Шпоры по Жилищному праву - файл n1.docx
приобрестиШпоры по Жилищному правускачать (162.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx
1.Предмет и метод жилищного права. Место жилищного права в системе права. Предмет жилищного права - это совокупность правовых норм, регулирующих жилищные отношения. Жилищные отношения - это общественные отношения, складывающиеся по поводу приобретения, владения, пользования и распоряжения жилой площадью, а также по поводу учета жилищных фондов, содержания и ремонта жилых помещений, их переустройства и перепланировки, управления жилищными фондами, предоставления коммунальных услуг и т.д. В соотв с ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотрен ЖК, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые порождают жилищные права и обязанности. В жилищном праве нет единого метода. На стадии учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставления жилой площади в домах гос и муниципального фондов, управления жилищными фондами используется административно-правовой метод. На стадии пользования жилыми помещениями применяется гражданско-правовой метод. В связи с этим, говоря о месте жилищного права в системе права следует признать, что у жилищного права нет единого метода, а следовательно жилищное право нельзя считать самостоятельной отраслью права, его следует рассматривать как подотрасль ГП, так как каждая самостоятельная отрасль права должна иметь свой предмет и метод.
2.Понятие и виды жилищных правоотношений. Основания возникновения жилищных правоотн. В литературе различают понятие жилищных отношений
в «широком» и «узком» смысле. Под жилищными отношениями в узком смысле понимаются отношения по пользованию жилыми помещениями, которые являются гражданско-правовыми по своей природе. Понятие жилищных отношений в широком смысле, помимо названных, включает также отношения по учету и распределению жилой площади, ее переустройству и перепланировке, переводу жилых помещений в нежилые, а также по управлению жилищными фондами, которые по своей природе являются административно-правовыми. Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу: 1.Возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов 2.Пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда 3.Пользования общим имуществом собственников помещений 4.Отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда 5.Учета жилищного фонда 6.Содержания и ремонта жилых помещений 7. Переустройства и перепланировки жилых помещений 8.Предоставление коммунальных услуг 9.Управления многоквартирными домами 10. Создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, ТСЖ, прав и обязанностей их членов. Перечень участников жилищных отношений определен ЖК РФ. К ним относятся граждане, юр лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, а также иностранные граждане, лица без гражданства или иностранные юр лица. ЖК РФ на иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юр лиц, явл участниками жилищных отношений, распространяется определяемый рос-м жилищным законодательством национальный правовой режим с изъятиями, которые предусмотрены ЖК РФ или другими федеральными законами. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное. То же касается субсидий на оплату жилых помещений, коммунальных услуг и приватизации жилых помещений. Исходя из вышесказанного судам при разрешении жилищных споров с участием иностранных граждан, лиц без гражданства необходимо учитывать, что каких-либо ограничений жилищных прав лиц, не являющихся гражданами РФ не содержат. Основания возникновения жилищных правоотношений: 1.Договоры и иные сделки, предусмотренные федеральным законом, а также договоры и иные сделки не противоречащие ЖК. 2.Акты гос органов и акты органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей 3.Действия (бездействие) участников жилищных отношений или наступление событий, с которыми ФЗ или иной нормативный акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей 4.Судебные решения, устанавливающие жилищные права и обязанности 5.Приобретение в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым ФЗ 6.Членство в жилищных и жилищно-строительных кооперативах.
3.Принципы жилищного права. Принципы жилищного законодательства — это основные начала, воплощающие его коренные, наиболее характерные черты. Принципы жилищного права: I.Общие: 1.Законности 2.Сочетание личных интересов с общественными 3.Неразрывной связи прав и обязанностей 4.Равноправие граждан II.Специальные: 1.Доступность найма жилья 2.Обеспечение сохранности жилищного фонда 3.Использ. жилых помещений по назначению 4.Неприкосновенности жилья 5.Безопасности жилого помещения 6.Обеспечение восстановления нарушенных прав 7.Стабильного пользования жильем 8.Недопустимоти произвольного лишения жилища 9.Равенства уч-ов жилищных отношений по владению, поьз. и распоряжению жилым помещением. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Граждане, законно находящиеся на тер-и РФ, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании ЖК РФ или другого федерального закона. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нём на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных ЖК РФ целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным законом.
4.Источники жилищного права. Источники жил права - это формы (способы) выражения и закрепления норм жилищного права. Конституция РФ — является правовой основной жилищного законодательства: нормы Конст определяют содержание других нормативных актов, регулирующих жилищные отношения. Конст относит жилищное законодательство к совместному ведению РФ и субъектов РФ, в ней закреплено право граждан РФ на жилище, неприкосновенность жилища и другие принципы. Жилищный кодекс РФ - комплексный нормативный акт, регулирующий жилищные отношения в «широком» смысле. ЖК РФ принят 22 декабря 2004 г. и введен в действие с 1 марта 2005 г. Кодекс содержит 165 статей, регулирующих право собственности и другие вещные права на жилые помещения, правила заключения договора социального найма жилых помещений, правовой режим специализированного жилищного фонда, фонда ЖСК и ТСЖ, а также порядок оплаты жилья и коммунальных услуг и управления многокв-ми домами. Гражданский кодекс РФ — источниками жилищного права являются главы 18 и 35 ГК. Глава 18 ГК РФ регулирует право собственности на жилую площадь, права членов семьи собственника, а также предусматривает возможность создания товариществ собственников жилья для управления общим имуществом в многоквартирных домах. Глава 35 ГК РФ посвящена договору коммерческого найма жилых помещений. ГК РФ регулирует также отдельные виды обязательств, предметом которых могут быть жилые помещения (купля-продажа, аренда, мена, дарение, рента и т.д.). Федеральные законы обычно развивают и дополняют ЖК РФ, конкретизируя отдельные вопросы, с их помощью вносятся изменения и дополнения в ЖК РФ. Наиболее важное значение в настоящее время имеют: ФЗ «О гос регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». В Указах Президента РФ формулируются основные направления жилищной политики и принципы развития жилищного законодательства, которые в дальнейшем развиваются и конкретизируются в законах и подзаконных нормативных актах. Пост Правительства РФ — принимаются в пределах его компетенции и они не должны противоречить законам и указам Президента РФ. В сфере жилищного права Постановлениями Правительства РФ часто утверждаются различные Правила и Типовые договоры. Так, Постановлением Правительства РФ утверждены «Правила пользования жилыми помещениями. Нормативные правовые акты субъектов. Акты субъектов РФ также делятся на законодательные акты представительных органов гос власти (Закон Приморского края от «О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере» и иные нормативные правовые акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами гос власти (Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг»). Они не должны противоречить федеральным законам и подзаконным нормативным актам. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления по жилищным вопросам принимаются с учетом местных условий на основе действующих законов и подзаконных нормативных актов федеральных органов и актов субъектов РФ и не должны им противоречить. Жилищный кодекс РФ впервые установил приоритет норм международного права по отношению к нормам национального жилищного законодательства. Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ явл составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законом, то применяются правила международного договора. Так, на территории РФ действуют международно-правовые акты ООН, содержащие правила в сфере жилищных отношений. Среди источников жилищного права важную роль играют Постановления Конституционного Суда РФ, принятые по жалобам и запросам о проверке конституционности законов и нормативных правовых актов, по спорам о компетенции, по делам о толковании Конституции РФ. Постановления Пленума Верховного Суда РФ по мнению большинства юристов не являются источниками жилищного права, так как они не создают новых норм, а только разъясняют уже существующие. Вместе с тем суды широко используют Постановления Пленума Верховного Суда РФ при рассмотрении конкретных дел, ссылаясь на них как на источники права.
5.Жилищное право и жилищное законодательство.
Применение жил законодат по аналогии. Жилищное право — это система правовых норм, регулирующих отношения по приобретению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, а также связанные с ними отношения по учету и управлению жилищным фондом, обеспечению его сохранности, эксплуатации и ремонта, переустройству и перепланировке жилых помещений, переводу их в нежилые, по контролю за соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Жил законодат — это совокупность нормативных актов, регулирующих жилищные отношения. В России имеется стройная система нормативных актов, от жилищного кодекса до актов местных органов власти и управления по жилищным вопросам, поэтому можно говорить о наличии самостоятельной отрасли жилищного законодательства. В соотв с Конст РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Жил законодат состоит из ЖК РФ, принятых в соотв с ЖК РФ других федеральных законов, а также изданных в соотв с ними указов Президента РФ, пост Правительства РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления. На случай возникновения пробелов в правовом регулировании ЖК РФ допускает применение жилищного законодательства по аналогии. Как и в гражданском законодательстве, ЖК РФ предусматривает аналогию закона и аналогию права. Условия приминения аналогии. Закона: 1.Отношение нуждается в регулировании нормами жилищного права 2.Отношение предусмотрено конкретным законом 3. Есть закон,регулирующий сходные отношения. Права: 1.Отношение нуждается в регулировании нормами жилищного права. 2.Отношение не предусмотрено конкретным законом 3.Нет закона, регулирующего сходные отношения. Аналогия закона применяется в тех случаях, когда нет норм прямо регулирующих определенные отношения, но есть норма, регулирующая сходные отношения. Аналогия права применяется тогда, когда нет даже нормы, регулирующей сходные отношения. При этом правоприменительные органы должны исходить из общих начал и смысла жилищного законодательства, а также требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости. Применение аналогии права допускается лишь в целях определения прав и обязанностей участников жилищных отношений.
6.Действие жил законодат во времени, в пространстве и по кругу лиц. Новшество ЖК РФ заключается в том, что в нем определены пределы действия жилищного законодательства во времени. Общепринятым правилом считается то, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения их в действие (принцип немедленного действия закона). Наличие у нормативного правового акта обратной силы означает возможность его применения к отношениям, возникшим до вступления этого акта в силу (введения в действие). Как правило, правовые акты, образующие российскую правовую систему, не обладают обратной силой. Данные правила обязательны для определения пределов действия во времени не только федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Они являются едиными и для актов жилищного законодательства, принятых в установленном порядке субъектами РФ и органами местного самоуправления.
Также установленные нормы актуальны и для жилищных отношений, носящих длительный характер. К жилищным отношениям, возникшим до введения в действие нового акта жилищного законодательства, применимы нормативные правовые акты, ранее регулировавшие эти отношения. В случаях когда в рамках существующих жилищных правоотношений у их субъектов после введения в действие нового нормативного акта возникают определенные права и обязанности, эти права и обязанности осуществляются по правилам, предусмотренным новым законодательным актом. Если дата вступления нормативного правового акта в силу не указана в нем самом или в акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида, то применительно к федеральным конституционным законам, федеральным законам, а также актам Президента РФ, Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти: -фед и федеральные конституционные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими указанными законами не определен иной порядок их вступления в силу; -нормативные акты Президента РФ, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Официальным опубликованием фед конституционных законов, федеральных законов считается первая публикация их полных текстов в «Парламентской газете», «Рос-кой газете» или в Собрании законодательства РФ. Определяя действия закона в пространстве, следует руководствоваться следующим принципом. Действие жилищного законодательства распространяется на всю территорию РФ (федеральное законодательство) или территорию субъекта РФ (жилищное законодательства субъекта РФ). Действие закона также может быть ограничено и по кругу лиц, что означает его ограниченное действие только в отношении отдельных категорий граждан: военнослужащих, «чернобыльцев», инвалидов, беженцев, вынужденных переселенцев и т.д., которым соответствующими законодательными и иными нормативными правовым актами предусматриваются различные виды социальных гарантий в форме разного рода льгот и компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг. К категории лица, имеющего право на льготы, принадлежат инвалиды и участники ВОВ, а также приравненные к ним лица; участники афганской войны — воины-интернационалисты; военнослужащие, уволенные в запас или отставку; инвалиды первой и второй групп (за исключением лиц, ставших инвалидами в результате совершенного ими преступления); и многие другие категории граждан и лиц, нуждающиеся в особой социальной защите со стороны органов государственной власти и местных исполнительных органов.
7.Защита жил-х прав. ЖК РФ установил правовой механизм защиты жилищных прав, основанный на Конст РФ. Конст РФ гарантирует каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод, в том числе и жилищных. Защита нарушенных жил прав осущ судом общей юрисдикции в соотв с подведомственностью дел, установленной ГПК РФ. Согласно ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов гос власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из жил правоотношений. Дела по жилищным спорам рассматриваются в судах на основании исковых заявлений (заявлений) заинтересованных лиц, по заявлению прокурора. Жилищные споры (о признании права на жилое помещение, о выселении из жилого помещения, о прекращении права пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника этого жилого помещения, о сохранении права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения, об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для гос или муниципальных нужд) рассматриваются по первой инстанции районным судом. Принимая во внимание, что жилое помещение законом отнесено к недвижимому, мировым судьям подсудны дела об определении порядка пользования жилым помещением, находящимся в общей собственности нескольких лиц, если между ними не возникает спор о праве на это жилое помещение или если одновременно не заявлено требование, подсудное районному суду. Если спор об определении порядка пользования таким жилым помещением (жилым домом, квартирой) связан со спором о праве собственности на него (в частности, о признании права на долю в общей собственности и ее выделе для владения и пользования), то его подсудность как имущественного спора мировому судье или районному суду зависит от цены иска. Мировым судьям также подсудны дела по таким имущественным спорам, как взыскание с граждан и организаций задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при цене иска, не превышающей суммы 50000 руб. Кроме того, по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов Конст Суд РФ проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Административный порядок защиты жилищных прав (т.е. обращение с заявлением или жалобой в орган или к должностному лицу, явл вышестоящими по отношению к субъекту, нарушившему право) применяется лишь тогда, когда такой порядок прямо предусмотрен ЖК РФ или иным федеральным законом. Однако соблюдение административного порядка не лишает заинтересованное лицо права на обращение в суд: решение, которое было принято в административном порядке, может быть обжаловано в суд. Защита жилищных прав осуществляется путем: 1) признания жилищного права; 2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; 3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта гос органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соотв с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт гос органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юр силу; 4) неприменения судом нормативного правового акта гос органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соотв с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт гос органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юр силу; 5) прекращения или изменения жилищного правоотношения.
8.Компетенция органов гос власти РФ, органов гос власти субъектов РФ и органов местного самоуправ в области жил отношений. Разграничение компетенции федеральных, региональных и муниципальных органов в области жилищных отношений регулируется ЖК РФ. В них определяется компетенция органов гос власти РФ, органов гос власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области жилищных отношений. При этом понятие «орган гос власти» включает органы законодательной и исполнительной власти. В соотв с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» структуру органов местного самоуправления сост: представительный орган муницип образования, глава муницип образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный орган муницип образования, иные органы, предусмотренные уставом муницип образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К полномочиям органов гос власти РФ в области жилищных отношений относятся: 1)опред порядка гос учета жил фондов; 2)установление требований к жил помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества соб-ков помещений в многокв домах; 3)опред оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; 4)опред порядка предоставления малоимущим гражданам по дог соц найма жилых помещений муницип жил фонда; 5)опред иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жил фонда РФ; 6)опред порядка предоставления жил помещений жил фонда РФ гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены фед законом, указами Президента РФ; 7)опред оснований предоставления жил помещений по дог найма спец жилых помещений гос и муницип жил фондов; 8)опред порядка организации и деят жилищных и жилищно-строительных кооперативов, определение правового положения членов таких кооперативов; 9)опред порядка организации и деят-ти товариществ собственников жилья, опред правового положения членов товариществ собственников жилья; 10)опред условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений; 11)опред оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания; 12)признание жилых помещений жил фонда РФ непригодными для проживания; 13)установление правил пользования жилыми помещениями; 14)опред оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений; 15)правовое регулирование отдельных видов сделок с жилыми помещениями. Полномочия органов гос власти субъекта РФ в области жилищных отношений: 1) гос учет жил фонда субъекта РФ; 2)определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта РФ; 3)установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по дог-ам соц найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; 4) опред иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ; 5) определение порядка предоставления по договорам соц найма категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ; 6)признание в установленном порядке жил помещений жил фонда субъекта РФ непригодными для проживания; 7)опред порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; 8)осущ контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта РФ, соотв жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Полномочия органов местного самоуправ в области жил отношений: 1)учет муницип жил фонда; 2)установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в соб-ти членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муницип жил фонда; 3)ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; 4)опред порядка предоставления жил помещений муницип спец жил фонда; 5)предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муницип жил фонда; 6) принятие решений о переводе жил помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жил помещения; 7)согласование переустройства и перепланировки жил помещений; 8)признание жилых помещений муницип жил фонда непригодными для проживания.
9.Понятие, содержание и юр природа конст права граждан РФ на жилище. Конституции РФ подтвердила право каждого гражданина России на жилище. Однако Конституция РФ не раскрывала содержания и не давали понятия права на жилище. В юр литературе в настоящее время общепризнанно, что содержание конституционного права на жилище составляют два элемента, две юр возможности:1.гарантированная законом возможность владения, пользования и распоряжения жилым помещением; 2.возможность приобретения нового жилья. Вопрос о юридической природе права на жилище в литературе спорен. При его освещении необходимо учитывать, что право на жилище можно рассматривать на разных уровнях: 1.на конституционном (в том виде, как его закрепляет Конституция РФ); 2.на отраслевом (как оно регулируется жилищным и гражданским законодательством). Субъективное право - это мера юридически обеспеченного поведения управомоченного лица, то есть это уже реализованное право, когда субъект может непосредственно пользоваться им. Право на жилище на конституционном уровне субъективным явно не является, так как чтобы иметь возможность пользоваться жильем, необходимо наступление определенного юридического факта: получение жилья в доме государственного или муниципального фонда, строительство, покупка и т.д. Правовой статус гражданина включает основные, наиболее важные права, осуществление которых гарантировано государством (право на жизнь, на труд, на образование и т.д.). Право на жилище реально государством в современных условиях обеспечено быть не может. Правоспособность - это возможность иметь субъективные права и нести юридические обязанности. Правоспособность представляет собой возможность иметь любые не противоречащие закону права, в том числе и право на жилище. Право на жилище на конституционном уровне - это право каждого гражданина РФ на приобретение жилого помещения по основаниям, предусмотренным законом, и бессрочное пользование им. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантиро- ванности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища.
10.Понятие и виды объектов жил прав. Назначение жилого помещения и пределы его использования. В соотв с ЖК объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Пригодность помещения для постоянного проживания определяется соответствием помещения требованиям, которые установлены санитарными и техническими правилами и нормами, а также иными требованиями законодательства. Порядок признания помещения жилым и требования, которым оно должно отвечать, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех его частей, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. К жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. В соотв с ЖК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств. Разрешено использовать жилое помещение для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности при соблюдении двух условий: 1.если такую деятельность осуществляют лица, проживающие в жилом помещении на законном основании; 2.если подобное использование не нарушает права и законные интересы других граждан, а также санитарные и технические требования. Пользование жилым помещением должно осуществляться с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в нем граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства в соотв с Правилами пользования жилыми помещениями.
11.Понятие и виды жилищных фондов. Жилищный фонд—это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ . При этом не имеют значения формы собственности на жилые помещения и цели использования таких помещений, то есть жилищный фонд включает все изолированные помещения, являющиеся недвижимым имуществом, пригодным для постоянного проживания и отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности РФ (жилищный фонд РФ), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: 1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений гос и муницип жилищных фондов; 2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам ЖК жилых помещений гос и муниципального жилищных фондов; 3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования; 4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование. Жилищный фонд подлежит гос учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Гос учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
1.Предмет и метод жилищного права. Место жилищного права в системе права