Таблицы и карты - файл n1.doc

приобрести
Таблицы и карты
скачать (375 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc375kb.30.05.2012 00:26скачать

n1.doc

Основные деятели психологии

таблицы и карты

Содержание
Список людей сделавший свой вклад в развитие психологии.

Античный период.

Период феодального строя.

Период учения XVII - XVIII века.

XIX век.
Карта памяти по истории психологии

1 период

2 период

3 период
Список литературы.

Список людей сделавший свой вклад в развитие психологии.
Античный период.


Ученый

Основные идеи.

Платон

(428 – 348 г. до н.э.)

Родоначальник европейского идеализма, создал на основе древнегреческой мифологии философскую модель, вел напряженную борьбу с материалистическим направлением, вершиной которого в период античности являлось учение Демокрита.

Противник материализма.

Ученик Сократа

Познание - есть анамнесис воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом.

Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия.

Он учил, что истинная реальность, которой он считал сферу вечных, бестелесных, чуждых ему материальных идей, постигается устремленным к этому высшему миру умозрений.

Считал, что чувственное и умопостигаемое принадлежит к двум не сопоставимым ни в каком отношении мирам.

В своих учениях он ориентировался на математику.

Считал, что работа мышления отличается от ощущений не только по характеру ее зависимости от объектов, но и по производимым субъектом действий.

Аристотель

(384 – 322 г. до н.э.)

Полагал что идейное богатство мира воплощено в конкретных чувственно воспринимаемых вещах и раскрывается только благодаря земному общению с ними в процессе эмпирических исследований.

В своих учениях он ориентировался на биологию.

Душа

  • Это целесообразно работающая органическая система.

  • Неотъемлемое начало органической жизни, но не материального мира в целом.

  • Способ организации материального тела.

Окончательно покончил с гилозоизмом – учением о одушевленности всех физических тел.

Выделил четыре функции души:

  1. Питательная, вегетативная – растительный мир.

  2. Сенсомоторная – животный мир

  3. Сенсомоторная – животный мир

  4. Разумная – человеческий мир, человек.

Учил, что каждый ситуации соответствует определенный – правильный аффект.

Отвергал, что органом психики является мозг – поверхность больших полушариев не обладает чувствительностью.

Учился у Платона.

Воспитатель Александра Македонского.

Основоположник формальной логики. создатель силлогистики. (СИЛЛОГИСТИКА - от греч. syllogistikos выводящий умозаключение), исторически первое, созданное Аристотелем учение о логической дедукции.

«Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении/

Колебался между материализмом и идеализмом; идеи:

  • внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них;

  • источник движения и изменчивого бытия вечный и неподвижный «ум»;

  • ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек.

  • «ум», разум, отличает человека от животного.

Центральный принцип этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия).

Августин

(354 – 430 г. до н.э.)

“Отец церкви”

Культивировал негативное отношение к реальному миру и интровертную установку – человек должен остаться наедине с собой чтобы устремиться к всевышнему.

Проповедовал спонтанную активность души с телом с которым она соединена.

Гераклит

(530 – 470 г. до н.э.)

Все вещи есть суть модификации огня.

“По каким дорогам ты ни шел бы, не найдешь границ души, так глубок ее логос”

Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется и безостановочно течет.

Он полагал, что душа испаряется из влаги.

Придерживался идеи неразделимости внешней природы и души.

Разделил психические и допсихические состояния в организме.

Внутри психического познания вычленил: мышление, познание, уровни понимания.

Парменид

(период расцвета

504-501 до н. э.)

Основатель элейской школы.

Провел принципиальное различие между чувственно познаваемым миром и миром умопостигаемым.

чувственно познаваемый мир – текучий, зыбкий, вечно изменчивый.

умопостигаемым мир – неподвижен, однороден, закончен.

Первым провел принципиальное различие между умопостигаемым, неизменным и вечным («единым»), бытием (сфера истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью и преходящей текучестью всех вещей (сфера «мнения»).

Сформулировал идею тождества бытия и мышления.

Анаксагор

(500 – 428 г. до н.э.)


Материалист.

Считал мир состоящим из бесчисленного множества качественно различных частиц, учил, что их движение упорядочивается благодаря уму. Он указывал на начало, придающее процессам природы и человеческому поведению (включая мышление) закономерный характер.

Вывел, что сладкое, горькое и др. чувственные свойства вещей нельзя познать с помощью их самих.

Выдвинул учение о неразрушимых элементах «семенах» вещей (позже названных гомеомериями).

Движущий принцип мирового порядка ум (нус), организующий элементы.

Демокрит

(460 – 370 г. до н. э.)

Разработал атомистическую модель мира, воплотившую в себе принцип причинности.

Душа – лишь одна из разновидностей вещества среди других.

Он отвергал бессмертие души.

Один из основателей античной атомистики.

По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения.

Сократ

(470 – 399 г. до н.э.)

Родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов

Создатель понятия – диалектика – нахождение истины с помощью беседы. “Познай самого себя”

С помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ – сократический метод, и тем самым привести его от неопределенных представлений к логическому ясному знанию обсуждаемых предметов.

В отличии от софистов у которых исходным пунктом было отношение человека к людям, он принял за основу отношение человека к самому себе, как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.

Был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти.

Излагал свое учение устно.

Цель философии самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость.

Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

Лукреций

(99 – 55 г. до н.э.)


Ученик Эпикура – последователя Демокрита.

Вывел что дух это не тоже самое, что и душа.

Душа, разновидность материи – активна, деятельна, способна подчинить себе тело состоящее из более грубой материи.

Категорически отвергал что вся природа пронизана разумом.

Есть только атомы, учил Он, движущие по естественным законам из которых нужно выводить и сам разум.

Гален

(129 – 199)

Вплотную подошел к понятию о сознании.

В его учении термин “Распознавание” явился приемником термина – сознание в наше время.

Создатель концепции – “зрительного акта”

Плотин

(203 – 269 г. до н.э.)

Проповедовал абсолютную имматериальность души.

Утверждал, что душа обладает способностью направляться не только “вверх” – к божественному, и “вниз” – к неземному материальному миру, но и к самой себе, воспринимая тем самым свою собственную деятельность.

Индивидуальные души происходят от мировой души.

Он понимал психическое действие любого уровня как чисто духовное.

Память – это не запас впечатлений она есть не что иное, как знание о свих прежних действиях

Основатель неоплатонизма.

Плотин сыграл большую роль в развитии античной диалектики.

Гиппократ

(460 – 377 г. до н.э.)

Отвергал единое материальное начало как основу органической жизни

Алкмеон Кротонский

(6-5 вв. до н. э.)

Мозг – есть орган души.

Утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом.

Представитель кротонской медицинской школы.

Впервые дал натурфилософскую концепцию человеческого тела как микрокосма и сбалансированной системы противоположностей.

Проводил анатомо-физиологические исследования.




Период феодального строя.


Ученый

Основные идеи.

Ибм – Сине

(980 – 1037)

Поддержка учения о психофизиологических функциях.

Выделил две психологии:

  1. Естественно – научная

  2. Метафизическая

В его работах философское учение о душе стало своего рода прослойкой между наукой и религией.

Создатель “Канона”

Продвигал идею о независимости психики от мозга.

Закарий Рази

(865 – 925)

Противник идей Галена.

Призывал строить науку на наблюдении и эксперименте.

Ибн аль – Хайсам

(965 – 1039)

Занимался исследованием возникающих в организме психических феноменов, а именно продуктов деятельности глаза.

Подошел к органу зрения как к оптическому прибору.

Изучил:

  • бинокулярное зрение

  • смещение цветов

  • контраст

Ибн – Рошду

(1126 – 1198)

“ … Чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка”.

Предполагал, что индивидуальная душа обладает некоторыми способностями, коренящимися в чувственности которые позволяют ей воспринимать божественный разум.

Учил, что человек связан с божеством не прямо, а посредством божественного разума.

Фома Аквинский

(1225 – 1274)

Душа – чистый субъект, не обладающий ни чем кроме способности сознавать.

Бернардино Телезио

(1509 – 1588)

Разработал теорию аффектов.

Полагал, что движение материи не может объяснить особое положение человека.

Склонялся к тому, что душа – бессмертна.

Леонардо да Винчи

(1452 – 1519)

Дал понятие – “живопись”, и стал создателем науки живопись.

Придавал большое значение строению и свойству двигательного аппарата.

Воспевал высокое значение строения глаза.

Изучая функции органов, рассматривал организм как образец «природной механики».

Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию.

Утвердил ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения.

Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о «всемирном потопе».

Хуан Луис Вивес

(1492 – 1540)

Один из первых противопоставил эмпирико – психологическое познание метафизическим учениям о душе.

Сформулировал закон ассоциации.

Доказал, что самым верным способом управления чувствами является вытеснение одного аффекта другими, более сильными.

Гомес Перейра

(1500 – 1560)

Отрицал существования души у животных.

Животные ничего не слышат, не видят и вообще не чувствуют

Не чувственные образы а знаки движут их поведением.


Период учения XVII - XVIII века.


Ученый

Основные идеи.

Френсис Бэкон

(1561 – 1626)

Провозгласил имевшие в те времена революционный смысл идеи о том, что человек есть слуга и истолкователь природы, что значение становиться силой (подобной силам природы), когда люди от книг обращаются к реальным явлениям, от умозрения – к эксперименту.

Решающую роль он придает эксперименту – не созерцанию и наблюдению, а изменению явлений посредством действий с использованием инструментов, орудий, приборов. Природа предстает как огромный механизм, безгранично открытый для вычислений, наблюдений экспериментов с помощью различных приборов.

Декарт

(1596 – 1650)

Определил новые понятия:

тело – автомат – система, организованная по законам механики.

душа – упорядочивание автомата – системы.

Работа внутренних органов и поведение организма нуждается только во внешних толчках и соответствующей материальной конструкции.

Ввел понятие «страсть» или «аффект» – эмоциональное состояние + ощущения + представления.

Лейбниц

(1646 – 1716)

Считал, что в душе существует известное предрасположение, благодаря которому в дальнейшем из нее могут быть извлечены в неопытные истины. Произвел разделение психических явлений и представленость на уровне сознания, и при отсутствии сознания, считал что, непрерывно продолжается незаметная деятельность психических сил.

Является родоначальником учения о психической причинности.

Спиноза

(1632 – 1677)

Его идеи:

Единственная субстанция – природа.

Психическое мышление столь же реально, как и физическое.

Вместе с Гоббсом выдвинули идеи:

О принципиальной неотделимости души и тела, душа не самостоятельная по отношению к телу «начало»

Предметом психологии познания должны служить конкретные психические явления, а не душа как целостная сущность.

Учение о психике – часть общего учения о материальном мире.

Законы природы – есть строго причинные явления.

Гоббс

(1588 – 1679)

Пытался поставить вопрос – каким образом можно вывести мыслительную активность из принципа механического воздействия.

Единственная субстанция – природа.

Он считал, что в материальном мире нет ничего, кроме движущейся материи. Дал точное определение понятию самосохранение – конечная цель к которой устремлен каждый и во имя которой один индивид вынужден наносить ущерб другому.

Локк

(1632 – 1704)

Поддерживал Декарта.

Опыт есть последствия совместной деятельности ощущений и рефлексии.

Вывел термин «ассоциация»

Гартли

(1705 – 1757)

Противник материализма.

Его учение это первая материалистическая концепция бессознательного.

Его идеи:

Рецептор должен рассматриваться не сам по себе, а как компонент системы.

Выдвинул идею о том, что следующие за раздражением рецептора движения мышц могут происходить в незаметной для внешнего восприятия форме.

Волевое поведение возникает у человека благодаря соединению сенсомоторных реакций с речью.

Дейвид Юм

(1711 – 1776)

Провозгласили единственным объектом познания опыт.

Отбросил рефлексию как источник познания.

ОПЫТ = впечатления + ощущения + эмоции + … + идеи.

Развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке «впечатлений», причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой.

Отрицал объективный характер причинности и понятие субстанции. Разрабатывал теорию ассоциации идей. В этике развил концепцию утилитаризма, в политэкономии разделял трудовую теорию стоимости А. Смита. Учение Юма один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма.

Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а не разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект.

Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть).

Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффект симпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результате воображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающего определенные душевные переживания


Христиан Вольф

(1679 – 1754)

Приемленик Лейбница

Первым преподнес понятие ПСИХОЛОГИЯ в Европу.

Описал различные классы психических явлений и разделил их на иерархически расположенные группы.

Томас Рид

(1710 – 1796)

«Шотландская школа»

Его теория – каждый человек рождается с запасом принципов и истин, позволяющих ему независимо от опыта различать прекрасное и безобразное, дурное и хорошее.

Дал понятие ощущение – простое состояние, которое существует в уме познающего.

А. Н. Радищев

(1749 – 1802)

«…Бытие вещей независимо от силы познания о них»

Он налагал, будучи материалистическим монистом, что психические явления совершаются в пространстве и воплощены в пространственных структурах. Тем самым он отвергал противопоставление психического физическому по признаку не протяженности.

Придерживался, что формирование умственных качеств индивида зависит не только от взаимодействия внешней среды но и от телесной организации.

Общие «достижения» для данного периода

  • Развитие учения о механизмах тела.

  • Развитие проблемы аффекта (страсти) – как телесное состояние, являющимся могучим регулятором психической жизни.

  • Развитие учения о живом теле как механической системе, которая не нуждается для своего объяснения ни в каких скрытых качествах и душах

  • Развитие понятия о сознании как присущей индивиду способности путем внутреннего наблюдения иметь самое достоверное, знание о собственных психических состояниях и актах.

  • Развитие взаимосвязи физического и психического.



XIX век.


Ученый

Основные идеи.

Чарлз Белл

(1774 – 1842)

Создатель проекта «Новая анатомия мозга»

Ссылаясь на свои опыты он указывал, что единый нерв представляет в действительности связку различных нервов, имеющий каждый собственное качество.

Рассчитывал экспериментально расчленить душевную жизнь на ее первичные элементы.

В результате хирургических экспериментов установил различие в функциях нервов.

Он очень близко подошел к понятию рефлекторной природе чувственного познания тем – что считал пространственный образ вещи складывается благодаря непроизвольной деятельности глазных мышц.

В 1811 установил распределение нервных волокон в корешках спинного мозга

Провел работы по связи выразительных движений с функциями различных отделов нервной системы. Внес существенный вклад в разработку представлений о рефлексах и рефлекторной дуге. Обнаружил один из защитных рефлексов, состоящий в том, что при смыкании век оба глазных яблока поворачиваются к верху.

Маршал Холл

Отделил рефлексы от движений.

Рефлекс – такие акты, природа который апсична. Рефлекс – не есть деятельность психических моментов.

Ф. Галль

(1758 – 1828)

Основатель науки френологии (наука о деятельности мозга).

Произвел первые попытки «размещения» в извилинах больших полушариев все «умственные силы».

Флуранс

(1794 – 1867)

Мозг – орган мысли.

Экспериментальными способами впервые выяснил, что:

  • мозжечок – координирует движения

  • продолговатый головной мозг – это жизненный узел

  • четверохолмие – зрение

  • спиной мозг – возбуждение

Томас Юнг

(1773 – 1829)

Выдвинул гипотезу, что сетчатка глаза содержит три вида волокон каждый из которых реагирует на свой световой луч.

Карл Густав Юнг

(1875-1961)

Основатель «аналитической психологии».

Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т. н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»).

Цель психотерапии, по Юнгу, осуществление индивидуации личности.

Оказал влияние на культурологи, сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др.).


Огюстом Конт

(1798 – 1857)

В период его деятельности он предложил новую классификацию наук, среди которых – психологии не было.

Внутренний мир станет предметом науки тогда, когда будет восстановлена бесплодная почва интроспективного анализа.

Вод его влиянием образовалась социальная психология.

Фохт

(1817 – 1895)

Молешотт

(1822 – 1893)

Бюхнер

(1824 – 1899)

Чольбе

(1819 – 1873)

- утверждал, что мозг производит мысль так же, как печень желчь. Враждебно относился к рабочему движению и социализму.
- в мышлении видел лишь физиологический механизм. Биохимические исследования Молешотта сыграли значительную роль в развитии физиологической химии.

- понимал сознание не как активное отражение объективной реальности, а как зеркальное (пассивное) отражение действительности; сторонник социального дарвинизма.

Сочинения этих авторов способствовали развитию материалистического воззрения.

За свой период научной деятельности эти германские ученые внесли лишь малую лепту в развитии психологии.

Вульгарный материализм – мозг является не столько энергетической сколько информационной машиной.

Ложность их позиции заключалась в ошибочном понимании мозга как машины.

Иоганнес Мюллер

(1801 – 1858)

Рефлекс – есть деятельность психических моментов и примером тому служит – чихание, кашель.

Каждому органу чувств свойственна своя «специфическая энергия» – скрытая в органе она разряжается под действием внешних стимулов.

Уитстон

(1802 – 1875)

Брюстер

(1781 – 1868)

Создатели прибора по исследованию зрительного органа.

Выводом после изучения глаза был следующий – глаз нельзя рассматривать как чисто оптический инструмент и как чисто анатомический орган.

Л. Фейербах

(1804 – 1872)

Первоначально последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию.

В центре философии Фейербаха человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид. Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества.

Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством «религии любви» (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты).

Э. Пфлюгер

(1829 – 1910)

Экспериментально доказал несостоятельность рефлекторной концепции Холла.

Доказал, что объективный подход у целесообразному поведению позвоночных требует сенсорной регуляции.

Джеймс Раш

(1786 – 1869)

Произвел первую революцию в психологии как переход к изучению объективной психологии.

Его система строилась на двух фундаментальных принципах:

  1. Отражение

  2. Реальность действия

Важную роль в структурировании человеческой психики отводил речевым знакам.

Герман Гельмгольц

(1821 – 1894)

Обнаружил и измерил теплообразование в мышцах, изучил процесс сокращения мышц, измерил скорость распространения нервного импульса.

Сторонник физиологического идеализма.

Томас Лейкон

(1812 – 1876)

Физиология мозга является базисом для науки психического.

Мозг – это рефлекторный аппарат.

Рефлекс – психофизиологический, а не психический акт.

В. Карпентер

(1813 – 1885)

Вывел понятие о идеомоторном акте – движение которое автоматически вызывается не раздражением нервных окончаний самих по себе, а идеей, образом, психическим.

Гегель

(1770 – 1831)

Утвердил принцип историзма в интерпретации сознания.

Он считал процесс общественного развития объективацией духа.

Самосознание – родовое, в неличностное начало, развивающегося отдельной личности.

Его открытия:

Сознание формируется в деятельности причем моделью, с которой он писал картину деятельности, служил труд.

Различал четыре разновидности психологии:

  1. Житейская

  2. Национальная

  3. Эмпирическая

  4. Истинно философская психология

Белинский В.Г.

(1811 – 1848)

Герцен А.И.

(1812 – 1870)

Добролюбов Н.А.

(1836 – 1861)

Чернышевкий Н.Г.

(1828 – 1899)

Убежденные материалисты.

Отстаивали принцип детерминизма как незыблемую основу научного мировоззрения.

Пытались доказать, что психические акты неотделимы от явлений.

Психика – одна их форм жизнедеятельности.

Густав Фехнер

(1801 – 1887)

Создатель психофизики.

Идеи:

Психические явления подчинены определенной закономерности, которая доступна опытному изучению и может быть выражена математическии.

Он утверждал, что сознание разлито по вселенной, небесные тела воодушевлены, а материя лишь оборотная теневая сторона психического.

Э.Г. Вебер

(1795 – 1878)

Открыл определенную математически формулируемую корреляцию между физическими стимулами и сенсорными реакциями.

Вильгельм Вундт

(1832 – 1920)

Под воздействием достижений физиологии органов чувств он выдвинул свою психологическую программу.

Психология, имеет уникальный предмет – непосредственный опыт субъекта постигаемый путем самонаблюдения!

Обычное самонаблюдение бесконтрольно и хаотично.

Контроль и порядок в исследовании сознания способны внести экспериментальные процедуры физиологии.

Он считал, что в физиологии как таковой не содержится ни каких данных расширяющих возможность психологического объяснения.

В его школе формировалась первое поколение профессиональных психологов.

Сравнивая его программы с другими выходит, что ее решающее преимущество было связано с утверждением эксперимента в качестве главного рычага превращения психологического знания в научное.

Психология – наука опытная и экспериментальная

Один из основоположников экспериментальной психологии.

Центральную роль в душевной жизни отводил воле.

Выдвинул концепцию «аналитической интроспекции». содержит психологическое истолкование мифа, религии, искусства и т. д.

П.Ф. Лесгафт

(1837 – 1909)

Руководствуясь принципом сенсомоторного единства, он разработал теорию физического образования, в качестве главной цели которого утверждалась «сознательная физическая форма»

Карлос Гросс

(1861 – 1946)

Противопоставил учению о том что игра по своей сущности является будто бы атавизмом, остаточным явлением. Согласно которой игра обращена не к прошлому, а к бедующему и служит школой подготовки организма к жизненным испытаниям.

Г. Мюнстерберг

(1863 – 1916)

Предложил тесты для проф. ориентации и проф. отбора.

Один из родоначальников тестологии - // сравнительная тестология

Г.И. Россолимо

(1860 – 1928)

Идея количественной оценки ингредиентов душевной жизни с целью воссоздания ее индивидуального профиля у здоровой и больной личности.

Выделили 11 психических процессов который разделил на пять групп:

  • Внимание

  • Воля

  • Восприимчивость

  • Запоминание

  • Ассоциативные процессы

Сеченов

Иван Михайлович

(1829-1905)


Российский ученый и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы.

Обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами.

Открыл явления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения.

Исследовал дыхательную функцию крови.

Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. Труды Сеченова оказали большое влияние на развитие естествознания и теории познания.

Предложил новый план в психологии – объективная наука.

Открыл тормозные центры

Истинный смысл его проекта – построить новую психологию на принципе детерминизма и объективном методе.

«РУССКИЙ ПИОНЕР РЕФЛЕКСОЛОГИИ»

Франц Брентано

(1838 – 1917)

Противник Вундта.

Его кумир – Аристотель.

Разработал план новой психологии об «ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ АКТАХ СОЗНАНИЯ».

Область психологии – это не сами по себе ощущения, или преставления, а те акты которые производит субъект когда он превращает нечто в объект осознания. Вне акта объект не существует.

Он стоял у истоков направления – функции – анализа.

Психология – наука опытная и наблюдательная.

Блонский

Павел Петрович

(1884-1941),


Резко критикует взгляды на человека как на неизменное существо.

Поведение человека есть изменчивое явление. Оно выступает как производное общественных отношений.

… поведение понятно лишь как история поведения.

Разделял идеи педологии.

Развил теорию трудовой народной школы, предложил генетическую теорию памяти.

Корнилов Константин Николаевич

(1879-1957)


Психологические процессы – это свойство высокоорганизованной материи и что такое понимание определяет решение вопроса о предмете психологии.

Он считал что система современной психологии науки не должна замыкаться в узкие рамки только индивидуальной психологии, а должна включать в себя социальную психологию, основывающуюся на теории исторического материализма.

Возглавил методологическую перестройку психологии на основе диалектического материализма.

Развивал идеи реактологии.

В.М. Бехтерев

(1857 – 1927)

Основатель рефлексологии.

Поддерживал Сеченова.

Нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно в объективных проявлениях.

Изучал быстроту и форму протекания реакций.

Исследования лечебного применения гипноза, в т. ч. при алкоголизме.

Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии.

Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами.

Основатель рефлексологии.

Челпанов

Георгий Иванович

(1862-1936)


Основатель и директор первой в России Московского Психологического Института.

Он стремился оторвать экспериментальную психологию от материализма и подвести под нее материалистическую базу.

Сторонник психофизического параллелизма.

Труды по экспериментальной психологии.





Список литературы.





  1. История психологии / М. Г. Ярошенко - М.: Мысль. 1976.

  2. Психология Словарь справочник / М. И. Дьченко, Л. А. Кандыбович - Мн.: Хэлсон. 1998.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации