Самойлов В. Борьба с пожарами на судне - файл Page 0-37.doc

приобрести
Самойлов В. Борьба с пожарами на судне
скачать (204 kb.)
Доступные файлы (2):
Page 0-37.doc255kb.30.01.2009 17:43скачать
Page 38-45.doc153kb.30.01.2009 17:43скачать

Page 0-37.doc

БОРЬБА С ПОЖАРАМИ НА СУДНЕ

(пособие для моряков)

Издано при содействии Морского агентства «AZOV SAFETY TRAINING»

Одобрено МАОВ-море FULL MEMBER of IASST

Мариуполь,2000 г.

Подготовил: начальник «Азовского морского тренажерного центра», А

КДП В. Ф. ВОЛЛОВИЧ. Проверил: старший инструктор пожарного комплекса АМТЦ

В.Самойлов

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................. 5

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.................................................... 6

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПОЖАРОВ ........................................... 6

ПУТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОЖАРОВ............................... 7

ДЕЙСТВИЯ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ......................... 7

ТЕОРИЯ ГОРЕНИЯ.................................................................... 8

ТЕОРИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА ............................................. 11

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЖАРОВ.......................................... 12

ОГНЕГАСЯЩИЕ ВЕЩЕСТВА............................................... 14

ПОЖАРНЫЕ АППАРАТЫ..................................................... 18

ГАЗЫ .......................................................................................... 21

АППАРАТ АСВ-2 ..................................................................... 25

РАБОТА В ДЫМУ И ТЕМНОТЕ. ПОИСКОВЫЕ ОПЕРАЦИИ ..............................................................................28

РУКОВОДСТВО ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ............................. 32

ЗАЩИТА ОТ ПОЖАРА .......................................................... 34

ПРИЛОЖЕНИЯ ........................................................................ 37

«Борьба с пожарами на судне»________________________________________5

А ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие предназначено для внедрения единого стандарта обучения на всех тренажерных центрах Украины, а также может быть использовано в учебных заведениях Министерства образования, плавсоставом судов и т.д.

Учебное пособие является объединенной общей программой для рядового и командного состава всех судов.

ПО ОКОНЧАНИИ ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛИ БУДУТ ЗНАТЬ:

по каким причинам возникают пожары и меры предосторожности, необходимые для уменьшения риска пожара на судах.

ОНИ БУДУТ УМЕТЬ:

- поддерживать противопожарные системы в постоянной готовности для тушения пожара на судах.

- освоить навыки борьбы с пожарами и тушения огня с исполь-, зованием противопожарного оборудования и средств, имеющихся на борту.

- действовать в качестве члена противопожарного расчета, включая применение индивидуальных аппаратов для дыхания.

КОМАНДНЫЙ СОСТАВ БУДЕТ ИМЕТЬ:

достаточные знания и понимание эффективного управления противопожарными операциями на борту судна.

ОНИ БУДУТ СПОСОБНЫ:

- реагировать на аварийные ситуации и бороться с пожарами;

- организовывать и обучать пожарные расчеты;

- проверять и обслуживать противопожарные системы и оборудование;

- расследовать и составлять доклады об инцидентах, связанных с пожарами.

«Борьба с пожарами на судне»

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Пособие предназначено для того, чтобы моряки на судах имели над­лежащую квалификацию и были всесторонне подготовлены к борьбе с пожарами, защите человеческой жизни, сохранности имущества и морской среды.

Выполнение вышеизложенных условий возможно только при подготовке моряков на специально оборудованном тренажерном комплексе «Пожар» на УТС и БЦ.

Тренажерный комплекс по борьбе с пожарами включает:

- учебные классы, специально оборудованные для проведения теоретической подготовки;

- достаточное количество снабжения, необходимое количество плакатов, макетов, видео (учебные фильмы);

- дымовой лабиринт;

- огневые отсеки;

- (МКО, каюты, камбуз, ГРЩ);

- достаточное количество дыхательных аппаратов;

- другое специальное оборудование и снабжение, позволяющее проводить практические тренировки, максимально приближенные к реальным (на судне это невозможно выполнить в полном объеме);

- санитарно-гигиенические помещения.

Обучение приемам борьбы с пожарами на судне, проводимые на т/к «Пожар», являются одной из главной и обязательной формой подготовки моряков.

Обучение на тренажере производится в условиях, максимально прибли­женных к реальным аварийным.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПОЖАРОВ

С пожарами на борту судна всегда непосредственно борется экипаж и

очень часто помощи не будет ниоткуда.

Это можно выразить так: «Легче предупредить, чем потушить». Конструктивно судно разделено на зоны, которые находятся вблизи

друг от друга:

- жилые помещения;

- машинное отделение;

- грузовые трюмы;

- другие помещения и отсеки;

- открытые палубы

«Борьба с пожарами на судне»

ПУТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОЖАРА

1. ОБНАРУЖЕНИЕ ПОЖАРА

а) пожары часто обнаруживаются противопожарными датчиками (их сигнал) либо персоналом по запаху продуктов сгорания и дыму;

б) пожар, как правило, обнаруживается после его возгорания и распространения;

в) до обнаружения пожар уже создал проблемы в зоне (косвеным путем). 2. ПОДДЕРЖАНИЕ ЧИСТОТЫ И ПОРЯДКА

а) когда зона чиста и опрятна - риск пожара значительно уменьшается;

б) в каждый зоне должны быть выполнены конкретные мероприятия по поддержанию противопожарной безопасности. 3. БЕЗОПАСНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ

а) при выполнении судовых работ, персонал должен неукоснительно выполнять правила противопожарной безопасности и техники безопасности;

б) при выполнении работ с системами либо оборудованием - строго выполнять требования фирмы-изготовителя. Если будут выполняться эти простые правила - риск возгорания уменьшится, безопасность увеличится.

ДЕЙСТВИЯ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Выполнение следующих действий позволит наиболее эффективно спра­виться с большинством аварийных ситуаций.

Если вы не сможете вовремя СООБЩИТЬ - это позволит инциденту выйти из-под контроля!

НЕОБХОДИМО:

- обнаружить очаг пожара;

- информировать - поднять тревогу всеми имеющимися средствами;

- локализировать пожар - закрыть двери, отключить вентиляцию, электроэнергию, подачу топлива;

- применить первичные средства пожаротушения, при невозможности погасить пожар - покинуть место пожара.

На первой стадии пожара, большая проблема - это распространение дыма. Судовые коридоры - это своего рода «дымопроводы». Выделение ядовитого дыма быстро увеличивается, люди могут оказаться в «ловушках». Спасение занимает часто гораздо больше времени и приходит слишком поздно.

В этой ситуации они не должны терять самоконтроль, а применить полученые на УТК знания для самоспасения и спасения пострадавших.

«Борьба с пожарами на судне»

ТЕОРИЯ ГОРЕНИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Горение или пламя - это химическая реакция с выделением большого количества тепла, огня и продуктов сгорания.

ТРЕУГОЛЬНИК ГОРЕНИЯ

Чтобы произошло возгорание, необходимы три фактора: тепло, кислород и горючее вещество (топливо). Смысл вопроса в том, что только тогда, когда эти три составляющих налицо в надлежащей пропорции -может возникнуть пламя.

Пожар - это неконтролируемое горение вне специального очага.


1 - топливо

2 - кислород

3 - тепло


I. ГОРЮЧЕЕ ВЕЩЕСТВО (ТОПЛИВО)

В жизни ситуация такова, что нас окружают горючие вещества в непосредственном контакте с воздухом. Дерево, бумага, различные материалы, пластмасса, нефтепродукты, масса вещей, которые можно зажечь - в непосредственном соприкосновении с воздухом, который содержит кислород, необходимый для химической реакции.

2. ОКИСЛИТЕЛЬ

Окислитель является второй стороной треугольника горения. Обычно в качестве окислителя при горении выступает кислород воздуха, однако могут быть и другие окислители - окислы азота: М,0д, NO,, Cl, и т.п.

«Борьба с пожарами на судне»

Критическим показателем для кислорода воздуха как окислителя, является его концентрация в воздушной среде закрытого судового помещения в объемных пределах выше 12-14%. Ниже этой концентрации горение абсолютного большинства горючих веществ не происходит. Однако некоторые горючие вещества способны гореть и при более низких концентрациях кислорода в окружающей газовоздушной среде.

3. ТЕМПЕРАТУРА ВОЗГОРАНИЯ (тепло)

Есть много понятий, применяемых к температурам, при которых возможно возгорание. Главнейшие из них:

ТЕМПЕРАТУРА ВСПЫШКИ - наименьшая температура, при которой вещество выделяет достаточно горючих для воспламенения паров, при воздействии открытым пламенем, но горение не продолжается.

ТЕМПЕРА ТУРА ВОСПЛАМЕНЕНИЯ- наименьшая температура, при которой вещество дает достаточно горючих испарений для возгорания и продолжения горения при приложении открытого пламени.

Примечание. Можно заметить, что разница между температурой вспышки и температурой горения в том, что в первом случае происходит мгновенная вспышка, а во втором температура должна быть достаточно высока, чтобы производить достаточно горючих паров для горения, независимо от источника возгорания.

Газолин + 500 °С Уайт-спирит + 230 °С Дизельное топливо + 350 °С Дерево + 300 °С Бумага +185°С

САМОВОСПЛАМЕНЕНИЕ - это быстрое самоускорение экзотермической химической реакции, приводящее к появлению яркого свечения - пламени. Самовоспламенение происходит в результате того, что при окислении материала кислородом воздуха образуется тепла больше, чем успевает отводиться за пределы реагирующей системы. Для жидких и газообразных горючих веществ это возникает при критических параметрах температуры и давления.

10 «Борьба с пожарами на судне»

КРИВАЯ ИНТЕНСИВНОСТИ ГОРЕНИЯ

Важно полностью представлять, как обычно развивается пожар. Если исключить взрывы и вспышки, то процесс горения можно разделить на четыре следующих периода:











-м<- сек


1 -период загорания

2 - развития пожара


$ ' 4

3 - период горения

4 - период затухания




В этой связи показательно, что обычно пожар распространяется вверх очень быстро, в сторону - с относительно малой скоростью, а вниз - очень медленно.

Это можно проиллюстрировать рисунком:

сек.

-^ мин.

часы

Если горение возникло (треугольник замкнулся), действия по тушению пожара должны быть направлены на то, чтобы вывести показатели треугольника (хотя бы один) за переделы критических величин - разорвать треугольник горения. Это и есть теоретическая основа горения и тушения.

«Борьба с пожарами на судне»

ТЕОРИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА

В главе «Теория горения» мы рассмотрели, что для горения необходимы три составляющих, сведенных вместе в необходимой пропорции:

1) горючее вещество;

2) кислород;

3) тепло (t°).

По смыслу выходит, что для тушения пожара нужно всего-навсего исключить один или более составляющих горения.

1.УДАЛЕНИЕ ТОПЛИВА

Удаление топлива ликвидирует пожар - перекрытие клапанов отсекает снабжение газом или топливом.

2. ИСКЛЮЧЕНИЕ КИСЛОРОДА Исключение воздуха называется удушением.

Исключение необходимого кислорода:

- ниже 15% - гасится только пламя

- ниже 3% - гасится пожар

«Удушение» должно продолжаться до полного устранения темпера­туры, иначе возгорание может повториться.

3. ОХЛАЖДЕНИЕ

Отвод тепла называется охлаждением. Пожар будет погашен, когда топливо охлаждено ниже температуры возгорания.

4. СДЕРЖИВАНИЕ ПЛАМЕНИ

Огневому треугольнику можно придать четвертую сторону.

Топливо



Реакция молекулярной цепочки


Воздух





Тепло


12

«Борьба с пожарами на судне»


Пожары можно загасить прекращением подачи горючего, "удуше­нием", охлаждением, а можно-вмешательством в молекулярную цепочку реакции горения. Этот процесс называется "сдерживанием огня".

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЖАРОВ

В мировой практике пожары подразделяются на 4 класса (в зависи­мости от вида горящего вещества) - А, В, С, D - и имеют свои предпочтительные методы тушения.

Класс А- пожары, вызванные горением воспламеняющихся твердых углеродистых веществ (дерево, бумага, ткани, пластмасса, резина).

Наиболее эффективно такие пожары тушатся водой, но возможно применение пены и порошка. Углеродистые материалы, сгорая, сохраняют свой жар, который может повторно воспламениться. После тушения необходимо обязательно наблюдать, во избежание повторного воспламене­ния из-за тления.

Класс В - пожары, вызванные горением воспламеняющейся жидкости (бензин, дизтопливо, пищевое масло).Наиболее эффективны -мелко-распыленная вода, порошки, углекислый газ СО,. Большинство горючих жидкостей плавают на поверхности воды, поэтому при их тушении надо быть осторожными, во избежание разбрызгивания и переполнения емкости с горящей жидкостью. Предпочтительные методы - вытеснение кислорода одним из способов:

- кошма;

- газ, вытесняющий О,. Применение стационарных газовых установок;

- пена (мыльная вода) - пена, плавая, образовывает покрывало. Класс С - пожары, вызванные горением горючих газов под давлением, необходимо тушить только после перекрытия крана. Если же это из-за повреждения крана невозможно, то надо использовать большое количество разбрызганной воды (в виде брызг) для охлаждения газовых баллонов и окружающих предметов, пока газ не потухнет. Вода может быть применена как для защиты персонала, так и для изменения направления пламени до 90 градусов.

КлассD - пожары, вызванные горением горючих металлов (натрия, калия, магния, титана, алюминия и др.). Наиболее эффективным средством тушения таких пожаров являются теплогасящие порошки специального назначения.

Класс Е - пожары, вызванные неисправностями электрооборудования (короткое замыкание, дуга, перегрузки) и нарушениями правил тех­нической эксплуатации электроустановок. При тушении необходимо (по возможности) обесточить питающую цепь. Но независимо от того обесточена цепь или нет, при тушении пожара нужно использовать только

«Борьба с пожарами на судне» 13

вещества, не проводящие электрический ток, такие как огнетушащий порошок, углекислота, хладон. При этом нужно помнить, что после применения огнетушащего порошка электроустановку тяжело привести в рабочее состояние.

Важным обстоятельством для руководителя является полная и обстоятельная информация о пожаре - где и что горит.

Применение большого количества огнегасящего вещества (например, воды) может ухудшить ситуацию до критической (крен судна). Часто бывает необходимо только перекрыть доступ воздуха или поступление горючего вещества и ситуация становится подконтрольной.

В противопожарном деле мелочей нет. Здесь могут стать роковыми любые недооценки, просчеты и незнания того, что мы должны знать и выполнять в повседневной работе.

Все это достигается путем регулярных тренировок на своем судне и прохождения практического обучения на УТС и БЦ каждым моряком.

Схема пожаров и способы их устранения

Горючий

Вода

Пена

Пар

СО,

Порошок

Химичес­

материал











кие

Класс А

ДА

ДА

ПА Д"

ДА

ДА

ДА

Углеродистые

(распыл)

(охлаж­



(поверх­

(поверх­

(при

(дерево, бумага, ткани,



дающий эффект,



ностный огонь)

ностный огонь)

отсут­ствии

пластмасса,



исключе­







других)

резина)



ние













доступа













кислоро­













да)









Класс В



ДА



ДА

ДА

ДА

Жидкие

ДА





(боль­

(только



(бензин, диз­

(только





шой

приме­



топливо,

в виде





огонь)

нять



пищевые

тумана)







быстро)



масла)













Класс С

ДА

НЕТ

ч

НЕТ

ДА

ДА

Газообразные

(только







(порошок



под давлением

в виде







нужно





тумана)







направить













в струю













газа)



Класс D









Спец.



Металлы (натрий, магний,

-







порошок либо



титан, алюминий)









сухой песок



Класс Е







ДА

ДА

Хладон

Электро­













оборудование















i4

«Борьба с пожарами на судне»


ОГНЕГАСЯЩИЕ ВЕЩЕСТВА

ВОДА

Вода - наиболее эффективное и лучшее средство для управления горением нефтяных пожаров. Однако по сравнению с использованием воды против пожаров веществ класса А имеются отличия в способах тушения и их последствиях.

Вода дешевле во много раз и имеет специфическую высокую охлаждающую способность при воздействии на любое известное вещество. При горении большинства веществ, собственно горение имеет место только после того, как твердое или жидкое топливо или испарилось или произошла его возгонка от воздействия тепла и появились газы или продукты возгонки. Видимое пламя - это горящий газ. Когда на пламя воздействуют водой при горении дерева или других подобных горючих материалов, главная задача - охладить еще не горящее дерево, остановить развитие появления горючих газовых веществ с его поверхности и таким образом перекрыть питание пламени от испарения.

ПЕНА И ПЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Тушение пожара обычно достигается использованием пресной или соленой воды вследствие ее хорошей охлаждающей способности. Однако при тушении пожара нефти, удельный вес которой меньше, чем воды, большего эффекта можно достигнуть, гася горящую нефть пеной, прекращая к ней доступ кислорода.

Правильно приготовленная и применяемая пена легче нефти и воды. Она покрывает и хорошо прилипает к холодным, вертикальным и горизонтальным поверхностям. Она свободно растекается по горящей поверхности жидкости и создает плотное, воздухонепроницаемое постоянное покрывало, закрывая горючие пары от проникновения в воздух. Она противостоит действию ветра, жары или порывов пламени, а в местах образования повреждений - сама их закрывает. Пена сохраняет свои свойства довольно долго.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПЕНЫ, КОГДА ОНА ЗАКОНЧИЛАСЬ

Для приготовления пены, если она закончилась, нужно пять компонентов:

1) вода; '

2) пенный концентрат;

3) воздух;

4) пенный всасыватель;

5) пенный отвод (пеногенератор).

«Борьба с пожарами на судне» 15

1.ВОДА

Большинство современных пенных концентратов удовлетворительно работают на жесткой, мягкой, пресной или соленой воде. Вода должна подаваться в достаточном количестве и с достаточным напором, как требует инструкция производителя.

2. ПЕННЫЙ КОНЦЕНТРАТ

Он делится на несколько категорий:

Протеиновый: концентрированный раствор гидролизного протеина, к которому добавлены химические вещества для повышения сопротив­ляемости огню, уменьшению температуры замерзания.

Фторпротеиновый: пена на основе протеина с фторовыми добавками, которые свободно соединяются с протеином, для придания пене свойств для совмещения с топливом.

С синтетическими детергентами: пена на основе детергентов, способная к значительному увеличению объема, но обладает при малей­шем расширении низкой стойкостью к пламени и температуре.

Образующий пленку: синтетическая пена, содержащая фторкарбонатные добавки, воздействующие физические свойства пены так, что она может плавать и распространяться по поверхности гидрокарбонатного топлива.

Спиртоустойчивый: пена особой формулы для тушения спиртов и других растворов (легко смешивающихся с водой) топлива.

3. ВОЗДУХ (КРАТНОСТЬ)

Отношение объема пены к объему раствора при ее приготовлении. Кратность пены подразделяется на низкую, среднюю и высокую:

низкая до 20 средняя 20 - 200 высокая 200-1000.

4. ПЕННЫЙ ВСАСЫВАТЕЛЬ

Прибор, в котором пенный концентрат смешивается с водой для образования пенного раствора. Процентное отношение, в котором концентрат смешивается с текущем водой, - обычно от 3 до 6 %, но может и отличаться, в зависимости от ситуации.

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕНОГЕНЕРАТОРА Правильное применение может быть достигнуто одним из трех способов.


16

«Борьба с пожарами на судне»


1. Направить готовую струю, пену вверх, с тем, чтобы она свободно падала на поверхность топлива.

2. Направить сопло генератора в вертикальную поверхность над разливом топлива, чтобы пена по ней стекала вниз и свободно растекалась по поверхности топлива.

3. Если позволяют условия грунта, упереть струю пены в землю, чтобы она или ударяла или свободно растекалась по поверхности топлива.

СУХИЕ ХИМИКАТЫ (порошок)

Сухие химические вещества отличаются особым действием при тушении пожаров горящих жидкостей. Быстрое тушение достигается при условии, что огнегасящий порошок покрывает горящую поверхность непрерывным слоем.

Мелкораспыленный порошок разрывает цепочку реакции, ингибируя процесс окисления непосредственно в пламени.

Сухие химические агенты эффективны при небольших пожарах:

пожары пролитого топлива или когда горит топливо, падающее или бьющее струёй. Если есть риск повторного воспламенения от языков пламени или раскаленных поверхностей, эти источники возгорания должны быть погашены или охлаждены водой и для безопасности покрыты пеной, а источники топлива должны быть отключены, если это возможно, до начала тушения. Есть несколько типов сухих химических веществ, обработанных компонентами, чтобы придать им текучесть и водоотталкивающие свойства.

БИКАРБОНАТ НАТРИЯ (порошок)

Обычный сухой химикат, не очень дорогой. Это средство не совместимо с протеиновыми пенами, потому что металлические стеаратные присадки вызывают разрушение протеиновой пены. Эти сухие химикаты не должны применяться одновременно - до или после применения протеиновой пены.

ФОСФАТ МОНОАММОНИЯ

Фосфат моноаммония или смесь моноаммония и фосфата диаммония -многоцелевой сухой химикат. Эффективен при тушении пожаров жидких и газообразных горючих веществ класса В, он также является единствен­ным сухим химикатом для тушения небольших загорании горючих веществ класса А.

УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ (СО,)

Оборудование для углекислого газа основано на удалении воздуха и таким образом кислорода, находящегося в нем. В атмосфере, содержащей


17

«Борьба с пожарами на судне»


достаточное количество СО,, горение не может продолжаться, и огонь гаснет, но он убивает и человека.

Охлаждающее действие СО, имеет меньшее значение, и им можно пренебречь из-за малой теплотворной способности СО,.

СО, - это бесцветный негорючий газ со слабым кислым запахом и вкусом. Он тяжелее воздуха и после выпуска собирается в самых низких местах помещения.

Впуск СО, в закрытые пространства должен производиться только после необходимого предупреждения. Физическое свойство СО,, как мы видели -«удушение» пожара. Таково и воздействие на людей, 4% СО, по объему в атмосфере вызывает потерю сознания. Концентрация в 8% вызывает смерть в течение 30 - 60 мин., а более высокое содержание СО, может вызвать смерть за 3 или 4 мин. Для пожаротушения применяется концентрация 30%.

ГАЛОГЕННЫЕ ГИДРОКАРБОНАТЫ

Галогенные продукты имеют интересные свойства для разных применений при пожаротушении. Они имеют большие возможности. Это сжиженные газы с большой плотностью, которые легко хранить.

Они легко переходят в газообразное состояние и не оставляют следов.

Они - чистые огнегасящие вещества.

Наиболее часто применяемые из них:

Эти два огнегасящих вещества имеют похожий химический состав и отличаются только наличием или отсутствием хлора в фторо-броммолекуле.

Слово ГАЛОН - это общий термин для группы галогенных гидрокар­бонатов с последующими цифрами, указывающими на химический состав вне этой группы.

Группа цифр(не более 5) дает состав гидрокарбоно-, фторо-, хлоро-, бромо-атомов. Например:



Гидрокарбонат

Фтор

Хлор

Бром

Галон 1301

1

3

0

1

Галон 1211

1

2

1

1


Чтобы погасить огонь галогенным гидрокарбонатом, его нужно ввести в пламя, где высокая температура. Они воздействуют на огонь ХИМИЧЕСКИМ ИНГИБИРОВАНИЕМ.


18

«Борьба с пожарами на судне»


ПОЖАРНЫЕ АППАРАТЫ

ВВЕДЕНИЕ. В отличие от больших пожаров или взрывов, большинство случаев начинается с небольших очагов и может быть устранено с помощью ручных аппаратов, которые располагаются неподалеку от рабочих мест и отличаются содержимым, действием и использованием.

Чтобы отвечать своему назначению аппараты должны быть:

а) всегда готовы к действию и заметны;

б) защищены;

с) простыми в обращении;

д) содержаться в хорошем рабочем состоянии.

ПОРОШКОВЫЕ ОГНЕТУШИТЕЛИ С ГАЗОВЫМ БАЛЛОНОМ Порошок находится в стальном цилиндре (1), который не должен подвергаться коррозии.

С помощью управляющего механизма производится разряд огнетушителя. Рабочая часть может иметь форму ударника (3), по которому нужно ударить. Работа управляющего механизма: стальная игла прокалывает мембрану в верхней части заряда (2), газ давит на корпус (1), а затем открывается клапан (6) - порошок подается по шлангу.


1 - стальной цилиндр

2 - газовый заряд

3 - ударник

4 - трубка

5 - рабочая трубка

6 - клапан


rZO

\ \





(







- 1











- 2



















|

f

5-







- 6








19

«Борьба с пожарами на судне»


ПОРОШКОВЫЕ ОГНЕТУШИТЕЛИ С ПОСТОЯННЫМ

ДАВЛЕНИЕМ

Порошок находится в корпусе, зачищенном от коррозии. Управляющий механизм позволяет разряжать огнетушитель. Рабочая часть может иметь курковый вид, нажимается. Этот метод использует сжатый воздух или газ в корпусе. Чтобы выпустить содержимое, нужно только открыть выход в головке управления. Давление вытолкнет содержимое через трубу. Этот вид приборов снабжен простым манометром для визуального контроля давления.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОРОШКОВОГО ОГНЕТУШИТЕЛЯ Порошок химическим путем воздействует на пламя, поэтому он эффективно действует против пожаров классов А, В и С. Порошок должен впрыскиваться в пламя быстрым движением сопла из стороны в сторону с расстояния около 2 метров. Это производит большое облако из порошка, которое окутывает и гасит все имеющиеся языки пламени. Всегда старайтесь гасить огонь с наветреной стороны, т.к. ветер будет помогать порошку проникать в пламя. Как только огонь погашен, прекратите распыление порошка и сохраняйте его запасы для тушения, если нужно повторных возгорании. Порошок не имеет охлаждающих свойств, поэтому продолжение его распыления ведет только к потере его запасов.


1 - манометр

2 - рукоятка

3 - клапан

4 - рукоятка

5 - булавка

6 - порошок

7 - рабочая трубка

8 - шланг




х^







—-

-—1



!

--





^

---






ОПАСНОСТЬ

Если в ограниченном пространстве выпущено большое количество порошка, он может вызвать раздражение носа, горла и глаз. Хотя порошок является раздражителем, он не ядовит. Люди, работающие с порошковыми огнетушителями, особенно при пожарах класса В, должны опасаться

20 «Борьба с пожарами на судне»

внезапных повторных возгорании и принимать меры для защиты себя в таких случаях.

УГЛЕКИСЛОТНЫЕ ОГНЕТУШИТЕЛИ

Принцип действия этих огнетушителей напоминает порошковые, т.к. углекислый газ тоже находится под постоянным давлением.




1 -газ

2 - жидкий СО,

3 - булавка

4 - для переноса

5 - раструб

6 - изолированная ручка

7 - погруженная трубка

8 - клапан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГЛЕКИСЛОТНОГО ОГНЕТУШИТЕЛЯ

СО, гасит огонь путем замещения воздуха, окружающего пламя, а следовательно, и кислорода. Поскольку СО, не поддерживает горения, то он уменьшает пламя. Применяется при пожарах класса В и С. СО, должен впрыскиваться в пламя быстрыми движениями раструба из стороны в сто­рону, с расстояния примерно 0,5 м. Этим создается большое облако С0„ которое обволакивает и гасит пламя. Всегда старайтесь атаковать огонь с наветреной стороны, т.к. движение воздуха будет нести СО, на огонь. Как только пламя сбито, прекращайте тушение и берегите СО, для тушения возможных повторных возгорании. СО, не имеет охлаждающих свойств, поэтому продолжать им действовать - только терять его запасы.

ОПАСНОСТЬ

Хотя СО, и не является отравляющим веществом, может оказывать удушающее действие, если его вдыхать в достаточно больших концентрациях в течение определенного времени. Цифры здесь неприменимы, т.к. нет методики измерения концентрации, применимой к-условиям борьбы с огнем. По этой причине здесь должен преобладать здравый смысл: если концентрация СО, достаточно высока, чтобы погасить огонь, то она также высока и для нанесения вреда любому, кто вдыхает газ довольно долго. Поэтому следует держаться подальше от очага пожара

«Борьба с пожарами на судне» 21

после разряда огнетушителя и следить за признаками повторного возгорания (всегда возможного при использовании газообразных гасителей). Также необходимо помнить, что при тушении электроустановок под напряжением нельзя подносить раструб огнетушителя ближе 1 м к этой эл.установке.

ГАЗЫ

Слово «газ» означает такое состояние вещества, при котором оно само формы не имеет, а принимает форму сосуда или другого закрытого пространства, которое он занимает. Этим газы отличаются от жидкости, которая не имеет формы, но зато имеет объем, и от твердых тел, которые имеют и форму и объем. Газы состоят из очень мелких частиц, находящихся в постоянном движении. Это движение определяет свойства и поведение газов: так, чем выше температура, тем быстрее движение.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГАЗОВ

Поскольку все вещества могут находиться в газообразном состоянии при определенной температуре и давлении, то термин «газ», употребляемый в этой главе, применяется только к веществам, находящимся в газообразном состоянии при нормальной температуре и давлении (НТД), т.е. около 21 "Си 101кПа.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГАЗОВ

Грамотное обращение с большим количеством разнообразных газов в торговле и в повседневной жизни (мы дышим смесью газов, называющейся воздух) требует классификации газов. Эта классификация основана на некоторых общих понятиях, отражающих некоторые химические и физические свойства газов и основные области использования газов.

КЛАССИФИКАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ

Химические свойства газов имеют первостепенное значение при защите от пожаров благодаря их способности вступать в химическую реакцию с другими материалами (или в своих пределах), производя потенциально опасное количество тепла или продуктов реакции, или производить опасное физиологическое действие на человека.

ГОРЮЧИЕ ГАЗЫ

Любой газ, который горит при нормальной концентрации кислорода в воздухе, является горючим газом. Горючий газ горит в воздухе точно так же, как и пары горючей жидкости, т.е. каждый газ горит только в пределах определенной пропорции «газ-воздух» /диапазон горючести/ и может за-

24 «Борьба с пожарами на судне»

БОРЬБА С АВАРИЯМИ БЕЗ ПОЖАРА

Борьба обычно включает в себя определение, откуда идет газ, уменьшение его концентрации и его рассеивание для предотвращения отравления людей, предотвращение проникновения внутрь конструкций снаружи, в предотвращении его соприкосновения с источником возгорания, одновременно, если возможно, прекратить утечку газа. Направление газа, его «разжижение» и рассеивание требуют применения какой-нибудь несущей среды: доказано, что наиболее практичны воздух, пар и вода. Использование, практически для любых случаев, ограничено его применением только внутри помещения и необходимостью хорошей вентиляции во избежание взрыва от возгорания.

Вода в распыленном виде из шлангов, мониторов или стационарных оросительных систем является наиболее распространенной несущей средой.

Физические свойства газа при утечке определяют выбор технических средств для борьбы с ним. Важным фактором сжатого газа является его плотность. Если эти газы не имеют цвета и запаха, борьба с ними может усложниться, потому что могут понадобиться приборы для определения границ опасной зоны.

У сжиженных газов есть свой внутренний визуальный индикатор сво­его расположения, т.к. охлаждающий эффект от испарения конденсирует воду из воздуха и образует видимый туман.

Туман резко очерчивает границы расположения газа, но невидимая горючая газо-воздушная смесь часто простирается на несколько футов за границы видимого тумана.

Сжиженные газы отбирают для испарения почти все тепло от грунта или воздуха, с которыми они находятся в соприкосновении, и поэтому при длительной утечке способны образовывать лужи. В этих случаях примене­ние таких средств как вода, увеличит скорость испарения, если применять ее против жидкости, и вызовет нежелательный эффект.

Газ, образующийся от испарения сжиженного газа, всегда тяжелее воздуха при нормальной температуре, вследствие более низкой температуры в этом состоянии. Все это, в сочетании с водяным туманом, ведет к впитыванию газа в почву на определенном расстоянии, даже если в обычных условиях он легче воздуха.

БОРЬБА С ОГНЕМ

Борьба с огнем обычно сводится к борьбе с теплом, выделяемым при горении, с помощью воды и одновременным прекращением утечки газа, если это возможно. Многие газовые пожары могут быть погашены конвенционными огнегасящими средствами, включая СО,, сухие химические и галогенные средства. Однако нужно предусматривать

«Борьба с пожарами на судне» 25

возможность превращения газового пожара во взрыв от воспламенения газов при их продолжающейся утечке после тушения пожара. Общепринятой практикой является применение огнегасящих веществ только для тушения действительно горящих небольших утечек газа, которые не представляют опасности даже в случае их повторного возгорания.

Метода применения воды аналогична описанным для аварий «без пожара», т.е. струя из шланга, монитора или стационарных систем ороше­ния, а также сплинкерных систем. Ручное управление сплинкерными систе­мами /орошения или сплинкерными/, имеющими соски и сухие трубопроводы, проблематично, потому что быстрое развитие газового пожара может разрушить трубопроводы прежде, чем будет подана вода.

Конвенционная автоматическая сплинкерная система применяется только внутри помещений или в виде крыши над какой-то площадью. Однако с помощью сплинкеров можно намного уменьшить число предохранительных клапанов на баллонах, задействованных во время пожара. В свою очередь.уменьшается количество баллонов, которые могут взорваться от контакта с горящими потоками газа из предо­хранительных клапанов. Для случаев такой опасности должны быть отрегулированы промежутки между сплинкерами и плотность распыления воды.

Пеной можно притушить огонь в луже или танке с хладоном, но погасить его нельзя. Успех в борьбе зависит от величины поверхности, которую можно покрыть пеной, и промежутком времени, в течение которого можно применять пену.

АППАРАТ АСВ-2

ТТД аппарата: баллоны сжатого воздуха - 2 шт. х 4 литра; рабочее давление в баллонах - 180-200 кгс/см2

общий запас воздуха при Р=200 кгс/см2- 1600 литров время работы в аппарате при полной зарядке - 40 мин температурный диапазон работы - от -30 до +50 °С вес аппарата - 15,5 кг.

ПРОВЕРКА АППАРАТА ПЕРЕД РАБОТОЙ

1. Наружный осмотр.

Переключатель резерва в положении «Р», заглушка на зарядном шту­цере, подсоединение редуктора, манометр, целостность легочного автома­та, воздухоподающий шланг, система крепления аппарата на работающем.

2. Проверка рабочего давления.

Открыть запорный вентиль до упора, заметить величину давления по


26

«Борьба с пожарами на судне»


манометру и снова закрыть запорный вентиль. При борьбе с пожаром Дц работать в аппарате можно, если давление будет не меньше 180 кгс/см .

3. Проверка аппарата на герметичность. Проверить по манометру замеченное давление по шкале в течение 1 минуты. Если падения давления нет, то аппарат герметичен.

4. Определение давления резервного воздуха и проверка работы включателя резерва.

Кнопкой на легочном автомате стравить давление из воздушной сис­темы до прекращения травления воздуха. Заметить давление по шкале манометра. Оно должно быть в пределах 35-40 кгс/см . Работа включателя резерва проверяется переводом рукоятки включателя резерва вниз в поло­жение «О». При этом стрелка манометра должна дойти до нуля. После этого рукоятку резерва снова перевести в верхнее положение «Р».

5. Надеть аппарат на спину, подогнать ремни, подсоединить маску к легочному автомату.

6. Проверить маску на герметичность.

Надеть маску на голову и расправить все складки. Сделать вдох и задержать дыхание на 3-4 секунды после чего попытаться сделать второй вдох. Если второй вдох невозможен / маска хорошо прилипает к лицу/, значит подсоса воздуха из атмосферы нет и маска герметична.

7. Проверка исправности работы легочного автомата. после проверки маски на герметичность сразу же открыть запорный вентиль до упора и мягко сделать первый вдох. Подышать в аппарате 25-30 секунд. Если воздух подается в маску только на вдохе и если при этом не наблюдается значительного сопротивления на вдохе и выдохе, то легочный автомат исправен.

8. Доклад.

Закрыть запорный вентиль, снять маску и доложить командиру АП по форме: «Давление в баллонах аппарата.....кгс/см , давление резервного запаса.....кгс/см , замечаний по аппарату нет / или есть/. Судовой номер к работе в аппарате готов (или не готов)».

9. Работа в аппарате.

После получения докладов о готовности к работе в аппаратах коман­дир АП дает команду:« В аппарат включись!» По этой команде необходи­мо: при включении в аппарат выполнить проверки пунктов б и 7, т.е.:

а) проверить маску на герметичность;

б) проверить исправность работы легочного автомата. ПОМНИ! При следовании на работу в аппарате, еще раз проверь

положение рукоятки включения резерва: она должна быть в верхнем

положении «Р» (у советских аппаратов).


27

«Борьба с пожарами на судне»


При работе в аппарате дышать необходимо равномерно, что продлит время работы в аппарате. Частое дыхание приводит к интенсивному расхо­дованию воздуха из аппарата.

Почувствовав затруднение на вдохе, рукоятку включателя резервного запаса перевести в нижнее положение «О» и срочно выходить из зоны, не пригодной для дыхания. В зависимости от давления резервного запаса воздуха резерва хватает на 6-8 минут работы.

ПОМНИ! Расход воздуха при работе в аппарате зависит от:

1) человека;

2) рода выполняемой работы;

3) условий работы;

4) места работы.

При стационарном положении - расход 5-7 л/мин.

При простой работе - 15-20 л/мин.

При работе по тушению пожара - 25-30 л/мин.

При спасательных работах - до 80-100 л/мин.

Значением среднего расхода воздуха можно считать 40 л/мин.

При полной зарядке аппарата общий запас воздуха составляет 1600 литров. Тогда время работы в аппарате будет: 1600 делим на 40 л/мин и получаем время работы 40 мин минус запас воздуха резерва (6-8 мин).

Время работы в аппарате можно рассчитать также по формуле:

Тмин/раб.= Робщ./5, где Робщ. - показание давления воздуха по манометру.

НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АСВ-2

1. ВСЕГДА надевайте маску на свежем воздухе, избегайте возможного вдыхания токсичных газов.

2. Возьмите все необходимое оборудование и перед входом убеди­тесь, что:

- пожарные шланги под напором и опробованы;

- фонари исправны;

- спасательные лини готовы к использованию;

- страховочные лини (если используются) надежно прикреплены к креплению и карабин двигается свободно;

- любое другое оборудование, потребующееся для выполнения задачи, находится под рукой.


28

«Борьба с пожарами на судне»


РАБОТА В ДЫМУ И ТЕМНОТЕ. ПОИСКОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

Вступление

Одной из главных трудностей для работающих в дыхательных аппаратах во многих случаях является отсутствие возможности видеть. Из-за этого многие задачи, которые при дневном свете не представляют трудности, осложняются и отбирают много времени. Большая часть внимания работающих в аппаратах отвлекается на поиски маршрута, обследование и принятие мер предосторожности при использовании аварийных путей эвакуации.

Подготовка к работе в дыхательных аппаратах довольно продол­жительна: нужно удостовериться, что за работающими в аппаратах установлено соответствующее наблюдение, что приняты меры общей безопасности - современные дополнительные приборы к оборудованию, такие как предупредительный свисток, прибор, подающий сигнал бедствия, аппараты связи, страховочный конец. Однако, несмотря на все меры, применяемые и на тренировках, и на месте пожара, несчастные слу­чаи все еще происходят.

ПОИСКОВАЯ ОПЕРАЦИЯ - ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

а) Основные принципы;

б) Правила;

в) Определение очага пожара;

г) Меры по предотвращению распространения огня;

д) Меры к недопущению потери в дыму;

е) Спасение;

ж) Звуковые сигналы;

з) Страховочные концы.

Основные принципы

Самодисциплина, мужество, тренировка, дух доверия в команде -уверенность в товарище как в самом себе. Признание важности умственной работы.

Правила

Составьте план и придерживайтесь его. Команде работать в группах не менее 2-х человек. Правильное начало - полдела.

Ощупывайте предметы по дороге, чтобы запомнить путь назад. Запомните какой-нибудь предмет на входе для последующего опознания. Будьте методичны.


29

«Борьба с пожарами на судне»


j& при каждой возможности читайте показания манометра. ^- Страховочные концы, пожарные шланги могут использоваться как проводники для надежного выхода.

Определение очага пожара

При работе на ощупь необходимость повышенного внимания очевидна, и несколькими простыми рекомендациями можно значительно уменьшить возможность несчастных случаев. Во-первых, запомните - нужно не идти, а волочить ноги. Вес тела должен опираться на заднюю ногу до тех пор, пока передней ногой вы не определите, что продвижение вперед безопасно. До этих пор нога не должна отрываться от пола. Нога должна скользить, т.к. это поможет вам определить препятствия и опасности, такие как выступающие гвозди и т.д., которые могут проткнуть обувь и ранить ноги. В задымленном месте у пола прохладнее и иногда может оказаться выгоднее опуститься на четвереньки во избежание перегрева от тепла, находящегося вверху. При движении вперед выставлять свободную руку перед собой, слегка сжав ее в кулак тыльной стороной вверх, чтобы почувствовать препятствие. Если тыльной стороной руки вы коснетесь провода под напряжением, удар тока отбросит ее, а не вызовет захвата провода рукой, если бы она была открыта. Из нижнего положения часто можно разглядеть отблески пламени, которые нельзя увидеть из положения стоя.

При спуске по лестницам и трапам лучше продвигаться спиной вперед, потому что это предохранит лицо от жара и даст дополнительную возможность держаться за ступеньки руками, предотвращая падение. С другой стороны, некоторые предпочитают спускаться в сидячем положении с головой, сильно откинутой назад к ступенькам.

При установлении очага пожара знание путей распространения дыма может быть очень полезным; но являясь признаком пожара, дым не обязательно означает, что место, откуда он идет, и есть место пожара. Это происходит потому, что дым может распространяться на большие расстояния от источника своего возникновения с потоками воздуха, а количество не всегда дает надежную информацию о размерах пожара. Характерной особенностью дыма является то, что при нагревании он стремится подняться, т.к. его плотность меньше плотности воздуха, но по мере охлаждения дыма его удельный вес увеличивается, и у наиболее тяжелых его частиц, из которых он состоит, появляется тенденция к опусканию. Таким образом у дыма есть тенденция рядом с огнем подниматься вверх, из-за чего дым проникает по шахтам лифтов, выгородкам трапов и т.д., т.е. фактически по всем вертикальным открытиям, связанным с помещениями, где возник пожар. Дым поднимается вертикально до тех пор, пока он не упрется в крышу или потолок, а затем распространяется в стороны.

30 «Борьба с пожарами на судне»

Когда по дыму нельзя узнать место пожара, можно использовать другие л признаки. Обычно температура увеличивается по мере приближения к w источнику огня. Однако в непосредственной близости от огня можно почувствовать, как туда прорывается холодный воздух. Ощупывая деревянные, металлические изделия, двери и т.п. и определяя степень их нагрева, можно получить наиболее надежную информацию, а отблески на окрашенных поверхностях дадут надежное визуальное подтверждение. Не нужно поливать дым, даже горячий. Если используется вода, то она может нанести гораздо больше повреждений, чем сам пожар. Если огонь находится в отдалении от горящего предмета, вода может ударяться в оборудование и напрасно повреждать его, не принося никакой пользы. Такие струи могут даже представлять опасность, опрокидывая незакреп­ленные груды, ящики или приводят к намоканию одной стороны ящиков и т.д., вызывая их разбухание и смещение, или наоборот, взламывая и вымывая содержимое с последующим его разрушением, опрокинутые сваи и опоры затрудняют передвижение людей.

Меры по предотвращению распространения пожара

Двери, оставленные открытыми во время поиска пожара до его обнаружения создают дополнительную тягу и таким образом способствуют распространению пожара. Поэтому надо всегда закрывать за собой дверь, если только разведчик пожара не выполняет операции по вентилированию. Когда нужно закрепить в открытом положении дверь, открывающуюся в обе стороны, то это нужно делать внутрь помещения, а не наружу, чтобы не сужать проходы.

Меры предосторожности, предпринимаемые, чтобы не потеряться в дыму

Возможность затеряться в дыму всегда нужно иметь в виду и всегда в уме нужно держать приметы, которые смогут помочь безопасно вернуться назад. Всегда можно выйти, следуя по пожарному шлангу, который был проложен в здание, держа его между ног, проверяя направление по соединительным гайкам и помня, что шланг может быть проложен по краю плоской крыши или у окна, или через люк. Более надежными проводниками являются страховочные концы. Если человек потерял ориентировку в комнате, он должен найти стену и идти вдоль нее в одном направлении, пока не достигнет двери или другого выхода. Место выхода могут указать звуки, доносящиеся снаружи. При потере человека в дыму можно указать ему выход, стоя около него и периодически хлопая в ладоши.

«Борьба с пожарами на судне» 31

Спасение

Поиск должен осуществляться методически в соответствии с программой, разработанной руководителем тушения пожара до начала поиска. Главное правило - поиск надо начинать с места наибольшей опасности, с тем, чтобы поисковики оказались в конце поиска в большей безопасности и ближе к свежему воздуху. В больших сооружениях лучшим планом будет проникнуть на самый верх и оттуда вести поиск вниз. Когда пожар возник на средних этажах, то в большинстве случаев обнару­живается, что люди, оказавшиеся выше пожара, поднимаются наверх. При пожаре в одной плоскости поиск нужно начинать как можно ближе к огню и затем расширять круг поиска. Любая дверь, щель, отверстие, неожи­данно встретившиеся на пути, должны привлекать внимание, а помещения за ними тщательно осматриваться. Если вся площадь исследована тщательно в порядке очередности, можно получить действительную картину происходящего.

Войдя в помещение или на место спасательной операции, первым делом нужно произвести разведку сразу за дверью, т.к. люди, застигнутые дымом, иногда добираются до двери, но не могут ее открыть. Чаще всего людей, задохнувшихся в дыму, находят в двух местах: за дверьми и под окнами. Полный обход помещения должен быть произведен вдоль стен, совершен обыск подлавками и т.д., нужно открывать и искать в буфетах, шкафах и под другой мебелью.

Звуковые сигналы

Заранее оговоренные звуковые сигналы должны быть известны всем членам экипажа, чтобы по ним можно было определить, когда обнаружено тело или когда член экипажа в опасности. Могут использоваться несколько способов, система связи между руководителем поисковой группы и руководством или такие как хлопки в ладоши или постукивание.

Страховочные концы

Страховочные концы могут использоваться по усмотрению руководителя, т.к. они могут быть не нужны, если к очагу пожара проложены рукава или шланги. Они всегда могут быть использованы для указания выхода, например при поисковых операциях в дыму, во время производства операций по вентилированию или в затопленных или могущих быть затопленными помещениях, где шланги тонут.

Страховочные концы являются средством, с помощью которого первая группа или команда, которая должна зайти в помещение с риском задымления и производить там поиск, может обозначить путь своего продвижения и дать возможность следующим группам или командам

32 «Борьба с пожарами на судне»

проследовать к месту производства операций и при необходимости без затруднений вернуться.

Выражение «страховочный конец» означает специальный конец, который может быть использован, как в виде главной ведущей связи между пунктом управления и местом проведения операции, так и в качестве вспомогательного конца, когда необходимо преодолеть препятствие или производить поиск далеко от главного страховочного конца.

Выражение «персональный /личный/ конец» означает специальный конец, прочно закрепленный к дыхательному аппарату, который подсоединяется к главному страховочному концу и позволяет человеку передвигаться вдоль главного конца и производить поиск в стороне на длину персонального конца.

Вентиляция

Вентиляция подразумевает удаление задымленного и горячего воздуха и замещение его свежим воздухом.

Целью вентиляции ЯВЛЯЕТСЯ:

1) предотвратить взрыв скопившихся газов;

2) устранить дымовую опасность для людей, которые могли оказаться в замкнутом задымленном пространстве;

3) улучшить видимость и облегчить проход к месту пожара;

4) ограничить распространение пожара;

5) предотвратить повреждения от разъедания.

НЕ ПРОИЗВОДИТЬ ВЕНТИЛЯЦИЮ БЕЗ ВОДЫ В ШЛАНГАХ! РУКОВОДСТВО ТУШЕНИЕМ ПОЖАРОВ

РУКОВОДСТВО ТУШЕНИЕМ ПОЖАРОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ С ГЛАВНОГО КОМАНДНОГО ПУНКТА

РУКОВОДСТВО МОЖЕТ БЫТЬ ОРГАНИЗОВАНО СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:

1)оценка ситуации;

2) решение о первой атаке на огонь;

3) разведка;

4) определение окончательной атаки на огонь;

5) окончательная атака на огонь;

6) предотвращение повторных возгорании;

7)доклад.

«Борьба с пожарами на судне» 33

(А РЕШЕНИЕ О ПЕРВОЙ АТАКЕ НА ОГОНЬ

1. СИТУАЦИЯ: ПОЖАР!

2. РАБОТА: КАК, КТО, ПОЧЕМУ?

ОЦЕНКА СИТУАЦИИ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ:

1) грозит ли опасность людям;

2) где пожар /нужны ли дыхательные аппараты/;

3) что горит /какие средства применять/;

4) как может распространиться пожар;

5) опасные объекты;

6) способ тушения пожара.

РАЗВЕДКА

Пространство, охваченное пожаром, и возможность распространения пожара;

сек.


Новые пути борьбы с огнем


мин.




часы РУКОВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ОРГАНИЗОВАТЬ:

1. Проверку всех людей.

2. Определить ситуацию - где опаснее объекты.

3. В группу разведки - 3-4 человека; осмотр кают- по 2 человека.

4. Накопление максимальной информации о ситуации.

5. Иметь контакт с людьми.

6. Определить, чем можно тушить.

7. Организовать наблюдение после пожара, во избежание повторного возгорания.


34

«Борьба с пожарами на судне»


ОТРЕЗКИ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ОЦЕНКИ СИТУАЦИИ

1. Возгорание в каюте - с 0 до 1 минуты.

2. С 1 мин до 2 мин - большое пламя.

3. Около 3-х минут- взрыв телевизора.

4. 4 минуты - выгорело все в каюте.

Взрыв пустой бочки из-под бензина, в пламени - через 20 секунд.

Ближе 100 метров не подходить!

ЗАЩИТА ОТ ПОЖАРА

1. Конструктивное деление судна на противопожарные зоны (отсеки).

2. Расположение жилых помещений отдельно от других судовых частей.

3. Минимальное использование горючего материала.

4. Строгое выполнение противопожарных правил при проведении работ.

5. Обнаружение, предотвращение распространения пожара, быстрое реагирование на его ликвидацию.

6. Постоянная готовность к немедленному использованию средств об­наружения пожара и всего противопожарного оборудования.

7. Защитные средства экипажа в доступном месте.

СТАЦИОНАРНЫЕ ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ УСТАНОВКИ

Помещения, предназначенные для перевозки грузов- машинно-котель­ное отделение, другие помещения, представляющие опасность в пожарном отношении - оборудуются стационарными противопожарными установками.

Они, как правило, устанавливаются и запускаются вне охраняемого помещения. Они заполняют охраняемые помещения, в случае пожара в них, гасящей смесью-как: пена, СО,, разбрасывают под давлением воду, бромтетрез....

При использовании объемного противопожарного оборудования надо убедиться, что в этих помещениях нет людей.

Командный состав (вахт. помощник, вахт. механик) должны иметь твердые знания по использованию стационарных противопожарных установок.

Предупреждение пожара ВСЕГДА лучше, чем его тушение, поэтому все противопожарное оборудование, снабжение к нему, должно быть в НЕМЕДЛЕННОЙ ГОТОВНОСТИ. Нельзя допускать формального отношения по его проверкам, требуемым инструкцией изготовителя и противопожарными мероприятиями.

«Борьба с пожарами на судне»

ВСЕГДА ПОМНИТЕ О ВОЗМОЖНОСТИ ПОЖАРА!

Пожарная магистраль и ее составные части всегда должны быть в исправном состоянии и готовы к НЕМЕДЛЕННОМУ использованию по назначению.

Нельзя забывать в морозную погоду спускать воду через спускные пробки.

Пожарные насосы - должны быть расположены - один в МКО, один вне МКО, иметь источник электропитания отАДГ (аварийного дизель-генератора).

Каждый член вахты обязан уметь запускать при необходимости любой из этих насосов.

Должно быть предусмотрено аварийное электроснабжение. Вблизи насоса - ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПУСКУ.

Пожарные рукава (шланги) - как правило сворачиваются в рулоны для удобного разворачивания в ограниченных пространствах.

Внутри помещения они должны быть постоянно подсоединены к пожарной магистрали.

Современные рукава делаются из искусственных материалов и не подвержены гниению.

Уход за ними производится в строгом соответствии с рекомендациями изготовителя.

ПОЖАРНЫЕ СТВОЛЫ

существует много модификаций и типов пожарных стволов, но все они должны быть способны:

- создавать струю

- образовывать распыление

- иметь переключатель «струя-распылитель».

Наиболее распространенным типом пожарного ствола на судах являет­ся тип «струя-распыление». Это дает возможность регулировать струю воды при любых пожарах, переключать на распыливание воды и при необходимости выключить. На стволах распыления воды высокого давления имеется три положения ручки: «закрыто»-«туман»-«струя».

Необходима осторожность при направлении струи на огонь.

Мельчайшие капельки воды:

- поглощают энергию пламени

- охлаждают

- превращаясь в пар, перекрывают доступ кислорода. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ МУФТЫ предназначены для подключения «международных соединений» типа «судно-берег». Это переходное фланцевое соединение позволяет соединить судовую пожарную магистраль к береговой либо «судно-судно», при наличии разного образца муфт.


36


«Борьба с пожарами на судне»


«Борьба с пожарами на судне»


37





ВСЕ ВЫШЕИЗЛОЖЕННОЕ ПОДКРЕПЛЯЕТСЯ ПРАКТИЧЕСКИМИ ТРЕНИРОВКАМИ, МАКСИМАЛЬНО ПРИБЛИЖЕННЫМИ К РЕАЛЬНОСТИ.

Дополнительные полезные сведения по курсу можно почерпнуть из приведенных ниже графических приложений.

Приложение 1 Схема расположения основных помещений тренажера "Пожар"



1 — учебное машинное отделение;

2 — место проведения тренировок по выходу из учебного лабиринта и эвакуации пострадавшего;

3 — помещение учебного лабиринта;

4 — скобтрап и люк выхода из учебного лабиринта в помещение учебного машинного отделения;

5 — люк и скобтрап выхода из учебного лабиринта на платформу;

6 — огневые отсеки (тренажеры);

7 — пост управления и контроля учебных помещений;

8 — пост управления огнем;

9 — тренажер использования ствола РКСМ.


БОРЬБА С ПОЖАРАМИ НА СУДНЕ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации