Воздушные виды спорта - файл n1.doc

приобрести
Воздушные виды спорта
скачать (148.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc149kb.14.09.2012 23:44скачать

n1.doc

Введение

Основу авиационных видов спорта составляет взаимодействие спортсмена с различной сложности летающими техническими устройствами (при этом спортсмен может и не находится в самом устройстве — авиамодельный спорт) или прикладные навыки, демонстрируемые спортсменами, в воздушной среде. Эти виды спорта по отечественной классификации могут быть так же отнесены к прикладным и техническим видам спорта, тем не менее это отдельная группа видов спорта у которой имеется и своя международная федерация.

К воздушным (авиационным) видам спорта относятся:



Воздухоплавание

Воздухопла́вание (аэрона́втика) — управляемые или неуправляемые  полёты в атмосфере Земли на летательных аппаратах легче воздуха (в отличие от авиации, использующей летательные аппараты тяжелее воздуха).

До начала 1920-х годов термин «воздухоплавание» использовался для обозначения передвижения по воздуху вообще.

Во многих языках, в частности в английском и французском, словом «аэронавтика» называют процесс освоения воздушного пространства при помощи летательных аппаратов всех типов. Иногда в этом же значении слово «аэронавтика» используется и в русском языке.

Воздухоплаватель (аэронавт, аэростьер, лётчикпилотавиатор) — человек, который летал на аэростатахаэропланах, занимался воздухоплаванием. Название происходит от греческих слов — аэр (aer), что означает воздух, и наута (греч. ?????), что означает воздухоплаватель. Так называли людей, поднимавшихся в небо на воздушных шарах.

В наши дни проводятся чемпионаты по воздухоплаванию.

Спорти́вная воздухопла́вательная рега́та (СВР) — соревнования по воздухоплавательному спорту, состоящие из серии гонок на дирижаблях для воздухоплавательных судов (ВС) нескольких классов. Впервые разработана в Санкт-Петербурге Русской воздухоплавательной компанией «Перун».
Парашютизм

Парашютный спорт - это вид авиационного спорта, в котором спортсмены прыгают с парашютом с определенной высоты (с летательных аппаратов, с фиксированных объектов), и при свободном падении и планировании в воздухе выполняют некоторые действия (воздушная акробатика, приземление на точность и др.). Парашютным спортом занимаются как опытные спортсмены, так и люди впервые желающие испытать свободное падение. Как вид спорта парашютизм был официально признан FAI в 1936 году. Среди разновидностей парашютного спорта различают следующие:

  1. Классический парашютный спорт ( Freefall Style and Accuracy Landing) – двоеборье, которое включает в себя два вида упражнений: прыжки на точность приземления и выполнение комплекса фигур в свободном падении - индивидуальная акробатика. Прыжки на точность приземления это самый старый вид парашютного спорта, появившийся в 60-е годы, когда были созданы первые круглые управляемые парашюты. Прыжки на точность приземления в 10-ти метровый круг являются требованием при присвоении квалификации USPA PRO. При соревнованиях по классическому парашютизму спортсмен должен поразить мишень размеров 3см. Для выполнения комплекса акробатических фигур в воздухе при свободном падении спортсмен должен уметь управлять своим телом на потоке (в горизонтальной плоскости - выполнение спиралей, в вертикальной плоскости – вращения, выполнение сальто).

  2. Групповая акробатика ( Formation Skydiving) – вид официальных соревнований в котором принимают участие команды по 4,8 или 16 спортсменов. Командам необходимо построить за определенное время наибольшее количество фигур (формаций) в свободном падении. Существует также групповая акробатика, в которой принимает участие максимально большое количество парашютистов. Групповая акробатика является самым массовым видом парашютного спорта.

  3. Купольная парашютная акробатика (Canopy Formation) – построение формаций из раскрытых куполов. Единственный вид парашютного спорта (кроме прыжков на точность приземления), в котором работа идет при раскрытом парашюте, что делает этот вид парашютного спорта одним из наиболее опасных. Для наибольшего обеспечения безопасности спортсменам необходимо особенное оборудование, обеспечивающее максимальную устойчивость куполов и точную регулировку скорости.

  4. Артистические дисциплины (Artistic Events) – содержат Фристайл (Freestyle), Скайсерфинг (Skysurfing), Фрифлай (Freeflying), Скайдайвинг (Skydiving) .Все эти виды парашютного спорта являются достаточно молодыми.

Фристайл – заключается в показе спортсменом различных фигур при свободном падении, а также в осуществлении воздушным оператором съемки парашютиста. Оценивается красота и сложность демонстрируемых элементов, а также качество съемки оператора. В России этот вид спорта не имеет большой популярности.

Скайсерфинг – включает парашютные прыжки спортсмена-скайсерфера с лыжей для выполнения, в состоянии свободного падения различных акробатических элементов, а также съемку, которую выполняет оператор с прикрепленной к шлему камерой, который прыгает одновременно со скайсерфером. Прыжок выполняется с высоты 4000 м. Очень важно при этом, умение оператора грамотно заснять на камеру все элементы партнера для правильной оценки жюри. Этот вид спорта достаточно распространен в России.

Фрифлай – командный вид спорта. Команды состоят из двух спортсменов(перфомеров) и одного оператора. Все элементы делаются в воздухе спортсменами, находящимися в свободном падении, в позиции вниз головой или сидя, а воздушный оператор снимает элементы на камеру.

Скайдайвинг – в переводе с английского «небоныряние», то есть свободное падение в нижних слоях атмосферы, с момента прыжка с парашютом до его раскрытия.

  1. Пилотирование купола (Canopy Piloting ) – вид парашютного спорта на скорость и дальность пролета при приземлении, а также на точность приземления при соревновании на воде. Этот вид парашютизма является самым молодым, но приобретает все большую популярность, так как доступность наблюдения соревнований для наземного зрителя, делает его очень зрелищным.

  2. Парашютно-горнолыжное многоборье (Paraski) – двоеборье по классическому парашютизму и забегу на лыжах. Спортсмены сначала прыгают с парашютом на точность приземления, а затем совершают забег на лыжах на определенной дистанции.

Кроме вышеперечисленных видов существует также вид парашютизма, который не относится к авиационным видам спорта. «Бейс джампинг» (BASE-jumping) это прыжки с парашютом с фиксированной (базовой) точки, которая, как правило, находится не очень высоко (от 200м). Аббревиатура B.A.S.E перерводится как:Buildings - здания, Antenna - антенны, Spans/bridges –мосты, Earth –естественные возвышения). Бейс Джампинг является одним из самых экстремальных видов парашютизма за счет ограниченного количества времени на раскрытие парашюта, а также за счет дополнительных препятствий в виде стен, скал и т.д.

В России бэйс-джампинг не имеет официального легального статуса, как и в большинстве стран мира. Прыжки с высотных зданий, промышленных сооружений и прочих объектов формально подпадают под статью УК РФ о мелком хулиганстве. Не смотря на это число российских бэйсеров постепенно растет. Они не раз уже принимали участие в различных международных мероприятиях.

Дельтапланерный и Парапланерный спорт

Парапланеризм — это полёты на управляемом параплане с использованием энергии тёплых восходящих потоков воздуха. Для наборов высоты и полётов по маршруту пилот-парапланерист использует восходящие термические потоки, возникающие от разницы общих температур воздуха и поднимающихся от нагретой земли воздушных масс, а так же динамические, возникающие на границе столкновении ветра с препятствием, чаще всего холмом или горой. Термические потоки, способные удержать параплан в воздухе начинаются на высотках от 150 метров. Также для первоначального набора высоты и достижения зоны термически потоков используется затяжка на лебёдке.
Техникой управления парапланом, практически может овладеть каждый желающий, но безусловно, это, не разовая прогулка за спиной пилота на тандеме. Вам предстоит под руководством опытного инструктора овладеть приемами управления парапланом, как на земле, так и в воздухе. Без этих навыков полеты будут небезопасны, а, значит, невозможны. 

Параплан - это купол, выполненный, как многосекционное крыло, из легкой, плотной ткани со специальной пропиткой, которая делает купол воздухонепроницаемым. В этом папаплан схож с парашютом, как и в том, что в управлении этими летательными средствами в воздухе используются стропы. Но на этом аналогии кончаются.

Благодаря конфигурации и большой площади купола, а так же лучшему аэродинамическому качеству параплан может находиться в воздухе бесконечно долго.

Определенного навыка требует взлет на параплане. Ведь набирает высоту он только в термических потоках, которые образуются не ниже 100 метров над землей. Обычно эта проблема решается выездом в места, где специально для этих целей установлены лебедки с длинным особым тросом затягивающим параплан на высоту более 100м.

Следующим этапом парапланеризма стали полёты с парамотором.
Совершать безопасные полеты на мотопараплане, без специального обучения – невозможно. Уже одно то, что за спиной с большой скоростью вращается воздушный винт, требует от пилота определенного уровня профессионализма, и внимания. Мотопараплан, конечно, расширяет возможности парапланериста. Бывают ситуации, когда до определенного места можно добраться только с мотором, или же – рельеф ровный, ни лебедки, ни подъемников нет, а взлететь необходимо. Но мотопараплан требует и дополнительных навыков. Чтобы приземляться с непогашенным куполом и с тяжелым мотором за плечами, нужны многократные тренировки под контролем опытных наставников.

Дельтапланеризм — полеты на дельтаплане.

Дельтаплан — летательный аппарат тяжелее воздуха, выполненный по схеме бесхвостка со стреловидным крылом, управление полётом которого осуществляется смещением центра масс за счёт перемещения пилота относительно точки подвески (балансирный планер). Характерная особенность - старт с ног и посадка на ноги. Связанная с этим низкая скорость полета (меньше скоростей вертикальных и горизонтальных потоков воздуха) сильно ограничивает область безопасного использования. Название «дельтаплан» было дано за сходство крыла первых образцов с греческой буквой Дельта.


Самолетный спорт
Самолётный спорт — технический вид спорта, где в качестве «спортивного снаряда» используется самолёт. Один из видов авиационного спорта.

Делится на две больших категории:

  1. Установление авиационных рекордов в области скорости, высоты, дальности, продолжительности, скороподъёмности и грузоподъёмности на самолётах любого типа;

  2. Спортивные состязания на 1 и 2-х местных спортивных и учебных самолётах по высшему пилотажу, а также в полётах по маршрутам (авиаралли) и на точность приземления.

В России присуждаются спортивные звания в данном виде спорта (спортивные разряды с третьего по первый, звания кандидата в мастера спорта, мастера спорта, мастера спорта международного класса, заслуженного мастера спорта).

В настоящий момент получили распространение следующие дисциплины самолётного спорта:

В России действует Федерация самолётного спорта России, которая своей целью заявляет проведение соревнований по самолетному спорту, формирование сборных команд России для участия в соревнованиях и так далее. На практике ФСС занимается только одним видом самолётного спорта — высший пилотаж на поршневых самолётах.

Соревнования по высшему пилотажу 

Наиболее зрелищный и популярный вид самолётного спорта, связанный с выполнением комплексов фигур высшего пилотажа пилотами-спортсменами, качество исполнения которых оценивается судьями по специальной системе оценок.

Соревнования по высшему пилотажу проводятся на поршневых однодвигательных самолётах (в отличие от показательных выступлений, которые часто проводятся на реактивных скоростных и маневренных самолетах, в том числе в группе), а также на планёрах. В СССР также практиковалось проведение соревнований на реактивной технике (на самолётах Л-29).

В настоящее время нет разделения на мужские и женские соревнования, все спортсмены соревнуются по одинаковой программе, но, обычно, зачет проводится отдельный - мужской и женский.

В программу соревнований как правило включено выполнение двух и более пилотажных комплексов (упражнений). Каждое упражнение оценивается отдельно и в каждом определяется победитель и распределяются места. Победитель по сумме всех упражнений становится Абсолютным чемпионом соревнований. В некоторых соревнованиях первое упражнение (известный комплекс) является квалификационным и может не участвовать в подсчёте итоговых результатов для финала.

Авиаралли

Суть соревнований заключается в максимально точном прохождении маршрута, который выдается экипажу (как минимум пилот и штурман) в виде описания («легенды») и карты с указанием контрольных точек, а также фотографиями контрольных ориентиров. Сложность не только в максимально точном прохождении маршрута, но и в соблюдении точности времени прохождения контрольных точек. Попутно экипаж должен найти соответствующие фотографиям контрольные ориентиры и нанести их на карту. В завершении маршрута необходимо произвести посадку в точно обозначенном месте (см. Соревнования на точность приземления).

Соревнования на точность приземления

Имели широкое распространение в СССР в системе аэроклубов ДОСААФ и служили квалификацией обучающихся. Смысл соревнований заключается в максимально точном касании самолетом посадочной полосы в определенном месте (у посадочного Т или в нарисованном квадрате). В настоящий момент соревнования не выходят за рамки клубных, в том числе по причине быстрого изнашивания авиационной техники (имеется соблазн «приложить» самолет о землю с большой силой).

Авиамодельный спорт


Авиамодельный спорт — технический вид спорта, где участники соревнуются в конструировании и изготовлении летающих моделей летательных аппаратов (планеров,самолётоввертолётов и пр.) и в управлении ими в полётах на скорость, дальность, продолжительность полёта и на высший пилотаж.

На международном уровне авиамодельный спорт курируется Международной федерацией авиаспорта FAI, которая устанавливает классификацию, правила и порядок проведения соревнований.

Существует также Академия авиационных моделей (Academy of Model Aeronautics, AMA), устанавливающая свою классификацию моделей.




Планерный спорт
Планёрный спорт, один из видов авиационного спорта, включающий соревнования на планёрах  безмоторных летательных аппаратах тяжелее воздуха. В современную программу П. с. входят полёты: скоростные по треугольным маршрутам на 100, 200, 300 и 500 км; в цель с возвращением на старт; с посадкой в конечном пункте маршрута; на т. н. открытую дальность и на дальность с проходом одного или двух поворотных пунктов. Соревнования проводятся на планёрах стандартного (размер крыла до 15 м)и открытого (конструкция без ограничений) классов.
 Зарождение П. с. относится к концу 19 — началу 20 вв. В России первые кружки планеристов созданы в 1900-х гг. в Москве (Н. Е. Жуковский), Тбилиси (А. В. Шиуков), Киеве (Н. Б. Делоне, Г. П. Адлер и др.), Петербурге (Н. А. Рынин, В. А. Лебедев и др.), в Крыму (К. К. Арцеулов). С планеризмом связано начало творческой деятельности таких учёных и авиаконструкторов, как А. Н. Туполев, Б. Н. Юрьев, В. П. Ветчинкин, С. П. Королев, С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, О. К. Антонов и др. Массовое развитие П. с. в СССР началось с 1923, когда состоялись первые всесоюзные планёрные испытания (Крым, Коктебель, ныне Планёрское), на которых Л. А. Юнгмейстер установил первые рекорды страны (на планёре конструкции Арцеулова).

Становление и развитие П. с. связаны с деятельностью общества друзей воздушного флота, Осоавиахима (впоследствии ДОСААФ СССР). В 1934 Осоавиахимом учреждено звание мастера П. с. СССР; в числе первых мастеров П. с.— Л. Г. Минов, С. Н. Анохин, И. М. Сухомлин, В. Л. Лисицын, В. М. Ильченко, В. Л. Расторгуев, М. К. Раценская, И. А. Карташов, А. В. Степанчонок. В разных районах страны были открыты планёрные станции, школы, организованы кружки планеристов. К 1941 советским планеристам принадлежало 13 мировых рекордов (из 18, регистрировавшихся Международной авиационной федерацией — ФАИ). В 1948 создана всесоюзная секция П. с. (в 1960 вошла в состав Федерации авиационного спорта СССР), с 1966 самостоятельная федерация П. с. В 1949 П. с. включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию. В 1923—74 состоялось 36 чемпионатов СССР по П. с. Среди абсолютных чемпионов СССР и рекордсменов мира — М. М. Веретенников, А. П. Самосадова, В. В. Гончаренко, В. И. Чувиков, Е. Г. Руденский, М. И. Африканова, О. А. Манафова, Э. В. Лаан, С. П. Судейките, В. Ю. Панафутин и др. В 1964 в Орле открыт Центральный спортивно-планёрный клуб ДОСААФ СССР.  

С 1948 проводятся раз в два года чемпионаты мира по П. с. В 1950 ФАИ создана планёрная комиссия, на которую возложено руководство развитием П. с. в мире, организация и проведение крупнейших международных соревнований, чемпионатов мира (в 1974 объединяла планеристов около 60 стран). В 1974 советским планеристам принадлежало 9 из 32 мировых рекордов, в том числе дальности полёта на 1-местном планёре (749 км, О. В. Клепикова), на 2-местном планёре (846 км, Т. Д. Павлова; 921 км, Ю. А. Кузнецов), дальности полёта до намеченного пункта на 1-местном планёре (731 км,Т. Н.)

Вертолетный спорт

Вертолетный спорт - вид авиационного спорта. Включает соревнования на точность пилотирования вертолётом на малой высоте в ограниченное время, вертолётный слалом, полет по маршруту с отстыкованием целей, полет по маршруту с финишем по точно определенному времени с опусканием груза в цель.

Началом развития массового вертолетного спорта в СССР принято считать 1958 г., когда в г. Калуге были проведены первые всесоюзные соревнования, посвященные 40-летию ВЛКСМ. В них участвовали по две команды от ВВС и ДОСААФ и команда Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике. Всего в соревнованиях приняло участие 14 спортсменов.

Программа всесоюзных соревнований в1958 году состояла из пяти упражнений:

1. Полет по кругу на точность выполнения основных элементов техники пилотирования;

2. Вертикальный взлет и посадка на площадку размерами 30Ч30 м, ограниченную препятствиями высотой 10 м. (посадка в колодец).

3. Полет на малой высоте с выполнением движений в стороны, вперед и назад, разворотов на 360° вокруг вертикальной оси вертолета.

4. Висение на высоте 10 м. с взятием на борт пассажира с площадки радиусом 2 м;

5. Полет по 150-километровому маршруту на точность вождения вертолета с выходом на конечный пункт маршрута в заданное время.


Первый Чемпионат Мира по вертолетному спорту был проведен 16-19 сентября 1971 года в городе БЮКЕБУРГ, Германия.

Участники на Чемпионат приехали из: США, Англии, Канады, Австрии, Люксембурга, Колумбии, Бразилии, Бельгии, Голландии, Польши, Франции, Финляндии, Туниса и ФРГ. Женские экипажи были представлены странами: США, Англия, Канада, Колумбия, Бельгия и ФРГ. Около 20% всех экипажей были смешанными (по национальному признаку.) Удивительно высок был процент участвующих в Чемпионате женщин, в первую очередь вспомним первопроходца вертолетного дела, капитана воздушных сил, Хану Рейч. Три пилота добровольной пожарной службы из г. Пейне и г. Волленбютель представляли воздушную пожарную службу Нижней Саксонии.
Целью соревнований было признано следующее:

1-ый Чемпионат Мира по вертолетному спорту ставит перед собой задачу повышения интереса и внимания к полетам на вертолетах, популяризации вертолета и признания факта проведения 1-ого Чемпионата Мира.


1. Вид соревнований:

Соревнования являются международными и выполняются по правилам визуального полета ПВП (VFR).

Проведение Чемпионата основывается на положениях FAI и, в особенности, на CodeSporti.

Соревнования состоят из пяти упражнений:

- точный прилет на аэродром (по времени).

- три упражнения на точность пилотирования вертолета.

- навигационный полет (полет на дальность) с особым заданием.

Упражнения должны выполняться в минимальном составе экипажа соответственно типу вертолета. Минимальным экипажем следует считать экипаж из 2-х человек. Одноместные вертолеты не могут участвовать в соревнованиях.

2. Участники:

К участию в соревнованиях допускается любой профессиональный пилот, пилот-любитель и военный пилот вертолета. Пилоты должны иметь спортивную лицензию, действительную в 1971 году.

3. Вертолеты:

Вертолеты участников должны иметь:

а) допуск к полетам, согласно действующим нормам и законам, установленным в стране, в которой зарегистрирована машина;

б) страховку;

в) исправную радиостанцию с частотами 116 – 136 MHz;

г) штатное оборудование.

Оснащение дополнительным оборудованием, которое не используется во время
соревнований, запрещено.

4. Языки, используемые на соревнованиях:

Язык, используемый во время соревнований – немецкий. Язык общения в эфире - английский. Совещания и дискуссии на соревнованиях проходят на немецком и английском языках.

5. Персонал-сопровождение:

Каждый экипаж определяет самостоятельно необходимость совместного приезда сопровождающих лиц. К сопровождающим лицам относятся: руководитель команды, переводчик, технический персонал и т.п.

Сопровождающий персонал указывается в заявке. Сопровождающий персонал помогает участникам и не принимает непосредственного участия в соревнованиях.

6. Время:

Любое время, используемое во время соревнований, является местным временем. Эталонным временем для сверки часов является немецкое телефонное справочное время.

7. Место проведения соревнований:

Все данные по месту проведения соревнований указываются в картах по системе GE-OREF в числовой сетке UTM, числа шестизначные.

8. Автопилот:

Использование автопилота запрещено.

9. Нарушения:

Нарушения безопасности полетов в тяжелых случаях штрафуются или приводят к отстранению от участия в соревнованиях.

Упражнение №1: Точный прилет

Каждый участник согласно своего порядкового номера получает время прибытия (время местное, не GMT), по которому он 16 сентября 1971г. точно должен пересечь финишную полосу на аэродроме города Бюкебурга. Старт по направлению к точке прибытия (в сторону г. Бюкебург ) должен производиться с аэродрома или площадки, которые находятся от города Бюкебурга на удалении не менее 30 км. Более подробное задание по упражнению (н.п. место расположения финишной полосы и пункты обязательного пролета) высылается участникам вместе с их уведомлениями о порядковом номере. Подлет к финишу на удалении 1 мили выполняется по прямой. Виражи и зависания запрещены.

Упражнение №2: Вертолетный слалом

Второе упражнение - это полет, демонстрирующий мастерство пилотирования, и проводится оно в виде вертолетного слалома.

На поле этого упражнения, которое имеет размер примерно пяти футбольных площадок, располагаются 10 ворот, состоящих из двух штанг высотой около. 2-х метров, отстоящих друг от друга примерно на расстоянии 1 м.

После старта вертолет пересекает линию старта. С этого момента начинается отсчет времени.

Оператор держит в своих руках специальное оборудование и управляет им. Это оборудование состоит из троса с 5-ти килограммовым мешком на конце. Трос должен проноситься через ворота в определенной последовательности так, чтобы прохождение мешка через створ ворот четко просматривалось.

Упражнение №3: Спасательная операция

Третье упражнение – это имитация спасательных действий. В зоне выполнения данного упражнения размечена «зона спасения» размером 50х50 метров. По центру этой территории расположена имитационная крыша, стоящая под наклоном, с отверстием 40х40 см.

Упражнение №4: Навигация (Полет на дальность)

Экипаж вертолета должен выполнить практические задания по ходу полета на дальность такие, н.п. как точное прибытие, пролет целей и т.д. После прибытия г. Бюкебург каждый экипаж получает одинаковые карты тех местностей, над которыми выполняется полет на дальность.

Упражнение №5: Оценка мастерства

Каждый экипаж летает по одной и той же программе, преимущественно на висении. При этом оценивается перемещение вертолета по прямоугольнику, его вращение на месте, перемещение вдоль линии при одновременном вращении по заданной высоте и т.д.

Международная комиссия по предложению дирекции соревнований утверждает окончательный порядок выполнения этого упражнения.

Общие результаты:

Особые штрафные очки присуждаются в том случае, если экипаж вертолета создает опасные условия полета, при которых он может нанести ущерб третьим лицам или сам не финишировал. Группа судей назначает количество штрафных очков отдельно по каждому конкретному случаю. В особо сложных ситуациях дирекция Чемпионата оставляет за собой право, отстранить экипаж от участия в соревнованиях.

Заключение

Список литературы:

  1. В.Г.Осташов «Дельтапланеризм», Наука. Сибирское отделение, 1983 г.

  2. Л. Сытин «Все об авиации», Москва, Астрель, 2010 г.

  3. Б. Веробьян «История зарождения воздухоплавания и авиации в России», С-П., Техносфера, 2008 г.

  4. А. Красильщиков «Планеризм», Москва, Полигон-пресс, 2005 г.






Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации