Юшина Л.Н. Совершенствование кадрового обеспечения регионального АПК на основе инновационного развития системы профессиональной подготовки - файл n1.doc
приобрестиЮшина Л.Н. Совершенствование кадрового обеспечения регионального АПК на основе инновационного развития системы профессиональной подготовкискачать (3543.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.Д. ГЛИНКИ На правах рукописи Юшина Людмила Николаевна Совершенствование кадрового обеспечения регионального АПК на основе инновационного развития системы профессиональной подготовки Специальность 08.00.05 - экономика.и управление народным хозяйством: региональная экономика
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Научный руководитель - доктор экономических наук,
профессор Белоусов В.И.
Воронеж 2004
Содержание Введение 3 Глава 1 Кадровое обеспечение и проблемы инновационного развития кадрово-
го потенциала... . 8
Понятие «кадры» и «кадровый потенциал», принципы и современные тенденции его развития 8
Особенности и проблемы инновационного обеспечения подготовки кадров для АПК 25
Хозяйственный механизм и основные направления инновационного развития системы профессиональной подготовки кадров 51
Глава 2 Состояние кадрового обеспечения регионального АПК и предпосылки
его инновационного развития 65
Состояние и пути кадрового обеспечения регионального АПК 65
Региональные проблемы подготовки руководителей, специалистов и кадров массовых профессий для АПК 80
Глава 3 Совершенствование региональной системы подготовки кадров для АПК .. 103
Разработка инновационной стратегии развития региональной системы аграрного образования 103
Стимулирование инновационного развития аграрного вуза на основе принципов саморазвития организации г. 122
Заключение 149Список используемой литературы 154 ВведениеАктуальность темы. Рыночные преобразования в экономике России и ее регионах, затянувшийся системный кризис, резкий спад производства в агропромышленном комплексе (АПК) - эти и другие факторы обусловили создание на селе экономической ситуации, требующей объективного научного решения. В региональном АПК одной из серьезных стала проблема его кадрового обеспечения. Более полное использование внутренних ресурсов и, прежде всего человеческого ресурса, является одним из основных факторов развития сельскохозяйственного производства регионов, обеспечения продовольственной безопасности всей России. В современных условиях развития рыночных отношений, формирования многоукладной экономики, становления новых форм хозяйствования изменяются и возрастают требования к качественным характеристикам и профессиональному составу кадров регионального АПК. По мере повышения требований к рабочим кадрам, специалистам и руководителям возрастает необходимость в совершенствовании форм и методов их подготовки, создании эффективной региональной системы непрерывного профессионального образования всех категорий работников. Важная задача региональной системы профессионального образования — создать условия для успешного функционирования всех звеньев системы кадрового обеспечения регионального АПК, что, в свою очередь, требует по-новому организовать работу образовательных учреждений, повысить качество обучения. В сфере образования, как и во всякой другой, первостепенное значение имеет управленческая деятельность как комплекс мероприятий, направленных на устранение расхождений между сложившимся и требуемым состоянием управления системой. За счет новых форм и механизмов более эффективного управления деятельностью системы аграрного образования и аграрных учебных заведений повысится эффективность подготовки кадров для АПК региона. В результате стабилизируется и будет развиваться кадровое обеспечение сельскохозяйственных предприятий и организаций Воронежской области. Актуальность решения задачи развития системы профессиональной подготовки кадров (аграрных учебных заведений), недостаточная исследованность ее теоретических и практических аспектов, значимость для устойчивого развития кадрового обеспечения регионального АПК, а также развития отечественного сельскохозяйственного производства обусловили выбор темы диссертационной работы. По рассмотренным выше вопросам, автор проводил исследования и научные разработки в качестве соискателя при ВГАУ с 2001 года по настоящее время, занимаясь по госбюджетной теме «Разработка организационно-экономического механизма реструктуризации, стабилизации и повышения эффективности функционирования агропромышленного комплекса» (Код. 01.200.13980). Степень научной разработанности проблемы. Теоретическим, методологическим и практическим вопросам кадрового обеспечения народного хозяйства в целом и агропромышленного комплекса в частности, посвящены многочисленные исследования зарубежных и отечественных экономистов. Из зарубежных — это Д.Гиллер, Дж.Даклоп, Дж.Кейнс, Я.Корнаи, А.Лаффер, К.Маркс, А.Пигу, Л.Ульман, М.Феддстайн, М.Фридман, Э.Фэлпс и другие. Отечественные ученые Абалкин Л.И., Анисимов Ю.П., Бачурин А.В., Боровиков В.И., Горелов А.А., Дадашев А.З., До-лишний М.И., Козлов Н.А., Костаков В.Г., Костин А.А., Котляр А.Э., Мацкуляк И.Д., Немчинов B.C., Новицкий А.Г., Преображенский Б.Г., Пугачев Р.А., Рисин И.Е., Рогачев А.А., Рутгайзер В.М., Рябушкин Т.В., Саруханов Э.Р., Стримулин С.Г., Трещевский Ю.И., Хацкевич Л.Д., Чичканов В.П., Якимов В.Н. и другие по-новому переосмыслили классические категории экономики труда и управления, ввели в научный оборот ряд новых понятий, сущность, содержание и структура которых стали предметом дискуссий. Существенный вклад в изучение охватываемой темой проблем внесли ученые-аграрники Баутин В.М., Белоусов В.И., Белоусов А.В., Богда-новский В.А., Бондаренко Л.В., Демченко А.Ф., Долгушкин Н.К., Коротнев В.Д., Машенков В.Ф., Медведев А.Ф., Панков Б.П., Розов В.Е., Ушачев И.Г., Чекалев М.И., Шевченко В.Е., Шмелев Г.И., Шутьков А.А. и другие. Вместе с тем, проблемы кадрового обеспечения и инновационного развития системы подготовки кадров для АПК на общем, а особенно на региональном уровнях не до конца решены. Важность задачи и необходимость в ее уточнении теоретико-методологических подходов свидетельствуют об актуальности темы диссертационного исследования. Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в разработке комплекса мероприятий (моделей, механизмов) по совершенствованию региональной системы кадрового обеспечения АПК. В соответствии с целью исследования в диссертационной работе поставлены и решены следующие задачи: уточнены понятия «кадры» и «кадровый потенциал», их место в экономике; уточнены принципы формирования кадрового потенциала и раскрыты основные факторы его развития (профессионально-квалификационные факторы определены как основные факторы улучшения качества кадрового потенциала); выявлена связь системы профессионального образования с народным хозяйством (система профессионального образования определена как основной фактор развития экономики); исследована современная структура системы профессионального образования; выделены особенности хозяйственного механизма профессиональной школы; разработаны концептуальные положения по основным направлениям подготовки кадров, предложена стратегия кадрового обеспечения регионального АПК на основе развития региональной системы аграрного образования; разработана концепция развития аграрного образования в регионе; разработан механизм саморазвития вуза (основанный на децентрализации система управления вузом); разработан комплекс мероприятий обеспечения саморазвития аграрного вуза. Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают кадры сельского хозяйства России в целом, Воронежской области; Воронежский государственный аграрный университет и его представительства в регионе. Предметом исследования является процесс развития кадрового обеспечения на селе путем совершенствования системы аграрного образования Воронежской области и механизмов функционирования аграрного вуза. Источником информации при научном исследовании явились материалы Госкомстата России, Министерства сельского хозяйства РФ, Комитета статистики Воронежской области, Администрации Воронежской области (Главного управления образования, Главного управления АПК (Отдела организационной работы)). Методология и методы исследования. Теоретической и методологической основой исследований явились работы ученых по теории и методологии управления, законодательные акты, программные документы, приказы и постановления правительства, затрагивающие вопросы эффективного и устойчивого развития учреждений высшего профессионального образования. В работе использовались экономико-математический, экономико-статистический, абстрактно-логический, исторический методы, метод системного анализа, сравнения, моделирования и оптимизации. Научная новизна исследования заключается в разработке концептуальных положений по определению стратегии развития кадрового обеспечения АПК Воронежской области путем инновационного развития системы аграрного образования на базе ВГАУ и его представительств в регионе. В работе получены следующие основные результаты, характеризующиеся научной новизной:
уточнена сущность понятия «кадровый потенциал», в отличие от известных интеллектуальная составляющая кадрового потенциала включает наличие способностей кадров противостоять внешнему конкурентному окружению и развиваться в этих условиях;
сформулированы проблемы кадрового обеспечения регионального АПК, важнейшими из которых являются слабая закрепляемость кадров на селе и проблемы инновационного обеспечения подготовки кадров;
проведена оценка кадрового потенциала АПК Воронежской области по уровню профессионального образования работников, в результате которой выявлена низкая обеспеченность регионального АПК руководителями и специалистами с высшим профессиональным образованием, а также квалифицированными кадрами массовых профессий сельского хозяйства;
разработана концепция развития региональной системы кадрового обеспечения на селе, отличительной особенностью которой является выдвижение на основе инновационных технологий с образовательными и консалтинговыми услугами вглубь региона, размещение образовательных центров на базе местных сельскохозяйственных образовательных учреждений и развертывание региональной инфраструктуры поддержки инновационных процессов;
разработана концепция инновационного развития аграрного вуза, отличающаяся формированием структуры управления, построенной по принципу инновационных и образовательных бизнес-единиц;
построена модель механизма саморазвития аграрного вуза, отличающаяся введением саморазвивающихся структурных формирований, действующих на принципах полного хозрасчета.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что основные положения и научные выводы имеют практическую направленность и могут быть использованы службами по работе с кадрами АПК, профессиональными учебными заведениями, оказывающими образовательные, консультационные услуги, услуги переподготовки и повышения квалификации кадров. Непосредственно для практического применения наиболее значимым является рекомендованный мо-тивационный механизм саморазвития организации, предоставляющей образовательные услуги. Результаты диссертации целесообразно использовать при подготовке и повышении квалификации профессорско-преподавательского состава профессиональных учебных заведений. Апробация работы. Некоторые результаты исследований и научных разработок докладывались и обсуждались на межвузовской научно-методической конференции «Качество профессиональной подготовки специалистов: опыт и проблемы вузовского образования» (Воронеж 2003). Отдельные положения диссертационного исследования вошли в исследовательский проект «Система ведения агропромышленного производства Воронежской области до 2010 года по разделу «Система подготовки кадров и социальная политика по развитию села». Публикации. Основные результаты диссертации опубликованы в 7 печатных работах. Лично соискателю принадлежит 7 работ. Список опубликованных работ приведен в конце автореферата. Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 150 наименований. Основной текст диссертации изложен на 166 страницах машинописного текста, работа содержит 21 рисунок, 25 таблиц, 1 формулу. Глава 1 Кадровое обеспечение и проблемы инновационного развития кадрового потенциала 1.1 Понятие «кадры» и «кадровый потенциал», принципы и современные тенденции его развитияПриступая к поиску решений, способствующих кадровому развитию на селе, целесообразно вначале установить сущность понятий «кадры» и «кадровый потенциал», их место в системе экономических категорий. Для решения этой задачи рассмотрим часть населения страны определенного возраста, обладающую необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, квалификацией и профессиональными знаниями для общественно полезной деятельности. В экономике для определения этой части населения используется термин «трудовые ресурсы». Как экономическая категория, трудовые ресурсы выражают экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производстве и других сферах человеческой деятельности. Трудовые ресурсы двояки по своей природе. С одной стороны, они являются главной производительной силой общества, с другой — выступают как субъект и объект производственных отношений, охватывающих процессы их формирования, распределения, использования [130, с. 5]. Категория «трудовые ресурсы», на наш взгляд, отражает лишь одно обстоятельство — из всего населения страны выделяется часть, способная трудиться. При определении масштабов трудовых ресурсов общества, региона, города или села участие трудоспособного населения в общественном труде является лишь дополнительным критерием. Фактическая занятость учитывается при отнесении к трудовым ресурсам и групп населения, находящихся за пределами трудоспособного возраста (моложе или старше) или являющихся инвалидами I и II групп, но работающих. Поэтому, на наш взгляд, более близкой к рассматриваемому понятию является категория «экономически активное (неактивное) население». Экономически активное население - это та часть населения, которая предлагает свой труд для производства товаров и оказания услуг [55, с. 18]. Эта категория населения объединяет две строго определенные группы людей: занятых и безработных. Таким образом, мы пришли к выводу, что категория «экономически активное (неактивное) население» вытекает из понятия «трудовые ресурсы». Но они выражают разные аспекты производственных отношений. Экономически активные - имеют статус занятых или претендуют на занятость, неактивные — не намерены трудиться вне домашнего хозяйства. Характерной чертой трудовых ресурсов является их свойство потенциальности и обезличенности. Их можно распределять, перераспределять, использовать. Они могут быть вовлечены в процесс производства, а могут остаться за его пределами. Категорию «трудовые ресурсы», считает Долгушкин Н.К., в настоящее время правомерно рассматривать в территориальном аспекте [55, с. 12]. Мы также считаем, что на предприятиях отраслей народного хозяйства целесообразно использовать понятие «кадры», которое характеризует работников, занятых в рамках конкретного предприятия, объединения, отрасли, и обладающих однородным профессионально-квалификационным составом. Основой для характеристики всех выше перечисленных категорий является рабочая сила, совокупность физических и духовных способностей человека, которые он применяет при производстве материальных и нематериальных ценностей. Способности человека к труду позволяют ему приобрести социальный статус участника общественного производства, вступить в кадровый состав определенного предприятия, организации [56, с. 51]. Следует отметить, что способности человека значительно шире, ему присуще многообразие способностей, социальных и нравственно-психологических качеств, специфических стремлений и интересов. Факторами социально-экономического развития общества становятся человеческие ресурсы, управление кадрами на предприятиях, в отраслях перерастает в управление человеческими ресурсами. Активизация человека в общественных отношениях реализовалась в концепции трудового потенциала. В ней категория «рабочая сила» и «трудовые ресурсы» усиливались качественными характеристиками [89, с. 17]. В настоящее время, как видно из различных источников научной литературы, ведущее место среди человеческих ресурсов, имеющих решающее значение для выхода страны из кризиса, принадлежит социальному ресурсу (повышение человека-работника до статуса носителя социально-трудового потенциала). Этот ресурс отражает социально-психологические установки населения на активное участие в социально-трудовых отношениях, полное и эффективное использование своих человеческих способностей при достойном материальном и моральном вознаграждении. Отсюда следует, что категория «социальный или человеческий ресурс» характеризует крупные изменения в положении работника. Понятие «человеческие ресурсы» способствует поиску новых резервов и методов социально-экономического развития, управления кадрами, особенно на уровне предприятия. В экономической литературе используется понятие «трудовой потенциал». Ряд авторов под трудовым потенциалом понимают «резервы трудовых ресурсов» [48, с. 319]. Ведущую роль в понятии трудового потенциала они отводят качественным параметрам социального и экономического характера (образовательный уровень, профессионально-квалификационная подготовка, мобильность работника). Другие авторы сводят это понятие к совокупности социально-экономических и организационно-управленческих возможностей, реализуемых в процессе трудовой деятельности. В современных условиях для характеристики количественной и качественной сторон «трудового потенциала» больше применяется термин «человеческие ресурсы». Именно эта категория, на наш взгляд, отражает все многообразие способностей человека, которое при соответствующих условиях превращается в фактор социально-экономического развития, повышения эффективности и качества производства. Большинство авторов под кадровым потенциалом понимают все возможности человека по участию в трудовой деятельности и выделяют физическую и социально-психологическую составляющие кадрового потенциала [139, с. 6]. На наш взгляд, кадровый потенциал определяют три его составляющие: физическая, социально-психологическая и интеллектуальная. Физическая составляющая кадрового потенциала характеризует физическую, энергетическую, биологическую возможность (способность) людей выполнять работу, осуществлять деятельность. Физический потенциал выделяет трудоспособную в физическом смысле часть населения, степень трудоспособности которой определяется половозрастной структурой населения, уровнем здоровья. Физическая сторона человеческих ресурсов характеризуется численностью трудоспособного населения, в составе которого по степени участия в общественном производстве выделяется несколько групп. Это деление необходимо для составления прогнозов занятости, балансов трудовых ресурсов. Для целей управления большое значение имеет половозрастная структур трудовых ресурсов, поскольку занятость в определенных отраслях, на определенных видах работ связана с ограничениями по полу и возрасту. Социально-психологический кадровый потенциал определяется системой мо-.тивационно-ценностных ориентации, уровнем социальной зрелости, системой нравственных и культурных интересов, типом личности его носителя: отношение к труду, инициативность, заинтересованность в труде, способность к саморазвитию и самообразованию, мобильность, моральные качества. Социальная сторона определяется условиями труда, социальным положением, психологическим типом личности, характером ее мотивированности к труду, составом семьи, материальной и жилищной обеспеченностью, уровнем потребления материальных благ и услуг, образом жизни [55, с. 48]. Интеллектуальная сторона, по мнению ряда ученых, определяется уровнем общего и профессионального образования, стажем работы, способностью генерировать и осуществлять на практике новые идеи. Особое место занимает профессионально-квалификационная структура кадров. Структурное построение всех частей кадрового потенциала по признаку профессии и квалификации — главное условие согласования структуры трудовых ресурсов, рабочей силы, а также структуры видов деятельности. Учет профессионально-квалификационной структуры необходим для сбалансирования потребностей с профилем подготовки кадров в системе образования. Интеллектуальная составляющая кадрового потенциала характеризует духовно-умственную способность к осуществлению трудовой деятельности. В современном производстве работник в процессе трудовой деятельности должен обладать интеллектуальной способностью, которая присуща работникам как физического, так и умственного труда. Интеллектуальная составляющая кадрового потенциала, на наш взгляд, определяется не только, как это подчеркивается в литературе, содержанием объема и качества общих и специальных знаний, уровня образования, профессионально-квалификационной подготовленностью к выполнению конкретного труда и определенной степенью природной одаренности, но и способностью кадров противостоять конкурентному окружению, что предполагает непрерывное создание конкурентных преимуществ и на этой основе поддержание конкурентоспособности своих предприятий и организаций. Как отмечается в литературе, в последние годы все более отчетливо видны функциональная неграмотность и технический консерватизм кадров, дефицит экономических, правовых, технических, социально-политических знаний [92, с. 176]. В рыночных условиях перед руководителем любого предприятия возникает двуединая цель: удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли [92, с. 301]. Как считают исследователи кадрового потенциала, в современных условиях руководители и специалисты сельхозпредприятий должны обладать следующими качествами [92, с. 303]:
обладать необходимыми экономическими знаниями;
понимать механизм функционирования рынка и экономического поведения производителей и потребителей, уметь формировать экономические цели и стратегию предприятия;
иметь ясное понимание сути, форм, методов агробизнеса;
уметь давать взвешенные оценки и находить нестандартные эффективные решения, вырабатывать новые производственные и коммерческие идеи, оценивать их перспективность;
• обладать способностью идти на обоснованный хозяйственный риск в условиях неопределенности, характерной для предпринимательства в целом и агробизнеса в частности;
обладать способностью давать объективную профессиональную оценку результатам своей хозяйственной деятельности, внешней конкурентной ситуации;
уметь оценивать издержки производства с управленческой точки зрения;
уметь устанавливать контакты, вести переговоры и заключать сделки;
увязывать деятельность предприятия с макро- и микроэкономическими факторами;
обладать знаниями и навыками внешнеэкономической деятельности, включая работу с иностранными партнерами;
уметь организовывать деловую переписку;
организовывать свою жизнь, контролировать здоровье для выполнения своей роли. Не отрицая наличие вышеперечисленных качеств, мы полагаем, что руководитель и
специалист должны быть способны работать с людьми, организуя с их помощью не только противостояние рыночному окружению, но и развитие в условиях современной конкурентной среды. Главным условием успешности проектов социально-экономического развития региональных АПК является приток инновационных сил — кадров с современным мышлением. В ходе диссертационного исследования мы пришли к выводу, что человеческий капитал - ключевой, важнейший ресурс регионального АПК. Устойчивое развитие АПК региона требует наличия критического числа граждан, свободно ориентирующихся в региональном, национальном и мировом культурно-экономическом пространстве, умеющих повышать эффективность использования совокупных ресурсов и находить новые, более предпочтительные, способы их применения и накопления. Если в XX столетии экономическая и военно-политическая мощь государства, благополучие его граждан, в основном зависело от эффективности созданной хозяйственной системы производства, обращения и применения производственного и финансового капитала, то в третьем тысячелетии благополучие и влияние современных обществ зависит от созданной системы производства, обращения и применения интеллектуального капитала: системы культурных ценностей, знаний и умений (технологии). Уже сегодня динамика экономического развития приводит к смене востребованных умений и навыков 2-3 раза на протяжении жизни. Решающей для социальной успешности становится не раз навсегда освоенная специальность, а способность к непрерывному развитию, к постоянному дополнительному обучению и переобучению, к смене типа занятости. Отсутствие в обществе массово-признанного идеала непрерывного обучения и переобучения приводит к социальной напряженности, к распаду общественной солидарности. Людям кажется несправедливым, что многолетний профессиональный опыт, знания и умения специалиста вдруг становятся «никому не нужными». Происходит распад социальной ориентации индивида. Между тем, это естественное следствие каждого этапа технологического развития. Современное общество переживает освоение возможностей пятого технологического уклада, который опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и тому подобное. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной сетью на основе Интернет, осуществляющих тесное технологическое взаимодействие [26, с. 25-26]. Запаздывание кадров в овладении возможностями пятого технологического уклада вызывает отставание в развитии конкретного предприятия, организации, учебного заведения и экономики страны в целом. Отсюда, в настоящее время развитию системы подготовки кадров придается новый смысл - обеспечение конкурентоспособного развития предприятия, территории и общества. Сегодня процесс получения новых знаний, их распространения и применения, должны обеспечиваться системой образования в широком смысле слова, являющейся базовой основой для воспроизводства и развития социальной, политической, экономической структуры общества в целом. Конкурентоспособное, эффективное общество ближайшего будущего — это общество-университет, где каждый учится у всех. Поэтому активная социальная политика, проводимая государственными и муниципальными структурами в сельской местности, должна помочь каждому осваиваться в новых и постоянно меняющихся социальных и хозяйственных условиях. Перед гражданами должны открыться возможности перехода к новым моделям профессиональной деятельности и развития, возможность осваивать в любом активном возрасте новые способы бытового и профессионального поведения. Это возлагает особую социальную ответственность на систему образования, подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации. Именно эти системы сегодня должны стать главными каналами передачи новых, современных образцов деятельности и образа жизни. Системы образования и подготовки кадров становятся не только каналами передачи знаний, но и несущим каркасом новой динамичной, гибкой структуры общества, институтом, призванным сформировать новую, адекватную вызовам XXI века, социальную солидарность. Под влиянием современной технологической и организационной революции модель развития общества коренным образом изменилась. От экономики производства товаров и услуг массового спроса развитые страны переходят к экономике производства нововведений, новых знаний и технологий. Все большая часть добавленной стоимости создается за счет инновационного процесса — от научного открытия и производства новых знаний до создания практических технологии и их продвижения на рынок. Производство нововведений превратилось в самостоятельную отрасль, оказывающую формирующее влияние на все остальные отрасли. Следовательно, базовые системы, обеспечивающие инновационную экономику: система образования, подготовки и переподготовки кадров, система государственного и муниципального управления - также должны стать органичными элементами новой экономики. Инновационный подход к развитию образования заключается в непрерывном осуществлении изменений, посредством освоения новаций, способствующих созданию конкурентных преимуществ, обеспечивающих конкурентоспособность образовательного учреждения на своем образовательном рынке. Безусловно, продвижению образовательного учреждения к конкурентоспособности способствует любое прогрессивное нововведение как эволюционного типа, так и революционного. Однако радикальные прорывы в конкурентоспособном развитии можно достичь лишь при освоении революционных нововведений. В рыночной экономике первая и главная исходная посылка успеха вытекает из термина — конкурентоспособность. Под конкурентоспособностью понимается способность товара или услуги быть востребованным, проданным на рынке среди аналогичных. В современной экономике главными качествами специалиста, особенно руководителя, считаются, во-первых, способность обеспечить конкурентоспособное развитие своей организации, предприятия, во-вторых, обеспечить свою собственную конкурентоспособность как специалиста (обладать в каждый момент знаниями и умениями решать стоящие перед предприятием задачи). Многие ученые считают, что определение конкретных параметров человеческих ресурсов, их задействование в экономике формируется через кадры предприятий, организаций, отраслей. Федоров В.Б. указывает, что под кадрами в широком смысле слова понимается все категории трудящихся из числа самодеятельного населения, в узком смысле слова, по его мнению, кадры — это самая квалифицированная часть работников [138, с. 135]. При таком понимании термин «кадры» близок к понятию «трудовые ресурсы». Но, на наш взгляд, на отраслевом уровне и на уровне предприятия имеется заинтересованность в подборе нужных работников на принципах индивидуального подхода, обязательного учета деловых, профессионально-квалификационных и личных качеств. Этим обусловлена необходимость в понятии «кадры», которое отличается от категории «трудовые ресурсы». Кадры — это часть трудовых ресурсов, постоянно функционирующих в той или иной отрасли, на ее предприятиях, и имеющая соответствующую отрасли профессию и квалификацию. Использование кадров любой отрасли во многом определяется состоянием трудовых ресурсов страны. В зависимости от вида трудовой деятельности и характера выполняемых функций кадры традиционно делятся на четыре основные категории: рабочие кадры, кадры служащих, кадры специалистов, кадры руководителей. Эти категории создают целостное понятие «кадры» на основе главного признака кадров - характера выполняемой работы на определенном рабочем месте на базе определенных знаний и умений, профессиональной подготовки. Основанием для отнесения трудоспособного человека к кадрам является наличие у него более или менее продолжительной профессиональной подготовки [143, с. 15]. Наряду со специальной профессиональной подготовкой, характерным признаком кадров является участие в основной хозяйственной деятельности предприятия, включение в списочный состав. Таким образом, обобщая имеющийся опыт по исследованию экономической категории «кадры», мы считаем, что она представляет собой реальный контингент занятых, их определенный профессиональный состав, деловые и личные качества. На каждом отдельном предприятии, объединении, в каждой отдельной отрасли трудовые ресурсы переходят в новую экономическую категорию - кадры отрасли, предприятия, объединения. Они отличаются от трудовых ресурсов тем, что, являясь основными (штатными) работниками конкретного предприятия, активно включены в процесс производства. В соответствии с потребностями производства в хозяйствующих субъектах складывается определенная структура кадрового потенциала. Грачев М.В. характеризует категорию «кадровый потенциал» как совокупность общих и профессиональных знаний, умений, трудовых навыков и социальных качеств работников, занятых в определенной сфере деятельности - предприятии, учреждении, отрасли [49, с. 18]. В составе кадрового потенциала каждый работник выполняет определенные функции и взаимодействует с другими. Волгин А.П. определяет кадровый потенциал не просто как сумму работников (кадров), он включает в это понятие используемые, а также еще незадействованные в производстве способности работающих [41, с. 26]. Следовательно, кадровый потенциал при одной и той же сумме работников может возрастать за счет приведения в действие человеческих ресурсов, неиспользуемых ранее. Кадровый потенциал может рассматриваться в двух аспектах: как фактический и как перспективный [143, с. 19]. Фактический кадровый потенциал адекватен составу кадров отрасли (организации), под которым подразумевается совокупность сотрудников, выполняющих определенные функции в процессе производственной деятельности на базе выявленных (известных) способностей. Перспективный кадровый потенциал характеризует максимальные возможности кадров, которых можно достичь при улучшении условий хозяйствования и оптимальном использовании способностей работников. Процесс включения человеческих ресурсов в производственно-хозяйственную деятельность, охватывающий совокупность последовательных и взаимосвязанных мер (социально-профессиональная ориентация подростков на квалифицированный труд, отбор и профессиональное обучение работников, их расстановка в соответствии со способностями и знаниями, закрепление на производстве и создание у них позитивных мотиваций труда) характеризуется понятием «формирование кадрового потенциала». Процесс формирования кадрового потенциала можно представить в виде схемы (рисунок 1.1.1). Формирование кадрового потенциала зависит от определения потребности в кадрах. На уровне региона, области, района, предприятия могут быть использованы различные методики, методические подходы, модели и нормативы определения потребности в кадрах. Для обоснования потребности в сельскохозяйственных кадрах необходимо использовать методики и методические подходы с учетом специфики отрасли. Отечественные авторы выделяют два основных методических подхода к обоснованию потребности в кадрах [64, с. 76]:
определение потребности в кадрах с высшим, средним профессиональным образованием и кадров массовых профессий, исходя из объемов производства (на основе расчетных нормативов);
определение потребности в кадрах, исходя из финансовых возможностей государства, предприятий, граждан.