Шпаргалка по Социальной Педагогике - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка по Социальной Педагогике
скачать (24.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc113kb.16.05.2011 22:22скачать

n1.doc

Вопросы к зачету по курсу «Социальная педагогика»

1. Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельно­сти.

Социальная педагогика - сравнительно новая область научного знания. Изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется на протяжении всей его жизни.

Социальное воспитание – целенаправленный процесс формирования социально- значимых качеств личности, необходимых её для успешной социализации. Воспитание осуществляется в семье, религиозными организациями, обществом и государством в соз­даваемых для этого организациях, в криминальных и тоталитарных политических и квазирелигиозных сообществах. В этом случае мы имеем дело с контрсоциальным, воспитанием.

Социальная педагогика как наука решает следующие задачи:

- изучение особенностей процесса социализации личнос­ти, т. е. изучение условий и результата;

- изучение структуры социально-педагогической деятель­ности, т. е. профессиональную компетентность, готовность к со­циально-педагогической деятельности, профессиональное ма­стерство.

Предметом социальной педагогики является изучение за­кономерностей социального развития личности в процессе со­циального обучения и социального воспитания. Объектом являются дети и подростки, нуждающиеся в налаживании связей с обществом, в успешном социальном раз­витии.

Функции социальной педагогики:

  1. Воспитательная. Включение ребенка в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптации в ходе обучения и воспитания.

  2. Социально – правовая. Забота государства о детях, обеспечение их правовой защитой.

  3. Социально – реабилитационная. Воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически и психически неполноценными детьми и подростками, девиантных детей и подростков.

2. Понятийно-терминологический аппарат социальной педагогики. Связь социальной педагогики с другими науками.

Основные категории социальной педагогики – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие ее главные составляющие.

Социум – окружение, в котором формируется человек. Иными словами это социальная среда.

Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей.

Социальная адаптация – процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды.

Социальная запущенность – несформированность у ребенка социальных чувств, интересов, навыков и умений.

Педагогическая запущенность – состояние, обусловленное недостатком в учебно – воспитательной работе с детьми.

Социальная работа – вид профессиональной деятельности, оказание государственного и не государственного содействия человеку с целью обеспечения культур социального и материального уровней его жизни.

Социально-педагогический процесс – это взаимодействие социального работника и воспитуемого, направленное на решение социальной проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды.

Социальное развитие личности – это количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания.

Социальная педагогика, будучи самостоятельной педагоги­ческой наукой, в то же время тесно связана с рядом других наук. К их числу приня­то относить философию, общую педагогику, социальную рабо­ту, социальную психологию, социологию, политологию. Из общей педагогики социальная педагогика заимствовала многие понятия и положения: о принципах, закономерностях, методах воспитания, формах организации совместной деятель­ности, условиях семейного воспитания и многое другое. Социальная педагогика связана с исправительно-трудовой педагогикой, которая содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в зак­лючении за совершенные преступления. Из психологии социальная педагогика чер­пает сведения об особенностях личности, социального познания, механизмах и условиях социализации личности, истоках отно­шений личности, особенностях межличностного общения, о со­циальных факторах отклоняющегося поведения, содержании психосоциальной работы.

3. Методы социальной педагогики.

1) Методы научного исследования – способы получения научной информации.

2) Методы воспитания.

Методы формирования сознания: беседа, рассказ

Методы организации деятельности: педагогические требования, общественное мнение

Методы стимулирования деятельности: поощрение и наказание.

3) Методы социально – психологической помощи.

4. Понятие социализации и его сущность.

Социализация – процесс развития человека во взаимодействии его с обществом. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Приспособление (социальная адаптация) – это процесс и результат становления индивида социальным существом. Обособление – процесс автономизации человека в обществе, потребность человека иметь собственные взгляды, привязанности, возможность самостоятельно решать вопросы, касающиеся его жизни и так далее.

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя.

Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести:

– способы вскармливания младенца и ухода за ним;

– формируемые бытовые и гигиенические умения;

– окружающие человека продукты материальной культуры;

– элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур);

– стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях;

– последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности: общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельности, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

5. Механизмы социализации

К социально-педагогическим механизмам социализации мож­но отнести следующие.

Традиционный (стихийный). Представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, социальных сте­реотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего ок­ружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение проис­ходит на неосознанном уровне с помощью запечатления, некри­тического восприятия господствующих стереотипов (А.В. Мудрик).

Институциональный. Действует в процессе взаимодей­ствия человека с образовательными учреждениями, обществен­ными организациями, как специально созданными для его со­циализации, так и реализующими функции попутно, параллель­но со своими основными функциями. В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарас­тающее накопление им соответствующих знаний, опыта, соци­ально одобряемого поведения, а также опыта имитации соци­ально одобряемого поведения и конфликтного или безконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Стилизованный. Действует в рамках определен­ной субкультуры как совокупности норм, ценностей, представ­лений и стереотипов поведения традиционной культуры, интер­претированных конкретным, относительно замкнутым сообще­ством; осуществляется в формах самоорганизации общения и культурной жизни в таком сообществе.

Межличностный. Функционирует в про­цессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межлично­стного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д.

Информационный (печать, телевидение, кино, радио, Ин­тернет). Влияет на социализацию человека путем трансляции информации и демонстрации определенных образцов поведе­ния героев кино, книг и т. д. как непосредственно (образователь­но-воспитательные программы, кинофильмы), так и опосредо­ванно.

6. Факторы социализации.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным ко­личеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих -совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

  1. мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - кос­мос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие груп­пы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

  2. макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

  3. мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), усло­вия социализации больших групп людей, выделяемых: по местно­сти и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принад­лежности к тем или иным субкультурам.

  4. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опо­средствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, раз­личные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

7. Семья как социальный институт, функции семьи.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих по­колений. Семья уникальный и пока единственный социальный ин­ститут воспитания, воспроизводящий людей как носителей со­циальной, культурной, этнической информации. Благодаря семье, первой в жизни человека социальной об­щности (группы), он приобщается к ценностям культуры, осва­ивает первые социальные роли, приобретает опыт обществен­ного поведения.

Функции:

  1. Социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям.

  2. Социальной и эмоциональной защиты своих членов.

  3. экономическая и хозяйственно-бытовая.

  4. Социально-статусная

  5. Защитная

Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья иг­рает определяющую роль, которая не может быть компенсиро­вана другими институтами социализации.

Семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типиза­ции, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписы­ваемого ему пола.

Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность.

Семья имеет большое значение в овладении человеком социальными нормами ценностными ориентациями человека, проявляющиеся в социальных и межэтниче­ских отношениях, а также определяющих его стиль жизни, жизненные устремления.

8. Школа как социальный институт воспитания, социализирующие функции школы.

О школе как социальный институт американский педагог Дж. Дьюи говорил, что «школа постепенно может создать такой тип общества, который нам хотелось бы видеть. Влияя на ум в этом направлении, мы постепенно изменили бы и взрослое общество».

Образование включает в себя: систематическое обучение, т.е. пропаганду и распространение культуры (нефор­мальное образование); стимулирование самообразования.

Преобладающими функциями, которые определяют сегодня содержание и перспективы развития воспитательного процесса в школе, признаны развивающая и информативная функции. Основными функциями школы в процессе социализации можно считать следующие: приобщение человека к культуре общества; создание условий для индивидуального раз­вития и духовно-ценностной ориентации; автономизация подрас­тающих поколений от взрослых; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к ре­альной социально-профессиональной структуре общества.

Процесс реализации этих функций должен строиться на следующих принципах:

  1. Совместная деятельность детей и взрослых.

  2. Самоопределение.

  3. Личностная направленность воспитания. Добровольность.

  4. Коллективистская направленность.

9. Формальные и неформальные объединения молодежи как институт со­циального воспитания.

Под "неформальными объединениями молодежи" мы понимаем субкультуры, не включенные в "официальные", "формальные" структуры, но обладающие хорошо разработанной системой собственной организации. Это группы, которые объединяются на основе общей деятельности, интересов, музыкальных направлений и т.д.

Субкультура - это автономное относительно целостное обра­зование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выражен­ных признаков: специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источ­ников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; и др.

Стилизованный механизм социализации. Ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения ее но­сителей к миру и с миром, на их самосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п. Влияние на социализацию подростков и юно­шей идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им свойственны, язык, или жаргон, принятый в их субкультуре.

10. Формы девиантного поведения.

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых норм — нравственных, а иногда и правовых, включает антидисциплинарные, антисоциальные, противоправные и агрессивные поступки. Является стойко повторяющимся (многократно или длительно). Не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (законам, правилам, традициям и социальным установкам). Вызывает негативную оценку со стороны других людей в форме общественного осуждения, уголовного наказания. Наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям в виде дестабилизации существующего порядка, причинения морального и материального ущерба, физического насилия и причинения боли, ухудшения здоровья. Социальная дезадаптация. Признаки ДП: 1) нарушает социальные нормы; 2) характеризуется массовостью и распространенностью; 3) устойчивостью; 4) относительностью требованиями общества и являются общепринятыми.

Основными видами Д.П. являются:

1)делинквентность (проступочность). Проступок — это тоже противоправное, но не представляющее большой общественной опасности.

2) правонарушение

3) преступление

4)маргинальность - крайние формы поведения (пьянство и алкоголизм, наркомания и токсикомания, проституция, суицид, бродяжничество и попрошайничество).

11. Причины девиантного поведения.

Причины:

  1. внешние условия физической среды;

такие факторы, как климатический, геофизический, экологический и др.

  1. внешние социальные условия;

войны, мятежи, смена государства, перестройка социальных норм, расхождение идеи с реальностью, острое ощущение классового неравенства, влияние субкультуры, педагогическая запущенность и другие.

  1. внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки;

повреждения головного мозга (особенно лобных долей), органические заболевания мозга.

  1. внутриличностные причины и механизмы.

внутренняя неустойчивость, повышенная эмоциональность, возбудимость, психическое заболевание, саморазрушение личности.

12. Воспитательно-профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений и девиантного поведения несовершеннолетних.

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, своевременность.

Существуют различные формы психопрофилактической работы

По способу организации профилактической работы выделяют индивидуальные, семейные, групповые формы.

13. Беспризорность и безнадзорность, их отличительные признаки

Признаки безнадзорности:

  1. Отсутствие заботы о ребенке со стороны семьи

  2. Непослушание ребенка, нарушение установленных правил жизни в семье

  3. Грубость, сквернословие

  4. Отсутствие позитивных увлечений у детей

  5. Насилие в семье

  6. Пропуск учебных занятий без уважительной причины, плохая успеваемость в школе

  7. Употребление детьми алкоголя, наркотиков, курение

  8. Постановка ребенка на учет в школе, органах внутренних дел

  9. Повышенный уровень тревожности и агрессивности

  10. Смена ценностных приоритетов, принятых в обществе

  11. Убежденность детей в своей ненужности

Признаки беспризорности:

  1. Полное прекращение связи с семьей, то есть родителями, родственниками

  2. Проживание в местах, не предназначенного для жилья, (люки, подвалы, заброшенные трубы, катакомбы и так далее)

  3. Добывание средств к существованию способами, не признаваемыми, осуждаемыми обществом, то есть попрошайничеством, воровством

  4. Подчинение неформальным законам, установленным такими же беспризорниками

Беспризорные дети отличаются более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, склонностью к наркотикам, алкоголю и т.п. Некоторые из них преждевременно начинают половую жизнь. Они также отличаются выносливостью, солидарностью в групповых действиях. Для беспризорника, начинающего общаться с себе подобными, все неудобства жизни (голод, холод, гигиеническая запущенность, страх и т.п.) начинают приобретать притягательную силу.

У них фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, агрессивность, грубость, лживость и пр.

14. Причины возникновения безнадзорности и беспризорности несовершен­нолетних

  1. кризис семьи или неблагополучное состояние: безработица, низкое материальное положение, ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей, неправильный тип воспитания.

  2. Негативное влияние средств массовой информации: скрытая пропаганда сексуальной вседозволенности, насилия, преступности, наркомании, реклама алкоголя.

  3. Войны, революции, идеологическая перестройка, экономический кризис, голод и другие.

15. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты для детей; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и др.)

Одной из форм социальной поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации являются специализированные социальные учреждения. Такими учреждениями являются:

Основные задачи реабилитационного центра:

1)профилактика безнадзорности и беспризорности

2)социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Задача социального приюта: оказание экстренной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной ситуации.

Задачи центра помощи детям:

1)временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей

2)содействие в их дальнейшем устройстве.

Все организации в соответствии со своими задачами:

16. Попечительство - как правовая форма защиты личных и имущественных инте­ресов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Попечительство устанавливается на детьми-сиротами в возрасте от 14 до 18 лет. Устанавливается при отсутствии у подростка родителей, лишении их родительских прав, а также во всех иных случаях, когда он по какой-либо причине остаётся без родительского попечения. Попечитель обязан проживать вместе с подопечным и заботиться о его физическом развитии, обучении и подготовке к общественно полезной деятельности, а также защищать его права и интересы. В отдельных случаях органами опеки и П. может быть дано разрешение на раздельное проживание попечителя и подопечного, если это не отразится неблагоприятно на воспитании подопечного и охране его прав и интересов. Попечители заботятся о создании подопечным необходимых бытовых условий, об обеспечении ухода за ними, их лечения, оказывают содействие при осуществлении ими своих прав и выполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

17. Формы государственного попечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (временная приемная семья, дом ребенка, детский дом, школа-интернат, детский дом семейного типа, приют)

Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей достаточно велика: они выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей; избирают формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения; осуществляют последующий контроль над условиями содержания, воспитания, образования детей; участвуют в разбирательстве дел, с воспитанием детей; дают согласие на установление отцовства в случае смерти матери, признания ее недееспособной, лишения ее родительских прав; разрешают разногласия между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка; дают разрешение на изменение имени, фамилии ребенка; назначают представителя ребенка в случае разногласий между ними и детьми, вправе обратиться в суд с иском о взыскании алиментов на содержание ребенка, а также совершают другие действия по защите прав и интересов детей.

• органы опеки и попечительства участвуют в процессе в качестве законного представителя несовершеннолетнего;

• участие органов опеки и попечительства в процессе является обязательным;

• органы опеки и попечительства, выполняя надзорную функцию, сами обращаются в суд за защитой нарушенных прав.

Во всех вышеперечисленных случаях органы опеки и попечительства выполняют единую возложенную на них государством функцию - защита прав и законных интересов несовершеннолетних.

Детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений.

18. Цели и функции деятельности социального педагога. Его социальные роли.

Соц.педагог в своей проф.деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, соц.становления. В центре внимания соц.педагога находится процесс социализации, успешная интеграция в общество. Деятельность соц.педагога ориентирована на работу с человеком в личностно-средовом контексте, в его социуме, окр.микросреде, в сфере общения с приоритетом воспитательно-оздоровительных задач. Соц.педагог по своему проф.назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведении людей, их общении и, таким образом, оздоровить окружающую их микросреду. Поэтому ему приходится осваивать различные соц.роли и менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы.

Соц.роли:

Выделяют следующие функции социального педагога.

Образовательно-воспитательная. Он обеспечивает целенаправленное пед.влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, стремится полноценно использовать в восп.процессе средства и возможности соц.институтов, возможности личности как активного субъекта восп.процесса.

Диагностическая. Он изучает медико-психол. и возрастные особенности, способности человека, проникает в мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы.

Организаторская. Организует соц-пед. деятельность детей и взрослых, их инициативу, творчество; влияет на содержание досуга, содействует в вопросе трудоустройства, проф.ориентации и адаптации, осуществляет взаимодействие мед, образов., культурных, спортивных, правовых учреждений в соц-пед. работе.

Прогностическая. Участвует в программировании, прогнозировании и проектировании процесса соц. развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, занимающихся соц.работой.

Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая. Учитывает и приводит в действие соц- правовые, юрид. и психолог. механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание социально- терапевтической помощи нуждающимся.

Организационно-коммуникативная. Способствует включению добровольных помощников в соц-пед. работу, деловые и личностные контакты, налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями.

Охранно-защитная. Использует имеющийся арсенал правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействует применению мер гос. принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

19. Принципы социальной работы.

1) принцип гуманизма. Учет физических и психических особенностей, социального состояния, способности к обучению.

2) принцип социальности. Воспитание открытой в социальном отношении личности.

  1. принцип природосообразности. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

  2. Принцип культуросообразности.

  3. Принцип коллективности.

  4. Принцип центрации социального воспитания на развитие личности.

Тактика и стратегия деятельности социального педагога должна быть направлена на помощь детям, создание условий для развития личности.

20. Квалификационная характеристика деятельности социального педагога.

Проф.знания с. п-га: Нормативно-правовая база деятельности, Теория и история социальной педагогики, Возрастная психология, Социология, Методы соц. управления и планирования проф. исследовательской деятельности.

Проф. умения соц.п-га: Аналитические - теорет. анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негатив. влияние на состояние и развитие ребенка; анализ состояния ребенка и окружающего его социума; вычленение проблемы ребенка; анализ совместной д-ти по устранению проблемы Прогностические прогнозирование решения проблемы ребенка посредством вовлечения его в специально организованную соц-пед д-ть с учетом возникшей проблемы. Проективные определение конкретного содержания д-ти, осуществление которой обеспечит учет личных возможностей, опыта и матер условий. Отбор содержания, методов и средств достижения поставлен задач; создание программы д-ти для конкретного ребенка. Рефлексивные самоанализ собств д-ти соц педагога на каждом из ее этапов; осмысление ее положительных и отрицательных сторон. Коммуникативные владение культурой межличностного общения умение слушать и слышать ребенка; войти в ситуацию общения и установить кон- такт; выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка; создавать и развивать позитивные отношения; наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации