Контрольная работа - Информационно-справочная система Эталон + презентация к работе - файл n1.doc

Контрольная работа - Информационно-справочная система Эталон + презентация к работе
скачать (9046.9 kb.)
Доступные файлы (2):
n1.doc429kb.15.04.2011 04:43скачать
n2.ppt8991kb.13.05.2011 00:34скачать

n1.doc

Содержание:

Введение
За последние годы информационно-справочные системы прочно вошли в деловой оборот. Постоянными потребителями информации являются и государственные структуры, и бизнес, и отдельные категории граждан, например, преподаватели и студенты. Причем всем им нужна полная, актуальная и достоверная информация о действующем законодательстве, правилах его применения и готовящихся поправках. Стремясь привлечь как можно больше пользователей, организации, специализирующиеся на информационно-справочных системах, внедряют новые продукты и совершенствуют уже имеющиеся.

Сегодня никому не нужно объяснять, что такое справочная правовая система. У всех на слуху такие названия, как «КонсультантПлюс", "Гарант". Есть информационно-справочная система «Эталон», разработанная Научным центром правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации. Это государственная полнотекстовая база данных, содержащая полное актуальное собрание законов Российской Федерации федерального, регионального и муниципального уровней, обладающая современным интерфейсом, удобным поиском и низкой стоимостью.

Общее число официальных корпоративных пользователей справочных систем – более 300 000. Фактическое же число пользователей в несколько раз выше, так как в каждом учреждении или организации с правовыми базами, как правило, работают несколько сотрудников. Не стоит сбрасывать со счетов и нелегальных пользователей, приобретающих пиратские копии.

Альтернативы информационно-справочной системы сейчас не существует. Хотя большинство официальных документов (законы, указы, постановления) должны быть опубликованы в официальных источниках, а многие документы можно найти в сети Интернет, систематизированный поиск в гигантских базах данных и одновременно достоверность приведенной информации обеспечивают только информационно-справочные системы. Даже если у пользователя есть подшивка «Российской газеты» за несколько лет (или другого официального публикатора), поиск нужного документа займет какое-то время. Не говоря уже о том, что собрать самостоятельно все нормативно-правовые акты рядовому пользователю не под силу. Ежемесячно федеральные органы власти выпускают несколько тысяч документов, а региональные и местные – и того больше.


Информационно-справочная система «Эталон»
Первая система «Эталон» была разработана Научным центром правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации (НЦПИ) в 1982 году. В НЦПИ был сформирован уникальный, до настоящего времени не сопоставимый по объему ни с какой другой базой данных, фонд, основанный на архиве Министерства юстиции Российской Федерации, содержащий более 350000 документов с 1917 года. Это правовые акты СССР, Российской Федерации, субъектов Федерации, стран – участников СНГ.

Сначала эта информация предназначалась только для органов государственной власти Российской федерации. Сегодня это современная и доступная информационно-справочная система.

Система «Эталон» представляет собой полнотекстовую базу данных нормативных правовых актов Российской Федерации, которая создана государственным научным учреждением, занимающим ведущее место по автоматизированной обработке правовой информации. Нормативные правовые акты, помещенные в базу данных Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации, поддерживаются в актуальном состоянии квалифицированными юристами в соответствии с текущем правотворчеством. Тексты всех нормативных правовых актов имеют ссылки на источники официального опубликования, а тексты ведомственных нормативных актов включают сведения о регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Полнотекстовая база данных «Эталон» с действующими редакциями текстов нормативных актов и развитым поисковым аппаратом содержит:

Полнота и достоверность информации в базе данных обусловлена возложенной на Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации задачей по информационно – правовому обеспечению федеральных органов государственной власти, судов и органов юстиции.

НЦПИ производит установку и переустановку, регулярное обновление, обслуживание базы данных «Эталон» в подразделениях центрального аппарата Минюста России. Занимается информационно-правовым обеспечением федеральных органов исполнительной власти, физических и юридических лиц:

Источник получения информации
В основном информация попадает в информационно-справочную систему официальным путем. Прежде всего, из тех же официальных публикаторов. Один из них – «Российская газета». К официальным публикаторам федерального уровня относятся также журнал «Собрание законодательства», «Парламентская газета», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» и др. На региональном и местном уровнях существуют свои официальные публикаторы.

Но не все документы, которые выпускают различные ведомства, подлежат официальному опубликованию. Например, те же письма ФНС или Минфина не относятся к категории нормативных правовых актов, а значит, публиковать их в заранее определенных источниках ведомства не обязаны. Поэтому компании – разработчики информационно-справочных систем, как правило, заключают с государственными структурами договоры об информационном сотрудничестве и получают необходимые документы по официальным каналам.

Прежде чем ввести в свой информационный банк какой-либо документ, сотрудники компании–разработчика информационно-справочной системы проводят его юридическую обработку. Например, выясняют, с какой даты он (или его отдельные положения) вступает в силу, если в самом документе об этом не сказано. Кроме того, чтобы ввести в электронную копию документа необходимые гиперссылки, надо выявить, с какими документами он связан, какие документы утрачивают силу в связи с его принятием и т. п.

Многие документы попадают в правовые базы сразу же после официального издания. Например, нормативные документы, как правило, через день-два. Путь других документов (в основном это касается не опубликованных официально писем) несколько дольше, но в среднем в течение месяца все они появляются в информационно-справочной системе.

Неоспоримым преимуществом информационно-справочной системы «Эталон» является прямой источник получения информации, в отличие от других распространителей, которые заключают и перезаключают множество договоров с разными источниками, что влияет на качество, скорость и оперативность получения необходимой информации.

В базу данных включены правовые акты, поступающие непосредственно из федеральных органов законодательной и исполнительной власти.

В отличие от других, информационно-правовых баз, «Эталон» не разбивает программную систему на отдельные банки информации, а предоставляет монолитную, полнотекстовую базу данных, которая позволяет всегда иметь доступ к расширенному поиску и работе с нормативными актами.

Поиск в информационно-справочной системе
Расширенный перечень реквизитов документа позволяет быстро и точно искать запрашиваемый нормативный акт. Среди реквизитов, характеризующих документ, пользователь может указать номер и дату принятия документа, номер акта, вид акта, название органа, принявшего акт, дату и номер регистрации в Минюсте, источник и дату опубликования.

При определении конкретного критерия поиска пользователь может вывести на экран список всех данных по определенному им реквизиту, что позволит избежать ввода критериев, на которые заведомо отсутствуют документы.
При работе с базой данных «Эталон» имеется возможность производить:

После запуска программы на экране появится окно запросной карты, которая разделена на две части. Левая часть запросной карты содержит следующие колонки:


Правая часть запросной карты содержит колонку «Список реквизитов».

В верхней части окна программы находится меню, состоящее из следующих пунктов:


Панель инструментов в верхней части экрана и строку состояния в нижней части экрана можно включить или отключить, воспользовавшись пунктом меню «Вид».

Для открытия нового запроса следует нажать комбинацию клавиш Ctrl+N, воспользоваться соответствующим пунктом меню «Файл», или нажать левой кнопкой мыши на значке в панели инструментов.

Для перехода к следующему окну необходимо нажать комбинацию клавиш Ctrl+F6, воспользоваться соответствующим пунктом меню «Файл» или открыть пункт меню «Окно» и выбрать нужное окно. Открытые окна можно расположить на экране различными способами. Для этого нужно выбрать желаемый способ в пункте меню «Окно».
Ввод сервисных установок производится при выборе пункта главного меню «Сервис», затем пункта «Настройки». При выборе данного пункта на экране появится форма следующего вида:


Рис. 1
Вкладка Каталоги содержит информацию о путях доступа к каталогам обновлений, выгруженных текстов, отчетов, временных файлов. В строке ввода «Настройки пользователя» указывается путь к каталогу, в котором находится файл конфигурации, Etalon.usr, содержащий пользовательские настройки (перечень папок, запросы, закладки и др.), используемые при постоянной работе с подсистемой «ПО ФР».
При выборе вкладки «Запросы» на экране появится окно следующего вида:


Рис. 2
Находясь, в данной форме ввода можно задать статус документа, регион, тип документа. Эти установки будут использоваться по умолчанию при поиске документов. При необходимости можно их поменять непосредственно в запросной карте. Также в этой форме можно задать количество сохраняемых запросов. И установить необходимые опции для вывода списка реквизитов документа.

При выборе вкладки «Папки» на экране появится окно следующего вида:



Рис. 3

В данной форме ввода задаются параметры и порядок сортировки списка найденных документов, которые будут использоваться по умолчанию.

При выборе вкладки «Обновления» на экране появится окно следующего вида:



Рис. 4

В данной форме ввода задаются параметры, учитываемые при проведении обновления.
При выборе вкладки «Шрифты» на экране появится окно следующего вида:


Рис. 5
В данной форме ввода сервисных настроек, можно указать шрифт и цветовую гамму для каждой категории выводимой информации.

Работа с документом
При задании необходимых критериев поиска в полях запросной карты, можно увидеть в правой части полей запроса количество найденных документов, соответствующих данному реквизиту. Поиск осуществляется при переходе в другое поле. При совпадении всех заданных критериев поиска в нижней части экрана появится общее количество найденных документов.

Просмотр папки с найденными регистрационными картами осуществляется нажатием клавиши F8 или однократным нажатием левой кнопки мыши на соответствующий значок на панели инструментов в верхней части экрана.

Навигация по списку осуществляется либо клавишами управления курсором, либо мышью, посредством строки скроллинга, расположенной по правой границе данного списка найденных документов.

Со списком регистрационных карт можно производить следующие действия:

Каждому функциональному действию, которое можно осуществлять со списком найденных документов, соответствует определенная комбинация клавиш. Поэтому можно запомнить и использовать их при работе, не прибегая каждый раз к вызову определенного пункта меню.

Для, того чтобы, просмотреть список функциональных действий нужно щелкнуть на списке найденных документов правой клавишей мыши.

При выборе пункта «Запрос внутри папки», на экране появится окно для ввода значений условий поиска. Но поиск по заданным критериям будет осуществляться только среди предварительно найденных документов.

При просмотре регистрационных карт найденных документов можно исключить из просмотра ненужные карты. Для этого, сначала, нужно установить курсор на документе, который нужно удалить из списка, затем выбрать пункт главного меню «Правка», далее подпункт «Удалить» или клавиша «Delete».

Если необходимо добавить документ в определенную, сформированную ранее папку найденных документов, то, нужно выбрать документ в списке (установив на нем курсор) или же отметить несколько документов, которые нужно скопировать и в списке функциональных действий выбрать пункт «Копировать». Затем нажать на вкладку «Папки», расположенную на рабочей панели инструментов и далее в появившемся списке папок, выбрать папку, в которую необходимо добавить отмеченные документы. После выбора папки в левой части экрана появится список документов, который содержит данная папка. Щелкнув правой клавишей мыши на этом списке, появится список функциональных действий, в котором выбирается пункт «Вставить». После чего в список документов папки добавятся скопированные документы.

Чтобы распечатать на принтере список документов (или выделенный фрагмент), следует выбрать подпункт «Печать» пункта меню «Файл», либо, находясь в тексте документа, нажать на комбинацию клавиш «Ctrl+P» или однократно нажать левой кнопкой мыши на значок печати на панели инструментов.

Перед печатью списка документов можно осуществить предварительный просмотр списка, произвести настройку принтера, изменить поля страницы, выбрав соответствующий подпункт пункта меню «Файл». Используя режим предварительного просмотра, можно увидеть страницы текста документа целиком – одну или две страницы сразу, внести изменения в настройки печати.

Используя режим «Макет страницы», можно увидеть страницу целиком, изменить поля страницы.

Для удобства просмотра списка документов программой предусмотрены различные способы сортировки документов в порядке возрастания и убывания определенных характеристик документов.

Для удобства работы со списком документов реализованы следующие виды сортировки:


Для того чтобы отсортировать документы по определенному варианту отбора, следует щелкнуть правой клавишей мыши на списке. После этого на экране появится перечень функциональных действий, осуществляемых при работе со списком найденных документов. Для получения списка вариантов отбора нужно выбрать пункт «Сортировка». Затем, в появившемся списке установить курсор на нужном варианте сортировки и нажать клавишу «Enter», или щелкнуть левой клавишей мыши на нужной записи. Выбранный вариант будет отмечен точкой. При повторном вызове этого списка, сделанные ранее установки сохранятся, и всегда можно определить в каком порядке проводилась сортировка. Сортировку можно проводить по какому-то одному варианту. После того как выбран вариант сортировки, можно установить порядок вывода по возрастанию или убыванию значения, соответственно заданному виду сортировки.

При наличие в тексте документа ссылок на другие документы, они выделяются другим цветом.

Переход по ссылке на другой нормативный документ осуществляется однократным нажатием левой кнопки мыши, когда указатель мыши находится на соответствующей ссылке.

При просмотре с текстом документа можно осуществить определенные функциональные действия. Для того чтобы вызвать перечень возможных функциональных действий следует щелкнуть правой клавишей мыши.

Если документ имеет ссылки на другие документы или же на сам документ имеются ссылки в других документах, соответствующие пункты этого списка будут активными (выделены ярко). Так, например, если документ имеет ссылки на другие документы, то пункт «Ссылки» на другие документы будет активный (выделен ярко). Если нажать клавишу «Enter» на этом пункте, то на экране появится окно, содержащее список документов, каждый из которых связан с найденным документом по ссылке. Установив курсор на нужный документ и, нажав клавишу «Enter», можно просмотреть данный документ. Аналогично, если пункт «Ссылки» на этот документ выделен ярко, то это означает, что существуют документы, имеющие в тексте ссылки на текущий документ. Просмотреть список этих документов можно, нажав клавишу «Enter» или щелкнув левой клавишей мыши на пункте «Ссылки» на этот документ.
Для того чтобы просмотреть информацию о документе следует выбрать в списке функциональных действий пункт «Сведения о документе». После этого на экране появится окно с полной информацией о документе, включая тематику, рубрики, регион, статус и тип документа, место опубликования документа, информацию о регистрации в Минюсте РФ.

Для того чтобы просмотреть перечень дополнительных сведений к документу, нужно выбрать в списке функциональных действий пункт «Дополнительные сведения». После этого на экране появится окно с полной информацией о дополнительных сведениях к документу, включая возможность просмотра полнотекстового документа.

При открытии документа первоначально появляется текст последней редакции документа. Если просматриваемый документ имеет несколько редакций, то при нажатии на правую кнопку мыши в появляющийся список возможных функциональных действий будет добавлен пункт «Редакции документа». При выборе этого пункта на экране появится список существующих редакций данного документа, в котором текущая (просматриваемая) редакция будет отмечена галочкой.

Программой предусмотрена возможность запоминания любого выделенного фрагмента текста в так называемый портфель. В портфель можно поместить любые фрагменты текста различных документов. Для работы с портфелем предназначены следующие кнопки верхней панели инструментов:


Для того чтобы поместить необходимый фрагмент текста, его необходимо сначала отметить (выделить). Для этого нужно подвести указатель мыши к началу нужного фрагмента и, удерживая левую клавишу мыши в нажатом состоянии, перевести указатель мыши к окончанию фрагмента. Если необходимо в портфель поместить информацию из другого документа, то следует закрыть текущий документ, и выбрать другой требуемый документ, откуда в последствии поместить в портфель любой выделенный фрагмент текста.

Поиск слова (или словосочетания) в тексте осуществляется нажатием комбинации клавиш Ctrl + F. На экране появится окно следующего вида:


Рис. 6
В появившемся окне вводится искомое слово или словосочетание в строке ввода «Найти», если необходимо, устанавливаются опции поиска. Поиск будет осуществляться в соответствии с заданными параметрами. По умолчанию поиска осуществляется по направлению – вниз по тексту. Опция поиска считается установленной, если в окошке рядом с ее названием присутствует галочка.

Если заданное слово (или словосочетание) встречается в тексте несколько раз, то переход к следующей позиции осуществляется нажатием на кнопку «Найти далее».
Заключение
Технологическая составляющая информационно-справочных систем предоставляет пользователям современные поисковые и аналитические инструменты работы с большим объемом информации. За последние 10 лет было выпущено несколько версий справочных систем, что многократно расширило спектр возможностей для работы с правовой информацией.

Сегодня есть возможность обновления системы с любой периодичностью, вплоть до ежедневной, удобство поиска и изучения документов, развитые возможности анализа документов. Целый ряд новшеств, новые виды сортировки документов – призваны упростить работу пользователя с правовой информацией и сделать ее еще удобнее.

Надежность программных технологий неоднократно подтверждалась сертификатами совместимости с операционными системами Microsoft. Это гарантирует пользователям устойчивую работу справочной правовой системы и отсутствие сбоев при взаимодействии с другим программным обеспечением.

Таким образом, специалисты Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации не только собрали колоссальный информационный массив, но и постоянно работают над его развитием, обеспечивая оперативное поступление новых документов, предоставляя пользователям современные и удобные возможности работы с правовой информацией.
Источник информации:


  1. http://www.scli.ru/ - Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации.

  2. http://ru.wikipedia.org/ - свободная энциклопедия.

  3. http://www.etozakon.ru/ - «Эталон» - поисковая система.

  4. http://www.kavkaz-etalon.ru/ - государственная база данных Российской Федерации.

  5. http://banert.chat.ru/baza.html - Государственная нормативно-правовая база данных «ЭТАЛОН»







Содержание:Введение
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации