Севастьянова С.А. Эколого-экономическая оценка рекреационных ресурсов - файл n1.doc

приобрести
Севастьянова С.А. Эколого-экономическая оценка рекреационных ресурсов
скачать (2254 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2254kb.14.09.2012 23:56скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


С.А. СЕВАСТЬЯНОВА

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ОЦЕНКА



РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ


Учебное пособие
Санкт-Петербург

2008

УДК

ББК

С
Рецензенты:

М.А.Горенбургов, заведующий кафедрой «Гостиничный, ресторанный и курортный бизнес» Балтийской академии туризма и предпринимательства, д-р экон. наук., проф.

Севастьянова С.А.

С Эколого-экономическая оценка рекреационных ресурсов: учебное пособие / С.А. Севастьянова. – СПб.: СПбГИЭУ, 2008. - 190с.

Рассматриваются принципы и методы оценки рекреационных ресурсов. Большое внимание уделено рекреации как форме отдыха и проблемам ее развития в соответствии с концепцией устойчивого развития, рекреационным аспектам освоения территорий, а также отечественному и зарубежному опыту оценки природных рекреационных ресурсов.

Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных и экономических вузов, осуществляющих подготовку по направлениям: социально-культурный сервис, туризм, рекреалогия, экономика природопользования, экология, работников туристско-рекреационной сферы и предпринимателей.



© Севастьянова С.А., 2008

© СПбГИЭУ, 2008

ВВЕДЕНИЕ


Одной из важнейших задач государства является сохранение и укрепление здоровья граждан, особенно в условиях социально ориентированного общества. На формирование условий здорового образа жизни человека большое влияние оказывает рекреационная деятельность, которая включает различные виды отдыха, в том числе туризм, занятия физической культурой, разнообразные формы развлечений и игр, обусловленные социально-культурным характером времени и места ее осуществления, а также профилактический аспект медицинского обслуживания.

Рекреация выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные и профессиональные группы населения. Многофункциональный характер этой сферы проявляется в том, что она способствует развитию физических, эстетических, психологических и других качеств человеческой личности. Необходимость развития рекреаций ставит практическую и научную проблему увязки охраны природы с принципом общедоступности ценных природных комплексов. В научном плане эта проблема выражается в первую очередь понятием рекреационной емкости природных комплексов. В практическом плане она означает, что в основе рекреационного планирования, проектирования и эксплуатации природных комплексов должен лежать комплексный подход к оценке ресурсов, учитывающий:

  1. уникальность объектов;

  2. различия в доступности объектов;

  3. различия в плотности размещения объектов в пределах региона;

  4. разнообразие и комплексность имеющихся объектов;

  5. физическое состояние объектов.

Россия – одна из немногочисленных стран планеты, сохранивших свое природное богатство к началу третьего тысячелетия. Это около 40% практически ненарушенных арктических экосистем, почти 25% девственных лесов планеты, крупнейшие в мире реки и озера, самые значительные по площади ареалы черноземных почв с участками сохранившихся степей, уникальные очаги биологического разнообразия в горах Кавказа, Алтая, Саян, Забайкалья и Дальнего Востока.

Однако развитие рекреационной деятельности обостряет проблему сохранения природных ресурсов. Общедоступность и бесплатность большинства естественных природных рекреаций приводит к недооценке их значимости и, как следствие, к деградации экосистем. Выделяемых средств на сохранение природы, природных рекреаций всегда меньше, чем на экономически значимые приносящие прибыль отрасли, например, сельского, лесного и рыбного хозяйств, добывающей промышленности, промышленно-гражданского и транспортного строительства, так как выгоды от этих секторов экономики зримы, они имеют цену.

Большой вклад в разработку методов оценки природных ресурсов внесли такие известные отечественные и зарубежные экономисты-экологи, как: А.А. Аверченков, С.Н. Бобылев, И.П. Глазырина, А.А. Гусев, В.И. Данилов-Данильян, Дж. Диксон, И.И. Думова, Н.Л. Коробова, П. Кроссон, Л.Либенберг, Н.Н. Лукьянчиков, Д.С. Львов, О.Е. Медведева, Г.А. Моткин, Р.А. Перелет, И.М. Потравный, Е.В. Рюмина, С.В. Соловьева, Г.А. Фоменко, А.В. Шевчук, П.Шерман. Однако современный уровень и перспективы развития рекреаций, во-первых, расширили представления о рекреационных ресурсах, во-вторых, определили принципы целостности и системности в комплексном использовании этих ресурсов, в-третьих, обусловили необходимость более высокого уровня обобщения и оценки рекреационного потенциала.

Поэтому цель данной работы заключается в изучении современных подходов и методов эколого-экономической оценки рекреационных ресурсов, а также факторов и условий, влияющих на эту оценку. Цель определила содержание и последовательность рассматриваемых вопросов. Так, оценивая значение рекреаций как важной формы отдыха, отмечая их бурное развитие во всем мире, необходимо, во-первых, изучить экологические императивы как ограничения в развитии рекреаций; во-вторых, выявить и структурировать рекреационные ресурсы; в-третьих, рассмотреть методы рекреационного районирования, позволяющие выявить факторы и условия более рационального и комплексного развития рекреаций в регионах. При этом возникает проблема экологической оценки в первую очередь природных рекреационных ресурсов. В учебном пособии обобщены современные методы такой оценки, раскрыто их содержание, приведены примеры. Однако необходимость более полного учета и оценки затрат и результатов деятельности рекреаций в условиях развития рыночных отношений в России объективно потребовала введения в учебное пособие разделов, посвященных подходам к экономической оценке рекреационных ресурсов, к структуризации и анализу известных методов этой оценки. Особое внимание уделено оценке рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий и возможность их использования для отдыха населения. Достаточно широко представлен отечественный и зарубежный опыт формирования, использования и развития рекреационных ресурсов, особенности их оценки в России и за рубежом.

Рассматриваемое учебное пособие может быть рекомендовано студентам, аспирантам и преподавателям гуманитарных и экономических вузов, осуществляющих подготовку по направлениям: социально-культурный сервис, туризм, рекреалогия, экономика природопользования, экология, работникам туристско-рекреационной сферы и предпринимателям.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕКРЕАЦИИ КАК ФОРМЫ ОТДЫХА

1.1.Здоровье общества и рекреация


Здоровье населения является одним из главных индикаторов качества жизни. Оно определяет степень развитости, цивилизованности и благополучия общества. Межстрановые сравнения показывают, что основные характеристики состояния здоровья нации и, прежде всего, продолжительность предстоящей жизни, обнаруживают взаимосвязь с величиной национального дохода в расчете на душу населения. Существует множество прямых и обратных связей между здоровьем и благосостоянием. Высокий уровень жизни можно считать одним из главнейших факторов хорошего здоровья и, вместе с тем, только население с высоким уровнем психического и физического здоровья готово к эффективному труду, учебе, достижению материального и духовного благополучия. Вот почему демографические тенденции в развитии любого народа, общества и государства имеют базовую основу по отношению к любым другим тенденциям. Иными словами, прежде чем говорить о качестве человеческого потенциала, темпах его развития и т.д., необходимо помнить его количественные составляющие, т.е. демографические показатели.

Исследования, проведенные под эгидой ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) показали, что на здоровье человека в наибольшей степени оказывают влияние образ жизни, состояние окружающей среды, качество медицинского обслуживание, другое (рис.1.1).



Рис.1.1. Факторы, влияющие на здоровье человека

Нынешняя тревожная ситуация с физическим здоровьем нации обусловлена во многом сугубо экономическими причинами и сложностями переходного периода. Однако, социальные причины подобной ситуации не могут сегодня сбрасываться со счетов. И, в частности, рекреационная деятельность, которая оказывает большое влияние на формирование условий здорового образа жизни, объединяющего все сферы жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом. И по этой причине рекреационную деятельность необходимо осуществлять ежедневно, а не только в период отпуска или выходных дней. В противном случае накапливается глубокое утомление (особенно у городских жителей), требующее длительного восстановления, а зачастую — лечения.

В отечественной и зарубежной литературе до сих пор нет единого мнения по поводу определения понятия «рекреация» (от лат. rekreatio – восстановление, отдых). Это вызвано рядом причин. Во-первых, тем, что не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах господствует различное официальное понимание (и, соответственно, толкование) понятий и терминов, связанных с рекреацией и сферой досуга. Во-вторых, в нашей стране не существует единой законодательной базы, в которой был бы точно определен круг основных понятий, связанных с рекреацией и индустрией досуга. В данных условиях наблюдается полный плюрализм мнений. Всегда найдется такой специалист, который докажет некорректность приведенного строгого определения и скажет, что «все не так, а наоборот». В-третьих, в силу различных причин такие понятия как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и другие в реальных условиях зачастую не так-то просто различимы. Это и нашло свое отражение в понятийно-методологическом аппарате современных ученых, который раскрывает части целого в зависимости от целей исследования и не раскрывает всей глубины отношений с внешней средой, образующих рекреацию как систему.

Впервые в научной литературе термин рекреация появился в США в конце 90-х годов XIX века в связи с введением нормированного рабочего дня, второго выходного дня, летних отпусков. Рекреация, соответственно, это восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. Однако в последние годы наблюдается переход к новому видению рекреации. В частности, В.А. Квартальнов в одной из своих последних работ (Энциклопедия туризма, 2003) приводит следующие определения данному понятию. Рекреация – это:

Некоторыми исследователями рекреация определяется как массив времени, в ходе которого происходит восстановление производительных сил человека, либо как деятельность, направленная на это восстановление. Альтернативную точку зрения представляет подход, когда рекреация рассматривается как функция всякой деятельности, всякого времени и всякой территории.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


С.А. СЕВАСТЬЯНОВА
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации