Дипломная работа - Управление затратами ООО Стандарт - файл n1.doc

Дипломная работа - Управление затратами ООО Стандарт
скачать (701.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc702kb.15.09.2012 01:12скачать

n1.doc

  1   2   3   4




АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СТАНДАРТ».


1)Теоретические аспекты управления затратами
2)Анализ и структура поведения затрат на предприятии
3)Предложения по совершенствованию затрат на предприятии
1. Теоретические аспекты управления затратами

1.1. Классификация затрат на производство и реализацию услуг
Затраты - денежная оплата приобретённых товаров или услуг, которая со временем будет вычтена из прибыли (списана в расходы). В балансе они отражаются как активы.

Деятельность предприятия связана с определёнными издержками (затратами). Также затраты отражают, сколько и каких ресурсов было использовано предприятием. Общая величина затрат, связанных с производством и реализацией продукцией (работ, услуг), называется себестоимостью.

Большое значение для управления и оптимизации производственных затрат имеет их научно-обоснованная классификация. Затраты делятся на две основные категории: производственные затраты и непроизводственные расходы (эксплуатационные расходы).

Производственные затраты подразделяются на три основные категории: прямые затраты на материалы, прямые затраты на рабочую силу и накладные расходы. К прямым затратам на материалы относятся все затраты на те материалы, которые входят в состав конечного продукта, и заработная плата производственных рабочих, непосредственно вовлеченных в производство продукции. Накладные расходы определяются как все затраты, идущие на производство за вычетом прямых затрат на материалы и рабочую силу. К их числу, помимо всего прочего, относятся амортизационные отчисления, арендная плата, налоги, страховые взносы, дополнительные выплаты по заработной плате, расходы вследствие простоя. Многие виды затрат частично взаимоперекрываются в пределах своих категорий.

Непроизводственные затраты (или общефирменные расходы) подразделяются на коммерческие, общие и административные расходы. Коммерческие расходы связаны с осуществлением продаж и поставок продукции. Примерами могут служить затраты на рекламу и выплату комиссионных. Общие и административные расходы применяются в целях осуществления общехозяйственных и административные функций, например, оклады руководителей и специалистов, судебные издержки.

Для планирования, учета и анализа производственные затраты предприятия объединяются в однородные группы по многим признакам, а в таблице 1 приведены основные признаки классификации.

Таблица 1

Классификация затрат

Признак классификации

Подразделение затрат

1

2

1. По видам расходов

Экономические элементы затрат и калькуляционные статьи расходов

2. По экономической роли в процессе производства

Основные и накладные

3. По отношению к объему производства

Переменные и постоянные, условно-переменные и условно-постоянные

4. По способу включения в себестоимость продукции

Прямые и косвенные

5. По периодичности возникновения

Текущие, единовременные

Предстоящие, расходы будущих периодов




  1. По видам расходов. Группировка по видам расходов является в экономике общепринятой и включает в себя две классификации: по экономическим элементам затрат и по калькуляционным статьям расходов.

Группировка затрат по экономическим элементам применяется при составлении сметы затрат на производство всей выпущенной продукции, планировании снижения себестоимости, определения её структуры, а также при нормировании оборотных средств. Она отличается от группировки затрат по статьям тем, что в ней все затраты распределяются по видам, характеризующим их экономическое содержание, без учета мест их возникновения.

Для предприятий всех отраслей промышленности установлена следующая обязательная номенклатура затрат на производство по экономическим элементам:

1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных

отходов) - это стоимость приобретаемых со стороны для производства продукции сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов, топлива и энергии всех видов, расходуемых как на технологические цели, так и на обслуживания производства (отопление здание, транспортные расходы и т.д.). Из затрат на материальные ресурсы исключается стоимость возвратных отходов, под которыми понимаются остатки сырья, материалов, образовавшиеся в процессе производства продукции и утратившие полностью или частично потребительские качества исходного продукта и в силу этого используемые с повышенными затратами или вовсе не используемые по прямому назначению;

2) затраты на оплату труда - основная и дополнительная заработная плата промышленно-производственного персонала предприятия, в том числе премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности;

3) отчисления на социальные нужды - обязательные отчисления по установленным нормам в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд и в фонды медицинского страхования в процентах к оплате труда работников;

4) амортизация основных фондов. Сюда входит сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, определяемые исходя из их балансовой стоимости и установленных норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части;

5) прочие затраты – это все другие затраты, не вошедшие в ранее перечисленные элементы затрат. Это налоги, сборы, отчисления в специальные фонды и плата по кредитам в пределах установленных ставок, затраты на командировки, оплата услуг связи и другие.

Группировка затрат по экономическим элементам непригодна для исчисления себестоимости единицы продукции, так как многие затраты не

возможно распределить по видам продукции.

Группировка затрат по калькуляционным статьям используется при составлении калькуляций (расчет себестоимости единицы продукции), позволяющих определить, во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг. Необходимость данной классификации вызвана тем, что расчет себестоимости по вышеприведенным элементам затрат не позволяет учесть, где и в связи с чем произведены затраты, а также их характер. В то же время определение затрат по калькуляции как способ их группировки относительно конкретной единицы продукции позволяет отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне.

По статьям расходов затраты группируются в зависимости от места и цели (назначения) их возникновения и относятся на каждый вид изделия прямым или косвенным методом. Эта классификация специфична для каждой отрасли промышленности, поэтому в качестве типовой группировки применяется следующая номенклатура, статей калькуляции :

- сырье и материалы (за вычетом стоимости возвратных отходов) - это затраты на все сырье и основные материалы, которые входят в состав вырабатываемой продукции или являются необходимые компонентами при её изготовлении, включая расходы на приобретение, заготовку и доставку их на склад предприятия. Стоимость вспомогательных материалов, покупных изделий и полуфабрикатов может быть выделена в отдельную статью, если они занимают значительный удельный вес в себестоимости продукции. Себестоимость сырья собственной добычи определяется по цеховой себестоимости карьеров;

- топливо на технологические цели - это затраты на все виды топлива, используемого непосредственно в технологическом процессе. Затраты на топливо расходуемое на отопление помещений, учитываются в статье общепроизводственных и общехозяйственных расходов;

- энергия на технологические цели - это затраты всех видов энергии покупной или собственной выработки, используемой в технологическом процессе;

- основная заработная плата производственных рабочих - это затраты на оплату труда рабочих непосредственно связанных с изготовлением продукции, включая премии и другие выплаты стимулирующего характера;

- дополнительная заработная плата производственных рабочих - выплаты предусмотренные законодательством о труде или коллективными договорами за непроработанное на производстве время: оплата очередных и дополнительных отпусков; оплата льготных часов подросткам и т.д. Определяется по установленным процентам к основной заработной плате;

- отчисления на социальное страхование производственных рабочих производится по установленным процентам от суммы основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих;

- расходы на подготовку и освоение производства - затраты связанные с освоением новых производств, новых цехов и технологических линий;

- расходы на содержание и эксплуатацию оборудования - затраты на амортизацию и ремонт оборудования и транспортных средств, на эксплуатацию оборудования (смазочные и обтирочные материалы, заработная плата с отчислением на социальное страхование вспомогательных рабочих, обслуживание оборудования), прочие затраты связанные с содержанием и эксплуатации оборудования;

- общепроизводственные расходы - затраты на содержание аппарата управления и младшего обслуживающего персонала цеха, амортизацию, содержание и все виды ремонта сооружений и инвентаря цеха, расходы по охране труда, а также потери от простоев, от недостачи материальных ценностей и прочие непроизводственные потери цеха.

  1. По экономической роли в процессе производства, затраты делятся:

- основные - это затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства — прямые затраты на материалы, т.е. затраты на сырье и материалы, которые в процессе производства превращаются в готовый продукт;

- накладные расходы формируются в связи с обслуживанием производства и управлением им.

  1. По отношению к объему производства:

- переменные затраты в сумме меняются пропорционально объему производства (их удельная величина остается неизменной); примерами могут быть основные материалы, энергия;

- постоянные затраты в сумме остаются неизменными при увеличении или уменьшении объема производства в течение определенного периода времени (удельная величина постоянных расходов с ростом объема производства снижается);

- полупеременные (условно-переменные) затраты состоят из запланированных (постоянных) затрат на материально-техническое обеспечение и переменных затрат того же вида, которые зависят в определенной степени от объема производства. Например, плата за услуги связи включает постоянную составляющую (абонентную плату) и переменные расходы по оплате, допустим, междугородных разговоров;

- полупостоянные, или дискретно (ступенчато) возрастающие, затраты являются постоянными для конкретного объема производства, а затем возрастают на постоянную величину. Примером таких расходов являются коммерческие расходы по реализации продукции организации.

Важное значение для анализа и управления издержками производства в организации с целью их снижения имеет классификация затрат на условно-постоянные и условно-переменные.

4. По способу включения в себестоимость продукции.

- прямые затраты непосредственно связаны с производством определенного вида продукции или услуг и могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость:

- прямые затраты на оплату труда работников, занятых в процессе производства данного вида продукции или услуг;

- прямые материальные затраты, которые становятся частью готовой продукции и стоимость которых прямо относится на готовую продукцию или оказанную услугу.

- косвенные затраты не могут быть отнесены к выпуску определенного изделия, так как они связаны с работой цеха или предприятия в целом. Они распределяются между различными изделиями пропорционально тому или другому условному измерителю, например, заработной плате основных производственных рабочих.

- косвенные затраты на материалы (материалы, которые необходимы для производственного процесса, но не становятся частью готового продукта);

- косвенные затраты на труд — затраты на содержание персонала, непосредственно не занятого изготовлением продукта, но услуги которого необходимы для производственного процесса;

- прочие накладные производственные расходы — амортизация зданий и оборудования, освещение и отопление, затраты обслуживающих производств.

Рассмотрим взаимосвязь между затратами в таблице 2.

Таблица 2

Взаимосвязь между затратами




Постоянные затраты

Переменные затраты

1

2

3

Прямые

1. Амортизация станка А (производство продукции)

2. Зарплата основного производственного персонала

1. Сырье и материалы

2. Комиссионные торговых агентов

3. Силовая электроэнергия

Косвенные

1. Амортизация станка В (упаковка продукции)

2. Зарплата среднего и высшего звена

3. Зарплата торговых агентов

4. Коммунальные услуги

1. Электроэнергия для станков вспомогательного производства

5. По периодичности возникновения.

- текущими расходами являются те, которые производятся и включаются в себестоимость отчетного периода.

- единовременными называются расходы, обеспечивающие процесс производства в течение длительного времени. Они подразделяются в свою очередь на расходы будущих периодов и предстоящие расходы.

- расходы будущих периодов - это расходы, производимые в отчетном периоде, но включаемые в себестоимость продукции постепенно частями в последующие периоды.

- предстоящими называют расходы, которые включаются в затраты текущего периода, но будут производится в будущих периодах. Делается это с целью равномерного включения их в себестоимость продукции. К таким расходом относятся резервы на оплату работникам очередных отпусков, на проведение ремонт оборудования.

6. Затраты на продукт и затраты периода.

- затраты на продукт (производственные) - затраты, формирующие производственную себестоимость. Затраты на продукт включают производственные затраты, относящиеся к продукции, законченной производством. Они формируют производственную себестоимость готовой продукции и незавершенное производство.

- затраты периода (непроизводственные) - периодические затраты. Расходы периода — это текущие затраты, которые нельзя проинвентаризировать; они относятся к периоду, а не к опреде­ленному объему производства и связаны не с производственным процессом, а с получением в течение периода услуг. К таким расходам относятся коммерческие и управленческие расходы. Их не учитывают при определении производственной себестоимости продукции.

7. По элементам.

- одноэлементные – это затраты, состоящие из одного элемента: амортизация, заработная плата и др.

- комплексные – это затраты, состоящие из нескольких элементов, например, цеховые и общезаводские расходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные затраты.

8. По эффективности.

- производительные – затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации процесса производства.

- непроизводительные – затраты, образующиеся вследствие недостатков в технологии и организации производственного процесса (потери от простоев, браков, оплата сверхурочных работ и т. д.).

Таким образом, знание классификации затрат позволяет наиболее эффективно и правильно оптимизировать затраты. Опыт успешных предприятий показывает, что четкое определение затрат и их классификация имеют немаловажное значение для организации оптимального управления ими и, соответственно, для их снижения и максимизации прибыли.

1.2. Современные методы снижения издержек
Одна из наиболее актуальных проблем большинства российских предприятий — необоснованный и неконтролируемый рост затрат.

В условиях свободной конкуренции цена продукции, произведенной предприятиями, выравнивается автоматически. На нее воздействуют законы рыночного ценообразования. В то же время каждое предприятие стремится к получению максимально возможной прибыли. И здесь, помимо факторов увеличения объема производства продукции, продвижения ее на незаполненные рынки и др., неумолимо выдвигается проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства.

В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве- трудовых и материальных.

Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них — механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения организации производства и труда. Нередко предприятия, фирмы приобретают или берут в аренду дорогостоящее оборудование, не подготовившись к его использованию. В результате коэффициент использования такого оборудования очень низок. Затраченные на приобретение средства не приносят ожидаемого результата.

Важное значение для повышения производительности труда имеет надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда и др.

Материальные ресурсы занимают до 3/5 в структуре затрат на производство продукции. Отсюда понятно значение экономии этих ресурсов, рационального их использования. На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажным является повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля качества поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.

Сокращения расходов по амортизации основных производственных фондов можно достигнуть путем лучшего использования этих фондов, максимальной их загрузки.

На предприятиях рассматриваются также такие факторы снижения затрат на производство продукции, как определение и соблюдение оптимальной величины партии закупаемых материалов, оптимальной величины серии запускаемой в производство продукции, решение вопроса о том, производить самим или закупать у других производителей отдельные компоненты или комплектующие изделия.

Известно, что чем больше партия закупаемого сырья, материалов, тем больше величина среднегодового запаса и больше размер издержек, связанных со складированием этого сырья, материалов (арендная плата за складские помещения, потери при длительном хранении, потери, связанные с инфляцией и др.). Вместе с тем приобретение сырья и материалов крупными партиями имеет свои преимущества. Снижаются расходы, связанные с размещением заказа на приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем за прохождением счетов и др. Таким образом, возникает задача определения оптимальной величины закупаемых сырья и материалов.

Основной инструмент сокращения затрат - нормирование всех статей затрат и жесткий контроль исполнения установленных нормативов. Такой подход позволяет удержать затраты компании на заданном уровне.

При необходимости снижения затрат нужно все статьи затрат предприятия поделить на три группы:

- затраты, не подлежащие пересмотру из-за жестких обязательств со стороны предприятия (заработная плата, заключенные договоры);

- затраты, связанные с обязательствами, которые могут быть пересмотрены (существует возможность расторжения договоров, но могут последовать штрафные санкции);

- затраты, которые могут быть отклонены или отложены на другие периоды без значительного ущерба для предприятия.

Исходя из этой классификации сокращение затрат происходит путем поэтапного исключения групп затрат: сначала сокращаются затраты из третьей группы, потом из второй и только в крайнем случае из первой. Отметим, что пересмотр затрат первой группы приведет к необходимости структурных изменений: штата, размеров заработной платы и т. д.

Перед руководителями подразделений, как правило, ставится задача выработать комплекс мероприятий, необходимых для снижения затрат до требуемого руководством уровня. Иными словами, они должны ответить на вопрос: что необходимо сделать для того, чтобы затраты не превышали заданную сумму. Как показывает практика, оптимизировать затраты в большинстве случаев можно путем проведения организационных изменений в компании. Однако порой для снижения затрат могут потребоваться и более кардинальные меры: смена оборудования на более производительное, внедрение энергосберегающих технологий и т. д.

Для выявления затрат, которые могут быть сокращены, целесообразно использовать следующие виды анализа (или их сочетание):

-анализ структуры затрат;

-сравнительный анализ;

-анализ носителей затрат.

Анализ структуры затрат. Для того чтобы проанализировать структуру затрат предприятия, применяют вертикальный, горизонтальный и трендовый анализ. С помощью вертикального анализа определяют структуру затрат: рассчитывают удельный вес каждой статьи затрат в общей сумме затрат предприятия и выделяют наиболее значимые статьи. Так, не стоит ожидать значительной экономии в результате сокращения статьи затрат, составляющей незначительную долю от всех расходов предприятия.

По результатам вертикального анализа составляются диаграммы затрат с указанием доли каждой статьи в общих затратах компании.

В основе горизонтального анализа лежит сравнение каждой позиции по статьям затрат отчетности с предшествующим периодом (месяцем, кварталом, годом), то есть определяются отклонения показателей отчетного или планируемого периода от предшествующего.

После проведения вертикального и горизонтального анализа следует проанализировать тенденции изменения статей затрат, то есть провести трендовый анализ. Он позволяет определить возможные значения показателей в будущем, то есть спрогнозировать значения различных показателей (объем выручки, размер затрат и т.д.) при условии сохранения сложившейся динамики.

Сравнительный анализ. Этот анализ основан на сопоставлении наиболее значимых показателей компании с аналогичными показателями конкурентов или со среднеотраслевыми показателями. Он позволяет сделать выводы о конкурентоспособности предприятия, а также о наличии резервов снижения затрат. Отметим, что в условиях рынка довольно сложно получить данные о деятельности конкурентов, необходимые для проведения сравнительного анализа. Анализ структуры затрат и сравнительный анализ позволяют определить направления оптимизации затрат. Для принятия конкретных управленческих решений используется методика выявления и анализа носителей затрат.

Выявление и анализ носителей затрат. Носители затрат — это те факторы, которые оказывают непосредственное влияние на сумму затрат по той или иной статье. Все носители затрат можно условно разделить на три группы: конструкция производимого товара (что вы производите), технология производства (как вы производите и реализуете) и управление производством (как вы управляете компанией).

Для снижения затрат компании необходимо: ужесточение процедур авторизации расходов, мотивирование персонала на снижение затрат и сокращение издержек, не связанных с основной деятельностью компании. В рамках перечисленных направлений деятельности нужно выполнить следующие процедуры.

1. Формирование бюджета компании. Планирование затрат и передача полномочий по их управлению менеджерам подразделений позволят значительно снизить издержки компании. Можно порекомендовать ограничиться составлением мастер-бюджета (прогнозный баланс, бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов), бюджетов ключевых производственных подразделений, а также сформировать бюджеты дебиторской и кредиторской задолженностей и движения сырья и материалов. Это позволит оптимизировать движение денежных потоков и удержать затраты на заданном уровне.

2. Горизонтальная и вертикальная интеграция. Горизонтальная интеграция предполагает поиск возможностей осуществления закупок совместно с другим покупателем. Увеличение объемов закупки позволит получить так называемые объемные скидки. Вертикальная интеграция подразумевает более тесную работу с поставщиками ключевых наименований сырья и материалов (своевременное исполнение договорных обязательств, финансовая прозрачность и т. д.).

3. Анализ возможностей передачи на аутсорсинг дорогостоящих процессов. Следует оценить, какие компоненты выгодно производить самостоятельно, а какие дешевле закупать у других производителей. К примеру, большинство предприятий, имеющих свои котельные, передали их в собственность администраций городов, поскольку содержание и обслуживание обходились слишком дорого.

4. Внедрение таких форм расчетов с контрагентами, как векселя и бартер.

5. Ужесточение контроля всех видов издержек. Замечено, что когда компания, к примеру, начинает регистрировать исходящие междугородные звонки сотрудников, общее количество звонков снижается за счет уменьшения разговоров по личным вопросам.

6. Оптимизация технологических процессов.

7. Сокращение издержек на оплату труда. Следует разработать бонусные схемы для персонала компании и мотивировать его на снижение издержек. За основу может быть принята схема, при которой часть сэкономленных затрат выплачивается сотруднику. Необходимо также пересмотреть организационную структуру на предмет исключения лишних уровней управления.

1.3. Методы оптимизации текущих затрат
Основной целью управления затратами на предприятии является оптимизация их суммы и уровня, обеспечивающая достижение предусмотренных объемов продаж и прибыли.

Оптимизация затрат - это умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них.

Оптимизация затрат дает вполне конкретный результат: повышение прибыли при незначительных инвестициях и без существенных изменений в объеме выручки.

Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами (издержками) по ее производству и сбыту. Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена схемой: Затраты ? Объем производства ? Прибыль.
Составляющие этой схемы должны находится под постоянным вниманием и контролем. Эта задача решается на основе организации учета затрат по системе директ-костинг, которая позволяет проводить операционный анализ.

Операционный анализ является одним из самых простых и эффективных методов оперативного и стратегического планирования. Он основан на отслеживании зависимости финансовых результатов деятельности фирмы от издержек и объемов производства (сбыта) продукции. Изменения в структуре себестоимости могут существенно повлиять на величину прибыли, поэтому операционный анализ называют также анализом "Издержки - Объем - Прибыль".

Операционный анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Поэтому этот анализ невозможен без разделения издержек на постоянные и переменные. В себестоимость включают только переменные затраты. Для определения себестоимости сумму переменных затрат делят на количество произведенной продукции и предоставленных услуг. Постоянные затраты вообще не включают в расчет себестоимости, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. Иначе говоря, до расчета операционной прибыли формируется показатель маржинальной прибыли компании и лишь затем, уменьшая маржинальную прибыль компании на сумму постоянных затрат, формируется финансовый результат.

Существует множество мнений относительно правомерности такого неполного включения затрат в себестоимость. Согласно Международным стандартам финансовой отчетности использование такого подхода в финансовом учете для составления финансовой отчетности компании запрещено. В качестве основного аргумента выдвигается тезис о том, что постоянные затраты тоже участвуют в процессе создания продукции. Но, с другой стороны, постоянные затраты по-разному участвуют в создании себестоимости разного объема одной и той же продукции, а рассчитать действительное участие постоянных затрат в создании себестоимости практически невозможно, поэтому их стоимость просто списывают из полученной компанией прибыли. Кроме того, себестоимость единицы изделия изменяется при изменении объема выпуска продукции. Если предприятие расширяет производство и продажи, то себестоимость единицы продукции снижается, если же предприятие сокращает объем выпуска продукции – себестоимость растет.

Постоянные издержки в краткосрочном периоде в целом не меняются с изменением объема производства. Они включают в себя амортизационные отчисления, арендную плату, налог на имущество, проценты за кредит, административно-управленческие расходы и пр. Уровень операционного рычага определяется удельным весом постоянных затрат в общей сумме затрат.

Переменные затраты меняются в целом прямо пропорционально изменениям объема производства товаров, работ и услуг. К ним относятся расходы на приобретение сырья и основных материалов, покупных полуфабрикатов для производственных целей, заработная плата рабочих при сдельной системе оплаты труда, часть расходов на реализацию продукции, оплата электроэнергии и др.

Таблица 3

Поведение переменных и постоянных издержек при изменениях объема производства (сбыта) в анализируемом диапазоне

Объем производства (сбыт)

Переменные издержки

Постоянные издержки

Всего (общие)

На единицу продукции

Всего (общие)

На единицу продукции

Рост

Растут

Неизменны

Неизменны

Уменьшаются

Снижение

Уменьшаются

Неизменны

Неизменны

Растут

Использование директ-костинга позволяет рассчитывать ряд экономических показателей, на основании которых можно делать выводы о рентабельности и устойчивости того или иного вида деятельности предприятия, прогнозировать изменение прибыли и рентабельности в зависимости от изменения объема реализации, величины переменных или постоянных затрат.

К ним относятся: точка безубыточности, запас финансовой прочности, сила воздействия операционного рычага.

Критическая точка безубыточности – это точка, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая единица продукции будет приносить прибыль предприятию

Чтобы найти точку безубыточности (порог рентабельности), необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка предприятия, чтобы прибыль стала нулевой. Нельзя просто сложить переменные и постоянные затраты, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся.

Разность между фактической выручкой и точкой безубыточности – запас финансовой прочности.

Решая задачу максимизации темпов роста прибыли, можно манипулировать увеличением или уменьшением не только переменных, но и прямых постоянных затрат, и в зависимости от этого вычислять, на сколько процентов возрастает прибыль. В практических расчётах для этого используют понятие “операционный рычаг” или “левередж”. Его также называют производственным, хозяйственным рычагом. Использование левереджа в анализе позволяет прогнозировать изменение прибыли в зависимости от изменения объёма продаж при данном уровне постоянных затрат.

Так как изменение объёма продаж (выпуска) вызывает в большинстве случаев изменение лишь переменных затрат, следовательно, чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек, тем меньше выручка от продаж будет влиять на прибыль и наоборот. В этом и заключается воздействие операционного рычага. Чем больше уровень постоянных издержек и меньше прибыль, тем больше сила воздействия операционного рычага. Поскольку маржинальный доход, исключая переменные расходы, оставляет в своём составе расходы постоянные, его соотношение с прибылью будет отражать силу воздействия операционного рычага.

На небольшом удалении от точки безубыточности сила воздействия операционного рычага будет максимальной, а затем вновь начнет убывать. И так вплоть до нового скачка постоянных затрат.

Сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с данной фирмой: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.

1)Маржинальный доход = Выручка – Переменные расходы

2)Критическая точка безубыточности = Постоянные затраты /доля маржинального дохода в выручке.

Безубыточный объем продаж в натуральном выражении =Постоянные затраты/(Цена изделия – Переменные затраты на единицу продукции

3) Запас финансовой прочности = Выручка – Порог рентабельности.

Уровень запаса финансовой прочности = ЗФП/Выручку*100.

4)Операционный рычаг =Валовая маржа/Прибыль от продаж.

Для принятия перспективных решений полезным оказывается расчет соотношения маржинального дохода и выручки от продаж, т.е. определение маржинального дохода в процентах от выручки. При постоянных значениях маржинального дохода и цены реализации их соотношение также будет постоянным. Поэтому запланировав выручку от продаж, можно определить размер ожидаемого дохода.

Взаимосвязь "затраты-объем-прибыль" может быть выражена графически или с помощью формул. Графики безубыточности показывают объем суммарных постоянных затрат, суммарных переменных затрат, общих затрат (сумма общих постоянных и общих переменных затрат) и совокупный доход для всех уровней деятельности (объемов продаж) предприятия при заданной цене продаж.



Рис. 2. -График анализа поведения затрат, прибыли и объёма продаж

На графике точка безубыточности определяется как точка пересечения прямой суммарных затрат и прямой выручки от реализации.

Для руководства точка безубыточности является важным ориентиром в анализе, так как она показывает уровень продаж, ниже которого предприятие будет нести убытки. По этой причине ее можно рассматривать как минимально приемлемый уровень продаж продукции или услуг.

Итак, в практике предпринимательской деятельности применяются различные способы снижения себестоимости. Безусловно, используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов и т.п. однако следует помнить, что уменьшении себестоимости имеет свой предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции. То же относится и к административным и к коммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без них предприятие нормально функционировать не сможет и продукция реализовываться не будет .

Поэтому, оптимизировать затраты нужно во взаимосвязи с объемом производства и прибылью.

Система «Директ-кост» обеспечивает возможность быстрого реагирования производства в ответ на меняющиеся условия рынка. Ограничение себестоимости лишь переменными расходами позволяет упростить процессы нормирования, планирования, учета и контроля затрат, т.к. себестоимость становится более прозрачной, а отдельные затраты лучше контролируемыми.

Использование системы «Директ-кост» на предприятии создает следующие преимущества:

- выявляются изделия с большей рентабельностью для расширения их выпуска;

- проводится эффективная политика цен, появляется возможность использования в конкурентной борьбе демпинга – продажи товаров по заниженным ценам, нижний предел которых не должен быть меньше суммы переменных затрат;

-представляется возможным проконтролировать изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции;

-создаются условия для оперативного контроля величины постоянных расходов, так как при учете полной себестоимости часть нераспределенной суммы накладных расходов переходит из одного периода в другой, и поэтому контроль над ними ослабевает;

-расширяются аналитические возможности учета, происходит процесс тесной интеграции учета и анализа.

А также:

-упрощение и точность исчисления себестоимости продукции;

-отсутствие процедур по составлению сложных расчетов для условного распределения постоянных затрат между видами продукции. Их в состав себестоимости не включают и списывают непосредственно на уменьшение финансового результата.

-возможность определения порога рентабельности (точки безубыточности), запаса финансовой прочности предприятия;

-возможность определения оптимальной программы выпуска и реализации продукции;

-возможность выбора между собственным производством продукции или услуг или их закупкой на стороне.
2.1. Анализ технико-экономическая характеристика предприятия
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Стандарт». Сокращенное наименование общества – ООО «Стандарт».

Общество с ограниченной ответственностью «Стандарт» создано согласно учредительного договора от 27 ноября 2000 года. Общество создано в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и осуществляет свою деятельность на основе самофинансирования и самоокупаемости.

Предприятие является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства РФ.

Общество создано путем внесения учредителями денежных средств на накопительный счет в учреждении банка.

Учредителями ООО «Стандарт» являются физические лица.

Предприятие является частной собственностью, имеет специализацию: машиностроение и металлообработка.

Юридический статус: общество с ограниченной ответственностью.

Местонахождение: Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Автобусная, д. 9.

Целью создания ООО «Стандарт» является производство продукции, выполнение работ и оказание услуг для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

ООО «Стандарт» производит сертифицированное оборудование для осуществления неразрушающего контроля качества сварки и изоляции трубопроводов.

Номенклатура выпускаемой продукции:

Рентгеновские аппараты

Вакуумные установки

3. Также предприятие производит гарантийное и сервисное обслуживание поставляемого оборудования.

Организационная структура предприятия достаточно гибкая, совершенствуется по мере возможности с учетом изменений конъюнктуры и требований рынка.

Должностные обязанности:

Директор осуществляет текущее руководство деятельностью Общества. Директору подчиняется трудовой коллектив.

Исполнительный директор руководит работниками, которые занимаются заготовлением сырья и материалов для изготовления оборудования, обеспечивает производство всем необходимым, контролирует запасы оборудования и материалов на складах.

Начальник цеха организует и контролирует работу рабочих основного производства.

Старший менеджер подчиняется напрямую директору, контролирует работу менеджеров по продажам и отвечает за поступление денежных средств.

Главный бухгалтер: осуществляет ведение учета финансовой деятельности предприятия.

К основным технико-экономическим показателям деятельности производственного предприятия относят:

- выручку от реализации товаров, работ и услуг;

- себестоимость произведенной продукции;

- прибыль (как от основной, так и не от основной деятельности);

Рис.3. Организационная структура предприятия
Одним из основных показателей деятельности предприятия является выручка, полученная от реализации продукции. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) характеризует завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств в денежную форму, начало нового витка в обороте всех средств. Повышение прибыли (как и от реализации, так и чистой) характеризует увеличение общей деловой активности предприятия, сигнализирует о финансовом благополучии предприятия. Рассмотрим основные технико-экономические показатели в таблице 4.
  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации