Агеев О.Г. Конституционно-правовые основы бюджетных отношений в Российской Федерации - файл n1.doc

приобрести
Агеев О.Г. Конституционно-правовые основы бюджетных отношений в Российской Федерации
скачать (3737.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc3738kb.14.09.2012 23:04скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7

ИЗ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ

Агеев, Олег Григорьевич

1. Конституционно-правовые основы Бюджетный отношений в Российской Федерации

1.1. Российская государственная Библиотека

diss.rsl.ru 2005

Агеев, Олег Григорьевич

Конституционно-правовые основы Бюджетный отношений в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 .-М.: РГБ, 2005 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)

Государство и право. Юридические науки — Финансовое право — Российская Федерация — Бюджетное право. Конституционное право; муниципальное право

Полный текст:

http://diss.rsl.ru/diss/05/0459/050459026.pdf

Текст воспроизводится по экземпляру, накодятцемуся в фонде РГБ:

Агеев, Олег Григорьевич

Конституционно—правовые основы Бюджетный отношений в Российской Федерации

М. 2005

Российская государственная Библиотека, 2005 год (электронный текст).

й; or-11/wo

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Агеев Олег Григорьевич

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальность: 12.00.02 - конституционное право;

муниципальное право

Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Научный руководитель -доктор юридических наук, профессор

ВИШНЯКОВ В.Г.

Москва, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЬК ОСНОВ
БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (1991-2004 г.г.) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13

§ 1. Констшуционно-правовое регулирование развития бюджетной системы

Российской Федерации в 1991 —2004 гг. 13

§ 2. Формирование многоуровневой бюджетной системы в Российской Федерации на
основе конституционных принципов 27

Глава П. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЬШ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМОЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 45

§ 1. Конституционно-правовые основы управления федеральной бюджетной системой.... 45

§ 2. Конституционно-правовые основы управления региональной бюджетной системой... 62

ГЛАВА Ш. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕФОРМЫ
БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 82

§ 1. Конституционно-правовые вопросы регулирования федеральной бюджетной
системы 82

§ 2. Совершенствование правовых механизмов реализации конституционных

принципов на региональном уровне 113

§ 3. Реформирование системы организации бюджетного процесса на основе
использования программно-целевых методов 132

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147

БИБЛИОГРАФИЯ 155

2

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Формирование нового Российского Государства в период 90-х годов XX в. сопровождалось реформированием системы управления финансами, обновлением правовой базы бюджетной системы, использованием принпипиально новых принципов ее функционирования.

Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. повлекло за собой изменение роли государства в бюджетно-налоговой сфере, расширение демократических основ в бюджетном устройстве, создание новых правовых механизмов финансового обеспечения различных уровней государственной и исполнительной власти.

В этой сфере актуальными становятся проблемы поисков и практического применения эффективных и адекватных конституционным принципам и нормам форм и методов функционирования бюджетной системы.

Нахождение эффективных путей формирования принципиально новой бюджетной системы Российской Федерации было затруднено противоречиями и трудностями переходного периода, в котором находилась экономика страны, неразвитость, а в ряде случаев и отсутствием современных правовых институтов бюджетного и налогового регулирования экономических отношений. Хронический недостаток бюджетных средств вызывали острые противоречия между различными уровнями государственной власти и управления по поводу распределения этих средств. Сложился различный уровень социальной обеспеченности населения в большинстве регионов страны, не были устранены элементы жесткой централизации в распределении финансов.

До сих пор при подготовке и принятии бюджетных законов недостаточно учитываются положения Конституции Российской Федерации, нередко конституционные ггоинципы и нормы оцениваются и трактуются ошибочно, в частности, принцип равноправия нижестоящих бюджетов перед вышестоящим

3

бюджетом. Продолжается практика неисполнения ряда конституционных норм (например, в процессе перераспределения доходов между бюджетами, разграничения бюджетных полномочий). В целом бюджетное законодательство не отвечает потребностям времени, не во всем соответствует действующей Конституции. Существующее состояние правового регулирования бюджетных отношений все еще порождает конфликты и противоречия между Российской Федерацией и ее субъектами, нередки случаи несогласованности между уровнями власти в процессе перераспределения доходов и обязанностей по расходам бюджетов.

Проблема дальнейшего реформирования бюджетной системы становится особо актуальной в связи со стоящими перед страной стратегическими целями и задачами.

Основой для достижения этих целей и задач становится, говорилось в майском (2003год) Послании Президента Российской Федерации, незыблемость Конституции Российской Федерации, гарантированных прав и свобод граждан. Конкретные задачи ставятся Президентом Российской Федерации в ежегодных Бюджетных посланиях. В посланиях на 2003-2004 годы, в частности, говорится, что бюджетная политика должна быть ориентирована на перспективу, исходить из четкого понимания возможностей федерального бюджета и приоритетов в расходах, обеспечивать предсказуемость условий формирования бюджетов всех уровней. Ставятся конкретные задачи: повысить качество среднесрочного бюджетного планирования и предусмотреть юзможносгь утверждения Правительством Российской Федерации структуры бюджетных расходов на три предстоящих года. При этом перспективный финансовый план должен стать основой для формирования ежегодных бюджетных проектировок, отражающей финансовые последствия принимаемых решений. Подчеркивается необходимость создания системы гшанирования и мониторинга социально-экономической результативности бюджетных расходов с помощью качественных и количественных индикаторов как в отношении бюджетов всех уровней, так и в отношении конкретных бюджетополучателей.

4

Выступая на расширенном заседании совместной коллегии Министерства финансов России и Министерства экономического развития и торговли России 19 марта 2004 г., Президент Российской Федерации ВБЛугин сказал, что проведенная масштабная реорганизация Правительства должна привести к оптимизации исполнительной власти, повышению эффективности работы по управлению страной. Необходимо оперативно внести все необходимые изменения в правовые акты, включая нормативную базу деятельности территориальных подразделений федеральных ведомств. Административную реформу следует рассматривать как средство, как способ решения важнейших задач в экономической и социальной сфере1.

Президент России выделил главные моменты, на которых предстоит сосредоточиться: 1) Необходимо не только сохранить, но и упрочить позитивные макроэкономические тенденции. Последовательно снижать инфляцию, поддерживая устойчивый валютный курс и создавая условия для полной конвертируемости рубля. 2) Надо избавляться от отживающих и отживших свой век неконкурентных производств и создавать экономическую среду, восприимчивую и к инновациям, и к новым технологиям. Одним из базовых инструментов модернизации экономики должен стать федеральный бюджет. И поэтому за основу его формирования должны браться долгосрочные приоритеты развития страны. 3) Надо вплотную заняться реформированием всей бюджетной сети. Гарантированное выполнение государством своих обязательств возможно лишь при сбалансированной бюджетной системе. Это важно и для формирования эффективной социальной политики. Система льгот из безадресной и размытой должна стать более справедливой. Многие люди годами не видели никаких льгот и никакой поддержки. Эта поддержка должна бьпъ ориентирована на тех, кто действительно нуждается в социальной помощи.

1 «Федеральный бюджет должен стать инструментом модернизации экономики» (материалы расширенного заседания совместной коллегии Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации 19 марта 2004 г.) // Финансы. 2004. № 4. С.З.

5

В настоящее время основным условием роста экономики является повышение эффективности государственного управления за счет проведения административной реформы, реформирования бюджетной системы, перехода от «планирования ресурсов» к «планированию результатов». Направленность государственной политики на достижение конкретных целей и результатов обуславливает повышение роли программно-целевых методов.

Важным инструментом реализации этих целей выступают федеральные целевые программы, позволяющие в рамках программно-целевого метода конкретизировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики страны, обеспечивать прозрачность и обоснованность процесса выбора целей, которые необходимо достигнуть в различные временные периоды, пути достижения результатов с использованием, в случае необходимости, различных форм поддержки на федеральном уровне. Разработка федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального развития Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации (п. «е» ст.71 Конституции России).

Федеральные целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществление комплекса научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационньгх и других мерогфиятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач в области государственного, экономического и социального развития Российской Федерации.

Согласно одобренным Правительством России приоритетам и критериям отбора программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета, реализация утвержденных в установленном порядке Правительством федеральных целевых программ направлена, прежде всего, на развитие социальной инфраструктуры, рациональной системы экономического грегулирования, обеспечение внутренней и

6 внешней безопасности, на активизацию инструментов стимулирования инновационной активности.

Эффективное решение этих задач требует повышения роли конституционно-правового регулирования бюджетных отношений, разработки конкретных правовых механизмов реализации конституционных принципов в бюджетной сфере.

В настоящее время в рамках и на основе Конституции России создается законодательная база для разграничения полномочий и предметов ведения федерального центра, субъектов Федерации и местного самоуправления. С 2007 г. все уровни власти будут иметь полномочия, полностью обеспеченные финансированием. Принят базовый Федеральный Закон Российской Федерации от 5 августа 2004 года №120 «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования междюбжетных отношений»1, в соответствии с которым устанавливаются новые бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Федеральный Закон развивает и конкретизирует правовые механизмы реализации конституционных принципов, укрепляет единство бюджетной системы Российской Федерации.

Регионы Российской Федерации стоят перед началом крупномасштабной реформы региональной и местной власти. Требуется в этой связи сохранить уровень социальной защиты населения, динамику повышения заработной платы бюджетникам, из общего числа которых две трети финансируются из региональных и местных бюджетов. Региональным властям необходимо выработать такую систему социальной зашиты, которая позволила бы заменить действующую систему без ущемления конституционных прав и свобод граждан, без социальных потрясений.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством. Решение социальных проблем становится главным условием экономического роста. К этим проблемам относится, в частности,

1 СЗ РФ.2004.№39.Ст.3535

7

сокращение уровня бедности в 2007 г. до 10-12% населения против 20,5% в 2003 г.; резкое усиление развития малого бизнеса, прежде всего, в сферах инноваций и услуг для населения.

Цель диссертационного исследования состоит в комплексном анализе конституционно-правового обеспечения механизма регулирования бюджетных отношений в условиях реформируемой экономики, в повышении эффективности бюджетных отношений на основе использования конституционных принципов.

Указанная цель достигается путем решения следующего комплекса задач:

- рассмотрение основных этапов развития бюджетной системы в России в 1991-
2004 г.г.; анализ проблемы асимметрии в бюджетных отношениях Российской
Федерации и ее субъектов в условиях действия Конституции Российской Федерации
1993 г.;




8

уровнями бюджетной системы и осуществления бюджетного процесса в субъектах Федерации;

- характеристика целей государственного управления, включая бюджетную
политику, как основы совершенствования правового регулирования бюджетных
отношений, разработки мер, способствующих более полной реализации
конституционных принципов и норм в процессе правового регулирования бюджетных
отношений.

Состояние разработанности темы диссертации. Несмотря на признание отечественными юристами в области финансового права значимости исследования проблем конституционных основ бюджетных отношений, эти проблемы пока не подверглись комплексному научному анализу и в целом не получили должного теоретического разрешения.

В бюджетном праве данной проблеме посвящен ряд работ. Исследованию общих вопросов бюджетного права посвящены труды М.И. Пискотина. Анализ субъектов бюджетных правоотношений и других аспектов правового регулирования бюджетных отношений дается в работах НИ. Химичевой. С позиций государственного управления большой вклад в понимание сущности и роли бюджета для современного государства внесли ОЛ Горбунов, ЯК. Воронова, ЮВ. Другова, ТБ. Конюхова, ЮА Крохина. Вопросы правового регулирования бюджетных отношений рассматриваются в работах ВВ. Бесчеревных, К.С. Вельского, EJO. Грачевой, МА Гурвича, Т.С. Ермаковой, MB. Карасевой, АЛ Козырина, ЮА

9

Крохиной, И.И. Кучерова, НА Куфаковой, ТВ. Петровой, ЕА Ровинского, АД. Селюкова, ГЛ. Толстопятенко и др.

Проблемы регулирования межбюджетных отношений конституционньгми и административно-правовыми нормами затронуты в работах И.И. Веремеенко, ЮА Тихомирова и др.

Большое значение для анализа конституционно-правовьк аспектов бюджетной деятельности, путей совершенствования правового обеспечения бюджетной системы РФ имеют труды ученых: ГБ. Атаманчука, ИЛ. Бачило, ВГ. Вишнякова, HJVL Казанцева, ЮМ Козлова, OJE. Кутафина, ТВ. Мальцева, АФ. Ноздрачева, ЮЛ Скуратова, ВМ. Патрушева, В А Прокошина, В.В. Таболина, В Л Фадеева и др.

Важный вклад в разработку бюджетной проблематики внесли ученые экономисты. В частности, можно выделить труды AM. Бабича, ОН. Бетина, ОГ. Бежаева, О.В. Врублевской, Г.Б. Поляка, АГ. Игудина.

Вместе с тем, отсутствует целостная теоретическая концепция для решения правовых вопросов воздействия Конституции России на бюджетную систему Российской Федерации. До настоящего времени внимание представителей конституционного права к данной проблеме остается все еще недостаточным, их усилия сосредоточиваются в основном на анализе отдельных аспектов этой актуальной темы. Следует в этой связи констатировать наличие целого ряда пробелов в разработке конституционных основ бюджетных отношений.

Объектом исследования послужили положения Конституции Российской Федерации, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные акты органов местного самоуправления, опосредующие бюджетный процесс в Российской Федерации.

Предметом диссертационного исследования являются конституционно-правовые основы бюджетных отношений, в частности, взаимоотношения Российской Федерации и российских регионов (территорий), складьшающиеся в бюджетной сфере.

10

Теоретическая и методологическая база исследования представлена комплексом научных методов, позволяющих достичь научных результатов в процессе исследования воздействия конституционных прав на динамику функционирования бюджетной системы России.

Содержание работы базируется на принципах диалектики, взаимосвязанности и взаимообусловленности всех социальных процессов, включая бюджетную сферу. В процессе работы над диссертацией автором применялся системный анализ, а также методы сравнительного анализа содержания нормативных правовых актов, конкретной практики функционирования бюджетных отношений на федеральном и региональном уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Метод сравнительного анализа бюджетного законодательства федерального, регионального и местного уровней позволил автору выявить общее и особенное в сфере конституционно-правового обеспечения бюджетных отношений. В исследовании применялись также формально-юридический, функционально-структурньш и социологический методы исследования.

Автор использовал достижения конституционного, административного и финансового отраслей права. Фактологическую базу диссертационного исследования составили данные статистических сборников, материалы газетных и журнальных публикаций, материалы органов государственной власти, посвященные решению проблем бюджетных отношений.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что она является первой в современной отечественной литературе работой, посвященной комплексному, системному исследованию конституционных основ правового регулирования бюджетных отношений в условиях действия принятой в 1993 г. Конституции Российской Федерации.

Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие положения и выюды, обладающие научной новизной, имеющие практическое значение и выносимые на защиту:

11

  1. Выявлена специфика бюджетных отношений как составной части конституционно-правовой системы Российской Федерации, определены особенности механизма, форм и методов правового регулирования бюджетных отношений. Обоснована и предложена концепция совершенствования правового института бюджетных отношений на основе принципов конституционного права Российской Федерации, даны рекомендации по проведению в соответствие положений бюджетного законодательства с положениями Конституции России.

  2. Впервые в научный оборот введен целостный комплекс законов и законодательных актов, опосредующий бюджетный процесс в Российской Федерации на всех уровнях бюджетной системы. Определены конкретные пути для более конкретной реализации конституционных положений, включая отношения между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по поводу реализации бюджетного федерализма и принципа автономии местных бюджетов, распределения доходов и расходов между бюджетами по уровням бюджетной системы и последующего перераспределения доходов между нижестоящими бюджетами бюджетной системы.

  3. Разработаны концептуальные основы конституционного обеспечения реформы взаимоотношений между органами власти различного уровня в бюджетно-налоговой сфере. Подчеркивается, в частности, что правовое воздействие государства на бюджетные отношения является частью его управленческой деятельности, основанной на конституционньгх принципах и нормах. Научная новизна диссертации состоит и в том, что делается попытка раскрыть фундаментальный, определяющий характер конституционньгх принципов и норм на содержание финансовой и бюджетно-налоговой деятельности государства, что обеспечивает стабильность и эффективность самих бюджетных отношений.

  4. Проведена классификация и систематизация конституционных принципов правоюго регулирования бюджетных отношений, раскрыты содержание принципа

12

федерализма и специфика его отражения в бюджетной сфере, исследованы сущность и особенность проявления в бюджетной сфере принципа автономии местного самоуправления.

Праюпческая значимость исследования. Материалы дасх^ртации могут быть использованы для дальнейшего исследования проблем конституционно-правового регулирования бюджетных отношений, формирования правовых механизмов воздействия конституционных норм и принципов на реформирование бюджетной системы, разработки практических мер по повышению эффективности этой системы.

Сформулированные в диссертации выводы имеют теоретическое и практическое значение. Они могут быть учтены в деятельности государственньгх и муниципальных структур, занимающихся подготовкой и реализацией бюджетов всех уровней, а также использованы в преподавании в высшей школе, в подготовке руководящих кадров в системе государственного и муниципального управления.

Сгрукггура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

13

  1   2   3   4   5   6   7


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации