайно опасных отходов (I-го класса опасности).
РАЗДЕЛ 2. ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ


2.1. Общие положения

Плата за вредное воздействие на окружающую среду (плата за загрязнение ОС) является одной из форм возмещения эколого-экономического ущерба от антропогенной деятельности. Правовая основа её закреплена в 2002 г. Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ (впервые – Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в 1991 г.). Плата за загрязнение ОС взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц (природопользователей) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и граждан, которым предоставлено право ведения
производственно-хозяйственной деятельности на территории РФ и осуществляющих следующие виды воздействия:

Плата за вредное воздействие на окружающую среду как один из методов государственного экономического регулирования в области охраны ОС призвана выполнять две функции:

  1. стимулирование снижения уровня негативного экологического влияния (основная функция);

  2. накопление денежных средств для компенсации последствий антропогенной деятельности.

Несомненно, что основной функцией платы за загрязнение является стимулирующая. Но, в настоящее время, учитывая приоритет обеспечения финансирования природоохранных мероприятий по ликвидации причиняемого ущерба или по его предотвращению предпочтение отдается функции аккумулирования средств для воспроизводства качества окружающей среды.


Рис. 2.1. Классификация платежей за вредное воздействие на ОС

Внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране ОС, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.2. Порядок определения общей суммы выплат за негативное воздействие на окружающую среду

Общая сумма выплат за загрязнение атмосферы (водных объектов) определяется с помощью формул (, руб./год):

, (2.1)

где:

– платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов, руб./год;

– платежи за выбросы (сбросы) ЗВ сверх допустимых нормативов в пределах установленных лимитов, руб./год;

– штрафные платежи за выбросы (сбросы) ЗВ сверх установленных лимитов, руб./год.

, (2.2)

, (2.3)

, (2.4)

где:

– индекс вида ЗВ;

– количество загрязнителей;

– фактическая масса выброса (сброса) i-го вида ЗВ в пределах допустимых нормативов, т/год;

– фактическая масса выброса (сброса) i-го вида загрязняющего вещества сверх допустимых нормативов в пределах установленных лимитов, т/год;

– фактическая масса выброса (сброса) i-го вида ЗВ сверх установленных лимитов, т/год;

– дифференцированные ставки платы за выбросы (сбросы) i-го вида ЗВ в пределах допустимых нормативов, руб./т;

– дифференцированные ставки платы за выбросы (сбросы) i-го вида ЗВ сверх допустимых нормативов в пределах установленных лимитов, руб./т;

5 – повышающий штрафной коэффициент.

, (2.5)

, (2.6)

, (2.7)

где:

– предельно допустимый норматив выброса (сброса) i-го вида загрязняющего вещества, т/год;

– установленный лимит выброса (сброса) i-го вида загрязняющего вещества, т/год.

Общая сумма выплат за размещение отходов определяется с помощью формул (, руб./год):

, (2.8)

где:

– платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов, руб./год;

– штрафные платежи за размещение отходов сверх установленных лимитов, руб./год.

, (2.9)

, (2.10)

где:

– индекс класса опасности отходов;

– количество классов опасности отходов;

– фактическая масса отходов j-го класса опасности, размещаемых в пределах установленных лимитов, т/год;

– фактическая масса отходов j-го класса опасности, размещаемых сверх установленных лимитов, т/год;

– дифференцированные ставки платы за размещение отходов j-го класса опасности в пределах установленных лимитов, руб./т;

5 – повышающий штрафной коэффициент.

, (2.11)

, (2.12)

где:

– установленный лимит размещения отходов j-го класса опасности, т/год.

Основные особенности расчета платежей за размещение отходов заключаются в следующих положениях:

  1. При размещении отходов на специальных полигонах плата за них не взимается, но природопользователи могут осуществлять страхование размещения отходов в связи с экологическим риском.

  2. При размещении отходов на несанкционированных свалках величина выплат рассчитывается с учетом штрафных коэффициентов. Аналогичная мера применяется при нарушении правил хранения удобрений и ядохимикатов, а также при
    перенасыщении ими полей.

  3. При размещении отходов в соответствии с установленными требованиями и фактически утилизированных (в собственном производстве или переданных для использования) в течение 3 лет с момента размещения, плата за них не взимается.

  4. При размещении отходов в соответствии с установленными требованиями на территории, принадлежащей природопользователю (в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия), нормативы платы умножаются на
    понижающий коэффициент 0,3.

  5. Плата за размещение ТБО определяется как за размещение нетоксичных отходов перерабатывающей промышленности.

  6. Плата за отходы, размещенные до 1991 года, не взимается.

Величина допустимых нормативов загрязнения окружающей среды () определяется исходя из предельно допустимых концентраций загрязняющего вещества и технологически оправданных объемов выброса или сброса. Величина установленных лимитов негативного воздействия на ОС (, ) определяется соответствующими территориальными органами системы МПР РФ индивидуально для каждого предприятия.

Дифференцированные ставки платы за вредное воздействие на окружающую среду (, , ) определяются путем умножения соответствующих нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы:

, (2.13)

, (2.14)

, (2.15)

где:

– нормативы платы за выбросы (сбросы) i-го вида ЗВ в пределах допустимых нормативов, руб./т;

– нормативы платы за выбросы (сбросы) i-го вида ЗВ сверх допустимых нормативов в пределах установленных лимитов, руб./т;

– нормативы платы за размещение отходов j-го класса опасности в пределах установленных лимитов, руб./т;

– коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние почвы) для рассматриваемой территории.

В основу коэффициента, учитывающего состояние почвы (), положен показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территориях экономических районов РФ в результате образующихся и размещаемых на данных территориях отходов.

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются на федеральном уровне (на базе сведений о степени опасности данного вида воздействия для ОС и здоровья населения) и не учитывают региональные эколого-экономические особенности. Величина нормативов платы корректируется (в связи с изменением уровня затрат на природоохранные мероприятия) с помощью коэффициента индексации, принимаемого в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

Платежи за загрязнение ОС в пределах допустимых нормативов (при размещении отходов – в пределах установленных лимитов) относятся на издержки производства, т.е. в конечном итоге данная часть выплат возмещается потребителями (реализуется принцип «платит жертва»). Это вполне обосновано, так как за вредное воздействие, неустранимое при достигнутом уровне техники и технологий, должно расплачиваться все общество, если хочет потреблять те или иные материальные блага.

Плата за превышение допустимых нормативов (при размещении отходов – установленных лимитов) загрязнения взимается из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий-природопользователей (реализуется принцип «загрязнитель платит»). Такой подход вытекает из сущности данной части негативного антропогенного влияния, которое классифицируется как экологическое правонарушение, а соответствующие выплаты – как экономические санкции.

2.3. Порядок корректировки размеров платежей за вредное воздействие на окружающую среду

Корректировку размеров платежей природопользователей за негативное воздействие на ОС (с учетом освоения ими средств на выполнение средозащитных мероприятий) осуществляют органы исполнительной власти административно-территориальных единиц Российской Федерации по согласованию с соответствующими территориальными органами системы МПР России. Основными принципами корректировки общей суммы выплат являются следующие:

  1. В общих платежах предприятия за загрязнение окружающей среды засчитываются затраты на следующие виды природоохранных мероприятий:

  1. В первоочередном порядке подлежат зачету в счет платежей затраты на мероприятия, реализующие основные положения международных соглашений и региональных программ по
    охране природы.

  2. Не подлежат зачету в счет платежей затраты на средозащитные мероприятия, предусмотренные проектно-технической документацией на основное производство.

2.4. Льготные категории плательщиков

Полностью или частично от платежей за негативное воздействие на окружающую среду могут освобождаться:

Понижение (или освобождение) от платы за загрязнение ОС производится по обращению природопользователя или инициативе ОИВ административно-территориальных единиц России при участии соответствующих территориальных органов системы Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

Льготы предоставляются только при условии соблюдения предприятием-природопользователем установленных нормативов загрязнения и экологических требований. В противном случае платежи взимаются на общих основаниях.

РАЗДЕЛ 3. РАСЧЕТНЫЙ ПРИМЕР

Исходные данные для расчета

I. Сведения о вредном воздействии предприятия на ОС

Таблица 3.1

Сведения о загрязнении атмосферы выбросами предприятия

№№
п/п

Наименование ЗВ

Масса выброса ЗВ, т/год

, мг/м3







1

2

3

4

5

6

1.

Азота оксид

66,0

52,0

74,0

0,04

2.

Ангидрид сернистый

5,5

6,0

7,2

0,05

3.

Ацетон

2,2

2,2

3,0

0,35

4.

Бензин

8,8

5,0

6,4

1,5

5.

Керосин

22,0

20,0

25,0

1,2

6.

Углеводороды

3,3

2,0

2,9

1,4

7.

Углерода оксид

7,7

6,0

7,5

3,0

Таблица 3.2

Сведения о загрязнении водных объектов сбросами предприятия

№№
п/п

Наименование ЗВ

Масса сброса ЗВ, т/год

, мг/л







1

2

3

4

5

6

1.

Азот аммонийный

48,6

1,77

10,5

0,4

2.

ОЖК

2208,3

13,2

55,0

3

3.

Взвешенные вещества

309,2

44,2

350,0

10

4.

Нефтепродукты

4,42

0,02

2,5

0,005

5.

Сухой остаток

13249,5

4416,5

15500,0

1000

6.

Фенол

0,044

0,004

0,05

0,001

7.

Фосфаты

44,2

0,11

15,8

0,025

8.

Хлориды

2208,3

1280,0

2500,0

290

Примечания:

– фактическая масса выброса i-го вида загрязняющих
веществ, т/год;

– фактическая масса сброса i-го вида загрязняющих
веществ (величина её может быть взята из исходных данных или рассчитана на основе сведений о годовом объёме сточных вод и фактической концентрации загрязнителя) т/год;

– предельно допустимая концентрация i-го вида ЗВ в атмосферном воздухе, мг/м3;

– предельно допустимая концентрация i-го вида ЗВ в воде водных объектов, мг/л;

, – соответственно, предельно допустимый норматив выброса (сброса) i-го вида загрязняющих веществ, т/год;

, – соответственно, установленный лимит выброса (сброса) i-го вида загрязняющих веществ, т/год.
Таблица 3.3

Сведения об отходах, размещаемых предприятием

№№
п/п

Наименование отходов

Масса отходов, т/год

Класс опасности отхода





1

2

3

4

5

1.

Масло компрессорное отработанное*

0,1

0,2

2

2.

Фильтрующая загрузка отработанная

0,45

0,6

3

3.

Окалина и сварочный шлак

0,1

0,08

4

4.

Отходы полимерные

0,15

0,09

4

5.

Пыль абразивная

0,41

0,25

4

6.

Строительные отходы

110,0

150,0

5

7.

ТБО

78,3

75,0

5

Примечания:

* – данный вид отхода будет утилизирован на предприятии в течение трех лет с момента образования;

– фактическая масса размещаемых отходов i-го вида j-го класса опасности, т/год;

– установленный лимит размещения отходов i-го вида j-го класса опасности, т/год.
II. Местоположение предприятия – Московская обл., г. Чехов

  1   2   3


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации