Андреев М.В. Конспект лекций по курсу Основы экологии - файл n2.doc

Андреев М.В. Конспект лекций по курсу Основы экологии
скачать (1352.4 kb.)
Доступные файлы (8):
n1.doc198kb.25.12.2002 22:35скачать
n2.doc238kb.25.12.2002 22:41скачать
n3.doc336kb.25.12.2002 22:32скачать
n4.doc242kb.25.12.2002 22:32скачать
n5.doc3619kb.25.12.2002 22:32скачать
n6.doc103kb.08.01.2003 02:19скачать
n7.doc201kb.25.12.2002 22:32скачать
n8.doc2220kb.08.01.2003 00:16скачать

n2.doc




  1. ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИИ

    1. ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИИ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ДРУГИХ ДИСЦИПЛИН

      1. Актуальность изучения экологии


Последняя сотня лет развития человеческого общества характеризуется все более интенсивным и ускоряющимся ростом по всем показателям. Резко выросла численность населения Земли, которое на данный момент больше, чем 6 млрд. человек (в 1992 г. – 5.4 млрд., в 1997 г. – 5.8 млрд.). Чтобы удовлетворить потребности всей этой массы людей ещё более быстрыми темпами росло промышленное производство и сельское хозяйство. Кроме экстенсивного роста численности населения наблюдается и интенсивное возрастание потребностей человека. Там, где раньше человек мог быть удовлетворён малым, сегодня ему требуется значительно больше. Выросли стандарты жизни. Современное постиндустриальное общество можно характеризовать как общество потребления. Современное производство максимально ориентировано на то, чтобы в полном объёме удовлетворить любую потребность человека.

Такой экстенсивный рост человеческого общества и промышленного производства неизбежно столкнулся с проблемой ограниченности планеты Земля и её ресурсов. Удовлетворяя всё больше новых потребностей человека, производство незаметно и необратимо при этом уничтожала природные ресурсы, которые необходимы для удовлетворения естественных потребностей человека, к которым человек привык, не замечая их, и без которых человек индустриального общества не может обойтись. И на то, что раньше человек индустриального общества мог не обращать внимание, человек постиндустриального общества вынужден был обратить внимание. Он вынужден был остановить свой взгляд на окружающей его природе, по сути его природном доме.

Всем известно: невозможно жить, не поддерживая порядок в доме, иначе, несмотря на внешние успехи, наша жизнь придет в упадок. А природный дом оказался очень сложным в своём устройстве. Науки об окружающей среде не было в наличие. Поэтому человечество обратило свой пристальный взгляд на бурно развивающийся раздел биологии – экологию, сделав из неё самостоятельную дисциплину, даже отчасти переведя её из разряда естественных наук в науку гуманитарную.
      1. Предмет экологии


Невозможно охранять природу, пользоваться ею, не зная, как она устроена, по каким законам существует и развивается, как реагирует на воздействие человека, какие предельно допустимые нагрузки на природные системы может позволить себе общество, чтобы не разрушить их. Всё это и является предметом экологии.

Термин «экология» предложен в 1869 г. немецким ученным Э. Геккелем. Слово «экология» образовано от греческого «ойкос», что означает дом, и «логос» - наука. Таким образом, экология – наука о том "доме", в котором мы все живем, то есть о нашей планете. Под экологией Геккель понимал сумму знаний, относящихся к экономии природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей средой, как с органической, так и неорганической, и прежде всего – его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми оно прямо или косвенно вступает в контакт.

В буквальном смысле по словарю Вебстера экология – это наука об организмах "у себя дома", наука, в которой особое внимание уделяется "совокупности или характеру связей между организмами и окружающей их средой". Слово «экономика» (от греческого oikonomike) также образовано от греческого корня «ойкос» и буквально означает искусство ведения домашнего хозяйства; поэтому совершенно очевидно, что экология и экономика должны идти рука об руку. Однако очень часто экологи и экономисты выступают противниками с непримиримыми взглядами.

В современном понимании экологияэто наука об отношениях организмов или группы организмов к окружающей их среде или наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.

Существуют и другие определения экологии. Иногда различают аутэкологию и синэкологию. Аутэкология изучает взаимодействие со средой отдельной особи (или групп особей одного вида). Синэкология изучает взаимоотношения со средой целостной группы организмов, составляющих определённое единство.
      1. Генезис экологической мысли


Экология приобрела практический интерес ещё на заре развития человечества. В примитивном обществе каждый индивидуум, для того чтобы выжить, должен был иметь определённые знания об окружающей среде, то есть о силах природы, растениях и животных. Благодаря достижениям техники, мы теперь, казалось бы, меньше зависим от природы в своих насущных потребностях и поэтому склонны забывать, что зависимость эта сохранилась. Пока не наступит какой-либо кризис, мы склонны принимать даровые блага и услуги природы как нечто само собой разумеющееся; нам кажется, что они никогда не иссякнут или что их смогут заменить технические изобретения, хотя опыт свидетельствует, что это не так.

Парадокс заключается в том, что индустриально развитые страны добились процветания, временно освободив человека от подчинения законам природы, используя конечный и быстро иссекаемый запас горючих ископаемых, накопленный самой природой. И всё же цивилизация продолжает зависеть от окружающей среды, причём не только от энергетических ресурсов, но и от её жизненно важных процессов, таких, как круговороты воздуха и воды.

И теперь сохранение цивилизации зависит от наших знаний о природе и разумных действий, направленных на сохранение и улучшение окружающей среды.

Подобно всем другим областям знания, экология развивалась непрерывно, но неравномерно на протяжении истории человечества. Труды Гиппократа, Аристотеля и других древнегреческих философов содержат сведения явно экологического характера. Большой вклад в развитие экологии внесли деятели «биологического Возрождения» ХVIII – ХIХ веков, такие как, например: Левенгук, один из первых микроскопистов, являющийся пионером в изучении пищевых цепей и регуляции численности организмов; или, например, английский ботаник Ричард Брэдли, который ввёл представление о биологической продуктивности.

Ввёл понятие экологии немецкий биолог Эрнст Геккель, который писал, что к сфере экологии относятся "крайне сложные и запутанные явления, которые определяются отношениями организмов к окружающей среде, к органическим и неорганическим условиям жизни; это так называемая «экономия природы», взаимоотношения между всеми организмами, которые живут совместно на одном и том же месте…".

Если Геккеля можно считать основателем экологии как особой дисциплины, то Чарльз Дарвин – создатель её биологического фундамента. Действительно, взгляд Дарвина на борьбу за существования не только как на борьбу организмов друг с другом, но и с окружающей абиотичекой средой послужил тем научным фундаментом, на котором Геккель возвёл здание своей науки об «экономии природы».

В конце 80-х годов ХIХ столетия экология сформировалась как самостоятельная биологическая дисциплина и оставалась такой до 50-х годов ХХ столетия. К наиболее выдающимся экологам этого периода принадлежат такие зарубежные ученные, как Г. Бердон-Сандерсон, У. Элтон и А Тенсли (Англия), С. Форбс и В. Шелфорд (США), а также отечественные - Д. Кашкаров, А. Парамонов, В. Вернадский, С. Северцев, В. Сукачев.

Как признанная самостоятельная научная дисциплина экология возникла вначале ХХ века, но её название «экология» вошло в общий лексикон в 70–80-х годах ХХ века. Движение, которое лучше всего назвать как «всеобщая озабоченность проблемами окружающей среды», внезапно развернулось в течении двух лет, с 1968 по 1970 г. Рост общественного интереса оказал глубокое влияние на академическую экологию.

Если до 1970 г. на экологию смотрели как на одно из подразделений биологии, то сейчас она уже вышла из рамок биологии, оформившись в принципиальную новую интегрированную дисциплину, связывающую физические и биологические явления и образующую мост между естественными и общественными науками.

Среди выдающихся экологов более поздних времен следует назвать Ю. Одума, Б. Коммонера, Д. Медоуза, Р. Риклефса, Р. Дажо, В. Ковду, М. Будико, М. Реймерса, С. Шварца, Ю.В. Новикова, Ю. Израэля, О. Яблокова, В. Горшкова, К. Лосева, К. Кондратьева. Методы исследований современной экологии очень разнообразны. Это новые физические, химические, биофизические, биоиндикационные, биохимические, радиобиологические, метеорологические и кибернетические методы, наземный, воздушный и космический экомониторинги, современные ЭВМ с их возможностями анализа, систематики, моделирования экосистем, прогноза. Основными задачами будущих экологических исследований большинство ученых считает решение таких проблем: глобальной конверсии сознания человечества, выработка абсолютно новых моральных основ, полной перемены жизненной парадигмы, превращение человечества в единый биосоциальный организм с коллективным интеллектом и чрезвычайно высокой системой информации; народонаселения; парникового эффекта; кислотных дождей и озоновой дыры; полной утилизации отходов промышленности; экологически "чистой" энергетики; дехимизации сельского хозяйства; экологически чистого транспорта; демилитаризации; ресурсосбережения и рекультивации литосферы; достижение планетарного консенсуса взаимоотношений человечества с природой.

Следует отметить, что, начиная с прошлого века, и по сей день вокруг вопроса о предмете и статусе экологии среди других дисциплин велась оживлённая, а порой и весьма острая полемика. И действительно, изучение отношений организмов с окружающей средой – слишком общая формулировка, не позволяющая выделить специфику экологии как самостоятельной дисциплины.

Известный эколог Э. Макфедьен выразил эту проблему в следующем полемическом заключении: "Приходиться признать, что эколог – это некто вроде дипломированного вольнодумца. Он самовольно бродит по законным владениям ботаника и зоолога, систематика, зоопсихолога, метеоролога, геолога, физика, химика и даже социолога; он браконьерствует во всех названных и во многих других уже сложившихся и уже почтенных дисциплинах".

Среди биологов до сих пор преобладает твёрдое мнение, что экология – это биологическая наука, один из подразделов общей биологии. Вот как об этом писал, например, один из американских экологов Р. Маргалеф: "Я утверждаю, что экология является исследованием систем на таком уровне, когда особи могут рассматриваться как элементы взаимодействия друг с другом, или со свободно организованной матрицей окружающей среды. Системы на этом уровне называются экосистемами, и экология, несомненно, является биологией экосистем".

Иное мнение у географов: они считают, что раз экология объединяет большой набор природных наук, то ею должны заниматься геоэкологи.

Однако вряд ли можно согласиться с мнениями и биологов, и географов. В современном обществе начала ХХI в. экология стала больше, чем наука. Она стала своего рода идеологией современного развитого постиндустриального общества, что, кстати, очень вредит экологии как науке и ведёт к различного рода спекуляциям.

Поэтому при рассмотрении экологии нельзя забывать об этих двух тенденциях: рассматривать экологию как научное обоснование программных целей различных политических партий, спекулирующих на борьбе за охрану окружающей среды, или всё же рассматривать экологию как науку, функционирующую на стыке нескольких естественных наук и позволяющую обеспечить рациональное поведение современного человека в окружающем его мире с учётом проблем взаимодействия промышленного производства и природы. В качестве характерного примера можно привести точку зрения видного американского эколога Юджина Одума, согласно которому экология имеет дело специально с биологией групп организмов и функциональными процессами на земле, в океане и пресных водах, вследствие чего лучше рассматривать её как науку о структуре и функциях природы. Существует и более обобщающая позиция, согласно которой содержание науки экологии составляет совокупность всех проблем взаимодействия общества и природы, взятая в их научном отражении. По этому поводу можно привести следующее замечание советского эколога С. С. Шварца, который писал, что экология, возникшая более 100 лет назад как учение о взаимосвязи "организм – среда… на наших глазах становится теоретической основой поведения человека индустриального общества в природе".
      1. Объекты изучения экологии


Лучше всего можно определить содержание современной экологии, исходя из концепции уровней организации, которые составляют своеобразный «биологический спектр» (см. рис. ниже).

Ген, клетка, орган, организм, популяция и сообщество – основные уровни организации жизни; в «биологическом спектре» они расположены в иерархическом порядке – от малых систем к крупным. Причём теоретически этот спектр можно продолжить до бесконечности в обе стороны.

На каждом уровне в результате взаимодействия с окружающей физической средой (энергией и веществом) возникают характерные функциональные системы. Под системой понимается упорядочено взаимодействующие и взаимозависимые компоненты, образующие единое целое.








Экология изучает, главным образом, те системы, которые расположены в правой части этого спектра, то есть системы выше уровня организма.

В экологии значение термина «популяция», первоначально обозначавшего группу людей, расширено и обозначает группу особей любого вида организмов. Сообщество в экологическом смысле включает все популяции, занимающие данный участок. Сообщество и неживая среда функционируют совместно, образуя экологическую систему, или экосистему. Сообществу и экосистеме приблизительно соответствуют часто употребляемые в европейской и русской литературе термины биоценоз и биогеоценоз (жизнь и земля, функционирующие вместе):

сообщество  биоценоз

экосистема  биогеоценоз.

Биом – удобный и широко используемый термин, обозначающий крупную региональную или субконтинентальную биосистему, характеризующуюся каким-либо основным типом растительности или другой характерной особенностью ландшафта, например, "биом лиственных лесов умеренного пояса".

Самая крупная и наиболее близкая к идеалу в смысле «самообеспечения» биологическая система, которую мы знаем, – это биосфера, или экосфера. Она включает все живые организмы Земли, находящиеся во взаимодействии с физической средой Земли как единое целое, которая поддерживается как система в состоянии устойчивого равновесия, получая поток энергии от Солнца и переизлучая эту энергию в космическое пространство.

Под устойчивым равновесием понимается способность саморегулируемой системы возвращаться в исходное положение, по крайней мере после небольшого отклонения.
      1. Системность в экологии


Экология – это системная дисциплина, она изучает природные системы. Система каких-либо компонент отличается от тривиального механистического объединения этих же компонентов тем, что в системе у этих компонентов возникают качественно новые свойства, отсутствующие у этих компонент, рассмотренных поодиночке. Эти новые системные свойства принято называть эмерджентными.

Эмерджентные свойства, свойства экологического уровня или экологической единицы нельзя предсказать, исходя из свойств компонентов, составляющих этот уровень или единицу. Отсюда следует принцип эмерджентности, заключающийся в том, что свойства целого невозможно свести к сумме свойств его частей. Хотя данные, полученные при изучении какого либо уровня, помогают при изучении следующего, с их помощью никогда нельзя полностью объяснить явления, происходящие на этом следующем уровне; он должен быть изучен непосредственно.

В принципе эмерджентности смысл экологии. Экология изучает надорганизменные образования, и она не может быть заменена чистой биологией, изучающей отдельные организмы и более низшие уровни жизни.

Однако необходимо различать эмерджентные свойства и совокупные свойства, представляющие собой сумму свойств компонентов. И те, и другие – свойства целого, но совокупные свойства не включают новых или уникальных особенностей, возникающих при функционировании системы как целого.
      1. Классификация в экологии


Экология классифицируется по конкретным объектам и средам исследования. Например, выделяют экологию человека и животных, экологию растений, экологию микроорганизмов. По средам различают гидроэкологию и экологию суши.

Экология как наука опирается на большое число других естественных наук, используя их аппарат и терминологию. В связи с этим в последние годы введены понятия «географическая экология», «химическая экология», «математическая экология», «радиофизическая экология», «глобальная экология» (экология для биосферы) и т. п.

В настоящее время интенсивно развивается направление экологических исследований, связанных с загрязнением природной среды. Особый статус имеет экология человека и человеческого общества. Под экологией человека понимают комплексную дисциплину, исследующую общие законы взаимоотношения биосферы и антропосистемы, влияние природной среды на человека и группы людей.

В связи с выходом человека за пределы Земли, что порождает совершенно новые экологические проблемы, возникла космическая антропоэкология.

Сложны и многообразны взаимоотношения человека и промышленного производства, где возникают своеобразные режимы температуры, шума, освещенности, облучения и других экологических факторов. Наука о взаимодействии человека и машины получила название эргономики и является частью охраны труда.

Некоторые гуманитарные экологи выделяют специфические подразделы экологии. «Экология души» исследует вопросы экологичной этики. «Экология культуры» занимается экологизацией искусства, дипломатии. «Экология науки» вводит экологическое мышление в научное творчество. И так далее, аналогичным образом вводятся экологии и других разделов гуманитарной деятельности человека. Гуманитарные экологи, поддерживаемые влиятельными политическими деятелями, заговорили вообще об экологизации мышления, то есть о навязывании человечеству определенного образа мышления в связи с тем, что напряженность отношений "человек-природа" достигла предельного уровня и в интересах всего человечества снизить это напряжение совместными усилиями всех людей. Они считают, что ядром экологичного образования должна стать социальная экология – междисциплинарная отрасль знаний про отношения в системе "природа-человек".

Все эти перечисленные, казалось бы, отдаленные отрасли знаний объединяет одно общее: их экологичность. Все они базируются на своеобразной «азбуке», включающей ряд терминов, понятий, их определений, общих законов и их формулировок. Знание этой азбуки, умение ею пользоваться в своей работе сегодня обязательно для каждого специалиста.
      1. Задачи экологии


Из приведенных выше определений очевидны и многообразные задачи экологии как науки:

  1. исследование закономерностей организации жизни, в том числе в связи с антропогенными воздействиями на природные системы и биосферу в целом;

  2. создание научной основы рациональной эксплуатации биологических и земных ресурсов, прогнозирования изменений природы под влиянием деятельности человека и управления процессами, протекающими в биосфере, и сохранение среды обитания человека;

  3. регуляция численности популяций;

  4. разработка системы мероприятий, обеспечивающих минимум применения отрицательно влияющих на человека средств борьбы с вредными видами;

  5. экологическая индикация при определении свойств тех или иных компонентов и элементов ландшафта, в том числе индикация загрязнения природных сред;

  6. восстановление нарушенных природных систем;

  7. переход от промысла к хозяйству;

  8. сохранение (консервация) эталонных участков биосферы.

Для радиофизиков задачи экологии как учебной дисциплины несколько видоизменяются. Поскольку в процессе своей профессиональной деятельности радиофизик неизбежно будет влиять на живые организмы и окружающую среду, он должен понимать структуру и законы природы, чтобы свести к минимуму негативные последствия своей деятельности.

Задачи экологического образования во многом определяются Примерной программой дисциплины "Экология" и могут быть сформулированы следующим образом:

- развить представление о человеке как о части природы, о единстве и самоценности всего живого и невозможности выживании человека без сохранения биосферы с определенным запасом экологического разнообразия;

- обучить грамотному восприятию явлений, связанных с жизнью человека в природной среде, в том числе и его профессиональной деятельность;

- внедрить новые перспективные "экологически чистые" ресурсов- и энергосберегающие технологии и методы природопользования.

Должны быть созданы условия для формирования экологического мышления, основанного на экологическом императиве. Представление о биосфере как о гаранте жизни человечества должно определять все виды человеческого общества и ее пределы.

Целью экологического образования для радиофизиков в техническом университете является формирование специалиста, который может решить проблемы устойчивого развития и охраны окружающей среды научными и инженерными способами. Это возможно только при интеграции знаний об окружающей среде и предмете профессиональной подготовки специалистов, позволяющей предвидеть экономические коллизии и решать экологические проблемы в рамках их индивидуальной специализации. Предполагается, что выпускник технического университета сможет в ходе своей профессиональной деятельности осуществлять интеллектуальное, образовательное и инженерное обеспечение сохранения устойчивого состояния окружающей среды, экологического разнообразия и природно-ресурсного потенциала государства.

Мировой опыт показал, что разработка и реализация сценария устойчивого развития невозможны с использованием только лишь инженерно-технических средств и методов. Необходимо коренное преобразование самого общества, изменение его ценностных ориентаций и приоритетов, что возможно лишь при качественном повышении уровня экологического образования.

Экологическое образование радиофизиков должно быть комплексным, непрерывным и последовательным, строиться на знании основных законов взаимодействия природы и общества и на понимании глобальных экологических задач. Образовательный процесс в техническом университете должен осуществляться по двум основным направлениям. Первое из них — общетеоретическое (мировоззренческое). Оно дает будущему специалисту философский фундамент его профессиональной деятельности. Данное направление способствует формированию у студентов технического университета экологического мышления. Второе направление - инженерно-техническое. Оно определяет экономических профессионализм будущего технического специалиста в той или иной отрасли промышленности. Данное направление знакомит студентов с арсеналом средств и методов практической экологии.

Объем и соотношение общетеоретической и практической информации могут в существенной степени различаться на факультетах традиционно сложившихся в техническом университете "научно-исследовательского" и "инженерно-практического" направлений, не говоря уже о факультетах и кафедрах экономического и гуманитарного направлений. На всех без исключения факультетах существенное внимание должно уделяться гуманитарным аспектам экологии, с привлечением информации из области культурологии, искусства и религии. Целесообразно расширенное трактование понятия "экологическое разнообразие", с включением в него культурных аспектов разнообразия.
      1. Экология и охрана природы, экология как научная база природопользования


Эксплуатация природных ресурсов и природных систем без понимания и учета взаимоотношения процессов, вызванных техническим прогрессом, с органическим миром (биосферой) неизбежно ведет к необратимым отрицательным последствиям.

Очень точно эту ситуацию характеризовал Ф. Энгельс: «Не будем … обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредсказуемые последствия, которые очень часто уничтожают значение первых ».

Экология является научной основой для грамотной рациональной охраны природы от вредных антропогенных воздействий. В последнее время в связи с этим выделяют так называемую «промышленную экологию» или «инженерную экологию». Под инженерной экологией, например, понимается система инженерно-технических мероприятий, направленных на сохранение качества среды в условиях растущего промышленного производства. Речь идет не о каких-то новых направлениях развития экологии, а об инженерной охране окружающей среды, которая реализуется техническими средствами. Решение экологических задач инженерными методами возможно лишь в том случае, если специалист владеет определенными знаниями в области экологии, позволяющими ему оценивать свое производство с экологических позиций, т. е. обладает необходимым каждому экологическим мышлением.

Исторически охрана природы развивалась как система ограничительных мероприятий, направленных на сохранение отдельных ландшафтов, памятников природы, ценных объектов, редких и исчезающих растений и животных, сокращение использования тех или иных ценных ресурсов, а также на организацию заповедников, заказников и национальных парков. Понятно, что в современных условиях этого недостаточно. Превратить всю Землю в заповедник нельзя. Поэтому в нынешних условиях на первое место для охраны природы выходит тактика рационального взаимодействия человека и окружающей среды, черпающее свое научное обоснование в экологии.

Основные тенденции современного природопользования могут быть сведены к двум направлениям (см. рис.). Первое направление основано на принципе ограничения вмешательства человека в природную среду. На таком принципе построены модели "человеческого роста", "пределов управления", "лимитированию развития" т.п., которые имеют своей конечной целью уменьшение антропогенного пресса на биосферу в результате ограничения хозяйственной деятельности человека. В качестве критериев оценки состояния при данном подходе, как правило, используются многочисленные ПДК - величины предельно допустимых концентраций тех или иных веществ. Вторая тенденция направлена на радикальную перестройку технологий, создание принципиально новых экологически безопасных технологических процессов (например, в электронике, энергетике, транспорте и др.), избавление от просчетов, приведших к загрязнению и снижению качества окружающей среды ("программа альтернативной науки и технологии", модели "замкнутых производств", "сотворчества человека и природы", "коэволюции человека и биосферы").

Обе тенденции в равной степени связаны с экологической переориентацией хозяйственной деятельности человека и повышением ее экологической безопасности. Оба подхода требуют глубокого изучения и понимания экологических законов. Экология в обоих случаях выступает, таким образом, в качестве теоретико-методологической базы современного природопользования. Однако, первый подход может быть охарактеризован как сдерживающий дальнейшее развитие человеческого общения и поэтому, по-видимому, тупиковый. Он может быть обозначен как "Консервация без развития". Апологеты данного подхода не учитывают, что максимальная продолжительность жизни при одновременно высоком качестве ОС наблюдаются в наиболее развитых странах Мирового сообщества - Японии, США, Швеции, Германии и др., а не в тех "райских уголках", где не используют электроэнергию, ходят босиком и пьют сырую воду. Конструктивным по своей сути является второй подход, который может быть назван "Развитие без разрушения". Он предполагает дальнейшее развитие, но с использованием экологически безопасных и экологически обоснованным методов хозяйствования. При этом широкое распространение должно получить внедрение природоимитирующих инженерных решений и природно-технических систем. Очевидно, именно данный подход в природопользовании может быть положен в основу стратегии устойчивого развития.

Необходимо подчеркнуть, что экология только в качестве фундаментальной науки служит научной базой природопользования. Только знание фундаментальных экологических законов позволяет ответственно и объективно принимать решения по выбору той или иной стратегии хозяйствования. С этой точки зрения преподавание в вузах разного рода "энергетических", "промышленных", "химических", "электромагнитных" и прочих "экологий" может выполнять только заведомо вспомогательную функцию в экологическом образовании студентов. Как правило, эти дисциплины преподаются специалистами, не имеющих специального экологического образования, и посвящены решению чисто технических вопросов.

При разработке экологических основ природопользования необходимо отдавать себе отчет, что экология является естественной наукой (ни в коем случае - не гуманитарной!). Экологизация природопользования и процесса образования (воспитания) будущих природопользователей ни в коем случае не является синонимом гуманитаризации, вопреки ошибочным утверждением ряда авторов. Гуманитарные науки являются по своему определению антропоцентричными, так как в центр внимания помещают человеческий индивид или общество. Экология же - экоцентрична. Объектом экологии являются экосистемы, даже если человек не является их компонентом. Следовательно, экологизация сознания, в отличии от его гуманизации, заключается в усвоении экоцентрических принципов. В качестве основных экоцентрических принципов следует перечислить следующие положения:
      1. Необходимость и особенности экологического образования


Отечественная экологическая научная школа сформировалась в конце XIX - начале XX века практически одновременно с классической немецкой (созданной автором термина "экология Э. Геккелем) и обладает богатейшими традициями и историей. Труды выдающихся российских ученых В. И. Вернадского, Г. Ф. Морозова, Н. И. Вавилова, В. Н. Сукачева, Г. Ф. Гаузе и др. в значительной степени определили все развитие экологии как науки. При этом, если Э. Геккель никогда не ставил перед экологией прикладных задач, то для наших экологов характерно было стремление поставить эту науку на службе практике и, по широко известному высказыванию Н. И. Вавилова, "навести порядок на Земном шаре". Накопленный научный потенциал вплотную подвел отечественных экологов к решению ряда практических проблем природопользования. Однако, в период индустриализации развитие отечественной экологии было искусственно заторможено. Главным препятствием для развития отечественной экологической мысли была политическая установка на скорейшее "покорение" природы при одновременном отрицании возможности возникновения экологических проблем при социализме. В результате экологи оказались искусственно изолированы от авторов практических инженерных проектов. Экология стала трактоваться как сугубо теоретическая наука, не имеющая реального прикладного значения и не могущая оказать какое-либо воздействие на развитие инженерно-технической мысли. Преподавание этой дисциплины осуществлялось в вузах биологического и географических профилей. Подобное искусственное зауживание интересов экологов Н. Ф. Реймерс справедливо называет "попыткой натянуть на экологию короткие геккелевские штанишки".

В 70-е годы в условиях продолжающейся политизации науки экологический кризис рассматривался как явление, характерное только для капиталистических стран, и был официально объявлен "проявлением общего кризиса капитализма"; социалистическое же общество считалось бескризисным. В середине 80-х годов с началом перестройки впервые было открыто признано существование в социалистических странах ряда острых экологических проблем. Их быстрое решение, однако, оказалось невозможным из-за отсутствия конструктивных предложений как со стороны экологов, так и со стороны представителей технических профессий. Сложившееся к этому времени искусственное размежевание "поля знаний" точных, естественных и гуманитарных наук привело к полному взаимному непониманию ученых и специалистов, работающих в разных областях. Попытки наладить диалог между ними напоминали общение слепоглухонемых. Возникла необходимость в преодолении искусственно возведенных границ между "зонами влияния" различных специалистов для восстановления единого "поля знаний". С этой целью в ряде технических вузов были разработаны программы экологических курсов, начаты подготовительные работы по созданию специализированных экологических кафедр. Важнейшей особенностью экологического образования в технических университетах является, таким образом, необходимость восстановления единого образовательного пространства, объединяющего научный потенциал естественных, технических и гуманитарных наук.

Другой важной особенностью является расширенная трактовка учеными понятия "экология". В университетах Западной Европы и США за этим понятием традиционно сохраняют чисто биологическое содержание. У нас же экология рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, объектом изучения которой являются экосистемы, состоящие из живых и неживых компонентов, между которыми формируются сложные устойчивые связи. Экология в таком понимании отражает разнообразие и целостность мира - живого и неживого. Этим она отличается от других естественных наук, рассматривающих либо живую природу (зоология, ботаника, генетика), либо неживую (физика, химия, геология). Трактовка экологии как системной науки создает благоприятные предпосылки для развития системы экологического образования студентов.

Экологическое образование для радиофизиков в техническом университете должна строиться на основе реалий глобальной экологической ситуации и концепции устойчивого развития, провозглашенной на Совещании глав государств Мирового сообщества в Рио-де-Жайнеро в 1992 г. Содержательный смысл данной концепции заключается в разработке и реализации стратегии перехода к обществу, способному обеспечить условия коэволюции (совместной эволюции) человека и природы. Для разработки такой стратегии необходим научно-практический поиск по следующим направлениям: практическая и инженерная экология; создание новых экологически безопасных технологий; экономико-правовые вопросы природопользования; экологическое воспитание и образование. Среди указанных направлений воспитание и образование является важнейшими.

В настоящее время во многих высших учебных заведениях, в том числе технических университетах, введены курсы по экологии, предоставляющие специальные знания по оценке, ликвидации или минимизации негативных последствий применения различных технологий. Следует, однако, признать, что получаемая студентами в рамках данных курсов информация носит отрывочный или узкоспециальный характер. Специалист, получивший такое узкопрофильное экологическое образование, может работать только над локальной экологической задачей. Между тем, сегодня уже стало ясно, что в XXI веке потребуется природопользователи нового поколения; подготовленные к решению не только частных локальных задач, но и глобальных экологических проблем.

Воспитание и образование природопользователей нового поколения в настоящее время тормозится по двум основным причинам: во-первых, из-за противоречивости понимания и толкования разными авторами и научными школами многих основных понятий; и во-вторых - из-за отсутствия единой общепринятой концепции экологического образования (не только для вузов, но также и для средних школ, не говоря уже о дошкольных учреждениях и послевузовской переподготовке или повышении квалификации). Одной из важнейших общегосударственных задач на настоящем этапе признается "формирование активной системы пропаганды идеи устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и образования". Очевидно, что развертывание сценария устойчивого развития в XXI веке невозможно без рационального, экологически обоснованного использования природно-ресурсного потенциала страны. Решение подобной задачи по силам только природопользователям нового поколения. Таковыми должны стать, прежде всего, выпускники технических университетов. Именно они в первую очередь являются ответственными за эволюцию техногенеза и проектирование таких природно-технических систем, которые будут способны обеспечить как поступательное развитие цивилизации, так и удовлетворение потребностей современного общества без ущерба будущим поколениям. Экологическая подготовка природопользователей нового поколения в техническом университете должна осуществляться на основе концепции экологического образования.
      1. Роль и место экологического образования в системе подготовки радиофизиков


Экологическое образование в техническом университете должно осуществляться в тесной связи с физическим, инженерно-техническим, экономическим, юридическим и гуманитарным образованием в процессе изучения всех общенаучных и общеинженерных дисциплин, в той или иной степени затрагивающих различные аспекты природопользования. Очевидно, что в формировании экологического мышления наряду с фундаментальными техническими и естественными науками важную роль должны играть дисциплины экономико-организационно-управленческого цикла, а также гуманитарные и социальные науки. Аналогично, навыки практической экологии должны прививаться параллельно и во взаимодействии с инженерно-техническими дисциплинами.

Система экологического образования должна учитывать структуру современного инженерного образования в техническом университете, в частности - его двухступенчатость ("бакалавриат-магистратура") и разнонаправленность по специальностям. На уровне бакалавриата экологическое образование всех специальностей должно базироваться на общетеоретическом курсе основ экологии в соответствующем инженерном преломлении, объем и направленность которого следует выбирать с учетом специфики факультетов. В нем должны рассматриваться основные закономерности функционирования природных систем, их структурно-функциональные особенности, включая потоки энергии, круговороты веществ и т.д., основы их имитационного моделирования, а также некоторые прикладные аспекты экологии, которые на отдельных факультетах могут рассматриваться в рамках специальных курсов в соответствии с конкретной специальностью. Важнейшим теоретическим понятием данного общепринятого курса должно стать понятие природно-технической системы (ПТС) (см. рис.).

Общетеоретический курс основ экологии наряду с лекциями должен также включать практические и лабораторные занятия, а его место в учебном плане определяется необходимостью логической связи с дисциплинами естественно-научными и общеинженерных циклов - поэтому его целесообразно включать в учебный план уже после завершения курсов физики, химии и некоторых курсов общеинженерного цикла, то есть на 3 - 4 курсах. Такой базовый курс в равной степени необходим студентам любой специальности, поскольку направлен на формирование экологического мышления будущих специалистов и готовит их к соответствующему восприятию других общетехнических и профильных дисциплин.

На уровне магистратуры осуществляется подготовка студентов в области практической экологии с дальнейшей специализацией по научно-практическим интересам. Таким образом, основной принцип экологического образования может быть сформулирован как "от общего к частному".

В зависимости от требованиям, предъявляемых к экологическому образованию на разных уровнях подготовки и обучения в техническом университете, общий объем экологической информации может быть подразделен на следующие блоки:
      1. Основные экологические определения и понятия


Экология, как всякая молодая наука, не обладает большим объемом аксиоматичности. Она допускает ряд спорных положений, необщепринятых формулировок и т.п. Вместе с тем, совершенно недопустимыми для специалистов являются сущностные ошибки, противоречия, неадекватное отражение объективной реальности. Проблема понимания является одной из ключевых проблем. Для ее решения целесообразно составление краткого словаря, поясняющего, что понимается под тем или иным термином.

АНТРОПОЭКОЛОГИЯ (ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА) - раздел экологии, изучающий взаимодействие человечества как части биосферы Земли с остальной ее частью, называемой средой, имеющей целью формулирование условий, обеспечивающих выбор такой стратегии развития человечества, которая позволит ему найти цивилизованный выход человечества, созданного его собственными неконтролируемыми действиями в течении двух последних столетий.

БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ - состояние, при котором взаимодействие природного комплекса и человека определяется как устойчивое (гомеостатическое).

ГОМЕОСТАЗ - состояние подвижного равновесия (или устойчивого неравновесия) экосистемы, поддерживаемое сложными приспособительными реакциями входящих в нее живых организмов.

ДЕТИОРИЗАЦИЯ - деградация, снижение биопродуктивности и экологического разнообразия экосистем.

ЕМКОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ - максимальное количество вещества, которое может быть вовлечено экосистемой (или природно-технической системой) в круговорот без нарушения стабильного состояния (гомеостаза) в круговорот без нарушения стабильного состояния (гомеостаза) и способности к саморегуляции.

ИДЕОЛОГИЯ - осознанное, сформулированное, канонизированное групповое МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

ИМПЕРАТИВ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ - ясное понимание экологических проблем и убежденность в личной ответственности каждого за состояние и будущее биосферы и человечества как ее части. Составной частью экологического императива является признание необходимости УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.

ИНЖИНИРИНГ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ - механизм обеспечения оптимального и кратчайшего по времени пути от теоретической постановки задачи регулирования экологических процессов до ее реального выполнения в виде технических устройств или технологий.

КАТАСТРОФА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ - неуправляемая ситуация, возникающая вследствие ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА, приводящая к непредотвратимым тяжелым последствиям вплоть до возникновения на Земле условий, непригодным для жизни людей.

КАЧЕСТВО СРЕДЫ - степень соответствия природных условий потребностям живых существ (включая людей).

КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ - базовая идея, положенная в основу формирования системы взглядов и процесса обучения экологии.

КРИЗИС ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ - переломный момент, острое состояние в развитии биосферы, характеризующееся дестабилизацией динамического равновесия, вызванными необдуманным стихийным развитием человечества.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система глубинных, часто неосознанных взглядов и убеждений человека, которыми он руководствуется, оценивая любую жизненную ситуацию и принимая решения. НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ - мировоззрение, сформировавшееся под влиянием научной картины мира и поэтому не противоречащее ей.

МОНИТОРИНГ - инструментальный контроль за состоянием живых и неживых объектов, какие-либо изменения которого свидетельствуют о динамике экосистемы под воздействием антропогенного фактора. В зависимости от пространственных параметров рассматриваемых (контролируемых) экосистем следует различать ГЛОБАЛЬНЫЙ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ И ЛОКАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ.

МЫШЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ - система взглядов на использование природных ресурсов с позиции гармоничного взаимодействия живых организмов (включая человека) со средой обитания. Основой экологического мышления является ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ.

НООСФЕРА- состояние биосферы, обеспечивающее УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ благодаря применению человечеством осознанной рациональной стратегии взаимодействия со средой.

НОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ - количественная оценка реакции экосистемы на любой вид антропогенного воздействия.

ОБРАЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СКВОЗНОЕ - привитие учащимся знаний, умений и навыков по экологии в течении всего времени обучения в техническом университете.

ПОТЕНЦИАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ - способность экосистемы (или природно-технической системы) совершать работу по поддержанию вещественного обмена между биоценозом и биотопом.

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ - совокупность всех форм эксплуатации человеком природно-ресурсного потенциала определенной территории (акватории) и мер по его сохранению. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЬ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ - специалист с широким экологическим образованием.

РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЕ (РАЗВИТИЕ БЕЗ РАЗРУШЕНИЯ) - совершенствование техносферы в условиях стабильности окружающего природного комплекса, без сокращения экологического разнообразия и ущемления прав будущих поколений, базирующееся на применении научно обоснованной стратегии взаимодействия со средой.

РАЗНООБРАЗИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ - запас в ЭКОСИСТЕМЕ биологического (видового) разнообразия и разнообразия условий среды, необходимый для устойчивого функционирования.

РИСК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ - вероятность неблагоприятных для экосистемы последствий при направленном антропогенном воздействии.

СИСТЕМА ПРИРОДНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ - устойчиво взаимодействующие природный комплекс и технический объект.

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ (ЭКОСИСТЕМА) - взаимодействующие путем вещественного обмена живое сообщество (биоценоз) и окружающая среда (биотоп).

СОЗНАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ - совокупность представлений о взаимосвязях в системах "природа-природа" и "человек-природа", включая стратегии и технологии взаимодействия этих систем.

УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ - способность экосистемы сохранять свою структуру и функциональные особенности при воздействии внешних факторов.

ЭКОЛОГИЯ - наука о взаимодействии живых организмов (включая человека) и их сообществ между собой и с окружающей средой.

ЭКОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ - прикладная часть экологии, направленная на использование научных результатов в практике природопользования, наблюдения и контроля, образования и т.д.

ЭКОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНАЯ - раздел экологии, занимающийся исследовательской, проектной и производственной деятельностью по созданию природно-технических систем, отвечающим требованиям УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.

Ряд положений и определений является специфическим для экологии и вступает в противоречия с некоторыми понятиями физики. Приходится говорить о формировании экологией собственного понятийного аппарата, несколько отличающегося от такового в физике и химии.

ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИИ ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИИ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ДРУГИХ ДИСЦИПЛИН
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации