Телятников Э.Н. Развитие торговых предприятий в условиях глобализации - файл n1.doc

приобрести
Телятников Э.Н. Развитие торговых предприятий в условиях глобализации
скачать (3529.6 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc3530kb.14.09.2012 23:21скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Из фондов Российской государственной библиотеки
Телятников, Эдуард Николаевич Развитие торговых предприятий в условиях глобализации
Москва

Российская государственная библиотека diss.rsl.ru 2005

Телятников, Эдуард Николаевич

Развитие торговых предприятий в условиях глобализации [Электронный ресурс] : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. - М.: РГБ, 2005. - (Из фондов Российской государственной библиотеки)
Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т. ч.: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; землеустройство и др.)

Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в фонде РГБ:
Телятников, Эдуард Николаевич Развитие торговых предприятий в условиях глобализации
Новосибирск, 2004
Российская государственная библиотека, 2005 (электронный текст)

1 У'

центросоюз российской федерации

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ

КООПЕРАЦИИ



На правах рукописи
ТЕЛЯТНИКОВ Эдуард Николаевич

Развитие торговых предприятий в условиях глобализации


Специальность - 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг)


Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Научный руководитель: д.э.н., профессор Наговицина Л.П.

Новосибирск 2004

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Эволюция форм торговли 9

  1. Объективные предпосылки глобализации, ее влияние на формы за­рубежной торговли, создание новых форматов магазинов 9

  2. Тенденции развития розничной торговли в европейских странах ... 21

  3. Становление сетевой розничной торговли и новых форматов в Рос­сии под влиянием общемировых тенденций развития торговли 35


Глава 2. Торговые сети, новые форматы магазинов, перспективы их
развития в России 57


2.1. Сети: определение, классификация, принципы бизнес-
планирования при переходе к сетевой форме торговли 57


  1. Современные инструменты управления торговлей 81

  2. Дисконтные системы, как отдельный инструмент управления тор­говлей и их роль в развитии сетевой торговли — 102


Глава 3. Тенденции развития торговли г. Новосибирска 117

  1. Состояние торговли г. Новосибирска, появление новых форматов магазинов, тенденции их развития 117

  2. Независимые магазины: конкурентные преимущества, недостатки, перспективы развития, механизм повышения конкурентоспособности... 132



Заключение 156

Библиографический список
Приложения


163 171


Введение

Актуальность исследования. Наша страна многие десятилетия развива­ла плановую экономику, стараясь придать ей статус индивидуальности и непо­вторимости, но развитие экономики, как неотъемлемой части развития общест­ва, подчиняется общеэволюционным процессам. Так, в отличие от рыночной экономики в плановой экономике СССР функцией оптовой и розничной тор­говли было не получение прибыли и обслуживание клиентов, а распределение экономических ресурсов административными способами. Перед организациями оптовой розничной торговли не стояли задачи конкурентной борьбы с подоб­ными отечественными или иностранными предприятиями.

В конце концов, этот путь показал свою полную несостоятельность, и мы пришли к осознанию необходимости реформирования всех основных постула­тов, на которых держалось наше народное хозяйство, и в частности, организа­ция торговли. Для того, чтобы процесс перехода к рыночной экономике носил упорядоченный характер и занимал как можно меньший интервал времени нам необходимо понимание логики общемировых тенденций развития торговли.

Торговля - как отрасль экономики не может занимать обособленное по­ложение и находиться в статическом положении и совершенно естественным способом она интегрирует в себе все современные тенденции развития бизнеса, при этом сохраняя лучшие свои достижения. Эволюция форм торговли в усло­виях рыночной среды привела к возникновению и параллельному существова­нию разнообразных типов предприятий розничной торговли. Каждый тип имеет свои конкурентные преимущества, а сочетание их при создании глобальных торговых сетей может резко усилить конкурентоспособность каждого элемента, входящего в такую систему. Во всем мире, в настоящее время, развитие роз­ничной торговли осуществляется сетевым способом, одна сеть может насчиты­вать несколько тысяч магазинов, причем расположенных в разных странах, кроме того, одна крупная торговая компания поддерживает развитие одновре­менно нескольких форматов магазинов.

Наглядно это демонстрируется преобладанием торговых сетей и все меньшей долей независимых магазинов. Экономическая и технологическая слабость и отсталость предприятий розничной торговли бывших социалистиче­ских государств позволила без особых усилий завоевать мировым лидерам ры­ночное пространство этих стран и тем самым еще больше усилить свою мощь и влияние.

Приход иностранных сетей на российский рынок, сомнений ни у кого не вызывает. Причиной этого является не то, что наш рынок стал более предска­зуемым и стабильным, их приход обусловлен чисто объективным фактором -глобализацией мировой торговли, происходящей невероятно быстрыми темпа­ми. Объективной причиной такого процесса также являются более значитель­ные возможности таких, например, гигантов как торговых фирм Wal-Mart и Metro по устойчивому снижению цен, чем у менее крупных фирм.

В Европе сформировались десять крупнейших розничных компаний, на долю которых приходится более 70% всего торгового оборота. Их доля ежегод­но увеличивается на 3-5%. Естественно, что европейский рынок стал для них слишком тесным. Чтобы развиваться дальше, они вынуждены захватывать но­вые рынки. Восточная Европа для иностранных сетей - пройденный этап, там они уже завоевали довольно прочные позиции. Следующим объектом освоения, как уверяли аналитики, должен был стать российский рынок. Прогнозы оправ­дались полностью: о начале работы на российском рынке официально заявили всемирно известные сети «Metro», «Spar», «Auchan», «Carrefour - Promodes», «Ruby Rose». Поэтому уже нельзя говорить в отдельности о российском потре­бительском рынке и потребительских рынках развитых капиталистических го­сударств. Вопросы совместной интеграции - дело ближайшего будущего. Смо-> жет ли российская розница создать свое конкурентоспособное звено в общеми­ровой экономике или она пойдет по пути стран Восточной Европы, постепенно уступая свои позиции, будет понятно уже через 10-15 лет.

Все вышесказанное очень наглядно демонстрирует процессы глобализа­ции, происходящие на мировых рынках и заставляет нас задуматься, как будут выглядеть конфигурация и расстановка сил через 10-20 лет и к чему следует го­товиться небольшим торговым предприятиям и производителям, и что в конеч­ном итоге приобретет каждый потребитель. Пока еще однозначно сложно отве­тить на эти вопросы, но то, что нам придется столкнуться и с положительными и отрицательными сторонами эволюции торгового бизнеса - это неизбежно.

Однако стоит отметить, что российская розничная торговля еще не в пол­ной мере готова к конкуренции с зарубежными сетями по ряду причин:

Таким образом, проблемы развития современных форм торговли в России под воздействием мирового процесса глобализации в сфере торговли и проти­востояния российских торговых организаций в конкурентной борьбе с ино­странными торговыми сетями являются важными, но недостаточно изученны­ми. В связи с этим актуальность исследуемой темы очевидна.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы - исследо­вание в теоретическом и практическом плане тенденции развития торговли и совершенствование форм торговли с целью увеличения конкурентоспособно­сти торговых организаций.

Исходя из цели диссертационного исследования автором, были постав­лены и решены следующие задачи:

Объектом исследования является торговая деятельность, экономические условия развития и регулирования процессов торговли в условиях глобализа­ции на микро- и макроуровне.

Предмет исследования - формы и инструменты торговли.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Исследова­ние проведено на основе сочетания принципов исторического и логического, использовались целевой, комплексный и системный подходы. Работа выполне­на с использованием методов: научной абстракции, сравнительного анализа и синтеза. В диссертационном исследовании решались общие и частные задачи.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных экономистов по проблемам маркетинга, управления, финансов и кредита. Это, в частности работы отечественных ученых-экономистов: В. В.

Бакаевой, Л.А. Журавлевой, З.А Капелюк, Л.К. Корецкой, А.В. Наумовой, В.В. Салий, Н.Т. Стрельцовой и П. Н. Шуляк. Кроме того, использовались работы зарубежных авторов: Ф. Котлера, Д. Фостера.

Информационную базу диссертационного исследования составили зако­нодательные и нормативные акты Российской Федерации, регулирующие тор­говую деятельность, данные Госкомстата РФ, материалы периодической печа­ти, а также отчетность предприятий торговли.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

Практическая значимость результатов работы. Результаты проведен­ного исследования могут быть использованы для совершенствования торговой деятельности, осуществляемой независимыми и сетевыми магазинами. Приме­нение предложений по изменению политики государства в области регулирова­ния торговли позволит развиваться этой отрасли экономики более высокими темпами.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты дис­сертационного исследования докладывались на научных конференциях в Си­бирском университете потребительской кооперации.

Предложения по усилению конкурентоспособности предприятий торгов­ли были внедрены в ЗАО «Под строкой» (акт внедрения № 49 от 25.03.04), Но­восибирском областном комитете профсоюзов работников торговли «Торговое

единство» (акт внедрения № 16 от 7.04.04), ООО «Кольцо X» (акт внедрения № 56 от 29.04.04), в управлении потребительского рынка и услуг мэрии г. Но­восибирска (акт внедрения № 01-187 от 14.04.04). Результаты диссертационно­го исследования использованы в учебном процессе Сибирского университета потребительской кооперации (акт внедрения № 241 от 26.04.04).

Основные научные результаты выполненного исследования по теме дис­сертации опубликованы автором в 3 научных статьях и тезисах докладов об­щим объемом 11 п. л.

Цель работы, поставленные задачи и выбранные методы исследования определили структуру диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.

Глава 1. Эволюция форм торговли

1.1. Объективные предпосылки глобализации, ее влияние на формы зарубежной торговли, создание новых форматов магазинов

Мировой опыт показывает, что рыночная экономика является наиболее эффективной формой функционирования хозяйства, которая обеспечивает ди­намичное, прогрессивное развитие общества.

Под рыночной понимают такую экономику, в которой экономические решения принимаются, в основном, децентрализованным путем. Рыночная эко­номика представляет собой совокупность хозяйственных отношений в общест­ве, регулируемых рыночным механизмом. Субъекты на рынке мотивируют принятие решений собственным частным интересом. Координация независимо принимаемых решений осуществляется через систему цен и конкуренцию. Эта система сама определяет, что производить, как производить и для кого должно осуществляться это производство. В результате необходимого сочетания инте­ресов достигается эффективное использование ограниченных ресурсов, уста­навливаются оптимальные пропорции и объем производства товаров и услуг. При этом выбирается способ производства, который обеспечивает минимум из­держек и максимум прибыли. Распределение и обмен произведенного продукта между различными группами общества и отдельными индивидуумами зависит от получаемых доходов.

Одни экономисты определяют рынок, как систему экономических отно­шений, складывающихся в сфере обмена по поводу реализации, купли-продажи товаров и услуг. Сюда включаются отношения между проюшдителями и потребителями, продавцами и покупателями, между промышленностью и торговлей [97, с. 18].

Другие характеризуют рынок как форму связи производства с потребле­нием, производителей продукции друг с другом, всех звеньев общественного производства и видов хозяйственной деятельности посредством купли - прода­жи товаров [97, с. 19].

Сущность рыночной экономики отражается в следующих принципах.

Принцип свободы хозяйственной деятельности. Этот принцип декла­рирует право любого хозяйственного субъекта, будь то человек, группа людей, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой, допус­каемой законом форме. Под видом экономической деятельности понимается производство разнообразных видов продукции, товаров, оказание услуг, а так­же торгово-посредническая, финансово-кредитная, научно-информационная, управленческая деятельность. Закон призван ограничивать и запрещать только те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют опасность для людей, общественной стабильности, противоречат нормам мора­ли. Все остальное должно быть разрешено в различных формах деятельности: индивидуальной, коллективной и государственной.

В условиях рыночной экономики снимаются запреты не только на про­изводство, но и на продажу и перепродажу, обмен товаров, как между самими производителями товаров, так и любыми посредниками, которые находятся между производителем и потребителем.

Принцип всеобщности рынка характеризует, прежде всего, неизбеж­ность проникновения рыночных отношений во все сферы общественного про­изводства. Он вытекает из самого названия экономики - рыночной. Какие-то составные элементы рынка и рыночных отношений существуют и во внеры­ночной - государственной, плановой экономике. Вместе с этим элементы госу­дарственного планирования и регулирования, централизованного руководства имеют место и в любой сугубо рыночной экономике. С учетом этого экономику можно считать рыночной только в том случае, когда товарно-денежные отно­шения становятся превалирующими, проникают во все сферы и секторы эконо­мики. В этом и состоит принцип всеобщности.

Товарно-денежные и товарообменные отношения проникают, прежде всего, на рынки товаров народного потребления, бытовых и коммунальных ус­луг, включая услуги культуры, образования, здравоохранения. В рыночной экономике действует рынок жилья и других видов имущества, средств произ­водства, включая землю, природные богатства, сырье, материалы, энергию и энергоносители, она немыслима без свободного рынка капитала - денег, валю­ты, ценных бумаг. Всеобщность рынка и рыночных отношений проявляется и в том, что в нем представлен рынок труда и рабочей силы, которые становятся товарами, объектом купли-продажи.

Принцип равноправия субъектов с разными формами собственности. Один из принципов рыночной экономики гласит, что экономические права у всех субъектов, включая возможности осуществления деятельности, ограниче­ния, налоги, льготы, санкции, должны быть одинаковыми. При этом имеется в виду, что они не зависят от формы собственности, существующей на конкрет­ном предприятии.

Адекватность прав предприятий с разными формами собственности не следует понимать как абсолютное равенство, одинаковость, неразличимость. Речь идет о том, чтобы не создавать особых условий специального режима бла­гоприятствования по признаку формы собственности, ставя в выгодное поло­жение одну из них и в невыгодное - другую. Этот принцип создает основу для честной конкуренции разных форм собственности и порождает их многообразие.

Принцип саморегулирования деятельности. Этот принцип стимулиру­ет очаги зарождения экономики. Предоставление лицам, группам, коллективам прав образования новых предприятий с самого начала или на основе дейст­вующих предприятий представляет собой не только акцию демократизации управления, но и реализацию принципа экономической свободы. Благодаря этому принципу развивается инициатива и предприимчивость. Самосоздание и самозакрытие предприятий способствует повышению структурной динамично­сти производства, его обновлению.

Принцип договорных отношений. Реальному созданию определенного продукта предшествуют договорные отношения между предпринимателями по поводу сырья, материалов, рабочей силы. Реализация производственной про­дукции может осуществляться через собственные торговые предприятия и раз­личные посреднические звенья.

Принцип свободного ценообразования. Цена в условиях рыночной эко­номики устанавливается в зависимости от спроса и предложения и является, как правило, рыночной или равновесной.

Руководство фирмы должно учитывать реакцию на предполагаемую цену со стороны других участников рыночной деятельности: как отнесутся к цене посредники и конкуренты.

Принцип экономической ответственности. Предпринимательство предполагает полную самостоятельность в принятии хозяйственных решений и соответствующую ответственность за результаты этих решений. В капитали­стической системе предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознагражде­нием за затраченное время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыли или убытки и, в конечном итоге, банкротство. Предприниматель рис­кует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенны­ми средствами - своими собственными или акционерными.

В условиях рыночной экономики достигается необходимое равновесие между производством и потреблением с использованием товарно-денежных от­ношений. Поэтому необходимость вмешательства государства в экономиче­скую жизнь, в регулирование и контроль ее либо чрезвычайно малы, либо во­обще отсутствуют.

В реально существующей рыночной экономике возникает, естественно, целый ряд отклонений от абстрактной модели. Эти отклонения могут быть свя­заны:

- с появлением и функционированием различного рода монополий, ко­торые деформируют процесс рыночного ценообразования;

Кроме того, в каждом обществе есть проблемы, которые невозможно ре­шить чисто рыночным подходом. Сюда следует отнести, в основном, ком­плексные проблемы социального характера: это культура, образование, здраво­охранение, содержание безработных и поддержка малоимущих. Поэтому для координации хозяйственной жизни и управления ею используется не только механизм рынка, но и государственное регулирование.

Все рыночное пространство мы можем представить как структуру с ог­ромным количеством составных элементов, выполняющих определенные функции и образующих ряд замкнутых систем.

Инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной эконо­мической системы и подсистемы. Она представляет собой составную часть об­щего устройства экономической жизни, носящую подчиненный вспомогатель­ный характер и обеспечивающую хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом. И. К. Беляевский определяет инфраструктуру рынка как «совокупность вспомогательных подотраслей и средств, организаци­онно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы - взаим­ный поиск друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен то­варов на деньги, а также хозяйственно-экономическую и финансовую деятель­ность рыночных структур» [97, с.54].

Инфраструктура рынка потребительских товаров - часть инфраструктуры общего экономического рынка, ограниченная системой обслуживания произ­водства, распределения и обмена потребительских товаров (товарные биржи, организации оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки и т. д.), а также банки, страховые компании, рекламные агентства, другие, принимающие уча­стие в свободном движении на рынке потребительских товаров. «Региональный потребительский рынок, - по определению А.С. Новоселова, - представляет со­бой территориальную организацию сферы обращения, обеспечивающую на ос­нове развитых товарно-денежных отношений удовлетворение потребностей на­селения при минимальных издержках обращения» [97, с.54].

Рынок потребительских товаров в нашей интерпретации - это экономи­ческие отношения между продавцами и покупателями, строящиеся на основе рыночных законов и принципов по поводу производства, распределения, обме­на и потребления потребительских товаров.

Из этого определения вытекает, что торговля - это вид коммерческой деятельности на рынке потребительских товаров, основная цель которой удов­летворение потребностей населения и коллективных потребностей в товарах и услугах путем организации продвижения товаров от производителя к потреби­телю и их реализации. Организации, предприятия и другие субъекты рынка, ко­торые специализируются на этих видах коммерческой деятельности, называют­ся торговыми, а вся их совокупность образует особую отрасль - торговлю.

Основным показателем развития торговли выступает оборот розничной торговли. Оборот розничной торговли, отражающий материальный и культур­ный уровень жизни народа, по отношению к населению выступает в качестве социального, а по отношению к предприятиям - в качестве экономического по­казателя, то есть оборот розничной торговли является социально-экономическим показателем.

Для обеспечения торговли необходимы: определенный уровень развития транспортных средств, система банков, кредитных учреждений и страховых компаний, инвестиционных фондов, сеть учреждений по подготовке кадров торговли, биржи труда, центры занятости, региональные органы управления, органы по наблюдению за качеством и безопасностью товаров, а также общест­венные организации по защите прав потребителей.

Торговля, как отрасль, представлена внутренней и внешней торговлей.

Внутренняя торговля включает оптовую торговлю предметами народного потребления и средствами производства; розничную торговлю; общественное питание; хозяйственное управление розничной и оптовой торговлей и общест­венным питанием; сдачу в прокат предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода; посреднические услуги бирж, брокерских, маклер­ских, дилерских контор, агентств, торговых домов, коммерческих центров по купле-продаже товаров народного потребления и сдаче внаем предметов куль­турно-бытового назначения и хозяйственного обихода. Она охватывает дея­тельность государственных и негосударственных предприятий, а также част­ных лиц (уличную торговлю, посреднические услуги по купле-продаже товаров народного потребления).

Оптовая торговля - это перепродажа (продажа без видоизменения) новых и бывших в употреблении товаров розничным продавцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или другим профессиональным пользователям, другим оптовым торговцам. Рыночную оптовую торговлю представляют опто­вые организации и предприятия следующих видов:

Специализирующиеся на оптовой торговле предприятия (независимые оптовые торговцы) должны составить основу системы оптовых структур на по­требительском рынке. Их основной задачей является создание в среднем звене товародвижения необходимых для выхода на рынок преимущественно крупных производителей и розничных торговцев. Это могут быть как специализирован­ные на отдельных товарах, так и универсальные оптовые торговцы. Они могут иметь различный набор оказываемых услуг.

Посреднические оптовые структуры могут выступать в качестве пред­приятий-брокеров, предприятий-агентов (дистрибьюторов). Действуют они по поручению клиента и в основном за его счет. В качестве основного предмета их деятельности выступает информационное обеспечение.

Товарные биржи - организованный и регулярно функционирующий оп­товый рынок какого-либо товара по заранее установленным правилам. Перво­начально биржи были биржами реального товара. Современной формой товар­ной биржи является фьючерсная биржа.

Фьючерсная биржа - это торговля исключительно фьючерсными кон­трактами на поставку товаров в будущем. Фьючерсные биржи выполняют спе­цифические для экономики в целом функции: перенос риска, выявление цены, повышение ликвидности и эффективности, увеличение потока информации.

Главная цель товарных бирж - проведение свободных торгов, продаж и заключение контрактов и хозяйственных договоров по закупкам и продаже то­варов по рыночным ценам, складывающимся под воздействием спроса и пред­ложения. Биржа создается для организации оптового рынка.

Биржевая торговля - основополагающий институт рыночной экономики, в частности оптовой торговли. Именно биржевая торговля является источником формирования рыночных цен и основным источником получения коммерче­ской информации о состоянии рынка, и поэтому она играет существенную роль в процессе ценообразования оптового рынка. Наряду с этим биржевая оптовая торговля организует процесс купли-продажи с одновременным внедрением элементов регулирования и планирования оптовой торговли.

Торговый дом - это свободный ассоциативный союз единомышленников на добровольной основе с включением торговых, производственных, транс­портных, строительных предприятий, а также банков и страховых компаний в целях максимального и качественного удовлетворения общественных потреб­ностей, увеличения объемов и расширения товарного ассортимента, организа­ции прогрессивных форм товародвижения. Торговый дом представляет собой многопрофильную оптово - розничную фирму, интегрированную в сферу про­изводства и финансов.

Торговые дома в своей хозяйственной и коммерческой деятельности имеют определенные преимущества и это, прежде всего, за счет:

Эти и многие другие преимущества позволяют этим фирмам завоевать прочное место на товарном рынке, увеличивать объемы продаж и добиваться максимальной выгоды.

Ярмарочная торговля (с позиций рынка потребительских товаров) - крат­ковременная и периодически повторяющаяся реализация товаров на основе ос­мотра и подбора образцов.

Ярмарочная форма закупок имеет ряд преимуществ: оптовая реализация товаров по представленным образцам, периодичность торгов, предварительное установление сроков и места продажи, единовременное и массовое участие продавцов и покупателей.

Основная цель ярмарочных торгов - оптовая продажа товаров, заключе­ние договоров или контрактов между продавцами и покупателями. Предметом деятельности ярмарки является оказание комплекса услуг участникам по за­ключению торговых сделок, налаживанию деловых контактов, упорядочива­нию процесса оптовой торговли, анализу и подготовке конъюнктурной инфор­мации, организации рекламы.

В отличие от ярмарок выставки-продажи, как правило, систематизируют­ся по научной тематике и направлениям. Выставочная продажа является целе­сообразной формой апробирования рынка новейших товаров, реализация кото­рых только начинается, то есть они находятся на начальной стадии своего жиз­ненного цикла, они еще не произведены массовыми партиями из-за опасения понести неоправданные убытки изготовителями в случае отсутствия спроса на эти товары.

Аукционная торговля - это вид оптовой и розничной торговли, при кото­рой продавец, желая получить максимальную прибыль, использует принцип прямой конкуренции нескольких или многих покупателей, присутствующих одновременно на продаже. На товарных аукционах продаются произведения ис­кусства, ювелирные изделия, меха, предметы антиквариата и другие уникальные, редко встречающиеся и пользующиеся повышенным спросом товары и иные ценности.

Продажа товаров на оптовых рынках регулируется гражданским законо­дательством, в основе которого лежит признание равенства участников хозяйст­венных отношений, неприкосновенности их собственности, свободы выбора партнеров, недопустимости вмешательства администрации рынка в их коммерческую деятельность.

Эволюция форм торговли в условиях рыночной среды привела к созданию и параллельному существованию разнообразных типов предприятий розничной торговли. Возникло такое явление, как глобализация деятельности в торговой отрасли, сущность которого - увеличение масштабов хозяйствующих субъек­тов и усиление их влияния на все процессы развития торговли. Глобализация проявилась в виде появления новых типов предприятий, более крупных по объе­мам деятельности, интегрирующих в себе ориентацию на конкретную группу покупателей, на единую ценовую политику, универсальное технико-технологическое обеспечение, единую технологию продаж и систему управления.

Понятие типа магазина определено Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», введенным в действие 1 января 2000 г. По нашему мнению, в условиях глобализации для практиче­ской деятельности наиболее применим термин «формат» магазина, в который мы вкладываем следующее содержание.

Формат сочетает тип и функциональное назначение магазина. Формат - более расширенное понятие торгового предприятия, включающее дополни­тельные признаки и интегрирующее в себе формы торгового обслуживания, ориентированные на определенный контингент покупателя, ценовую, ассор­тиментную политику, типо-размерные характеристики, использование совре­менных инструментов торговли (новых техник и технологий), широкое приме­нение средств автоматизации в технологических процессах и управлении ими.

В мире существует классификация торговых предприятий с определен­ными параметрами к каждому формату. Удобнее всего ее представить по сле­дующим характеристикам: тип продаваемого товара; разнообразие ассортимен­та; уровень сервиса; цена товара; размер магазина.

Обобщающей характеристикой может служить название формата магази­на: магазины у дома, минимаркеты; супермаркеты; дискаунтеры; магазины «Cash&Carry»; суперстор; гипермаркеты; торговые центры.

Какие-то типы предприятий знакомы нам уже давно, а каким-то мы уделим больше внимания в силу появления данных форматов в нашей стране (приложение 1).

Для того чтобы обеспечить развитие и конкурентоспособность отрасли при возрастающей конкуренции внутри инфраструктуры и усиливающихся внешних влияний торговля стала следовать принципам укрупнения и глобали­зации своего бизнеса. Наглядно это демонстрируется преобладанием торговых сетей и все меньшей долей независимых магазинов. В мире, в настоящее время, развитие розничной торговли осуществляется сетевым способом, одна сеть может насчитывать несколько тысяч магазинов, причем расположенных в раз­ных странах, кроме того, одна крупная торговая компания поддерживает разви­тие одновременно нескольких форматов магазинов.

Произошло это в результате нескольких десятилетий эволюционного рос­та технологий розничной торговли и постоянного использования достижений научно-технического прогресса применительно к торговой деятельности. Ис­пользование вычислительной техники, интернет-технологий, космических средств связи, наличие собственных средств транспорта, современные подходы к организации бизнеса позволили успешным торговым компаниям резко уси­лить свою конкурентоспособность, увеличить порог управляемости, что посте­пенно привело к концентрации управленческих функций и возможности объе­динить в одну организацию сотни и тысячи магазинов, при этом не только не потеряв в качестве предоставляемых услуг, но и предоставив дополнительные сервисные услуги покупателям, а также оптимизировать финансовые, товарные и кадровые ресурсы. Поэтому вторая половина двадцатого века характеризует­ся в развитых странах бурным ростом и количества магазинов, и количества торговых сетей, и появлением новых форматов розничных предприятий. В ре­зультате конкурентной борьбы, слияний, поглощений начали формироваться национальные и транснациональные сети, ставшие источником еще более бы­стрых и глубоких технологических преобразований и по финансовой мощи не уступающие лидерам других отраслей рыночной экономики.

Экономическая и технологическая слабость и отсталость предприятий розничной торговли бывших социалистических государств позволила без осо­бых усилий завоевать мировым лидерам рыночное пространство этих стран и тем самым еще больше усилить свою мощь и влияние.

То, что иностранные сети придут на российский рынок, сомнений ни у кого не вызывает. И дело тут не в том, что наш рынок стал более предсказуе­мым и стабильным. Их приход обусловлен чисто объективным фактором - гло­бализацией мировой торговли, происходящей невероятно быстрыми темпами.

Поэтому необходимо изучить тенденции, характерные для торговли в других странах мира. Этому посвящен следующий параграф.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации